Федеральный закон 382-фз от 29 ноября 2018 г

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 ноября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2014 года

О конституционно-правовом смысле положений настоящего Федерального закона см. определение Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 2152-О

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 ноября 2014 г.
N 382-ФЗ

Ранее НДФЛ не облагались доходы от продажи недвижимости, которая находилась в собственности 3 года и более. Согласно поправкам данный срок применяется при соблюдении одного из 3 условий. Право собственности оформлено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника. Имущество получено по приватизации. Недвижимость передана по договору ренты. В остальных случаях минимальный срок владения объектом для освобождения от НДФЛ составляет 5 лет. Данные положения применяются в отношении недвижимости, приобретенной в собственность после 1 января 2016 г.

Дополнительно введен понижающий коэффициент 0,7 к кадастровой стоимости недвижимости, если доходы от ее продажи меньше, чем кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, умноженная на 0,7. Однако положение не применяется, если кадастровая стоимость на указанную дату не определена.

Теперь НДФЛ не уплачивается с благотворительной помощи, получаемой от всех организаций (а не только от некоммерческих, как ранее) детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на 1 члена не превышают прожиточного минимума.

Введен еще один местный налог — торговый сбор. Он может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 г., а в муниципальных образованиях, не входящих в их состав, только после принятия соответствующего федерального закона.

Он касается таких видов деятельности, как торговля через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов (кроме магазинов при автозаправках), нестационарной сети, а также отпуск товаров со склада.

Ставки сбора определяются в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь.

Однако они не могут превышать расчетную сумму налога, уплачиваемую в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

Часть поправок касается НДС и налога на прибыль.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца с даты его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением пункта 8, подпункта «в» пункта 10, пунктов 11, 13 и 27 статьи 2, которые вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 10 октября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 24 октября 2018 года

Пункт 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10; N 8, ст. 852; N 31, ст. 3427; 2007, N 10, ст. 1151; N 43, ст. 5084; N 45, ст. 5430; 2008, N 52, ст. 6229; 2009, N 52, ст. 6441; 2011, N 31, ст. 4703; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7039; 2014, N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 52, ст. 7542; 2015, N 10, ст. 1393; N 27, ст. 3978; N 45, ст. 6204; 2016, N 1, ст. 66; 2017, N 15, ст. 2139; N 24, ст. 3476; N 31, ст. 4766; 2018, N 17, ст. 2432; N 32, ст. 5100) после слов «политической партией,» дополнить словами «профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке,».

Пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2007, N 10, ст. 1151; 2008, N 13, ст. 1186; N 52, ст. 6235; 2010, N 5, ст. 459; 2011, N 48, ст. 6730; 2013, N 19, ст. 2329; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; 2017, N 1, ст. 46; N 15, ст. 2139; N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5100) после слов «политической партией;» дополнить словами «участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;», после слов «кроме политической партии» дополнить словами «и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе».

Внести в Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1152; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2011, N 19, ст. 2709; N 43, ст. 5976; N 48, ст. 6730; 2013, N 27, ст. 3462; N 48, ст. 6165; 2014, N 10, ст. 954; N 52, ст. 7542; 2016, N 7, ст. 909; N 27, ст. 4157; 2017, N 15, ст. 2139; N 31, ст. 4741, 4766; 2018, N 32, ст. 5100) следующие изменения:

1) статью 13 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Муниципальный служащий, являющийся руководителем, в целях исключения конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования не может представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе данного органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования в период замещения им указанной должности.»;

2) пункт 3 части 1 статьи 14 после слов «политической партией;» дополнить словами «участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;», после слов «кроме политической партии» дополнить словами «и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования».

Внести в статью 12 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 48, ст. 6730; 2013, N 40, ст. 5031; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2017, N 15, ст. 2139; 2018, N 32, ст. 5100) следующие изменения:

1) подпункт «а» пункта 2 части 3 после слов «политической партией,» дополнить словами «профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке,»;

2) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, являющиеся представителями нанимателя (руководителями), в целях исключения конфликта интересов в государственном органе или органе местного самоуправления не могут представлять интересы государственных или муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе соответствующего органа в период осуществления ими полномочий по указанным должностям.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Новые правила обложения НДФЛ доходов от продажи недвижимости

С 1 января 2016 г. существенно изменится порядок налогообложения доходов, полученных от продажи недвижимости. Соответствующие поправки внесены в главу 23 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 382-ФЗ). О том, в чем заключаются новшества, читайте в нашем материале.

