Глава VIII. Распространенные ошибки по ЕСН
Глава VIII. Распространенные ошибки по ЕСН
ЕСН с заработной платы иностранного сотрудника
В штате многих компаний работают иностранцы. При начислении ЕСН на выплаты в пользу иностранного сотрудника следует учитывать место, где иностранец выполняет для вашей компании работы (услуги) а именно: на территории России или за ее пределами.
В ООО «Актив» с 20 февраля 2008 года по трудовому договору работает водителем гражданин Турции — Сами Берекет-оглы. Место его работы — филиал «Актива» в Стамбуле. Бухгалтер компании на зарплату этого сотрудника ежемесячно начисляет ЕСН.
Бухгалтер допустил ошибку: не учел изменений, которые внесены Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ в пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса.
С 1 января 2008 года на выплаты в пользу иностранцев, работающих за пределами России, с которыми заключен трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг, ЕСН начислять не нужно. Распространяется это изменение на правоотношения, которые возникли с 1 января 2007 года.
До конца 2007 года не имело значения, где трудится иностранный работник компании: в России или за рубежом. ЕСН нужно было начислять и уплачивать в любом случае. Это неоднократно подтверждали чиновники финансового ведомства (письма Минфина России от 21 ноября 2007 г. N 03-04-06-02/209; от 07 сентября 2007 г. N 03-04-06-02/189).
В результате ошибки соцналог был завышен. В данной ситуации бухгалтеру необходимо представить уточненную декларацию по ЕСН. В ней нужно уменьшить налоговую базу.
ЕСН с выплат по гражданско-правовому договору
Часто компании привлекают работников на выполнение работ, оказание услуг по гражданско-правовым договорам. При этом бухгалтеры ошибочно начисляют ЕСН в части той суммы, которая подлежит уплате в ФСС.
ООО «Актив» заключило гражданско-правовой договор на оказание услуг по созданию рекламного модуля с И.И. Ивановым. На выплаченное вознаграждение бухгалтер начислил ЕСН и в той части, которая подлежит уплате в ФСС.
Бухгалтер допустил ошибку, начислив ЕСН в части, которая подлежит уплате в ФСС. Согласно пункту 3 статьи 238 Налогового кодекса, в налоговую базу, которая подлежит уплате в ФСС, не включают любые вознаграждения по гражданско-правовым и авторским договорам. Эта же норма установлена пунктом 22 постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 года N 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации».
В результате допущенной ошибки излишне уплаченные суммы по ЕСН в части, которая подлежит уплате в ФСС, были неправомерно включены в уменьшение налоговой базы при расчете налога на прибыль.
В том месяце, когда обнаружена ошибка, бухгалтер должен сделать перерасчет и сдать уточненные декларации по налогу на прибыль и расчетную ведомость в Фонд социального страхования.
ЕСН с материальной помощи
Во многих компаниях в коллективных договорах, для того чтобы стимулировать работу сотрудников, предусмотрена различная материальная помощь и компенсации. Часто при этих выплатах бухгалтер совершает ошибку в начислении ЕСН.
ООО «Актив» к отпуску выплатило своему сотруднику И.И. Иванову материальную помощь. С суммы материальной помощи бухгалтер начислил ЕСН.
Бухгалтер совершил ошибку: не учел пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса. В нем установлено, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они произведены) не признаются объектом обложения по ЕСН, если компания не относит такие выплаты к расходам, которые уменьшают налоговую базу при расчете налога на прибыль.
Материальную помощь нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ). Поэтому ЕСН на нее начислять не нужно. На это указывал и Минфин России в письме от 1 августа 2007 года N 03-03-06/4/103.
В результате допущенной ошибки соцналог завышен, бухгалтер должен сдать уточненную декларацию за тот период, в котором допущена ошибка.
ЕСН при совмещении общего режима и ЕНВД
Существует много компаний, которые совмещают общий режим налогообложения и ЕНВД. Компании, которые работают на ЕНВД, ЕСН не платят. Поэтому бухгалтеру часто не удается избежать ошибок при начислении ЕСН на выплаты сотрудникам, которые задействованы как в «общережимной», так и во «вмененной» деятельности.
ООО «Актив» применяет одновременно общий режим налогообложения и ЕНВД. По общей системе налогообложения «Актив» платит ЕСН, по деятельности, которая переведена на ЕНВД, уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Сумму ЕСН, которую нужно заплатить в федеральный бюджет, бухгалтер уменьшил на сумму пенсионных взносов. Эти взносы были начислены с зарплаты работников, занятых как в «общережимной» деятельности, так и во «вмененной».
Бухгалтер допустил ошибку. Он не должен включать в сумму вычета по ЕСН взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам, которые заняты во «вмененной» деятельности. В результате ошибки сумма пенсионных взносов, которая уменьшает единый социальный налог, завышена.
При исчислении ЕСН, который подлежит уплате в федеральный бюджет, налоговый вычет в сумме страховых взносов применяют только с выплат работникам, которые заняты в деятельности на общем режиме налогообложения (письмо Минфина России от 7 декабря 2005 г. N 03-05-02-04/216; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2006 г. N А33-8825/05-Ф02-2021/06-С1).
В месяце, когда обнаружена ошибка, бухгалтер должен сделать перерасчет в том периоде, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию по ЕСН.
ЕСН при смене режима налогообложения
Компания, которая работает на упрощенной системе налогообложения, может утратить право на ее применение. В этом случае она обязана будет применять общий режим налогообложения и, соответственно, платить «общережимные» налоги. При утрате права на применение УСН бухгалтеры нередко допускают ошибки при расчете ЕСН переходного периода.
В ноябре ООО «Актив» потеряло право на применение упрощенной системы налогообложения. В этом месяце бухгалтер с выплаченной зарплаты начислил ЕСН.
Бухгалтер допустил ошибку: не учел требования пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса России. Этой статьей установлено, что если компания, которая работает на упрощенной системе налогообложения, теряет право на ее применение, то платить «общережимные» налоги нужно с начала того квартала, в котором утрачено право на применение УСН.
В нашем случае бухгалтер должен начислить ЕСН с заработной платы работников за октябрь. Такой вывод содержит письмо УФНС по городу Москве от 16 сентября 2005 года N 21-11/67325.
При этом пени и штрафы за то, что «общережимные» налоги за октябрь фирма уплатила в ноябре, платить не придется (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
В результате допущенной ошибки единый социальный налог занижен. В этой ситуации бухгалтер должен в том периоде, когда допущена ошибка, сделать перерасчет налога (ст. 81 НК РФ). А потом — сдать уточненную декларацию по ЕСН.
Применение регрессивных ставок ЕСН
В компаниях с высокой заработной платой распространенной ошибкой бывает, когда бухгалтер пропускает момент, с которого суммарный доход сотрудника с начала года превышает определенный порог.
В ООО «Актив» работает 3 человека, заработная плата которых составляет 40 000 рублей. Ежемесячно, в течение года, бухгалтер с их зарплаты начисляет ЕСН по ставке 26%.
Бухгалтер допустил ошибку: не учел регрессивные ставки единого социального налога, которые установлены статьей 241 Налогового кодекса. Как только суммарный доход работника с начала года превысит 280 000 рублей, начислять и уплачивать ЕСН нужно по пониженным ставкам. Применение регрессивных ставок — это обязанность фирмы, а не право.
Суть регрессии в том, что чем больше доход сотрудника, тем меньше налоговая ставка. Отказаться от регрессивных ставок нельзя, так как это не льгота, от использования которой можно отказаться. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 29 ноября 2004 года N 09-05-02/1740.
В результате допущенной ошибки налоговая база по ЕСН оказалась завышенной. В этой ситуации бухгалтер должен сделать перерасчет налога в том месяце, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию.
ЕСН с пособий по временной нетрудоспособности
Любая компания сталкивается с тем, что ее сотрудники заболевают. В этой ситуации важно не ошибиться в определении налоговой базы по ЕСН.
В ООО «Актив» работает сотрудник И.И. Иванов. В июле он заболел. Бухгалтер компании начислил пособие по временной нетрудоспособности. За счет собственных средств компания оплачивает первые два дня болезни. На эту сумму бухгалтер начислил ЕСН.
Бухгалтер допустил ошибку: не учел требования подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. В нем сказано, что не подлежат налогообложению ЕСН государственные пособия, которые выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе пособия по временной нетрудоспособности. Такой вывод содержат и письма Минфина России от 7 октября 2006 года N 03-05-02-04/157, от 4 апреля 2005 года N 03-03-01-04/2/74.
Бухгалтер не должен был начислять ЕСН. В результате допущенной ошибки налоговая база по ЕСН оказалась завышена. В этой ситуации бухгалтер должен сделать перерасчет налога в том месяце, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию.
ЕСН с оплаты проезда
Есть компании, которые организуют доставку своих сотрудников до места работы и обратно. При исчислении ЕСН в данной ситуации бухгалтеры часто допускают ошибку.
ООО «Актив» расположен в месте, куда общественный транспорт не ходит. Чтобы из-за этого неудобства не потерять своих сотрудников, компания заключила договор с городской транспортной компанией на доставку работников до места работы и обратно. Сотрудники оплачивают проезд по городским тарифам. Остальную часть проезда оплачивает «Актив». Доставка к месту работы и обратно оговорена в коллективном договоре. На ту часть расходов, которую оплачивает ООО «Актив», бухгалтер не начислил ЕСН.
Бухгалтер допустил ошибку: не учел требования пункта 26 статьи 270 Налогового кодекса. Там сказано, что затраты на оплату проезда к месту работы и обратно общественным транспортом не учитывают при исчислении налога на прибыль, за исключением случаев, когда такие расходы предусмотрены коллективным договором.
Работники «Актива» не могут добираться до места работы и обратно из-за отсутствия общественного транспорта. Доставка сотрудников оговорена в коллективном договоре. Поэтому расходы по доставке бухгалтер может включить в затраты при расчете налога на прибыль. А раз так, то на эти суммы нужно начислить ЕСН. Такой вывод следует и из писем Минфина России от 4 декабря 2006 года N 03-03-05/21, от 13 ноября 2007 года N 03-03-06/1/809.
Бухгалтер должен был начислять ЕСН. В результате допущенной ошибки налоговая база по ЕСН оказалась занижена. В этой ситуации бухгалтер должен сделать перерасчет налога в том месяце, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию.
ЕСН с выплат по договору аренды
Во многих компаниях распространено заключение договора на аренду автомобиля, оргтехники, квартиры, как с сотрудниками компании, так и с посторонним человеком. При исчислении ЕСН в этих случаях существует много особенностей, важно не допустить ошибку.
ООО «Актив» арендует квартиру у И.И. Иванова для размещения командированных сотрудников. Иванов не является индивидуальным предпринимателем. На выплаченную арендную плату бухгалтер начислил ЕСН.
Бухгалтер допустил ошибку: не учел норму пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса. Этой статьей установлено, что к объекту обложения по ЕСН не относят выплаты по договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Бухгалтер не должен был начислять ЕСН, поскольку выплаты по договору аренды квартиры не являются объектом обложения ЕСН. Такой вывод содержит и письмо Минфина России от 10 февраля 2004 года N 04-04-06/21.
Бухгалтер не должен был начислять ЕСН. В результате допущенной ошибки налоговая база по ЕСН оказалась завышена. В этой ситуации бухгалтер должен сделать перерасчет налога в том месяце, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию.
Есть компании, в которых трудятся инвалиды. Фирме это позволяет сэкономить на уплате ЕСН. Однако и здесь не все просто.
В ООО «Актив» работает А.А. Сидорова, которая является инвалидом III группы. Эта сотрудница 5 марта отчетного года проходила переосвидетельствование. По заключению медицинской комиссии инвалидность была снята. С 1 апреля бухгалтер включил в налоговую базу для начисления ЕСН сумму ее заработной платы.
Как известно, инвалиды I, II или III группы имеют льготы по ЕСН.
С выплат инвалидам, которые не превышают 100 000 рублей в год, ЕСН не начисляют.
В данной ситуации бухгалтер допустил ошибку: не учел разъяснения Минфина России в письме от 5 апреля 2006 года N 03-05-02-04/33. По мнению финансистов, в случае потери права на инвалидность ЕСН нужно начислять с 1-го числа месяца, в котором это право утрачено.
Бухгалтер должен начислить ЕСН с заработной платы за март.
В результате допущенной ошибки налоговая база по ЕСН оказалась заниженной. В этой ситуации бухгалтер должен сделать перерасчет налога в том месяце, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию.
ЕСН с компенсации за неиспользованный отпуск
Всем бухгалтерам компаний приходится сталкиваться с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск. Многие совершают ошибки, неправильно определяя вид компенсации.
В ООО «Актив» работает И.И. Иванов. Ему положен ежегодный отпуск 30 календарных дней. В отчетном году Иванов отгулял 28 календарных дней, а оставшиеся 2 дня попросил заменить денежной компенсацией. Сотруднику была выплачена компенсация. С суммы компенсации бухгалтер не начислил ЕСН.
Бухгалтер допустил ошибку: неправильно определил вид компенсации.
Согласно статье 126 Трудового кодекса, компенсация предусмотрена за часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что компенсации, которые согласно Трудовому кодексу являются элементами оплаты труда, должны облагаться налогами в общем порядке. Компенсация за неиспользованный отпуск является элементом оплаты труда. На это указал и Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога (Приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106). Минфин России в письме от 1 июня 2006 года N 03-03-04/3/10 высказал аналогичную точку зрения.
Есть и подтверждающие судебные решения:
— постановление ФАС Поволжского округа от 17 апреля 2007 года N А12-15080/06-С61-5/38,
— постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2007 года N А26-6260/2006-212.
Бухгалтер должен в этом случае начислять ЕСН с суммы компенсации.
В результате допущенной ошибки налоговая база по ЕСН занижена. В этой ситуации бухгалтер должен сделать перерасчет налога в том месяце, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию.
ЕСН с компенсации по гражданско-правовому договору
Многие компании заключают гражданско-правовые договоры на выполнение работ или оказание услуг. В этой ситуации важно не ошибиться при определении налоговой базы для расчета ЕСН.
ООО «Актив» заключило гражданско-правовой договор с И.И. Ивановым, который не является индивидуальным предпринимателем. По этому договору Иванов должен оказать услуги по изготовлению визиток для топ-менеджмента компании. После выполнения условий договора компания выплатила Иванову компенсацию за его расходы и вознаграждение. На всю сумму выплат бухгалтер начислил ЕСН.
Бухгалтер допустил ошибку: не учел норму пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса. Там сказано, что на сумму компенсации по гражданско-правовым договорам ЕСН начислять не нужно.
Обратите внимание: эта норма действует с 1 января 2008 года и распространяется на правоотношения, которые возникли с 1 января 2007 года.
Однако и до принятия этой нормы в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 года N 106 судьи говорили так же.
Бухгалтер не должен начислять ЕСН на сумму компенсации по гражданско-правовому договору. В результате допущенной ошибки налоговая база по ЕСН завышена. В этой ситуации бухгалтер должен сделать перерасчет налога в том месяце, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию.
Социальный налог (1)
Главная > Курсовая работа >Финансы
Министерство образования и науки Республики казахстан
Карагандинский экономиКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему: «Социальный налог»
Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.
Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы.
Принятая в 1995 году Конституция 1 провозгласила Казахстан социально ориентированным государством, подчиняющим выгоды устойчивого экономического роста человеческому развитию. В соответствии c этим была разработана национальная модель социальной политики, которая включа в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов госсоцпособий, замену натуральных льгот выплатой ежемесячного специального государственного пособия, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.
Сегодня в Казахстане сложилась модель социального обеспечения, в целом соответствующая требованиям рыночной экономики. Сформированная с учетом международного опыта, она доказала свою жизнеспособность и получила международное признание. Её основным приоритетом является создание благоприятных условий для человеческого развития, повышения качества и стандартов жизни населения. Ее отличают — многоуровневый характер, финансовая устойчивость и распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателями и населением непосредственно.
В своем ежегодном послании «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» 2 Президент Республики Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул: «Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества, является и будет оставаться на первом плане государственной политики».
В связи с этим изучение теоретических и практических вопросов социального налогообложения является актуальным и современным.
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практических вопросов социального налогообложения в Республике Казахстан.
В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения;
выявить действующие в настоящее время в Республике Казахстан виды налогов и других обязательных платежей в бюджет;
дать характеристику социальному налогу;
определить плательщиков социального налога и элементы налогообложения;
выявить особенности налогообложения социальным налогом различных субъектов хозяйствования;
рассмотреть особенности исчисления социального налога в 2008 году;
проанализировать изменения по социальному налогу в связи с принятием нового Налогового Кодекса 2009 года.
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государства носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.
Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан под налогами понимаются законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Принципиальные отличия налогов от других обязательных платежей представлены на рисунке 1 3 .
Рисунок 1. Виды обязательных платежей в бюджет
Экономическая сущность налога сводиться к изъятию государством части национального дохода субъектов хозяйствования, граждан, с целью финансирования своих расходов.
Сущность налогов проявляется в их функциях, которые представлены на рисунке 2 4 .
Фискальная функция налогов сводиться к тому, что налоги формируют и пополняют бюджет государства. Отметим, что доля налоговых поступлений в бюджетах большинства современных стран высока и находится на уровне 70-90% всех доходов бюджетов этих стран.
Рисунок 2. Функции налогов
Перераспределительная функция состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.
Регулирующая функция налогов заключается в том, что посредством изменений порядка налогообложения отдельных объектов и секторов экономики государство стимулирует их развитие или упадок.
Поэтому для данной функции выделяют три составляющих:
стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений;
дестимулирующая имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие;
воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.
Контрольная функция заключается в том, что налоги являются отражением экономических процессов, т.е. анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, протекающих в экономике, об эффективности существующей налоговой системы и ее влиянии на хозяйственную деятельность.
Выделяют следующие элементы налогообложения 5 :
субъект налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог
носители налога – окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;
объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);
налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;
единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;
льготный период – время, в течении которого действуют установленные законом льготы по налогам;
налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Различают:
твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами – земельным);
процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные ставки – устанавливаются в виде единого процента, независимо от размера объекта налога. Прогрессивные – с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка. Регрессивные ставки – понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта;
налоговое бремя – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;
налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;
налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);
налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством.
1.2 Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан
В Республике Казахстан в настоящее время действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом 6 .
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
4-1. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.
5. Налоги и специальные платежи недропользователей.
6. Социальный налог.
7. Земельный налог
8. Налог на транспортные средства.
9. Налог на имущество.
10. Налог на игорный бизнес.
Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акциз.
Социальный налог (1)
Главная > Курсовая работа >Финансы
Министерство образования и науки Республики казахстан
Карагандинский экономиКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему: «Социальный налог»
Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.
Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы.
Принятая в 1995 году Конституция 1 провозгласила Казахстан социально ориентированным государством, подчиняющим выгоды устойчивого экономического роста человеческому развитию. В соответствии c этим была разработана национальная модель социальной политики, которая включа в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов госсоцпособий, замену натуральных льгот выплатой ежемесячного специального государственного пособия, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.
Сегодня в Казахстане сложилась модель социального обеспечения, в целом соответствующая требованиям рыночной экономики. Сформированная с учетом международного опыта, она доказала свою жизнеспособность и получила международное признание. Её основным приоритетом является создание благоприятных условий для человеческого развития, повышения качества и стандартов жизни населения. Ее отличают — многоуровневый характер, финансовая устойчивость и распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателями и населением непосредственно.
В своем ежегодном послании «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» 2 Президент Республики Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул: «Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества, является и будет оставаться на первом плане государственной политики».
В связи с этим изучение теоретических и практических вопросов социального налогообложения является актуальным и современным.
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практических вопросов социального налогообложения в Республике Казахстан.
В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения;
выявить действующие в настоящее время в Республике Казахстан виды налогов и других обязательных платежей в бюджет;
дать характеристику социальному налогу;
определить плательщиков социального налога и элементы налогообложения;
выявить особенности налогообложения социальным налогом различных субъектов хозяйствования;
рассмотреть особенности исчисления социального налога в 2008 году;
проанализировать изменения по социальному налогу в связи с принятием нового Налогового Кодекса 2009 года.
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государства носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.
Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан под налогами понимаются законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Принципиальные отличия налогов от других обязательных платежей представлены на рисунке 1 3 .
Рисунок 1. Виды обязательных платежей в бюджет
Экономическая сущность налога сводиться к изъятию государством части национального дохода субъектов хозяйствования, граждан, с целью финансирования своих расходов.
Сущность налогов проявляется в их функциях, которые представлены на рисунке 2 4 .
Фискальная функция налогов сводиться к тому, что налоги формируют и пополняют бюджет государства. Отметим, что доля налоговых поступлений в бюджетах большинства современных стран высока и находится на уровне 70-90% всех доходов бюджетов этих стран.
Рисунок 2. Функции налогов
Перераспределительная функция состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.
Регулирующая функция налогов заключается в том, что посредством изменений порядка налогообложения отдельных объектов и секторов экономики государство стимулирует их развитие или упадок.
Поэтому для данной функции выделяют три составляющих:
стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений;
дестимулирующая имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие;
воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.
Контрольная функция заключается в том, что налоги являются отражением экономических процессов, т.е. анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, протекающих в экономике, об эффективности существующей налоговой системы и ее влиянии на хозяйственную деятельность.
Выделяют следующие элементы налогообложения 5 :
субъект налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог
носители налога – окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;
объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);
налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;
единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;
льготный период – время, в течении которого действуют установленные законом льготы по налогам;
налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Различают:
твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами – земельным);
процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные ставки – устанавливаются в виде единого процента, независимо от размера объекта налога. Прогрессивные – с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка. Регрессивные ставки – понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта;
налоговое бремя – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;
налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;
налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);
налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством.
1.2 Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан
В Республике Казахстан в настоящее время действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом 6 .
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
4-1. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.
5. Налоги и специальные платежи недропользователей.
6. Социальный налог.
7. Земельный налог
8. Налог на транспортные средства.
9. Налог на имущество.
10. Налог на игорный бизнес.
Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акциз.
1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.
2. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
3. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3-1. Сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества и ипотеки судна или строящегося судна.
4. Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
5. Сбор за государственную регистрацию транспортных средств.
6. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.
6-1. Сбор за государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав.
7. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.
7-1. Сбор за постановку на учет средства массовой информации.
8. Сбор с аукционов.
9. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.
10. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.
1. Плата за пользование земельными участками.
2. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.
3. Плата за эмиссии в окружающую среду.
4. Плата за пользование животным миром.
5. Плата за лесные пользования.
6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.
7. Плата за использование радиочастотного спектра.
7-1. Плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи.
8. Плата за пользование судоходными водными путями.
9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.
1. Таможенная пошлина.
2. Таможенные сборы.
3. Плата за предварительное решение.
Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.
2 СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
2.1 Характеристика социального налога
Введенный в 1999 году социальный налог принес значительные преобразования в налоговую систему Казахстана, заменив собой сразу три внебюджетных платежа 7 . Он заменил собой отчисления в государственные внебюджетные фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости населения.
Администрирование социального налога с момента его введения полностью перешло к налоговым органам. Объединение взносов работодателей в три государственных внебюджетных фондов в один социальный налог уменьшило число государственных контролеров, а у работодателей в связи с этим сократился объем документов по начислению и перечислению взносов и отчислений.
Социальный налог унифицировал взимание социальных сборов, значительно облегчил работу бухгалтеров по начислению налога и составлению соответствующей отчетности, упростил работу органов налоговой службы по осуществлению контроля за правильным исчислением и своевременной уплатой данного налога.
Социальный налог является прямым налогом. Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы. В соответствии со статьями 47-50 Бюджетного Кодекса РК 2 социальный налог по нормативам распределения доходов, установленными областным маслихатом, формирует доходную часть:
города республиканского значения, столицы;
района (города областного значения).
Однако, в соответствии с Бюджетным кодексом РК 8 , социальный налог не является целевым по использованию и при поступлении в бюджет растворяется среди остальных налоговых поступлений.
Конституцией РК 9 гражданам нашей страны гарантировано предоставление следующих социальных благ, финансируемых за счет средств бюджета:
— п.2 статьи 24 Конституции провозглашает, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на социальную защиту от безработицы;
— п. 1 статьи 28 провозглашает, что гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям;
— п.2 статьи 29 провозглашает, что граждане Республики Казахстан вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом;
— статья 30 провозглашает, что гражданам Республики Казахстан гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях.
Помимо этого, гражданин Республики Казахстан имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.
По данным Министерства финансов Республики Казахстан 10 план государственного бюджета по социальному налогу на 1 ноября 2008 года выполнен на 97,4% (Таблица 1). То есть при плане 209,3 млрд.тенге, в бюджет поступило 203,8 млрд.тенге. Основной причиной неисполнения плана является снижение ставки социального налога с 1 января 2008 года на 30%.
Таблица 1 Исполнение доходов государственного бюджета по социальному налогу на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года
Факт ГБ на 01.11.2007 г.
План ГБ на 01.11.2008 г.
Факт ГБ на 01.10.2008 г..
темп роста, в % (гр.4/гр.2)
2.2 Плательщики социального налога и элементы налогообложения
2.2.1 Налогоплательщики
В соответствии со статьей 315 Налогового Кодекса РК плательщиками социального налога являются:
индивидуальные предприниматели, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона;
частные нотариусы, адвокаты;
юридические лица — резиденты Республики Казахстан;
нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства.
По решению юридического лица — резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.
2.2.2 Объект налогообложения
Объектом налогообложения для юридических лиц являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов в денежной или натуральной форме, включая доходы в виде материальных, социальных благ или другой материальной выгоды, за исключением выплат, установленных Налоговым кодексом РК. К таким выплатам относятся:
выплаты, производимые за счет средств грантов, предоставляемых по линии государств, правительств государств и международных организаций;
государственные премии, стипендии, учреждаемые Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан;
денежные награды, присуждаемые за призовые места на спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах;
компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора в случаях ликвидации организации или прекращения деятельности работодателя, сокращения численности штата работников или при призыве работника на воинскую службу, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;
компенсации, выплачиваемые работодателем работникам за неиспользованный трудовой отпуск;
обязательные пенсионные взносы работников в накопительные пенсионные фонды в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
адресная социальная помощь, выплачиваемая за счет средств государственного бюджета в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;
возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей (кроме возмещения в части утраченного заработка);
выплаты в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, в размерах, установленных законодательством РК;
все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, сотрудникам внутренних дел и государственной противопожарной службы, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, получаемых ими в связи с исполнением служебных обязанностей;
выплаты для оплаты медицинских услуг (кроме косметических) при рождении ребенка, на погребение, подтвержденные документально, в пределах 50-кратного МРП в течение налогового периода.
2.2.3 Ставки налога
В последние годы неоднократно вносились изменения в размер ставок, облагаемую базу, отчетность.
Установленная в 1999 году общая ставка социального налога составила 21 процент от фонда оплаты труда, впоследствии была повышена до 26 процентов. Высокая ставка налога существенно препятствовала добросовестному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств, вследствие чего с 1 июля 2001 года налоговая ставка снижена с 26 до прежних 21 процентов. Вместе с тем, по мнению предпринимателей, и эта ставка была достаточно высокой и препятствовало легализации отношений работодателя с наемными работниками.
С 1 января 2004 г. для исчисления и уплаты социального налога была установлена регрессивная шкала ставок налога. При этом работодатель обязан исчислять данный налог по каждому отдельному работнику. В соответствии с регрессивной шкалой при расчете сумм социального налога величина налоговой базы на одного работника умножалась на коэффициент 12, а затем производился расчет суммы налога в зависимости от того, в какой диапазон регрессивной шкалы попадала налогооблагаемая база. То есть, введение регрессивной шкалы преследовало своей целью избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника, снижался размер отчислений социального налога.
Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 177-III полностью изменена редакция статьи 317 Налогового кодекса Республики Казахстан «Ставки налога». С 1 января 2008 года данная статья действует в следующей редакции:
«Если иное не установлено настоящей статьей, юридические лица — резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства, уплачивают социальный налог по следующим ставкам» (Таблица 2).
Таблица 2 Таблица ставок исчисления социального налога в 2008 году
до 15-кратного годового
расчетного показателя
13 процентов с суммы облагаемого
дохода
от 15-кратного до 40-кратного
годового расчетного показателя
сумма налога с 15-кратного
годового расчетного показателя +
11 процентов с суммы, превышающей его
от 40-кратного до 200-кратного
годового расчетного показателя
сумма налога с 40-кратного
годового расчетного показателя +
9 процентов с суммы, превышающей его
от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя
сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя +
7 процентов с суммы, превышающей его
от 600-кратного годового
расчетного показателя
сумма налога с 600-кратного
годового расчетного показателя +
5 процентов с суммы, превышающей его
В соответствии с данной редакцией статьи 317 Налогового кодекса РК, а также с учетом размера минимального расчетного показателя, утвержденного на 2008 год Законом о республиканском бюджете в сумме 1 168 тенге, налогоплательщики должны использовать для исчисления социального налога ставки в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3 Таблица ставок исчисления социального налога с учетом размера минимального расчетного показателя, утвержденного на 2008 год
до 210 240 тенге
13 процентов с суммы
облагаемого дохода (до 27 331,2 тенге)
от 210 240 тенге до 560 640
тенге
27 331,2 тенге + 11 процентов
с суммы, превышающей 210 240 тенге
от 560 640 тенге до 2 803 200
тенге
65 875,2 тенге + 9 процентов
с суммы, превышающей 560 640 тенге
от 2 803 200 тенге до
8 409 600 тенге
267 705,6 тенге + 7 процентов
с суммы, превышающей 2 803 200 тенге
От 8 409 600 тенге
660 153,6 тенге + 5 процентов
с суммы, превышающей 8 409 600 тенге
Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, уплачивают социальный налог по ставке 4,5 процента.
С учетом вступивших в действие с 1 января 2008 года изменений статьи 317 Налогового кодекса РК «Ставки налога» в 2008 году действует единая таблица ставок социального налога без разделения на ставки социального налога с затрат на выплату доходов гражданам Казахстана и иностранным специалистам административно-управленческого и инженерно-технического персонала.
Таким образом, максимальная ставка социального налога, действовавшая в предыдущем налоговом периоде (20 процентов), в 2008 году была снижена до 13 процентов. Также снижена ставка для исчисления социального налога специализированными организациями, использующими труд инвалидов, с 6,5 процентов до 4,5 процентов.
10 декабря 2008 года утвержден и подписан Президентом Республики Казахстан новый Налоговый Кодекс РК 2009 года — Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который вступает в силу с 1 января 2009 года. В соответствии со статьей 356 нового Налогового Кодекса, с 1 января 2009 года социальный налог исчисляется по ставке 11 процентов.
2.2.4 Особенности налогообложения социальным налогом субъектов малого бизнеса
Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном режиме, адвокаты и частные нотариусы в 2008 году будут уплачивать социальный налог ежемесячно за себя в размере 2 месячных расчетных показателей (1 168*2=2 336тг.) и 1 месячный расчетный показатель за каждого наемного работника (1 168 тг). В 2007 году эти налогоплательщики уплачивали ежемесячно за себя 3 МРП, за наемных работников 2 МРП.
Ставки социального налога для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, установлены в статьях 374 — 384 Налогового Кодекса.
При применении специального налогового режима на основе патента величина социального налога составляет 1/2 часть стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 2 процентов к заявленному доходу.
При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.
При применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации величина социального налога составляет ½ часть от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.
При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.
Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20 процентов от месячного расчетного показателя за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Обязательства совершеннолетних членов крестьянского (фермерского) хозяйства по исчислению и уплате социального налога возникают с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия.
Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.
При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.
2.2.5 Порядок исчисления и уплаты социального налога
Исчисление социального налога производится посредством применения ставок, приведенных в Таблицах 2 и 3, к объекту обложения социальным налогом, за налоговый год и уменьшения на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.
Исчисление социального налога производится ежемесячно с нарастающим итогом в порядке, установленном приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 14 декабря 2006 года № 641 «Об утверждении Правил исчисления и удержания индивидуального подоходного налога и исчисления социального налога».
При изменении места работы физическое лицо должно представить по новому месту работы расчет с прежнего места работы о сумме расходов плательщика на выплату доходов указанному физическому лицу и о сумме уплаченного с этих расходов налога.
Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Уплата социального налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем по месту регистрационного учета налогоплательщика.
2.2.6 Особенности уплаты социального налога государственными учреждениями
В связи с отменой пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств работодателей, Законом РК от 19.12.2007г. № 9 – IY внесены изменения в редакцию статьи 320 «Особенности уплаты социального налога государственными учреждениями» Налогового кодекса РК (исключены положения касающиеся пособия по беременности и родам): «Статья 320 Особенности уплаты социального налога государственными учреждениями
1. Сумма социального налога, исчисленного государственными учреждениями за отчетный месяц, уменьшается на сумму выплаченного в соответствии с законодательством Республики Казахстан социального пособия по временной нетрудоспособности.
2. В случае превышения за отчетный месяц суммы выплаченного социального пособия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, над суммой начисленного социального налога сумма превышения переносится на следующий месяц».
3 ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА В 2008 ГОДУ
3.1 Налоговая отчетность по социальному налогу в 2008 году
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года №468 утверждены Правила составления налоговой отчетности, в том числе по социальному налогу, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 26 декабря 2007 года №5068.
В соответствии с вышеуказанным приказом формы налоговой отчетности подлежат представлению на черно-белых бланках, в том числе за предыдущие периоды. Налоговая отчетность составляется на бумажных и (или) электронных носителях на государственном или русском языке. При составлении налоговой отчетности налоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщик обязан по требованию налогового органа представлять копии таких документов на бумажных носителях.
По социальному налогу в 2008 году предусмотрены формы налоговой отчетности, приведенные в таблице 4.
Таблица 4 Формы налоговой отчетности по социальному налогу