Содержание:
Методическое пособие «Лесомания»
Год разработки: 2018
Срок разработки: 2 месяца
По заказу Движения ЭКА специально для компании Леруа Мерлен в рамках ее социальной ответственности специалистами Центра экономии ресурсов разработано методическое пособие по подготовке и проведению праздника Лесомания.
Цель пособия – обучить общественных лидеров и волонтеров проведению просветительского праздника «Лесомания». Который создан специально для того, чтобы рассказать людям о значении леса, познакомить с ответственным подходом к выбору продукции, произведенной из лесных ресурсов, научить практическим шагам по сбережению леса в повседневной жизни.
Пособие состоит из двух разделов. Первый – «Почему важно действовать» – содержит просветительскую информацию по теме сохранения лесных ресурсов. Читатель узнает, зачем действительно нужен лес, почему важно его беречь и что каждый человек может делать для сохранения лесов.
Во втором разделе, который называется «Руководство к действию», описана методика подготовки и проведения праздника «Лесомания», даны советы и инструкции. Кроме алгоритма организации праздника, в
пособии есть готовые методические материалы для проведения квеста, викторины и мастер-классов.
Пособие разработано в необычном формате — в нем много упражнений, которые по ходу чтения должен выполнять человек.
Издание и печать учебно-методических пособий на заказ
Методичка. Как много в этом слове для всего студенчества слилось! Маленькие книжки с формулами и схемами для лабораторных работ, написанные преподавателями конкретно под свой курс, для своих студентов. Методички – это спасение. Вместо того, чтобы штудировать горы учебников и выбирать из сотни формул нужную, можно просто взять методичку и, следуя инструкциям в ней, выполнить лабораторную на отлично!
При слове «методичка» в голове тех, кто прошел через горнило любого вуза, сразу вспоминается одна старая шутка:
«Решили как-то британские ученые провести соцопрос. За какое время студенты разных стран готовы изучить новый и сложный для себя предмет? Например, выучить китайский язык. Результаты ошеломили. На вопрос: «За какой срок вы готовы выучить китайский?» ответы были следующими:
Великобритания: «Китайский? Он же сложный… За год!»
Чехия: «Китайский… Ну, за полгода смогу, наверное».
Россия: «Китайский? Методичка есть?» – «Да!» – «Пошли сдавать!»
Ну а раз вы читаете эту статью, значит, вы ищете, где бы заказать издание методичек?
Заказать методические пособия
В общем-то за учебные пособия возьмется любая книжная типография. Технически сложного в них ничего нет, ведь методичка – это, как правило, небольшая брошюра в картонной обложке, посаженная на скрепку. Если говорить о таких методичках, поиск издательства сводится к поиску оптимальной цены на издание учебных пособий.
Цены типографии «Новый формат» вас приятно удивят даже с учетом доставки готового тиража, которая, кстати, будет осуществлена прямо до вашей двери.
А если вам требуется издание учебно-методического пособия более высокого класса, большого учебника, научной работы или монографии – расчет цены будет другим. Внушительный учебник на скрепку уже не переплетешь, тут нужен клеевой корешок, и на обложке уже недостаточно имени и фамилии автора и названия курса. Обложка должна быть цветной, плотной и иллюстрированной. А особую солидность учебник приобретет, будучи выполнен в твердом переплете.
Тут стоит заметить, что дизайн обложки мы делаем бесплатно, в подарок заказавшему издание учебника. В общем, печать и изготовление книг – это не дорого и совсем не сложно.
Просто позвоните или посчитайте стоимость печати, чтобы узнать цену изготовления вашего учебного или методического пособия!
Электронное учебное пособие
Электронное учебное пособие по HTML
Всем привет! Ребят, дали мне тему дипломной работы "Электронное учебное пособие.
HTML в строенный в электронное письмо.
Всем привет. Собственно вопрос с теме. как можно отправить письмо кодом.
Электронное учебное пособие
Подскажите пожалуйста лучшие программы, для создания электронных учебных пособий
Электронное пособие
Ребята, может есть у кого-то электронное пособие на любую тему, на любом языке.
Учебное пособие по си
Я вот недавно начал изучать си. Незнаю с чего начать, нужно что-то подробно.
Методическая разработка по теме:
Учебно-методическое пособие «Требования к педагогу готового к осуществлению воспитания детей дошкольного возраста»
Данное учебно-методическое пособие содержит базовые материалы по методике воспитания детей дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ГОТОВОГО К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
- установить личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
- предоставить каждому ребенку возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- создать предметно-развивающую образовательную среду, способствующую эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности;
- Строить отношения с ребенком по модели субьект-субьектного взаимодействия
- Побуждать коммуникативную активность детей в общении
- Обеспечить «материнское» отношение к детям и эмоциональную поддержку
- Организовать ведущую в дошкольном возрасте деятельность-игру, обеспечивая развитие детей
- В процессе воспитания организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста;
- отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение и достижения; Путем проведения различного рода диагностик
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В процессе воспитания необходимо обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Этим направлениям определяются основные составляющие воспитательного процесса.
- Физическое воспитание
- Умственное воспитание
- Художественно-эстетическое воспитание
- Социально-личностное воспитание
Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развития дошкольника.
- накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- формированию у воспитанников потребности в двигательной активности;
- развитию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой, овладению необходимыми гигиеническими навыками;
- приучать к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня;
- проведение оздоровительных мероприятий: закаливающих процедур, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна;
- организация подвижных игр, физкультурных праздников, соревнований, эстафет, досугов
- обучить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.)
- прогулки на свежем воздухе
Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательное и речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира.
- обеспечить:
- развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;
- развитие познавательной активности и познавательных интересов;
- расширять кругозор детей, развивая представления об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях,
- формировать целостную картину мира;
- совершенствовать и обогащать все стороны речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры;
- Создание развивающей предметно-пространственной среды.
(должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной)
- экспериментирование, познавательное общение, наблюдения, решения проблемных ситуаций, развивающие игры, Подбор художественной литературы.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе.
- развить интерес к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки;
- развивать у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.
- познакомить детей с разными видами и жанрами искусства, с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и в том числе народного творчества (народными хороводными играми, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством);
- в соответствии с возрастом организовывать: музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельности, художественное конструирование; сюжетно-ролевые и режиссерские игры
- организовывать детские праздники, досуги, музыкальные вечера, детские концерты, выставки детских работ.
- создавать совместно с родителями творческие мастерские.
- чтение художественной литературы с последующей инсценировкой сюжета произведения
Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
- дать представления о первоначальных ценностных ориентациях и гуманного отношения к миру (к людям, природе, рукотворному миру, своей семье, детскому саду);
- развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям;
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- воспитывать культуру поведения и общения со взрослыми и детьми;
- развивать основы самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности к людям разной национальности;
- формировать положительный образ «Я», включающий:
- образ физического «Я»: кто я (мальчик или девочка), какой я, мой возраст, мое здоровье, мои двигательные возможности, мой внешний облик, на кого я похож в семье и пр.;
- образ социального «Я»: я в семье и в кругу сверстников, мои родные и друзья, мое настроение, чувства, мои отношения с людьми, чему я могу научить других;
- образ реального «Я»: что я умею делать, чему научился, мои любимые занятия, игры, книги;
- образ моего будущего «Я»: кем я хочу стать, о чем мечтаю, мое отношение к школе, учителю, моя уверенность в будущем и пр.
- беседа, в ходе которой привлекается внимание ребенка
- игры — упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и народные игры;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
- беседы, чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков ;
- рассматривание картин и иллюстраций , отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду, радость, восхищение и т.д. ;
- практические тренинги для разрешения ситуаций:
— как нужно обращаться с просьбой,
— как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая у другого ребенка,
— как нужно здороваться (прощаться),
— как надо просить прощение
- организация выставок детского творчества;
- воспитывать толерантность, проявляя интерес к жизни разных народов, к событиям истории страны, желание участвовать в народных играх, национальных праздниках;
СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ
Принципы воспитания — это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.
В этих принципах отражаются современные подходы к пониманию закономерностей воспитательного процесса, его оптимальной структуре, задачам, содержанию и технологии осуществления воспитания.
принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
- организовать многостороннее педагогическое влияние на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учитывая все факторы и стороны воспитательного процесса;
- осуществить единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия;
принцип гуманизации воспитания
- уважать личности каждого ребенка, его права и свободу саморазвития;
- строить свои отношения с детьми на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности;
- проявлять искренний интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, готовность оказать помощь и поддержку каждому ребенку;
- уметь создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон общения детей;
принцип педагогического оптимизма
- верить в положительные результаты воспитания
подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А. С. Макаренко);
- оказывать педагогическую поддержку и помощь в стремлении освоить новое каждому ребенку;
- воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку
принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе
- стимулировать и развивать самостоятельность, инициативу, творчество ребенка
принцип создания перспектив движения к новым целям
- ориентировать детей на новые дела и свершения
- помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач
принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей
- решать задачи развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка
- хорошо знать возрастные особенности, половые и индивидуальные различия детей дошкольного возраста, уметь изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы воспитания, создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка
- знать закономерностей воспитательного процесса и детской психологии
- владеть методами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду
принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
ВЫБОР МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.
- методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников;
- методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;
- методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.
Предложения для издательств
Эта страница для редакторов издательств, которые ищут авторов для сотрудничества.
В моём запаснике имеются готовые или почти готовые к изданию рукописи книг. Кроме того, на некоторые изданные ранее популярные книги истёк срок действия предыдущего авторского договора и они могут быть доработаны и переизданы.
Рассмотрю достойные предложения со стороны издательств по публикации книг, написанных мною лично или в соавторстве. Если в статусе рукописи указано «вакансия», значит данную книгу я готов предложить вашему издательству.
1. Учебные пособия для вузов
2. Методические пособия для учителей
3. Учебники и учебные пособия для учащихся
4. Научно-популярные издания (физика)
Кроме того, меня интересуют следующие издательские проекты, за которые я мог бы взяться в качестве научного руководителя и отв. редактора:
5. Эвристические олимпиады. Серия брошюр с заданиями для 1-11 классов и лучшими работами призёров олимпиад (имеется авторский коллектив).
1. Искусство побеждать. Методическое пособие для учителя
2. Русский язык
3. Литература
4. Английский язык
5. Математика
6. Информатика и информационные технологии
7. Естествознание, биология, география, химия
8. Физика и астрономия
9. История и обществоведение
10. Метапредметные эвристические олимпиады
6. Школьный учебник. Подготовка учебников по базовым и профильным учебным предметам (математика, информатика, русский, английский, физика и др.), основанных на личностно-ориентированном творческом подходе к обучению. Авторского коллектива в необходимом составе пока нет, но его создание возможно, по крайней мере, на уровне нескольких учебных предметов и классов.
7. Педагогика. Многотомное издание, авторский коллектив может быть собран из авторов статей 12 сборников, изданных под моей редакцией. Всего в сборниках более 700 статей, на базе которых возможно создание фундаментального издания.
Какие преимущества получает издательство, заключая со мною авторский договор
1. Благодаря моим книгам и дистанционной деятельности имя А.В.Хуторского достаточно известно («раскручено») на территории России, Украины, Беларуси, Казахстана. Большинство педагогов знают меня как автора современных практических методик и технологий. Мои книги пользуются спросом в вузах и в системе повышения квалификации учителей.
2. Автор заинтересовавшей вас книги является действующим учёным (доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО) и одновременно педагогом-практиком. Это является гарантией обоснованности описываемых методик и «живого» языка изложения.
3. Внушительный послужной список автора (более 320 публикаций) подтверждает его профессионализм и наличие большого писательского опыта.
4. Качество содержания книг всегда высокое. Рекомендации и авторские методики научно-обоснованы, экспериментально или массово проверены на эффективность.
5. Независимые эксперты и рецензенты, как правило, высоко оценивают мои рукописи. Так, элективный курс для профильной школы «Технология создания сайтов» победил в конкурсе Минобразования РФ и НФПК. Гранты на издание моих книг выделялись РГНФ.
6. Такие книги, как «Дидактическая эвристика» и «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному» признаны книгами года России по педагогике в 2005-2006 гг.
7. Есть возможность продвижения издаваемых книг среди подписчиков электронных рассылок, которые ведутся мною или под моим руководством (более 15 тыс. получателей).
8. Поскольку я провожу много дистанционных мероприятий: конференций, семинаров, курсов, конкурсов, форумов, информация для их участников о моих книгах оказывается актуальной, что способствует продажам.
9. Свои договорные обязательства я выполняю чётко, оперативно и профессионально. Того же ожидаю и от издательств, с которыми сотрудничаю или предполагаю сотрудничать.
Пришлите своё предложение
Предложения по подготовке и изданию перечисленных книг принимаются от издательств по электронной почте на мой e-mail: [email protected] В письме сообщите, пожалуйста, URL вашего издательства, интересующее вас название книги, размер авторского гонорара (не только в процентном, но и в фиксированном виде), тираж, сроки выхода в свет, другие условия.
Поскольку я уже не «молодой автор», вы можете не ограничивать своё предложение типовыми условиями. При наличии нескольких заказов на издание одной и той же книги предпочтение я отдам издательству, которое предлагает более солидные условия.
Что касается плана-проспекта и/или пробных глав интересующих вас рукописей, то, если потребуется, они конечно, будут вам высланы. Любые обоснованные предложения издательств по улучшению книги я всегда принимаю и выполняю с благодарностью.
Готовые издания
«Ботаника. Микроскопия»
В. А. Куркин с соавт.
Электронный атлас. Выпуск 1.
Предназначен для продавателей и студентов медицинских и фармацевтических вузов (факультетов) по специальности 060108 «Фармация», а также для студентов, аспирантов и специалистов медицинских и биологических факультетов вузов, врачей, провизоров, преподавателей школ, учреждений среднего профессионального образования.
Электронный атлас является интерактивным учебный пособием с развитой системой поиска материала по разделам и страницам.
Атлас содержит материалы по трём основным разделам ботаники: «Цитология», «Гистология высших растений», «Анатомия вегетативных органов высших растений».
Включает более 400 цветных визуализаций около 100 микропрепаратов (фотографии, микрофотографии и видеоролики). По всем разделам предоставлено интерактивное тестирование.
«Патологическая анатомия»
Т. А. Федорина с соавт.
Электронное учебное пособие для студентов стоматологического факультета. Выпуск 1.
Предназначено для подготовки к практическим занятиям и облегчения восприятия лекционного материала по орофациальной патологии студентами стоматологического факультета.
В пособии освещены вопросы патологической анатомии, этиологии и патогенеза травматических, дистрофических, воспалительных, опухолеподобных заболевании зубочелюстной системы и опухолей.
Представлены новые сведения о механизмах развития и направлениях лечения болезней зубочелюстной системы, правила исследования операционного, биопсийного и цитологического материалов в области орофациальной патологии. Отмечены главные практические задачи, стоящие перед патологоанатомической службой. Разбираются принципы построения диагноза, сличения клинического и патологоанатомического диагноза и причины их расхождений, выявления диагностических ошибок. Приводятся образцы оформления медицинской документации, ситуационные задачи, включено интерактивное тестирование.
«Производство стерильных лекарственных средств»
П. Г. Мизина, А. Н. Краснов
Мультимедийное учебное пособие. Выпуск 1.
Предназначено для студентов старших курсов фармацевтических учебных заведений. Рекомендуется к использованию при изучении раздела фармацевтической технологии «Стерильные и асептически приготовленные лекарственные формы».
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями программы по фармацевтической технологии, учебного плана, содержанием квалификационной характеристики провизора и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «фармация».
Пособие представляет интерес для аспирантов, клинических интернов, а также для курсов повышения квалификации провизоров и фармацевтов. В пособии представлены видеоматериалы и интерактивное тестирование.
В. А. Куркин
По изданию: В. А. Куркин, учебник «Фармакогнозия». Самара, ГОУ ВПО «СамГМУ», ООО «ОФОРТ», 2004 г.
Электронный учебник-справочник. Выпуск 1.
Электронный учебник-справочник соответствует государственному образовательному стандарту и рассчитан на студентов фармацевтических и медицинских вузов (факультетов), а также на последипломную подготовку провизоров, фармацевтов, врачей, клинических интернов, аспирантов и широкого круга лиц, профессиональная деятельность которых связана с лекарственными растениями.
Интерактивный режим работы программы «МЕНТОР» позволяет самостоятельно определять схему обучения, выделять необходимые разделы. Имеется развитая система поиска, глоссарий, иллюстрации, а также подробная справочная система по применению фитопрепаратов. Для закрепления знаний предлагаются контрольные тесты.
