Содержание:
Глава III. Полномочия Правительства Российской Федерации (ст.ст. 12 — 23)
Глава III. Полномочия Правительства Российской Федерации
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального конституционного закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Россия полномочия парламента
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.
Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
К ведению Совета Федерации относятся:
- а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
- е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.
Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с новым Федеральным законом в основном завершилось не позднее 1 января 2002 года. При этом вновь избранные (назначенные) представители работают в палате только на постоянной основе.
2. Полномочия парламента. Общая характеристика.
1. Главная задача парламента – принятие законов. Среди них важнейшее место занимают основные законы – конституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете.
2. Парламент самостоятельно, или утверждая предложенные другим высшим органов государства избирает, назначает, образует высшие органы государства: в некоторых странах парламент (Италия) или одна из его палат (бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента.
2. В области внешней политики парламент ратифицирует международные договоры, решает вопрос об использовании вооружённых сил за пределами страны.
3. Парламент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте, выносит решения о предании суду высших должностных лиц (Франция Польша); наделён правом решения вопросов, относящихся к основам правового положения лиц: только он может объявлять амнистию.
4. Парламент имеет определённые финансовые полномочия: в большинстве стран только он имеет право устанавливать материальные обременения государства, налоги, принимать государственный бюджет; вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.
5. Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства: существуют следующие формы контроля:
а) вопросы к правительству: обычно раз в неделю регламентами парламентов устанавливается «час вопросов» к правительству и министрам; вопросы подаются заранее в устной или письменной форме; в президентской республике, дуалистической монархии эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают и исключения (ZB., Египет);
б) дебаты по заранее определённым вопросами общей политике правительства (не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства);
в) интерпелляция (не используется в президентских республиках и дуалистических монархиях): постановка какого-либо важного, общественно-значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра, обсуждение и принятие решения путём голосования; в отличие от вопроса, подача интерпелляций существенно затруднена – требуется большое число подписей, установлены жёсткие сроки подачи и обсуждения и т.д.;
г) постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания ( решается голосованием);
д) доклады и отчёты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат;
е) парламентские слушания (крайне редко используется в парламентарных республиках) – особенно эффективны в США: организуются постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости; на слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, учёные, эксперты, др.
ж) парламентские расследования: парламентом или его палатами создаются специальные комиссии, имеющие доступ ко всем (в т.ч. секретным) документам (в США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р. Никсона);
з) деятельность парламентских комиссаров и др. органов при парламенте (счётные палаты – проверка исполнения бюджета, комиссары по контролю за законностью в вооружённых силах, по экологии, по равенству языков и т.д.): не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту;
и) созыв специальных заседаний для контроля за деятельностью органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении ЧП и т.д.);
к) импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение, и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности;
л) контроль за делегированным законодательством – актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона.
Основные функции парламента
Очень часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.
Осуждение законопроектов на пленарном заседании сходит, как правило, публично, в комиссиях — при закрытых дверях. В большинстве стран вначале законопроект рассматривается вначале нижней палатой, верхняя палат его одобряет, изменяет либо отклоняет.
Принятие закона затруднено, если обе палаты наделены одинаковыми полномочиями. В этом случае законопроект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название «челнока» и с ее помощью можно провалить любой неугодный закон). Чтобы этого избежать, из представителей обеих палат создается согласительная комиссия для выработки приемлемого текста. Если же отклоняется и он, то законопроект не принимается.
Кроме дискуссий, словесной перепалки в ходе работы парламента депутаты используют некоторые тактические приемы, например «суварикоми», когда часть из них предает вход в зал другим депутатам, «бойкот» — отказ мандатов, от присутствия на заседаниях. Используются приемы, направленные на то, чтобы не дать слово неугодным ораторам, например гильотина, т.е. несмотря на желание депутатов продолжить прения, переходят к голосованию, «флибустьерство» — затягивание прений (в Конгрессе США спикер не имеет права вмешиваться в прения, даже если депутаты начинают читать текст Библии). Обсуждением законопроектов руководит спикер, отбирая по своему усмотрению часть поправок и группируя их по сходству. Этот прием называется «кенгуру». В Японии популярной среди депутатов является «тактика коровьего шага», когда они всячески стремятся затянуть обсуждение и голосование с тем, чтобы помешать правящей партии довести дебаты до конца сессии. А в японском парламенте если закон не принят сессией, то его рассмотрение может быть отодвинуто на весьма отдаленную перспективу, а то и вовсе повторно не обсуждаться.