Срок владения имуществом

В настоящее время доходы, получаемые от продажи любого имущества (в том числе и недвижимости), не облагаются ­НДФЛ в том случае, если это имущество находилось в собственности продавца три года и более. Это следует из п. 17.1 ст. 217 НК РФ.

С 1 января 2016 г. эта норма будет применяться в новой редакции. Доходы от продажи имущества, не относящегося к недвижимости, будут освобождаться от налогообложения в прежнем порядке (то есть при условии нахождения в собственности продавца не менее трех лет), а вот в отношении доходов от продажи недвижимого имущества вводятся особые правила освобождения от ­НДФЛ, установленные новой ст. 217.1 НК РФ. Из этой статьи следует, что минимальный предельный срок владения недвижимостью, при соблюдении которого доходы от ее продажи не облагаются ­НДФЛ, будет зависеть от того, как была приобретена эта недвижимость.

Трехлетний срок сохраняется для случаев, когда право собственности на объект недвижимого имущества получено:

  • в порядке наследования или по договору дарения от физичес­кого лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником в соответствии с Семейным кодексом РФ. Напомним, что по Семейному кодексу членами семьи являются супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные (ст. 2), а близкими родственниками признаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии. К ним относятся родители и дети, дедушка, ­бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и ­сестры (ст. 14);
  • в результате приватизации;
  • плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

Во всех остальных случаях доходы от продажи недвижимости будут освобождаться от обложения ­НДФЛ, если она находилась в собственности продавца пять лет и более.

Обратите внимание, что новый порядок будет применяться в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 г. (п. 3 ст. 4 Закона № 382-ФЗ). Так, если право собственности на квартиру, приобретенную по договору купли-продажи, зарегистрировано 25 декабря 2015 г., для налогообложения доходов от ее продажи будут действовать старые правила. А если, например, квартира передана владельцу застройщиком по акту передачи 25 декабря 2015 г., а свидетельство о праве собственности на квартиру получено 15 января 2016 г., в этом случае при налогообложении доходов от ее продажи будут применяться новые правила.

Отметим, что субъектам РФ дано право уменьшать своим законом минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества.

Имущественный вычет при продаже

В связи с установлением различных минимальных предельных сроков владения недвижимостью, при соблюдении которых доходы от ее продажи не облагаются ­НДФЛ, потребовалось внести некоторые изменения и в подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, определяющий порядок предоставления имущественного налогового вычета при продаже имущества. Сразу отметим, что предельный размер вычета не изменился.

Смотрите так же:  Что можно взыскать по осаго

В новой редакции этой нормы имущество, в отношении которого применяется вычет, разделено на следующие три группы:

1) жилые дома, квартиры, комнаты, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки или доля (доли) в указанном имуществе, находившие­ся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества. Вычет будет предоставляться в размере полученных доходов от продажи, не превышающем в целом 1 млн руб.;

2) прочее недвижимое имущество, находившееся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества. Вычет — в размере полученных от продажи доходов, не превышающем 250 000 руб.;

3) иное имущество, находившее­ся в собственности налогоплательщика менее трех лет. Вычет — в размере полученных от продажи доходов, не превышающем 250 000 руб.

Определение доходов от продажи

С 1 января 2016 г. вводится новый порядок определения суммы доходов от продажи недвижимости в целях налогообложения. Он прописан в п. 5 ст. 217.1 НК РФ.

Доходы, полученные продавцом от продажи недвижимос­ти, будут сравниваться с кадастровой стоимостью этой недвижимости на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственнос­ти на нее, умноженной на понижаю­щий коэффициент 0,7. И если фактически полученные доходы окажутся меньше, в целях налогообложения доходом будет считаться кадастровая стои­мость, умноженная на понижаю­щий коэффициент 0,7. Данный порядок не будет применяться, если кадастровая стои­мость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на эту недвижимость.

Например, кадастровая стои­мость квартиры на 1 января 2016 г. составляет 3 млн руб. Произведение кадастровой стои­мости на коэффициент 0,7 равно 2,1 млн руб. (3 млн руб. х х 0,7). Допустим, что квартира продана в 2016 г. за 2,5 млн руб. В этом случае доход от продажи квартиры в целях налогооб­ложения будет равен 2,5 млн руб., поскольку 2,5 млн руб. > 2,1 млн руб.