«Опорные конспекты по общей хирургии»
Галкин Р. А., Макаров О., Шибанов В. Я., Калинин Б. В., Сидоров А. Ю.
Мультимедийное учебно-методическое пособие. Выпуск 1.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских вузов всех факультетов, в программу которых включен курс общей хирургии.
В учебно-мелодическом пособии отражены основные темы по общей хирургии: асептика, антисептика, обезболивание, понятие о ранах и их лечение, десмургия, кровотечение и остановка кровотечений, переливание крови и ее компонентов.
Содержатся сведения о переломах, вывихах и транспортной мобилизации, хирургической операции, пред- и послеоперационном перио-дах, опухолях, черепно-мозговой травме, открытых и закрытых травмах грудной клетки и живота, синдроме длительного сдавления, ожогах, отморожениях, электротравмах, некрозах, гангренах, язвах, свищах, пролежнях, общие вопросы гнойной хирургической инфекции, сепсисе, местной гнойной инфекции.
Включает более 1000 цветных иллюстраций и около 140 видеороликов. По всем разделам предоставлено интерактивное тестирование.
Г. П. Котельников, А. Ф. Краснов, В. М. Мирошниченко
По изданию: Г. П. Котельников, А. Ф. Краснов, В. М. Мирошниченко. Учебник «Травматология», изд. второе и дополненное, М. 2001 г.
Мультимедийное учебное пособие. Выпуск 1.
Мультимедийное учебное пособие соответствует образовательному ГОСТу РФ и рассчитано на постдипломную врачебную подготовку по травматологии врачей-интернов, клинических ординаторов, аспирантов, семейных врачей, курсантов ФУВ и ГИДУВ. Злектронное издание представляет несомненный интерес для врачей участковых и районных больниц, студентов медицинских ВУЗов и слушателей военно-медицинских учебных заведений.
Интерактивные режимы программы «МЕНТОР» позволяют самостоятельно определять схему обучения, выделять необходимые разделы. Имеются подробная справочная система, развитая система поиска, глоссарий. Видео-, графическое и звуковое сопровождение повышают наглядность и эффективность восприятия учебного материала. Для закрепления знаний предлагаются контрольные тесты.
«Инфекционные болезни»
А. А. Суздальцев с соавт.
Электронное учебное пособие. Выпуск 1.
Предназначено для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов медицинских вузов.
Электронное учебное пособие является интерактивным приложением с развитой системой поиска по разделам и страницам. Содержит описание 36 наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Илюстрировано рисунками, фотографиями. По всем разделам представлено интерактивное тестирование.
Н. В. Ямщиков с соавт.
Электронный атлас. Выпуск 1.
Атлас предназначен для студентов медицинских вузов, слушателей системы послевузовского профессионального медицинского образования.
Основу атласа составляют оригинальные снимки с гистологических препаратов, подобранных в соответствии с программой и методическими рекомендациями к практическим занятиям для студентов медицинских вузов. Атлас включает разделы по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии. К каждому препарату приводятся тестовые задания.
Атлас является руководством для студентов в практическом освоении материала лабораторных занятий, самостоятельной работе по идентификации конкретных объектов и их структурных компонентов на микроскопическом уровне.
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (12 ч)
Основное содержание работы в первом полугодии составляют нумерация двузначных чисел и устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Параллельно изучаются вопросы, относящиеся:
к измерению величин (длины, стоимости, времени);
к алгебраической пропедевтике (числовые выражения, числовые равенства и неравенства, буквенные выражения, уравнения);
к геометрической составляющей курса (длина ломаной линии, периметр многоугольника).
Продолжается обучение решению задач: рассматриваются новые виды простых и составных задач; вводится понятие задачи, обратной данной; используются различные способы иллюстрирования задачи (в том числе чертеж); вводится запись решения составной задачи выражением; учащиеся знакомятся с разными способами решения задач.
Как видно даже из перечня вопросов, материал первого полугодия разнообразный, но не сложный. Практически вся первая четверть (89 недель), когда рассматривается нумерация чисел в пределах 100 и проводятся первые уроки по теме «Сложение и вычитание», по существу, является подготовкой к изучению устных приемов вычислений с двузначными числами. За это время необходимо повторить материал, изученный в I классе, уделив особое внимание табличным случаям сложения и вычитания. Однако не следует с первых дней требовать заучивания таблиц наизусть. Полезнее поработать над приемами вычислений: решать примеры с подробными, а потом с краткими пояснениями вслух, затем с пояснениями про себя, постепенно ускоряя темп работы. Напомним, что действия с двузначными числами как с помощью устных, так и письменных приемов вычислений также закрепляют знание табличных случаев сложения и вычитания, поэтому при постоянной работе в течение всего года дети, безусловно, усвоят таблицы, что является одним из основных требований программы II класса по математике.
Перейдем к рассмотрению конкретных тем первого полугодия.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100
В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
уметь образовывать числа из десятков и отдельных единиц и правильно называть числа в пределах 100;
уметь выделять в числе десятки и отдельные единицы и правильно его записывать;
знать порядок следования чисел при счете и уметь практически выполнять счет предметов по одному и используя группировку предметов в десятки;
уметь сравнивать числа, используя разные знания по нумерации: 34 меньше, чем 35, так как при счете 34 называют раньше, чем 35; 49 меньше, чем 94, так как 4 десятка меньше, чем 9 десятков;
уметь складывать и вычитать числа на основе знания: 1) натуральной последовательности: 89 + 1, 90 1; 2) десятичного состава чисел: 20 + 5, 25 5, 25 20; уметь заменять число, содержащее десятки и единицы, суммой разрядных слагаемых: 78 = 70 + 8;
иметь конкретные представления о новых единицах длины миллиметре и метре, усвоить соотношения между изученными единицами (1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм, 1 м = 100 см), научиться находить длину предметов с помощью как одной, так и двух единиц длины, а также заменять одни единицы другими;
знать, что в 1 р. содержится 100 к., научиться набирать 1 р. одинаковыми и разными монетами.
Как уже отмечалось, в процессе изучения этой темы повторяется материал I класса: отрабатываются навыки табличного сложения и соответствующих случаев вычитания, закрепляются умения решать простые и составные задачи, выполняются упражнения с геометрическими фигурами (отрезком, ломаной, многоугольником).
По учебнику на изучение нумерации отводится 16 уроков (см. «Примерное распределение материала», с. 92), однако в зависимости от особенностей конкретного класса учитель может несколько изменить время работы над данной темой.
Наглядные пособия и дидактический материал
1. Пучки десятки палочек и отдельные палочки для демонстрации образования и десятичного состава двузначных чисел. С этой же целью можно использовать полоски с кружками или треугольниками для иллюстрации десятков (10 полосок по 10 фигур) и единиц (полоски с 1, 2, . , 9 фигурами). Иногда вместо полосок используют карточки-прямоугольники с изображением числовых фигур (точек) для иллюстрации единиц и карточки-треугольники, изображающие десятки (пособие предложено Л. Г. Петерсон).
2. Абак таблица с двумя рядами карманов и надписями «Десятки», «Единицы» (рис. на с. 8 учебника) для иллюстрации позиционного принципа записи двузначных чисел.
3. Модель метра, на которой выделены дециметры и сантиметры для иллюстрации отдельных чисел (например, 32 см это 3 дм и еще 2 см) и для иллюстрации натурального ряда чисел.
4. Карточки с цифрами 0, 1, 2, . , 9 и числами 10, 20, 30, . , 90 для образования двузначных чисел и замены двузначных чисел суммой разрядных слагаемых.
1. Пособие, с помощью которого учащиеся могут иллюстрировать образование и десятичный состав двузначных чисел (пучки палочек и отдельные палочки или их рисунки).
2. Карточки с цифрами 1, 2, . , 9 и числами 10, 20, . , 90.
3. Модель метра с выделением дециметров и сантиметров, изготовленная самими учащимися.
На первом уроке при ознакомлении детей с учебником выясняют, что можно узнать по обложке, титульному листу, оглавлению. Опираясь на с. 3, можно не только прочитать название темы, но и узнать, кто уже умеет считать до ста, читать и записывать числа, б ó льшие 20, и т. п. Дети, как правило, проявляют большой интерес к новым числам, однако на первых уроках учебник рекомендует повторить основные вопросы нумерации на изученном материале.