Вторая функция парламента — представительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мнение граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (от лат. absens отсутствующий, равнодушное отношение граждан к политической жизни, уклонение от участия в ней, в частности в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических, социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое представительство, хотя и составляет значительную часть населения страны.
С представительской тесно связана третья функция —функция обратной связи, без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями письма, брифинги, «круглые столы». В США практикуются званые обеды и ужины, правда, для рядового гражданина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов.
Четвертая, не менее важная функция парламента — формирование бюджета, которую образно называют «правом кошелька». Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств. В истории США можно найти ряд примеров, когда Конгресс, используя «право кошелька», формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на содержание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге вынудил Белый дом вывести их оттуда.
Более широкими полномочиями обладают депутаты в странах с парламентарными формами правления. Так; во многих парламентских республиках главу государства избирают законодатели. В их компетенцию входит также формирование правительства и контроль за его деятельностью.
Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы, интерпелляции (лат. interpellatio — перебивание речи, жалоба перед судом) — запросы, адресуемые депутатами премьер-министру или министру с требованиями дать объяснение по какому-либо поводу или факту. От вопроса интерпелляция отличается тем, что ответ должностного лица обсуждается палатой и по нему может быть принята соответствующая резолюция. Иногда это завершается вынесением вотума недоверия министру или составу правительства. В большинстве государств интерпелляция может быть представлена лишь от имени определенного числа депутатов: в Финляндии это не менее 20, в ФРГ — не менее 30 человек. Ответ на интерпелляцию должен быть дан в определенный срок, как правило до двух недель. Институт интерпелляции существует всех странах. Его роль возрастает с демократизацией политической жизни общества и власти.
Некоторые государства имеют особый институт парламентских комиссаров (омбедсманов), назначение которых — контроль за соблюдением законов государственными чиновниками. В случае выявления нарушений они вправе возбуждать уголовное преследование против виновных в злоупотреблениях. О своей деятельности комиссары ежегодно представляют отчет парламенту.
В ряде стран (Франция, Италия, Бельгия и др.) парламент имеет так называемую счетную палату, которая проверяет финансовую деятельность государственных предприятий и счета по использованию государственного бюджета.
В деятельности парламента следует выделить и внешнеполитические функции. К ним относятся:
1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
2) ратификация и денонсация международных договоров;
3) объявление войны, заключение мира и др. Реализация всех перечисленных функций позволяет предотвращать развитие недемократических, авторитарных тенденций.
Глава государства олицетворяет единство нации, страны, выполняет представительские функции на международной арене, а во внутриполитической деятельности высшие государственные акты. Роль, место и функции главы государства определяются разными факторами, и которых наибольшее влияние оказывают форма правления и политический режим.
Как правило, главой государства является монарх, президент, премьер-министр.
Однако не исключены и е варианты. Так, в СССР официально главой государства являлся Председатель Верховного Совета.
В монархиях главой государства является король, император, шах и т.д. и его пост передается по наследству пожизненно (история знает и исключения, когда цари избирались: в России до Петра I они избирались боярами).
При передаче престола наиболее часто использовал кастильская система, согласно которой его наследник определяются прямые потомки мужского и женского пола в порядке первородства, причем мужчины имеют преимущество перед женщинами. Монарх имеет государственные регалии — трон, корону, скипетр и т.д. В начале царствования на содержание двора (т.е. штата лиц, ведающих частными делами монарха) выделяется определенная сумма денег (цивильный лист). Кроме того, монарх имеет доходы от принадлежащих ему акций, недвижимости и т.п., которые в ряде стран не облагаются налогом. Так, английские монархи были освобождены от налогов, но под давлением общественности в 1992 г. королева Елизавета вынуждена была отказаться от этой привилегии.
Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях, а таких в современном мире немного (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и некоторые другие).
