Обеспечение питьевой водой приказ

Содержание:

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 декабря 2012 г. № 1204 “Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды”

Текст документа приводится в соответствии с источником

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 и части 7 статьи 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приказываю:

1. Утвердить Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2013 г.
Регистрационный № 28282

Приложение
к приказу Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 28 декабря 2012 г. № 1204

Критерии
существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды.

I. Общие положения

1. Настоящие Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации от 12.12.2011, № 50, ст. 7358) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 536-р (Собрание законодательства Российской Федерации от 30.04.2012, № 18, ст. 2245).

2. Существенным ухудшением качества питьевой воды является изменение качества воды, следствием которого являются: нарушения органолептических свойств воды; появление угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, а также вызванные этими причинами массовые жалобы населения на территории водопользования.

3. Оценка качества воды проводится по результатам производственного контроля, проводимого организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и/или в ходе проведения социально-гигиенического мониторинга либо лабораторного обеспечения надзорного мероприятия.

II. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды

4. Критерии распространяются на качество воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения, перед подачей в систему централизованного водоснабжения, на системы централизованного горячего водоснабжения при закрытых и открытых системах теплоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.

5. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды установлены по четырем группам признаков: органолептическим и обобщенным, химическим, радиационным и бактериологическим (таблица 1).

6. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, установленные с учетом риска для здоровья населения.

7. Для веществ и показателей, относящихся к 1 и 2 классам опасности, нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности (в соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 78 (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2003 г. № 4550) с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2007 № 77 (зарегистрировано в Минюстом России 22 ноября 2007 г. № 10521), от 28.09.2007 № 75 (зарегистрировано Минюстом России 22 ноября 2007 г. № 10520) и не имеющих референтных уровней, критерием существенного загрязнения является сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК более 3,0. Для веществ 3-4 классов опасности критерием является 5-кратное превышение установленных ПДК.

8. Критерий существенного ухудшения качества воды в источнике питьевого водоснабжения (*) рассчитывается по формуле:

* — критерий существенного ухудшения качества питьевой воды в разводящей сети, взятый из 3 графы таблицы 1 или рассчитанный в соответствии с пунктом 7;

k — коэффициент эффективности очистки воды в отношении показателя качества при водоподготовке, который определяется организацией, осуществляющей водоснабжение исходя из эффективности технологического процесса водоподготовки (указывается в долях единицы).

9. При значениях удельной суммарной *-активности более 0,2 Бк/кг и/или удельной суммарной *-активности более 1,0 Бк/кг, и/или активности Радона более 60 Бк/кг проводится анализ содержания отдельных радионуклидов в воде (анализ спектрального состава и удельной активности каждого радионуклида).

Мероприятия по снижению радиоактивности питьевой воды не требуются, если при совместном присутствии в воде нескольких природных и техногенных радионуклидов выполняется условие:

* — удельная активность i-го радионуклида в воде, Бк/кг;

* — соответствующие уровни вмешательства, значения которых для наиболее распространенных в природных водах радионуклидов приведены в приложении 3 СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения» и таблице 7 приложения 9.1 к Разделу 9 Главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (в редакции решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 341, от 20.09.2010 № 383, от 14.10.2010 № 432, от 18.11.2010 № 456, от 02.03.2011 № 566, от 02.03.2011 № 567, от 02.03.2011 № 568, от 02.03.2011 № 571, от 07.04.2011 № 622, от 18.10.2011 № 828, от 18.10.2011 № 829, от 09.12.2011 № 859, от 09.12.2011 № 888, от 09.12.2011 № 889, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 № 34, решений Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 36, от 15.06.2012 № 37, от 20.07.2012 № 64, решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 125, от 23.08.2012 № 141, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 24.08.2012 № 73, решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2012 № 206, от 06.11.2012 № 208, решений Совета Евразийской экономической комиссии от 17.12.2012 № 114, от 17.12.2012 № 115, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.01.2013 № 6).

Текст таблицы приводится в соответствии с источником

Приказ от 22.06.2007 № 192 «Об обеспечении радиационной безопасности питьевой воды»

Приказ №192 от 22.06.2007

Об обеспечении радиационной безопасности питьевой воды

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

ФОРУМ специалистов по охране труда

поделитесь пожалуйста приказом об обеспече.