Если же квартира продана в 2016 г. за 1,8 млн руб., для целей налогообложения доход, полученный от продажи квартиры, будет равен 2,1 млн руб., так как 1,8 млн руб. < 2,1 млн руб.

Отметим, что новый порядок определения доходов будет применяться только к недвижимос­ти, приобретенной в собственность после 1 января 2016 г. (п. 3 ст. 4 Закона № 382-ФЗ). То есть если квартира была приобретена в собственность до 2016 г., а продается после 1 января 2016 г., доходы от ее продажи будут определяться по старым правилам (доходом для целей налогообложения будет признаваться цена, указанная в до­говоре).

Субъектам РФ дано право уменьшать размер понижающего коэффициента вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества.

Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2014 № 382-ФЗ

Федеральный закон от 29.11.2014 № 382‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 382‑ФЗ), которым в налоговое законодательство внесены очередные поправки, касающиеся самых разных налогов (об этом мы подробно расскажем далее), вызвал ожесточенные споры. Одно из определенных им новшеств можно признать действительно важным, так как им установлен новый сбор.

Это торговый сбор. Отметим, что он коснется далеко не всех налогоплательщиков. Данный сбор включен в перечень местных налогов и сборов в ст. 15, а как он рассчитывается, рассказано в новой гл. 33 НК РФ. Поэтому, вероятно, рано говорить о нем подробно.

Торговый сбор может быть введен уже с 01.07.2015 по мере готовности региона в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (последний попал в эту «столичную компанию», конечно, из‑за своего схожего с этими двумя городами статуса города федерального значения, вряд ли к указанной дате он будет готов для введения торгового сбора). Другие регионы смогут ввести его только после выхода еще одного федерального закона, которым это будет разрешено (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 382‑ФЗ).

Торговый сбор уплачивается с момента, когда объект начинает использоваться в соответствующей предпринимательской деятельности, и перестает уплачиваться, когда такое использование объекта прекращается. Как и в отношении различных спецрежимов, уплата сбора производится после подачи уведомления о начале ведения конкретного вида предпринимательской деятельности, но уплата сбора при этом не является добровольной.

Организации не учитывают суммы торгового сбора в расходах при расчете налога на прибыль (п. 19 ст. 270 НК РФ в новой редакции). Но зато они могут уменьшить на эту сумму величину налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере фактически уплаченного сбора (ст. 286 НК РФ дополнена п. 10).

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они смогут уменьшить сумму начисленного в отношении предпринимательской деятельности НДФЛ на сумму торгового сбора, уплаченного за тот же налоговый период (ст. 225 НК РФ дополнена п. 5).

Условием такого уменьшения налоговых платежей для организаций и предпринимателей является представление в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора по конкретному объекту (ст. 225 НК РФ дополнена п. 5).

При том же условии сможет уменьшить сумму к уплате по единому налогу (авансовому платежу) и «упрощенец» (ст. 346.21 НК РФ дополнена п. 8). Очевидно, что это относится к налогоплательщикам независимо от того, какой объект налогообложения они выбрали.

Правда, согласно п. 3.1 этой же статьи «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы» уменьшают единый налог на страховые взносы, расходы на выплату пособий и платежи по договорам личного страхования. Правда, все эти расходы не могут уменьшить единый налог более чем на 50%.

Но в первую очередь надо уменьшить единый налог именно на эти расходы. Получившийся остаток единого налога уменьшается на сумму торгового сбора уже без 50%-го ограничения.

Кроме того, в случае введения в муниципальном образовании торгового сбора в отношении какого‑либо вида деятельности ЕНВД по такому виду деятельности уплачивать нельзя (изменен п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

А вот налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, и предприниматели на патенте не переходят на уплату торгового сбора по соответствующему виду деятельности (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Перевозка воздушными судами и посадка в РФ

В статье 148 НК РФ довольно подробно поясняется, как определяется место реализации работ, услуг в различных ситуациях, то есть находится ли оно на территории РФ. Это особенно важно при определении наличия права налогоплательщика на применение нулевой ставки НДС.

