Положено ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году

Содержание:

Пособие 50 рублей в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет за счет работодателя

Одно из немногих пособий, гарантированных на федеральном уровне, которое выплачивается работающим родителям (матери или отцу), родственникам или опекунам ребенка — компенсация по уходу до 3 лет в размере 50 рублей. При этом размер этой ежемесячной выплаты не меняется уже в течение двух десятков лет с 1994 года.

Меню для навигации по странице

В 2018 году размер пособия составляет на фоне проводимой ежегодной инфляции совсем уже незначительную сумму, сопоставимую в большинстве регионов России, например, с оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако в расчете за весь срок выплаты (с момента выхода в отпуск по уходу за ребенком и до его окончания) ежемесячное пособие 50 рублей до 3 лет составит сумму, превышающую 1.5 тыс. рублей. Поэтому не стоит ею пренебрегать — пусть это будет просто бонусом в период отсутствия мамы на работе.

Ежемесячная компенсационная выплата в размере пятьдесят рублей назначается по месту работы в заявительном порядке работодателю.

Кому предоставляется ежемесячное пособие в размере 50 рублей

Лица, которым положена компенсация 50 рублей по уходу за ребенком, перечислены в Указе Президента РФ № 1110 от 30.05.1994 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Подробные правила предоставления пособия устанавливаются Постановлением Правительства РФ №1206 от 03.11.1994 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Согласно указанным данным нормативным документам данное ежемесячное пособие предоставляется:

  • матерям или другим родственникам (отцам, бабушкам/дедушкам или опекунам), фактически ухаживающим за ребенком, которые состоят в официальных трудовых отношениях с работодателем;
  • женщинам-военнослужащим, чья военная служба была прервана в связи с рождением ребенка;
  • матерям, которые работают в качестве гражданского персонала в военных частях за пределами РФ;
  • женщинам, уволенным из-за ликвидации организации во время их пребывания в отпуске по уходу за ребенком (обязательное дополнительное условие — неполучение пособия по безработице).

Как получить компенсацию от работодателя в отпуске по уходу за ребенком

В Постановлении № 1206 от 03.11.1994 года указывается, что работающие (служащие) женщины обращаются за компенсацией непосредственно по месту работы (службы). При этом в отличие от ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет данная выплата не компенсируется работодателю из средств Фонда социального страхования (ФСС), поскольку вообще не является видом страхового обеспечения. Пособие в 50 рублей выплачивается ежемесячно исключительно из собственных средств работодателя.

Обращаться за компенсацией можно как по основному месту работы, так и в организацию, в которой работа осуществляется по совместительству. Ведь согласно ст. 287 Трудового кодекса (ТК) РФ совместителям предоставляются такие же социальные гарантии, как и по основному месту работы. То есть платить по 50 руб. до 3 лет придется каждому из работодателей!

  • Ежемесячное пособие 50 рублей назначается работающим со дня оформления отпуска по уходу за ребенком.
  • Переводится оно на счет (зарплатную карту) в день выплаты ежемесячного пособия до 1.5 лет, то есть одновременно с зарплатой (п. 51 Приказа Минздравсоцразвития России № 1012н от 23.12.2009 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»).

При запоздалом обращении возможна выплата компенсации за прошедшие периоды, но не более, чем за полгода. То есть если женщина написала заявление на отпуск по уходу за ребенком в марте 2018 года, а о желании получать пособие 50 руб. заявила только в октябре, то компенсация до 3 лет в 2018 году ей будет выплачена не с марта, а начиная с апреля. При этом:

  • организация, в которой трудоустроены мать или отец ребенка, не имеет права препятствовать начислению ежемесячной выплаты даже с учетом того, что она осуществляется невозвратно непосредственно из денег работодателя (фонда оплаты труда);
  • если финансирование организации-работодателя или воинского формирования происходит из бюджета, то, соответственно, выплаты изымаются из бюджетных источников.

Компенсация неработающим женщинам с детьми до 3 лет при ликвидации предприятия

Матери, уволенные с предприятия в связи с его ликвидацией в то время, как они официально пребывали в отпуске по уходу за детьми, имеют право продолжить получать выплату. Эта возможность регулируется Постановлением Правительства РФ № 472 от 04.08.2006 года «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации».