Света 04 марта 2014

Господа, поделитесь пожалуйста приказом об обеспечении и использовании питьевой воды на предприятии, если у кого-нибуть есть. И к каким расходам отнести ее покупку, можно (или нужно) ли покупку воды вносить в комплексные мероприятия по ОТ?

Сообщение отредактировал СветаИОТ: 04 Март 2014 — 16:18

DDi 04 марта 2014

Как гласит абз. 2 ст. 4 Закона № 4004, граждане имеют право, в частности, на безопасные для здоровья и жизни пищевые продукты, питьевую воду, условия труда, обучения, воспитания, быта, отдыха и окружающую природную среду. В частности, реализовать такое право могут и работодатели, бесплатно предоставляя своим работникам качественную питьевую воду. При этом согласно абз. 5 п. 2.1 разд. II ГСанПиН 2.2.4-171-10 вода питьевая, предназначенная для потребления человеком (питьевая вода), — это вода, состав которой по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим, паразитологическим и радиационным показателям соответствует требованиям государственных стандартов и санитарного законодательства (из водопровода — водопроводная, фасованная, из бюветов, пунктов разлива, шахтных колодцев и каптажей источников), предназначенная для обеспечения физиологических, санитарно-гигиенических, бытовых и хозяйственных нужд населения, а также для производства продукции.

В основном, когда речь идет об обеспечении питьевой водой большого количества людей, для этих целей устанавливается кулер — многофункциональный аппарат для нагрева и охлаждения воды. В таком случае для обеспечения сотрудников питьевой водой предприятием приобретается (покупается или берется в аренду) сам этот аппарат, т. е. кулер, и непосредственно питьевая вода, которой он заправляется.

Кроме того, законодательство устанавливает безоговорочный случай, когда предприятие обязано предоставлять своим работникам воду, правда, не простую питьевую, а газированную соленую. Однако круг таких лиц достаточно узкий. Так, в соответствии со ст. 167 КЗоТ собственник или уполномоченный им орган обязан бесплатно снабжать газированной соленой водой работников горячих цехов* и производственных участков. На это также указывает абз. 1 ст. 7 Закона об охране труда. Цеха и производственные участки, где организуется поставка газированной соленой воды, определяются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, по согласованию с собственником или уполномоченным им органом (абз. 2 ст. 167 КЗоТ).

* К горячим цехам относятся: доменные, мартеновские, прокатные цеха, отжигательные и другие цеха металлопромышленности, гуты стекольных заводов, горны фарфоро-фаянсовых и кирпичных заводов и т. п. (п. 2 постановления Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «О снабжении рабочих горячих цехов газированной подсоленной водой» от 11.06.34 г.).

Учетные особенности отражения обеспечения работников питьевой водой начнем с рассмотрения бухгалтерского учета, поскольку с ним, в отличие от учета налогового, все более-менее однозначно.

Смотрите так же:  Головоломка кубики спор

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете покупки кулера.

Кулеры ввиду их эксплуатации больше одного года являются необоротными активами, поэтому их приобретение будет учитываться в бухгалтерском учете в зависимости от их стоимости либо как основные средства (далее — ОС), либо как малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА). Напомним, что согласноп.п. 5.2 П(С)БУ 7 предприятия могут самостоятельно устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав МНМА, которые указываются в приказе об учетной политике предприятия. В связи с тем, что в налоговом учете такой стоимостный критерий прописан законодательно (п.п. 14.1.138 НК) и составляет 2500 грн., большинство предприятий в целях соответствия бухгалтерского учета налоговому, а соответственно для упрощения его ведения, предпочитают и в бухгалтерском учете принимать в качестве предельной суммы 2500 грн., что, тем не менее, должно быть обязательно отражено в приказе об учетной политике. Таким образом:

— если стоимость приобретенного кулера превышает установленный предприятиемстоимостный критерий, то такой кулер в понимании бухгалтерского учета будет являться ОС;

— если стоимость приобретенного кулера меньше такого стоимостного критерия, то он будет являться не чем иным, как МНМА.

Рассмотрим каждый из этих вариантов.

Кулер — основное средство

Приобретение необоротных материальных активов отражается в учете как капитальные инвестиции по первоначальной стоимости (перечень расходов, из которых складывается первоначальная стоимость, приведен в п. 8 П(С)БУ 7). В случае, когда кулер является основным средством, его приходование отражается по дебету субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». После введения кулера в эксплуатацию он из капитальных инвестиций переводится в состав основных средств (Дт 109 «Прочие основные средства» — Кт 152).

Кроме того, такое основное средство подлежит ежемесячной амортизации. В учете она отражается путем увеличения кредита субсчета 131 «Износ основных средств» и дебета соответствующего счета расходов. Полагаем, что на какой счет расходов относить сумму начисленной амортизации кулера, зависит от того, считает предприятие такие расходы связанными с хозяйственной деятельностью или же нехозяйственными (все сложности этого выбора описаны на с. 32-33). Если предприятие придерживается мнения, что обеспечение работников питьевой водойсвязано с его хозяйственной деятельностью, то расходы на амортизацию кулера по аналогии с налоговым учетом необходимо отражать в составе общепроизводственных расходов, т. е. на одноименном счете 91*. Если же оно считает такие расходы нехозяйственными, то их необходимо включать в состав прочих операционных расходов, т. е. отражать на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности»**.

* Предприятия, которые не ведут счет 91, полагаем, должны учитывать такие расходы на том же субсчете 949.

** В остальном учет операций, производимых с кулером, аналогичен учету операций с другими ОС (см. подробнее «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 2 (26) и № 4 (28)).

Кулер — малоценный необоротный материальный актив

Если стоимость приобретенного кулера не превышает указанного в приказе об учетной политике стоимостного признака, то, как мы уже сказали, в составе ОС ему не место, он будет являться не чем иным, как МНМА. Особой разницы учета такого актива по сравнению с ОС нет. Его приобретение также первоначально будет являться капитальными инвестициями, а после введения в эксплуатацию он будет переводиться в состав необоротных активов. Правда, все это будет отражаться на несколько иных счетах. Так, капитализация кулера будет проводиться путем увеличения дебетасубсчета 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов», а перевод в состав прочих необоротных материальных активов производится благодаря следующей проводке: Дт 112 «Малоценные необоротные материальные активы» — Кт 153. Некоторая специфика свойственна начислению амортизации таких активов. Так, в отличие от основных средств, амортизация МНМА производится не ежемесячно на протяжении срока полезного использования актива, а начисляется:

— либо в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости, и остальные 50 % амортизируемой стоимости в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом,

— либо в первом месяце использования объекта 100 % его стоимости.

О том, какой из вариантов начисления амортизации выбран предприятием, указывается в приказе об учетной политике.

При этом учитывается сумма накопленного износа на субсчете 132 «Износ прочих необоротных материальных активов». Счета для учета расходов на амортизацию малоценных необоротных материальных активов такие же, как и для ОС.

Кроме того, кулер может быть приобретен в оперативную аренду.

Оперативная аренда кулера

В случае, когда кулер был взят в оперативную аренду, он учитывается предприятием на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы» по стоимости, указанной в договоре. Основанием для зачисления объекта аренды на забалансовый счет 01 является акт приемки-передачи объекта ОС, составленный по форме № ОЗ-1 либо в произвольной форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным документам (ст. 9 Закона о бухучете), подписанный обеими сторонами договора аренды.

Напомним, что на объекты, находящиеся в оперативной аренде, начислять амортизацию не нужно.

Что касается арендной платы, то она признается расходами операционной деятельности и отражается на тех же счетах расходов, что и амортизация при приобретении кулера, т. е. либо на счете 91, либо на субсчете 949 (см. с. 31).

Сама же питьевая вода для предприятия будет являться для него запасами. Ее приобретение необходимо отражать путем увеличения дебета субсчета 209«Прочие материалы» на сумму ее первоначальной стоимости. Расходы на приобретение питьевой воды, как и в ситуации с кулером, будут отражаться в учете в зависимости от связи обеспечения работников такой водой с хозяйственной деятельностью предприятия либо на счете 91, либо на субсчете 949.