В новом пп. 4.4 п. 1 данной статьи теперь отдельно указано, в каком случае для услуг по перевозке товаров воздушными судами местом реализации является РФ. Если и пункт отправления, и пункт назначения находятся за пределами РФ, в общем случае согласно пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не является местом реализации указанных услуг.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В ПисьмеФНС России от 10.06.2014 № ГД-4-3/11237 указано, что на основании пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации оказываемых российскими организациями услуг по перевозке (транспортировке) является территория РФ в случае, если перевозка товаров осуществляется между пунктами отправления и (или) назначения, находящимися на территории РФ, или если перевозимые товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита. В иных случаях согласно пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке (транспортировке) товаров территория РФ не признается.

К таким иным случаям и относится перевозка товаров воздушным судном, если и пункт отправления, и пункт назначения находятся за пределами РФ, но судно производит посадку на территории РФ, например, для дозаправки. В этом случае товары, попав на время на территорию РФ, не помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита.

По мнению налоговиков, в результате данные услуги не относятся к объекту обложения НДС и, соответственно, нулевую ставку к ним применить нельзя, вся сумма «входного» НДС по этим услугам должна относиться на затраты.

Теперь для данных услуг местом реализации будет признаваться территория РФ, при условии что:

  • они оказываются российскими авиаперевозчиками – организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом их убытия с территории РФ, иначе говоря, при посадке не происходит реализации указанных товаров.

При этом изменен также пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Кроме того, в новом пп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ теперь прямо указано, что при выполнении данных условий к рассматриваемым услугам будет применяться нулевая ставка.

Согласно новому п. 3.9 ст. 165 НК РФ совпадение мест прибытия и убытия товаров должен подтверждать таможенный орган. Это подтверждение, а также указание маршрута перевозки налогоплательщик прилагает к реестру относящихся к соответствующим операциям перевозочных, товаросопроводительных или иных документов.

Данные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенного органа, подтверждающей убытие товаров с территории РФ (изменен п. 9 ст. 165 НК РФ). Последнее число квартала, в котором собран полный комплект этих документов, признается моментом определения налоговой базы по НДС (изменен п. 9 ст. 167 НК РФ).

Не составлять счет-фактуру так не составлять

Уточнен пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ. Совсем недавно Федеральным законом от 21.07.2014 № 238‑ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» в него была внесена поправка, после чего формулировка данной нормы оказалась противоречивой.

При совершении перечисленных в ней операций налогоплательщик, исходя из требований п. 3 ст. 169 НК РФ, должен составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Причем, очевидно, это относится и к операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если даже имелось письменное согласие сторон сделки на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур (в данном случае покупателям он не нужен, так как вычет НДС они не производят).

То есть, с одной стороны, контрагенты законно договорились не составлять счет-фактуру, с другой – составить его продавец (поставщик) должен. Хотя понятно, что законодатели имели в виду, что такой налогоплательщик не составляет счет-фактуру, но ведет журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Именно такой смысл теперь будет содержать измененная формулировка п. 3 ст. 169 НК РФ.

При этом согласно рекомендациям Минфина, изложенным в Письме от 09.10.2014 № 03‑07‑11/50894, в таких случаях в книге продаж можно отражать реквизиты счета-фактуры, составленного продавцом в одном экземпляре, либо первичных учетных документов, подтверждающих совершение фактов хозяйственной жизни.

Смотрите так же:  Документы для заключения трудового договора с несовершеннолетним

Применять вычеты по НДС будет проще

В статью 172 НК РФ внесены два принципиальных изменения (в нее добавлен п. 1.1), направленных на облегчение применения налогоплательщиками вычетов по НДС. Первое из них заключается в следующем.

Хотя возможность произвести вычет по НДС декларируется контролирующими органами как право налогоплательщика, в то же время они до последнего времени довольно жестко пытались ограничивать его в отношении периода, когда он может это сделать.

Так, казалось бы, от того, что налогоплательщик применит вычет в более позднем периоде, чем тот, в котором оказались соблюдены все условия для его применения, бюджет как минимум не проиграет. Но в письмах Минфина России от 12.03.2013 № 03‑07‑10/7374, от 13.02.2013 № 03‑07‑11/3784, от 15.01.2013 № 03‑07‑14/02, от 31.10.2012 № 03‑07‑05/55 указывалось, что в таких случаях надо подать уточненную декларацию за тот период, когда возникло право на применение вычета. Причем нередко данного мнения придерживались и судьи (постановления ФАС ЗСО от 16.08.2013 по делу № А81-4188/2012, ФАС ВВО от 31.01.2011 по делу № А11-2497/2010).

