Пособие для дефектологов доу
Юсупова Эльмира Хашимовна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
«Грамотеи»
рабочая тетрадь
Последовательность изучаемых букв в р абоч ей тетрад и «Грамотеи» соответствует подаче букв в «Букваре» Н.С. Жуковой. Работа рассчитана на один год обучения в подготовительной к школе группе и содержит систематизированный автором материал, который поможет логопеду , воспитателю или родителю ребенка организовать, спланировать и эффективно прове сти непрерывную непосредственную образовательную деятельность по обучению грамоте.
Методы обучения, используемые в «Грамотеях», соответствуют возрастным и интеллектуальным особенностям ребенка, а не дублируют школу.
За основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б.Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка».
Работа с тетрадью поможет воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза. На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи
Логопедическая раскраска по лексическим темам для детей 6 — 7 лет «Назови и раскрась»: методическое пособие для работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – Магнитогорск, 2014.
Материалы пособия подготовлены учителем – логопедом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 105 компенсирующего вида» города Магнитогорска Юсуповой Эльмирой Хашимовной и включают в себя задания на раскрашивание предметных и сюжетных картинок, предложенных в соответствии с лексическими темами. Данная работа является одним из этапов работы по обогащению и накоплению словаря, а также развитию графических навыков с целью дальнейшей подготовки к обучению грамоте.
Пособие соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и адресовано учителям — логопедам, учителям — дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов.
Рецензенты: Ю.А.Мичурина, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МаГУ ; Баталова Г.Э., руководитель методического объединения учителей-логопедов города Магнитогорска
«Раз – словечко, два – словечко…»
Методическое пособие по преодолению ОНР III уровня у детей старшего дошкольного возраста в условиях специальной (коррекционной) группы /под общей ред. Юсуповой Э.Х. – Магнитогорск, 2014. – 187 с.
Авторы: Баталова Г.Э., Ежкова Е.А. , Кирей Е.А. , Пастушкова О.А., Планкова М.Ю., Романенко К.В. , Хлыстова Т.Н., Юсупова Э.Х.
Материалы пособия подготовлены учителями – логопедами дошкольных образовательных учреждений города Магнитогорска и включают в себя упражнения, задания, художественное слово, направленные на поэтапную коррекцию общего недоразвития речи III уровня у детей старшей группы и соответствует Федеральным государственным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новизна пособия определяется тем, что в нем практически реализован подход к организации индивидуального развития дошкольника старшего возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Методическое пособие поможет логопеду спланировать индивидуальную работу по всем разделам программы и содержит план взаимодействия с родителями и специалистами ДОУ на учебный год.
Пособие адресовано учителям — логопедам, учителям — дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов.
Рецензентами пособия являются Л.В.Градусова, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МаГУ и О.П. Абхадеева, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «Д/с № 105 к.в.» г. Магнитогорска.
Рабочая тетрадь по развитию звуковой культуры речи у детей 4 – 5 лет: методическое пособие для работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Найденова Трофимова
Надежда Викторовна Татьяна Геннадьевна
учителя – дефектологи высшей квалификационной категории
Практическое пособие
Развитие графических навыков дошкольников
Обобщенный опыт работы, в котором предлагается последовательность формирования графических навыков у ребенка дошкольника. Представленная система упражнений р азработана с учетом дидактических принципов и особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, р ассчитана на детей трёх возрастных категорий (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). В каждом возрастном блоке 2 части (достаточный и недостаточный уровень сформированности графомоторного навыка), д аются критерии каждого уровня, что позволяет диагностировать уровень сформированности навыка ребенка; указываются задачи, которые ставятся в каждом возрастном периоде и примеры игровых графических упражнений для формирования, развития и коррекции графомоторных навыков ребенка.
Цель работы – помочь родителям и педагогам развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Творческой группой учителей-дефектологов дошкольных учреждений г. Магнитогорска (в том числеучителя-дефектологи МДОУ «Д/с №105 к.в.» г.Магнитогорска Трофимова Т.Г. и Найденова Н.В.) представлен модульный комплекс индивидуально – ориентированных мероприятий для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа содержит систему основных мероприятий по созданию индивидуально — ориентированных программ в организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочие тетради
«Я познаю окружающий мир»,
«Познаю и рассказываю», «Расту и познаю окружающий мир»
Рабочие тетради разработаны и внедрены учителями-дефектологами и учителями-логопедами МДОУ «Д/с №105 к.в.» г.Магнитогорска. Работа в тетрадях рассчитана для детей первого, второго, третьего года обучения и содержит систематизированный авторами материал, который помогает педагогам организовать, спланировать и эффективно провести коррекционную работу по познавательно-коммуникативному развитию детей. Игровые задания рекомендованы детям 4-5, 5-6, 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для индивидуальных и подгрупповых занятий. Методы и приемы, используемые в тетрадях, соответствуют возрастным и интеллектуальным особенностям детей с ОВЗ. Все задания, предлагаемые в тетрадях, адаптированы к детскому восприятию, способствуют эффективному усвоению учебного материала в простой, доступной для ребенка форме. В процессе выполнения заданий непроизвольно развиваются психические процессы, обогащается словарный запас, развиваются навыки связной речи, а также конструктивный праксис воспитанников. Происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи, мелкой моторики,внимания, восприятия, памяти, мышления. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Т етради используются также родителями детей для закрепления пройденного материала.
«Будем говорить правильно»
Методическое пособие для работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего вида.
Авторы пособия: учителя-логопеды МДОУ «Детский сад № 105 к.в.» г. Магнитогорска Абхадеева О.П. и Юсупова Э.Х. под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета Мичуриной Ю.А.; научный редактор: учитель-логопед Семихатская С.В., доцент кафедры логопедии и методики оздоровительной работы Магнитогорского государственного университета; рецендент: Бабунова Т.М., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета.
Авторы раскрывают в пособии особенности психического и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Дана характеристика системного недоразвития речи разной степени тяжести; технология коррекционно-развивающей работы логопеда в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Перспективное тематическое планирование раскрывает взаимосвязь разных специалистов, работающих с детьми. Тематическое планирование направлено на развитие лексико-грамматических категорий и развитие связной и звуковой культуры речи детей. Кроме того, раскрываются вопросы, связанные с пропедевтическими и дидактическими аспектами обучения элементам грамоты детей с нарушением интеллекта.
Содержательный материал облечен в игровую форму, предполагает личностно-ориентированный подход, задействованость всех участников образовательного процесса ДОУ.
Пособие содержит примеры авторских занятий, примеры ежедневных заданий учителя-логопеда воспитателю (папка «Рабочие контакты») и консультации для родителей. В приложении авторы освещают лексический материал по темам; карточки для чтения и карточки с домашними заданиями.
Учебно-методическое пособие на тему:
Паспорт кабинета учителя-дефектолога.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 10
Директор МБС (К)ОУ Грубая Л.П.
КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Фамилия, Имя, Отчество: Андреева Светлана Николаевна
Занимаемая должность: учитель-дефектолог
Образование: высшее, Свердловский педагогический институт, дефектологический факультет, 1987 год.
Общий трудовой стаж 30 лет, стаж педагогической работы 30 лет , в данной должности 8 лет .
Наличие квалификационной категории (год присвоения):высшая 2013 год.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 10
Контингент детей по состоянию здоровья:
заболевания ЦНС, РДА, ДЦП, дети с задержкой психического развития
Общая характеристика кабинета: площадь- 12м 2
Место проведения фронтальных занятий: кабинет, группа
А) Оборудование кабинета:
Столы детские- 2 шт.
Зеркало настенное – 1шт.
Стол письменный– 1шт.
Стулья детские – 10 шт.
Стулья взрослые — 1шт.
Доска ученическая – 1шт.
ТСО – компьютер (1шт.)
1. Федеральный закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013), текст с изменениями и дополнениями на 2014 год.
2. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» от 02.06.1999г.
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в ред. от 20.07.2000, от 22.08.2004, от 21.12.2004 № 179-ФЗ), с поправкой от 28.04.2009 № 71-ФЗ.
4.О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
7.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СаНПиН 2.4.1.3049-13.
8.Приказ МО РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». Зарегистрировано Минюстом РФ 26.09.2013 г. № 30038.
Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога на учебный год.
Циклограмма рабочей недели учителя-дефектолога.
Отчет о работе учителя-дефектолога.
Протоколы комплексного психолого-педагогического обследования по методике
Е. А. Стребелевой
По количеству детей
Календарный план учебно-образовательной работы.
По годам обучения
Журнал учета посещаемости занятий детьми
Тетрадь взаимодействия специалистов.
Паспорт оснащения кабинета учителя-дефектолога.
Программы и материалы, дополняющие программы.
1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных
Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» —
2. Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова –
«Развитие социальной уверенности у дошкольников» — Издательство ВЛАДОС 2003 г
3. О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина Программа «Я, ты, мы»:
Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.
М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для реализации как парциальная программа ДОУ.
4. Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. «Педагогическая коррекция и социальное
развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Детство-Пресс,
Санкт Петербург , 2010 г.
5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
— М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2 — http://www.twirpx.com/file/265013/
6. Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005. — http://www.twirpx.com/file/258624/
7.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Методическая литература — библиотека кабинета
— Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.
-Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.
-Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.
-Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.
-Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей.: Пособие для педагогов дошк. учрежд.: В 2 кн.- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-160с.
-Большев А.С., Вайнерман С.М., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений (под науч.ред. Безруких М.М.). -издательство Владос – 2001.
-Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.
-Бунько А. Вокруг сказки: Система коррекц.-пед. работы над сказками с детьми с интеллектуал. недостаточностью. Дет. сад со всех сторон. – 2006. — N 20. – С. 14-32.
-Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. — 142 с.
-Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988
-Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.
-Гаврилушкина О. п. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология.- 1987.- 5.- 48-53 с.
-Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников.-М., 1976.-20 с.
-Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Дефектология. — 2006. – N 6. — С. 3-14.
-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта.-2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.
-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.- 175с.
-Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС 2010 г., 173 с.
-Завражин С. А. Методы психотерапии как средства психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. С. А. Завражин, 20. Л. К. Фортова . Адаптация детей с ограниченными возможностями. С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 330-357.
-Зорина С. В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 16-19.
-Ильина, М. Ю. Метод расширения речевых моделей, как один из приемов развития фразовой речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 6. — С. 58-61.
-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.- 220 с.
-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 2001.- 144 с.
-Кинаш Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. — 2003. — 3 – 50-55 с.
-Князева О. Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л. Князева.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-168с.
-Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.
-Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 51-54.
-Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития дошкольников. Изд.
2-ое. дополн. — М.: педагогическое общество России, 2000.-220с.
-Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 4. — С. 22-26.
-Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.
-Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — 3-е изд.. доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.
-Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005
-Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.
-Прима Е. В., Филлиппова Л. В., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 234с.-(Здоровьесберегающая педагогика).
-Сековец Л. В., Разумова Л. И.. Дюнина Н. Я.. Ситникова Г. П. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-301с.
-Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.
-Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001.- 184 с.
-Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.
-Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: академия развития, 1996.-192с.
-Усова А.П. , Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.
-Харламова Ю. Н. Формирование предметных действий у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями: из опыта работы. Коррекц. педагогика. — 2005. – N 5-6. — С. 42-46.
-Хельга Зиннхубер. Как развивается ваш ребенок? Методика сенсомоторного развития, игры и упражнения. От 4 до 7,5 лет. Издательство Теревинф-2009
-Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказка терапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008. — 208с.-(Программа развития).
-Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2
-Щелованов Н. М. Ясли и дома ребёнка – задачи воспитания. — В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
-Янчева С. В. Особенности готовности к школьному обучению детей-сирот с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) детского дома. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 3. — С. 26-30.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:
-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.
-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).
-Пирамидки разного размера и разной конструкции.
-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.
-Неваляшки разного размера.
-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.
-Аудиокассеты с записями различных звуков.
-Набор муляжей фруктов и овощей.
-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.
-Коробки-вкладыши разных размеров.
-Машины и куклы разных размеров.
-Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.
-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).
-Наборы сыпучих материалов.
-Материалы М. Монтессори.
-Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
-Разрезные и парные картинки.
-Логические блоки Дьенеша.
-Цветные счётные палочки Кюизенера.
-Коробочки с запахами.
— дидактическая игра «Бусы»;
— дидактическая игра «Заплатка»;
— дидактическая игра «Сравни и подбери»;
— дидактическая игра «Форма и цвет»;
— дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
— дидактическая игра «Четвертый лишний»;
— дидактическая игра «Что лишнее»;
— дидактическая игра «Навстречу радуге»;
— дидактическая игра «Цветные коврики»;
— дидактическая игра «Фигуры и счет»;
— объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);
— материал для лепки, аппликации, рисования;
— предметы для развития конструктивного праксиса;
— наборы из геометрических фигур;
-Центр «Песок-вода» (камешки, песок, вода; мелкие игрушки).
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:
-Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.
-Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-
молоток, гаечный ключ, отвёртка.
-Трубки прозрачные и непрозрачные.
-Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.
-Кольца с подставками.
-Шарики с дырками для соединения с помощью палки.
-Игрушки с крепящимися деталями.
-Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
-Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.
-Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ:
-Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.
-Формы для песка.
-Геометрические фигуры, объёмные формы.
-Счётные палочки, полоски разной длины.
-Мелкий счётный материал.
-Карточки с изображением разных предметов и разного количества.
-Наборы цифр до 10.
-Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.
— Рабочие тетради и альбомы.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:
-Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.
-Иллюстрации разных времён года и частей суток.
-Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,
«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий
-Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей
-Различные варианты настольных игр для развития речи.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:
-Настольный театр по народным и авторским сказкам.
-Наборы кукол, маски.
-Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.
-Одежда и обувь для кукол.
-Мебель и постельные принадлежности для кукол.
-Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.
-Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.
-Костюмы сказочных персонажей.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
-Деревянный строительный материал.
-Графические схемы построек.
-Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников
-цветные карандаши (фломастеры)
-сюжетные картинки (простой сюжет)
-10 предметных картинок
-игра ”Цветик — семи цветик” (для соотнесения цвета)
-разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена
-сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)
-игры для соотнесения по цвету и форме
-разрезные картинки (2-6 частей)
-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)
-игра «Времена года»
-предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)
-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)
-предметные картинки (сложная слоговая структура слов)
-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.
-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.
-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.
— Настенные часы — 1
— Песочные часы – 1
— Лунтик (математика малышам; русский язык малышам; подготовка к школе – развивающие игры)
— Считаем со Смешариками
Работа с детьми:
— Иллюстрированные энциклопедии для детей
Интернет-ресурсы одни из важнейших источников информации, обеспечивают доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям,
создают единую, образовательную, информационную среду,
Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить россиянам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, делают российскую систему образования более открытой и эффективной.
Электронные поисковые системы
Индексные поисковые системы обеспечивают всесторонний поиск и доступ к миллионам документов Наиболее известными поисковыми системами являются — Яndex, Rambler, Aport, Google.
Яndex – к настоящему времени является самой объемной поисковой системой, располагающей самой мощной и сложной системой составления запросов. http://www.redline.ru — Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» («Russian EDucational LINE», или «Российская образовательная линия»).
Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» ведет отсчет своей деятельности с 29 июня 1994 года. Учредители сети — Министерство образования России, ЦК профсоюза работников образования и науки, «Учительская газета», фирма «Иннотек».
Страницы сайта «REDLINE
- Организации (Общественные, некоммерческие)
- Организации (Коммерческие)
- Средние учебные заведения
- Высшие учебные заведения
- Профессиональное и средне-специальное образование
- Образовательная пресса ( Газеты)
- Образовательная пресса ( Журналы и бюллетени)
- Информационные структуры
- Повышение квалификации и учебные центры
- Образовательные серверы
- Образовательные проекты
http://www.unesco.ru — официальный сервер ЮНЕСКО в России (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) )
www.mon.gov.ru — МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
http://web66.coled.umn.edu/schools.html — обширная коллекция ссылок на все известные высшие учебные заведения и средние школы, представленные в Сети.
http://www.lib.msu.su — Научная библиотека Московского государственного университета.
Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для специалистов ресурсы по психологии.
http://www.alledu.ru/about / — Все образование.
Портал сообщает о различных новостях, событиях, так или иначе связанных с образованием
www.defectolog.ru — Дефектолог Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребёнка. Узнать о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет. Найти рекомендации дефектолога, психолога, логопеда по интересующим вопросам
www.1september.ru — Издательский дом «Первое сентября»
Сообщество для педагогов, стремящихся к профессиональному развитию. На этом сайте можно найти много периодических изданий (посмотреть архив и анонсы новых номеров). Предоставлена информация об образовательных проектах для педагогов (описание проекта, условия участия, что получат по окончанию курсов). Так же есть раздел «Методкабинет» (в т.ч. и психолога), где представлена информация о предстоящих мероприятиях, которые могут заинтересовать и быть полезными для данного специалиста.
www.prosv.ru — ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» www.prosv.ru
Журнал знакомит педагогов с современными нормативными материалами, учебными программами и пособиями.
pedlib.ru — Педагогическая библиотека «Коррекционной педагогики и специальной психологии»
forchel.ru – Челябинский дошкольник
detsad-kitty.ru — сайт для дошкольного образования
vlados.ru — Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС одно из ведущих издательств России, основанное в 1991 году. Ежегодно ВЛАДОС выпускает более 300 наименований учебной, учебно-методической и справочной литературы по всем предметам для всех типов образовательных учреждений: вузов, средних специальных учебных заведений, массовых и специальных (коррекционных) школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, музыкальных учебных заведений.
drofa.ru — российское специализированное издательство учебной и детской литературы. Выпускает учебную и методическую литературу для дошкольных учреждений
http://www.schoolpress.ru — Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
Копилка дидактических игр
(где можно посмотреть и скачать).
Игры для развития речи:
Игры для формирования элементарных математических представлений:
Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:
Мои друзья – помощники.
-Сайт президента РФ
-Сайт Министерство образования и науки РФ
-Федеральный портал «Российское образование»
-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
-Российский общеобразовательный портал
-Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
-ЛОГОПЕД.РУ (Электронный портал логопедов и дефектологов)
Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
-Понятие о зоне актуального развития ( в процессе обучения ребёнок может
Выполнить предложенное ему задание, опираясь уже на имеющиеся знания,
-Понятие о зоне ближайшего развития (ребёнок самостоятельно не может
справится с каким-либо заданием, но может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснение, показ,
-Теория о компенсаторных возможностях ребёнка, суть, которой заключается
В создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы
П.Я. Гальперин Теория поэтапного формирования умственных действий.
-материальные действия с реальными предметами;
-действия в громкой речи с образами (без предметов);
-действия «во внешней речи» про себя (чётко осознаваемое);
-действия «во внутренней речи» без слов (неосознаваемое)
А.Р.Лурия Теория локализации психических функций.
Выделяет 3 основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих
интегративную деятельность мозга:
-«энергетический блок» или «блок регуляции тонуса и бодрствования»;
-«блок приёма и переработки и хранения информации»;
-«блок программирования, регуляции и контроля».
Локальные поражения коры больших полушарий головного мозга вызывают
Различные варианты 3 основных синдромов:
-Агнозии – расстройство восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического).
-Афазии – нарушение речи (системное расстройство различных форм речевой деятельности).
-Апраксии – нарушение произвольных движений и действий (параличи,
Технологии, используемые в педагогическом процессе
1. Здоровьесберегающая образовательная технология
(Н.К. Смирнов) — является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.
2. Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик); технология обучения и воспитания с учётом типов НС (Н.М. Зверева, С.П.Гапонова, И.В.Ильичёва) – представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
3. Технология индивидуального обучения (Унт Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадрикова) – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетной.
4. Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская – предполагает, что педагог должен изучить ребёнка, как личность. Результаты этого обследования фиксируют в индивидуальной карте психического развития и создают условия для проявления познавательной активности ребёнка.
5. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала.
Коррекционные технологии, используемые
в педагогическом процессе
1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде
2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:
- облачение занятия сказочным сюжетом,
- использование отрывков из сказок,
- введение в занятие сказочного героя,
- сочинение сказок.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
3. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).
4. Песочная терапия
В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно — кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.
Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование — один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.
Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.
Перспективный план оборудования и оснащения кабинета
Изготовить новый материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.
Учитель дефектолог________________Андреева С.Н..