Содержание:
Проблема отбора репертуара для детского исполнительства
Характеристика репертуара, рекомендуемого для детского исполнительства, может быть осуществлена с учетом особенностей этой деятельности у детей.
Напомним, что развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в исполнительстве осуществляется по двум параллельным направлениям:
1. развитие умений, необходимых для любого вида музыкального исполнительства, — адекватно реагировать на характер музыки; понимать (декодировать) музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;
2. развитие умений, необходимых для разных видов музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы как специальные технические: певческие, инструментальные, танцевальные.
Требования к репертуару, являющемуся содержанием задач первого направления, могут быть определены по уже знакомым вам принципам и конкретизированы.
1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Каждый ребенок вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация данного принципа в исполнительской деятельности предполагает изучение детских предпочтений, особенно в пении; анализ любимых ребенком песен. В том случае, если интересующий ребенка репертуар не вполне удовлетворяет педагогическим требованиям, то задача педагога — подобрать сходные по характеру, но доступные дошкольнику произведения.
Обратите внимание на тот факт, что часто ребенка привлекает даже не столько сам «взрослый» репертуар, сколько «антураж», обстановка увиденного по ТВ музыкального шоу.
Ведь и песни детского репертуара вполне могли бы войти в программу концертов «Песня года» или «Евровидение».
2. Принцип учета деятельностной природы ребенка. В данном случае этот принцип может быть реализован:
· путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность реализации желания участвовать в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности ее результатов, что предполагает подбор педагогом специального репертуара, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями;
· в процессе организации интегративных видов музыкального исполнительства, когда ребенок имеет возможность выбора того или иного вида музыкальной деятельности (например, постановка детской оперы позволяет соединить в коллективном исполнительстве любителей пения, танцев, драматизации).
3. Принцип учета эмоционального опыта ребенка при исполнении музыки, который выражается в подборе музыкальных произведений, учитывающих его эмоциональное состояние и переживания. Особенно это касается песенного репертуара. Текст песни должен быть близок эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Помощь педагога в понимании ребенком значения и смысла музыкального песенного образа — основное условие выразительности пения.
4. Принцип учета индивидуальных особенностей исполнения музыки ребенком. Особенности исполнения музыки определяются индивидуальным психотипом ребенка. Встречаются дети, которые комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, есть те, кто предпочитает коллективные танцы или пение в хоре. Заметим, что позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей. Поэтому педагогу важно знать, как сочетаются общие, индивидуальные и музыкальные проявления ребенка, и в соответствии с этим подбирать репертуар.
5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе исполнения музыки. Традиционными являются задачи по развитию музыкальных способностей и специальных певческих, танцевальных, инструментальных умений ребенка. Однако взгляд педагога на спектр этих задач может быть существенно расширен. Так, например, в процессе организации коллективных видов исполнительства (хорового пения, танцев, детского оркестра) можно ориентироваться на развитие положительных взаимоотношений детей в группе, установление эмоционально-комфортного микроклимата. Педагогу важно понять результативность освоения ребенком исполнительской деятельности более широко, не замыкаться только на задачах музыкального воспитания.
Репертуар для детского исполнительства должен включать:
· музыку, специально сочиненную для детей;
· музыку «взрослых», соответствующую педагогическим требованиям.
Музыка, специально сочиненная для детей.Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. В первую очередь это относится к песенному репертуару. 30 — 60-е гг. прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, востребуемый и поныне (см. приложения 9, 10).
Что же такого уникального в этих песнях, которые поют уже пять поколений детей? Какие требования предъявляет детский голос к репертуару?
«Я не мелодист как Глинка. Мне легче написать симфонию, состоящую из 88 звуков, чем песенку из 7—8 тонов», — признавался С. Прокофьев.
Помимо высокой художественности, доступности текста к детской песне предъявляется ряд вокальных требований.
1. Учет диапазона детского певческого голоса (диапазон — расстояние между нижним и верхним звуками).
Диапазон голоса охватывает: в 2 года — 3 звука (ми — соль первой октавы); в 3 года — 4 звука (ми — ля первой октавы); в 4 года — 6 звуков (ре — си первой октавы); в 5 лет — 8 звуков (ре первой октавы — ре второй октавы); в 6 лет — 10 звуков (до первой октавы — ми-бемоль второй октавы).
2. Учет направления мелодии. Мелодия в песне может иметь разные виды направления (рисунок): горизонтальное, волнообразное, нисходящее, восходящее, переменное. В дошкольном возрасте рекомендуется использовать мелодии, имеющие переменное нисходящее и волнообразное направление.
3. Продолжительность музыкальной фразы. В связи с особенностями дыхания ребенка музыкальные фразы в песнях для детей должны быть непродолжительны.
Продолжительность пения на одном дыхании составляет: в 3 года — 1 такт (2 с); в 4 года — 2 такта (4 с); в 5 лет — 3 такта (6 с); в 6 лет — 4 такта (8 с).
4. Учет интервалики. Детям дошкольного возраста доступны интервалы: секунда, терция, кварта, квинта. Более сложными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата.
5. Учет вокальности текста. Текст песни должен быть удобным для пения, т.е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.
Ярчайшим примером музыкального пособия для дошкольников является «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной и Е. Тиличеевой. Эта уникальная книга, созданная в 1960-е гг., явилась результатом исследований лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
Значение «Музыкального букваря» определяется его направленностью на подготовку детей к освоению нотной грамоты и развитие комплекса музыкальных способностей дошкольников. Ребенок, занимающийся по «Музыкальному букварю», учится различать звуки по высоте и длительности, определять направление мелодии.
«Музыкальный букварь» составлен в соответствии со следующими принципами:
1. доступности — все песни написаны в пределах диапазона детского голоса и могут быть исполнены детьми;
2. наглядности — слуховые образы, возникающие у детей в процессе восприятия, подкрепляются зрительными, ярко изображенными в «Букваре»;
3. последовательности, постепенности усложнения задач.
Детский песенный репертуар долгие годы не обновляется. К сожалению, многие песни утратили актуальность содержания для современного дошкольника. В этом причина того, что дети редко исполняют в самостоятельной деятельности старые песни, разучиваемые на музыкальных занятиях. Новые же музыкальные произведения, предлагаемые современными поэтами и композиторами, как правило, трудны для детского пения, поскольку не соответствуют вышеуказанным требованиям.
Музыка «взрослых», соответствующая требованиям детской исполнительской деятельности. Эта музыка в большей степени используется в музыкально-ритмической деятельности, в музыкальных играх.
Особый потенциал детского исполнительства заложен в народной музыке — песнях, попевках, хороводных играх. Эти произведения представляют собой синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников. Многовариационный характер народной музыки содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной исполнительской деятельности.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 50 ; Нарушение авторских прав
Песенный материал и требования к его подбору
Библиографическая ссылка на статью:
Остапчук Н.А., Остапчук Е.Н. Основные принципы отбора песенного материала // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58955 (дата обращения: 23.09.2018).
На современном этапе развития общества, иностранному языку в школе отводится приоритетное внимание. Это связано с экономическими, политическими и культурными планами и контактами нашей страны. Задача учителя – научить ученика правильно, логично и быстро излагать свои мысли на иностранном языке, научить легко вступать в процесс коммуникации.
Для работы над данным явлением существует огромное количество методов и приемов обучения, которые, несомненно, дают высокий результаты. Но, к сожалению, не все из них нравятся детям, не все интересны для них. Поэтому стало необходимым подбирать такие средства работы, которые бы поднимали интерес у учеников и были более доступны.
Одним из таких средств можно считать музыку и песни. На улицах, в обществе, дома, по телевизору – везде мы слышим музыку на иностранном языке. Поэтому учителя иностранных языков включили музыкальный материал в свою педагогическую деятельность. Музыка ненавязчиво, игриво, легко и непринужденно может оказать помощь учителю в обучении. Ее восприятия не утомляет детей, а, наоборот, вызывает интерес и участие в уроке.
Психологи расценивают музыку как один из самых эффективных способов воздействия на чувства человека. Часто у детей возникают определенные ассоциации с тем, о чем поется, поэтому учитель должен так грамотно подбирать этот материал, чтобы ученики могли узнать о культуре, бытовой жизни, мировоззрении народа, язык которого они изучают.