DDi 04 марта 2014

Бутыли — возвратная залоговая тара

Поставка питьевой воды для кулера производится в бутылях ПЭТ емкостью 19 л. Такая тара при поставке является возвратной. При первичном заказе воды предприятие-покупатель отдельно оплачивает залоговую стоимость этих бутылей. После расторжения договора на поставку питьевой воды пригодные для дальнейшей эксплуатации бутыли возвращаются поставщику такой воды.

В бухгалтерском учете полученная возвратная тара учитывается на забалансовом субсчете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении». По дебету субсчета 023 отражается ее поступление, а по кредиту — возврат поставщику после расторжения договора. Оплата залоговой стоимости бутылей отражается в учете следующей проводкой: Дт 377 — Кт 311. После возврата бутылей поставщику получение от него их залоговой стоимости отражается обратной проводкой: Дт 311 — Кт 377. Кроме того, предприятие, уплатившее средства в качестве залога, учитывает эту сумму на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения предоставленные», по дебету которого отражается предоставление такого залога поставщику, а по кредиту — его возврат.

Быть или не быть расходам на обеспечение работников питьевой водой в составе налоговых расходов — вопрос неоднозначный. Так, расходы на охрану труда*, каковыми в принципе можно считать расходы на обеспечение питьевой водой работников, включаются в состав «налоговых» расходов на основании п.п. «є» п.п. 138.8.5 НК. Однако Перечень № 994, в котором приведены мероприятия и средства по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, относит к «налоговым» расходам лишь расходы на предоставление работникам газированной соленой воды. Напомним, что такой водой обеспечиваются только работники горячих цехов и производственных участков. Исходя из этого, расходы на обеспечение работников (в том числе и занятых на работах в горячих цехах и на производственных участках) простой питьевой водойна основании п.п. «є» п.п. 138.8.5 НК включаться в состав «налоговых» не могут. Это подтверждает и налоговая (см. разъяснение в ЕБНЗ в подкатегории 102.07.09):

Не включаются в расходы и считаются финансированием личных нужд физических лиц расходы плательщика налога на обеспечение:

работников санитарно-гигиеническими средствами, если указанные средства не предусмотрены соответствующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты;

питанием работников, занятых на работах, которые не подпадают под категорию вредных условий труда;

питанием работников, подпадающих под категорию вредных условий труда, обедами и напитками иными, нежели специальное питание, молоко, газированная соленая вода или равноценные пищевые продукты».

* Охрана труда — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности (абз. 1 ст. 1 Закона об охране труда).

Как видим, налоговики в своей консультации говорят о том, что такие расходы считаются финансированием личных нужд физических лиц. В свою очередь, финансирование личных потребностей физических лиц не связано с ведением хозяйственной деятельности, а следовательно, такие расходы не включаются в состав «налоговых» расходов предприятия (п.п. 139.1.1 НК). О том, что обеспечение работников питьевой водой не связано с хозяйственной деятельностью предприятия, налоговики говорили и ранее, еще в докодексные времена (см. письмо ГНАУ от 28.10.2008 г. № 484/4/17-0713). Кроме того, о том, что расходы на обеспечение питьевой водой не являются расходами на охрану труда, в свое время отмечал и Госгорпромнадзор (см. письмо от 26.07.2010 г. № 1/02-11.2-9/3.1/5128), аргументируя свою позицию тем, что питьевая вода для человека — это в первую очередьежедневная физиологическая потребность человека в питьевой воде, поскольку в организме человека без воды не происходит ни один биохимический, физиологический и физико-химический процесс, а мероприятия и средства по охране труда имеют более узкую направленность, поскольку направлены на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека именно в процессе трудовой деятельности (заметим, что к такому выводу пришел и ВАСУ в постановлении от 20.10.2011 г. по делу № К-33690/09, а также Одесский окружной административный суд в постановлении от 13.11.2012 г. по делу № 1570/291/2012*).

* Одесский апелляционный административный суд в этой части оставил постановление суда без изменений.

Однако, несмотря на все вышеприведенные факты, о безоговорочном неотнесении расходов на обеспечение работников питьевой водой в состав «налоговых» расходов говорить рано. В качестве защитного аргумента можно использовать ссылку на ст. 22 Закона № 4004, согласно которой в процессе эксплуатации производственных, бытовых и других помещений, сооружений, оборудования, приспособлений, транспортных средств, использования технологий их собственник обязан создать безопасные и здоровые условия труда и отдыха, соответствующие требованиям санитарных норм, осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний, отравлений, травм, загрязнения окружающей среды. Полагаем, что обеспечение питьевой водой может расцениваться как мера, направленная на создание для работников здоровых условий труда, т. е. условий, в которых работник может без вреда для здоровья осуществлять трудовую деятельность в рамках хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, расходы на проведение таких мер не могут считаться финансированием личных потребностей физических лиц, на чем так настаивают налоговики. С этим соглашается Житомирский окружной административный суд, что следует из его постановления от 19.09.2012 г. по делу № 0670/479/11. Кроме того, обязанность по созданию для работников безопасных и здоровых условий труда возлагает на собственника предприятия и ст. 153 КЗоТ, а ст. 158 КЗоТ обязывает работодателя облегчить и оздоровить условия труда работников.

Смотрите так же:  Какой налог лучше для ип в торговле

Из всего приведенного выше осмеливаемся сделать вывод, что обеспечение работников безопасной питьевой водой является непосредственной обязанностью предприятия в рамках его хозяйственной деятельности в целях создания безопасных и здоровых условий труда, а также улучшения санитарно-бытовых условий работы.

Справедливо отметить, что налогоплательщикам, решившимся на отражение расходов на обеспечение работников питьевой водой в составе «налоговых» расходов, наверняка придется отстаивать свою позицию в суде, поскольку подобные аргументы вряд ли способны убедить налоговиков в правомерности таких действий.

В Декларации по налогу на прибыль расходы на обеспечение работников питьевой водой как общепроизводственные расходы в составе производственной себестоимости необходимо отражать в строке 05.1 «Собівартість придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг)».

Заметим, что при передаче возвратной тары как от продавца покупателю, так и от покупателя продавцу никаких налоговых последствий у покупателя (как, впрочем, и у продавца) не возникает, так как не происходит перехода права собственности.

Альтернативным вариантом обеспечения работников питьевой водой является приобретение воды, а также приобретение (аренда) кулера за счет средств профсоюзной организации. При этом в случае недостаточности таких средств предприятие может добровольно перечислить (передать) недостающую сумму такой профсоюзной организации в качестве добровольных пожертвований неприбыльной организации**. Согласно п.п. «а» п.п. 138.10.6 НК такие суммы будут являться прочими расходами обычной деятельности. При этом имейте в виду, что включаться в состав «налоговых» расходов могут суммы, не превышающие 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Такие суммы необходимо отражать в строке 06.4 «Інші витрати звичайної діяльності та інші операційні витрати» Декларации по налогу на прибыль и строке 06.4.1 «Суми коштів або вартість товарів, виконаних робіт, наданих послуг, добровільно перераховані (передані) протягом звітного року до Державного бюджету Украї-ни або бюджетів місцевого самоврядування, до неприбуткових організацій у розмірі, що не перевищує 4 відсотки оподатковуваного прибутку попереднього звітного року» приложения IВ к ней.

** Профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, созданные в порядке, определенном законом, являются неприбыльными организациями согласно абз. «є» п. 157.1 НК.

Что касается отражения налогового кредита по операциям по приобретению кулера и непосредственно питьевой воды для работников, то по аналогии с отражением «налоговых» расходов все зависит от связи такого приобретения с хозяйственной деятельностью предприятия. Напомним, что согласно п. 198.3 НК право на налоговый кредит возникает только в том случае, когда товары и основные средства приобретаются для использования в налогооблагаемых операциях в хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, и здесь необходимо доказывать связь мероприятий по обеспечению работников предприятия питьевой водой с хозяйственной деятельностью работодателя. Какие использовать для этого аргументы, мы говорили, рассматривая налог на прибыль на с. 33. При этом важным условием включения НДС в состав налогового кредита является наличие надлежащим образом оформленной налоговой накладной (пп. 198.6, 201.10 НК).