Для того, чтобы оформить детское пособие 50 рублей после увольнения, неработающей матери необходимо подать заявление и соответствующие документы в территориальные органы соцзащиты населения (УСЗН).

Подавать документы можно такими способами:

  • обратиться в УСЗН по месту жительства лично или через представителя по доверенности;
  • через многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • через «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Порядок принятия решения органами Соцзащиты — такой же, как и работодателем (в течение 10 дней). Средства на перечисление компенсации через УСЗН при этом берутся из федерального бюджета.

Заявление на выплату компенсации по уходу до 3 лет и необходимые документы

Заявление составляется в произвольной форме и подается по месту работы на имя руководителя. Обычно оно содержит следующие данные:

  • название организации и ФИО ее руководителя, которому адресовано заявление;
  • ссылка на регулирующий нормативный акт в основной части документа (приведенный выше Указ Президента № 1110 от 30.05.1994 года);
  • просьба назначить ежемесячную компенсацию 50 руб. (обычно одновременно с назначением отпуска по уходу за ребенком до 3 лет и выплатой ежемесячного пособия до 1.5 лет);
  • дата подачи, подпись, инициалы и фамилия заявителя.

Заявление на отпуск по уходу за ребенком
с предоставлением ежемесячных выплат

Если заявитель опоздал с подачей заявления, можно дополнительно обозначить просьбу о выплате компенсации за предыдущий период (но не более, чем за последние 6 месяцев). В этом, наиболее общем случае к заявлению прилагаются такие документы:

  • для работающих и служащих — копию приказа о предоставлении ранее отпуска до 3 лет по уходу за ребенком;
  • для жен военнослужащих — копию свидетельства о браке, справку из кадрового органа о фактическом проживании жены с мужем и ее трудовую книжку (если есть);
  • для уволенных при ликвидации организации — копию детского свидетельства о рождении, трудовую книжку и справку из службы занятости о том, что женщине не начисляется пособие по безработице.

Назначение компенсации при выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком

До того, как ребенку исполнится 1.5 года, компенсация 50 рублей до 3 лет будет выплачиваться наряду с ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Выплата 50 руб. осуществляется за текущий месяц, а день ее начисления совпадает с перечислением работодателем пособия до 1.5 лет.

  • Оба детских пособия назначаются одному и тому же лицу (матери или отцу, а также другим родственникам или опекунам), которое оформило отпуск по уходу за ребенком.
  • При оформлении на них можно подать одно заявление, которое одновременно будет являться заявлением на предоставление отпуска по уходу за ребенком (см. образец заявления выше).
  • Размер ежемесячной компенсации до 3 лет за счет работодателя не зависит от количества дней в месяце, однако если работница уходит в отпуск не в начале месяца, возможен расчет выплаты бухгалтерией предприятия пропорционально количеству отпускных дней за текущий месяц.
  • Выплата компенсации прекращается, начиная со следующего календарного месяца за тем, в котором ребенку исполнится 3 года. Например, если день рождения сына работницы приходится на октябрь, выплата будет прекращена с ноября.

Еще раз подчеркнем одно существенное отличие: если ежемесячное пособие выплачивается из средств Фонда социального страхования (ФСС) или работодателем с последующим взаимозачетом между ним и ФСС, то пособие на детей 50 рублей платит исключительно работодатель. Это касается как организаций, которые платят налоги на общих условиях, так и в случаях применения упрощенной схемы налогообложения.

Основания для прекращения выплаты 50 рублей

Пособие по уходу за ребенком 50 рублей выплачивается вплоть до момента:

  • досрочного выхода на работу матери с прекращением отпуска по уходу за ребенком;
  • исполнения ребенку трех лет;
  • увольнения матери с предприятия по собственному желанию;
  • подачи неработающей женщиной заявления о начисления ей пособия по безработице;
  • лишения родителя, который ухаживает за малышом, родительских прав;
  • перехода ребенка на полное государственное социальное обеспечение.

В частности, например, если женщина должна выйти на работу в сентябре, то пособие 50 рублей до 3 лет будет выплачено последний раз в сентябре, а прекратятся выплаты с октября.

  • Если до момента прекращения выплаты компенсации произошла задержка перечисления денег по вине плательщика, последний обязан выплатить задержанные средства получателю. Обязательство в осуществлении выплаты не ограничивается каким-либо сроком.
  • Если выплата не состоялась по вине получателя, последний может обратиться за деньгами, но не позже, чем через 3 года после начисления за определенный период. Другими словами, срок давности обращения за каждыми назначенными к выплате 50 руб. — три года.
Смотрите так же:  Внесение записи в трудовую книжку по срочному трудовому договору

Компенсация 50 руб. является федеральной гарантией. Она положена женщине или другому лицу, оформившему отпуск по уходу за ребенком, с момента оформления и до месяца, когда ребенку исполнится 3 года (а не от полутора до трех лет, как многие считают). Компенсацию выплачивает работодатель из собственных средств, а если организация ликвидируется во время пребывания матери в отпуске, то можно оформить продолжение выплаты в Соцзащите.

Для того, чтобы получать компенсацию, обязательно написать соответствующее заявление. Выплата положена не ребенку, а его матери, поэтому при наличии двух (нескольких) детей до 3 лет сумма не складывается. К ней также могут применяться повышающие региональные коэффициенты. Если женщина получает пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, то оно суммируется с компенсацией 50 рублей.

Компенсация за детский сад

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

В связи с этим российским семьям с небольшим доходом зачастую сложно оплачивать услуги детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), особенно при наличии нескольких детей дошкольного возраста. Для частичного решения этой проблемы региональными и местными властями в городах и других населенных пунктах страны вводятся компенсации за детский сад.

Меню для навигации по странице

  • Предусматриваемые сейчас региональные компенсации за детсады частично решили проблему, связанную с высокой стоимостью содержания ребенка в ДОУ. Например, в Москве и других городах многодетные семьи, в которых в детсад определены сразу трое детей, освобождаются от оплаты за содержание.
  • Однако до сих пор более актуальной продолжает оставаться проблема, связанная с нехваткой мест в государственных и муниципальных детских садах, особенно ощутимая для родителей детей от 1.5 до 3 лет (когда прекращаются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с нехваткой ясельных групп устроить ребенка в детсад не представляется возможным). Сейчас строятся детсады в основном для детей младшего и дошкольного возраста от 3 до 7 лет, а ясли до сих пор остаются без должного внимания.

По данным Министерства образования и науки РФ, на начало второго полугодия 2015 года количество детей, не обеспеченных местами в муниципальных и государственных ДОУ, составляло:

  • 430 708 человек — в возрасте до 3 лет;
  • 243 986 человек — дети от 3 до 7 лет.

В последние годы государство делает акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций. Правительством в большинстве субъектов федерации ведется активная работа по строительству новых детских садов, призванная в обозримом будущем (в течение нескольких ближайших лет) полностью ликвидировать имеющиеся очереди. Однако несмотря на это, ситуация до сих пор во многих городах и регионах страны продолжает оставаться очень сложной.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена, а проблема остается катастрофически актуальной — прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья, которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение.

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области — 40%.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты — на первого ребенка в семье;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется оплата за детей-инвалидов, сирот и оставшихся без родительского попечения. А в городе федерального значения Севастополе компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере — 30%, на второго и последующих — 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее — при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) — на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) — на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб., что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичное заявление Премьер-министра Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников, проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед. Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с завершением отпуска по уходу за ребенком, имеют такую возможность.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5, который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5, который предусматривал изменения в закон «Об образовании», действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной — в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

  • частично разгрузить действующие детсады от наплыва желающих, в том числе стоящих в очередях;
  • дать возможность родителям решить вопрос подготовки ребенка к школе самостоятельно, в том числе в частных детских садах и с помощью репетиторов;
  • предоставить матерям материальную поддержку на детей, если они не смогут выйти на работу после окончания декрета.
Смотрите так же:  Налоговая декларация кострома

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания. Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания», где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована, устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности — возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре — от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет — 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго — 1500 руб., третьего — 2000 руб.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует. Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе — никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств материнского (семейного) капитала. С 2015 года обсуждается возможность расширения круга лиц, оказывающих образовательные услуги по присмотру и уходу за детьми-дошкольниками, до индивидуальных предпринимателей — частных детских садов и нянь-ИП.

Постановлением Правительства РФ № 926 от 24.12.2007 года регулируются Правила направления средств материнского капитала на получение образования детьми. В соответствии с ними средства по сертификату на маткапитал разрешается использовать полностью или частично на оплату услуг образовательных учреждений, которые работают по программам, получившим государственную аккредитацию.

Для распоряжения средствами владелец сертификата должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР), к которому прилагается копия договора об оплате образовательных услуг с детским садом. Деньги перечисляются на счет организации, предоставляющей услуги, в безналичной форме в двухмесячный срок.

Таким образом, в 2015 году на уровне высшего руководства страны рассматривается законопроект, по которому мат. капитал можно будет расходовать на оплату услуг ИП. Это могло бы способствовать решению проблемы нехватки мест в государственных детсадах и яслях, а также расширить возможности женщин в отношении трудоустройства или возобновления рабочей деятельности.

Компенсация за частный детский сад

Во многих регионах компенсационные выплаты предусматриваются также родителям детей, которые посещают не только государственные, но и частные детсады. Однако оплата за частный детский сад часто составляет существенную сумму (до нескольких десятков тысяч рублей в месяц), и проблематичным для регионального бюджета может стать даже возмещение 20% от оплаты за одного ребенка.

  • В связи с этим размеры компенсаций за частные детские сады зачастую привязываются к средней плате за ДОУ в регионе в государственных или муниципальных учреждениях того же субъекта федерации, к которому относится коммерческая организация.
  • Средний размер платы за посещение государственных или муниципальных детских садов определяется местными органами власти субъекта РФ каждый год и приводится по состоянию на 1 января.
  • Возмещение расходов не предусматривается для специализированных (музыкальных, спортивных, художественных) платных образовательных организаций.

Региональные программы поддержки частных детсадов

Для уменьшения дефицита мест в детсадах некоторые регионы внедряют местные программы поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Например, в Свердловской области для частичного решения проблемы с очередями в детские сады решили поддерживать уже работающие частные учреждения путем выделения субсидий для сокращения размера устанавливаемо родительской платы. Это даст возможность родителям посещать коммерческие детские сады на условиях оплаты, схожих с государственными и муниципальными ДОУ.

Аналогичные предложения были направлены в федеральные органы власти для внесения изменений в действующий закон «Об образовании в РФ». Законодательная инициатива предусматривает:

  • субсидии муниципалитетам, поддерживающим развитие в регионе частных детсадов;
  • компенсации родителям за содержание ребенка в мини-садике.

По мнению губернатора Омской области, привлечение на рынок услуг частных детсадов способно улучшить экономику региона. В области действует 12 видов поддержки частным социальным предпринимателям.

Однако подобные инициативы сталкиваются с рядом сложностей.

Проблема предоставления детям мест в детсадах и оплаты за услуги дошкольных образовательных учреждений в стране еще не решена даже на уровне нормативных правовых актов.

  • Федеральной программы компенсационных выплат родителям, которые не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, не существует. В отдельных субъектах РФ разработаны и внедрены местные компенсации из региональных бюджетов.
  • На федеральном уровне введены компенсации родителям за фактическую оплату услуг детсадов, размер которых зависит от количества детей в семье, их возраста и региональных особенностей денежных возмещений. Они частично снимают с плеч родителей финансовый груз.
  • В некоторых регионах действуют компенсации за частные детсады, однако для их получения образовательная программа коммерческой организации должна соответствовать утвержденной государством, а размер возмещения обычно невелик по сравнению со стоимостью ежемесячной платы.

Детские пособия в 2018 году: виды и размеры

Детские пособия в 2018 году подлежат индексации на уровень инфляции прошлого года. Кроме того, введены новые ежемесячные выплаты для молодых семей за первого и второго ребенка. Расскажем о размерах детских пособий в 2018 году.