В современных парламентских монархиях институт монарха — это прежде всего дань традиции и он носит основном формальный характер. Монарх «царствует, не управляет», хотя юридически он может утверждать премьер-министра, быть несменяемым членом правительства, иметь доступ ко всем документам, быть верховным главнокомандующим. За все свои действия монарх ответственности не несет, и каждый его акт нуждается в контрассигнации (подписи соответствующего министра, означающей, что он берет на себя ответственность).
Отметим, что современные монархи, обладая высоки авторитетом и уважением у граждан, могут сыграть большую роль в условиях кризиса. Так, испанский король, сумев парализовать волю путчистов, значительно ус свое влияние и доказал, что он является гарантом целостности страны, стабильности и порядка. А неспособность короля Греции противостоять установлению диктатуры военных привела к тому, что на референдуме граждане: высказались за республиканскую форму правления.
При невозможности исполнять монархом свои функции (малолетство, болезнь) эти обязанности возлагаются на регентский совет либо опекуна.
В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Истоки института президентства восходят к Древнеримской республике, в которой в чрезвычайных обстоятельствах избирался «предводитель народа» (magister populi), позже «диктатор» (dicto — предписывать, приказывать), предельный срок полномочий которого составлял полгода. Современный вариант президентства возник в США в 1787 г.
Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Венесуэла, Ирландия, Россия, Беларусь и др.), в некоторых — коллегией выборщиков (США), в Германии — особым собранием, в которое входят уполномоченные земель и депутаты бундестага, в Швейцарии— правительством, в Греции, Израиле — парламентом. Неодинаков и срок полномочий: в США, России, Колумбии — 4 года, в Индии, Венесуэле, Беларуси — 5, во Франции — 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либо двумя (США, Австрия, Германия, Россия, Беларусь) сроками; во Франции, Италии, Финляндии ограничения срока не предусмотрены.
В случае невозможности выполнения президентом своих функций его место занимает либо вице-президент (США), либо спикер парламента (Франция), либо председатель правительства (Россия, Беларусь) и проводятся досрочные президентские выборы. Такие ситуации возникают в тех случаях, если президент:
• недееспособен по состоянию здоровья;
• совершил измену государству или другое тяжкое преступление, нарушил конституцию и его отстранили от должности посредством процедуры импичмента. Это сложная процедура, которая начинается с соответствующего парламентского решения;
• уходит в отставку добровольно. Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят в основном от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство.
В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент — ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является и главой государства, и главой правительства несмотря на наличие поста премьер-министра или председателя правительства при смешанной форме правления. Им осуществляются:
• формирование правительства и контроль за его деятельностью;
• решение вопросов использования вооруженных сил, выработка военной политики государства;
• прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
• право помилования, амнистии;
• назначение судей (без права вмешательства в процесс правосудия). Например, в целях независимости судебной власти в США судьи Верховного суда назначаются президентом пожизненно;
• обращение к парламенту с посланиями;
• роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституциями (Франция, Россия, Беларусь);
• контроль за исполнением законов;
• ведение переговоров и заключение международных соглашений;
• право вето на отдельные законодательные акты;
• введение чрезвычайного положения в случаях, предусмотренных конституцией; и др.
Таким образом, простое перечисление функций главы государства в президентских республиках и республиках со смешанным правлением свидетельствует; что президент фактически единолично определяет все основные направления деятельности исполнительной власти, делегируя министрам ряд своих полномочий, причем, например, президент Франции, обладая широкими правами, не всегда несет ответственность за свои действия: большинство его актов контрассигнуются премьер-министром.
Парламент Башкирии наделил экс-мэра Уфы Ирека Ялалова полномочиями сенатора
УФА, 28 сентября. /ТАСС/. Депутаты Госсобрания Башкирии на первом заседании регионального парламента нового (шестого) созыва наделили экс-мэра Уфы Ирека Ялалова, выдвинутого отделением партии «Единая Россия», полномочиями члена Совета Федерации от законодательного органа республики, передает корреспондент ТАСС.
Ялалов сменит на этой должности представителя от Башкирии Рафаила Зинурова, полномочия которого истекали в сентябре. Другими кандидатами, предложенными региональными отделениями КПРФ и ЛДПР, были соответственно Рустам Хафизов и Дмитрий Иванов.
«Решение [о наделении полномочиями сенатора кандидата Ялалова] принято», — сказал председатель Госсобрания Константин Толкачев, комментируя итоги голосования.
Ранее сообщалось, что Ирек Ялалов 17 сентября написал заявление о досрочном прекращении полномочий в связи с избранием депутатом парламента Башкирии на выборах в единый день голосования, 9 сентября. Отставка была принята депутатами горсовета Уфы 27 сентября. Политсовет регионального отделения «Единой России», которой принадлежит большинство в новом составе законодательного собрания республики, 22 сентября предложил его кандидатуру в члены Совета Федерации.
Ялалов родился 27 января 1961 года в Уфе. Окончил Уфимский нефтяной институт, Уфимский юридический институт МВД РФ. В 2001 — 2010 годах занимал разные должности в администрации Уфы. В 2010-2011 годах — министр жилищно-коммунального хозяйства Башкирии. С декабря 2011 года стал и.о. мэра Уфы, в 2012 — 2018 годах занимал пост градоначальника столицы Башкирии.
Парламент Дагестана досрочно прекратил полномочия двух арестованных депутатов
МАХАЧКАЛА, 25 октября. /ТАСС/. Народное собрание Дагестана в четверг на очередной сессии досрочно прекратило полномочия двух депутатов — экс-главы бюро медико-социальной экспертизы республики Магомеда Махачева и экс-главы дагестанского фонда ОМС Магомеда Сулейманова, передает корреспондент ТАСС.
Ранее оба чиновника были арестованы по подозрению в создании преступных сообществ с использованием служебного положения и совершении других тяжких и особо тяжких преступлений.
Полномочия Махачева («Единая Россия») прекращены досрочно в связи с тем, что он не принял участие более чем в трех заседаниях Народного собрания Дагестана без уважительных причин.
Полномочия Сулейманова («Единая Россия») прекращены в связи с поданным заявлением (по собственному желанию), которое было передано через адвоката.
Кроме того, парламентарии «на период отсутствия» главы парламентского комитета по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Раджаба Абдулатипова, арестованного по делу о незаконном установлении гражданам инвалидности, избрали нового руководителя комитета. Им стал зампредседателя комитета Народного собрания по экономике, инвестициям и предпринимательству Мурат Пайзулаев.
Ранее сообщалось, что бюро медико-социальной экспертизы Дагестана незаконно признало инвалидами более 300 человек, ущерб Пенсионному фонду России составил около 24 млн рублей. В конце мая в отношении экс-главы Главного бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану Магомеда Махачева и нескольких его подчиненных были возбуждены уголовные дела о создании преступного сообщества и участии в нем, совершении других тяжких и особо тяжких преступлений. В доме Махачева был проведен обыск, сам чиновник скрылся от правоохранительных органов и был объявлен в международный розыск.
6 июля Советский районный суд Махачкалы удовлетворил ходатайства следствия об отстранении от занимаемых должностей Махачева, его заместителя и еще трех сотрудников. Позднее были задержаны три его заместителя и несколько сотрудников бюро, сам Махачев был задержан в начале августа и затем арестован. Кроме того, 24 июля в рамках дела, возбужденного в отношении Магомеда Махачева, был задержан его брат Ашик Махачев, который, возглавляя одно из территориальных бюро медико-социальной экспертизы, по версии следствия, незаконно устанавливал инвалидности гражданам и неоднократно получал взятки.
Также по делу преступного сообщества 26 сентября был задержан депутат Народного собрания Дагестана Раджаб Абдулатипов, брат экс-главы республики Рамазана Абдулатипова. Позже Раджаб Абдулатипов был заключен под стражу.
Руководителя территориального фонда обязательного медицинского страхования по Дагестану Магомеда Сулейманова задержали 17 августа по подозрению в создании преступного сообщества с использованием служебного положения. По версии следствия, преступное сообщество, созданное чиновником в 2010 году, на основании поддельных документов похитило более 210 млн рублей из средств фонда за якобы оказанные медицинские услуги.