Соловова Е.Н. отмечает, что “любая песня – это слова, положенные на музыку” [1, с. 115]. Следовательно, в процессе обучения иностранному языку необходимо опираться на систему работы над текстом. Также следует обратить внимание на то, что текст в песне может нести в себе больший или меньший смысл, быть значимым/незначимым в смысловом отношении.
В своей работе учителю лучше не использовать песенный материал, который примитивен по содержанию или не имеет смысла в своем содержании; включает слова и выражения, связанные с пропагандой жестокого отношения к людям, животным, повествует о насилии и т.д.; содержит большое количество употреблений жаргонных, сленговых выражений, которые не соответствуют языковым нормам.
Приоритетными в использовании являются песни, которые рассказывают о культуре, обычаях, традициях, исторических фактах страны изучаемого языка; располагает к обсуждению некоторых факторов жизни людей и государства; легок в усвоении, т.е. мелодичен и ритмичен, не содержит сложного, “замудренного” лексического материала; является полноценным произведением для реализации основных задач обучения: знание лексики и грамматических структур языка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уроках учителю лучше использовать “выигрышные” песни.
Но текст в песне – это еще не все, на что должен ориентироваться учитель иностранного языка. Песня должна быть максимально музыкальной, обладать умеренным ритмом, удобным для учеников, хорошо “пропеваться”. Во всем многообразии песенного материала можно выделить песни, которые созданы не для пения, а для танцев. В таких песнях не особо важен смысл, основное внимание уделяется мелодии, под которую предстоит двигаться детям. Конечную цель использования музыки на уроке определяет сам учитель, учитывая при этом все вышесказанное.
Никитенко З.Н. указывает, что песенный материал:
— способствует реализации культурологического компонента обучения;
— воздействует на эмоциональную и мотивационную сферу личности;
— помогает формированию и совершенствованию слухо-произносительных, интонационных и лексико-грамматических навыков и умений, предусмотренных программой;
— при отборе песенного материала обязательно учитываются возрастные особенности и интересы учащихся [2, с. 17].
Многие ученые-лингвисты рассматривали вопросы использования музыки на уроках иностранного языка. Использования такого материала положительно сказывается на настроении, эмоциях и, конечно, же мотивации учеников к изучению языка. Учителем должна проводиться огромная работа по отбору материала, включающая знания о возрастной группе детей, классе, интересах группы, индивидуальных предпочтений. Учитывая все это, учитель поймет как и что именно лучше разучить с детьми, как сделать так, чтобы эта песня чему-то научила их.
Известно, что области применения песен разнообразны. Учителем могут быть подобраны песни не только к учебному занятию, но и к внеклассному или школьному мероприятию. Песни на иностранном языке на таких мероприятиях демонстрируют всем присутствующим высокий уровень владения иностранным языком. Песни для таких мероприятий больше ориентируются на смысл слов, чем на мелодику, их подбор заставляет учителя пересмотреть много вариантов для того, чтобы выбрать лучший и наиболее подходящий.
Песня может быть использована на любом из этапов урока. Ее выбор и размещение в структуре урока зависит от выбора методической задачи учителя.
Для развития фонематического слуха, тренировки произношения звуков и букв, песня может использоваться на фонетической зарядке.
Чаще всего песня присутствует в составе основных этапов урока: введение новой лексики, новых грамматических конструкций, задания и упражнения по тренировке отдельных навыков и умений, сопоставление и выявление нужного языкового материала из общего текста, сравнение и анализ текста, закрепление материала и многое другое.
Песни могут быть использованы на этапе рефлексии, подведении итогов изученной темы, раздела.
Также музыкальный ряд может выступать на этапе релаксации как в середине, так и в конце урока. В такие моменты песня – незаменимый помощник учителя. Она позволяет отвлечься, но в то же время не выпадать из урока, оставаясь участником языкового общения.
Чтобы использование песен на уроке иностранного языка носило только результативный характер, необходимо учитывать основные принципы отбора песенного материала, разработанные Солововой Е.Н.:
1) принцип аутентичности, связанный с критерием культурологической ценности и обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся;
2) принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов школьников;
3) принцип методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений учащихся, который обеспечивается соответствием письменного материала тематике устной речи и чтения и другим программным требованиям обучения на данном этапе.