Размеры детских пособий пересматривают каждый год. Порядок ежегодного повышения выплат установлен пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19.12.16 № 444-ФЗ: пособия на детей должны пересматривать ежегодно 1 февраля с учетом роста цен в прошлом году. Коэффициент индексации утверждает Правительство РФ.

С 1 февраля 2018 года детские пособия проиндексируют на коэффициент 1,025 (проект постановления Правительства РФ). Размеры детских смотрите в таблице.

Детские (декретные) выплаты в 2018 году: суммы в таблице

Детские пособия с 1 января 2018 года

С 1 января по 1 февраля 2018 года детские пособия выплачивают в тех же размерах, что и в прошлом году. А с 1 февраля выплаты должны быть проиндексированы на новый коэффицент (за исключением материнского капитала), установленный в соответствии с уровнем инфляции в 2017 году. По данным Росстата, индекс потребительских цен с начала прошлого года составил 2,5%. Соответственно, коэффициент индексации пособий с 1 февраля 2018 года — 1,025.

1,025 — коэффициент индексации детских пособий в 2018 году

С 1 февраля 2018 года детские пособия выплачиваются с учетом нового коэффициента, установленного Правительством РФ.

По беременности и родам

Для расчета максимальной суммы пособия нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. В 2018 году он равен 2017,80 руб. ((718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730).

Минимальная величина среднего дневного заработка = МРОТ на начало отпуска x 24 / 730. МРОТ с 1 января 2018 года равен 9 489 руб.

1) При беременности без особенностей и осложнений — 282 493,40 руб. (расчет: (718 000 + 755 000 )/730 x 140);

2) При осложненных родах — 314 778,08 руб. (расчет: (718 000 + 755 000)/730 x 156);

2) При многоплодной беременности — 391 454,80 руб. (расчет: (718 000 + 755 000)/730 x 194).

1) При беременности без особенностей и осложнений — 43 675,39 руб. (расчет: (9489 x 24)/730 x 140);

2) При осложенных родах — 48 667,32 руб.(расчет: (9489 x 24)/730 x 156);

При многоплодной беременности — 60 522,18 руб. (расчет: (9489 x 24)/730 x 194).

25 892,45 руб. — с 1 января 2018 г.

26 539,76 руб. — с 1 февраля 2018 г. (25 892,45 x 1,025)

124 929,83 руб. — с 1 января 2018 г.

128 053,07 руб. — с 1 февраля 2018 г. (124 929,83 x 1,025)

По уходу за ребенком до 1,5 лет

— на первого ребенка — 3065,69 руб.

— на второго и последующих детей — 6131,37 руб.

— на первого ребенка — 3142,33 руб. (3065,69 x 1,025)

— на второго и последующих детей — 6284,65 руб.(6131,37 x 1,025)

Всё, что нужно знать о пособиях и взносах:

Детские пособия в 2018 году: изменения

В 2018 году при расчете детских выплат надо учитывать следующие изменения.

Расчетный период. Чтобы рассчитать пособие в 2018 году надо брать заработок за 2016-2017 годы и делить на 731 день, так как 2016 год — високосный, в нем 366 дней.

Принимаемая для исчисления среднего дневного заработка длительность расчетного периода — 731 день без учета периодов-исключений вместо традиционных 730 дней (2016 год был високосным).

Смотрите так же:  Официальное или торжественное программное заявление

Максимальный дневной заработок. Увеличился максимальный заработок для расчета, так как при расчете учитывают доходы, облагаемые взносами в 2016-2017 годах. Предельная база в этот период выше. Максимальный дневной заработок составляет 2017,80 руб. ((718 000 руб. + 755 000 руб.) : 730 дн.)

Средний заработок. Минимальный средний заработок для расчета вырос с 1 января 2018 года. С этой даты МРОТ увеличится до 9489 руб. Минимум составит 311,97 руб. (9489 руб. × 24 мес. : 730 дн.).

Если у работника отсутствует заработок в расчетном периоде или средний месячный заработок меньше МРОТ, следует применять в расчете МРОТ. Средний дневной заработок не рассчитывают и коэффициент 30,4 не применяют.

С 1 января 2018 года размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного исходя из нового размера МРОТ, составит 3795,60 руб. (9489 х 40%).

Новые детские пособия при рождении ребенка в 2018 году. Работающим женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, при рождении малыша в 2018 году выплачивают несколько единовременных выплат и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Кроме того, с 1 января 2018 года семьи, в которых после 1 января родился первый (второй) ребенок, вправе обратиться за назначением новой ежемесячной выплаты. Выплату назначат при выполнении ряда условий. В частности, родители и ребенок должны быть гражданами РФ, а среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе за 2 квартал 2017 года.

Заявление о назначении выплаты следует подать в местное отделение ПФР или соцзащиты в течение 1,5 лет со дня рождения ребенка, а также в МФЦ (см. порядок назначения выплат). Подробнее о новой выплате читайте в статье Выплата за первого и второго ребенка в 2018 году.

Продление пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет в 2018 году

В 2018 году в России на высшем уровне вновь возобновилось обсуждение вопроса о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения 3 лет. Соответствующее поручение еще весной поручил реализовать премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе своего выступления в Госдуме с ежегодным отчетом о работе Правительства. При этом в настоящее время рассматриваются два возможных варианта решения этой проблемы:

  • продлить срок выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет, которое выплачивается в размере 40% от заработной платы за два календарных года, предшествующих рождению ребенка;
  • пересмотреть размер печально известной ежемесячной компенсации в отпуске по уходу до 3 лет, которая была установлена президентским указом в 1994 году и с 2001 года выплачивается в размере 50 рублей.

В настоящее время ни один из представленных выше вариантов не получил официального одобрения Правительством. Более того, открытое публичное обсуждение этого вопроса в последние месяцы практически не ведется несмотря на то, что на сентябрь 2018 года в Госдуме было запланировано рассмотрение сразу двух законопроектов (№ 478277-7, № 278518-7), предлагающих свои варианты решения этой проблемы (их рассмотрение не состоялось и было перенесено на более поздний срок).

В чем состоит позиция Правительства?

11 апреля 2018 года Дмитрий Медведев выступил в Государственной Думе с докладом о результатах работы Правительства за предыдущие 6 лет, после завершения которого все желающие депутаты могли задать премьер-министру свои вопросы. Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева (депутат от «Единой России») обозначила как важную нерешенную проблему ежемесячное пособие в размере 50 рублей гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

После этого 21 мая глава Минтруда Максим Топилин, выступая в Москве на конференции «Направление 2026», организованной партией «Единая Россия», сообщил, что его министерство планирует до конца 2018 года выполнить поручение премьер-министра о пересмотре пособия на ребенка в возрасте от 1.5 года до 3 лет, которое сейчас выплачивается из средств работодателей: «У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать», — отметил министр труда и соцзащиты населения России в своем выступлении.

Справедливости ради нужно отметить, что о необходимости замены этого пособия в Правительстве говорят уже несколько лет. Например, еще в 2015 году Максим Топилин сообщал, что Минтруд работает над «адресной» заменой пособия в размере 50 рублей, которые сейчас «несущественны и никому не нужны». При этом отмечалось, что в будущем адресатами аналогичной выплаты должна будет стать ограниченная группа людей, которая действительно нуждается в таком виде дополнительной поддержки. Только в этом случае, отмечали в Минтруде, новая ежемесячная выплата могла бы быть более существенной в своем размере и востребованной.

Пособие на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2018 году — принят ли закон?

Пока Правительство до сих пор продолжает «прорабатывать вопрос» замены ежемесячного пособия в размере 50 рублей, различные инициативные группы в Госдуме предлагают свои варианты решения этой проблемы. Одно из наиболее свежих предложений поступило от депутатов фракции «Справедливая Россия» в Международный день защиты детей 1 июня 2018 года.

Напомним, сейчас это пособие выплачивается до достижения ребенком 1.5 лет в следующем размере:

Это пособие выплачивается ежемесячно по день достижения ребенком возраста 1.5 года несмотря на то, что отпуск по уходу за ребенком согласно Трудовому кодексу (ТК) РФ предоставляется до 3-летнего возраста. В связи с этим в законопроекте № 478277-7 депутаты от «Справедливой России» отмечают, что внесение предложенных ими изменений приведет в соответствие закон о детских пособиях с положениями ТК РФ о сроках предоставления отпуска по уходу за ребенком (до 3 лет).

Рассмотрение законопроекта в первом чтении изначально планировалось на 26.09.2018 г., однако в этот и последующий день депутаты были заняты более острым вопросом — принимали в окончательном виде закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года. Поэтому инициатива, касающаяся продления детских пособий до 3 лет, рассмотрена не была, и ее обсуждение перенесли на октябрь.

Однако профильный Комитет по вопросам семьи, женщин и детей подготовил свое заключение, в котором предложил отклонить законопроект, поскольку предлагаемые им изменения «финансово не обеспечены», и принятие закона в таком виде приведет к «нарушению бюджетного баланса и неисполнению государством уже принятых на себя социальных обязательств». Однако при этом отмечается, что проблема эта обсуждается уже много лет и имеет большую социальную значимость.

Необходимо отметить, что подобные законопроекты уже не раз вносились в Госдуму, и все они были отклонены. С большой уверенностью можно сказать, что в текущей ситуации подобный закон может быть принят только в качестве инициативы Правительства или лично Президента России. А пока руководство страны в большей степени пытается решать эту проблему косвенным образом:

  • введением других дополнительных мер поддержки семей с детьми в возрасте до 3 лет (например, ежемесячные выплаты в размере регионального прожиточного минимума на третьего и последующих детей в регионах с низкой рождаемостью);
  • решением проблемы с нехваткой ясельных групп в России, переобучением и занятостью женщин в отпуске по уходу за ребенком, чтобы они могли выйти на работу после достижения ребенком 1,5 лет.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет исходя по принципам адресности и нуждаемости

Еще один законопроект под номером № 278518-7, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, был внесен еще в октябре 2017 года инициативной группой, которую представляют депутаты С.А. Вострецов («Единая Россия») и С.М. Катасонов (ЛДПР).

Этим законом предлагается продление ежемесячного пособия по уходу за ребенком на срок до 3 лет (и даже далее до достижения 7 лет) в случае отсутствия места в дошкольной образовательной организации:

  • от 1.5 до 3 лет — при отсутствии места в яслях;
  • от 3 до 7 лет — в случае непредоставления места в детском саду.

В обоих случаях (до 3 и до 7 лет) ежемесячное пособие предлагается выплачивать в размере 3000 рублей на каждого ребенка при наличии соответствующего документа, подтверждающего отсутствие места в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Этот проект федерального закона также планировалось рассмотреть в первом чтении в сентябре 2018 года, однако из-за большой повестки в сентябре в связи с пенсионной реформой документ не рассматривался, и его рассмотрение было перенесено на неопределенный срок.

Между тем, профильный Комитет Госдумы рекомендовал отклонить этот законопроект в первом чтении из-за его существенных недоработок и необходимости значительного бюджетного финансирования, что «негативно отразится на возможности Российской Федерации выполнять свои обязательства перед другими категориями граждан».

Кроме того, в заключении профильного Комитета отмечается, что во многих регионах России уже предусмотрены дополнительные региональные выплаты на детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, в том числе предоставляемые в возрасте от 1,5 до 3 лет (например, в Самарской области). Поэтому принятие такого закона также маловероятно — аналогичные законопроекты ранее уже также рассматривались Госдумой и были отклонены.

Таким образом, если быть реалистами, необходимо еще раз признать — чтобы такой закон был принят в сложившихся условиях, инициатива продления пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет должна исходить от самого Правительства или даже лично Владимира Путина (который в конце 2017 года уже выступал со своей новой демографической программой).

В самом Правительстве отмечают, что проработка этого вопроса уже ведется, и по крайней мере есть официальное намерение принять до конца 2018 года решение по «никому не нужной» ежемесячной компенсации в размере 50 рублей, пересмотреть ее размер. А какое пособие придет ей на замену (придет ли вообще) и в каком размере — это покажет время. Следите за нашими новостями!

Для любых предложений по сайту: [email protected]