Лицензия москомнаследие

Содержание:

Перепланировка в доме памятнике

Для собственников квартир в домах, которые представляют особую историческую ценность, перепланировка может вызвать больше трудностей, чем в обычных типовых домах, в первую очередь по причине того, что согласовать изменения в квартире необходимо дополнительно в Департаменте культурного наследия города Москвы. Кроме того, выполнять проектную документацию может только организация имеющая лицензию от Министерства культуры Российской Федерации.

Основные сложности при перепланировке в доме памятнике

Сложность и основное отличие согласования перепланировки в доме памятнике в том, что помимо основного пакета документов, который необходим для любой перепланировки, необходимо подготовить дополнительные документы, к примеру, фотомонтаж того, что мероприятия запланированные вами никак на затронут фасад дома-памятника, а также сам проект по своему составу значительно отличается от стандартного проекта перепланировки, да и называется он по другому — проект приспособления.

Очевидно, что дома-памятники были построены очень давно, иначе бы вряд ли они носили такое гордое звание, соответственно степень износа несущих конструкций или инженерных систем может быть различной, из чего вытекают трудности на стадии разработки проектной документации. Даже к сносу ненесущих стен в домах-памятниках необходимо относится с особой осторожностью, так как в большинстве случаев данные стены являются разгружающими перегородками.

Также, стоит отметить, что большая часть данных исторических построек имеют деревянные перекрытия, что на практике вызывает массу споров при анализе тех мероприятия, которые предусмотрены проектом перепланировки, который как мы уже упомянали даже называется иначе в случае с домом-памятником — проект приспособления памятника для современного использования.

Процедура согласования перепланировки в доме памятнике

Ключевая задача собственника, согласно действующему закону про объекты культурного наследия, заключается в том, чтобы перепланировка никак не повлияла на характеристики и внешний облик дома, который представляет культурно-историческую ценность.

Если Вы сомневаетесь в статусе вашего дома, то принадлежность его к выше упомянутым объектам можно узнать на официальном сайте Москомнаследия.

Давайте по пунктам разберем последовательность согласования перепланировки в доме-памятнике:

1) На первом этапе собственнику следует уточнить статус своего дома и предмет охраны. Дом может быть либо выявленным объектом культурного наследия, либо собственно самим памятником. В случае если дом выявленный объект культурного наследия, то предмет охраны еще не определен. То есть статус дома в некотором «подвешанном» состоянии. То есть дом как бы имеет признаки памятника, но пока еще не памятник и «когда то» должна пройти комиссия которая определит его точный статус. Если же дом памятник, необходимо понять что в нем охраняется. В подавляющем большинстве домов это фасад. Но в нашей практике бывали случаи, что охранялись и внутренние интерьеры (допустим в квартире есть какая то «исторически важная» лепнина. Узнать данную информацию вомзожно либо из «охранного обязательства» (Если оно есть. П риложением данного документа является « акт технического состояния », где представлена полная информация о состоянии конструкций, фасада и инженерных систем ), либо написав запрос в службу одного окна Москомнаследия.

Охранное обязательство:

2) Разработка проектной документации. Проект приспособления должна разрабатывать проектная организация, имеющая допуск лицензию от Министерства культурного наследия и допуск СРО. (Наша организация имеет оба данных документа).

3) Подача данной документации на рассмотрение в жилищную инспекцию. Жилищная инспекция направляет перед вынесением своего решения документацию в Москомнаследие на анализ.

4) В большинстве случаем Москомнаследие выдает положительное заключение, после чего жилищная инспекция выдает распоряжение на перепланировку. Однако Москомнаследие может потребовать дополнительно получение положительного заключения трих экспертов в области охраны памятников, что повлечет за собой еще дополнительные затраты.

