Договор перевозки понятие виды характеристика

1. Понятие и виды договоров перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (п.

По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным, а также публичным. В качестве пассажира здесь выступает физическое лицо, пользующееся также правами, предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей. Перевозчиком является транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК).

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 11130.

На разных видах транспорта выделяются различные виды договора перевозки пассажира. Так, на морском транспорте регулярные пассажирские линии по видам сообщения дифференцируются на внутренние (каботажные), связывающие российские порты; заграничные (международные), связывающие российские и иностранные порты; местные и пригородные, осуществляемые между пунктами, которые входят в пределы территории, административно подчиненной одному городу

На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются перевозчиком не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, которая в свою очередь заключает с пассажирами договоры об их перевозке.

Договор перевозки понятие виды характеристика

Реформирование российской экономики сопровождается значительными изменениями такой важнейшей ее сферы, как транспортная и, в частности, отношений по перевозке различными видами транспорта. Транспорт в России призван своевременно и качественно обеспечить потребности физических и юридических лиц, а также государства в перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. С юридической точки зрения основное содержание реформирования отношений по перевозке сводится к построению правового регулирования этих отношений на рыночных принципах, которым, как известно, в наиболее полной мере соответствует именно договор как наиболее адекватная для них правовая форма. Среди многообразных договоров, опосредующих перевозочный процесс, в том числе и тех, появление которых обусловлено изменением отношений собственности в сфере деятельности транспорта, основным был и остается договор перевозки грузов. Вопросам правового регулирования этого договора цивилистическая наука уделяла достаточное внимание. Однако, приходится говорить, что в настоящее время имеется значительное количество проблем договора перевозки, остающихся актуальными уже длительное время в связи с интенсивным нормотворчеством в этой сфере и, соответственно, с изменениями практики применения нормативно-правовых актов, проблемы договора исследуемого вида на современном этапе. К такого рода проблемам, в частности, относятся проблемы правовой природы этого договора, соотношения его с иными договорами, в том числе и с новыми для отечественного законодательства, вызванными появлением новых субъектов перевозочного процесса. Актуальными вопросами становятся и вопросы состояния и качества источников их правового регулирования, а также вопросы юридического содержания правоотношений между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями и ряд других. Объектом исследования являются отношения, складывающиеся из договора между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем в процессе осуществления перевозки. Предмет исследования составили общая и специальная литература, посвященная исследуемой проблеме, гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по перевозке, а также судебная практика. Целью настоящего исследования является выявление юридического содержания отношений, складывающихся в процессе перевозки, с тем, чтобы выработать теоретические положения, которые могут быть использованы для совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой сфере. Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач: — рассмотреть историю правового регулирования перевозок в России; — проанализировать понятие, установить особенности и дать правовую характеристику договора перевозки; — систематизировать договоры перевозки; — охарактеризовать порядок заключения, изменения и расторжения договора перевозки; — проанализировать права и обязанности сторон по договору перевозки; — установить особенности ответственности сторон по договору перевозки — выделить черты, присущие правовому регулированию перевозки грузов, пассажиров и багажа и особенности договорного оформления каждого из названных видов; — определить отличительные черты договоров перевозки в зависимости от видов транспорта; — предложить направления совершенствования гражданского законодательства в сфере осуществления перевозок. Методологической основой исследования являются системный подход и базирующиеся на нем общие и частные (исторический, сравнительно-правовой, формально-логический) научные методы исследования. Проводилось изучение отечественной научной цивилистической литературы, законодательства Российской Федерации и практики его применения. Исследования сопровождались анализом законодательных и ведомственных нормативных правовых актов, имеющих отношение к правовому регулированию перевозок. Структура работы соответствует цели и задачам, поставленным автором, и представлена настоящим введением, тремя главами, разделенными на разделы, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключением, где автор делает выводы относительно проведенного исследования, и списка использованных источников.