Содержание:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2015 г. № МОН-П-5457 “О рассмотрении обращения”
Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором рассмотрело Ваше обращение по вопросу о разработке многосторонней системы оценки склонностей и талантов каждого школьника с постепенной заменой единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) и сообщает.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) и является обязательной.
Для выявления и сопровождения одаренных детей статьями 67 и 77 Федерального закона предусмотрен ряд иных механизмов и инструментов.
Так, в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и(или) творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия (далее — конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. При этом законодательством об образовании установлено, что обучающиеся принимают участие в конкурсах исключительно на добровольной основе.
— на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорна предусмотрена организация конкурса или индивидуального отбора, которая осуществляется при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
— в случаях и в порядке, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, предусмотрена организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;
— в образовательных организациях в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности, предусмотрена возможность создания специализированных структурных подразделений, а также образовательных организаций, имеющих право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее — нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях.
В целях совершенствования системы выявления и сопровождения одаренных детей и молодежи заместителем председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец утвержден Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (от 27 мая 2015 г. № З274п-П8), который включает в том числе меры по разработке и утверждению критериев отбора одаренных детей, критериев и порядка выявления одаренных детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, порядка сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития, а также функционированию информационно-образовательного интернет-портала для детей, молодежи, их родителей, педагогов, широкой общественности.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (далее — Правила). Так, согласно Правилам выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и(или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, перечень которых утверждается Минобрнауки России на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаторов мероприятий.
Обобщенные сведения о детях, проявивших выдающиеся способности, размещаются организацией, определенной Минобрнауки России (оператором), на государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Также оператором осуществляются разработка типовых образовательных программ для одаренных детей, мониторинг развития одаренных детей с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, создаваемой на основе Концепции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 2125-р.
В качестве мер государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в вузы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с 1 сентября 2015 г. Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607 (далее — Указ) учреждается 5000 грантов Президента Российской Федерации (ежегодно до 1200 грантов). Организация выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, возложена Указом на образовательный фонд «Талант и успех».
Кроме того, ежегодно (с 2006 года) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи» присуждаются 5350 премий для поддержки талантливой молодежи от 14 до 25 лет включительно.
Дополнительно Минобрнауки России отмечает, что любые управленческие решения по совершенствованию содержания образования, методик и технологий работы с учащимися принимаются Министерством на основе комплексной оценки качества образования, в том числе по результатам различных оценочных и мониторинговых процедур, а также мероприятий по выявлению одаренных детей.
Обзор документа
Минобрнауки разъясняет, что для выявления и сопровождения одаренных детей предусмотрены олимпиады, конкурсы и иные мероприятия.
Кроме того, конкурс или индивидуальный отбор предусмотрен при приеме граждан в образовательные организации основного и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физкультуры и спорта. Это касается и приема в образовательные организации с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.
В образовательных организациях также предусмотрено создание специализированных структурных подразделений и нетиповых образовательных организаций.
Утвержден комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 гг. В него также входит утверждение критериев отбора и выявления одаренных детей, порядка их сопровождения, мониторинга их дальнейшего развития.
Минобрнауки России определяет оператора, который размещает обобщенные сведения об одаренных детях на госинформресурсе.
В качестве мер господдержки талантливых студентов вузов с 1 сентября 2015 г. учреждено 5000 грантов Президента России (ежегодно до 1200 грантов). Организация выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего их развития возложена на образовательный фонд «Талант и успех».
Кроме того, ежегодно (с 2006 г.) присуждается 5350 премий для поддержки талантливой молодежи от 14 до 25 лет.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Федеральный закон о одаренных детях
Пункт 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает два типа организаций общего образования: дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация. В отличие от действующего до 1 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании», принятие типовых положений о различных типах образовательных организаций, равно как и деление типов на виды, новый Федеральный закон не предусматривает. Следует отметить, что создание лицеев, гимназий и иных подобных образовательных организаций, предполагавших углубленное изучение ряда предметов, предусматривалось именно типовыми положениями. Однако это не означает, что общеобразовательным организациям теперь запрещено реализовывать программы повышенного уровня. Это означает лишь, что такие организации не выделены в отдельный вид общеобразовательных организаций.
Ч. 2 ст. 99 рассматриваемого Федерального закона устанавливается, что «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». Иначе говоря, предусматривается возможность особого норматива финансирования реализации программ повышенного уровня.
Деятельность образовательных организаций, реализующих программы повышенного уровня предусмотрена и ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой «организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации». То есть предусмотрены не только существование таких организаций, но и организация индивидуального отбора при приеме в них.
Данным Федеральным законом в статьях 83, 84 также предусмотрены особенности реализации образовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта для одаренных детей.
При этом ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 23), ни Гражданский кодекс РФ не содержат никаких ограничений на включение в наименование образовательной организации слов «гимназия» или «лицей», если эти организации дают общее образование повышенного уровня.
Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:
1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;
2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее — интегрированные образовательные программы в области искусств);
3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);
4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).
3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.
4. Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
5. К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
6. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
7. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.
9. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.
10. На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования — права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.
11. В образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы начального общего образования реализуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающим требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств.
