Президент сша полномочия функции

Содержание:

Функции президента США

Президент Соединенных Штатов Америки является главой государства и главой исполнительной власти. Под его руководством находится Федеральное правительство США, а также сухопутные войска и военно-морские силы страны. Президент имеет право блокировать любые законопроекты (билли), которые принимаются Конгрессом США. В этом заключается его право вето.

В соответствии со 2 статьей американской конституции, вся полнота исполнительной власти на федеральном уровне передается президенту США. Президентский срок составляет 4 года. Для предотвращения узурпации власти в конституции США предусмотрен запрет на избрание одного и того же лица на пост президента более двух раз.

Выборы президента США проходят в декабре, а в должность он вступает 20 января следующего года после принесения президентской присяги. Такое длительный промежуток времени требуется для того, чтобы глава государства мог определиться с кандидатурами различных должностных лиц, представляющих исполнительную власть страны.

Президенты США в соответствии с конституцией имеют обширных комплекс полномочий, с помощью которых они занимаются решением таких вопросов, как безопасность страны, международные отношения и взаимодействие между законодательной и исполнительной властью. В целом полномочия президента Соединенных Штатов можно разделить на положенные ему по конституции, подразумеваемые (имеющиеся в виду, но не прописанные в конституции) и делегированные Конгрессом.

Безопасность страны президент США обеспечивает в качестве главнокомандующего армией и флотом страны. Кроме того, президент является главнокомандующим для всех служащих полиции каждого штата при их призыве на действительную службу США. Сюда же относится ряд чрезвычайных полномочий президента. Он может объявлять и прекращать действие чрезвычайного положения, а также проводить различные мероприятия для восстановления правопорядка, пресечения мятежей и обеспечения работы федеральных органов, в том числе, применяя силы армии и национальной гвардии. Здесь нужно сделать оговорку о том, что любые президентские решения, принятые во время действия чрезвычайного положения, контролируются Конгрессом.

Президенты США в области внешней политики занимаются заключением международных договоренностей, назначением послов, консулов и прочих полномочных государственных представителей в других странах и международных организациях. Кроме этого, президент принимает послов и иных полномочных представителей других стран.

Для создания противовесов между законодательной и исполнительной ветвями власти страны президент наделяется рядом определенных полномочий. К примеру, в отношении судебной власти он может давать отсрочку исполнения приговоров и выносить решения о помиловании преступников, которые совершали преступления против США (исключением здесь являются случаи осуждения при проведении импичмента). В том числе, президенты США могут принимать решения об амнистиях. Также президент занимается назначением судей Верховного суда и прочих федеральных судей, хотя и делает это по рекомендациям и с согласия Сената.

В отношении Конгресса президент США обладает правом созывать одну или обе его палаты для проведения внеочередных заседаний. Если возникают разногласия о переносе даты заседания, то окончательное решение данного вопроса принимает именно президент. Также он периодически направляет в каждую из палат Конгресса различные послания, в том числе, программы законодательных мероприятий на следующий год.

Однако наибольший объем полномочий президента США сконцентрирован именно в предоставлении ему всей полноты исполнительной власти. В данном качестве президент осуществляет руководство огромным исполнительным властным аппаратом и принимает решения о назначении должностных лиц государства. В двух ситуациях он может назначать верховных чиновников без одобрения конгрессменами: если это право дано ему законом и если вакансия открылась между сессиями Конгресса. Во втором случае назначенное президентом должностное лицо исполняет свои обязанности вплоть до окончания следующей сессии Конгресса.

Процесс увольнения должностных лиц не прописан в конституции США. На практике все решения по данным вопросам принимаются лично президентом, если конституция и законы напрямую не предусматривают иных процедур.

Все самое интересное о США

Президент США является главой государства, главой исполнительной власти США, а также главнокомандующим Армии и Флота. Должность президента США была введена при принятии Конституции США в 1987 году. Первым президентом США был Джордж Вашингтон, избранный в 1789 году. Последним избранным и ныне действующим президентом США является Барак Обама, официально 44-й президент США, вступивший в должность в 2009 году, и переизбранный на второй срок.

Согласно Конституции, стать президентом США может только гражданин США по рождению, либо тот, кто являлся гражданином США на момент подписания Конституции (было актуально для первых президентов США), старше 35 лет, и постоянно проживающий в США не менее 14 последних лет. Самый молодой президент США за всю историю – Джон Кеннеди, ставший президентом в 43 года, самый пожилой – Рональд Рейган, избранный в возрасте 69 лет, и переизбранный в возрасте 73 лет.

Президентом США может быть избран один и тот же человек только два раза, неважно, подряд, или с перерывом. Если же первый президентский срок человек занимал после досрочного прекращения полномочий предыдущего президента более двух лет, то избираться на пост президента этот человек может только один раз. Это правило было закреплено 22-й поправкой к Конституции в 1951 году. Эта поправка была принята после того, как Франклин Д. Рузвельт был избран на четыре срока, до этого же президенты США соблюдали неписаное правило не баллотироваться на третий, и более, срок. Из всех президентов США, только Гровер Кливленд занимал два срока не подряд, а с перерывом.

Выборы президента США

Президент США избирается вместе с вице-президентом на непрямых, двухступенчатых, выборах.

За президента и вице-президента голосует коллегия выборщиков, в которую входят представители от всех штатов. Законодательное собрание каждого штата назначает определённое количество выборщиков способом, выбранным Конгрессом штата по своему усмотрению. В настоящее время все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования, которое происходит в первый вторник после первого понедельника ноября в год, деление которого на четыре не образует остатка.

В начале декабря того же года происходит голосование выборщиков, которое обычно сводится к формальности, так как перед выборами выборщиков они декларируют, за какого кандидата будут голосовать.

Для избрания президентом, кандидат должен набрать более половины голосов выборщиков, число которых, в настоящее время, составляет 538 человек. Если же такого не происходит, то президента избирает Палата представителей, а вице-президента Сенат Конгресса США из числа кандидатов набравших наибольшее количество голосов выборщиков.

Избранный президент США вступает в должность 20 января следующего после выборов года. В честь этого события устраивают торжественную церемонию инаугурации президента. До 1933 года, когда была принята двадцатая поправка к Конституции США, инаугурация проходила 4 марта.

На инаугурации президент произносит клятву: «Я торжественно клянусь, что буду добросовестно исполнять должность президента Соединённых Штатов Америки и, в полной мере сил своих, буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов». После произнесения присяги избранный президент, по традиции, произноси слова: «Да поможет мне Бог» (So help me God), но они не входят в текст присяги, и в Конституции не указаны.

За свою службу президент США получает фиксированное вознаграждение, и не может получать иных доходов в период исполнения своих обязанностей от Соединённых Штатов или какого-либо из штатов.

Резиденцией президента США, начиная с Джона Адамса, является Белый дом в Вашингтоне, рабочим кабинетом — Овальный кабинет Белого дома. Загородная резиденция президента -Кэмп-Дэвид.

Полномочия и обязанности

Президент США имеет право:

  1. Потребовать,в письменном виде, мнение от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей;
  2. даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента (не только собственного, но и чиновников иных уровней);
  3. по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов
  4. заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии;
  5. в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них;
  6. в случае разногласий между палатами Конгресса по поводу времени переноса заседаний переносить их сам на такое время, какое сочтёт уместным.

Президент США назначает Кабинет США, послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц США, назначение которых не предусматривается Конституцией в определённом порядке, но, должности которых устанавливаются законом. Назначение происходит по совету сената, и, с его согласия.

Периодически, президент предоставляет Конгрессу информацию о положении страны, и рекомендует к рассмотрению некоторые меры которые считает целесообразными.

Президент США обязан следить за исполнением законов, а также принимать послов и других официальных представителей, удостоверять в должности все должностные лица Соединённых Штатов.

Прекращение полномочий президента США происходит в следующих случаях:

  1. Истечение срока полномочий — наиболее частый случай.
  2. Кончина; четыре президента — У. Гаррисон, Тейлор, Гардинг и Ф. Рузвельт умерли в должности своей смертью, четыре — Линкольн, Гарфилд, Мак-Кинли и Кеннеди — были убиты.
  3. Добровольная отставка, которой пока воспользовался только Никсон.
  4. Импичмент, в результате которого ещё ни один президент США не был отстранён от должности, но было предпринято 3 попытки: Эндрю Джонсона в 1868 году, Ричарда Никсона в 1974 году и Билла Клинтона в 1998 году.

12.5. Президент США: статус, полномочия, подчиненный ему аппарат управления

Конституционными нормами определен четырехлетний срок президентства. Президентом может быть избран гражданин США по рождению (т. е. уроженец этого государства), достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. Причем поправка 12 гласит, что Президент и вице-президент, избираемые одновременно, не могут быть жителями одного штата. 22 поправка установила, что одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Выборы главы государства проходят в четко определенный срок — в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (в первый вторник ноября, кроме 1 ноября). При этом досрочные выборы Конституцией не предусмотрены. В случае досрочного прекращения главой государства своих полномочий его функции выполняет вице-президент в течение всего оставшегося до выборов срока. Вступление в должность вновь избранного Президента определено на 20 января следующего года.

Президент избирается путем сложной системы косвенных выборов, при которой избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства. В коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов и сенаторов. Соответственно, каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и конгрессменов. От округа Колумбия избирается

три выборщика. Всего должно быть избрано 538 выборщиков. Все выборщики от штата представляют одну партию, поскольку каждая политическая партия выдвигает в штате полный список своих кандидатов, за который и голосуют избиратели. На этом этапе победитель определяется на основе системы относительного большинства. При голосовании выборщиков для победы кандидата на пост президента требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. В случае, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства выборщиков, прези

дента избирает Палата представителей американского Конгресса из трех кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков.

В последних президентских выборах (ноябрь 2000 г.) участвовало 51,2% избирателей. За Дж. Буша (нынешнего Президента) высказались 47,88%, за его основного соперника (кандидата от демократической партии) — 48,3% голосовавших. Однако из- за особенностей (а также некоторой архаичности) избирательной системы большинство голосов выборщиков получил представитель республиканцев Дж. Буш. Его преимущество над кандидатом от демократов заключалась в том, что республиканцы победили в наиболее густонаселенных штатах.

Глава государства неприкосновенен: его нельзя арестовать и подвергнуть уголовному преследованию до тех пор, пока он не будет отстранен в соответствии с процедурой импичмента.

При анализе конституционного статуса Президента США необходимо учитывать, что в основу федеральной государственной власти был положен принцип разделения властей и механизм сдержек и противовесов, целью которого было создание самостоятельных, но вместе с тем эффективно контролирующих друг друга конституционных федеральных органов.

В соответствии с Конституцией Президент обладает широким кругом полномочий: исполнение законов, назначение и смещение министров, определение полномочий всех должностных лиц на федеральном уровне, представительство государства во внешних отношениях, руководство внешней и внутренней политикой, издание указов и исполнительных приказов. Он, будучи Верховным главнокомандующим, принимает решение об использовании вооруженных сил, назначает членов Верховного суда с последующим утверждением Сенатом, обращается с посланиями к стране, осуществляет помилование. В сфере законотворческой деятельности серьезным инструментом давления Президента на Конгресс является право вето, которое может быть преодолено двумя третями голосов депутатов каждой из палат парламента.

В соответствии с 25 поправкой к Конституции США Президент досрочно прекращает свои полномочия в случае отстранения от должности, смерти, отставки и неспособности осуществлять полномочия и обязанности по своей должности. Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента. Основаниями являются государственная измена, коррупция или иное тяжкое преступление или проступок.

В американской конституционной практике было всего три реальных случая применения этой сложной процедуры отреше- ния Президента от должности, но ни одна из них не была доведена до конца (последний раз — в 1998—1999 гг. в отношении Б. Клинтона). В 1974 г. Р. Никсон сам добровольно ушел в отставку, не дожидаясь импичмента.

Кабинет состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются Президентом, согласно Конституции, «по совету и с согласия» Сената. Сенат должен одобрить назначения Президента на высшие государственные должности большинством в две трети голосов. Однако такой контроль со стороны Сената не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов) и не зависит от исхода выборов. Как показывает политическая практика США, отказы в одобрении со стороны Сената бывают чрезвычайно редко, даже в том случае, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.

Четкой структуры Кабинет не имеет. При Кабинете функционирует несколько советов: национальной безопасности, по экономическим делам, по природным ресурсам и проблемам окружающей среды, по внутренней и внешней торговле, по людским ресурсам. Председателем этих советов является Президент. Однако в каждом из них есть свой временный председатель, назначенный Президентом, который и руководит работой. Советы разрабатывают основные направления политики и консультируют Президента.

В США большинство руководителей правительственных ведомств именуются секретарями. В этой стране название «государственный секретарь» служит для обозначения должности министра иностранных дел, а само ведомство внешних сношений именуется государственным департаментом. В конце 2001 г. после трагических событий 11 сентября введена ответственная должность члена правительства — руководителя Департамента внутренней безопасности.

Президент США: права, обязанности, зарплата

8 ноября 2016 года в США состоятся выборы 45-го президента страны.

Должность президента была введена в стране конституцией, принятой в 1787 г. и вступившей в силу в 1789 г. Президент является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженными силами.

Какими полномочиями и привилегиями обладает американский лидер, можно ли отстранить его от должности и что с ним происходит после отставки – в материале ТАСС.

Кто может стать президентом США?

  • Любой гражданин США, родившийся в этой стране, проживающий в ней не менее 14 лет и достигший к моменту выборов 35-летнего возраста.

На какой срок избирается президент США?

  • Президент избирается на 4-летний срок.
  • Одно и то же лицо может быть избрано президентом США не более двух раз (подряд или с перерывом).

Что может и чего не может президент США во внешней и внутренней политике?

