Содержание:
Статья 359. Налоговая база
Статья 359. Налоговая база
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
Статья 359. Налоговая база
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
Комментарий к Ст. 359 НК РФ
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Например, водное транспортное средство имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 150,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 203,94 л. с. (150 x 1,35962).
По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.
В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.
Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.
В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.
Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.
Статья 359 НК РФ. Налоговая база
СТ 359 НК РФ.
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных
средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного
средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга
реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная
паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на
взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых
определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1,
1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей
статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи,
налоговая база определяется отдельно.
Комментарий к Ст. 359 Налогового кодекса
В соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:
1. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Как указано в Методических рекомендациях, в соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).
При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» паспорт транспортного средства — документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства».
Таким образом, мощность двигателя и тип транспортного средства определяются в регистрационном документе, которым является паспорт транспортного средства (ПТС). Правом заполнения ПТС обладают только сотрудники ГИБДД, которые в момент заполнения ПТС проверяют соответствие вносимых в указанный документ сведений фактическим обстоятельствам.
В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 x 1,35962).
По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В арбитражной практике встречаются споры по вопросу определения налогооблагаемой базы в тех случаях, когда в технической документации транспортных средств присутствует несколько значений мощности в соответствии с различными режимами.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу налоговым органом вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, кроме того, налогоплательщику доначислены транспортный налог и пени за его несвоевременную уплату.
Основанием для принятия данного решения послужило занижение налогоплательщиком в названном периоде мощности двигателей судов (земснаряды и плавкран ДТС 4).
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 357 НК РФ организация в проверяемом периоде являлась плательщиком транспортного налога.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В свидетельствах о праве собственности на спорные суда в разделе «Главные машины» определена общая мощность всех двигателей, расположенных на судне.
В соответствии с пунктами 18 и 20 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.
Судовым двигателем признается двигатель, имеющий конструкцию, позволяющую устанавливать его на судно. Главный судовой двигатель — это двигатель, служащий для привода в действие гребного винта или гребных колес. Вспомогательный судовой двигатель — это двигатель для привода в действие генераторов электростанций, компрессоров, насосов и т.д.
Учитывая функциональное назначение главного и вспомогательного двигателей, суд пришел к выводу о том, что налоговой базой для указанных земснарядов является мощность главных двигателей. Налоговый орган необоснованно при исчислении налога в отношении названных водных средств включил в налоговую базу мощность вспомогательных двигателей.
Судом установлено, что при определении мощности двигателя судна следует руководствоваться свидетельством о годности судна к плаванию, поскольку это специальный технический документ на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна.
Следовательно, налогоплательщик правомерно при исчислении налога исходил из мощности главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности к плаванию.
При таких обстоятельствах привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату транспортного налога, доначисление данного налога и начисление пеней является неправомерным.
Постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2006 N Ф09-11156/06-С1.
В приведенном Постановлении арбитражный суд признал, что налогоплательщиком при исчислении транспортного налога правомерно определена налоговая база по водным транспортным средствам исходя из мощности только главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности судна к плаванию, а не из общей мощности всех двигателей, расположенных на судне (главного и вспомогательных), которая указана в свидетельствах о праве собственности на спорные суда.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 N А33-26610/04-С3-Ф02-124/05-С1. Также суд отклонил довод налогового органа о том, что при исчислении транспортного налога налогоплательщик должен был исходить из строительной мощности двигателя транспортного средства (теплохода), равной 1000 л.с., а не из его эксплуатационной мощности, равной 900 л.с.
Разница в понятиях между эксплуатационной и строительной мощностями состоит в значении предельно допустимой эффективной мощности дизеля, которую он может развивать ограниченное время, установленное заводом-изготовителем, определяет режим максимальной (строительной) мощности. К эксплуатационной мощности относят среднюю мощность дизеля при плановой загрузке и скорости судна.
В то же время письмом Минфина России от 11.02.2005 N 03-06-04-04/09 разъяснено, что статьей 361 НК РФ налоговые ставки установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.
1.1. В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ «О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», установлено, что налоговая база определяется в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
Как указано в письме Минфина России от 27.01.2005 N 03-06-04-02/03, данные изменения не влияют на порядок исчисления и уплаты транспортного налога и, как следствие, не меняют порядка применения налоговой декларации по транспортному налогу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 359 НК РФ в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость как валовая вместимость в регистровых тоннах.