4) принцип наличия проблематики при выборе музыкального материала.
5) принцип познавательной ценности [1]
Принцип аутентичности носит первичный характер, т.к. песня – это всегда культурная ценность народа и страны в целом. На этом этапе могут встретиться новые, непонятные слова и выражения, которые необходимо разъяснить учителю. Эти словоупотребления напрямую связны с разговорной речью, которая включает в себя большое количество сокращений, пропусков или же добавления специальных слов, требуемых для большей мелодичности текста, его слаженности. Таких моментов в разговорной речи встречается очень много. Знакомство с ними знакомит ученика с непосредственной манерой общений иностранцев, становится примером и образцом разговора, готовит учащихся к восприятию такой “ненормированной” речи на слух.
Комарова Ю.А. указывает, что “отбирая песенный материал соответственно современным предпочтениям школьников, учитель повышает у обучаемых мотивацию учения и заинтересованность в самом изучении иностранного языка. Отобранный музыкальный материал должен обязательно придерживаться принципа воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов школьников” [3, с. 42].
Согласно этому принципу, можно сделать вывод о том, что при частом использовании песен на уроках иностранного языка, ученики быстрее, легче и качественнее усваивают материал урока. Это явление подчеркивает высказывание Августа Бебеля: “В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком” [4]. Учитель должен увидеть эти предпосылки в ребенке и начать формировать в нем заинтересованного, стремящегося к познанию человека.
Учитывая принцип методической ценности, учитель должен полагаться на необходимый фонетический, лексический и грамматический запас учеников. Чем он выше, тем сложнее тексты должен предлагать учитель. Но чаще все же песни используются для введения новой лексики, которая может быть использована в разговорной речи. Этот принцип является основным при реализации учебных задач на уроке.
Принцип проблематики заключается в наличии проблемы, проблемной ситуации, актуальной для учеников той или иной возрастной группы. Если материал будет дан просто, без каких-либо новых, неизвестных моментов, эффективность работы над таким материалом снизится. Должно быть что-то новое, интересное и познавательное, развивающее как кругозор, так и речевую активность детей. Постановка проблемной ситуации всегда давала высокие результаты в обучении.
Принцип познавательной ценности рассчитан а развитие интеллекта, миропонимания детей. Произведение должно иметь связь с действительностью, на основе которой может быть организовано обсуждение имеющихся образов и их художественного воплощения в произведении.
Таким образом, для оптимизации процесса формирования иноязычной языковой компетенции необходимо использовать музыкальный и песенный материал последовательно и методически обоснованно. Опираться на разработанные и утвержденные принципы отбора песенного материала. Подходить к этому ответственно и внимательно, учитывая возрастные особенности, потребности и интересы учеников. Использовать все многообразие методов и приемов для достижения наилучших результатов. Это поможет учителю в реализации его конечной цели – научить говорить, слышать и слушать речь на иностранном языке.
Сайт для воспитателей детских садов
Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.
Вокально-хоровое пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании детей. Основная цель вокально-хорового пения – воспитание у детей певческой и общемузыкальной культуры. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны и заключаются в развитии музыкально-творческой деятельности,певческих коммуникативных навыков, музыкальных способностей, в формировании устойчивого интереса к пению, способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором надо приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Важно не допускать громкого пения детей, крика, пения на улице в холодную и сырую погоду.
Целесообразно тщательно продумать весь вокально-хоровой репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих воспитательное и познавательное значение.
Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.
Необходимо использовать мелодии из классических произведений, удобных для воспроизведения детьми, для распеваний.
Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, мы должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и др.
Вопрос же доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.
Практика показывает, что некоторые педагоги формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков. Необходимо, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.
Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.
Анализируя основные образовательные программы дошкольного образования: «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы», «Истоки», можно сделать вывод о том, что во всех программах в разделе «Музыкальное развитие» присутствует вокально-хоровое направление, имеются и свои особенности. Особенность программы «Детский сад 2100» — синтез искусств. Дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства. Содержание образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.
Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы — развитие музыкальной культуры дошкольника. Каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.
Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами.
Но репертуар по данному направлению в данных программах не достаточно насыщен и разнообразен. В результате приходится использовать дополнительные, парциальные программы по музыкальному воспитанию.
Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям.
Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.
Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.
Программа «Камертон» Э.П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Музыкальное воспитание и обучение — это первая, вторая и третья ступени, а ступени музыкального обучения, воспитания и развития с четвертой по седьмую. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки. Авторы спроектировали модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.
Многие педагоги используют в практике парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп для детей от 3до7 лет. Наличие музыкального материала устраняет проблему поиска нотного материала. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. Вокально-хоровой репертуар соответствует всем требованиям музыкального воспитания.
Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Вокально-хоровой репертуар усложняется с каждым возрастным этапом, добавляются новые формы, приемы. На слайде представлены направления работы по вокально-хоровому пению по возрастным группам:
Для детей 3-4 лет . в первую очередь используется фольклор. П опевки и песенки включают в качестве упражнений, распеваний и подпеваний, они построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту.
Используются песенки «Петушок», «Ладушки», «Птичка», «Солнышко-ведрышко», музыка В.Карасевой, и многие другие; Упражнения на развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Петушок, курочка и цыпленок»; на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо», «Веселые дудочки».
Для детей 4-5 лет. В качестве упражнений на развитие слуха и голоса в этом возрасте используются песенные импровизации мелодий на заданный текст. Например: «Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты»;
Игры с пением «Огородная-хороводная», муз. Б.Можжевелова, «Гуси-лебеди и волк», муз. Е.Тиличеевой.
Песенное творчество: «Котенька-коток», р.н.п.; «Лошадка», «Марш», муз. А.Гречанинова.
Песни: «Как на тоненький ледок», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», р.н. песни.
Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Андрей-Воробей», «Зайка».
Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Ступеньки».
Упражнений на развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
Песни: «Барабан», муз. Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», муз.А.Александрова; «Голубые санки», муз. М.Иорданского.
Игры с пением: «Ворон», р.н.м; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева.
Хороводы: «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», р.н.п.
Песни из мультфильмов советских композиторов Ю. Чичкова, В.Шаинского, Б.Савельева.
Для детей 6-7 лет. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Скок-поскок», «А я по лугу».
Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Звуки разные бывают», «Подумай, отгадай».
Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко; «Праздник Победы», «Брат- солдат» муз. М. Парцхаладзе;
Игры с пением: «Плетень», «Теремок», р.н.п; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Хороводы: «На горе-то калина», р.н.п.; «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик.
Песни из мультфильмов советских композиторов.С детьми данного возраста можно работать над инсценировками и музыкальными спектаклями. Например, «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?», р.н.м.; «Золушка», «Муха-цокотуха», муз. М.Красева.
Правильный подбор песенного материала (с включением в него народных песен, произведений классиков, советских и зарубежных, а также современных композиторов), применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей способствует воспитанию у них чувств патриотизма и расширяет их кругозор.
Работая в этом направлении, воспитанники могут себя проявить в конкурсах певческого мастерства различного уровня.
Методическая разработка на тему «Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива»
Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива
Начнем освещение темы с подбора детского певческого репертуара.
Вокальный репертуар составляется на основе следующих критериев:
1. Соответстивие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса.
2. адекватность психологическим особенностям учащихся (соответствие возрасту)
3. высокий уровень художественных достоинств
4. небольшой объем произведений
5. образные и жанровые контрасты выбранных произведений
6. воспитател ьная направленность
Репертуар должен быть не таким, на котором можно поучиться чистоте интонирования, многоголосному пению, вокально-певчиским навыкам. В первую очередь он должен быть интересным, ярким, современным в гармоническом складе, иметь красивый, содержательный текств, гибкую динамику, контрастность по характеру. Репертуару, как одному из факторов эстетического воспитания обучающихся, отводится значительная роль.
1.Ознакомительный (дети знакомятся с предложенными вариантами песен)
2. Тематический песенный репертуар (подбор песен для традиционных праздников)
3. Для концертной деятельности
В развитии музыкальной культуры детей большое место должно отводиться расширению его музыкального кругозора, для этого нада применять разнохарактерный репертуар. Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные песни на общественную тематику.
Детский репертуар должен быть подобран в соответствии с определенными принципами:
-носить воспитательный характер. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труде, дружбе и товариществу и тд.
-соответствие возрастным особенностям
-быть разнообразным по характеру, содержанию
-должен пробуждать интерес к вокальному искусству
-песни должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста
-мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру
-тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
— Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство все же умеренные. Ритм мелодий песен должен быть простым – состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.
Углулению качественного исполнения произведений должен содействовать дидактический принцип постепенности в обучении, принцип постепенного усложнения репертуара. Каждая последующая песня была несколько сложнее предыдующей ( в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Не завышать реальные исполнительские возможности ученика,это может зафиксировать в сознании представление о пении, как о тяжелом труде. Иногда педагог сознательно вводит в репертуар произведения, явно завышая их по трудности. Это делается для того, чтобы вовлечь ученика в активную работу и помочь раскрыться с неожиданной стороны. Такие эксперименты можно ставить в тех семестрах, которые не заканчиваются экзаменом.
В основном, должны быть пьесы, которые дети могут освоить самостоятельно, что придаст чувство уверенности в себе. Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной – к песне со вступлением, заключением. При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и тд.Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей.
— Песни должны соответствовать дидактичесим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно – соло или хором. Каждая песня должна двигать ансамбль вперед в приобретении тех или иных навыков или закреплять их.
Если в ансамбле занимаются дети без музыкального образования, то не надо стараться брать очень сложные песни, это может оказаться неразрешимой задачей, может привести к утомлению, в некоторых случаях даже к отчуждению от пения.
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает их содержание в целом. Все это углубляет его представление об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни.Песни. воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающее пение птиц. Однако эти изобразительные моменты нельзя использовать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучанием. Основное в музыке – выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.
При выборе песен надо исходить из:
— плана педагогической работы;
— интересов детей, которыми они живут в данное время;
— доступности детскому восприятию.
Педагогическая функция репертуара
Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций.
Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов, драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.
Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельного творчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественными произведениями искусства.
Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.
Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых, «приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.
Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным, тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения, инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности. Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть приспособления для художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьес имеет первейшее значение.
Естественно, что произведение, созданное специально для художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки, дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.
При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, с первых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборе репертуара не копировала его, а искала свои специфические подходы в решении этого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, из классического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духу времени и настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходе развития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску и возможности реализации в современных условиях.
Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.
Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).
Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:
«Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».
Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.
Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.
Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.
Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает связь хора с народом, ее силу и глубину. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем.
Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле.
На репертуаре растут хоры, а их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся ваша музыкальная культура.
Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу – театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.
Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.
Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.
Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.
Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.
В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.
Огромное воспитательное значение имеют произведения революционной тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность.
Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современные средства массовой информации нивелируют региональные особенности художественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомится широкая аудитория. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности.
Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.
Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельных исполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получает реальные формы существования, — все это должно рассматриваться руководителем только с одной позиции – раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания.
Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события, происходящие в том или ином районе. В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса.
Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.
Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и доступной школой музыкального воспитания народа.
Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.
Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы. Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его общественные и эстетические идеалы.
Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо.
Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора.
Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда отражает тот или иной организационный метод работы народного самодеятельного хора.
По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор может быть смешанным.
Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с любым составом.
Основой творчества народного хора является народное искусство во всем его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.
Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой или оркестровый коллектив.
Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.
Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.
Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональных сочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельного коллектива. Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такую возможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самому коллективу.
Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.
Список использованной литературы:
А.С. Каргин. «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». Москва, «Просвещение», 1984
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».
Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива
Начнем освещение темы с подбора детского певческого репертуара.
Вокальный репертуар составляется на основе следующих критериев:
1. Соответстивие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса.
2. адекватность психологическим особенностям учащихся (соответствие возрасту)
3. высокий уровень художественных достоинств
4. небольшой объем произведений
5. образные и жанровые контрасты выбранных произведений
6. воспитател ьная направленность
Репертуар должен быть не таким, на котором можно поучиться чистоте интонирования, многоголосному пению, вокально-певчиским навыкам. В первую очередь он должен быть интересным, ярким, современным в гармоническом складе, иметь красивый, содержательный текств, гибкую динамику, контрастность по характеру. Репертуару, как одному из факторов эстетического воспитания обучающихся, отводится значительная роль.
1.Ознакомительный (дети знакомятся с предложенными вариантами песен)
2. Тематический песенный репертуар (подбор песен для традиционных праздников)
3. Для концертной деятельности
В развитии музыкальной культуры детей большое место должно отводиться расширению его музыкального кругозора, для этого нада применять разнохарактерный репертуар. Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные песни на общественную тематику.
Детский репертуар должен быть подобран в соответствии с определенными принципами:
-носить воспитательный характер. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труде, дружбе и товариществу и тд.
-соответствие возрастным особенностям
-быть разнообразным по характеру, содержанию
-должен пробуждать интерес к вокальному искусству
-песни должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста
-мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру
-тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
— Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство все же умеренные. Ритм мелодий песен должен быть простым – состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.
Углулению качественного исполнения произведений должен содействовать дидактический принцип постепенности в обучении, принцип постепенного усложнения репертуара. Каждая последующая песня была несколько сложнее предыдующей ( в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Не завышать реальные исполнительские возможности ученика,это может зафиксировать в сознании представление о пении, как о тяжелом труде. Иногда педагог сознательно вводит в репертуар произведения, явно завышая их по трудности. Это делается для того, чтобы вовлечь ученика в активную работу и помочь раскрыться с неожиданной стороны. Такие эксперименты можно ставить в тех семестрах, которые не заканчиваются экзаменом.
В основном, должны быть пьесы, которые дети могут освоить самостоятельно, что придаст чувство уверенности в себе. Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной – к песне со вступлением, заключением. При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и тд.Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей.
— Песни должны соответствовать дидактичесим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно – соло или хором. Каждая песня должна двигать ансамбль вперед в приобретении тех или иных навыков или закреплять их.
Если в ансамбле занимаются дети без музыкального образования, то не надо стараться брать очень сложные песни, это может оказаться неразрешимой задачей, может привести к утомлению, в некоторых случаях даже к отчуждению от пения.
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает их содержание в целом. Все это углубляет его представление об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни.Песни. воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающее пение птиц. Однако эти изобразительные моменты нельзя использовать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучанием. Основное в музыке – выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.
При выборе песен надо исходить из:
— плана педагогической работы;
— интересов детей, которыми они живут в данное время;
— доступности детскому восприятию.
Педагогическая функция репертуара
Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций.
Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов, драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.
Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельного творчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественными произведениями искусства.
Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.
Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых, «приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.
Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным, тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения, инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности. Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть приспособления для художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьес имеет первейшее значение.
Естественно, что произведение, созданное специально для художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки, дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.
При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, с первых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборе репертуара не копировала его, а искала свои специфические подходы в решении этого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, из классического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духу времени и настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходе развития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску и возможности реализации в современных условиях.
Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.
Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).
Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:
1. «Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».
2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.
3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.
4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.
Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает связь хора с народом, ее силу и глубину. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем.
Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле.
На репертуаре растут хоры, а их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся ваша музыкальная культура.
Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу – театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.
Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.
Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.
Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.
Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.
В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.
Огромное воспитательное значение имеют произведения революционной тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность.
Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современные средства массовой информации нивелируют региональные особенности художественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомится широкая аудитория. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности.
Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.
Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельных исполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получает реальные формы существования, — все это должно рассматриваться руководителем только с одной позиции – раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания.
Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события, происходящие в том или ином районе. В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса.
Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.
Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Русская песня
Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и доступной школой музыкального воспитания народа.
Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.
Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы. Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его общественные и эстетические идеалы.
Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо.
Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора.
Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда отражает тот или иной организационный метод работы народного самодеятельного хора.
По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор может быть смешанным.
Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с любым составом.
Основой творчества народного хора является народное искусство во всем его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.
Заключение
Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой или оркестровый коллектив.
Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.
Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.
Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональных сочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельного коллектива. Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такую возможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самому коллективу.
Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.
Список использованной литературы:
1. А.С. Каргин. «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». Москва, «Просвещение», 1984