  • Президент «следит за точным исполнением законов и назначает всех должностных лиц Соединенных Штатов». При этом высшие должностные лица (министры и руководители ведомств), а также члены Верховного суда назначаются президентом с «совета и согласия сената» (т.е. должны быть утверждены сенатом).
  • Президент наделен правом помилования и отсрочки исполнения приговоров за преступления против США (кроме дел по импичментам).
  • Исполнительные указы президента обладают нормативным характером (обязательны для исполнения; но их действие может быть приостановлено или отменено решением Конгресса).
  • Президент не наделен правом законодательной инициативы. Однако его ежегодные послания к Конгрессу «О положении страны», в которых он излагает политические цели своей администрации, рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса.
  • Президент обладает правом вето, которое он может применить к любому закону, кроме поправок к конституции. Для отклонения вето палаты Конгресса должны повторно одобрить закон 2/3 голосов (многолетняя практика свидетельствует, что Конгресс преодолевает не более 7-11% вето президента).
  • Президент не вправе распускать Конгресс.
  • Президент формирует и осуществляет внешнюю политику. Он лично или через своих представителей ведет международные переговоры и заключает международные договоры. Принимает послов и других официальных представителей. Назначает послов, консулов и других полномочных представителей.

Что может президент США в военной сфере?

  • Президент имеет практически неограниченные полномочия в военной области.
  • Он может отдать вооруженным силам приказ о начале боевых действий на территории других государств без объявления войны (право объявлять войну принадлежит Конгрессу). Такие действия могут вестись в течение 60 дней, а при необходимости этот срок может быть увеличен еще на 30 дней. Президент должен лишь представить Конгрессу соответствующий доклад.
  • Решением президента в стране вводится чрезвычайное положение и объявляется мобилизация.
  • В случае необходимости президент имеет право перевести части Национальной гвардии (аналог внутренних войск), подчиненные в мирное время губернаторам штатов, а также резерв вооруженных сил на положение регулярных войск (сроком до шести месяцев). Также по решению президента они могут быть использованы для поддержки армии и ВВС за пределами США.
  • Кроме того, президент представляет Конгрессу предложения по военным ассигнованиям (в рамках бюджета страны), определяет пути и направления развития вооруженных сил, назначает высшее военное руководство (с одобрения сената) и присваивает воинские звания.

Что означает «хромая утка»?

  • Президента, чей срок полномочий приближается к концу, в американской политической системе называют «хромой уткой». Это неофициальное название используется во время переходного периода, когда происходит постепенная передача дел от действующего президента к избранному.
  • При этом полномочия действующего главы государства юридически остаются прежними, однако фактически каждое его действие воспринимается в свете приближающейся передачи власти и может вызвать неоднозначную реакцию со стороны общества и СМИ.
  • Так, 20 января 2001 г. за несколько часов до инаугурации Джорджа Буша-мл. покидающий пост Билл Клинтон издал указ о помиловании 140 осужденных, среди которых был и его брат Роджер (осужденный в 1985 г. по делу о хранении кокаина). Это решение Клинтона было встречено неоднозначно. Нарушения закона при этом не было — до произнесения Бушем присяги Клинтон оставался главой государства и обладал полным пакетом соответствующих полномочий, включая право помилования.

В каких случаях возможно досрочное прекращение полномочий президента США?

  • Полномочия прекращаются досрочно в случае отстранения от должности и отставки.
  • Согласно конституции, основаниями для прекращения мандата через процедуру импичмента являются «государственная измена, коррупция или иное тяжкое преступление или проступок». В истории США такая процедура применялась дважды: в 1868 г. в отношении Эндрю Джонсона, в 1998-1999 гг. — Билла Клинтона. Оба были оправданы.
  • Правом добровольной отставки воспользовался один президент — Ричард Никсон (в 1974 г. в связи с угрозой импичмента).

В каких случаях и кто может замещать президента США?

  • В случае смерти президента, его отставки или отстранения от должности президентский пост занимает вице-президент.
  • В случае вакансии постов президента и вице-президента государство возглавляет спикер палаты представителей, далее в списке преемников временный председатель сената и министры, первый из которых государственный секретарь.
  • Всего в перечне 18 должностных лиц, причем порядок преемственности определяется годом создания того или иного министерства (согласно закону о преемственности президентской власти 1947 г.).

В каких случаях возможна временная передача полномочий президента США?

  • Согласно принятой в 1967 г. 25-й поправке к конституции, при невозможности выполнения обязанностей президент может временно передать их второму лицу в государстве — вице-президенту. При этом передача полномочий должна быть подтверждена заявлением президента.
  • Всего было три таких случая, все они были связаны с медицинскими процедурами, требующими наркоза. 13 июля 1985 г. Рональд Рейган на восемь часов передавал полномочия Джорджу Бушу-ст., а 29 июня 2002 г. и 21 июля 2007 г. президента Джорджа Буша-мл. на два часа заменял Дик Чейни.

Как передвигается президент США?

  • Для передвижения на небольшие расстояния в распоряжении президента имеются личные вертолет и яхта, оборудованные средствами связи. Личный автомобиль защищен броней толщиной почти в 20 см.
  • Для полетов президента на большие расстояния внутри страны и за ее пределами используются два личных специально оборудованных самолета (основной и запасной) Boeing 747.
  • Каждый полет Борта №1, его маршрут и время засекречены и расцениваются как военная операция.
  • При поездках президента сопровождает офицер, обеспечивающий сохранность «черного чемоданчика», в котором хранятся ядерные коды и секретная документация, касающаяся возможности применения ядерного оружия.
  • В Белом доме постоянно функционирует пункт слежения за местонахождением президента и его преемников.

Во сколько обходится президент США бюджету страны?

  • Президент получает за свою службу фиксированное вознаграждение, которое не может меняться в течение периода, на который он был избран. Также в пределах этого периода он не может получать никаких иных доходов от США или какого-либо из штатов.
  • Заработная плата президента США в настоящее время составляет $400 тыс. в год. Кроме того, президент имеет право получить еще 50 тыс. в год на непредвиденные расходы. Эта сумма, в отличие от зарплаты, не облагается налогами.
  • Содержание Белого дома, где постоянно живет президент и его семья, ежегодно обходится казне более чем в $4 млн (только на цветы тратится около $250 тыс. в год).
  • Также глава государства пользуется загородной резиденцией Кэмп-Дэвид в штате Мэриленд. На ее территории располагаются 11 гостевых домиков, рабочий офис, бассейн и несколько площадок для отдыха.
  • Ограничений на стоимость подарков, которые президент может получать от американских граждан, нет, однако глава государства обязан указывать в отчетности вещи стоимостью более $375. При этом все подарки от иностранных государственных деятелей передаются в Национальный архив США как достояние народа. Глава государства, однако, может оставить подарок себе, если выплатит в бюджет его реальную стоимость.

Что происходит с президентом США после отставки?

  • Человек, избранный президентом США, сохраняет этот титул до конца жизни. На сегодняшний день, кроме Барака Обамы, этот титул имеют ныне здравствующие Джимми Картер, Джордж Буш-ст., Билл Клинтон и Джордж Буш-мл.
  • После отставки президент США пожизненно получает ежемесячную пенсию, сумма которой сегодня составляет $200 тыс. в год.
  • Как бывший президент, так и члены его семьи остаются под охраной Секретной службы США. Кроме президента и его супруги, постоянной охраной обеспечиваются дети до 16 лет, хотя в некоторых случаях может быть принято решение оставить детей под охраной на более длительный срок.