5) Подача заявления на получение разрешения на проведение работ по перепланировки. Подается собственником в службу одного окна вместе со следующим пакетом документов (3 экз.):

  • документ удостоверяющий личность собственника (копия).
  • проект приспособления — 2 экз.
  • копия правоустанавливающих документов
  • нотариальная доверенность при необходимости
  • справка Мосгаз при престановке газовой плиты
  • справка банка при ипотеке

Если Вы хотите согласовать перепланировку в доме-памятнике, наша компания готова Вам в этом содействовать, мы можем как разработать проектную документацию для самостоятельного согласования, так и предоставить услугу по оформлению перепланировки в полном объеме.

Лицензия на разработку проектов приспособления при перепланировке квартир

В случае если перепланировка проводится в доме-памятнике то в соответствии с 508-ПП, для ее согласования требуется разработка проекта перепланировки от организации имеющей специальную лицензию.

И назвается она «Лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) .

То есть проекта перепланировки от проектной организации с допуском СРО не достаточно.
И жилищная инспекция если сдать на рассмотрение «обычный проект перепланировки» даст отказ.

Точнее процесс выглядит следующим образом:

1. Жилищная инспекция принимает на рассмотрение документы, пересылает их на рассмотрение в Москомнаследие.

2. Москомнаследие выдает отрицительное заключение в связи с тем что была сдана на рассмотрение проектная документация не в составе проекта приспособления, а в составе проекта перепланировки. (Так как проектная организация без лицензии от Министерства культуры, но с допуском СРО в соответствии с ним может изготовить только проект перепланировки)

3. И далее уже на основании отрицательного заключения Москомнаследия, выдаст отказ Мосжилинспекция.

Пример отказа вы можете видеть ниже:
Первый лист, это последняя страница из заключения Москомнаследия.
Второй, это последовавший за ним отказ Мосжилинспекции.

1 2

Вследствии этого, у собственников квартир, которые планируют согласовать перепланировку возникает некоторая сложность, так как 99 % проектных организаций не обладают не лицензией от Министерства культуры не опытом по разработке проектов приспособлений и соответственно не могут разработать данную документацию.

Наша же организация имеет данную лицензию и мы часто разрабатываем данную документацию, которая с успехом проходит согласование как в Жилищной инспекции, так и в департаменте культурного наследия города Москвы.

При необходимости и требовании департамента культурного наследия, мы можем также провести экспертизу данной документации у 3 акредитованых экспертов Москомнаследия.

Наша лицензия на разработку проектов перепланировок для объектов культурного наследия.

Обращайтесь, проведем бесплатную консультацию по согласованию перепланировок в домах-памятниках.

А также, при необходимости окажем помощь в разработке проектной документации в составе проекта приспособления.

Пример утверждения проектной документации по приспособлению к современному использованию квартиры в многоэтажном доме, являющегося объектом культурного наследия:

Приспособление объектов культурного наследия

Согласование перепланировки зданий, которые являются объектами культурного наследия

При любых перепланировках вышеупомянутых объектов следует учитывать индивидуальные особенности сооружения, с целью сохранения конструктивных и архитектурных параметров, собственно по этом причине, данным объектам и присвоили столь высокий статус. Эти требования распространяются на жилую и нежилую площадь.

Прежде всего, если по какой-то причине вы не уверены в статусе вашего дома, информацию о наличии соответствующего статуса у здания можно получить на интернет-ресурсе Москомнаследия. Законодательная база накладывает на владельца квартиры обязательство согласовать перепланировку в строениях, имеющих вышеупомянутый статус, разработать проект приспособления объектов культурного наследия (ППОКН) к современной функции, что значительно отличается от стандартного проекта перепланировки для типовых домов.

Разработка и содержание проекта

ППОКН должен включать в себя:

  • оригиналы актов с заключением историко-культурной экспертизы;
  • протокольную часть всех заседаний комиссии экспертов (копии);
  • если квартира относится к мемориальным или ремонтные работы по проекту вносят изменения в пропорциональные особенности, размеры и характеристики строения, требуется предоставить договор с экспертами и охранное обязательство (копии).