Однако арбитры стали склоняться к тому, что налогоплательщик вправе заявить вычет в любом периоде в пределах трехлетнего срока после того, как он получил на него право, а не только непосредственно в этом периоде. Кульминацией стало принятие Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

В пункте 27 данного решения арбитры указали, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов, поскольку иного не предусматривает НК РФ. Главное, чтобы налоговый вычет был отражен в декларации до истечения предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ трехлетнего срока.

Теперь в ст. 172 НК РФ прямо указано, что налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Фактически налогоплательщик может выбрать тот период, когда он применит вычет, по которому все условия соблюдены.

И здесь же не менее определенно установлено, что если счет-фактура получен после истечения налогового периода, к которому он относится, но до срока представления налоговой декларации за этот период, установленного НК РФ, то вычет можно произвести именно в том периоде, когда были соблюдены все условия для его применения.

Условия для применения вычета по операции, совершенной в I квартале 2015 года, соблюдены в этом же квартале, за исключением того, что счет-фактура получен 15 апреля 2015 года.

В этом случае согласно новому п. 1.1 ст. 172 НК РФ вычет можно отразить именно в декларации за I квартал 2015 года.

До сих пор контролирующие органы рассуждали так: нет счета-фактуры – нет и вычета. В каком периоде налогоплательщик его получил, в том пусть и применит вычет (см., например, письма Минфина России от 08.08.2014 № 03‑07‑09/39449, ФНС России от 28.07.2014 № ЕД-4-2/14546).

Судьи нередко высказывались так же, хотя в результате, как правило, принимали решение в пользу налогоплательщика, который рассчитывал применить вычет в периоде получения счета-фактуры, обосновывая это тем, что данный документ был им получен несвоевременно, не в том периоде, когда остальные условия для применения вычета были соблюдены (постановления ФАС ЗСО от 07.10.2013 по делу № А81-4911/2012, ФАС МО от 04.03.2013 по делу № А40-83606/12‑115‑56, ФАС ЦО от 21.02.2013 по делу № А35-4522/2012).

В то же время в других случаях арбитры указывали, что счет-фактура является основанием для вычета, но налогоплательщик имеет право его применить в том периоде, когда были совершены операции по приобретению товаров (работ, услуг). Это можно сделать тогда, когда поступил счет-фактура, и при необходимости можно подать уточненную декларацию.

Теперь так позволяет поступить Налоговый кодекс, но только, как мы указали, в том случае, если еще не наступил установленный НК РФ срок сдачи декларации. По нашему мнению, получение счета-фактуры после этого срока не позволит налогоплательщику произвести вычет в периоде, к которому данный счет-фактура относится. Это придется сделать в том периоде, в котором счет-фактура получен. НК РФ теперь строго разграничивает получение счета-фактуры до и после наступления срока подачи декларации.

Даны еще пять дней на заполнение декларации и уплату налога

В связи с этим внесены изменения в несколько норм ст. 174 НК РФ, которая и регулирует срок сдачи декларации по НДС. При этом, разумеется, на 25‑е число переносится и крайний срок уплаты налога. Речь идет:

  • об уплате налога равными долями в каждый из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1– 3 п. 1 ст. 146 НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 174 НК РФ);
  • об уплате налога за истекший налоговый период не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, то есть при выставлении ими счета-фактуры при отсутствии у них такой обязанности (абз. 1 п. 4 ст. 174 НК РФ);
  • о представлении декларации всеми лицами, которые обязаны это делать (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Правда, похоже, законодатели забыли о том, что сами же Федеральным законом от 28.06.2013 № 134‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» установили новую обязанность для лиц, не являющихся налогоплательщиками, налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемых налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур (п. 5.2 ст. 174 НК РФ в редакции, которая действует с 01.01.2015):

  • при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции);
  • при выполнении функций застройщика.

Эти лица будут представлять в налоговый орган в отношении такой деятельности журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом им, что логично, был установлен тот же срок представления, что и для декларации по НДС, то есть 20‑е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Но Федеральным законом № 382‑ФЗ эта норма не затронута, крайним сроком сдачи указанного журнала учета по‑прежнему является именно 20‑е число. Но, возможно, это ненадолго и законодатели скоро исправят свою оплошность.