Материал подготовлен на основе данных, предоставленных ТАСС-Досье

Полномочия президента США

В Вашингтоне проходят слушания по обсуждению кандидатуры Сэмюэла Алито в состав Верховного суда Соединенных Штатов. На слушаниях много внимания уделялось вопросу о полномочиях президента Соединенных Штатов. Этот вопрос обсуждается практически со времени основания республики. Обратиться к нему снова заставила угроза терроризма

Вопрос о полномочиях президента Соединенных Штатов на протяжении всей истории республики вызывал горячие споры, особенно в военное время или периоды, когда страна испытывала кризисы

В тексте Конституции (Статья II) просто сказано: «Исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов». Согласно Конституции, президент является также главнокомандующим вооруженными силами страны.

Полномочия Конгресса определены Конституцией более подробно. В итоге, между Конгрессом и президентом часто возникали разногласия о масштабе полномочий президента.

Начиная с 11 сентября 2001 года, президент Буш сравнивал войну против терроризма с более привычными войнами между государствами. По словам президента, это предоставляет ему полномочия военного времени, включая, например, право содержать под стражей без суда подозреваемых в терроризме или вести без разрешения суда электронное наблюдение за американскими гражданами, подозреваемыми в терроризме.

Джордж Буш придерживается мнения, что Конституция и одобрение Конгрессом его решения применять силу против терроризма предоставляют ему полномочия, о которых не говорится в Конституции прямо, но которые вытекают из «необходимых и надлежащих» правомочий президента: «Есть ли у меня юридическое право это делать? Отвечаю – да, у меня есть на это полное право. Я имею в виду мои заявления о юридическом праве, которое опирается на американскую Конституцию, а также – на одобрение моих действий Конгрессом Соединенных Штатов».

Но разъяснения, опубликованные в прошлый четверг научно-исследовательской службой Конгресса, ставят эти утверждения под сомнение, заявляя, что правомочность подслушивания американской администрацией телефонных разговоров без судебного разрешения не столь очевидна, как считает президент Буш.

Подобные разногласия и показывают, почему на слушаниях о назначении Алито в состав Верховного Суда основное внимание уделялось вопросам о полномочиях президента.

Сенатор-демократ от штата Вермонт Патрик Лейхи уже в день открытия слушаний ясно заявил о том, почему его так беспокоит вопрос о президентских полномочиях: «В то время, когда нынешняя американская администрация, похоже, пытается обрести побольше бесконтрольной власти, взгляды Алито на исполнительную власть становятся особенно важными. Крайне важно знать, намерен ли судья Алито сохранять беспристрастность судебной ветви или же собирается действовать в качестве ставленника президента Буша».

Эндрю Рудалевиг, профессор политологии в колледже Диккенсона и специалист по президентским полномочиям, полагает, что нынешние притязания исполнительной власти обусловлены опытом работы нынешнего вице-президента Дика Чейни в предыдущих американских администрациях, когда Конгресс ограничивал прерогативы главы государства.

Вьетнамская война, Уотергэйтский сканадал и слежка за американскими гражданами побудили Конгресс принять в семидесятые годы несколько законов, ограничивающих действия исполнительной власти. Среди них – Закон о военных полномочиях 1973 года, который ограничил военные полномочия американского президента и усилил роль Конгресса в принятии решения об американском военном вмешательстве за пределами Соединенных Штатов. Суть закона в том, что президент может без согласия Конгресса вести войну за пределами страны не долее шестидесяти дней и в исключительных случаях увеличить этот срок до девяноста дней.

По словам Дэвида Адлера, специалиста по президентским полномочиям, работающий в университете штата Айдахо, попытки ограничить власть президента оказались практически безуспешными: «После Вьетнамской войны Конгресс пытался пересмотреть распределение полномочий среди ветвей государственной власти. К сожалению, законотворческие усилия в этом направлении оказались почти безрезультатными, как это показывает, например, Закон о военных полномочиях 1973 года. Конгресс тогда фактически не восстановил свое исключительное право объявлять войну, которое вытекает из текста Конституции, а наоборот, дал в этом отношении президенту больше власти, чем ему полагалось по Конституции».

Профессор Рудаливиг считает, что президенту следует обходить ограничения, установленные Конгрессом, с помощью таких административных способов, как, например, президентские указы и постановления, нацеленные на огромную правительственную бюрократию. Специалисты отмечают, что президент Рейган сумел восстановить таким способом большую часть утерянной президентской власти.

Специалист по президентской власти в вирджинском Военном институте Бенджамин Клейнерман утверждает, что в последние годы Конгресс неохотно идет на изменения в своей работе и старается привлечь себе в помощь суды, особенно – Верховный суд Соединенных Штатов: «Разногласия между Конгрессом и президентом лучше всего разрешаются путем договоренности, но сейчас Конгресс пытается ограничивать полномочия президента, а президент – полномочия Конгресса. Теперь Конгресс стал обращаться к Верховному суду, чтобы проверить, не превысил ли президент своих полномочий. То есть, законодатели пытаются через суд ограничить власть президента».

В начале своей юридической карьеры Сэмюэл Алито в письменном виде довольно либерально говорил о возможностях президента при решении вопросов разведки и обеспечения безопасности. Однако, во время слушаний в Конгрессе он твердо заявил, что никто – ни президент, ни суд не могут быть выше закона.

Особенности исполнительной власти

Соединённые Штаты Америки / Особенности исполнительной власти

Главой исполнительной власти является президент США. Президентом может быть избран уроженец США не моложе 35 лет, проживший в стране не менее четырнадцати лет. Срок его полномочий установлен в четыре года. Согласно 22-й поправке к конституции, принятой в 1951 году, президент не может избираться более двух раз и исполнять свои обязанности дольше восьми лет.

В случае кончины или отставки действующего президента в должность президента вступает вице-президент. К кандидату в вице-президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату в президенты. Он избирается одновременно с президентом на тот же четырёхлетний срок.

Президент и вице-президент формально избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом из штатов по спискам, предложенным политическими партиями. Выборщики обязываются поддерживать кандидата своей партии, хотя это и не оговорено в конституции. Число выборщиков от каждого штата равно суммарному числу конгрессменов и сенаторов. Партия, чей список набрал наибольшее число голосов по сравнению с другими списками, «забирает» всех выборщиков от данного штата. Победителем на выборах считается кандидат, получивший большинство голосов выборщиков.

Основные полномочия президента сводятся к следующему:

— президент является главнокомандующим армии, флота и народного ополчения (милиции);

— президент может созывать специальную сессию Конгресса в «чрезвычайных случаях», хотя на практике это случается редко. Он должен также периодически информировать Конгресс о «положении Союза»;

— президент может налагать вето на любой законопроект или резолюцию, предложенную Конгрессом, за исключением совместных резолюций, в которых предлагаются поправки к конституции. Конгресс может отменить президентское вето 2/3 голосов в каждой палате;

— президент имеет полномочия назначать по совету и с согласия Сената послов, судей Верховного суда, других должностных лиц, назначение которых не предусмотрено в ином порядке;

— президент имеет право «по совету и с согласия» заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3 сенаторов, участвующих в голосовании;

— президент может даровать помилование «за преступления против Соединённых Штатов, кроме случаев импичмента».

В своей деятельности президент сегодня опирается на огромный аппарат исполнительной власти. Он делится на три основные части: администрация, Исполнительное управление президента и независимые регулятивные органы. В его структуре важное место принадлежит администрации президента, в состав которой входят главы министерств (департаментов) — государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда и др.

После Второй мировой войны возможность влиять на решения президента смещалась от министерств, которые обычно функционировали более или менее независимо, к различным отделам Исполнительного управления президента, созданного в 1939 году и находящегося под его непосредственным контролем. В состав управления входят аппарат Белого дома, включающий советников президента, которые оказывают большое влияние на принятие решений, а также ряд специальных ведомств — Административно-бюджетное управление, контролирующее деятельность ведомств исполнительной власти и готовящее федеральный бюджет, Экономический совет при президенте и Совет национальной безопасности (СНБ), в который помимо президента входят вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, министр финансов, директор Национальной разведки, председатель Объединённого комитета начальников штабов и др., а также любые должностные лица, которых президент сочтёт необходимым пригласить на заседание СНБ.

Важную роль в деятельности исполнительной власти играют независимые регулятивные комиссии, возглавляемые двухпартийными советами директоров, такие как Комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по торговле, Федеральная комиссия по связи. Вопреки принципу разделения властей они совмещают все три функции государственной власти: разрабатывают проекты законов, принимаемых Конгрессом, несут ответственность за надлежащее исполнение вырабатываемых ими правил, а также осуществляют квазисудебные функции, устраивая слушания и вынося решения по делам, возникающим в связи с исполнением правил и проведением политического курса.

← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →

Президент (President) — это

Классификация моделей президентства

Понятие и значение президентства в правовых системах

Президент — выборная должность главы государства или территориально-административного образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения или коммерческой организации.

Президент(president) Либо действительный глава исполнительной власти, либо почетная должность, при которойсуществует пост фактического руководителя исполнительной власти. В общественных организацияхпрезидент – чаще всего почетный пост. В политических конституциях президент в одних случаях – главаисполнительной власти («глава правительства»), в других – почетный пост с отдельными прерогативами поназначению на должности и выходу из критических ситуаций («глава государства»), а иногда – и то, и другое.

Понятие института президентства

По всей вероятности, президентами в античные времена называли лиц, которые руководили различными собраниями, однако в современном понимании («глава государства») слово «президент» не употреблялось вплоть до XVIII века.

Лишь при подготовке к принятию Конституции США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборногоглавы государства, впервые был использован термин «президент» для обозначения такого должностного лица.

Не любой глава государства может быть признан президентом. В отличие от монарха, президент выбирается народом и осуществляет свои полномочия в течение определённого срока. В остальном же конституционно-правовой статус президента может определяться в разных государствах неодинаково. Так, в России «президент является главой государства».

В США, поскольку «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединённых Штатов Америки», — является главой исполнительной ветви власти, он также «является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов», «правомочен заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов», «назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединённых Штатов», не имеет дополнительного наименования «глава государства», хотя исполняет его функции.

Во Франции «Президент Республики» также не имеет дополнительного наименования «глава государства» (в конституции отсутствует и термин «глава исполнительной власти», хотя есть «премьер-министр»), его функции определяются аналогично функциям российского президента: президент «следит за соблюдением конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей», является «гарантом национальной независимости, исполнения международных договоров», «является главой вооружённых сил», инициирует и «ратифицирует международные договоры», «председательствует в правительстве».

В юридической литературе выделяется понятие «институт президентства» или «институт президента». Данный институт носит конституционно-правовую природу. И. Д. Хутинаев, анализируя понятие «социальный институт», отмечает, что институт президентства является предметом анализа различных отраслей наук, которые используют различные методы, ввиду чего вопросы содержания данного понятия остаются дискуссионными.

Например, Б. П. Елисеев определяет институт президентства как «интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти». Другие авторы рассматривают суть института президентства как систему норм, которые направлены на регулирование процесса выборов президента, его полномочий и функциональных обязанностей и все остальные аспекты исполнения им властных полномочий.

Т. Э. Каллагов рассматривает институт президентства как «совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти».

Другой подход использует М. А. Краснов, который считает, что президентство, как и абсолютная монархия, представляет собой воплощение идеи «отцовства»: как и монарх, президент по сути выполняет функцию «отца нации». В других исследованиях эта точка зрения находит определённую поддержку: так, отмечается, что несмотря на радикальный пересмотр принципов организации власти, который произошёл в Новое и Новейшее время, общество продолжает нуждаться в институте президентства: он существует в 130 — тва государства, представителем и защитником интересов граждан как в своей стране, так и за рубежом; он несёт персональную ответственность за происходящее в стране.

И. Д. Хутинаев проводит разграничение понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», отмечая, что именно президентство является первичным и ввиду этого соответствующий институт имеет более широкое содержание. Правовой статус президента определяет порядок исполнения им своих функциональных обязанностей.

Институт президентства же включает в себя также нормы, касающиеся выборов президента, реальный сложившийся на практике объём полномочий президента, прецеденты осуществления им своих полномочий, организацию и порядок функционирования учреждений, обеспечивающих работу президента. Выделяется также понятие «президентская власть» (не следует понимать её как отдельную ветвь власти в системеразделения властей).

Указывается, что осуществляет данную власть не только лично президент, но и иные органы и должностные лица. Спорным является вопрос об обозначении данной системы органов государства. Одни учёные используют термин «механизм президентской власти». Другие вводят понятие «исполнительный аппарат Президента». С. А. Авакьян указывает, что систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, которые обеспечивают осуществление президентской власти, можно было бы обозначить понятием «команда Президента».

В целом к исполнительному аппарату президентской власти следует отнести следующие государственные институты (на примере Российской Федерации): Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ, Государственный Совет РФ, Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, различные совещательные и консультативные органы, образуемые при Президенте РФ. В других странах также существуют развитые системы исполнительных органов, обеспечивающих функционирование президентской власти.

Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить следующие основные признаки, присущие президентам практически всех государств:

— президент — это выборное должностное лицо;

— президент выполняет функции главы государства;

— он либо является главой исполнительной ветви власти, либо участвует в выработке решений исполнительной власти, инициирует принятие законов, выполняет роль арбитра в системе органов власти;

— он никому не подчинён и не зависит от других государственных органов;

— он обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы;

— президент обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства.

Конституционно-правовой статус и значение президента в современных правовых системах

Конституционно-правовой статус президента различается в разных государствах. В частности, существенные отличия имеются в определении положения президента в системе разделения властей. В некоторых государствах (в том числе и в Российской Федерации) президент является главой государства и при этом не относится ни к одной ветви власти — исполнительной, законодательной или судебной. Такое положение закреплено, например, в конституциях Италии и Венгрии.

В других же странах президент, помимо того, что является главой государства, является также главой исполнительной ветви власти. Ярким примером такой страны являются США, конституция которых в ст. II.1 указывает, что «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединённых Штатов Америки». Аналогичные положения содержатся в ст. 80 Конституции Мексики: «Осуществление верховной исполнительной власти возлагается на лицо, именуемое „Президент Мексиканских Соединённых Штатов“».

При этом в данных конституциях не указывается прямо, что президент является одновременно и главой государства, ипредседателем правительства. Впрочем, отдельного поста главы правительства эти конституции не предусматривают, так что вопросов при определении статуса президента в этих государствах не возникает.

Однако в государствах, где помимо президента существует также должность главы правительства, становится актуальной проблема разграничения их правового статуса и полномочий. Так, в Конституции Италии записано, что «Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несёт за неё ответственность», а «Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство». Из этого следует, что всей полнотой исполнительной власти наделён глава правительства, а не президент.

Аналогичным образом решён вопрос и в Конституции ФРГ. Данная конституция определяет статус президента следующим образом: «Федеральный Президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях». В ней не говорится, что президент является главой государства, хотя это и подразумевается.

Правовой статус главы правительства же определён достаточно однозначно: «Федеральное Правительство состоит из Федерального Канцлера и федеральных министров». Таким образом, в Германии канцлер является главой исполнительной власти, а президент выполняет в основном представительские функции.

Некоторые конституции не разрешают проблему соотношения правового статуса президента и главы правительства. Так, Конституция Финляндии указывает, что именно президенту принадлежит высшая исполнительная власть, однако фактически главой правительства является премьер-министр.

В Конституции Австрии указано, что «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель», при этом прямо не указывается, кто обладает верховной исполнительной властью.

Однако анализ перечисленных в данной конституции полномочий президента позволяет говорить, что и в этом случае президент относится к исполнительной власти скорее номинально, не имея большого реального влияния на её решения.

В целом, в большинстве стран, где одновременно введены посты президента и главы правительства зачастую возникают правовые коллизии и споры относительно соотношения их полномочий. Так, скажем, согласно ст. 9 Конституции Франции, «Правительство определяет и проводит политику нации», «Президент председательствует в Совете Министров».

В то же время, согласно ст. 21, «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства». В итоге и президент, и премьер-министр имеют юридические основания для осуществления руководстваправительством, в результате чего зачастую эффективность их взаимодействия зависит от множества политических факторов.

Особенности имеет статус президента в исламских государствах. Так, в Иране верховная власть принадлежит не президенту, а «Лидеру страны», который является высшим религиозным иерархом. Все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент, подчинены ему.

Во многих государствах Азии и Африки фактически власть принадлежит не высшему должностному лицу, а выдвинувшему его руководящему органу правящей партии. Эта модель была типична и для стран советского блока, в которых существовал институт президента: в них президент лишь озвучивал решения, которые принимались на заседаниях руководящих органов правивших коммунистических партий.

В значительном числе конституций, помимо обязанностей, связанных с исполнением полномочий главы государства, на президента также возлагается значительное число гражданских, моральных и политических обязанностей. В первую очередь такие обязательства связаны с неуклонным соблюдением конституции самим президентом, с защитойконституционных прав граждан и иных положений конституции, с её претворением в жизнь.

Так, в Конституции Италииуказывается, что президент приносит «присягу на верность Республике и соблюдение Конституции», вКонституции Финляндии указывается, что президент в своей присяге заявляет, что будет при исполнении своих обязанностей «честно и точно соблюдать Конституцию Республики и законы, а также прилагать все свои силы на благо народа Финляндии».

Президент США приносит следующую присягу: «Я торжественно клянусь, что… в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов». В Конституции РФзаписано, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Данные положения, несмотря на определённую декларативность, имеют важное значение для общества, поскольку дача президентом подобного обязательства позволяет говорить о законности осуществления им обязанностей президентом, является условием доверия к президенту со стороны народа и сдерживающим фактором, не позволяющим президенту нарушить закон.

Многими конституциями (например, Франции, Польши, Греции) на президента возлагаются и иные сходные обязанности: быть гарантом суверенитета, независимости государства, территориальной целостности, безопасности.

Во многих государствах президент выполняет роль своего рода посредника, арбитра между различными политическими силами и ветвями власти. Согласно Конституции Франции, «президент… обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства».

ПоКонституции Румынии, «Президент Румынии следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием публичных властей. В этих целях Президент осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом».

Часто устанавливается, что Президент не должен быть представителем каких-либо социальных групп, он должен осуществлять свои полномочия в интересах всего общества. Так, президент Греции обязуется «оберегать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого народа».

Кроме того, на президентов возлагаются обязанности этического характера, прежде всего, добросовестности и справедливости. Так, в присяге президента ФРГ содержатся обязательства «добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому», президента Австрии — «выполнять свои обязанности, используя все знания и следуя доброй совести».

Все перечисленные обязательства президентов направлены на увеличение авторитета их должности. Мировой практике известны случаи нарушения президентами при осуществлении своих обязанностей подобных обязательств.

Как правило, в таких случаях (если общество является демократическим) на президента обрушивается поток критики со стороны политических партий, средств массовой информации и общественных организаций, что нередко приводит к добровольной отставке президента. При серьёзном нарушении президент может даже быть принудительно отрешён от должности.

Классификация моделей президентства

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством косвенных (США) или прямых (Россия, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функцииглавы государства и главы правительства.

В парламентарных республиках президент избирается либопарламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

В мире существует большое число исторически сложившихся форм государственного правления. На формирование соотношения полномочий между высшими органами власти в любой стране влияют особенности исторического прошлого страны, традиции и обычаи её политической жизни, а также сложившееся в период принятия конституции равновесие или неравновесие политических сил, лоббирующих тот или иной вариант формы правления.

Когда в стране имеется ведущий политический лидер, поддерживаемый всеми слоями общества, зачастую система управления формируется так, чтобы обеспечить ему наибольшие властные полномочия.

В результате одни государства предпочли использовать парламентарную систему правления, при которой президент исполняет функцииглавы государства, но не имеет реальной исполнительной власти (которая предоставлена правительству, подконтрольному парламенту); другие выбрали путь предоставления президенту полномочий, равных или больших, чем у других институтов государственного управления.

Американская модель президенства

Исторически первой моделью президентства является американская модель, сложившаяся за 200 лет историидемократии в США. Данная модель даёт президенту крайне широкие полномочия, поскольку он в одном лице совмещает полномочия главы государства и главы правительства.

В то же время, она содержит развитую систему разделения властей, которая за счёт значительного количества сдержек и противовесов не позволяет никакой ветви власти захватить управление государством в свои руки.

Президент независим от Конгресса США, поскольку и тот, и другой получают власть напрямую от народа путём демократических всеобщих выборов. Президент не может распустить Конгресс, а Конгресс не может отправить в отставку правительство.

Назначение высших должностных лиц исполнительной власти является исключительной прерогативой президента. Однако верхняя палата конгресса (Сенат) имеет право утвердить или не утвердить предложенную президентом кандидатуру.

Конгресс США обладает всей полнотой законодательной власти, принимая законы, которые обязательны для исполнения всеми должностными лицами, в том числе президентом. Однако законодательная власть Конгресса сдерживается правом президента наложить на закон вето, преодолеваемое 2/3 голосов Конгресса, а также правом Верховного суда США признать неконституционным любой закон.

Вся система исполнительной власти подчинена президенту, а Кабинет министров выполняет лишь функции совещательного органа. При этом Конгресс США осуществляет контроль за соблюдением исполнительной властью законов и особенно за расходованием средств, которые выделены Конгрессом.

Президенту предоставляется право издавать указы, связанные с осуществлением своих полномочий федеральными органами исполнительной власти. Отменить указ президента может только Верховный суд, признав его неконституционным, Конгрессу такие полномочия не предоставляются.

Именно президент, и только он, предоставляет для утверждения Конгрессу проект государственного бюджета.Президент США является верховным главнокомандующим вооружёнными силами США. В то же время, финансовое обеспечение вооружённых сил, а также объявление войны и заключение мира, находятся в ведении Конгресса.

Подписанные президентом международные договоры подлежат обязательному утверждению Сенатом Конгресса США.Внутренние войска и вооружённые силы подконтрольны президенту и могут использоваться для защитыобщественного порядка, однако введение чрезвычайного положения в масштабах страны осуществляется только с разрешения Конгресса.

Полномочия президента ограничены федеральными органами исполнительной власти. Он не может уволить высших должностных лиц штатов или муниципалитетов.Конгрессу предоставляется право путём импичмента отрешить президента и других должностных лиц (в том числе федеральных судей) от должности.

Президент избирается на 4 года, он не может избираться более 2 раз. Cенат США избирается на 6 лет, а конгресс на 2 года, без ограничения возможности переизбрания. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности пожизненно. Соответственно, сроки полномочий должностных лиц разных ветвей власти отличаются друг от друга.

Таким образом, президент США, хотя и имеет значительный объём полномочий, осуществляет его лишь в отношении федеральных органов исполнительной власти. Конгресс США и Верховный суд независимы от президента и выступают равноправными партнёрами во всех политических взаимоотношениях.

В результате ни один президент США за всю историю данного государства не смог существенно повлиять на какие-то вопросы внутренней или внешней политики, не заручившись поддержкой парламентского большинства.

При этом за деятельностью всех высших органов власти, включая президента, осуществляется контроль со стороны всех общественно-политических сил: крупных бизнесменов, общественных организаций, профсоюзов, средств массовой информации, свободных от правительственной цензуры. Велика роль и партийной оппозиции. В результате практически невероятным становится установление режима личной власти президента.

Примером, когда эта система сдержек, противовесов и общественного контроля сделала невозможным чрезмерное расширение властных полномочий президента, является отставка президента Р. Ричарда Никсона в 1974 году. Ричард Никсон попытался усилить исполнительную власть, освободившись от контроля со стороны Конгресса.

При этом были допущены грубые нарушения законности (так называемый Уотергейтский скандал, связанный с незаконной записью переговоров оппозиционной партии и последующими попытками президента и его администрации воспрепятствовать расследованию инцидента).

В результате против президента выступила сплочённая коалиция, включающая обе палаты Конгресса США, Верховный суд, прессу, партийные и иные общественные организации, что вынудило Ричарда Никсона добровольно уйти в отставку, не дожидаясь, пока будет начато рассмотрение вопроса об импичменте в Сенате, которое бы закончилось неминуемым отрешением его от должности и возможным привлечением к уголовной ответственности.

Президент не располагает силовыми средствами для воздействия на законодательную власть, партии, органы власти штатов и муниципалитетов, вследствие чего он вынужден искать пути конструктивного взаимодействия, учитывающего интересы всех сторон. Отсутствуют в американской системе и описанные выше коллизии, возникающие в государствах, где разделены посты главы правительства и главы государства.

Высока и степень обеспечения преемственности легитимной власти: за всю историю США не было ни одного случая отмены или переноса выборов президента, а в случае смерти президента (в том числе его убийства) его полномочия незамедлительно начинал осуществлять вице-президент, легитимность действий которого не оспаривалась.

Не возникает в американской модели президентства и проблемы несогласия президента с решениями Конгресса. Поскольку он не может распустить законодательный орган, он становится вынужденным соблюдать и следовать его решениям (в случаях, когда преодолено вето). В итоге обеспечивается единство государственной политики.

Президент воспринимается в США не как «отец нации», несущий ответственность за всё происходящее в стране, а какдолжностное лицо одной из ветвей власти, политический лидер, который должен эффективно выполнять государственные функции.

Американская модель президентства была заимствована многими странами Латинской Америки (президент в них также исполняет функции главы правительства, имеются парламенты и верховные судебные органы), однако латиноамериканская модель президентства имеет существенную специфику.

В этих государствах президент наделён значительно большими полномочиями, чем в США, а система сдержек и противовесов не настолько развита. Так, в этих государствах, как правило, не предусмотрено утверждение кандидатур высших должностных лиц исполнительной власти парламентом.

В федеративных государствах Латинской Америки президенты могут вмешиваться в деятельность исполнительных органов субъектов федерации (вплоть до отправки в отставку высших должностных лиц штатов). За счёт большой доли государственного сектора в экономике, подконтрольного исполнительной власти, президент имеет широкое влияние на экономическую политику.

Кроме того, история стран Латинской Америки, несмотря на давнее установление там президентской системы правления, знает немало случаев военных переворотов, приводящих к установлению власти хунты. Бывали и случаи, когда хунту возглавляли президенты, которые пользовались военной силой для установления режима диктатуры.

В целом стабильность многих режимов зависит от лояльности президенту армии и высшего военного руководства страны. Лишь в последнее время в латиноамериканских государствах наметились тенденции стабильного президентства. Во-первых, во многих странах президенту запрещено переизбрание на новый срок.

Во-вторых, развиваютсямногопартийные системы, которые могут составить оппозицию действующему президенту. В-третьих, происходит развитие правовых институтов отрешения президента от должности, которые знаменуют отход от практики использования переворотов, что приводит к большей лояльность военных к избранному президенту.

Ещё большие тенденции к формированию авторитарной власти президента имеет президентская система правления, сложившаяся в странах Африки и Азии, а также в России (афро-азиатская модель). Как правило, президенты в таких странах являются не только главами правительств и главами государств, но и играют ведущие роли в правящихполитических партиях.

При этом нередко оппозиционные партии являются крайне слабыми или даже вовсе отсутствуют, в результате чего на ключевые посты в правительстве, местных органах власти и парламентах назначаются сторонники президента. Фактически такие парламенты не обладают значимыми законодательными полномочиями, не могут противостоять президенту и придают статус закона любой инициативе, исходящей от президента.

Парламент, как правило, может быть распущен президентом. Если наряду с постом президента существует должность председателя правительства, как правило, премьер-министр назначается президентом, неподотчётен парламенту и может быть в любой момент отправлен в отставку президентом. Не является независимой и судебная власть, поскольку судьи назначаются президентом и подконтрольны ему. Характерно выстраивание жёсткой вертикали исполнительной власти с полной подотчётностью местных руководителей президенту.

Президенту подконтрольны силовые структуры, которые часто используются для подавления любых признаков оппозиции действующей власти: нередки случаи объявления чрезвычайного положения, разгона и роспуска парламента. В результате нередко президентство приобретает характер неограниченной диктатуры, а президенты становятся своего рода «отцами нации», имеющими полномочия, характерные для монархов.

При этом власть приобретает семейно-клановый характер, а президент, как правило, становится несменяемым. Выборы либо являются практически фиктивными, либо вовсе отменяются с приданием действующему главе государства статусапожизненного президента. При этом необходимость авторитарного правления обосновывается значительными социально-экономическими трудностями, низким уровнем политического развития, национальными и религиозными конфликтами, неминуемостью гражданской войны и анархии в случае перехода к западным моделям народного правления.

В то же время, авторитарный режим не спасает от революционных потрясений и гражданских боевых действий. Так, только в 2011 году произошли серьёзные революционные события, приведшие к смещению или значительной утере власти глав государств, в Тунисе, Египте и Ливии.

Полупрезидентская модель

Специфичная модель президентства сформировалась в Западной Европе. Она используется также в странах Азии и Африки, где сильно влияние европейской культуры: Индия, Израиль, Ливан. В Европе система правления носитполупрезидентский или парламентский характер.

В полупрезидентской модели (наиболее характерным примером её применения является Франция) президент, являющийся главой государства, не осуществляет руководство правительством, хотя и обладает рядом возможностей по влиянию на его политику. Во-первых, он обладает правом созывать заседания правительства или председательствовать на них, определяя повестку дня.

Президент утверждает нормативные правовые акты правительства, обладая правом вернуть их для доработки. Кроме того, ему предоставляется право вето в отношении законов, в результате чего он нередко становится своего рода арбитром, посредником, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех ветвей власти.

Обладает президент и такими значительными рычагами воздействия на политическую жизнь, как роспуск парламента, введение чрезвычайного положения в стране, право проведения референдума по собственной инициативе. Кроме того, президент является верховным главнокомандующим, осуществляет определение направлений внешней политики и руководство её проведением. В результате суммарные полномочия и политический вес президента оказываются весьма высоки.

С другой стороны, президент не обладает полномочиями в сфере исполнительной власти, характерными для американской модели. В формировании правительства велика роль парламента. Даже если главу правительства назначает президент, он всё равно утверждается парламентом.

Поэтому на пост премьера может быть назначен лишь тот кандидат, который получит от парламента вотум доверия. Как правило, если одна из партий в парламенте имеет достаточное большинство, премьером назначается именно её представитель, даже если он является оппозиционнымпрезиденту.

Кроме того, правительство несёт ответственность не перед президентом, а перед парламентом, поэтому существенное влияние на его состав президент приобретает, лишь если парламентское большинство и он сам принадлежат к одной партии. В ситуации, когда парламент находится в оппозиции к президенту, последний не может по своему усмотрению формировать кадровую политику правительства.

Его полномочия в этом случае ограничены правом объявить о недоверии правительству в целом, что приведёт к его отставке. Однако при оппозиционности парламента правительство всё равно остаётся независимым от президента, так как оно опирается на парламентское большинство. В итоге в случае, если президент не будет согласовывать свою политику с парламентом, он может оказаться в ситуации, когда исполнять его решения будет некому.

Преимущества полупрезидентской модели заключаются в том, что при наличии у президента реальных властных полномочий, правительство является подконтрольным парламенту. Недостаток этой системе заключается в том, что при отсутствии чёткого конституционного разграничения полномочий президента, главы правительства и парламента, возможно возникновение ситуации, когда президент и премьер-министр будут вести постоянную борьбу за ведущую роль в определении государственной политики, причём противоборство может быть весьма серьёзным и острым.

Хотя критики полупрезидентской модели указывают на двойственное положение президента в системе разделения властей (с одной стороны, он прямо не относится ни к одной ветви власти, с другой — имеет широкие исполнительные полномочия), отмечается, что «концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом народной власти, имеет, прежде всего, ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в „чистых“ формах».

Парламенская модель президенства

При парламентской модели (наиболее типичные примеры — ФРГ, Швейцария, Ирландия) у президента практически отсутствуют полномочия, связанные с осуществлением исполнительной власти.

Хотя президенту может предоставляться права назначать главу правительства, распускать парламент, назначать парламентские выборы, представлять страну в международных отношениях, все эти полномочия президентом осуществляются не по самому усмотрению, а лишь после согласования с главой правительства, который несёт ответственность перед парламентом, который может отправить его и правительство в отставку.

Президент при этом, как правило, стоит над партийной системой, сохраняя функции гаранта соблюдения конституции и законодательства. Иногда указывается, что при парламентской системе правления президент фактически лишён каких-либо реальных властных полномочий, какмонарх в конституционной монархии, и выполняет лишь представительские функции.

Однако в условиях современной западной народного правления президент, даже не имеющий реальных властных полномочий, обладает значительным политическим влиянием и авторитетом, что позволяет ему влиять как на внутреннюю, так и внешнюю политику. Кроме того, президент обеспечивает законность, общественное спокойствие и преемственность власти в периоды политических кризисов, чему способствует получение мандата от народа, а также несменяемость президента до окончания срока полномочий.

Таковы основные модели президентской власти. Следует отметить, что нередко система правления в отдельных государствах отходит от них: так, несмотря на то, что Италия обычно считается парламентской республикой, её президент имеет право роспуска парламента. В Эстонии, где существует полупрезидентская система, руководство вооружёнными силами осуществляет не президент, а министр обороны и премьер-министр. Так что эта система моделей является в значительной степени условной.

Интересен вопрос о типе республиканской формы правления, существующем в России. На этот счёт в науке существует несколько мнений. Ю. И. Лейбо считает, что республиканскую форму правления в России можно отнести к полупрезидентскому типу, хотя и с некоторыми оговорками.

И. Д. Хутинаев также признаёт, что форма правления в Российской Федерации представляет собой смешанный тип, но не соглашается с классификацией его как полупрезидентского, а предполагает считать российскую форму правления индивидуальной (единичной).

Обобщая эти точки зрения, можно сказать, что в Российской Федерации существует одна из разновидностей президентской формы правления, причём эта разновидность характеризуется особенно сильной президентской властью.

Можно отметить, что как президентская, так и полупрезидентская и парламентская системы правления не лишены недостатков и имеют свои достоинства. Любая из них может быть демократической и эффективной при наличии должного баланса сдержек и противовесов, обеспечивающих взаимодействие её элементов.

Срок полномочий глав государств

Вице-президент (лат. vice — выше президент) — заместитель президента, второе лицо после президента. Следует различать вице-президента некоторой организации и должность вице-президента государства, существующую в некоторых странах.

Ряд государств, имеющих должность президента — главы государства, имеет и пост вице-президента (преимущественно в странах Африки и особенно Латинской Америки; в большинстве государств Европы вице-президентов нет, за исключением Болгарии, Швейцарии и непризнанных / частично признанных государств).

Образцом для введения этого поста практически во всех государствах является должность вице-президента США, существующая с 1789 года. В странах третьего мира пост вице-президента часто позволяет примирить президентские амбиции нескольких противоборствующих сторон (поначалу так было и в США, где впоследствии оба высших чиновника стали избираться от одной партии).

Вице-президент государства обычно только один; он избирается вместе с президентом и на тот же срок. В период отсутствия президента вице-президент исполняет в ограниченном объёме некоторые его полномочия; имеет разные частные поручения и общественные обязанности; в случае отставки, импичмента или смерти президента вице-президент во многих странах исполняет его обязанности (сам становясь президентом, как в США, или с титулом и. о. президента) до конца срока; в некоторых странах с этой должностью в таком случае требуются досрочные выборы.

В некоторых странах есть должность заместителей президента, которых назначает президент (например, в ЮАР).

Смотрите так же:  Как высчитывают алименты с зарплаты на двоих детей
Для любых предложений по сайту: [email protected]