В случае необходимости проведения работ по перепланировке для физлица, необходимо предоставить с Москомнаследие следующий пакет бумаг: документ на доверенное лицо, заверенная нотариально копия договора и лицензии компании подрядчика, заверенная нотариально копия договора с проектной организацией, заверенная копия документации по проекту, в случае, если она не была разработана непосредственно в Департаменте Москомнаследия.

Смотрите так же:  Сколько стоит заверить нотариально документ

Процедура разработки ППОКН начинается с подачи заявления в единую службу «одного окна». На протяжении пятнадцати календарных дней оформляется заключение о допустимости перепланировки, содержащее подробную информацию о состоянии объекта до и после проведения перепланировочных работ, все необходимые расчетные данные, перечень проектных работ и дополнительные обследования, если этого требует проект.

Для оформления охранного обязательства также следует обратиться в службу «единого окна». Данный документ обременяет собственника рядом обязательств, среди которых поддержание предусмотренного соответствующими нормами состояния объекта и его инженерных систем. Собственник не имеет права препятствовать проверкам инспекторов Москомнаследия, которые проводятся не менее раза в два года.

Дополнительно, вместе с охранным обязательством, собственнику квартиры, подавшему заявление, выдается акт технического состояния, который содержит информацию о предмете охраны, основных характеристиках дома, текущем состоянии коммуникационный систем, внутренней отделки, несущих конструкций. Все необходимые бланки можно взять на сайте Москомнаследия. Заявления будут рассмотрены в течение сорока пяти дней, как прописано в регламенте, после чего собственник получает на руки акт технического состояния и охранное обязательство.

Наша Компания помимо разработки и согласования проектов перепланировок для типовых домов, занимается разработкой проектов приспособления объектов культурного наследия. Мы не первый год работаем в этой сфере и имеем все необходимые допуски для проведения соответствующих работ. За консультацией обращайтесь по телефону, указанному на сайте.

Лицензия ГИОП — Минкультуры(Росохранкультуры) — Реставрация и Проектирование реставрации Объектов культурного наследия

Внимание: фирмы с действующией лицензией Министерства Культуры РФ на деятельность по сохранению и реставрации памятников культурного наследия.

Оформление 5 рабочих дней.

Продажа. Разные варианты лицензируемых видов работ, проектирование, общестроительные работы, инженерия и электрика, реставрация и воссоздание деревянных и металлических конструкций, паркетных полов и скульптуры.

Участие в тендерах и выгодные контракты ждут вас.

Звоните и узнавайте детали сделки по телефону +7(812)983-60-90

Срок оформления – от 2-3 месяцев (возможно ускорение)

+7 (812) 309-88-96, +7 (812) 983-60-90

по всем вопросам лицензирования

  1. провести обучение и повышение квалификации персонала
  2. сформировать лицензионное дело в соответствии с требованиями Регламента Министерства Культуры РФ
  3. успешно пройти проверку
  4. получить лицензию

C 26.10.2017г. начнет действовать новое Положение по лицензированию деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Виды деятельности сокращены и изменены, а некоторые объединены в один пункт классификатора.

Новые виды классификатора по Лицензии Минкультуры РФ:

  • (1) Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
  • (2) Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
  • (3) Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.
  • (4) Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.
  • (5) Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
  • (6) Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
  • (7) Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.
  • (8) Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
  • (9) Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).
  • (10) Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
  • (11) Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.»

Изменились требования к штатным сотрудникам и руководителям компаний соискателей лицензии (лицензиатам).

1) Теперь, для оформления Лицензии по выполнению работ пункты 1, 3 — 10 нового классификатора (перечня), требуется:

  • для юридического лица — наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
  • для индивидуального предпринимателя — прохождение аттестации в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, а также наличие стажа работы в области сохранения объектов, необходимого для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) — индивидуальному предпринимателю;

2) для оформления Лицензии по выполнению работ, указанных в пунктах 2 и 11 пунктов нового классификатора (перечня), требуется:

  • для юридического лица — наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
  • для индивидуального предпринимателя — наличие профессионального образования, соответствующей квалификации и стажа работы в области сохранения объектов, необходимых для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) — индивидуальному предпринимателю;

Для переоформления ранее полученных лицензий Министрество Культуры РФ предоставляет срок — один год.

