Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов российской федерации

Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

б.1) утратил силу с 1 июня 2012 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 марта 2010 г. N 29-ФЗ пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «б.2»

б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом «б.3» с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 227-ФЗ

б.3) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт «г» изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

г) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. N 30-ФЗ подпункт «к» пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

к) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

а.1) утратил силу с 1 июня 2012 г.;

Информация об изменениях:

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. N 30-ФЗ подпункт «в» пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. N 8-П положения абзаца шестого пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона признаны не противоречащими Конституции РФ

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ в пункт 5 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2012 г.

5. В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации принимаются палатой, сформированной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Иные полномочия каждой из палат осуществляются на основании настоящего Федерального закона, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Полномочия законодательной власти

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) — областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) — Думой Чукотского автономного округа и т.д.

Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей. Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей, Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной Думы и палаты представителей.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Например, согласно Конституции Республики Ингушетия (ст. 57) ее Народное Собрание состоит из 27 депутатов. Конституция Республики Татарстан (ст. 90) предусматривает избрание в состав Государственного Совета Республики 130 депутатов; Устав (Основной Закон) Рязанской области (ст. 30) устанавливает, что Рязанская областная Дума состоит из 36 депутатов и т.д.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации устанавливает также срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва, который не может превышать пять лет. Например, согласно Конституции Республики Марий Эл (ст. 65) Государственное Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Уставе (Основном Законе) Краснодарского края (ст. 24) предусматривается избрание Законодательного Собрания края также на четыре года и т.д.

Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
б) устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;
к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
м) утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
н) регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Государственная власть
Власть
Политическая власть
Разделение властей
Государства
Государственное устройство
Государство

Назад | | Вверх

Полномочия законодательных органов субъектов РФ на примере Северо-Кавказского и Южного федеральных округов