Согласно пункту 21 Методических рекомендаций, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.
Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Пунктом 22 Методических рекомендаций предусмотрено, что в случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 НК РФ.
В связи с изложенным определять валовую вместимость водного несамоходного (буксируемого) транспортного средства в случае отсутствия указанных данных в технической документации на это транспортное средство следует на основании экспертного заключения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 359 НК РФ в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, — как единицу транспортного средства.
В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.
Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства, в том числе правильности исчисления и уплаты транспортного налога.
В ходе проверки была установлена неполная уплата транспортного налога в результате нарушения статьи 359 НК РФ. Налогоплательщиком занижена налоговая база по транспортному налогу. При исчислении налога порт определял налоговую базу как единицу транспортного средства по семи плавучим кранам. По мнению налогового органа, по плавкранам в качестве налоговой базы следовало считать валовую вместимость.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налогов и начислении пеней.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, оспорил его в суде.
Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:
— в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, как валовая вместимость в регистровых тоннах (подпункт 2);
— в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 названного пункта, как единица транспортного средства.
В силу пункта 2 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.
В статье 361 НК РФ установлены разные налоговые ставки для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости), и для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства).
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно — это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Налогоплательщик не оспаривает, что в отношении спорных плавкранов определена валовая вместимость и в классификационных свидетельствах указана валовая вместимость этих плавкранов.
Таким образом, суд признал, что для плавкранов (несамоходных (буксируемых) судов), для которых определена валовая вместимость, установлена ставка транспортного налога с каждой регистровой тонны валовой вместимости и налоговый орган правомерно доначислил транспортный налог и пени.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2007 N А56-29356/2006.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.
В соответствии с формулировкой пункта 2 статьи 359 НК РФ исчисление налоговой базы отдельно по каждому транспортному средству, не имеющему двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, не требуется.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая база равна количеству таких транспортных средств. Неверно полагать, что по таким транспортным средствам налогоплательщик может просчитать единую налоговую базу. Для того, чтобы исчислить сумму транспортного налога, водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей или по которым не определяется валовая вместимость, необходимо распределить по видам (категориям).
Эти выводы подтверждаются правилами заполнения налоговой декларации.
Транспортный налог Справка
Налоговая база — Статья 359, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
Налогоплательщики
Налогоплательщики — Статья 357, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
Учёт и исчисление
Налоговый период. Отчетный период — Статья 360, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
Объект налогообложения — Статья 358, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
Налоговые ставки — Статья 361, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу — Статья 362, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
Уплата налогов, взносов, сборов
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу — Статья 363, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
Налоговая декларация — Статья 363.1, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2
Глава 28. НК РФ «Транспортный налог» определяет: Налогоплательщиков, Объект и налоговую Базу, Налоговый и Отчётный периоды, налоговые Ставки (базовые), Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу и налоговую Декларацию,
при этом законодательные (представительные) органы законами субъектов РФ:
- определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28. НК РФ;
- определяют порядок и сроки уплаты транспортного налога для Организаций;
- вправе не устанавливать отчетные периоды;
- могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, в частности Организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с НК РФ.
Не признаются налогоплательщиками организации, связанные с рядом событий из области спорта.
Признание организаций налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Объектом налогообложения признаются Транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, можно подразделить на:
- Наземные, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани
(объектом не являются: автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
Налоговая база в отношении наземных транспортных средств, имеющих двигатели определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. - Воздушные, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.
Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств определяется:- для имеющих двигатели определяется — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- для имеющих реактивные двигатели определяется — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя;
- в других случаях — как единица транспортного средства.
- Водные, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства
(объектом не являются: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов; морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда).
Налоговая база в отношении водных транспортных средств определяется:- для имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- в других случаях — как единица транспортного средства (в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения).
Кроме того, не являются объектом налогообложения:
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Отчетный период для Организаций — первый квартал, полугодие, 9 месяцев (субъекты Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды):
- организации самостоятельно определяют налоговую базу;
- исчисляют сумму авансового платежа за отчетный период (в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в НК РФ);
- осуществляют авансовые платежи по налогу (в срок, устанавленный законами субъектов Российской Федерации) по месту нахождения транспортных средств;
- налоговый расчет по авансовым платежам по налогу за отчетные периоды отменен с 1 января 2011 года Федеральным законом №229-ФЗ от 27 июля 2010 года.
Налоговый период (год):
- организации исчисляют транспортный налог за налоговой период:
- на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению;
- с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде;
- по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, — с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика;
- по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, — с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.
- подают налоговую Декларацию (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом);
- осуществляют итоговый платеж налога с учетом авансовых платежей (в срок, устанавленный законами субъектов Российской Федерации, но не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, поскольку количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода).
Глава 28 НК РФ Транспортный налог
Транспортный налог
Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.
Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.
Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:
- объекты налогообложения;
- протяжённость налогового периода;
- способ расчёта транспортного налога;
- льготные категории граждан и транспортных средств
Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.
Ставки и сроки уплаты транспортного налога
Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:
- региональная фиксированная ставка
- количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
- количество месяцев владения, разделённое на 12
Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.
Особенности льготы по транспортному налогу
Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.
Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.
Как используется властями транспортный налог
Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.
До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.
Статья 359 НК РФ. Налоговая база (действующая редакция)
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 359 НК РФ
1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Причем в отличие от объекта налогообложения налоговая база не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для расчета и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.
Налоговая база по региональным налогам, к которым относится и транспортный налог, устанавливается НК РФ и не может быть изменена правовыми актами представительных органов субъектов РФ (п. 2 ст. 53 НК РФ).
В отношении транспортного налога налоговая база установлена в комментируемой статье, и при этом порядок ее определения различен в зависимости от вида транспортного средства, являющегося объектом налогообложения.
Можно выделить три категории транспортных средств для целей расчета налоговой базы:
— транспортные средства, имеющие двигатели;
— водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства;
— иные транспортные средства.
2. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах. Таким образом, за основу берется физическая характеристика данной категории транспортных средств.
Законом N 108-ФЗ от 20 августа 2004 г. в комментируемую статью были внесены изменения, уточнившие налоговую базу для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями. Для реактивных двигателей налоговая база измеряется не в лошадиных силах, а как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Согласно п. 2.2.9 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным Приказом МВД России N 399, ГТК России N 388 и Госстандарта России N 195 от 30 июня 1997 г., мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах или киловаттах, определяемая по ГОСТ 14846, указывается в строке 10 паспорта транспортного средства (ПТС), выдаваемого собственнику транспортного средства.
В пункте 19 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ разъясняется, что в случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л.с.) (А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др. Физические величины: Справочник / Под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. М.: Энергоатомиздат, 1991. С. 1232). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
До 1 января 2005 г. налоговая база в отношении воздушных транспортных средств, имевших реактивные двигатели, также определялась как мощность двигателя в лошадиных силах. Однако в паспорте самолета с реактивным двигателем указывается тяга двигателя, измеряемая в килограммах силы, а не мощность в лошадиных силах.
В этой связи у налогоплательщиков возникали вопросы, как перевести реактивную тягу двигателя (в кгс) в мощность (в л.с.). Налоговики разъясняли, что согласно письму Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ от 3 апреля 2003 г. N КР28/150ГА в отношении воздушных судов с реактивными двигателями для перевода реактивной тяги двигателя (в кгс) в мощность (в л.с.) возможно использование методики Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова П. И. Для этого рекомендовалось следующее соотношение между численными значениями мощности (в л.с.) турбовинтовых двигателей и тяги (в кгс) турбореактивных двигателей: N = 0,75 x Р, где N — мощность (в л.с.), а Р — тяга (в кгс).
На основании Закона N 108-ФЗ от 20.08.2004 после 1 января 2005 г. налоговая база для воздушных транспортных средств, имеющих реактивные двигатели, измеряется в зависимости от тяги реактивного двигателя в килограммах силы. В этом случае сумма налога определяется путем умножения одного килограмма силы на ставку налога в рублях, указанную в ст. 361 НК РФ. Если у воздушного судна имеется несколько двигателей, то для определения налоговой базы следует суммировать реактивную тягу всех его двигателей (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей).
Следует отметить, что большинство наземных, водных и воздушных транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, имеют двигатели, в связи с чем налоговая база по ним определяется по мощности их двигателей. Количество лошадиных сил умножается на ставку налога в рублях, указанную в ст. 361 НК РФ, и полученная сумма является суммой транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ.
В пункте 22 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ налоговики разъясняют, что в случае расхождения сведений, предоставленных налоговым органом государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.
При отсутствии же данных о мощности двигателя в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
В отношении транспортных средств основанием для назначения экспертизы будет отсутствие данных о мощности двигателя, а основным вопросом будет определение количества лошадиных сил двигателя. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта, который привлекается на договорной основе.
Согласно п. 4 ст. 95 НК РФ эксперт имеет право знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. При этом эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол. На основании п. 7 ст. 95 НК РФ при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должны быть изложены содержание проведенных им исследований, сделанные в результате их выводы о мощности двигателя и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту, а повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных ст. 95 НК РФ.
Следует отметить, что в принятом 21 мая 2004 г. в первом чтении Законопроекте N 366167-3 планируется для прицепов и полуприцепов налоговую базу определять в зависимости от грузоподъемности в тоннах. Так же для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — налоговая база в случае принятия законопроекта будет исчисляться как суммарная паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
3. Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств существует отдельный способ определения налоговой базы в зависимости от валовой вместимости, измеряемой в регистровых тоннах.
Согласно ст. 10 КТМ РФ валовая вместимость судна определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов от 23 июня 1969 г. Документ о принятии СССР Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 20 ноября 1969 г. Конвенция вступила в силу для СССР 18 июля 1982 г.
Валовая вместимость судна в регистровых тоннах указывается в мерительном свидетельстве судна, которое выдается органами технического надзора и классификации судов (п. 3 ст. 29 КТМ РФ).
В случае отсутствия в технических документах данных о валовой вместимости ее можно определить на основе экспертного заключения, которое налогоплательщик должен будет представить налоговикам, либо во время проверки сам налоговый орган может назначить экспертизу в порядке ст. 95 НК РФ.
Сумма налога определяется путем умножения количества регистровых тонн на налоговую ставку в рублях, указанную в ст. 361 НК РФ.
4. Для тех водных и воздушных транспортных средств, у которых отсутствуют двигатели либо в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства. В этом случае сумма налога определяется путем умножения единицы транспортного средства на ставку налога в рублях, указанную в ст. 361 НК РФ.
Из водных транспортных средств к этой категории относятся, например, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения. Из воздушных транспортных средств к этой категории можно отнести некоторые виды сверхлегких воздушных судов: параплан, дельтаплан, дельталет.
5. Согласно общему правилу исчисления налоговой базы, установленному в ст. 54 НК РФ, налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Аналогичная норма предусмотрена в ст. 362 НК РФ (см. комментарий к ст. 362).
В отношении физических лиц, являющихся налогоплательщиками, налоговая база исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В пункте 2 комментируемой статьи в целях правильного исчисления суммы налога и удобства налогового администрирования предусмотрено правило о раздельном определении налоговой базы по каждому транспортному средству.
Так, для тех транспортных средств, сумма налога которых исчисляется в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя либо валовой вместимости, налоговая база должна определяться отдельно по каждому транспортному средству. Например, если у организации имеется несколько автомобилей, то налоговая база определяется по мощности двигателя каждого автомобиля, а не путем совокупного сложения мощностей двигателей всех автомобилей. Отдельное исчисление налоговой базы по каждому транспортному средству также необходимо в связи с разными налоговыми ставками, применяемыми в зависимости от мощности двигателя. Так, для легкового автомобиля с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно ставка налога равна 7 рублям с каждой лошадиной силы, а для легкового автомобиля с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. ставка составляет 10 рублей с каждой лошадиной силы. Поэтому и налоговую базу — количество лошадиных сил — надо определять по каждому автомобилю отдельно.
В пункте 20 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по водным транспортным средствам учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством, т.е. именно двигателей, а не главного двигателя. Таким образом, если у водного транспортного средства имеется несколько двигателей, то для определения налоговой базы в отношении такого судна следует суммировать мощности всех его двигателей, а не исходя из мощности главного двигателя. Следует отметить, что напрямую из текста НК РФ такой вывод не следует, т.к. в самой статье речь идет о мощности именно двигателя (в единственном числе) транспортного средства, а не мощности двигателей, как трактуют налоговики.
В отношении же воздушных транспортных средств, имеющих реактивные двигатели, в подп. 1.1 комментируемой статьи прямо указано, что налоговая база определяется исходя из суммарной паспортной статической тяги всех реактивных двигателей.
Для несамоходных (буксируемых) водных транспортных средств валовая вместимость определяется для каждого судна в отдельности. Так же обстоит дело и с транспортными средствами, которые не имеют двигателей и у которых нельзя исчислить валовую вместимость, — налоговая ставка применяется к каждой единице таких транспортных средств в отдельности.