Упорядочивая числа (с. 4, № 1; с. 5, № 1), дети читают их, сравнивают («Какое число самое маленькое? Какое самое большое?»), объясняют десятичный состав отдельных чисел («Сколько десятков и отдельных единиц в числе 15? в числе 19?»); вспоминают правила записи двузначных чисел, объясняя, на каком месте, считая справа налево, записывают единицы, а на каком десятки. Здесь же отрабатывается знание порядка следования чисел при счете («Какое число называют при счете перед числом 3? числом 13? числом 23? Какое число называют при счете после числа 6? числа 16? числа 36?» и т. п.).
Следующим этапом на этих уроках может стать работа над формированием вычислительных навыков. С этой целью полезно выполнить устные вычисления (с. 4, № 2; с. 5, № 2) или письменное решение примеров (с. 4, № 7; с. 5, № 3, 4) с объяснением приемов вычислений. Например, при решении примера 8 4 можно вычесть число 4 по частям (8 2 2), а можно вспомнить состав числа 8 и правило: «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое» (8 = 4 + 4, 8 4 = 4). Другой пример: 2 + 6 прибавлять число 6 по частям неудобно, применим прием перестановки слагаемых, а в примере 6 + 2, если забыт результат, можно прибавить по частям число 2 (6 + 1 + 1 = 8).
Так как многие дети испытывают затруднения в записи цифр и в расположении записей в тетради, то для предупреждения ошибок и отрицательных эмоций надо не только отрабатывать приемы вычислений, но и давать образцы выполнения заданий на доске. В школьной практике есть опыт, когда на 13-м уроках все задания дети выполняют на листочках, для того чтобы впоследствии не расстраиваться, глядя на плохо оформленную первую страницу тетради.
Для закрепления вычислительных навыков целесообразно использовать также занимательные упражнения и игры. Некоторые из них даны в учебнике на полях или под заголовком «Задания на смекалку». Так, уже на полях с. 4 есть задание на классификацию «Разбей примеры на две группы». Важно, чтобы, после того как все примеры будут прочитаны и решены (можно записать их на доске), дети назвали разные варианты решения, т. е. нашли разные основания классификации (по числам, по действиям, по ответам). Здесь полезно выделить две группы связанных между собой примеров:
1) 6 + 3, 3 + 6, 9 3, 9 6;
2) 2 + 8, 8 + 2, 10 2, 10 8.
Выписывая вместе с детьми первую группу примеров, можно повторить названия чисел при сложении, переместительное свойство и связь между суммой и слагаемыми. Затем предложить по аналогии выписать и решить самостоятельно вторую группу примеров.
Как видим, это задание наряду с закреплением вычислительных навыков учит детей наблюдать, сравнивать, обобщать, обосновывать свои действия, т. е. носит четко выраженный развивающий характер.
На самом уроке упражнения, направленные на формирование вычислительных навыков (устное и письменное решение примеров, игры, занимательные упражнения), по усмотрению учителя могут быть даны одним блоком или по отдельности, перемежаясь с другим учебным материалом (задачами, геометрическими заданиями и т. п.).
Приступая к решению задач (с. 4, № 4), надо вспомнить, что в каждой задаче есть условие и вопрос; в условии записывают то, что известно, а в вопросе то, что надо узнать. Обычно первую задачу на нахождение суммы дети решают без затруднений. К работе над ней можно привлечь Памятку, которая помогала в I классе решать задачи:
1. Читаем задачу.
2. Называем условие (что известно).
3. Называем вопрос (что надо узнать).
6. Называем ответ.
При составлении второй задачи (на разностное сравнение) следует обратить внимание детей на то, что изменить нужно только вопрос, условие задачи остается прежним. Объясняя решение («Почему для ответа на вопрос надо из 10 вычесть 6?»), следует вспомнить правило: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее».
Задача № 5 (с. 4) с двумя вопросами и, следовательно, с двумя ответами. После записи ее решения по действиям полезно выяснить, можно ли ответить на второй вопрос, не ответив на первый. Значит, если бы задача была с данным условием и вторым вопросом, все равно нужно было бы самим ставить первый вопрос и отвечать на него, т. е. задача решалась бы двумя действиями. Аналогичная работа проводится по задаче № 7 (с. 5).
Учебник предлагает также геометрические задачи, которые помогают разнообразить учебную работу, так как, решая их, дети выполняют измерения (с. 4, № 6) и построения (с. 5, № 8). Перед выполнением таких заданий приходится проводить некоторую подготовительную работу. Например, следует вспомнить способы сравнения отрезков: 1) на глаз; 2) наложением («перенеся» один отрезок на карандаш или счетную палочку и приложив его к другому отрезку); 3) измерением. На втором уроке полезно вначале рассмотреть начерченные на доске линии (прямые, кривые замкнутые и незамкнутые, ломаные); вспомнить все, что дети знают о ломаной. В ходе выполнения задания надо напомнить, как с помощью линейки правильно измерить отрезок или построить ломаную.
Вероятно, на первых уроках не удастся выполнить все упражнения, данные в учебнике; часть из них можно задать на дом, часть оставить на уроки закрепления.
В воспитательных целях стоит рассмотреть задания на смекалку, так как они вызывают большой интерес у учащихся. Однако надо учесть, что это задания повышенной трудности. Так, отвечая на первый вопрос (с. 4), не все догадываются, что общее название треугольника и четырехугольников многоугольники, так как у некоторых детей 3 или 4 угла не ассоциируются с понятием «много». Еще труднее ответить на второй вопрос надо увидеть, чем похожи каждые две фигуры и чем отличается от них третья (лишняя), т. е. найти и объяснить три варианта решения. Тем не менее с помощью наводящих вопросов можно выполнить эти задания и объяснить решение так, чтобы у детей сложилось убеждение, что они могут решать такие трудные задачи.
Начиная с третьего урока (с. 6) приступают к изучению нумерации чисел в пределах 100. Прежде всего надо подвести детей к пониманию идеи группировки предметов и возможности считать группы предметов. Учитель может описать такую ситуацию: садовод срезал много астр и решил их связать в букеты по 5 штук; сколько букетов у него получилось? На доске можно нарисовать вразброс 20 кружков или выставить их на фланелеграфе. Далее, отсчитывая по 5 кружков, обводят их замкнутой линией, т. е. группируют в букеты, и считают. Следует обратить внимание детей на то, что считали как всегда, но не отдельные астры, а букеты. Дети вспоминают другие примеры счета групп предметов: ботинки считают парами (говорят: «Купили две пары ботинок», а не «4 ботинка»), пуговицы считают десятками и т. п.
Чтобы показать детям, что при необходимости сосчитать большое количество предметов (например, спички или скрепки в коробке) неудобно все предметы считать по одному, следует отсчитывать по одному группы по 10 штук, а потом сосчитать десятки. Такую работу можно поручить нескольким «счетчикам» сразу. Результат назовут сами дети (например: пять десятков, или 50 штук).
После таких упражнений можно перейти к работе по учебнику. Выясняют, что еще в жизни считают десятками, читают текст и приступают к чтению и записи чисел: 1 дес. = 10, 2 дес. = 20 и т. д. После устного выполнения упражнения № 1 (с. 6) можно записать в тетрадях пару примеров на сложение и вычитание десятков с опорой на рисунки или предложить детям самостоятельно придумать похожую пару примеров.
Заметим, что задания на сложение и вычитание десятков будут предлагаться в дальнейшем почти на каждом уроке; это должно способствовать закреплению не только знаний по нумерации, но и таблицы сложения и вычитания в пределах 10.
