Содержание:
Словарь специальных терминов
Основные виды изданий, их краткая характеристика и объемы
Учебно-программная литература
Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем – 1,0 п. л. (16 стр.) и более.
Обучающие издания
Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем – не менее 5 п.л.
Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем – не менее 5 п.л.
Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем – не менее 6 п.л.
Конспект лекции – сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем – не менее 1.п.
Программно-методическая литература
Практикум – учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем – не менее 6 п.л.
Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем – не менее 6 п.л.
Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем – не менее 6 п.л.
Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем – не менее 6 п.л.
Учебно-методическая литература
Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем – не менее 5 п.л.
Методическая разработка – издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем – не менее 1 п.л.
Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем – не менее 1 п.л.
Учебно-методический комплекс. Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сборник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем – не менее 3 п.л.
Научная литература
Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов – подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора – не более 4 стр.
Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.
Сборник научных трудов – научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника – не более 10 п.л.
Монография – научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем – не менее 7 п.л.
Автореферат диссертации – информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем – автореферата кандидатской диссертации не менее 1–1,5 п.л.; докторской – 2–2,5 п.л.
Справочная литература
Словарь – справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов – названий объектов справки – и относящихся к ним справочных сведений. Объем – не менее 4 п. л.
Словарь-справочник – словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем – не менее 4 п,л,
Учебный справочник – учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем – не менее 4 п. л.
Памятка – справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем – не менее 1 п.л.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .
Смотреть что такое «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» в других словарях:
Учебно-методическое пособие — учебно методическое пособие: учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче… … Официальная терминология
учебно-методическое пособие — Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN guidance manualmethods handbook DE methodischer… … Справочник технического переводчика
учебно-методическое пособие — учебно методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Учебно-методическое пособие — учебное издание по методике преподавания учебной дисциплины (ее части или раздела) и (или) методике воспитания и обучения … Издательский словарь-справочник
Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания … Реклама и полиграфия
учебно-методическое пособие — Rus: учебно методическое пособие Deu: methodischer Lehrbehelf Eng: guidance manual, methods handbook Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, её раздела, части или воспитания. ГОСТ 7.60 [3.2.4.3 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
методическое пособие в культуре речи — Жанр учебно научного подстиля; М.п. включает следующие компоненты: разработку занятий по темам, списки литературы по каждой теме, план к каждому занятию и т.п … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Учебно-методический комплект — совокупность учебных и учебно методических материалов, обеспечивающих полноценное знаниевое и компетентностное изучение и качественное преподавание учебной дисциплины; включает, как правило, учебник, рабочую тетрадь для учащегося, атласы, карты,… … Официальная терминология
Пособие — издание в помощь обучению, овладению к. л. профессией, выполнению той или иной деятельности. См. также Методическое П., Наглядное П., Практическое П., Справ. П., Учебное П., Учебное наглядное П., Учебно методическое П … Издательский словарь-справочник
учебно-научный подстиль — Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры учебно методических работ; учебник, словарь, методическое пособие, лекцию и др … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Чем отличается учебное пособие от учебно-методического?
учебное пособие близко к учебнику
Учебно-методическое пособие дополняется методическими рекомендациями (для преподавателя, обучающегося)
Важная информация для бакалавров, магистров, аспирантов!
Навык академического письма – это основа успешного существования в академической среде.
С другой стороны, почти все субъекты академического процесса, от первокурсников до именитых профессоров, хотя бы однажды испытывали чувство тревоги от необходимости изложения своих идей в письменном виде.
Самый простой способ избежать эту тревогу – это знать противника «в лицо», а именно, каждый должен обладать навыком написания научного текста.
Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий к дополнительным общеразвивающим (утв. Минкультуры России)
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»
ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
1. Общие положения
Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств (далее — методические рекомендации) разработаны для детских школ искусств на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ 7.60-2003), ГОСТ Р 7.0.3-2006 Издания. Основные элементы. Термины и определения (далее — ГОСТ Р 7.0.3-2006), «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ руководителям органов управления культурой субъектов Российской Федерации.
Отличительной особенностью функционирования детских школ искусств (далее — ДШИ) как первой ступени отечественной системы художественного образования является приобщение детей к различным видам классического и современного искусства посредством многолетнего, упорядоченного образовательного процесса, создающего условия для приобретения детьми знаний и навыков в области того или иного вида искусства и выбора будущей профессии. Именно такой многолетний совместный труд преподавателя и ученика отличает деятельность ДШИ от других учреждений для детей — творческих кружков, секций, домов творчества и др.
ДШИ как учреждения дополнительного образования могут реализовывать дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы в области искусств.
В 2011 г. в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» были внесены изменения в части реализации в детских школах искусств предпрофессиональных программ (Федеральный закон от 17.06.2011 N 145-ФЗ).
Понятие «дополнительные общеразвивающие программы» введено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 4 ст. 12).
Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей, отражавшие принцип работы кружков по интересам досугового вида деятельности.
Реализация дополнительных предпрофессиональных программ для ДШИ является приоритетным направлением в деятельности ДШИ и направлена в том числе на обеспечение притока абитуриентов в профессиональные образовательные учреждения в области искусств, тогда как общеразвивающие программы должны решить задачу по привлечению наибольшего количества детей к художественному творчеству.
Общеразвивающие программы в области искусств должны обеспечивать обучение детей по краткосрочным программам, направленным на удовлетворение потребностей детей в общении с духовными ценностями и приобщение детей к творческой деятельности.
В основе общеразвивающих программ в области искусств должен лежать принцип вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи.
В образовательных учреждениях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций в области художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному творчеству, обеспечения его доступности, рекомендуемый срок реализации общеразвивающих программ составляет не более 3-х или 4-х лет. Увеличение срока обучения детей возможно только в случаях реализации общеразвивающих программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, активизации процесса создания современных учебно-методических пособий как необходимого элемента, обеспечивающего образовательный процесс.
Методические рекомендации предназначены не только для применения в образовательной деятельности ДШИ, но и других учреждений сферы культуры, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в области искусств согласно имеющейся лицензии на образовательную деятельность.
2. Образовательная программа как основа структуры
и содержания учебно-методических пособий
Согласно п. 9. ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образовательная программа» — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
При этом ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет основные компетенции в установленной сфере деятельности, а именно: разработку и утверждение образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (п. 6, п. 12 ч. 3).
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 613, одной из основных трудовых функций преподавателя определяет «разработку программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы», которая предполагает, в том числе, и разработку основного вида учебных материалов — учебно-методических пособий.
Поэтому одним из важных направлений организации и обеспечения образовательной деятельности в ДШИ является создание учебно-методических пособий по каждому учебному предмету, разработка которых осуществляется ДШИ самостоятельно.
Министерством культуры Российской Федерации разработаны также примерные программы по учебным предметам, на основании которых ДШИ разрабатывают собственные рабочие программы. Примерные программы по учебным предметам размещены на официальном сайте Минкультуры России: www.mkrf.ru (Министерство/Департаменты/Департамент науки и образования/деятельность/Детские школы искусств).
Учебный план общеразвивающей программы в области искусств может содержать комплекс учебных предметов, при этом каждый учебный предмет должен быть оснащен учебно-методическими пособиями, другими средствами обучения и воспитания, которые и образуют учебно-методический комплекс (далее — УМК).
3. Общая характеристика УМК и принципы его формирования
УМК представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов.
УМК — это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ.
Так, согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к средствам обучения и воспитания относятся: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом обеспечения качества усвоения содержания учебного материала учащимися на уровне определенных образовательной программой требований, а также с целью обеспечения достижения результатов ее освоения.
Разработка УМК по тому или иному учебному предмету является одним из обязательных направлений профессиональной деятельности преподавателя.
На рисунке 1 приведен пример УМК к дополнительной общеразвивающей программе «Основы музыкальной культуры» 4-годичного срока обучения.
Рисунок (не приводится)
УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи, при этом элементы УМК образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.
Элементы (компоненты) УМК представлены в схемах 1 и 2.
УМК: компоненты, виды
Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, репертуарные сборники, сборники контрольных работ, хрестоматии, рабочие тетради
Учебно-методические пособия, «школы обучения»
Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия
Наглядные пособия, учебно-наглядные пособия
Словарь, справочник, энциклопедия
Учебно-вспомогательные пособия, библиографические пособия, справочники, списки трудов и литературы
4. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие,
В образовательном процессе ДШИ используются различные виды учебной литературы. Основными видами учебной литературы являются учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие.
Учебник — вид учебной литературы, в котором излагается система базовых, фундаментальных знаний, обязательных для освоения учащимся в соответствии с учебной программой и на основании федеральных государственных требований.
Учебное пособие — вид учебной литературы, дополняющий или заменяющий частично или полностью учебник. Учебное пособие используется учащимся на занятиях, а также в домашней самостоятельной работе.
Учебное пособие может охватывать не весь предмет, а лишь часть (несколько разделов) учебной программы. В отличие от учебника, учебное пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме, отражать авторские методики и подходы.
В учебной практике ДШИ традиционно используются учебные пособия, содержанием которых являются отдельные формы учебной работы (например, Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио», различные сборники этюдов и т.д.), учебное теоретические сведения как основа музыкальной, изобразительной грамоты («музыкальные прописи», словари и энциклопедии, рабочие тетради и т.д.). К учебным пособиям относятся также репертуарные сборники, сборники упражнений, хрестоматии.
Учебное пособие может содержать только теоретическую или только практическую часть учебного курса. В таком случае в учебном процессе может применяться несколько различных пособий в рамках реализации одного учебного предмета.
Учебно-методическое пособие — особый вид пособия, в структуре и содержании которого объединены два вида учебной литературы — учебного пособия и методических рекомендаций (комментариев). Учебно-методическое пособие содержит дидактические материалы для учащегося и методическую часть, в которой могут быть представлены методы и приемы освоения данного учебного материала, ориентированные на использование их преподавателем. В учебно-методическом пособии могут быть представлены комплексы упражнений, предваряющие последующее формирование соответствующих умений и навыков.
Учебно-методическое пособие используется в урочной и самостоятельной работе учащихся, является особенно ценным для молодых преподавателей, так как содержит методические рекомендации и комментарии, основанные на значительном педагогическом опыте.
Многообразие дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, разрабатываемых ДШИ, их краткосрочность и ознакомительный характер содержания с тем или иным видом искусства определяют приоритетность использования в учебном процессе данных образовательных программ учебных пособий и учебно-методических пособий, допускающих значительную вариативность учебного курса, разнообразие методических подходов и принципов, новизну и инновационность в содержании и применяемых технологиях.
Поскольку специфика учебно-методического пособия как элемента УМК в том, что оно используется и преподавателем и учащимся, то текстовая часть пособия должна предусматривать различные подходы в изложении материала. Текст, который обращен к учащемуся, должен быть ему доступен и понятен, а специальные термины должны быть расшифрованы и разъяснены (например, в словаре используемых терминов).
Создание учебно-методической библиотеки в системе ДШИ должно стать гарантом передачи лучших педагогических достижений другим поколениям педагогов и учащихся.
5. Порядок разработки учебно-методического пособия
Основными принципами создания учебно-методического пособия является соответствие содержания пособия учебной программе, последовательность, поэтапность изложения учебного материала, соблюдение принципа «от простого к сложному», направленность на достижение результата, предусмотренного учебной программой.
Дидактический материал учебно-методического пособия должен быть доступен для учащихся соответствующих классов, составлен и адаптирован с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Возрастание уровня сложности учебного материала должно быть последовательным и пошаговым — это важное методическое условие, которое должно соблюдаться при разработке учебно-методического пособия.
Учебно-методическое пособие должно предусматривать наличие разделов контроля, оценочных материалов.
Учебно-методические пособия могут быть оснащены современными наглядными материалами в соответствии с содержанием и могут включать наглядно-иллюстративный материал (таблицы, фотографии, схемы, иллюстрации, примеры и т.д.).
План создания учебно-методического пособия
1. Детальное изучение программы учебного предмета.
2. Распределение всего учебного курса на этапы, которые должны быть отражены в учебно-методическом пособии.
3. Определение структуры учебно-методического пособия. Если программа учебного предмета предполагает календарно-тематическое изложение содержания — в основу структуры пособия должен закладываться тематический план. При этом, если в основе содержания учебного предмета лежит также формирование практических умений и навыков — дидактический материал должен содержать задания, соответствующие этапам их формирования.
4. Подбор и распределение методического и практического материала в соответствии с учебным курсом.
5. Разработка практических форм закрепления знаний, умений, навыков.
6. Разработка разделов контроля за освоением учебного материала.
7. Подбор наглядного, иллюстративного материала (в соответствии с содержанием).
Метдическое пособие это
Как написать учебное пособие 15382
У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.
Учебное пособие и учебник: различия и связи
Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.
В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.
Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.
Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.
Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:
- углубление теоретических знаний по предмету;
- практическое изучение дисциплины;
- самостоятельная работа студентов;
- подготовка к экзамену;
- написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.
Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.
Структура учебного пособия
Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.
В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.
Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.
В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.
Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.
Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.
Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.
Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.
Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)
Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.
Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.
Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:
Все люди смертны.
Следовательно, Кай смертен.
Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)
При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.
Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.
В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.
Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.
Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.
Кроме вопросов, дидактический материал может включать:
- таблицы;
- задания для самостоятельной работы;
- темы докладов, рефератов, курсовых работ;
- упражнения;
- тесты;
- задачи;
- списки дополнительной литературы по теме;
- домашние контрольные работы и др.
Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.
В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.
Библиографический список
Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.
Оформление учебного пособия
Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.
Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:
- Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
- Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.
Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.
Как напечатать учебное пособие
Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).
Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.
Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.
Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.
Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!
Также рекомендуем прочитать
От абитуриента до аспиранта
Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».
Зачем нам нужен ISBN?
Напечатать книгу без ISBN – можно. Но издать – нельзя. Книга без номера ISBN (или с «мошенническим» номером) отличается от листов, распечатанных на домашнем принтере, только красивой обложкой. Смысла же в такой книге немного.
Резюме преподавателя вуза
Успешный активный поиск работы невозможен без резюме. Резюме — это визитная карточка соикателя, представляющая информацию об его образовании, опыте работы, личных качествах и достижениях. Правильно составленное резюме — залог того, что вас заметят и пригласят на собеседование. В нашей сегодняшней статье мы поговорим от том, каким должно быть резюме и каковы особенности резюме преподавателя вуза.