Позднее в отношении Сулейманова возбудили еще одно уголовное дело из-за превышения должностных полномочий. По версии следствия, в 2015 году Сулейманов, исполняя обязанности главы Махачкалы, вынес незаконное постановление о предоставлении в собственность ОАО «Даггаз» земельного участка под производственные помещения площадью 38 тыс. кв. м, находящегося в собственности республики. 19 августа Советский районный суд Махачкалы на два месяца заключил Сулейманова под стражу, а 30 августа — отстранил от должности директора республиканского фонда ОМС.
Полномочия Правительства Санкт-Петербурга
1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Санкт-Петербурга , участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии (подпункт в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 12 января 2010 года N 641-1, — см. предыдущую редакцию);
2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
3) разрабатывает для представления Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект бюджета Санкт-Петербурга , проекты программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга , а также иные проекты законов Санкт-Петербурга ;
3-1) представляет Законодательному Собранию Санкт-Петербурга ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга , в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (подпункт дополнительно включен с 23 марта 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 19 марта 2010 года N 134-42);
4) предварительно рассматривает проекты законов Санкт-Петербурга о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Санкт-Петербурга , другие проекты законов Санкт-Петербурга , предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга ;
5) обеспечивает исполнение бюджета Санкт-Петербурга , готовит отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга для представления их Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга ;
6) формирует и возглавляет иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга , назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, применяет к ним меры поощрения и взыскания;
7) управляет и распоряжается собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга , а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7_1) определяет условия распоряжения нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга и расположенными в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (подпункт дополнительно включен с 18 июля 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2010 года N 406-90);
8) вправе предложить органу местного самоуправления в Санкт-Петербурге , выборному или иному должностному лицу местного самоуправления в Санкт-Петербурге привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Санкт-Петербурга , законам Санкт-Петербурга и иным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга , а также вправе обратиться в суд;
9) вправе отменять правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга , приостанавливать действие правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга ;
10) осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, при этом вправе вносить изменения в правовые акты Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов, а также признавать их утратившими силу полностью или частично, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга ;
11) учреждает и ликвидирует организации, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
12) формирует и направляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга и из государственной собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность в случае, если указанное имущество подлежит безвозмездной передаче в соответствии с требованиями федерального законодательства;
13) в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга , Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять данные полномочия до вступления в силу соответствующего закона Санкт-Петербурга , но не более чем в течение пяти месяцев после вступления в силу указанного федерального конституционного закона, федерального закона. Губернатор Санкт-Петербурга в двухмесячный срок после вступления в силу такого федерального конституционного закона, федерального закона обязан внести в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга . Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обязано рассмотреть этот проект закона Санкт-Петербурга не позднее двух месяцев после внесения его на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга . При этом время перерыва в заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не учитывается в двухмесячном сроке рассмотрения указанного проекта закона Санкт-Петербурга , а также в пятимесячном сроке, в течение которого Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга ;
14) осуществляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленные правовыми актами Правительства Российской Федерации, если иное не установлено Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга ;
15) в целях реализации своих полномочий вправе заключать договоры и соглашения, подписываемые Губернатором Санкт-Петербурга либо уполномоченным им членом Правительства Санкт-Петербурга ;
16) если иное не установлено федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга , в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов местного самоуправления или вопросы местного значения муниципальных образований, Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять данные полномочия до вступления в силу соответствующего закона Санкт-Петербурга , но не более чем в течение пяти месяцев после вступления в силу указанного федерального конституционного закона, федерального закона. Губернатор Санкт-Петербурга в двухмесячный срок после вступления в силу такого федерального конституционного закона, федерального закона обязан внести в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга либо о внесении соответствующих изменений в Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге «. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обязано рассмотреть такой проект закона Санкт-Петербурга не позднее двух месяцев после его внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга . При этом время перерыва в заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не учитывается в двухмесячном сроке рассмотрения указанного проекта закона Санкт-Петербурга , а также в пятимесячном сроке, в течение которого Правительство Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления (подпункт в редакции, введенной в действие с 23 марта 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 19 марта 2010 года N 134-42, — см. предыдущую редакцию);
17) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга , а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
2. Правительство Санкт-Петербурга взаимодействует с органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в порядке и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга .