Режим кто льготы условия

Налоговые льготы (Tax benefits) — это

Налоговые льготы — преимущество для налогоплательщиков

Виды и эффективность налоговых льгот, законодательство о налоговых льготах, льготы 2013

Налоговые льготы — это, определение

Налоговая льготаэто преимущество, которое предоставляется государством или органами местного самоуправления,определенной категории налогоплательщиков. Это преимущество ставит их в более выгодное экономическое положение по отношению к другим налогоплательщикам. Налоговые льготы — один из механизмов государственной налоговой политики, вводимый для решения задач в социальной и экономической сферах.

Налоговая льгота — это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы — это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы: личные и для юридических лиц;общеэкономические и социальные налоговые льготы; и внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена — возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую — во время экономических кризисов.

Цель налоговых льгот

Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Оценка эффективности налоговых льгот будет проводиться в Минфине ежегодно. Минфин планирует разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.Оценка эффективности налоговых льгот затрагивается в Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных правительством РФ.Налоговые органы РоссСреди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются льготы по ряду направлений. Среди них — инвестиционная деятельность (354 миллиарда рублей), инновационная деятельность (12,2 миллиарда рублей), отраслевое развитие (252 миллиарда рублей).

Классификация налоговых льгот

Изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.Пример, иизъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы).

Налоговые каникулы (tax holiday) — освобождение компании от уплаты налога на прибыль (либо взимание налога с части прибыли) в течение определенного периода.Эта льгота стимулирует, как правило, экспорт или развитие новых отраслей производства.До 1992г. пунктом 4.4 Инструкции МНС №62 о налоге на прибыль предприятий и организаций малым предприятиям предоставлены «налоговые каникулы» на два года в уплате налога. Но эта льгота распространялась только на те малые предприятия, которые были заняты производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, определенными строительными и ремонтно-строительными работами, производством строительных материалов, продовольственных товаров, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, если выручка от указанных видов деятельности превышала 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 4.5 указанной Инструкции «налоговые каникулы» на 5 лет предоставлялись предприятиям, получившим в предыдущем году убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), в части прибыли, направленной на его покрытие при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов.

Налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264

Освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада). Понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)

Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.

Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядкеЗачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) — см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)

Общее число налоговых льгот в России

Налоговые системы в разных странах достаточно разнообразны, но главное, что их объединяет, и в этом отношении налоговая система России соответствует системам развитых стран — это исключение из налогообложения капитала, функционирующего в производстве, и экспорта.Общее число налоговых льгот, применяемых у нас при налогообложении прибыли, достаточно велико. Однако основная часть налоговых льгот, установленных законом, не должна уменьшать фактическую сумму налога, отчисленную без учета льгот, более чем на 50%. В развитых странах количество льгот значительно больше, чем в России. Так, в США их более 100, в Великобритании и Германии-до 70-80.

При условии их полного и правильного применения, как отмечают эксперты, нормально работающая компания со средним уровнем рентабельности может вовсе не показывать прибыль в своем балансе и, таким образом, стать полностью освобождаемой от налогов. По этой причине традиционные системы подоходных налогов уже давно подвергаются острой критике. Попыткой устранить некоторые из недостатков взимания налога на прибыль является введенный в Западной Европе, а в 1992г. и в России, налог на добавленную стоимость (НДС).Число льгот по этому налогу по сравнению с налогом на прибыль ограничено. НДС имеет и то преимущество, что в его базу включаются затраты предпринимателей на заработную плату, что служит для них стимулом повышения производительности труда и применения новейшей техники.

Освобождение от этого налога экспортных операций фактически есть выплата крупных субсидий отечественному бизнесу. Немедленное списание расходов на приобретение активов для организаций служит большим стимулом к обновлению производства, чем установление льгот по налогу на прибыль. Льготы предоставляются на уплату земельного налога(местные налоги), налога на имущество организаций, на выплату НДС, налог на прибыль, для услуг в сфере культуры,льготы для благотворителей, льготы для участников боевых действий в Афганистане, для малого и среднего бизнеса и другие.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

Пример льготного законодательства для земельного налога

Налоговый Кодекс РФ закрепляет налоговые льготы в различных отраслях хозяйствования, так, глава 31, посвящена земельному налогу, а статья 395, характеризует, предусморенные в этом вопросе, налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения:1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

Смотрите так же:  Требования к определению площади здания помещения

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;7) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;8) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

9) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;10) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Налоговый кредит — налоговая льгота

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот — это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 — 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и ст. 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.К специальным налоговым режимам относятся:упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.В широком смысле реструктуризация — это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном, понимании — это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Изменения в налоговых льготах 2013

С 1 января 2013 года не облагается налогом движимое имущество независимо от вида деятельности компании.Законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ были внесены изменения в главу 30 НК РФ “Налог на имущество”. Если организация приобрела имущество в декабре 2012 года, а в эксплуатацию ввела его после 1 января 2013 года, то в данном случае можно в этом году воспользоваться льготой по налогу на имущество. Например, если купили машину 20 декабря, а ввели в эксплуатацию 9 января, налог на имущество на нее уже не платим. Также в случае если компания приобрела станки в конце 2012 года, но из-за монтажа, установки допоборудования, если не сразу привезли станки, ввела в эксплуатацию только в 2013 году, то есть возможность на законных основаниях не платить налог на имущество. Даже если предприятие не производственное, а занимается торговлей, берет площади в аренду. По старому движимому имуществу продолжаем считать налог на имущество.

В 2012 году появилась льгота для объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. На три года освобождается от налога оборудование, которое попало в перечень правительства. Льгота действует и в 2013 году. Перечень оборудования прописан в постановлении правительства N 308 от 16 апреля 2012 г. В нем предусмотрено 132 вида высокоэнергетического оборудования.

Налоговые льготы: упрощённая система налогообложения (УСН)

Упрощённая система налогообложения (УСН) — специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Ставки налога по УСН зависят от объекта налогообложения: если вы выбрали режим «доходы», то составляет 6%; если выбрали «доходы минус расходы» — 15%.

Организация может выбрать режим УСН или при открытии бизнеса, или по итогам девяти месяцев ведения предпринимательской деятельности того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ).

Применять УСН вправе индивидуальные предприниматели и организации, отвечающие определенным условиям:

доход не более 150 млн. руб.;

стоимость ОС – не более 150 млн. руб.;

общая численность сотрудников – не больше 100 чел.;

доля участия в других компаниях – не больше 25%

запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы

В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения:

налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;

налога на имущество организаций (за исключением объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость)

налога на добавленную стоимость.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от уплаты:

налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности;

налога на имущество физических лиц (за исключением объектов недвижимости, которые включены в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ);

налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Законом города Москвы от 7 октября 2009 года № 41 для организаций и ИП, применяющих режим УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов («доходы минус расходы»), предусмотрена льготная ставка равная 10%, если они осуществляют следующие виды деятельности:

управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда;

научные исследования, социальные услуги, спорт;

растениеводство, животноводство, и декоративное садоводство.

Условие льготы – выручка по указанным видам деятельности должна составлять не менее 75% от общей выручки.

Условия применения льгот по НДС

Условия применения льгот по НДС

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Глава 21 Налогового кодекса РФ дает плательщикам НДС возможность использовать различные льготы по налогу, но при этом ограничивает их применение довольно жесткими условиями. При чем все условия освобождения от НДС условно можно рассматривать как специальные, предъявляемые в отношении использования конкретных льгот, и общие, распространяемые на все виды льготных операций без исключения. Проанализируем, какие условия применения льгот квалифицируются в качестве общих, а также каковы последствия их несоблюдения.

Перечень освобожденных от НДС операций

Перечень операций, освобожденных от налогообложения НДС, установлен ст. 149 НК РФ, причем он является закрытым и не подлежит расширению.

Условно все льготы, перечисленные в указанной статье, можно разделить на так называемые обязательные и необязательные. К обязательным относятся льготы, установленные пп. 1 и 2 ст.149, от их применения налогоплательщик отказаться не вправе.

В то же время данная статья предусматривает и необязательные льготы, решение о применении которым принимается налогоплательщиком в добровольном порядке. К таковым относятся льготы, установленные п. 3 ст. 149.

Все льготы по НДС, предусмотренные ст. 149, можно разбить на три группы:

— реализация определенных видов товаров (работ, услуг);

— реализация товаров (работ, услуг) определенными категориями плательщиков НДС;

— выполнение плательщиком НДС определенных хозяйственных операций.

Условия применения льгот

Несмотря на то, что каждая из льгот содержит свои специфические условия применения, для того чтобы использовать льготный режим налогообложения, налогоплательщик должен выполнить и следующие общие для всех типов льгот условия:

Смотрите так же:  Колледж приказ о зачислении

— если деятельность налогоплательщика, в отношении которой предусмотрен льготный налоговый режим, является лицензируемой, то применять льготу можно только при наличии лицензии;

— использование льготного режима налогообложения будет признано правомерным только при наличии раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения;

— если льготный режим налогообложения применяется налогоплательщиком в своих интересах.

Рассмотрим каждое из общих условий более подробно.

Льготы для лицензируемой деятельности

В ряде случаев налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) не может осуществлять свою деятельность без наличия специального разрешения. Запрет на такие действия установлен ст. 49 Гражданского кодекса РФ. Как следует из п. 1 ст. 49, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В силу п. 3 ст. 23 ГК РФ тоже самое относится к индивидуальным предпринимателям

В пункте 6 ст. 149 НК РФ прямо указано на то, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщика, осуществляющего такие операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ). Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

Лицензия находится «в процессе» получения или продления — как быть с НДС? Если льгота применяется налогоплательщиком по лицензируемому виду деятельности, указанному в ст. 17 Закона N 128 ФЗ, отсутствие лицензии рассматривается фискальными органами как отсутствие права на применение льготного режима налогообложения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем налоговики не считаются с причиной ее отсутствия у налогоплательщика и доначисляют ему сумму налога, пени и штрафные санкции. Однако арбитры при рассмотрении подобных дел занимают более мягкую позицию, исследуя причины отсутствия лицензии у налогоплательщика. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.06.2008 по делу N А49-183/2008-21А/22 арбитры, всесторонне изучив материала дела и доказательства, представленные налогоплательщиком в суд, пришли к выводу: лицензия не была своевременно получен а организацией по вине лицензирующего органа. В связи с этим решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности было признано неправомерным.

В силу ст. 8 Закона N 128 ФЗ лицензия выдается на срок не менее пяти лет, после чего она может быть продлена по заявлению лицензиата. Однако между сроком окончания старой лицензии и получения новой, как правило, есть период времени, в течение которого старая лицензия уже не действует, а новый документ еще не получен. Как быть в этом случае? Прекратить деятельность на какое-то время могут далеко не все налогоплательщики, отказаться применять льготу тоже не всегда возможно, ведь, как уже было отмечено, часть льгот является обязательной к применению.

Представьте себе, что речь идет о медицинских услугах. Вы заболели, приходите в больницу, а вам заявляют: «Простите, ничем помочь не можем, т.к. у нас сейчас нет права на льготу, следовательно, оказав вам медицинскую услугу, мы будем вынуждены уплатить налог за счет собственных средств».

Ответа на вопрос, можно ли применять льготу в перерывах между получением лицензии, гл. 21 НК РФ не дает. В тоже время имеется решение суда, в котором арбитры признали правомерным использование льготы в срок, когда новая лицензия еще не была получена. Правда, суд принял такое решение в отношении налогоплательщика, осуществлявшего непрерывный образовательный процесс и принявшего все предусмотренные законодательством меры к продлению срока действия лицензии. Именно такой подход арбитров изложен в определении Высшего арбитражного суда РФ (ВАСРФ) от 14.12.2007 N 1 6471/07 по делу N А76 28704/2006 38 1283.

Налогоплательщиком нарушены требования лицензионного органа — каковы последствия? При использовании льготы в условиях лицензируемого вида деятельности причиной в отказе на применение льготного режима налогообложения может стать и нарушение лицензионных требований налогоплательщиком. И хотя законодательство по НДС в качестве условия о применении льготы не содержит прямого указания на соблюдение налогоплательщиком лицензионных требований, существующая сегодня судебная практика по данному вопросу свидетельствует о том, что этот момент довольно часто является предметом спора с налоговыми органами. Хотя в таких случаях суды в основном считают их претензии необоснованными. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 04.03.2008 N Ф09 1153/08 С2 по делу N А76 7923/07 судьи указали: нарушение лицензионных требований налогоплательщиком не может повлиять на порядок налогообложения. Поскольку в спорный период лицензия у налогоплательщика имелась, он в праве был использовать льготный режим налогообложения.

Лицензирование отменено. Можно ли продолжать использовать льготу? Лицензионное законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется, в Закон N 128 ФЗ и в частности в ст. 17, устанавливающую перечень лицензируемых видов деятельности, постоянно вносятся изменения. Поэтому не исключено, что в начале деятельность налогоплательщика требовала получения специального разрешения, а затем лицензирование было отменено. Как быть в этом случае, можно ли и далее использовать льготный режим? В соответствии с судебной практикой налогоплательщик в праве применять льготу и после отмены лицензирования (например, такая точка зрения изложена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2008 по делу N А42 190/2008).

Запрет на применение льготы при отсутствии лицензии установлен именно для лицензируемых видов деятельности. Поэтому, если деятельность не подлежит лицензированию, вопрос о правомерности использования льготы не возникает.

Мы не случайно отметили, что Закон N 128 ФЗ является основным нормативным актом в сфере лицензирования, но далеко не единственным, в соответствии с которым деятельность может признаваться лицензируемой. Виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с иными нормативными документами, перечислены в п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

Раздельный учет облагаемых НДС и освобожденных операций

Если налогоплательщик одновременно осуществляет как облагаемые налогом операции, так и освобожденные от налогообложения, вторым обязательным условием для использования льготного режима является наличие раздельного учета. Такое требование прямо предусмотрено п. 4 ст. 149 НК РФ.

Объясняется это наличием разных источников покрытия «входного» налога. В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

— по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, освобожденных от налогообложения, — учитываются в их стоимости;

— по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления налогооблагаемых операций, -принимаются к вычету в порядке, определенном ст. 172 НК РФ;

— по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления обоих видов операций, — принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в пропорции, в какой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Причем указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При расчете этой пропорции налогоплательщик учитывает все операции по реализации, осуществленные как на внутреннем, так и на внешнем рынке. На это указал ВАС РФ в определении от 30.06.2008 по делу N А42 5290/07. Рассчитывать такую пропорцию нужно за квартал, т.к. сейчас исключительно все налогоплательщики НДС исчисляют и уплачивают налог поквартально. Кстати, на это указано и в письме ФНС России от 24.06.2008 N ШС 6 3/[email protected] «О порядке ведения с 1января 2008 года раздельного учета НДС».

Игнорирование требования законодательства о ведении раздельного учета приведет к тому, что применение льготного режима налогообложения будет признано неправомерным. Такого же мнения придерживаются и арбитры (см. постановление ФАС Московского округа от 29.12.2005,23.12.2005 по делу N КА А40/12863 05).

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включаются. Иначе говоря, источником покрытия сумм «входного» налога будут собственные средства налогоплательщика, оставшиеся после налогообложения прибыли. Причем это относится ко всем суммам «входного» налога по ресурсам, приобретенным для использования в обоих видах операций, А не только применительно к части НДС, относящейся к операциям, освобожденным от налогообложения.

Такого же мнения придерживаются и судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2008 по делу N А56-39974/2007.

Правда, есть ситуация, когда налогоплательщик НДС, осуществляющий операции, облагаемые НДС и освобожденные от налога, не ведущий раздельный учет по НДС, может избежать мер налоговой ответственности.

Если затраты на осуществление операций, освобожденных от налогообложения, в общем объеме затрат составляют менее 5%, то на основании абз. девятого п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик может не вести раздельный учет по НДС.

Используя это правило, дающее право не вести раздельный учет сумм «входного» налога, следует иметь в виду: при определении указанного процента в расчет принимается не объем самих операций, освобожденных от налогообложения, а именно затраты налогоплательщика на их осуществление. Такие же разъяснения на этот счет содержатся и в письме Минфина России от 18.10.2007 N 03-07-15/159.

Выдвигая требование о ведении раздельного учета, гл. 21 НК РФ не дает никаких соответствующих рекомендаций. Поэтому способ ведения раздельного учета по НДС налогоплательщик выбирает сам и закрепляет его порядок в учетной политике для целей налогообложения.

Применение льгот только в своих интересах

Применение льгот, установленных ст. 149 НК РФ, возможно только в интересах самого налогоплательщика. Такое правило установлено п. 7 ст. 149 НК РФ: льготный режим налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Такого же мнения придерживаются и арбитры (см. постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2008 N Ф09-6006/07-С2 по делу N А47-3566/07).

Правда, из этого правила есть исключение- это реализация товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, подп. 1 и 8 п. 2 и подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Таким образом, если:

— предоставление арендодателем в аренду на территории России помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;

— реализация отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— реализация ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Смотрите так же:  Штраф за порчу имущества в многоквартирном доме

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ;

осуществляются в рамках посреднического соглашения, то льготный режим распространяется и на услуги посредника. Во всех иных случаях посреднические услуги облагаются налогом по ставке 18%.

В начале статьи мы отметили, что все льготы подразделяются на обязательные и применяемые налогоплательщиком по выбору. Однако чтобы отказаться от использования льготы, предусмотренной п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик должен написать заявление об отказе в применении льготного режима и представить его в налоговый орган до 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от использования льготы или приостановить ее использование. Такое правило установлено п. 5 ст. 149 НК РФ. Форма заявления на отказ от льготы не установлена, в силу чего оно подается налогоплательщиком в произвольной форме.

Отказаться можно от использования как одной льготы, предусмотренной любым подпунктом п. 3 ст. 149 НК РФ, так и нескольких. Но при этом следует иметь в виду: отказ от льготы возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Закон запрещает применять или не применять льготный режим налогообложения выборочно в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Налоговые льготы для резидентов Сколково

О том, какие налоговые льготы могут получить резиденты Сколково рассказывает налоговый юрист Артур Дулкарнаев.

Для резидентов инновационного центра Сколково предусмотрены налоговые льготы, льготы по уплате страховых взносов и таможенных платежей.

Резидентом Сколково могут быть только юридические лица. Чтобы стать резидентом Сколково, компания сначала должна подать заявку.

Подать заявку на присвоение статуса резидента Сколково можно заполнив специальную анкету на сайте Сколково. Статус резидента Сколково присваивается компании сроком на 10 лет.

Льготы можно получить по:

  • НДС.
  • Налогу на прибыль организаций.
  • Налогу на имущество организаций.
  • Страховым взносам.
  • Таможенным платежам.

На льготы могут претендовать только те компании, которые применяют общую систему налогообложения. Компании на специальном режиме налогообложения, например, “упрощенке” или патентной системе налогообложения, не смогут применять налоговые льготы: специальный режим налогообложения сам по себе не предусматривает уплату ни НДС, ни налога на прибыль организаций, ни налога на имущество организаций.

Налоговые льготы по НДС

Резидент Сколково имеет право на освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет со дня получения им статуса резидента Сколково. Сейчас стандартная ставка НДС в России – 18%. В ближайшее время будут приняты поправки в Налоговый кодекс и ставка повысится до 20 %.

Напомню, что Налоговый кодекс предусматривает четыре объекта обложения НДС:

  • Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, передача имущественных прав.
  • Передача на территории РФ товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.
  • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  • Ввоз товаров на территорию РФ.

Резиденты Сколково в рамках этой льготы не освобождаются от уплаты только так называемого «ввозного» НДС – налога, который уплачивается при ввозе товаров на территорию РФ.

Резидент Сколково может потерять льготу в двух случаях: если им утрачен статус резидента Сколково; если совокупный размер прибыли резидента Сколково, рассчитанный с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной резидентом, превысил 1 млрд. руб., превысил 300 млн руб.

В этом случае сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с резидента пеней.

Несмотря на то, что резиденты Сколково не должны платить НДС, они должны подавать налоговую декларацию по НДС в случае исполнения ими обязанностей налогового агента по НДС и выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС.

Резидент может использовать налоговую льготу по НДС с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он получил статус резидента Сколково. Если компания стала резидентом Сколково 13 июля, то уже с 1 августа она может рассчитывать на льготу.

Резидент Сколково должен направить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление об использовании права на освобождение по НДС и приложить документы, подтверждающие статус резидента и выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах. Документы можно отправить по почте заказным письмом.

Также начиная с года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки превысил 1 млрд руб., резидент Сколково также должен представлять расчет совокупной прибыли.

Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций

Резиденты Сколково в течение 10 лет со дня получения статуса резидентов имеют право не платить налог на прибыль организаций, если годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав не превышает 1 млрд. руб. Сейчас стандартная ставка налога на прибыль в России составляет 20 %. Со 100 рублей прибыли резидент Сколково экономит 20 рублей неуплаченного налога, которые он может реинвестировать снова в бизнес, направить на повышение зарплаты сотрудникам или распределить в качестве дивидендов.

Резидент Сколково потеряет право использовать налоговую льготу в двух случаях:

  • В случае утраты им статуса резидента Сколково.
  • В случае превышения им годового объема выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав в 1 млрд руб. При этом налогоплательщик утрачивает льготу с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Напомню, налоговый период по налогу на прибыль организаций составляет календарный год.

Резидент Сколково может использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус.

Само по себе наличие статуса резидента Сколково еще не означает, что компания автоматически получит освобождение от уплаты налога на прибыль. Чтобы воспользоваться льготой, резидент Сколково должен направить в налоговую инспекцию письменное уведомление об использовании своего права на освобождение.

Кроме того, наличие права необходимо подтвердить выпиской из книги учета доходов и расходов или отчетом о финансовых результатах, подтверждающими годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.

В случае если такие документы не направлены либо сведения в них недостоверны, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием пеней за каждый день просрочки. На сегодня пени составляют 1/300 ставки рефинансирования за каждый просрочки в случае задолженности до 30 дней и 1/150 ставки рефинансирования в случае задолженности свыше 30 дней.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций

Резиденты Сколково освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Не подлежит налогообложению как движимое, так и недвижимое имущество.

Для подтверждения права на освобождение от налогообложения резиденты Сколково обязаны представить в налоговую инспекцию по месту своего учета документы, которые подтверждают наличие у них статуса резидентов Сколково и данные учета доходов и расходов.

Условия утраты права на использование налоговых льгот аналогичны льготе по НДС.

Льготы по уплате страховых взносов

Организации по общему правилу обязаны платить страховые взносы по ставке 30%. Это значит, что если зарплата сотрудника 100 руб., то компания-работодатель уплачивает за него страховые взносы в размере 30 руб. в государственные внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд (22 руб.), в Фонд социального страхования РФ (2,9 руб.) и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1 руб.). Такие тарифы страховых взносов установлены на период 2017-2020.

На резидентов Сколково распространяются пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов для резидентов Сколково:

  • На обязательное пенсионное страхование – 14 %.
  • На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %
  • На обязательное медицинское страхование – 0 %.

Резиденты Сколково могут применять пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидентов Сколково, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус резидента Сколково.

Льготы по уплате таможенных платежей

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию для использования резидентом Сколково в строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории Сколково или в исследовательской деятельности, таможенно-финансовая компания Сколково может предоставлять резидентам услуги таможенного представительства. Таможенный представитель — это лицо, которое совершает таможенные операции от имени и по поручению резидентов Сколково. Так, таможенно-финансовая компания Сколково доставляет товар на склад, предоставляет складские и транспортно-экспедиторские услуги, занимается таможенным оформлением.

Таможенный кодекс устанавливает таможенные платежи, которые обязательны к уплате при ввозе товара:

  • Ввозная и вывозная таможенная пошлина.
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию.
  • Акцизы.
  • Таможенные сборы.

Если резиденты при ввозе товаров пользуются услугами таможенно-финансовой компании Сколково, то они получают право на возмещение затрат по уплате таможенных платежей. Чтобы воспользоваться льготой, резидент должен заключить договор с фондом Сколково о возмещении затрат и договор с таможенно-финансовой компанией Сколково об оказании услуг таможенного представителя. Льгота не применяется в отношении подакцизных товаров.

Резидентам Сколково возмещаются затраты на уплату ввозной таможенной пошлины и ввозного НДС. Затраты возмещаются в виде субсидий. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС, а ввозной НДС рассчитывается как произведение ставки налога на сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины.

Для получения льгот резиденту Сколково нужно подать специальное уведомление о намерении осуществить ввоз товаров. Такое уведомление подается не позднее 5 числа месяца, предшествующего кварталу, в котором предполагается осуществить ввоз товаров. После этого фонд Сколково и таможенно-финансовая компания проверяют уведомление. Затем резиденту направляется копия согласованного уведомления, после чего таможенно-финансовая компания Сколково осуществляет таможенное декларирование товаров.

Основные условия применения налоговых льгот — наличие у компании статуса резидента Сколково и применение общей системы налогообложения.

Освобождение от НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, льготы по уплате страховых взносов и таможенных платежей предоставляется на 10 лет с обязанностью подавать в налоговую некоторые документы.

Резиденты Сколково вправе использовать пониженный тариф страховых взносов 14 %. Важной льготой является возмещение затрат на уплату таможенных платежей — ввозной таможенной пошлины и ввозного НДС при условии пользования услугами таможенно-финансовой компании Сколково в качестве таможенного представителя.

Моя электронная почта [email protected]

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Для любых предложений по сайту: [email protected]