Заметим, что и в этом вопросе имеются положительные заключения суда. В частности, это определение ВАСУ от 02.08.2011 г. по делу № К-10432/08, согласно которому аргументом в пользу правомерности признания налогового кредита по операции по приобретению кулера является факт закрепления в коллективном договорепредприятия обязанности такого предприятия создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте безопасныеусловия труда, гигиены труда и производственной среды, соблюдения прав работников, гарантированных действующим законодательством об охране труда, а также наличие протокола общего собрания, на котором было принято решение о приобретении кулера и обеспечении работников питьевой водой. Следовательно, делаем вывод: закрепленная в коллективном договоре обязанность предприятия по предоставлению работникам питьевой воды дает шанс как на признание расходов в налоговом учете, так и на признание права на налоговый кредит по НДС, хотя не исключено, что такое право придется отстаивать в суде. Говорим «дает шанс», потому что выводы суда не всегда являются положительными для налогоплательщиков. Таковыми, например, являются уже упомянутые нами постановление ВАСУ от 20.10.2011 г. по делу № К-33690/09 ипостановление Одесского окружного административного суда от 13.11.2012 г. по делу № 1570/291/2012. Но имейте в виду: для положительного решения суда важно должным образом обосновать связь обеспечения питьевой водой работников с хозяйственной деятельностью предприятия. Для этого, в частности, не лишним было бы оформление соответствующего приказа по предприятию об использовании питьевой воды в хозяйственной деятельности.

Хотя даже при отсутствии документально оформленного обязательства работодателя предоставлять работникам бесплатно питьевую воду (коллективного договора, протокола общего собрания, приказа об использовании питьевой воды в хоздеятельности) суд может принять сторону налогоплательщика. Об этом свидетельствует положительное постановление Житомирского окружного административного суда от 19.09.2012 г. по делу № 0670/479/11. В данном постановлении суд ссылается на уже упомянутую нами ст. 22 Закона № 4004, из которой делает вывод, что работодатель обязан создавать надлежащие, здоровые условия труда, направленные на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. А поскольку приобретенная фасованная вода использовалась для нужд работников предприятия с целью создания и обеспечения надлежащих, качественных, физиологических, санитарно-гигиенических, бытовых условий труда в ходе его деятельности, то отнесение в состав налогового кредита НДС со стоимости приобретения такой воды является правомерным.

Пару слов скажем об обложении НДС операций с возвратной тарой. Так, согласноп. 189.2 НК стоимость тары, согласно условиям договора (контракта) определенной как возвратная (залоговая), в базу налогообложения не включается. Однако если в срок более 12 календарных месяцев с момента поступления возвратной тары она не возвращается отправителю, стоимость такой тары включается в базу налогообложения получателя. При этом в соответствии с п. 188.1 НК база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 НК.

Обеспечение работников бесплатной питьевой водой в целях обложения НДФЛ может расцениваться как доход в виде дополнительного блага (п.п. 164.2.17 НК). Однако обложить НДФЛ стоимость такой воды получится только в том случае, когда такой доход можно персонифицировать. Если же, как в случае с обеспечением водой при помощи кулера, питьевая вода предназначена для потребления любым работником и указанный доход в виде дополнительного блага не может быть персонифицирован, то стоимость такой воды не может рассматриваться как объект обложения НДФЛ. Это, в частности, следует из ответа начальника Управления администрирования НДФЛ Сергея Наумова, опубликованного в журнале «Вестник налоговой службы Украины», № 35 (655), 2011, с. 18, а также разъяснения, приведенного в подкатегории 103.02 ЕБНЗ. Таким образом, полученная работником вода из кулера не облагается НДФЛ.

Что касается ЕСВ, то ввиду отсутствия возможности персонифицировать доходы в виде бесплатного получения питьевой воды из кулера начислять ЕСВ на стоимость такой воды, а также удерживать ЕСВ из нее не нужно.

Полное Обеспечение Работников Питьевой Водой! Ссылки на НПА! Есть На Что Сослаться!

Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня капнула очередная капля спроса на темы: обеспечение работников питьевой водой, нормы обеспечения работников питьевой водой, на какой документ сослаться, чтобы РБТД установил кулер с водой и т.п. Так вот, как многим известно: спрос рождает предложение. Совместно с Антоном Жуковым подготовили для вас максимально исчерпывающий список НПА, на которые можно сослаться и тем самым убедить работодателя приобрести кулер для воды. А также благодаря системе К+ привели вопрос-ответ в контексте бухгалтерии. Заметка под кодовым словом «СПИСОК ВОДЯНОГО» ?

Ссылки на НПА про обеспечение работников питьевой водой

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ

Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель обязан:
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Статья 163. Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки
Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников
Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

2. «Санитарные правила для предприятий дрожжевой промышленности» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 26.11.1980 г. № 2266-80)

6.9. Для обеспечения рабочих питьевой водой в производственных помещениях должны устанавливаться фонтанчики, сатураторные установки или бачки с кипяченой водой. Температура питьевой воды должна быть не выше 20 °С и не ниже 8 °С. Расстояния от сатураторов и фонтанчиков до рабочих мест должно быть не более 75 м.

3. «Санитарные правила для предприятий пищеконцентратной промышленности» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 01.03.1976 г. № 1408-76)

Смотрите так же:  Инспектор по несовершеннолетним образование

3.4. Снабжение работающих доброкачественной питьевой водой производится посредством сатураторов или фонтанчиков. Температура питьевой воды должна быть в пределах 8 — 20 град. C.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 г. № 141 «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.3.1384-03» (вместе с «СанПиН 2.2.3.1384-03. 2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11.06.2003 г.)

9.15. Для оптимального водообеспечения работающих целесообразно размещать устройства питьевого водоснабжения (установки газированной воды-сатураторы, питьевые фонтанчики, бачки и т.п.) максимально приближенными к рабочим местам, обеспечивая к ним свободный доступ.

6. Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 г. № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»

2.3.2.5. При отсутствии населенных пунктов на пути следования (на постоянных маршрутах протяженностью более 200 км) работодатель организации должен обеспечить водителям отдых в отапливаемом помещении.
Помещение для отдыха водителей должно быть оборудовано умывальником, устройством питьевого водоснабжения, кипятильником (типа «титан»), туалетом, аптечкой (сумкой с комплектом медикаментов и перевязочных средств), а также местами для приема пищи и отдыха.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 г. № 12 «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (вместе с «СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 03.03.2003 г.)

3.5.8. Для обеспечения пассажиров и обслуживающего персонала питьевой водой допускается установка питьевых фонтанчиков и водоразборных кранов.

8. «ПОТ РО 14000-001-98. Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» (утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики РФ 12.03.1998 г.)

3.46.1. В состав санитарно-бытовых помещений должны входить: гардеробные, душевые, преддушевые, умывальные, уборные, курительные комнаты, места для устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева, помещения для обработки, хранения и выдачи спецодежды и др.

9. Постановление Минтруда РФ от 24.12.1999 г. № 52 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании» (ПОТ Р М-011-2000)

12.9. Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, а от рабочих мест на площадке организации — не более 150 м.

10. Приказ Минсвязи РФ от 20.06.1994 г. № 160 «Об утверждении и введении в действие инструкции по санитарному содержанию предприятий связи» (вместе с «Инструкцией по санитарному содержанию предприятий связи (ОМД Р-45-003-94)»)

11.8. Помещения для отдыха должны быть оборудованы умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, устройствами питьевого водоснабжения и электрическими кипятильниками.

11. «ПОТ РО 29-003-95. Правила по охране труда для предприятий книжной торговли» (утв. Приказом Роскомпечати от 21.03.1995 г. № 33)

2.5.7. Комната персонала (для приема пищи, отдыха) должна быть оборудована вешалками для одежды и умывальниками со смесителями холодной и горячей воды, устройствами питьевого водоснабжения и электрическими кипятильниками.

12. «ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах» (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 г. № 2)

2.3.2. В состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, устройства питьевого водоснабжения, помещения для обработки, хранения, выдачи спецодежды и обогрева или охлаждения.

13. «ПОТ РО 00-97. Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности» (утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.1997 г.) (вместе с «Типовым положением о порядке выполнения работ повышенной опасности на предприятиях и в организациях лесопромышленного комплекса», «Положением о порядке расследования и учета некатегорированных аварий, не относящихся к авариям 1 и 2 категорий, и производственных неполадок, не повлекших за собой несчастных случаев, на химических предприятиях лесной промышленности, подконтрольных Госгортехнадзору России»)

1.147. Площадь помещений для отдыха определяют по числу работников в наиболее многочисленной смене, их площадь на одного работника составляет 0,2 м2, но не менее 18 м2. Помещения для отдыха оборудуют умывальниками с холодной и горячей водой, устройствами питьевого водоснабжения и электрическими кипятильниками. Помещения для отдыха должны быть отделены от производственных помещений и изолированы от шума и вибрации. Оптимальная температура в помещении отдыха +20 °C, расстояние от рабочего места — не более 75 м.

14. «МР 2.2.8.0017-10. 2.2.8. Гигиена труда. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Режимы труда и отдыха работающих в нагревающем микроклимате в производственном помещении и на открытой местности в теплый период года. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.12.2010 г.)

5.5. Для оптимального водообеспечения работающих устройства питьевого водоснабжения (установки газированной воды-сатураторы, питьевые фонтанчики, бачки и т.п.) рекомендуется размещать максимально близко к рабочим местам, обеспечивая к ним свободный доступ.
5.6. Общее количество потребляемой работниками жидкости не ограничивается, но объем однократного приема следует регламентировать (один стакан). Наиболее оптимальной является температура жидкости, равная 12 — 15 °C.

15. «ПОТ Р М 005-97. Правила по охране труда при термической обработке металлов» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 29.09.1997 г. № 48)

2.4.12. Устройства питьевого водоснабжения должны содержаться в чистоте, иметь установку для ополаскивания стаканов, сливные раковины или специальные приемники для сливания воды.
2.4.13. Запрещается установка устройств питьевого водоснабжения на участках цианирования, жидкостного азотирования и свинцовых ванн.

16. «ПОТ Р М 006-97. Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 27.10.1997 г. № 55)

2.5.10. Устройства питьевого водоснабжения должны содержаться в чистоте, иметь сливные раковины или специальные приемники для сливания воды.

17. «Санитарные правила для животноводческих предприятий» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 г. № 4542-87)

7.9. В санпропускниках и помещениях для отдыха работающих необходимо оборудование устройств для питьевого водоснабжения (фонтанчики, питьевые бачки с фонтанирующими насадками и др.), установка электрокипятильника.

18. «ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.11.2001 г. № 49)

16.2.1. Для работающих в подземных условиях необходимо предусматривать подземные буфет-раздаточную, устройства для питьевой воды, туалет.

19. Приказ Минэнерго РФ от 20.06.2003 г. № 242 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции. Главы 4.1, 4.2»)

4.2.39. Подстанции с постоянным дежурством персонала, а также при наличии вблизи них жилых зданий должны быть обеспечены питьевой водой путем устройства хозяйственно-питьевого водопровода, сооружения артезианских скважин или колодцев.

С ссылками на НПА The end.

Бухгалтерия по обеспечению работников питьевой водой

Вопрос:

ООО приобретает для работников питьевую бутилированную воду и устанавливает кулеры. Правилами внутреннего распорядка предусмотрена обязанность ООО предоставлять работникам чистую питьевую воду в целях обеспечения нормальных условий труда (ст. 163 ТК РФ), бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ), и санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ). В трудовых договорах прописана обязанность работодателя обеспечивать работнику условия, необходимые для безопасного и эффективного труда.

Может ли ООО учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы по приобретению питьевой бутилированной воды и установке кулера на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ и учитывая п. 18 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г. № 181н, где установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий труда является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой?

Ответ:

В соответствии с положениями ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Понятие условий труда установлено положениями ст. 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Также в соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Согласно ст. 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.

Пунктом 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г. № 181н установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

На основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение чистой питьевой воды, а также затраты на приобретение и установку кулеров могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 Кодекса с учетом положений ст. 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/707

Подборка по материалам информационного банка «Финансист». Составитель Каширская Е.В.

Для любых предложений по сайту: [email protected]