На следующем уроке рассматриваются числа, полученные в результате счета десятков и единиц (с. 7). Вначале можно обратиться к жизненной ситуации. Например, используя те же кружки, которые изображали астры на предыдущем уроке, посчитать, сколько букетов астр срезал садовод в другой день. Получают 4 букета и еще 3 астры. Очень убедительно, на наш взгляд, и такое упражнение: учитель предлагает детям по команде ставить точки на листе бумаги в течение примерно 3040 с. Затем выясняют, как быстро и без ошибок сосчитать, сколько точек поставил каждый. Дети отсчитывают группы по 10 точек, обводят их замкнутыми линиями и затем сообщают результаты (например, 5 десятков и 8 точек всего 58). Далее можно выполнить по учебнику упражнения № 1, 2 и рассмотреть таблицу (с. 7). На этом же уроке можно ввести модели десятков и единиц в виде треугольников и отдельных точек. Рассмотрев рисунки кубиков (с. 6), дети убеждаются, что если расположить их так, как показано на рисунке (1 + 2 + 3 + 4) , то всего получается 10 кубиков, или 1 десяток. Затем показывают треугольник, заполненный точками (кружками) по такому же «правилу», который будет обозначать десяток. На данном уроке это пособие можно использовать как демонстрационное: дети называют число, которое обозначено треугольниками и отдельными точками, или сами обозначают число с помощью этого пособия. В дальнейшем, когда работать практически с пучками палочек будет трудно, рисунки треугольников и отдельных точек помогут детям хорошо усвоить десятичный состав чисел, при этом треугольники уже не заполняют точками, договариваясь о том, что нарисованные в одну клетку треугольники обозначают десятки, а точки справа от них единицы. При таком способе детям легко выполнять рисунки в тетрадях:
На следующем уроке раскрывается позиционный принцип письменной нумерации. Чтобы учащиеся поняли и сами сформулировали правила записи двузначных чисел, как и в I классе, используют абак (с. 8). В верхний ряд карманов выставляют пучки десятки и отдельные палочки (или их рисунки), называют число, обозначают цифрами, сколько единиц и сколько десятков оно содержит. Объясняют, что обозначает каждая цифра в записанных числах (с. 8, № 2, 3). Особое внимание следует обратить на числа, записанные одинаковыми цифрами (11, 44, 99): первая цифра, считая справа налево, обозначает единицы, вторая цифра обозначает десятки. Уже на этом уроке надо показать, что в числе 20 (40, 90) отсутствуют отдельные единицы, но всего единиц в этих числах 20 (40, 90). Это легко увидеть, если заменить десятки единицами (т. е. развязать пучки и сосчитать палочки по одной).
Следующий урок (с. 9) посвящен закреплению знаний по нумерации. Дети читают и записывают числа, образуют числа из десятков и единиц, называют десятичный состав двузначных чисел, объясняют значение цифр в записанных числах.
Вводятся понятия и термины «однозначное число» (содержит только единицы и записывается одной цифрой) и «двузначное число» (обязательно содержит десятки, записывается двумя цифрами, поэтому 01, 02 не являются двузначными числами). Так как, рассматривая ряды чисел (с. 9, № 2), ученики встретятся с числом 100, то можно обратить внимание на его запись: использованы три цифры, это самое маленькое трехзначное число, первое в ряду трехзначных чисел.
Сравнивая двузначные числа (с. 9, № 3), дети опираются на десятичный состав этих чисел: 16 это 1 дес. и 6 ед., 60 это 6 дес., 1 дес. 9 мм, поясним во второй строке: 10 мм > 9 мм») . Аналогично: 2 см 1 мм , 20 + 50). Почему оно неверно? Какое свойство сложения помогло вам исправить ошибку? Прочитайте вторую запись: (50 + 30) + 20 = 50 + (30 + 20). Как называется такая запись? Верное или неверное это равенство? Докажите, откройте учебник, прочитайте правило на с. 38. Какие слагаемые заменили здесь суммами? Сегодня поучимся применять эти два свойства сложения.
Найдите упражнение № 1 на с. 40 и прочитайте задание. Как удобнее найти сумму трех слагаемых? четырех слагаемых? Остальные выражения запишите в тетради и найдите их значения удобным способом. Что помогло вам быстро и правильно решить эти примеры?
Рассмотрите выражения на доске: 14 7 3, 18 9 5 3. В первом из них ученик сгруппировал второе и третье числа и из 14 вычел 4, получил 10. А на самом деле чему равно значение этого выражения? (Аналогично рассматривается второе выражение.) Сравните эти выражения с предыдущими и скажите, в чем ошибка ученика. (Переставлять и группировать числа можно только при сложении.)
3. Работа над способами нахождения периметра треугольника.
Рассмотрите чертеж на доске (начерчен отрезок, состоящий из отрезков длиной 2 дм, 3 дм, 4 дм; длины не обозначены). Это ученик находил периметр геометрической фигуры. Кто догадался какой? (После ответов показать треугольник.) Каким способом он находил периметр? (Показать, как откладывались стороны треугольника с помощью циркуля.) Что теперь нужно сделать, чтобы найти периметр этого треугольника?
Прочитайте задание № 2. Как здесь удобнее найти периметр треугольника и почему? (Стороны уже измерены, значит, надо сложить длины сторон.) Запишите решение в тетради. Чем похожи эти две задачи и чем они различаются? Что помогло вам быстро решить их? (Знаем разные способы нахождения периметра.)
4. Работа над задачами.
Прочитайте задачу № 5 и объясните, почему к ней дана не схема, а чертеж. Рассмотрите чертеж и скажите: что обозначили с помощью первого отрезка? второго? Как обозначили главный вопрос задачи? Как вам помогает чертеж при решении задачи? Запишите решение задачи по действиям или составьте выражение и найдите его значение.
Найдите задание на смекалку на с. 41. Попробуйте выполнить его, работая в паре с соседом (заслушиваются несколько ответов).
Давайте сделаем вместе чертеж к этой задаче. Учитель делает чертеж на доске, опираясь на него, дети формулируют ответ 1 .
Что нам помогло быстро и правильно решить задачу?
Чему научились на уроке? Как можно помочь себе, если встретятся трудности при решении примеров или задач?
Сложение и вычитание (продолжение)
Содержание работы на этом этапе составляют устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Продолжается работа над простыми и составными задачами, рассмотренными ранее, а также над задачами новых видов. Вводятся буквенные выражения вида 8 + с , к 7, а также уравнения вида х + 7 = 10, х 5 = 6, 12 х = 7, которые решаются подбором. Изучаются связи между результатами и компонентами сложения и вычитания, которые на данном этапе применяются для проверки правильности вычислений. Хорошее знание этих связей позволит в дальнейшем (во втором полугодии) успешно решать уравнения. Продолжается работа над геометрическим материалом, введенным на предыдущем этапе (преобразования геометрических фигур, нахождение длины ломаной линии и периметра многоугольника).
К концу первого полугодия учащиеся должны:
овладеть приемами устных вычислений, научиться правильно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 (кроме случаев вида 45 + 23, 57 26, 37 + 48, 52 24), к которым применяются письменные приемы вычислений (рассматриваются в третьей четверти);
уметь читать и записывать числовые выражения (со скобками и без них), находить их значения; усвоить понятие буквенного выражения, научиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них букв;
усвоить понятие уравнения, научиться читать, записывать и решать уравнения подбором такого числа, при котором уравнение превращается в верное равенство;
усвоить связи между результатами и компонентами сложения и вычитания, опираясь на них, установить способы проверки правильности выполнения этих действий и учиться применять способы проверки при вычислениях.
Наглядные пособия и дидактический материал
1. Для овладения приемами вычислений потребуются демонстрационные и индивидуальные пособия, с помощью которых можно изображать десятки и единицы: пучки десятки палочек и отдельные палочки или их рисунки. Можно использовать треугольники десятки кружков и карточки с отдельными кружками (см. рис. на с. 11 настоящего пособия).
2. Для обучения решению задач полезно иметь иллюстративный материал к отдельным видам задач: краткие записи, чертежи, верно и неверно выполненные решения и т. п. (с. 4778). Для индивидуальной работы удобно иметь карточки с математическими заданиями.
3. Для введения понятий буквенного выражения и уравнения целесообразно иметь демонстрационное наборное полотно с прорезями, чтобы вставлять подвижную ленту с набором чисел (с. 64, 67 учебника).
Рассмотрим работу над устными приемами сложения и вычитания.
На первом уроке по теме (с. 47) проводится подготовительная работа к введению приемов вычислений с двузначными числами: повторяются переместительное и сочетательное свойства сложения (№ 2, первый столбик), эти свойства применяются при вычислении суммы удобным способом (№ 1); дети упражняются в замене двузначных чисел суммой разрядных слагаемых (№ 5). Часть этих заданий выполняется устно, часть с записью в тетрадях. В устные упражнения можно включить для повторения десятичного состава чисел случаи вида: 60 + 8, 96 6, 39 30, а также сложение и вычитание круглых десятков (40 + 30, 80 60). Аналогичные задания необходимо давать и на нескольких следующих уроках.
Как известно, последовательность изучения отдельных случаев сложения и вычитания может быть различна, но традиционно учитывается прежде всего сложность вычислительных приемов: сначала рассматривают приемы, которые включают меньшее число операций, затем приемы, включающие большее число операций. Например, в сложении: сначала 36 + 2, затем 26 + 4, позже 26 + 7, аналогично в вычитании.