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Итогом законодательной работы, проведенной в XIX — начале XX века, стала достаточно разработанная передовая нормативно-правовая база, регулирующая отношения на транспорте Российской империи, что способствовало становлению российского транспортного права, а также прочному закреплению в науке его термина. В ГК РФ установлены только общие положения, регулирующие отношения по перевозке, в связи с чем такие отношения подлежат комплексному и многоуровневому правовому регулированию. Правовые нормы, составляющие содержание источников правового регулирования отношений по перевозке в основном имеют силу императивных предписаний и должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью соблюдения и защиты интересов потребителей, являющихся участниками отношений по перевозке, многочисленными рисками, возникающими в процессе транспортировки, а также техническими и технологическими особенностями перевозки, осуществление которой происходит при эксплуатации источника повышенной опасности. Все многообразное российское законодательство не содержит легального определения договора перевозки. Представляется, что законодатель поступил вполне логично, не установив легальное определение договора перевозки. Учитывая огромную специфику, которую привносит в договор перевозки его предмет и вид транспорта, общеродовое понятие перевозки бессмысленно как с теоретической, так и с практической точки зрения, увеличивая и без того обширное законодательство по перевозкам. Предмет данного договора составляет совокупность действий перевозчика, а именно: принятие груза, его перемещение и выдачу, перемещение пассажира в пункт назначения. Иначе говоря, в наименовании договора слово «перевозка» используется не в основополагающем, а в более широком значении и означает не одно действие по перемещению, а целый комплекс действий, с ним связанных. Поэтому понятие «перевозка» в его основополагающем значении не соответствует тому значению, в котором оно используется в наименовании и предмете договора перевозки. Предмет договора перевозки шире, чем перевозка как действие по перемещению в общеупотребительном смысле. Представляется необходимым создание специальных транспортных кодифицированных актов, которые позволяют создать условия для регулирования отношений, характерных для каждого вида транспорта. Вместе с тем следует отметить особую роль ГК РФ в регламентации отношений по перевозке. Понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно. Суть договора об организации перевозок грузов заключается в том, чтобы связать стороны будущих перевозок общим обязательством. В данном договоре могут быть определены формы конкретизации обязанностей по предъявлению груза и подачи транспортных средств, порядок расчетов и др. Договор об организации перевозок грузов является основанием для заключения договора на перевозку грузов. Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов, пассажиров и багажа подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, а в отдельных случаях размер провозной платы. Повышение пределов ответственности перевозчика на основании договора о перевозке пассажиров на практике труднореализуемо, поскольку в подавляющем большинстве случаев данное соглашение является договором присоединения и оформляется проездным билетом, представляющим собой стандартизированный документ. Размер возмещения ущерба зависит от условий принятия груза к перевозке — с объявленной ценностью или без нее. Перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза, поскольку контрагент перевозчика не может требовать возмещения упущенной выгоды на основании ст. 15 ГК РФ. Обусловлено это тем, что использование транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности, сопряжено с повышенным предпринимательским риском перевозчика, включая риск повреждения или уничтожения как перевозимого груза, так и транспортного средства. При этом он должен учитывать фактические обстоятельства, такие как пространственная рассредоточенность основных средств транспорта и зависимость исполнения транспортных обязательств от погодных условий, а также юридические обстоятельства: при перевозках грузов и багажа на основании публичного договора перевозки его условия характеризуются стандартностью и однотипностью для всех потребителей транспортных услуг. Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров. Указание в определении на то, что перевозчик должен доставить груз, который ему уже вверен, свидетельствует о том, что передача груза осуществляется еще до заключения договора. Однако из этого правила существуют исключения, которые касаются порядка заключения договора на морском транспорте, и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть заключен по консенсуальной модели. По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Приведенное определение договора перевозки пассажира позволяет определить его существенные черты. Так, договор перевозки пассажира является возмездным договором, поскольку в обязательном порядке предполагает оплату услуг перевозчика В отличие от договора перевозки груза, который носит характер реальной сделки, договор перевозки пассажиров – всегда договор консенсуальный. Еще одним отличием договора перевозки пассажира от перевозки груза является тот факт, что перевозка груза – это всегда трехсторонняя связь, в которой участвуют грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, в то время как правоотношения по перевозке пассажира регулируются двухсторонним договором, заключенным между перевозчиком и пассажиром. Таким образом, договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Существенной особенностью договора перевозки пассажира является способ его заключения, в соответствии с которым данный договор относится к числу договоров присоединения. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы о направлениях совершенствования транспортного законодательства, регламентирующего вопросы перевозки. 1) Законодателю следует изложить основания освобождения перевозчика от ответственности в ГК РФ в следующем виде: «. Основаниями освобождения перевозчика от ответственности являются: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; спасание жизни людей; иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами». Во избежание спорных ситуаций в правоприменении хотелось бы порекомендовать законодателю «продублировать» основания освобождения перевозчика, изложенные в ГК РФ, в транспортных уставах и кодексах. К примеру, в том же КВВТ РФ не имеется такого основания освобождения перевозчика от ответственности, как непреодолимая сила. 2) Для перевозчика недопустимо жертвовать вверенным ему отправителем грузом ради имущества третьих лиц, поскольку убытки от повреждения, порчи или недостачи груза могут и превышать убытки от уничтоженного или поврежденного имущества третьих лиц. Поэтому законодателю целесообразно отказаться от наличия формулировки «спасания имущества» в основаниях освобождения перевозчика от ответственности в ст. 166 КТМ РФ и ст. 118 КВВТ РФ. 3) С целью смягчения ответственности перевозчика целесообразно дополнить ст. 794 ГК РФ следующим пунктом: «Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что предпринял все возможные меры к сохранности груза при наличии реальной угрозы его повреждения, порчи или недостачи». 4) Законодателю следует включить в состав ГК РФ, а именно в гл. 40, статью «Ответственность грузополучателя за нарушение обязательств по перевозке». Данную статью предлагаем изложить в следующей редакции: «Грузополучатель за нарушение обязательств по перевозке несет ответственность при наличии вины за причинение ущерба: за задержку (простой) перевозочных средств (в т.ч. и в случае неосуществления выгрузки груза); за повреждение, утрату при выгрузке груза перевозочных средств и их узлов; за невнесение провозной оплаты перевозчику в случаях, прямо предусмотренных законом и/или договором; за отказ от очистки транспортного средства после выгрузки груза в случаях, прямо предусмотренных законом и/или договором. Ответственность для грузополучателей в случаях, когда это не предусмотрено законом, а также по предлагаемым нами основаниям должна наступать в форме штрафных санкций, помимо полного возмещения убытков.». 5) Необходимо более четко сформулировать нормы о перевозочных документах в едином нормативном правовом акте — УЖТ РФ. Это будет способствовать разрешению коллизионных вопросов в отношении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Смотрите так же:  Льготы по реабилитации корейцы

Понятие и виды договоров перевозки

Понятие и виды договора перевозки

Понятие договора перевозки включает в себя обязательства одного лица (перевозчика) по осуществлению действий по перемещению груза, физического лица (пассажира) или багажа в определенное место назначения (т. е. оказание транспортных услуг) и корреспондирующую обязанность отправителя груза / пассажира оплатить данные услуги перевозчика.

Одной из основных классификаций перевозки является следующее деление договоров по объекту транспортировки:

  • перевозка грузов;
  • перевозка пассажиров;
  • перевозка багажа.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

Базовые положения договора перевозки регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). Вместе с тем в зависимости от вида перевозки при регулировании транспортных отношений следует руководствоваться специальными нормативными правовыми актами, а именно:

  • Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — ВК РФ);
  • законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ;
  • законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…» от 13.07.2015 № 220-ФЗ;
  • Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее — КТМ РФ);
  • Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ и др.

Понятие и виды договоров перевозки груза

Понятие договора перевозки грузов дано в ст. 785 ГК РФ, согласно которой перевозчик обязуется доставить переданное ему отправителем имущество (груз) по конкретному адресу и передать его уполномоченному лицу (получателю), а грузоотправитель должен внести соответствующую плату за оказанные транспортные услуги.

Договоры перевозки (в том числе грузов) разделяются по следующим основаниям:

  1. Типу транспорта:
    • перевозка железнодорожным транспортом;
    • перевозка внутриводным транспортом;
    • перевозка воздушным транспортом;
    • перевозка морским транспортом;
    • перевозка автомобильным транспортом;
  2. Количеству транспортных компаний, организующих перевозку:
    • перевозка в местном сообщении (транспортировкой занимается одна транспортная компания);
    • перевозка в прямом сообщении (транспортировка, совершаемая несколькими транспортными компаниями одного типа транспорта);
    • комбинированная перевозка (транспортировка несколькими транспортными компаниями и отличающимися типами транспорта).

В свою очередь, перевозки также могут быть классифицированы внутри некоторых типов транспорта. Например, перевозки автомобилем делятся:

  • на городские — транспортировка в границах города;
  • пригородные — транспортировка за границами города на расстояние до 50 км включительно;
  • междугородние — транспортировка за пределами города на расстояние более 50 км и др.

Подробнее об автомобильных перевозках рассказывается в статье Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (образец).

По количеству груза на железнодорожном транспорте выделяются перевозки:

  • мелкие;
  • повагонные;
  • перевозки полными составами.

Содержание договора перевозки груза

Договор перевозки считается заключенным с момента вручения груза перевозчику с сопутствующими транспортными документами (накладной, коносаментом).

Содержание договора перевозки груза составляют определенные сторонами условия, среди которых большое значение имеют предмет договора, срок и цена перевозки.

Предмет договора перевозки груза — транспортная услуга по перемещению имущества из одной точки координат в другую, хранению груза, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и иных действий. Для согласования предмета договора сторонам необходимо определиться со следующими моментами:

  • характеристиками груза (наименованием, количеством, весом, размером и т. д.);
  • адресами отправки и доставки груза.

Важным условием договора является также срок доставки и выдачи груза получателю. Данный период определяется транспортными уставами и кодексами исходя из типа и скорости транспорта, преодолеваемого расстояния и др. параметров. При отсутствии такого срока в законе применяется принцип разумности (ст. 792 ГК РФ).

Цена перевозки представляет собой провозную плату за оказываемые перевозчиком услуги. При наличии в законе специальных положений о стоимости перевозки и/или утвержденных государством тарифов (например, при перевозках общественным транспортом) стороны обязаны применять соответствующий расчет цены (ст. 790 ГК РФ).

ВАЖНО! В судебной практике прослеживается неоднозначная позиция об указании в договоре перевозки таких условий, как срок и цена транспортировки, поскольку они могут быть определены на основании положений закона.

Виды договоров перевозки: разовый и долгосрочный договор

В зависимости от длительности отношений между отправителем и перевозчиком выделяются следующие виды договора перевозки:

  • разовый договор;
  • договор об организации перевозок.

Разовое соглашение предполагает транспортировку конкретного груза с индивидуальными (например, спортивный инвентарь) или родовыми признаками (продовольственная продукция). Как правило, для разовой перевозки не обязательно составлять документ в письменной форме. Перевозка осуществляется по заявке (заказу) и подтверждается транспортной накладной.

Подробнее о перевозке по заявке рассказывается в статье Договор-заявка на перевозку груза (образец).

Договор перевозки пассажира и багажа также подпадает под признаки разовой перевозки. Обычно заключение такого договора осуществляется в устной форме, а оказание транспортных услуг подтверждается пассажирским билетом, багажной квитанцией и др. документами.

Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

Смотрите так же:  Линейные нормы расхода топлива в рб 2018 приказ образец

Договор об организации перевозок носит долгосрочный характер и имеет целью оптимизировать процесс повторяющейся транспортировки грузов. По нему в обязанности перевозчика входит приемка груза в определенные сроки, а в обязанности грузоотправителя — своевременное представление к перевозке имущества (товаров) в соответствующем количестве (ст. 798 ГК РФ).

В договоре об организации перевозок определяются, как правило, следующие условия:

  • количество перевозимого груза;
  • сроки отправки и доставки;
  • порядок осуществления расчетов;
  • иные условия, согласованные сторонами.

Образец договора морской перевозки груза

Договор морской перевозки груза предполагает транспортировку перевозчиком имущества после его получения от отправителя в конкретное место (порт назначения) и его дальнейшую передачу уполномоченному лицу. За перевозку груза должна быть внесена соразмерная плата — фрахт.

Морская перевозка может осуществляться с предоставлением для транспортировки целого корабля или его части (палубы, трюма и др.). Такой договор именуется чартером (ст. 115 КТМ РФ), а перевозка — трамповой. Договор перевозки груза может и не содержать такое условие, и тогда будет иметь место линейная перевозка.

Помимо стандартных условий договора перевозки (предмета, срока и цены), стороны договора морской перевозки согласовывают также следующие условия:

  • сталийное время (период, в течение которого перевозчик подает судно для погрузки груза и ожидает его получения без взимания дополнительной платы);
  • контрсталийное время (период, когда за дополнительное время ожидания взимается установленная плата);
  • размер компенсации за убытки перевозчика в случае задержки судна свыше контрсталийного срока;
  • обязательства перевозчика обеспечить мореходное состояние судна (ст. 124 КТМ РФ) и др. условия.

Образец договора морской перевозки груза можно скачать по ссылке: Договор морской перевозки груза (образец).

Договор воздушной перевозки пассажира

В зависимости от территории перемещения воздушные перевозки подразделяются:

  • на внутренние, при которых пункты посадки и прибытия расположены в пределах РФ;
  • международные, при которых любой из вышеуказанных пунктов находится за пределами РФ.

Порядок осуществления перевозок воздушным транспортом регламентирован ВК РФ, а также Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82.

Договор воздушной перевозки пассажира заключается между перевозчиком, имеющим лицензию в области авиации, и физическим лицом — пассажиром и подтверждается билетом и багажной квитанцией.

ВАЖНО! Согласно авиационным правилам определенные категории граждан вправе рассчитывать на льготы при покупке билета, например при перевозке несовершеннолетних детей и др.

В обязанности перевозчика по договору перевозки воздушным транспортом входят:

  • транспортировка пассажира по указанному в билете рейсу в пункт назначения с предоставлением ему конкретного места на воздушном транспорте;
  • перемещение багажа пассажира в пункт назначения и выдача его пассажиру или другому уполномоченному лицу;
  • оказание пассажирам сопутствующих перелету услуг согласно правилам данного перевозчика (регистрация пассажиров, погрузка в самолет и т. д.);
  • информирование пассажиров о правилах полета и безопасности на борту воздушного транспорта и др.

В обязанности пассажира входят:

  • оплата перевозки его самого;
  • оплата транспортировки багажа;
  • соблюдение установленных правил поведения во время полета и др.

Образец договора воздушной перевозки пассажира можно скачать по ссылке: Договор воздушной перевозки пассажира (образец).

Итак, основными видами договоров перевозки являются:

  • в зависимости от объекта перемещения — договор перевозки груза, пассажира или багажа;
  • исходя из типа транспорта — договор перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутриводным или морским транспортом.

Общие правила перевозок регулируются ГК РФ и специальными законами, действующими в отношении перевозок разного типа транспорта.

Договор перевозки: понятие, виды, источники правового регулирования

Договор перевозки относится к группе договоров по оказанию услуг, он направлен на перемещение грузов и пассажиров из одного пункта в другой. Регулирование отношений в сфере перевозок осуществляется ГК РФ (гл. 40), а также транспортными уставами и кодексами (Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г., Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г.). Кроме того, отношения перевозки регулируются иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами — правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ, приказами соответствующих министерств и ведомств.

ГК РФ не дает общего определения договора перевозки, а выделяет отдельно договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа. Договор перевозки грузов является самостоятельным видом договора перевозки, который имеет особенности в зависимости от вида транспорта (железнодорожные, воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки).

Договор перевозки груза — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Договор перевозки является возмездным, взаимным и реальным.

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства или части его (договор фрахтования). Договор фрахтования (чартер) — это соглашение, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Этот договор является консенсуальным. Он используется на морском, внутреннем водном, воздушном транспорте.

Сторонами договора грузовой перевозки являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть юридическое лицо, а в некоторых случаях и физическое лицо — индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В качестве грузоотправителей обычно выступают предприниматели, которые заключают договор перевозки во исполнение своего обязательства перед контрагентом по другому договору (например, для обеспечения доставки товаров покупателю). В таких случаях получателем груза является не грузоотправитель, а другое лицо, которое состоит с грузоотправителем в договорных правоотношениях (чаще всего в правоотношениях купли-продажи). Причем грузополучатель не только имеет право требовать от перевозчика выдачи прибывшего груза, но и обязан принять груз, произвести окончательные расчеты за выполненную перевозку. В таких случаях договор перевозки грузов представляет собой договор в пользу третьего лица, поскольку грузополучатель, не принимавший участия в его заключении, наделяется правом требовать от перевозчика исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ).

По договору перевозки пассажира (ст.786 ГК) перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования (ст.789 ГК). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования – публичный.

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата.Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Для договора перевозки грузов характерен особый порядок оформления его заключения: согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ оно подтверждается составлением и выдачей отправителю груза документа о принятии груза (транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

80.Понятие и виды договоров перевозки грузов. Перевозочные документы. Содержание договора перевозки — alekssandrs Jimdo-Page!

Договор :, взаимным, реальный, возмездным, двусторонне обязывающий

Существенный условия: предмет, срок

Субъекты: перевозчик и грузоотправитель.

Форма: письменная

По договору перевозки груза перевозчик (транспортная организация) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Из приведенного определения видно, что договор перевозки — двусторонне-обязывающий, возмездный, реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного судна (всего или соответствующих помещений) — воздушного или морского (чартер), является консенсуаль-ным. Он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта, т.е. плате за перевозку, месте направления судна и др. (ст. 104 ВК РФ, ст. 122 КТМ СССР).

Независимо от вида (консенсуальный или реальный), договор перевозки груза — разовый, он выступает правовой формой перемещения конкретного груза, и при выдаче груза получателю основанное на нем обязательство прекращается исполнением. Этим он отличается от организационных консенсуальных договоров (например, навигационного, годового — на автомобильном транспорте), которые носят длящийся характер, заключаются с целью организовать транспортный процесс.

Чаще всего договор перевозки груза заключается хозяйствующими субъектами — предпринимателями. Но в отличие от других хозяйственных договоров, по которым разногласия, возникающие в процессе их заключения, рассматриваются арбитражным судом, споры, возникающие в процессе заключения разового (реального) договора перевозки, не могут решаться путем арбитражного урегулирования. Это вытекает из характера данного договора: передача и принятие груза, оформление транспортных документов производится в строго определенные для этих операций нормы времени, транспорт не может простаивать в ожидании разрешения споров.

Смотрите так же:  182н от 30042018 порядок заполнения

Разногласия же по условиям транспортного обслуживания, возникающие при заключении организационных (навигационных) договоров, рассматриваются арбитражным судом в общем порядке.

Договор перевозки заключается в простой письменной форме. Письменной формой договора перевозки является транспортная накладная (железнодорожная накладная — на железнодорожном транспорте, грузовая накладная — на воздушном, товарно-транспортная накладная — на автомобильном, коносамент — на морском транспорте), а также чартер (при перевозках грузов морем в между- народном сообщении). В транспортной накладной указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость. Это — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки.

Транспортная накладная удостоверяет прием груза к перевозке, сопровождает груз на всем пути следования и выдается перевозчиком получателю вместе с грузом. В дальнейшем при возникновении споров в связи с необеспечением сохранности груза, просрочкой в его доставке предъявление транспортной накладной в суде обязательно.

На всех видах транспорта, за исключением железнодорожного, транспортная накладная оформляется в нескольких экземплярах с таким расчетом, чтобы у каждого участника обязательства по перевозке (отправителя, перевозчика, получателя) остался экземпляр накладной.

При перевозке по железной дороге грузоотправителю в подтверждение приема от него груза выдается квитанция, которая служит письменным доказательством заключения договора перевозки. Кроме того, на каждую отправку на основе транспортной накладной оформляется железнодорожная ведомость, отражающая сведения о грузе и расстоянии перевозки. Железнодорожная ведомость, как и транспортная накладная, сопровождает груз на всем пути следования; грузополучатель расписывается в ведомости в получении груза, после чего она как документ учета работы транспорта остается у перевозчика (ст. 41 ТУЖД).

Грузоотправитель передает перевозчику вместе с транспортной накладной все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (например, карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами).

При оформлении чартера приемка груза к перевозке удостоверяется коносаментом (при перевозках грузов морем в заграничном сообщении), грузовой накладной (на воздушных перевозках), которые служат документами, подтверждающими исполнение обязательства, основанного на чартере, но не письменной формой договора. Коносамент, кроме того, является ценной бумагой (ст. 143 ГК РФ): он может быть именным, ордерным или на предъявителя (ст. 124 КТМ).

В каботажных перевозках коносамент — письменная форма договора перевозки, поэтому всегда составляется на имя определенного получателя. Коносамент оформляется перевозчиком на основании письменного объявления отправителя о грузе — погрузочного ордера. В нем грузоотправитель указывает наименование отправителя, получателя, сведения о грузе, размер платы за перевозку (фрахт). Он отвечает перед перевозчиком за все последствия неправильности или неточности сведений, содержащихся в погрузочном ордере (ст. 124 КТМ СССР).

Стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. В качестве грузоотправителя могут выступать как организации, так и граждане. В качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация — юридическое лицо, для которой деятельность по перемещению грузов является реализацией ее правоспособности, возникшей на основе регистрации в качестве юридического лица и получения ею лицензии (ст. 49, 51 ГК РФ).

Как правило, договор перевозки является публичным, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также из лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789,426 ГК РФ). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт — транспортом общего пользования), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК РФ).

В качестве перевозчика может также выступать и индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке лицензию на право осуществления данного вида деятельности. При этом по смыслу ст. 789 ГК РФ оказываемые им услуги оформляются договором перевозки, не относящимся к числу публичных договоров.

Иногда перевозки осуществляются организациями, для которых перевозка как вид деятельности является дополнительной возможностью получать доход (прибыль). Например, строительная организация одновременно оказывает услуги по перевозке строительных грузов. Такая деятельность осуществляется на основе лицензии, но используемый при этом транспорт не является транспортом общего пользования, а заключаемые при этом договоры не относятся к публичным.

В некоторых случаях отправитель одновременно выступает в качестве получателя. Например, при перевозках грузов одного производственного подразделения другому в рамках одного предприятия отправителем и получателем является одно юридическое лицо. Но чаще всего получателем бывает лицо, не участвовавшее в заключении договора перевозки, но приобретающее в силу обязательства по перевозке не только права, но и обязанности.

Права грузополучателя основаны на договоре перевозки, заключенном в его пользу, т.е. договоре в пользу третьего лица. Но одновременно с фактом заключения этого договора транспортное законодательство связывает возникновение у него, как самостоятельного участника обязательства по перевозке, обязанностей перед перевозчиком. Объясняется это тем, что конечная цель перевозок — удовлетворение потребностей в перемещении грузов. Потребности же реально удовлетворяются лишь в случаях, когда грузы в целости и сохранности доставлены конкретному получателю. Публичные интересы требуют, чтобы получатели грузов своевременно принимали их от перевозчиков, не допуская непроизводительных (сверх норм времени) простоев транспорта, опасного>скопления грузов на грузовых площадках станции, в порту. Решение этих задач и диктует необходимость наделения получателя как правами, так и обязанностями.

Содержание договора перевозки составляет совокупность его условий, которые определяют права и обязанности его участников, обеспечивающих своевременную доставку грузов к месту назначения и выдачу их получателю в сохранности.

Предмет данного договора — транспортные услуги. Особенность услуг вообще и транспортных, в частности, заключается в том, что они оказываются не в вещественной форме, а в форме деятельности.

Необходимо различать предмет договора перевозки (транспортные услуги) и предмет (объект) перевозки.

Предмет перевозки — грузы, т.е. различные вещи — строительные материалы, продовольственные товары и др., доставляемые от отправителя получателю перевозчиком.

Предмет перевозки определяется следующими признаками: наименование груза, его масса (вес), количество мест тарных и штучных грузов, способ определения веса, вид тары (упаковки), особые свойства груза. Эти пункты договора в качестве существенных определены императивными нормами, действующими на соответствующих видах транспорта, а также служат обязательными реквизитами типовых форм транспортных накладных (ст. 31 ТУЖД, ст. 124 КТМ СССР, ст. 105 ВК РФ).

Существенным условием договоров перевозки является транспортабельность груза, т.е. качественное состояние груза, тары, упаковки, обеспечивающее его сохранность в процессе перевозки.

Грузы должны предъявляться к перевозке в контейнерах, таре, упаковке, соответствующей стандартам (техническим условиям), а если стандарты не установлены, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность в пути следования (ст. 25 ТУЖД, ст. 128 КТМ, ст. 71 УВВТ).

Перевозчик вправе отказаться от принятия к перевозке груза в нетранспортабельном состоянии. Транспортабельность скоропортящихся грузов подтверждается специальным документом — удостоверением о качестве, которое отправитель представляет перевозчику вместе с транспортной накладной (§ 3 Правил перевозок скоропортящихся грузов, § 14 Правил перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в международном сообщении). При наличии на станции отправления государственного инспектора по качеству состояние скоропортящегося груза может быть проверено этим инспектором с выдачей сертификата, который прилагается к накладной взамен удостоверения о качестве.

Существенным условием договора является также срок, в который груз должен быть доставлен и выдан получателю. Срок доставки груза — срок исполнения обязательства при перевозке. В соответствии со ст. 792 ГК РФ сроки доставки устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами; при отсутствии в законодательстве норм о сроках перевозки выполняются в разумный срок, в том числе определяемый соглашением сторон. По соглашению сторон сроки устанавливаются при перевозках грузов морем, например в заграничном сообщении, а если соглашением они не предусмотрены, грузы доставляются в обычно принятые сроки, т.е. по нормам «обычного» права (ст. 149 КТМ СССР).

Сроки доставки зависят от вида транспорта, расстояния перевозки, скорости.

Провозная плата (тариф за услуги) определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом и иными правовыми актами .(п. 1 ст. 790 ГК РФ). Цены (тарифы) на перевозку железнодорожным транспортом, деятельность которого относится к естественной монополии (ст. 4,6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»1) регулируются (устанавливаются) компетентными государственными органами.

По публичному договору перевозки груза, являющемуся одновременно договором присоединения (договором, условия которого определены одной стороной, а именно перевозчиком, в стандартных формах и принимаются другой стороной путем присоединения к предложенному договору), условия договора, в том числе и тариф, содержатся в разработанной перевозчиком стандартной форме договора, т.е. тариф устанавливается самим перевозчиком (за исключением регулируемых тарифов), и они одинаковы для всех грузоотправителей (ст. 426, 428 ГК РФ). Обычно провозная плата вносится грузоотправителем до начала перевозки груза. Окончательный расчет по причитающимся перевозчику платежам производится с грузополучателем. При этом перевозчику предоставлено право удержания груза в обеспечение причитающейся ему платы, если иное не установлено законодательством или договором (п. 4 ст. 790 ГК РФ).