Срок действия не переоформленных лицензий истекает 26.10.2018г.

Срок рассмотрения заявления о переоформлении лицензии министерства Культуры РФ на выполнение работ по сохранению памятников культурного наследия составляет 45 рабочих дней.

Замена бланка обязательна для всех лицензиатов. Предварительно проводится аттестация руководителей и специалистов в соответствии с новыми изменениями Положения по лицензированию деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Прежние виды деятельности, действовавшие до утверждения нового Положения по лицензированию деятельности по сохранению и реставрации памятников культурного наследия Минкультуры РФ:

Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включает следующие работы:

  • 1. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
  • 2. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
  • 3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок.
  • 4. Реставрация и воссоздание штукатурной отделки.
  • 5. Реставрация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
  • 6. Реставрация, консервация и воссоздание поверхности из искусственного мрамора.
  • 7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
  • 8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций.
  • 9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
  • 10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
  • 11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям.
  • 12. Реставрация и воссоздание паркетных полов.
  • 13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем.
  • 14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов.
  • 15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
  • 16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели.
  • 17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву.
  • 18. Реставрация, воссоздание и консервация тканей, гобеленов и ковров.
  • 19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов.
  • 20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.
  • 21. Реставрация и воссоздание позолоты.
  • 22. Реставрация и воссоздание керамического декора.
  • 23. Реставрация и воссоздание мозаики.
  • 24. Реставрация и воссоздание янтарного набора.
  • 25. Реставрация и воссоздание графики.
  • 26. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи.
  • 27. Реставрация, консервация и воссоздание станковой живописи.
  • 28. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры.
  • 29. Реставрация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
  • 30. Приспособление инженерных систем и оборудования.
  • 31. Приспособление систем электрообеспечения
  • Необходимые документы для получения Лицензии ГИОП — Минкультуры, Росоханкультуры, (Реставрация объектов культурного наследия)

    Нотариально заверенные копии:

    1. Устав
    2. Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр
    3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
    4. Справка из ГосКомСтата (коды ОКПО)
    5. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (давность не более 3-х месяцев)
    6. Если были какие-либо изменения в учредительных документах, то текст изменений + регистрация(свидетельство)
    1. Решение о создании или протокол собрания учредителей о содании юридического лица;
    2. В лицензии также указываются адреса осуществления лицензируемых видов деятельности. Так что необходимо предоставление договора аренды. Адресов может быть несколько. Договор аренды на офис + копия свидетельства о собственности арендодателя, заверенные печатью арендодателя. Если помещение находится в собственности, то необходимо нотариально заверенное свидетельство о собственности.
    3. Дипломы и трудовые книжки специалистов, работающих у Вас.

    С 22 января 2015 г. вступит в силу ФЗ от 22.10.2014 N 315 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Смотрите так же:  Мтс 20 возврат на телефон

    Статьей 45 пунктом 6 данного Федерального закона утверждается порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, который гласит:

    «Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

    СОГЛАСОВАНИЕ В ДЕПАРТАМЕНТЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

    РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ И ИХ СОГЛАСОВАНИЕ В МОСНАСЛЕДИИ

    Большое количество строений в Москве имеют статус исторических, либо находятся в зонах представляющих историческую ценность. Согласования существенных изменений на объектах культурного наследия, достаточно сложны и длительны и требуют детальной предварительной подготовки.

    Наши специалисты имеют большой опыт согласований в комитете по культурному наследию до получения разрешений на работы на объекте, ВСЕ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРОИЗВОДЯТСЯ НА ОСНОВАНИИ ИМЕЮЩЕЙСЯ ЛИЦЕНЗИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ.

    СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА В ДЕПАРТАМЕНТЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ может включать в себя:

    • историко-архитектурное обследование
    • составление технических заключений
    • разработку проектов перепланировки и их полнейших согласований с выпуском нормативных актов
    • выявление предмета охраны
    • разработку проекта приспособления
    • прохождение историко-архитектурной экспертизы согласования проектов
    • сопровождение заключения договора охраны
    • реставрационные работы на объектах

    В отдельных случаях согласовываем так же незаконно произведенные перепланировки, изменения фасадов, конфигураций объектов.

    Ключевая функция ведомства – определение и охрана объектов культурного наследия. Статус памятника, который департамент присваивает объекту, подразумевает ограничения при реставрации и использовании здания, а так же ограничения его назначения. Ремонт или реконструкция памятника архитектуры как здания так и помещений в памятнике не должен существенно менять их изначальный вид и планировку, не говоря уже об особо ценных элементах которые представляют историческую ценность.

    Нужна ли лицензия (СРО) для проведения строительно-монтажных работ

    Вопрос-ответ по теме

    Нужна ли лицензия (СРО) для проведения строительно-монтажных работ на объекте культурного наследия (памятники)?

    Да, для проведения строительно-монтажных работ на объекте культурного наследия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны иметь лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, памятников истории и культуры (пункт 3 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ). О том, что также необходимо знать подрядчику при проведении работ на территории объекта культурного наследия, читайте в рекомендации ниже.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

    «Подрядчику, который проектирует или проводит землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территории памятника или ансамбля, следует иметь в виду строгие правила, установленные для них Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон об ОКН).

    В чем заключается ограничение работ на территории объекта культурного наследия

    Ограничение заключается в том, что на территории памятника или ансамбля возможно проектирование и проведение только таких работ, которые направлены на сохранение данного памятника или ансамбля и (или) их территорий.

    Под работами понимаются следующие работы*:

    • землеустроительные;
    • земляные;
    • строительные;
    • мелиоративные;
    • хозяйственные
    • иные.

    К иным работам относится, например, прокладка нефтепровода (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2012 г. по делу № А75-5962/2011, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 15 мая 2012 г. оставлено без изменения).

    Внимание! (167,1679) Подрядчику необходимо иметь в виду, что понимается под строительными работами, которые не нарушают целостности памятника или ансамбля и не создают угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения*

    Согласно позиции судов, под этими работами не подразумевается возможность строительства нового объекта в границах памятника культурного наследия, а имеются в виду только ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2012 г. по делу № А36-3104/2011,постановлением ФАС Центрального округа от 26 сентября 2012 г. оставлено без изменения). Однако строительство нового объекта все же возможно, если применяются меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия: в проектах проведения таких работ должны быть предусмотрены разделы об обеспечении их сохранности, которые получили положительные заключения экспертизы проектной документации (п. 3 ст. 36 Закона об ОКН)*.

    Весьма непростой с точки зрения соблюдения требований, позволяющих проводить работы на территории памятника или ансамбля, является работа по возведению офисно-жилого комплекса.

    Пример из практики: суд удовлетворил заявление религиозной организации о признании незаконными действий Мосгосэкспертизы по согласованию проекта строительства офисно-жилого комплекса, поскольку такие работы создавали угрозу разрушения памятника в случае осуществления строительства согласно одобренной проектной документации

    Правительство г. Москвы выпустило постановление, согласно которому было предусмотрено строительство офисно-жилого комплекса (постановление правительства г. Москвы от 29 октября 2002 г. № 889-ПП). Мосгосэкспертиза согласовала проект строительства офисно-жилого комплекса — регенерация застройки части квартала.

    Местная религиозная организация оспорила действия Мосгосэкспертизы по согласованию указанного проекта, обратившись в суд с заявлением о признании их незаконными.

    Суд заявление удовлетворил, указав следующее.

    Проект застройки территории прилегал к храму Воскресения Христова в Кадашах (Замоскворечье), поставленному под государственную охрану и отнесенному к памятникам федерального значения.

    На момент согласования Мосгосэкспертизой проекта действие ранее полученного согласования Москомнаследия было приостановлено.

    Исходя из этого суд указал, что у Мосгосэкспертизы отсутствовали правовые основания для согласования и утверждения проекта.

    Суд сослался на статью 1 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры», согласно которой регенерация — это восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей. В данном же случае строительство объекта на месте сносимых зданий не могло быть признано регенерацией квартала (согласно заключению, которое согласовала Мосгосэкспертиза, объектом строительства являлся офисно-жилой комплекс — регенерация застройки части квартала). Как указал суд, фактически проектной документацией было предусмотрено возведение нового объекта капитального строительства.

    Кроме того, суд установил, что в соответствии с проектом часть планируемого к строительству объекта подлежала размещению на территории памятника — храма Воскресения Христова в Кадашах. Указанная застройка, предусматривавшая возведение офисно-жилого комплекса, как отметил суд, не могла быть «расценена как работы по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий и отнесена к хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля, не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения».

    Суд указал, что при согласовании проекта не были соблюдены требования государственной охраны объектов культурного наследия, исключающие возможность дачи положительного заключения на строительство спорного объекта (постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2131-11 по делу № А40-142605/09-122-1071, определением ВАС РФ от 27 июня 2011 г. № ВАС-7965/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

    Кроме того, не запрещена хозяйственная деятельность, которая*:

    • не нарушает целостности памятника или ансамбля и
    • не создает угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

    К такой деятельности относится, например, замена старой керамической плитки, шпаклевки, обоев и дверных блоков на новые (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2011 г. по делу № А05-2935/2011)*.

    Такое правило установлено в пункте 2 статьи 35 Закона об ОКН.

    Подрядчику следует иметь в виду, что для территории достопримечательного места орган охраны определяет*:

    • характер ее использования;
    • ограничения на ее использование;
    • требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на ней.

    Такие параметры вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п. 3 ст. 35 Закона об ОКН).

    Заказчик просит провести работы по прокладке наружного газопровода по стене и фасаду здания, которое является объектом культурного наследия. Может ли орган охраны ОКН запретить такую работу как нарушающую целостность памятника и создающую возможность угрозы его повреждения (или уничтожения вследствие возникновения аварийной ситуации, связанной с транспортировкой газа по газопроводу) (131,70341)

    Монтаж газопровода при отсутствии нарушений охранных зон сам по себе не должен рассматриваться как фактор, влекущий непосредственную угрозу повреждения или уничтожения объекта вследствие возникновения аварийной (чрезвычайной) ситуации.

    Пример из практики: суд отказал в удовлетворении исковых требований об устранении нарушения права путем демонтажа наружного газопровода, поскольку посчитал, что при его монтаже не было допущено нарушение закона в области охраны объектов культурного наследия

    ОАО «О.» (подрядчик) по договору подряда с ООО «У.» (заказчик) выполнило работы по сооружению наружного газопровода от системы газоснабжения города до жилого дома № 18. В соответствии с заданием на проектирование и согласно проекту, который подготовило ООО «С.», прокладка газопровода к жилому дому № 18 была осуществлена по фасаду здания № 10.

    Смотрите так же:  Кредит не брала а коллекторы звонят

    Работы, предусмотренные договором подряда, ОАО «О.» были выполнены, сданы заказчику — ООО «У.» по акту о приемке выполненных работ, акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и оплачены.

    Здание № 10 являлось федеральной собственностью и как памятник истории и культуры находилось на государственной охране.

    Федеральное государственное образовательное учреждение (далее — ФГОУ) заявило иск о признании недействительным указанного договора подряда и обязании ООО «У.» и ОАО «О.» демонтировать газопровод. ФГОУ мотивировало свой иск тем, что действия ответчиков по прокладке газопровода по фасаду и стене здания, являющегося памятником истории и культуры, были выполнены без его согласия и нарушали действующее законодательство об охране памятников истории и культуры.

    Суд первой инстанции, установив, что газопровод проходит по нескольким сторонам здания, пришел к выводу, что его проложили с нарушением временных границ охранных зон.

    Суд апелляционной инстанции указал, что данные временные границы были введены позднее монтажа газопровода.

    Поэтому он посчитал, что работы по монтажу газопровода на момент их проведения не нарушали зоны охраны памятника.

    Кроме того, как указал суд, в границах охранных зон запрещалась прокладка инженерных коммуникаций наземным и воздушным способами, а прокладка спорного газопровода в соответствии с проектом была выполнена частично подземным, частично — надземным способом.

    При этом суд отметил, что монтаж газопровода при отсутствии установленных судом нарушений охранных зон сам по себе не должен рассматриваться как фактор, влекущий непосредственную угрозу повреждения или уничтожения объекта вследствие возникновения аварийной (чрезвычайной) ситуации. Суд подчеркнул, что угрозу может представлять любая инженерная система, расположенная как внутри здания, так и за пределами охранных зон.

    Суд принял во внимание, что прокладка спорного газопровода была вызвана необходимостью газоснабжения жилого дома № 18 в связи с ликвидацией газгольдера и невозможностью обеспечить газоснабжение жилого дома иным способом.

    Суд посчитал, что газопровод не нарушает неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия, поскольку паспорт в отношении здания № 10 не выдавался, а значит, суд не имел возможности определить, каким образом монтаж газопровода их нарушал. На основании перечисленных обстоятельств суд отказал ФГОУ в иске (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2009 г. по делу № А46-313/2009).

    Для того чтобы подрядчик смог провести проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, у него должно быть соответствующее согласование (разрешение)*. Такое правило установлено в пункте 4 статьи 35 Закона об ОКН. Подробнее см. Что подрядчику необходимо знать о порядке проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

    Если подрядчик проведет работы без соответствующего разрешения, то его могут привлечь к административной ответственности, установленной статьей 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях*.

    По общему правилу любые работы в отношении объекта культурного наследия требуют разрешения органа охраны. Однако есть исключение — подрядчику не требуется разрешение на проведение работ, которые не затрагивают предмет охраны Иначе говоря, если подрядчик должен провести работы, которые не затрагивают предмет охраны, то разрешение на их проведение не требуется*. При этом такой вывод следует из единственного примера, который можно встретить в судебной практике.

    Пример из практики: суд удовлетворил заявление общества о признании недействительным предписания о приостановлении его хозяйственной деятельности, поскольку посчитал, что общество осуществляло работы, не затрагивающие предмет охраны объекта культурного наследия

    Инспекция по надзору за сохранностью памятников истории и культуры (далее — Инспекция) выявила, что ООО «К.» (далее — Общество), являясь собственником помещений первого этажа ОКН, осуществляет ремонтные работы (ремонт напольного покрытия, стен, потолка внутренних помещений правого крыла в здании) без получения соответствующего разрешения и задания на производство работ.

    Инспекция посчитала, что Общество нарушило требования пунктов 2 и 4 статьи 35, пункта 1 статьи 45 Закона об ОКН. По мнению Инспекции, в связи с неполучением Обществом разрешения на проведение ремонтных работ и отсутствием согласования проводимых работ с Инспекцией данные работы могли представлять угрозу ухудшения состояния объекта культурного наследия, нарушения его целостности и сохранности.

    Инспекция вынесла в отношении Общества предписание приостановить хозяйственную деятельность на объекте культурного наследия в части проведения ремонтных работ внутренних помещений правого крыла первого этажа объекта культурного наследия, проводимых на момент вынесения предписания, до получения разрешения и задания на проведение работ.

    Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции.

    Как установил суд, из пункта 6 охранного обязательства Общества по спорному недвижимому памятнику истории и культуры, выданного Комитетом по культуре администрации Архангельской области (далее — Комитет), следовало, что Общество обязалось не производить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия без согласования с Комитетом.

    Согласно акту, предметом охраны являлся фасад здания (внешние архитектурно-конструктивные элементы): фундаменты, цоколи и отмостки около них, стены, внешнее декоративное убранство. Внутренние архитектурно-конструктивные и декоративные элементы памятника (полы, стены, перекрытия, окна и двери) предметом охраны не являлись, за исключением лестниц.

    Суд установил, что Общество проводило устройство подвесных потолков, разборку покрытий полов и керамической плитки и устройство новых полов, шпаклевку и оклейку новыми обоями стен, монтаж новых дверных блоков и демонтаж осветительных приборов, то есть осуществляло работы, не затрагивающие предмет охраны спорного объекта культурного наследия. Следовательно, как указал суд исходя из положений охранного обязательства Общества, соответствующего разрешения органа охраны объектов культурного наследия на производство таких работ не требовалось.

    Кроме того, суд указал, что в силу положений пункта 2 статьи 37 Закона об ОКН лишь наличие угрозы ухудшения состояния, нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия является основанием для приостановления проведения ремонтных работ. Суд установил, что спорные работы не нарушали целостность памятника и не создавали угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения, а работы, которые могли причинить ущерб памятнику, Обществом не проводились (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2011 г. по делу № А05-2935/2011).

    Режим использования территории объекта культурного наследия распространяется на все участки, расположенные в границах указанной территории, вне зависимости от их отнесения к категории земель историко-культурного назначения или любой другой категории (например, к землям лесного фонда) (постановление ФАС Московского округа от 14 мая 2013 г. по делу № А41-30051/11)*.

    Какие меры по сохранности ОКН должен принимать подрядчик

    Если подрядчику станет известно, что на территории, подлежащей хозяйственному освоению, имеются объекты, которые обладают признаками объекта культурного наследия, то в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ он должен будет внести разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения их в реестр в порядке, установленном Законом об ОКН (п. 1 ст. 36 Закона об ОКН)*.

    Например, подрядчик уже в процессе строительства может обнаружить объекты (скрытые в земле фундаменты и цоколь здания, деревянные конструкции, человеческие захоронения, участки археологических культурных слоев), по признакам подпадающие под установленное законом описание объектов культурного наследия (постановление ФАС Уральского округа от 26 февраля 2009 г. № Ф09-500/09-С1 по делу № А60-15401/2008-С5, определением ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № ВАС-4937/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

    В таком случае действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений. Без внесения разделов об обеспечении сохранности ОКН (которые должны получить положительные заключения экспертизы проектной документации) подрядчик не может проводить землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы (п. 3 ст. 36 Закона об ОКН).

    Закон устанавливает обязанность исполнителя работ немедленно приостановить их в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия*. Кроме того, исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте. Такое правило установлено в пункте 1 статьи 37 Закона об ОКН.

    Приостановка может быть вызвана и предписанием соответствующего государственного органа. Подрядчик может его оспорить.

    Приостановленные работы могут быть возобновлены. Для этого необходимо письменное разрешение соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого они были приостановлены. Возобновление возможно в двух случаях*:

    • приняты меры по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
    • устранена угроза нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия.

    Подрядчику важно знать о том, что за счет заказчика должны быть проведены*:

    • работы по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
    • изменение проекта проведения работ, представлявших собой угрозу нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия, либо изменение характера указанных работ.

    Такое правило установлено в пункте 3 статьи 37 Закона об ОКН.

    Лицо, которое проводит без разрешения работы на выявленном объекте культурного наследия, может избежать наказания, если ему не было известно (оно не было извещено) о том, что объект стал выявленным*. Подробнее об этом см. В каком порядке госорган должен уведомить собственника выявленного объекта культурного наследия.».

    Для любых предложений по сайту: [email protected]