Ключевым составляющим элементом компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации являются принадлежащие им полномочия.
В конституционно-правовом законодательстве полномочия региональных парламентов подразделяются на различные группы. Прежде всего, это группа конституционных полномочий законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, установленных в Конституции Российской Федерации.
Основные полномочия парламентов субъектов Российской Федерации также закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон отдельно выделил полномочия региональных парламентов по принятию конституций (уставов) субъектов Российской Федерации и поправок к ним, по законодательному регулированию вопросов, относящихся к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъектов Российской Федерации, в том числе по наделению гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) [2, с.9].
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разделил основные полномочия парламентов субъектов Российской Федерации на две группы по форме их нормативно-правового регулирования: регулируемые законами субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.5) и регулируемые постановлениями законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации [2, с.9].
В основных законах всех субъектов Российской Федерации (за исключением Республики Калмыкия) содержится отдельная глава о законодательной власти или глава о законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. В этих главах фиксируются полномочия региональных парламентов. Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации полномочия законодательных (представительных) органов дополнительно конкретизированы в специальных законах об этих органах. Такие законы приняты в республиках Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях и т.д.
Объем полномочий региональных парламентов, соотношение их групп разнятся в различных субъектах Российской Федерации. В некоторых из них (Республика Адыгея и Карачаево-Черкесская Республика) полномочия законодательных (представительных) органов подразделяются на несколько групп в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они осуществляются. Так, Закон Республики Адыгея «О Государственном Совете — Хасэ Республики Адыгея» разделил полномочия парламента на следующие группы: а) в сфере государственного развития; б) обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина, гарантий местного самоуправления; в) социально-экономического развития; г) социально-культурного развития; д) административно-правового развития; е) организации своей деятельности [5, c. 10].
Отметим, что при закреплении отдельных групп полномочий региональных парламентов в законах устанавливается открытый их перечень, поскольку предусмотреть исчерпывающим образом все полномочия законодательных (представительном) органов субъектов РФ в одном нормативном правовом акте затруднительно. Остальные полномочия региональных парламентов закрепляются отсылочным способом. Они содержатся в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.
На наш взгляд, основным критерием классификации полномочий региональных парламентов является функциональный признак. В соответствии с ним полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ можно разделить на семь основных групп: 1) законодательные; 2) представительские; 3) контрольные; 4) учредительские; 5) по участию в формировании государственного аппарата; 6) по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; 7) внутриорганизационные.
Функциями парламентов, отличающими их от всех других органов государственной власти, является осуществление законодательных и контрольных полномочий.
К законодательным полномочиям относятся:
— принятие конституции (устава) и поправок к ним;
— законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
— толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации (уставы Астраханской, Ростовской области);
— толкование законов субъекта Российской Федерации (конституции Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик, Республики Северная Осетия — Алания; уставы Астраханской, Ростовской областей, Ставропольского края; Закон Республики Адыгея «О Государственном Совете — Хасэ Республики Адыгея) [3, c. 9; 4, c. 10; 5, c. 10];
— утверждение символики субъекта Российской Федерации (ст. 62 Конституции Чеченской Республики и законы Чеченской Республики «О Государственном флаге Чеченской Республики»; «О Государственном гербе Чеченской Республики»; «О Государственном гимне Чеченской Республики») [24, 25, 26 c. 10];
— установление статуса, полномочий, порядка назначения на должность и освобождения от должности, а также порядка деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ (Закон Чеченской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике») [23. c. 10] ;
— установление общего порядка осуществления социальной защиты населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования (Закон Республики Северная Осетия-Алания «О социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания» [29, c.10];
— установление в пределах ведения субъекта Российской Федерации порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, порядка деятельности этих органов;
— принятие решений по разделению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления субъекта РФ (Устав (Основной закон) Волгоградской областной Думы) [4, c.10];
— установление порядка реализации права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ представительными органами местного самоуправления (Конституции Кабардино-Балкарской и Чеченской республик) [3, c.10];
— утверждение бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении;
— регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса в субъекте РФ (Закон Кабардино-Балкарской Республики «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике») [8, c.10];
— установление порядка образования и деятельности контрольно-счетной (счетной) палаты субъекта РФ (Закон Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан»; Закон Республики Калмыкия «О Контрольно-счетной палате Республики Калмыкия»; Закон Ростовской области «О Законодательном Собрании Ростовской области», Закон Чеченской Республики «О Счетной палате»);
— регулирование выпуска и условий реализации займов, облигаций, лотерей, других видов ценных бумаг (Устав Астраханской области, Закон Ставропольского края «О Государственной Думе Ставропольского края») [4, c. 4; 4, с. 16];
— установление порядка предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств бюджета субъекта РФ (Закон Республики Адыгея «О Государственном Совете — Хасэ Республики Адыгея») [5, c.10];
— утверждение программ развития субъекта РФ (Закон Республики Калмыкия «О государственном прогнозировании и целевых программах социально-экономического развития Республики Калмыкия [10, c. 10];
— установление налогов и сборов, отнесенных к ведению субъекта РФ, а также порядка их взимания (Закон Чеченской Республики «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента») [27, c.10];
— установление ставок платежей в бюджет субъекта РФ предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности субъекта РФ; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в бюджет субъекта РФ (Устав Астраханской области; Закон Республики Адыгея «О Государственном Совете — Хасэ Республики Адыгея»);
— установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ (Закон Чеченской Республики «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Чеченской Республики»);
— регулирование передачи объектов государственной собственности субъекта РФ в собственность муниципальных образований (Устав Астраханской области, Закон Краснодарского края «О Законодательном Собрании Краснодарского края»);
— регулирование порядка приватизации, владения, пользования объектами государственной собственности субъекта РФ, утверждение программы приватизации объектов государственной собственности субъекта РФ (Устав Астраханской области; Закон Республики Адыгея «О Государственном Совете — Хасэ Республики Адыгея», Закон Карачаево-Черкесской Республики «О Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики»);
— установление порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности субъекта РФ, установление цены земли в поселениях в целях определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже расположенных на них зданий, строений, сооружений (Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений») [30, c.10];
— установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов (Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушений); [6, c.10]
— установление в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель;
— установление общего порядка землепользования на территории субъекта РФ, гарантирующего сохранение и рациональное использование земельного фонда;
— установление в пределах своих полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации, порядка использования природных ресурсов субъекта РФ;
— установление в соответствии с федеральным законодательством порядка охраны и использования объектов природного и культурного наследия на территории субъекта РФ;
— утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ;
— установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ (Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания «О Референдуме Республики Северная Осетия-Алания) [28, c.10];
— установление порядка назначения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
— утверждение структуры исполнительных органов государственной власти субъекта РФ (Конституционный закон Чеченской Республики «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики») [19, c.10];
— утверждение перечня государственных должностей субъекта РФ и реестра государственных должностей государственной службы субъекта РФ (устав Астраханской области, Ставропольского края);
— установление условий регулирования миграции на территорию субъекта РФ, гарантирующих сохранение социально-политической стабильности в приграничном субъекте РФ;
— установление административной ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение законов субъекта РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если ответственность за такие правонарушения не установлена федеральным законом (уставы Астраханской, Волгоградской областей);
— установление наград, почетных званий, премий субъекта РФ и порядка их присвоения (конституции республик Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик; Устав Астраханской области, Закон Ставропольского края «О Государственной Думе Ставропольского края»);
-осуществление других законодательных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
На основании проведенного анализа можно констатировать, что региональные парламенты обладают значительными законодательными полномочиями в различных сферах общественной жизни, что позволяет им быть достаточно влиятельными государственными органами, способными решать жизненно важные проблемы соответствующих субъектов Российской Федерации.
Парламенты субъектов РФ самостоятельно осуществляют принадлежащие им законодательные полномочия. Не допускается вмешательство иных органов власти в компетенцию региональных парламентов. Вместе с тем Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ч.3. ст.6) вводит определенные процедурные ограничения при принятии ряда законопроектов. Он устанавливает, что законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо при наличии заключения указанного лица.
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривается необходимость их представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Законодательным (представительным) органом утверждаются представленные законопроекты о бюджете субъекта РФ и об отчете о его исполнении, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчетах об их исполнении, о программах социально-экономического развития субъекта РФ, о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, о заключении и расторжении договоров субъекта РФ. Основные законы субъектов дополняют этот перечень рядом законопроектов, например, о перечне государственных должностей субъекта и реестре государственных должностей государственной службы субъекта (п. «н» абз.2 ст.29 Устава (Основного Закона) Ставропольского края) и др. Этими законодательными ограничениями обеспечивается необходимое взаимодействие и согласованность деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Конституция (устав), закон о поправках в конституцию (устав) субъекта РФ принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа (ч.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Простой закон субъекта РФ принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.2 ст.3). Здесь следует отметить погрешность данной нормы федерального закона, которая сформулирована таким образом, что не предоставляет субъектам РФ возможность самостоятельно решать вопрос о принятии тех или иных законов квалифицированным большинством голосов.
По нашему мнению, можно выделить четыре вида законов, принимаемых региональными парламентами. Три вида закрепляются Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: 1) конституция (устав); 2) закон о поправках к конституции (уставу); 3) простой закон. Между тем некоторые республики (Чеченская, Северная Осетия — Алания, Ингушетия) закрепили в своих основных законах, что региональные парламенты имеют право принимать четвертый вид законов, которые называются конституционными. Конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Противоречивая ситуация складывается вокруг вопроса о порядке внесения изменений в конституции (уставы) субъектов. Ряд республик (например, Дагестан, Кабардино-Балкарская) установили более жесткий порядок внесения изменений в отдельные главы своих конституций. Это касается глав об основах конституционного строя, правовом статусе человека и гражданина, порядке внесения изменений в конституцию. Изменение этих норм называется пересмотром конституции, а изменение остальных норм основного закона — внесением поправок в конституцию. Между тем в конституциях (уставах) некоторых субъектов (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Ростовская область, Ставропольский край) имеется неопределенность по этому вопросу. Основные законы данных субъектов предусматривают возможность как пересмотра, так и внесения поправок в конституцию (устав), однако они не регламентируют порядок пересмотра основного закона. Не вносит ясность в этот вопрос и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не упоминая возможности пересмотра конституции (устава) субъекта РФ. Таким образом, стираются различия между пересмотром конституции (устава) и внесением в них поправок.
На наш взгляд, субъектам необходимо регламентировать в своих основных законах порядок пересмотра конституции (устава) либо исключить нормы о пересмотре, оставив лишь возможность внесении поправок в основной закон.
В соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» республики Российской Федерации наделены правом самостоятельного определения порядка принятия конституции республики и поправок к ней (п. «а» ч.1 ст.5). Некоторые республики воспользовались предоставленным правом. 10 июля 2003 года Конституционным Собранием была принята Конституция Республики Дагестан. В Конституции Республики Ингушетия закреплено положение о том, что Конституция принимается посредством референдума (ст. 112). 23 марта 2003 года на референдуме Чеченской Республики была принята Конституция Чеченской Республики (ныне действует с изменениями и дополнениями, принятыми на Референдуме Чеченской Республики 2 декабря 2007 года, Конституционным законом Чеченской Республики от 23.07.2010 № 3-РКЗ, Конституционным законом Чеченской Республики от 02.09.2010 № 4-РКЗ).
Что касается иных, помимо республик, субъектов, то Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не наделяют их правом самостоятельного определения порядка принятия и изменения своих уставов. Конституция РФ в императивном порядке устанавливает, что статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66).
Наиболее демократичным было бы предоставление всем субъектам РФ права самостоятельного определения порядка принятия своих основных законов и поправок к ним. Но это потребует изменения ч.2 ст. 66 Конституции Российской Федерации.
Осуществление контрольных полномочий пронизывает всю компетенцию региональных парламентов. Многие полномочия парламентов субъектов РФ, формально относящиеся к другим функциональным группам, содержат в себе элементы контрольных полномочий. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ. Более детально контрольные полномочия региональных парламентов регламентированы в конституциях (уставах) и законах субъектов.
Контрольные полномочия парламентов субъектов можно разделить на следующие группы:
1) Контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации является частью механизма финансового контроля.
В соответствии с бюджетным законодательством законодательные органы субъектов осуществляют следующие формы финансового контроля:
а) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
б) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
в) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных органов субъектов Российской Федерации предусматривает право соответствующих органов на:
получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти субъектов обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.
В ряде субъектов в целях осуществления финансового контроля законодательные (представительные) органы образуют контрольно-счетные (счетные) палаты. Создание таких органов финансового контроля предусмотрено законодательством Республики Дагестан, Чеченской Республики, Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. Деятельность контрольно-счетных (счетных) палат регулируется специальными законами субъектов РФ об этих органах. Так, Закон Чеченской Республики «О Счетной палате Чеченской Республики» определяет ее в качестве постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Парламентом Чеченской Республики и подотчетного ему (ч.1 ст.1). Контрольно-счетные (счетные) палаты субъектов РФ пределах своей компетенции осуществляют финансовый контроль за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, банков, иных организаций независимо от видов и форм собственности [22, c.10].
2) Контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения
собственностью субъекта РФ, федеральной и иной собственностью, переданной
в управление органам государственной власти субъекта РФ, осуществлением
программ социально-экономического развития. К полномочию данной группы относится установление перечня объектов, имеющих особо важное значение, распоряжение которыми осуществляется с согласия законодательного (представительного) органа субъекта (Устав Волгоградской области) [4, c.10].
3) Контроль за соблюдением и исполнением законов.
Полномочиями данной группы являются:
контроль за своевременным приведением законодательства субъекта в соответствие с федеральным законодательством (Устав Астраханской области);
обеспечение единства законодательного регулирования на территории субъекта (Закон Республики Адыгея «О Государственном Совете — Хасэ Республики Адыгея», Закон Республики Калмыкия «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия»).
В некоторых субъектах приняты законы, регулирующие рассматриваемую группу контрольных полномочий. Например, в Ставропольском крае принят Закон Ставропольского края «Об осуществлении Государственной Думой Ставропольского края контроля за соблюдением и исполнением законов Ставропольского края». Согласно данного закона, задачами контроля Государственной Думы Ставропольского края являются: обеспечение соблюдения и исполнения законов Ставропольского края государственными, муниципальными и иными органами и организациями, их должностными лицами, которым адресованы предписания законов Ставропольского края [17, c.10];
— выявление и устранение причин, препятствующих соблюдению и
исполнению законов Ставропольского края;
— оценка социально-экономической эффективности действия принятых
законов Ставропольского края и выработка решений по изменению норм законов Ставропольского края.
4) Контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъекта.
Данная группа представлена следующими полномочиями:
обращение к высшему должностному лицу субъекта (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в издаваемые им правовые акты, а также в правовые акты органов исполнительной власти субъекта либо об их отмене, в случае противоречия таких актов Конституции РФ, федеральному законодательству, конституции (уставу) и законам субъекта;
обжалование в суде правовых актов высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) и органов исполнительной власти субъекта;
выражение недоверия (доверия) высшему должностному лицу субъекта (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), а также руководителям органов исполнительной власти субъекта, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган субъекта принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта; решение вопроса о недоверии (доверии) высшему исполнительному органу государственной власти субъекта (Конституция Кабардино-Балкарской Республики).
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) влечет за собой его немедленную отставку и отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ч.5 ст. 19). Кроме того, принятие региональным парламентом решения о недоверии руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых на должность он принимал участие, влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Однако право выражения недоверия руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ имеется у законодательного (представительного) органа только в том случае, если оно предусмотрено в конституции (уставе) субъекта РФ (ч.2 ст.24).
Представляется, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо исключить данную диспозитивную оговорку, а также оговорку о том, что субъект РФ имеет право предусмотреть иные, нежели немедленное освобождение от должности, последствия выражения недоверия руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ. По нашему мнению, региональный парламент должен иметь безусловное право большинством голосов от установленного числа депутатов выражать недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых на должность он принимал участие.
Более того, на наш взгляд, в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо закрепить право законодательных органов выражать недоверие всем руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе и тем, назначение на должность которых происходит без согласования с региональным парламентом. Целесообразным также представляется закрепление всеми субъектами в своих конституциях (уставах) права законодательного (представительного) органа выражать недоверие всему составу высшего исполнительного органа государственной власти субъекта в целом, как это предусмотрено Конституцией Кабардино-Балкарской Республики. Однако в рассматриваемых случаях после выражения недоверия большинством голосов от установленного числа депутатов решение вопроса о дальнейшей судьбе руководителей органов исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ необходимо предоставить на усмотрение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), который вправе освободить таких руководителей от занимаемой должности либо отправить в отставку высший орган исполнительной власти, либо вправе не согласиться с решением регионального парламента.
В любом случае порядок выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), руководителям иных исполнительных органов, высшему исполнительному органу в целом должен быть подробно регламентирован в региональном законодательстве.
Заметим, что субъекты закрепляют контрольные полномочия региональных парламентов лишь в общей форме, не предусматривая форм и методов, процедур их осуществления в текущем законодательстве. Таким же образом обстоит дело и в Конституции Чеченской Республики, в главе, посвященной Парламенту, упоминание о контрольных его функциях встречается в следующих случаях (ст.86) «осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Чеченской Республики, исполнением бюджета Чеченской Республики, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чеченской Республики, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Чеченской Республики».
В основных законах многих субъектов РФ не отражены довольно важные сферы, где в приоритетном порядке должен был бы осуществляться парламентский контроль, как например соблюдение прав и свобод человека. Нарушения прав и свобод человека отмечается на всей территории России, причем нередко органами и должностными лицами исполнительной власти, которые в первую очередь обязаны быть гарантами этих прав. В этой связи было бы целесообразно отразить в Конституции РФ и основных законах субъектов РФ полномочия Государственной Думы и парламентов российских регионов в области контроля за соблюдением прав и свобод человека на подведомственной территории.

К.С. ИНАЛКАЕВА
заместитель начальника отдела
законодательства и по работе с силовыми
структурами Аппарата Парламента ЧР
старший преподаватель кафедры
конституционного и административного права ЧГУ

Смотрите так же:  Служба опеки химки
Для любых предложений по сайту: [email protected]