Данный закон вступил в силу с 01.01.2015, в том числе в части изменения сроков подачи декларации по НДС и уплаты данного налога. По нашему мнению, это означает, что уже за IV квартал 2014 года можно подавать декларацию и уплачивать налог по новому сроку, несмотря на то что новая форма декларации начнет действовать, видимо, только в отношении отчетов начиная с I квартала 2015 года.

Налог на доходы физических лиц

О помощи налогоплательщикам при чрезвычайных ситуациях

В данном пункте говорилось об освобождении от обложения НДФЛ выплат в связи с различными событиями в жизни налогоплательщика, при которых он испытывает материальные затруднения. При этом, чтобы не облагаться НДФЛ, данные выплаты должны были носить единовременный характер.

Теперь упомянутые выплаты, связанные со стихийными бедствиями или терактами, выделены в отдельные п. 8.3 и 8.4 ст. 217 НК РФ. При этом условие о единовременном характере для них исключено. Это распространяется в том числе на материальную помощь, которую можно будет выплачивать одному и тому же физическому лицу несколько раз, причем она не будет облагаться НДФЛ.

Продажа недвижимости: новый порядок освобождения от уплаты НДФЛ

При этом в данной норме конкретно указывалось, какие объекты недвижимости имеются в виду (жилые дома, квартиры, комнаты, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки и доли в перечисляемом имуществе).

Теперь в данном пункте говорится об освобождении от обложения НДФЛ не каких‑то определенных видов недвижимости (например, квартир, земельных участков и т. п.), а недвижимого имущества вообще, без конкретизации, включая доли в нем.

Заметим, что в НК РФ понятие недвижимого имущества не расшифровывается. В этом случае по принятой практике необходимо обратиться к другим отраслям законодательства. Так, согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Более того, к недвижимым вещам ГК РФ относит также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а согласно закону недвижимыми вещами может быть признано и иное имущество.

Как видим, по сравнению с действовавшей редакцией п. 17.1 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ с 01.01.2015 будет освобождаться большее количество объектов недвижимого имущества. Но налогоплательщикам радоваться рано. Прежде всего, потому, что в данной норме оговорена только принципиальная возможность освобождения доходов от реализации недвижимости от обложения налогом. Условия такого освобождения приведены в новой ст. 217.1 НК РФ.

Из данной статьи следует, что принцип «три года прошло – налога нет» будет относиться уже не ко всем объектам недвижимости, а только к тем:

  • право собственности на которые получено налогоплательщиками в порядке наследования или по договорам дарения от физических лиц, признаваемых членами семей и (или) близкими родственниками этих налогоплательщиков в соответствии с СК РФ;
  • право собственности на которые получено налогоплательщиками в результате приватизации;
  • право собственности на которые получено налогоплательщиками – плательщиками ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

К сведению:

В Семейном кодексе прямо не определено, кто относится к членам семьи, а кто – к близким родственникам. Но из ст. 2 и 14 СК РФ можно понять, что кодекс понимает под членами семьи супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных), а под близкими родственниками – родственников по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер.

В остальных случаях (например, если объект был приобретен по договору купли-продажи, пусть даже у члена семьи или близкого родственника) минимальный срок владения недвижимым имуществом, необходимый для освобождения от уплаты НДФЛ при его реализации, составляет пять лет. Эти два варианта периодов владения имуществом (три года и пять лет) названы минимальными предельными сроками владения объектом недвижимого имущества.

Но это еще не все. Предположим, что срок владения налогоплательщиком имуществом недостаточен, чтобы уйти от уплаты НДФЛ. Если по состоянию на 1 января года, в котором происходит реализация, по соответствующему объекту недвижимости была определена его кадастровая стоимость, то сумму дохода от реализации надо сравнить с этой кадастровой стоимостью, умноженной на коэффициент 0,7.

Смотрите так же:  Федеральный закон о выезде

Если фактическая сумма дохода от реализации меньше, чем полученный результат, в налоговую базу включается именно последний.

Сумма дохода от реализации объекта недвижимости составила 3 млн руб. Его кадастровая стоимость на 1 января года, в котором произошла реализация, равна 5 млн руб.