Там, где возможно, приемы рассматриваются в сравнении: 36 + 2 и 36 + 20; приемы сложения чередуются с аналогичными приемами вычитания, которые вводятся в сопоставлении с рассмотренными только что приемами сложения. Таким образом, обеспечивается определенный перенос и дифференциация: 36 + 2, 36 + 20 (с. 48) и 36 2, 36 20 (с. 49); 26 + 4 (с. 50) и 30 7 (с. 51); 26 + 7 (с. 56) и 35 7 (с. 57). В хорошо подготовленном классе соответствующие приемы сложения и вычитания можно вводить одновременно так называемыми укрупненными дидактическими единицами.
Приемы вводятся довольно интенсивно в начале второй четверти, а затем закрепляются на большом промежутке времени до конца декабря и далее, до конца учебного года. Это объясняется тем, что ученик должен не только освоить систему операций, составляющих каждый прием («алгоритм выполнения действия»), но и научиться выбирать прием применительно к данным числам («алгоритм распознавания»). Каждый учитель сталкивался с таким фактом: дети поняли отдельный конкретный прием, научились решать аналогичные примеры, но после ознакомления со следующими приемами начинают смешивать приемы и допускать ошибки. Вспомним, такое же явление наблюдается при изучении таблиц сложения (таблиц умножения, склонений существительных и т. п.) пока изучается каждый вопрос в отдельности, все обстоит благополучно, но как только изучена тема в целом, начинаются трудности и ошибки. Поэтому настоящее закрепление умений и формирование навыков происходит тогда, когда приходится решать разные примеры и выбирать из ряда способов действий соответствующий и самый удобный.
Методика работы, направленная на овладение детьми приемами вычислений, известна учителю. Вначале прием (способ действия) раскрывается с помощью соответствующего предметного действия (например, с пучками палочек и отдельными палочками или другими моделями десятков и единиц). Затем с опорой на иллюстрации дети решают пару примеров с подробной записью и устным пояснением, а после этого пару примеров с краткой записью и устным пояснением (обычно на первом уроке больше сделать не удается). На основе сравнения всех решенных примеров делается обобщение, как решать подобные примеры: единицы складывают с единицами, десятки с десятками (с. 48). На следующем уроке для закрепления решают примеры с подробным и кратким пояснением приема и повторяют вывод. Поэтому аналогичные приемы вычитания дети «открывают» с большой долей самостоятельности. Решив с опорой на предметные действия или иллюстрации пару новых примеров с объяснением вслух и сопоставив их с только что решенными примерами на сложение, дети без особых затруднений формулируют вывод: единицы вычитают из единиц, десятки из десятков (с. 49). Затем переходят к решению примеров на сложение и вычитание, сравнивая приемы вычислений: 54 + 3, 54 3, 76 20, 76 + 20.
Так как приходится прибавлять к одному из слагаемых, то, чтобы дети не забыли другое слагаемое, разрядные числа, составляющие двузначное число, рекомендуют подписывать под ним в следующей строке, соединяя числа проведенными от руки отрезками («лучиками», «ножками» и т. п. с. 4849). Некоторые учителя говорят: «С записью чисел-помощников» и советуют детям (особенно тем, кто нуждается в этом) не только записывать разрядные числа, но и точкой отмечать то число, к которому прибавляют (из которого вычитают) в этом примере второе число.
В классе, где особенно много слабо подготовленных детей, на этапе овладения приемами вычислений некоторые методисты рекомендуют использовать как записи, так и модели десятков и единиц:
36 + 20 = 56
Отметим, что на таких рисунках не следует использовать знаки арифметических действий.
Вычислительный прием для случаев вида 26 + 4 (с. 50) включает сложение не только единиц, но и десятков. Рассматривая подробную запись, данную под примером, дети видят, что вначале складывают единицы, а затем полученный десяток прибавляют к десяткам. Выполняя краткую запись, можно объяснять короче. Например, решая пример 81 + 9, говорят: 81 это 80 и 1 (пишут под числом), к 1 прибавить 9, получится 10, 80 и 10 это 90.
Сложение (вычитание) круглых десятков не надо объяснять вслух, так как к этому времени у детей уже сформировался навык подобных вычислений (т. е. эти действия выполняются свернуто в уме). Только в случае ошибки приходится объяснять даже давно изученный прием подробно и вслух.
Для того чтобы у детей не произошло неверного обобщения (суммой заменяют всегда первое число), в данный урок в учебнике предлагается включить несколько примеров вида 60 + 18, 20 + 14, где второе число заменяют разрядными числами и, значит, удобнее сначала сложить десятки, а затем прибавить единицы. Решение таких примеров, кроме того, подготавливает детей к рассмотрению приема вычитания вида 60 24.
Чтобы подготовить детей к овладению приемом для случаев вида 30 7, надо использовать специальные упражнения на замену чисел круглых десятков суммой по образцу: 50 = 40 + , 70 = + 10 (с. 49, № 5; с. 51, № 1). В примерах вида 30 7 отсутствуют отдельные единицы. Но если дать детям в руки связанные в десятки палочки и спросить, как из 3 десятков вычесть 7 единиц, некоторые дети догадываются развязать 1 десяток и взять из него 7 палочек. Выполнив подробную запись этого приема, дети должны отметить, что и здесь единицы вычитают из единиц из 10 единиц, которые получают, заменяя уменьшаемое суммой чисел, одно из которых равно 10.
Особое внимание надо обратить на вычитание нескольких единиц из 100. Например, 100 4. Объяснение: 100 это 90 и 10 (пишут под примером); вычитаем 4 из 10, получится 6; 90 да 6 получится 96.
Новый прием полезно на этом же уроке сопоставить с рассмотренными ранее приемами: 76 + 4 и 80 4; 48 6 и 40 6, чтобы дети осознали его особенности.
Прием вычислений для случаев вида 60 24 достаточно сложный и требует особого внимания (с. 52). В отличие от предыдущих приемов, когда вычитали из одной части уменьшаемого и надо было не забыть прибавить другую часть, в новом приеме надо вычесть обе части и десятки, и единицы. Это хорошо видно детям, когда они выполняют предметные действия, например на палочках.
Заметим, если используются модели чисел из треугольников и точек, то, изобразив уменьшаемое с помощью треугольников-десятков, надо на этом же рисунке зачеркнуть необходимое число десятков, а в одном из оставшихся треугольников изобразить 10 точек и зачеркнуть из них необходимое число единиц.
На первом уроке полезно увеличить количество упражнений на основе предметных действий с подробным объяснением, а также рассмотреть примеры на сопоставление приемов (30 + 12 и 30 12) и затем обобщить: прибавляем и вычитаем по частям сначала десятки, потом единицы.
На следующих трех уроках рассматриваются новые виды задач (с. 5355) и обязательно закрепляются изученные приемы вычислений, особенно приемы вычитания, которые необходимо давать в сопоставлении. Например: 40 6 и 40 26; 67 30 и 60 37. Решать эти примеры полезно с подробным пояснением.
Последними вводятся устные приемы сложения и вычитания с переходом через десяток вида 26 + 7 (с. 56) и 35 7 (с. 57). Сами приемы известны детям это прибавление и вычитание по частям так, чтобы после первого шага получились круглые десятки: 26 + 4 + 3, 35 5 2. В устные упражнения полезно включать задания на повторение состава однозначных чисел, а также на дополнение данных чисел до круглого числа. Например, дополни до 30 числа: 24, 26, 27, 28 (с. 55, № 7).
Некоторые дети, хорошо знающие таблицу сложения, иногда предлагают другой прием: 26 + 7 = 20 + (6 + 7) = 20 + 13 = 33. Разумеется, не следует запрещать им вычислять таким образом. Однако вводить сразу два приема для всех учащихся на данном этапе нецелесообразно. Наблюдения показывают, что, познакомившись с приемом вычитания с переходом через десяток, многие дети делают неверный перенос этого приема на новые случаи (35 7, 7 5 = 2, 30 + 2 = 32). Прием, включающий получение круглого десятка (прибавление и вычитание по частям), как более известный детям, осваивается ими без особых затруднений и, кроме того, способствует закреплению табличного сложения и вычитания.
Во все уроки, отведенные на изучение устных приемов сложения и вычитания, включаются числовые выражения, содержащие два действия (со скобками и без них). Эти упражнения предназначены не только для отработки вычислительных навыков, но и для закрепления умения читать и записывать выражения, для применения правил порядка выполнения действий в выражениях. В тех случаях, когда выражения содержат действия над двузначными числами с использованием изученных приемов вычислений (с. 53, 54 и т. д.), опытные учителя советуют детям записывать промежуточный результат над соответствующим знаком действия, так как многие дети, переходя ко второму действию, забывают полученный результат первого действия. Запись этого числа предупреждает многие ошибки в частности, помогает детям в выборе приема вычисления. Этот же факт необходимость зрительного восприятия чисел надо учитывать при проведении устных упражнений (устного счета). Дети находятся на этапе освоения вычислительных приемов, у них только складывается умение выполнять те операции, которые входят в вычислительный прием, а выбор приема представляет определенные трудности. Поэтому для устных вычислений надо предлагать примеры, либо данные в учебнике, либо записанные на доске. Для того чтобы поддерживать у детей интерес к вычислениям, предлагают примеры с пропущенными знаками действий, задания на сравнение выражений, проверку заданных равенств и неравенств, таблицы (например, № 20 на с. 63), а также игры: круговые примеры, примеры с шифром, занимательные рамки, магические квадраты и т. п.
На уроках закрепления (с. 5859) можно предложить детям самостоятельную работу, включающую 810 примеров на все рассмотренные случаи сложения и вычитания, с целью выявления тех приемов, которые недостаточно усвоены, чтобы уделить им больше внимания на следующих уроках. Разумеется, в течение трех недель у детей не будут сформированы навыки вычислений, поэтому не следует включать эти случаи в арифметический диктант. Примеры в одно действие дети должны списать (с доски или из учебника) в тетрадь и решать их в своем темпе. Можно также разрешить использовать дополнительные записи тем детям, которым они помогают при вычислениях.
При ознакомлении с буквенными выражениями и уравнениями (с. 6471) используются в основном табличные случаи сложения и вычитания и наиболее легкие случаи сложения и вычитания в пределах 100, что вполне закономерно. Поэтому необходимые примеры на закрепление вычислительных навыков учитель подбирает сам, учитывая результаты самостоятельных работ в своем классе. Напомним еще раз, что целесообразно включать приемы вычислений в сопоставлении. Например: 72 + 5, 72 + 8, 72 + 9; 46 + 8, 46 8; 57 20, 50 27 и т. п.
Далее рассматриваются способы проверки сложения и вычитания * Логика построения уроков такая: сначала на трех-четырех примерах рассматривают связь между результатом и компонентами каждого из этих действий. Для этого к данному примеру составляют обратные примеры. Их предлагают читать с названиями чисел так, как они назывались в первом примере.
Из суммы 60 вычли второе слагаемое 20, получили первое слагаемое 40 (третий пример аналогично).
После того как сделано 34 таких конкретных вывода, дети сами смогут обобщить их и сформулировать или прочитать по учебнику вывод: если из суммы двух слагаемых вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое (с. 72).
Для введения способа проверки вычитания достаточно рассмотреть одну связь, а именно что получается, если сложить разность и вычитаемое (с. 73).
К разности 22 прибавили вычитаемое 6, получили уменьшаемое 28.
На основе этих выводов раскрываются способы проверки выполненных действий. Важно, чтобы дети усвоили способ проверки в полной формулировке так, как дано в учебнике: не только называли действие, с помощью которого выполняется проверка, но и указывали, с какими числами эти действия надо выполнять, и обязательно отмечали, в каком случае считают вычисления правильными (если получится другое слагаемое. если получится уменьшаемое. ). Иногда даже добавляют противоположное утверждение (если не получится. значит, в вычислениях допущена ошибка).
Чтобы дети усвоили способы проверки и пользовались ими правильно, надо включать задания не только вида «решить и проверить», но и «проверить решенные примеры». Тогда учащиеся убеждаются в том, что надо не только выполнить действие над результатом и компонентом, но и сравнить полученное число с имеющимся в примере (увидеть, что они не всегда совпадают). Вот примерные упражнения.
Проверьте, правильно ли решены примеры.
50 + 24 = 74 50 24 = 34 32 + 60 = 90
80 7 = 83 43 + 7 = 50 28 + 3 = 58
Для предупреждения формализма можно предлагать задания, приведенные ниже.
Рассмотрите примеры и объясните, почему проверка не помогла найти ошибку в вычислениях.
60 27 = 47 54 + 6 = 50 87 5 = 37
47 + 27 = 60 50 6 = 54 37 + 5 = 87
Образцы такой проверки можно найти в тетрадях своих учеников. Целесообразно привлекать этих же учеников к работе над ошибками, однако называть «автора» в подобных ситуациях не следует, соблюдая известное положение педагогики: «Ученик имеет право на ошибку».
В дальнейшем в учебнике встречаются задания вида «вычисли и проверь», но чтобы сформировать у детей привычку проверять себя, необходимо систематически предлагать до конца учебного года если не письменно, то устно проверять вычисления. Чтобы ученики действительно пользовались способами проверки, а не только решали заново пример, приходится напоминать им, как правильно выполнять проверку.
В методическом письме «О контроле и оценке результатов обучения в начальной школе» настоятельно рекомендуется формировать у детей самоконтроль и самооценку и отмечается: «Пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач» (Начальная школа. 1999. № 4. С. 15). В школьной практике широко используется такой прием: учитель не оценивает выполненную работу ученика, а только отмечает неверно решенные примеры, ученик сам исправляет ошибки, после чего совместно определяются пути дальнейшей работы. Во всяком случае, сейчас многие учителя приняли за правило не наказывать за исправления и не снижать за это отметку, а поощрять исправление ошибок самим учеником.
Рассмотрим работу над задачами.
Во второй четверти продолжается работа над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Дети не только составляют и решают эти задачи, но также учатся проверять простые задачи на нахождение суммы и остатка и обратные им, составляя и решая обратные задачи (с. 47, № 6; с. 54, № 4, и др.). Например, после решения задачи № 4 (с. 56) можно предложить детям проверить решение, составив задачу, обратную ей. Допустим, дети составили задачу: «В баке машины было 20 л бензина, добавили 15 л. Сколько литров бензина стало в баке?» После решения обратной задачи дети объясняют, правильно ли решена задача № 4: «Мы решили обратную задачу, получили ответ в баке стало 35 л бензина; и в условии задачи сказано, что в баке было 35 л, значит, задача решена правильно».
Заслуживают внимания простые задачи на нахождение суммы, в которых есть выражение «столько, сколько» (с. 53, № 1). Это подготовительные задачи к составным задачам (с. 62, № 9). Решение этих задач не представляет трудности для детей, ошибки иногда возникают при формулировке ответа. Слабо подготовленным детям помогает рисование схем к задачам с небольшими числами. Например: «Нарисуйте в одной строчке 3 квадрата и 2 треугольника, а в другой столько кружков, сколько квадратов и треугольников вместе. Сколько кружков вы нарисовали и почему?» Так же можно проиллюстрировать задачу № 2 (с. 53), а можно решить ее с опорой на чертеж, который сделает учитель в процессе беседы с детьми.
Обозначим отрезком, сколько красных квадратов вырезала Даша (чертит отрезок произвольной длины на доске и делает надпись: 7 кв. это красные квадраты).
Прочитайте, сколько было голубых квадратов, и скажите: их было больше или меньше, чем красных? Значит, второй отрезок начертим меньше, чем первый (продолжает первый отрезок и делает надпись 4 кв.).
Начертим ниже отрезок, который будет изображать зеленые квадраты. Что вы знаете про них? Какой должен быть нижний отрезок? Почему?
Заметим, что и в схеме, и на чертеже искомое число надо изображать отдельно, для того чтобы показать отношение равенства (столько же, такой же длины и т. п.). Подчеркивая особенности этих задач, можно привести похожую задачу, в которой отсутствует отношение равенства. Например: «Таня, Юра и Света решали примеры. Таня решила 4 примера, Юра 3. Сколько примеров решила Света?» После того как дети установят, что решить эту задачу нельзя, им предлагается дополнить условие так, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Новыми в определенной мере являются простые, а также составные задачи, связанные с движением (с. 5455). Решая их, дети начинают осознавать такие понятия, как «расстояние» и «пройденный путь», их связь (расстояние можно узнать через пройденный путь). Вначале такие задачи воспринимаются некоторыми детьми с непониманием, скорее как задачи-шутки, где вопрос не соответствует условию: «Две девочки идут с концов моста (аллеи, дорожки). Одна прошла столько-то метров (шагов), другая столько-то». Вопрос задачи: «Какова длина моста (аллеи, дорожки)?» Дети без труда отвечают, сколько метров (шагов) прошли эти девочки вместе, но часть учащихся не соотносит этот ответ с вопросом задачи. Понять, что, узнав пройденный путь, мы узнаем и расстояние между двумя точками, откуда началось движение, помогут не только чертежи, но и наблюдения за реально движущимися объектами (детьми, машинками, подвижными моделями).
Важно обратить внимание детей на направление движения в одном направлении, в разных (в том числе навстречу друг другу). Эти слова и термины усваиваются лучше всего в реальной обстановке (на экскурсии, на прогулке), когда дети сами «моделируют» соответствующие ситуации. Хотя основательная работа над этими понятиями предстоит в IIIIV классах, здесь полезно провести некоторые наблюдения, а также отметить особенности чертежей: направления движения обозначают стрелками, место встречи флажком, пройденный путь и расстояние отрезками.
При работе над составными задачами продолжают сравнивать простую и составную задачи (с. 52, № 5). Например, детям предлагается придумать вопрос к данному условию (с. 51, № 5). Пусть они поставят и такой вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями, и такой, чтобы задача решалась одним действием. Это поможет им в составлении плана решения составной задачи.
Эффективным упражнением на различение простой и составной задачи является задание на выбор решения к данным задачам (с. 53, № 3). Чтобы выбор не был случайным, надо прочитать обе задачи, сравнить их условия, вопросы, а затем предложить объяснить, что узнают, выполнив действия в каждом выражении.
Задания на пояснение смысла составленных выражений встречаются довольно часто (с. 56, № 3; с. 58, № 4; с. 59, № 4 и др.). Предложенные в учебнике выражения полезно дополнять другими, в том числе такими, которые не соответствуют данному условию. Например, к задаче № 3 (с. 56) можно дополнительно дать выражение: 15 5, 40 15 5, 40 + 15. Пусть дети объяснят, что можно узнать, выполнив указанные действия, и почему считают, что последнее выражение нельзя составить по данному условию.
Полезно обратное задание: на какие вопросы можно ответить, опираясь на данное условие, и какие действия надо выполнить, чтобы ответить на эти вопросы (соответствующие выражения записывают)? Например, по условию задачи № 3 (с. 58) дети составляют следующие вопросы.
На сколько больше было девочек, чем мальчиков? (на 6 4)
Сколько всего девочек и мальчиков было сначала в читальном зале? (6 + 4)
Сколько детей стало, после того как пришли еще 8 учеников? ((6 + 4) + 8)
Сколько всего стало бы мальчиков, если все пришедшие 8 были мальчики? (4 + 8)
Сколько всего стало бы девочек, если все пришедшие 8 были девочки? (6+8)
Во второй четверти уделяют достаточное внимание обучению решению задач разными способами. Вначале детям предлагаются подготовительные упражнения рассмотреть готовые решения и объяснить, что узнавали каждым действием (с. 14, № 3; с. 35, № 2; с. 36, № 4). Далее в учебник включаются задания с указанием: «Реши задачу разными способами». Каждый раз полезно выяснять, что это значит решить разными способами.
Рассмотрим работу над задачей № 3 (с. 52). Опираясь на ее краткую запись и на представление описанной ситуации, дети под руководством учителя составляют план и записывают решение: (20 + 15) 5 (вычисляют значение выражения, подчеркивают ответ). Объясняют: сначала узнали, сколько ведер воды было в двух бочках вместе, а потом сколько ведер воды осталось. Далее учитель предлагает: «Представьте, что воду для поливки цветов брали только из первой бочки. Что можно узнать по таким данным: в бочке 20 ведер воды, 5 ведер воды взяли? Теперь вы знаете, сколько ведер воды осталось в первой бочке и сколько во второй. Что можно узнать?» Запись решения: (20 5) + 15 (вычисляют значение выражения, подчеркивают ответ). Затем учитель предлагает рассмотреть другую ситуацию: 5 ведер для поливки цветов брали из второй бочки. Какое выражение тогда можно составить по задаче? Запись: 20 + (15 5) или (15 5) + 20. Оба выражения справедливы, так как первым действием узнают, сколько ведер воды осталось во второй бочке, а вторым сколько всего ведер воды осталось в двух бочках.
Вычислив значение выражений и сравнив результаты, дети убеждаются в том, что ответ задачи везде одинаковый, хотя рассуждали по-разному и действия выполняли неодинаковые.
Для закрепления умения можно предложить составить по краткой записи вторую задачу из № 5 (с. 52) и решить ее разными способами.
Ко второй задаче из № 3 (с. 52) можно составить два разных выражения: 12 5 2 и 12 (5 + 2). Рассмотреть эту задачу, вероятно, придется на одном из следующих уроков. Важно, чтобы дети усвоили суть решая задачу разными способами, при составлении плана решения рассуждают по-разному (ставят разные вопросы, решают задачу разными действиями, но ответ получают одинаковый). Чтобы дети не сводили решение разными способами к манипулированию числами, полезно предложить верное и неверное решение. Например, к последней задаче можно дать выражение 12 5 + 2. Пусть дети убедятся в том, что по данной задаче невозможно объяснить, что узнавали каждым действием в этом выражении, и ответ получается другой значит, это неверный способ решения задачи.
Умение решать задачи разными способами, особенно самостоятельно искать и находить разные пути решения, сложное умение, формируется оно не только в начальной, но и в средней школе в течение многих лет, и не только на уроках математики. Способность увидеть отличные от обычных связи и, опираясь на них, выйти на другой ход решения задачи это один из элементов творчества, и не следует ожидать, что за короткое время дети добьются больших успехов в творческом развитии. Во второй четверти эта работа только начинается и, естественно, проходит под руководством учителя. С расчетом на длительное время в учебнике подобраны специальные задачи и дается указание: «Решите задачу разными способами». Хотя задание звучит одинаково методика работы должна постепенно меняться, а именно: поиски способов решения должны становиться все более самостоятельными.
Для усвоения содержания задачи (после того как дети прочитали ее про себя и вслух) используют либо краткую запись, либо чертеж. Чертеж хорошо помогает при решении задач, которые включают увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с. 47, № 3; с. 63, № 15; с. 78, № 21, и др.). Многие дети смогут решить задачи на смекалку (с. 5152 и др.), если им подсказать, что к задаче надо сделать чертеж. Опираясь на чертеж, дети быстрее догадываются, как решить задачу разными способами (с. 57, № 4; с. 59, № 4; с. 70, № 3, и др.). Если чертеж сделан на доске, то после решения задачи можно изменить числа (несколько или все) и предложить детям составить по чертежу новую задачу. Несмотря на широкое применение чертежей при работе над задачами во второй четверти, многие дети еще не могут сами сделать чертеж к задаче, поэтому его выполняет либо учитель на доске в процессе беседы с детьми, либо они рассматривают готовый чертеж по учебнику.
В период закрепления устных приемов сложения и вычитания (с. 5863) можно предложить тематическую работу, в которую включить одну простую задачу на нахождение уменьшаемого, вычитаемого или слагаемого. Например: «Когда на полку поставили (с полки сняли) 5 книг, там стало 20 книг. Сколько книг было на полке сначала?» Другая задача составная, включающая увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и нахождение суммы. Например: «На стоянке было 10 легковых машин, а грузовых на 4 меньше (больше), чем легковых. Сколько всего машин было на стоянке?» Решение задачи ученики могут записать так, как им удобно, по действиям или выражением. Желательно сформулировать полный ответ задачи.
В конце второй четверти дается понятие об уравнении. Чтобы у детей сложилось правильное понятие, надо провести серьезную подготовку. С одной стороны, они должны накопить опыт работы с равенствами, усвоить, что записи со знаком «=» (равенства) могут быть верными и неверными. Таких упражнений, начиная с первого класса, учащиеся выполняли много: проверяли, являются ли данные равенства верными или неверными; составляли верные равенства из заданных выражений; вставляли пропущенные знаки действий или знаки сравнения так, чтобы получились верные равенства и неравенства, и т. п. С другой стороны, нужен определенный опыт работы с переменной. С такими упражнениями дети также сталкивались. Это прежде всего примеры с пропущенными числами (6 + = 9, 4 = 6). Важно, чтобы они решались подбором. Для этого в окошко вставляют друг за другом не одно, а несколько чисел, и дети объясняют, почему некоторые числа не подходят, так как получаются неверные равенства, а одно число подходит, так как получается верное равенство (с. 66, № 6). Заметим, что особенно полезными в этом плане являются неравенства с пропущенными числами, где подбор не ограничивается одним числом, а подходят несколько чисел. Например: , 7 2 .