12. В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.
13. Прием на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными. Порядок отбора лиц для приема на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
14. Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
15. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования.
16. Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.
17. Обучение по программам ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
18. Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности.
19. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
20. Учебная практика и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.
21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по образовательным программам в области искусств.
Федеральный закон о одаренных детях
Статья 77 новообозначенной главы 11 принятого сравнительно недавно Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” под названием “Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности” впервые на законодательном уровне закрепляет особенности организации и получения образования этими лицами [1]. Однако данный Федеральный закон, как следует из его смысла, не дает конкретного и понятного определения подобной категории лиц, образуя, таким образом, определенную подмену и путаницу в понятийном аппарате.
В связи с отсутствием четкой законодательной формулировки правоприменитель оказывается в затруднительном положении, а отдельные авторы, пытающиеся комментировать соответствующие нормы, трактуют данное понятие каждый по-своему. Так, например, одни из них заключают, что новый Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” относит к таковым обучающихся, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте, полагая, что к лицам с выдающимися способностями следует отнести участников, призеров и победителей некоторых олимпиад [2]. При этом они ссылаются на Приказ Министерства образования и науки России №695 “Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников”, согласно которому целями олимпиады являются, в том числе, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и т.д [3].
Иные авторы, комментируя статью 77 главы 11, определяют данную категорию лиц по-своему, по сути, подменяя понятие “лица, проявившие выдающиеся способности” понятием “одаренные дети”, отождествляя их, таким образом [4].
Как представляется, ставить знак равенства между данными категориями или смешивать их абсолютно недопустимо, поскольку они изначально не являются синонимичными [5]. Непосредственно под “лицом” понимается любой человек вообще как отдельный индивид (в данном случае – субъект права), т.е. как взрослый, так и ребенок, в то время как употребляя термины “ребенок”, “дети” (следуя отечественному и международному законодательству) обозначают категорию лиц, не достигших своего совершеннолетия [5]. Уже исходя из этого очевидно, что первое понятие гораздо шире, чем второе. Что же касается таких категорий, как “способности”, в том числе, “выдающиеся способности” и “одаренность”, то они, скорее, относятся к психолого-педагогическим и также не являются тождественными.
Одним из ведущих специалистов в области исследования способностей является известный советский психолог Б.М. Теплов. Согласно сформулированному им определению, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них. Фундаментом для развития способностей выступают задатки [6]. При этом следует подчеркнуть, что развитие способностей, по мнению большинства психологов, происходит именно в процессе социализации личности. Известно немало теорий и по поводу классификации способностей, в качестве одной из которых признают разделение их на ординарные и выдающиеся [7].
Определения понятия “одаренность” в психолого-педагогической литературе встречаются также самые разнообразные. Например, Б.М. Теплов под одарённостью понимал “качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности” [8].
В Концепции одаренности, отражающей результаты фундаментальных отечественных исследований, а также опыт работы с одаренными детьми, установлено, что «одаренность» – это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [9]. Следовательно, одарённость способна обеспечивать не сам успех, а только возможность его достижения в какой-либо сфере деятельности.
Более того, в Концепции одаренности подчеркивается, что выявление, развитие и обучение одаренных детей и подростков должны образовывать в нашей стране единую органичную систему. При этом заведомо навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» крайне опасно и недопустимо, поскольку многие жизненные конфликты человека коренятся именно в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза его будущих достижений. Здесь следует также учитывать, что детская одаренность не всегда гарантирует талант взрослого человека, соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Данные положения еще раз подтверждают сформулированные выше выводы о неравнозначности понятий “лица, проявившие выдающиеся способности” и “одаренные дети” [10].
Представляется, что во избежание подобных противоречий законодателю необходимо установить четкое легальное определение данной категории лиц либо непосредственно в статье 2 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (которая, кстати, тоже выступает одной из его новаций, поскольку впервые имеет своей целью закрепление используемого здесь понятийного аппарата), либо в самой статье 77 главы 11, поставив точку в этом спорном вопросе.
Одаренные дети и новый закон «Об образовании»
Одаренные дети и новый закон «Об образовании»
В 2013 году в России вступает в силу закон «Об образовании в РФ», который призван заменить два действующих — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В законе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное — начальное, среднее, высшее, а также дополнительное образование.
Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря. Совет Федерации его поддержал 26 декабря. Основные нормы закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года.
Номер материала: 174163
Не нашли то что искали?
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Паспорт программы «Одарённые дети»
Программа «Одарённые дети»
Нормативно-правовая база программы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы».
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы».
5.Программа развития МБОУ «Гимназия №4».;
6.Устав МБОУ «Гимназия №4»
Разработчик программы
Администрация и педагоги муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4»
мероприятий программы:
Администрация и педагоги муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4»
Управление программой:
Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора по учебно-воспитательной работе.
Сроки реализации программы:
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
2. Внедрять новые образовательные технологии, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
5. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- повышению качества образования и воспитания школьников, увеличение среди школьников количества победителей и призеров районных и областных олимпиад;
- формирование банка технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Этапы реализации программы
I этап — организационный
II этап — основной
III этап — итоговый
- Пояснительная записка.
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи — самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал района, области и государства в целом.
Программа «Одаренные дети», ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Программа «Одаренные дети» объединяет концептуальную часть, этапы реализации и стратегию работы с одаренными детьми с целью создания гарантированных возможностей для развития способностей одаренных детей.
- Актуальность разработки Программы.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.
Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров при работе с одаренными детьми.
А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
— овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ;
— психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
— зрелость педагогического самосознания.
Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:
— единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;
— изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально- ориентированных учебных систем («Гармония», Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова).
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
- Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния.
Учащиеся нашей гимназии ежегодно принимают участие в школьных, муниципальных, областных и всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах: в международных конкурсах «Русский медвежонок» по русскому языку, «Кенгуру» по математике, «КИТ» по информатике, «Британский бульдог» по английскому языку, осенних и весенних сессиях олимпиад по математике и физике «Олимпус». Учителя русского языка и литературы, учителя математики активно привлекают учащихся к участию в интернет-олимпиадах( «Инфоурок», «Мириады открытий», Олимпиада Плюс, Олимпиада по теории вероятностей). В 2016 г впервые учащиеся гимназии приняли участие в предметных интернет-олимпиадах «Фоксфорда», «МО2», «Олимпиада Плюс».
Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности. В гимназии 7 год действует научное общество учащихся «Ключ». Из года в год количество участников научно – практических конференций различных уровней возрастает. Учащиеся средних и старших классов гимназии на протяжении нескольких лет получают дополнительную теоретическую подготовку по отдельным предметам.
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.
Традиционной формой организации внеклассной работы по предмету являются предметные недели, интеллектуальные марафоны, которые позволяют учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.
Количество победителей олимпиад, конкурсов по-прежнему слишком малое и результативность участия невысокая. Причиной такого положения является недостаточно эффективная работа педагогического коллектива по выявлению одаренных, имеющих высокую мотивацию к обучению детей. Статистика показывает, что участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, и чаще всего не одаренные дети, а успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки: внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, необходимо выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Кадровое обеспечение программы:
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Заместители директора по УВР
Осуществление программы в системе внеклассной работы
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
Педагоги дополнительного образования.
Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч
Участие в мероприятиях школы и города.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
1. Нормативно-правовое обеспечение:
· о проведении школьного тура предметных олимпиад
· о проведении предметной недели (декады)
· о научно-практической конференции
· о конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
1. Рассмотрение вопросов по работе с одарёнными детьми на заседаниях МО.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, предметных вебинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
4. Обобщение опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
- Концепция программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают мероприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи — содержание — обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ — определение индивидуальных образовательных траекторий — технологии — методика развивающего обучения и практика — образовательная деятельность — помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостоятельностью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное: насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
— на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
— на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
— на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
— на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самостоятельности», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Цель программы:
- Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
- Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
- Задачи программы:
- Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
- Внедрять новые образовательные технологии, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
- Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
- Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.
7.Этапы реализации программы
Год
Цель
Задачи
учебный год – проектировочный
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
· Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
· Разработка программы работы с одаренными учащимися.
· Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
· Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
учебные года – экспериментальный
Апробация системы работы с одаренными учащимися
· Диагностика склонностей учащихся.
· Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
· Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
· Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
· Повышение квалификации педагогов.
2020-2021 год – переход в режим функционирования
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
· Анализ итогов реализации программы.
· Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
· Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
· Обобщение результатов работы школы.
8.Стратегия работы с одаренными детьми.
Обучение одаренных детей
В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью выделяем следующие:
– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
– создание условий для развития творческой личности;
– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким особенностям относятся следующие:
— Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
— Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к понятию себя и других.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране не широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не содержательной частью.
Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:
° учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
° дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
° необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Существуют некоторые формы ускорения, например раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и в эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личная зрелость ребенка.
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школы). Однако такая форма наименее эффективна.
Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.
Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем дискомфорта и пробелов в обучении.
Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения.
Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
В обучении одаренных так же выделяются такие подходы к разработке содержания учебных программ как обогащение и проблематизация.
– Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
– Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с каждой категорией учащихся, начиная с начальной школы.
I ступень – аналитический период (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
II ступень — диагностический период (5—9-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает погружение в культуру функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.
III ступень -формирующий период (9-11 классы)
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:
— выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
— самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
— четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе.
Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы.
Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
- он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность;
- способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение и индивидуальность ученика.
Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет, обладающий качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они не спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям.
Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
Учитель должен быть: увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися.
- элективные курсы, факультативы;
- кружки по интересам;
- работа по индивидуальным планам;
- конкурсы; интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность учащихся;
- проектная деятельность учащихся;
- занятия в профильных классах;
- научное общество учащихся «Ключ»;
- сотрудничество ГУУ, филиалом «Угреша» университета «Дубна», университет «Синергия»;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- научно-практические конференции.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
- Ожидаемые результаты программы
- Повышению качества образования и воспитания школьников, увеличение среди школьников количества победителей и призеров муниципальных и областных олимпиад.
- Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
- Издание исследовательских работ учащихся.
- Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.