Расчетная сумма для сравнения с фактически полученным доходом равна 3,5 млн руб. (5 млн руб. х 0,7). Следовательно, в доход, облагаемый НДФЛ, надо включить сумму, равную 3,5 млн руб.

Видимо, таким образом законодатели решили бороться с практикой занижения сторонами договоров купли-продажи недвижимости стоимости, которую они указывают в договоре, по сравнению с фактической стоимостью (когда часть расчетов происходит «черным налом»). До сих пор это нередко делалось для уменьшения НДФЛ.

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января не определена, производить такой расчет не нужно. Кроме того, налогоплательщику, реализовавшему объект недвижимости, полезно обратиться к законодательству субъекта РФ, в котором он зарегистрирован в качестве налогоплательщика. Дело в том, что субъект РФ может принять закон, которым на подвластной ему территории минимальный срок владения имуществом в целях освобождения от уплаты НДФЛ может быть установлен на уровне менее пяти лет или понижающий коэффициент может быть понижен с величины, равной 0,7.

Также напомним, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, если объект недвижимости (жилой дом, квартира, комната, включая приватизированные жилые помещения, дача, садовый домик или земельный участок или доля (доли) в указанном имуществе) принадлежит налогоплательщику менее трех лет, последний может применить имущественный вычет из налогооблагаемой базы в размере не более 1 млн руб.

Право на такой имущественный вычет сохранилось, причем если недвижимость относится к группе недвижимости, для которой согласно ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества равен пяти годам, то имущественный вычет по такой недвижимости можно будет получить, если она находилась в собственности налогоплательщика до пяти лет включительно, а не три года.

При этом не вполне понятно, будет ли к такому имуществу, то есть к принадлежащему налогоплательщику менее трех (пяти) лет, применяться положение новой ст. 217.1 НК РФ, касающееся сравнения суммы полученного дохода с кадастровой стоимостью объекта. Хотя оно присутствует именно в этой новой статье, где говорится об обложении НДФЛ стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику более трех (пяти) лет, здесь не указано, что оно относится только к такому, а не к любому реализуемому недвижимому имуществу.

Все новые положения, связанные с продажей недвижимости, вступят в силу с 01.01.2016 и касаются доходов, которые будут получены начиная с этой даты.

О благотворительной помощи детям

Законодатели решили расширить возможности оказания благотворительной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, являющимся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, так, чтобы она не облагалась НДФЛ. В действовавшей редакции п. 26 ст. 217 НК РФ такая благотворительная помощь не облагалась НДФЛ, только если ее оказывали НКО.

С 01.01.2015 для освобождения от обложения НДФЛ такой благотворительной помощи источник ее выплаты неважен.

Напомним, что помимо этого не облагаются НДФЛ суммы выплат в виде любой благотворительной помощи в денежной и натуральной формах, оказываемой в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (п. 8.2 ст. 217 НК РФ).

Больше социальных вычетов

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на социальные вычеты по некоторым видам договоров негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования.

С 01.01.2015 данный социальный вычет распространен также на страховые взносы по договору (договорам) добровольного страхования жизни, при условии что такой договор заключен налогоплательщиком:

  • на срок не менее пяти лет;
  • со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)).

Право на данный вычет подтверждается при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на добровольное страхование жизни.

Не стоит забывать, что согласно абз. 3 п. 2 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в пп. 2 – 5 п. 1 этой статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде. Это относится и к страховым взносам по договору (договорам) добровольного страхования жизни.

Кроме того, следует помнить, что если такой договор окажется расторгнутым по причинам, не зависящим ни от налогоплательщика, ни от страховой компании (надо полагать, речь идет о досрочном расторжении договора), то данный социальный вычет придется вернуть в бюджет (изменен пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ). В таком случае налогоплательщик может взять в налоговом органе справку для предъявления в страховую компанию, из которой будет следовать, что он не получал данный социальный вычет, или в которой будет указано, в каком размере он его получил. При отсутствии такой справки страховая организация удержит НДФЛ со всей суммы страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком по расторгнутому договору за весь период его действия, исходя из допущения, что со всей этой суммы налогоплательщик получил социальный вычет.

Налог на прибыль

Уточнено, что включать в расходы на оплату труда

В пункте 9 ст. 255 НК РФ поясняется, что к оплате труда в целях исчисления налога на прибыль относятся начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности работников или штата.

Теперь данная норма рапространяется на начисления работникам, связаннные с увольнением по любой причине, включая перечисленные. Уточняется, что к таким начислениям относятся, в частности, выходные пособия, выплачиваемые работодателем работникам при прекращении с ними трудовых договоров. Их выплата должна быть предусмотрена одним из таких документов:

  • трудовым договором и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашением о расторжении трудового договора;
  • коллективным договором;
  • соглашением и локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права.

Уточнен также п. 24 ст. 255 НК РФ. В статье 324.1 НК РФ приведен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, а также по итогам работы за год (последнее указано в п. 6 данной статьи).

В то же время согласно п. 24 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относились только расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работников и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Теперь данный пункт дополнен, в нем также упомянуто вознаграждение по итогам работы за год.

Предоставил имущество безвозмездно – налог не плати

В определенных случаях организации обязаны предоставлять имущество в пользование государственным и муниципальным органам, учреждениям и унитарным предприятиям на безвозмездной основе. Например, согласно ч. 6 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3‑ФЗ «О полиции» транспортные организации предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

Законодатели ранее освободили такие операции от обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ), но не предусмотрели никакой компенсации понесенных при этом данными организациями расходов в отношении налога на прибыль. Теперь этот недочет исправлен.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ в действовавшей редакции такое имущество, как и любое другое, переданное в безвозмездное пользование, выводилось из состава амортизируемого имущества. Эта норма уточнена. Теперь, если налогоплательщик передал основное средство в безвозмездное пользование государственному или муниципальному органу, учреждению или унитарному предприятию, поскольку был обязан это сделать, амортизацию по такому основному средству он продолжает начислять (изменен также абз. 1 п. 2 ст. 322 НК РФ).

При этом начисленную амортизацию можно учитывать при расчете налога на прибыль (ст. 256 НК РФ дополнена п. 4). Все расходы, связанные с указанными операциями, можно будет учитывать как прочие расходы на основании нового пп. 48.7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В пункте 3 ст. 256 НК РФ уточнен также абз. 4. Согласно ему из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. Однако на практике такие основные средства, несмотря на то что они находятся на реконструкции и модернизации, часто продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению Минфина, в таких случаях начисление амортизации в целях исчисления налога на прибыль возможно, но только при условии, что налогоплательщик в налоговом учете может выделить в два самостоятельных объекта учета часть объекта основных средств, находящуюся на реконструкции (модернизации) более 12 месяцев, и остальную (нереконструируемую, немодернизируемую) часть этого объекта (см., например, Письмо от 19.10.2012 № 03‑03‑06/1/560).

Финансисты решили, что в таком случае амортизация начисляется на действующую часть основного средства (учитываемую как самостоятельный инвентарный объект).

Теперь Налоговым кодексом разрешено начислять амортизацию на реконструируемое (модернизируемое) основное средство, если оно участвует в деятельности, направленной на получение дохода. При этом нет никаких ограничений, то есть амортизация может начисляться в отношении всего основного средства без разделения его на действующий и не действующий инвентарные объекты.

Спецрежимы и уплата налога на имущество физических лиц

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284‑ФЗ в Налоговый кодекс введена новая гл. 32, в соответствии с которой данный налог исчисляется с 01.01.2015. Она предусматривает, что в отношении некоторых объектов налоговая база по этому налогу будет определяться исходя из их кадастровой стоимости (п. 3 ст. 402 НК РФ). Перечень таких объектов определяется в соответствии с п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ. Его разрабатывают региональные власти.

Теперь в п. 3 ст. 346.21 НК РФ установлено, что в отношении таких объектов предприниматель не освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц. Это закономерно, поскольку данные объекты как раз предназначены для использования в предпринимательской деятельности, а гл. 32 предусмотрено рассчитывать в отношении них налог на имущество, хотя и в особом порядке.

Такое же правило будет применяться к индивидуальным предпринимателям, перешедшим на уплату ЕНВД. В отношении объектов, по которым налог на имущество физических лиц будет уплачиваться исходя из кадастровой стоимости в соответствии с п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ, данный налог «вмененщик» должен уплатить (изменен абз. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Наконец, это коснется и предпринимателей, работающих на патенте (изменен пп. 2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ).