Финансовый университет прошлое настоящее будущее учебное пособие

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра экономической истории


ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ

Учебное пособие
для подготовки бакалавров

Рецензенты

д.и.н., проф. В.В. Думный (Финансовый университет)

д.и.н., проф. С.А. Погодин

(Московский городской университет управления
Правительства Москвы)

Редакционная коллегия

Главный редактор – д.э.н., проф. М.А. Эскиндаров

д.э.н., проф. И.Н. Шапкин, д.и.н., проф. Н.А. Разманова

Авторский коллектив

д.э.н., проф. М.А. Эскиндаров (введение, глава 7, 8,
заключение, приложение); д.и.н., проф. Н.А. Разманова (главы 1, 2; 3.2, 7.4); к.и.н., проф. Е.И. Нестеренко (главы 3, 4); к.и.н., доц.
Н.Б. Хайлова (глава 5); к.и.н., проф. С.Л. Анохина (глава 6);

д.и.н., д.п.н., проф. Я.А. Пляйс (6.3)

Ф59 Финансовый университет: прошлое – настоящее – будущее:учеб­ное пособие/ под ред. проф. М.А.Эскиндарова. М.: Финансовый университет, 2011. 184 с.

Настоящее учебное пособие раскрывает процесс становления Финансового университета как ведущего финансово-экономического вуза России. В книге показана неразрывная взаимосвязь истории Финуниверситета с историей нашей страны, выделены этапы развития вуза. Указаны важнейшие достижения в организации системы подготовки кадров, научных исследованиях на протяжении 90 лет, рассказано о ведущих преподавателях, ученых и выпускниках, а также перспективах развития до 2020 года. Отдельная глава посвящена ректорам. В пособие включены вопросы для повторения и список литературы. Стратегия и программа развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2010–2015 годы представлены в Приложении.

Издание предназначено для студентов бакалавриата, может быть интересно аспирантам, выпускникам и преподавателям Финансового университета, работникам финансово-банковского сектора российской экономики и всем, кто интересуется историей отечественного образования.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Вид вуза: университет

Организационно-правовая форма: государственный

Телефон: (499 ) 943-95-77, 943-94-80

Информация обновляется представителем учебного заведения. Последнее изменение: 06.10.2016

Дни открытых дверей: 23 октября 2016 года

Лицензия №1495 от 09.07.2015 15:37, действительна бессрочно.

Аккредитация №1360 от , действительна по 26.06.2015 17:46.

Ректор: Эскиндаров Миха​ил (Мухадин) Абдурахманович, доктор экономических наук, профессор Дата и место рождения:

15 ноября 1951 года, аул Бесленей Карачаево-Черкесской Автономной Области Ставропольского Края (Карачаево-Черкесская Республика).

Женат, двое взрослых детей

1971-1976 — Московский финансовый институт (МФИ), ныне ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), Кредитно-экономический факультет

Специальность: финансы и кредит
Квалификация: экономист

1976 — 1981 — Аспирантура МФИ по кафедре «Политическая экономия»

Ученые степени и звания

1981 — кандидат экономических наук
1988 — доцент
1998 — профессор
2000 — доктор экономических наук
Профессиональная деятельность

Московский финансовый институт, с 1992 г. — Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, с 2010 г. — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ассистент — старший преподаватель — доцент — профессор).

1981-1982 — заместитель декана Финансово-экономического факультета;
1982-1984 — начальник отдела кадров;
1984-1987 — декан Факультета международных экономических отношений;
1987-1991 — руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Народно — Демократическая Республика Йемен, в настоящее время Йеменская Арабская Республика);
1991-2002 — проректор по экономической работе, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе;
2002-2006 — первый проректор;
с 2006 — ректор.
Как ректор и председатель Ученого совета Финансового университета — одного из ведущих экономических учебных и научных центров России — руководит процессом перехода на уровневую систему обучения (в соответствии с принципами Болонской декларации), направляет деятельность профессорско-преподавательского состава, всего коллектива на путь инновационного развития, превращения вуза в исследовательский университет современного типа, его интеграции в европейское и мировое образовательное и научное пространство. Являясь председателем Всероссийского учебно-методического объединения (УМО) по группе экономических специальностей, проводит большую работу по координации научно-педагогической деятельности входящих в УМО свыше 700 высших учебных заведений, где ведется подготовка специалистов финансово-экономического профиля.

М.А.Эскиндаров — видный ученый-экономист. Диапазон его научных интересов расширялся с годами и ныне включает проблемы эффективности труда и производства, формирования и развития финансово-промышленных групп, корпоративного управления, экономические проблемы мирового развития, проблемы высшего образования в России и в мире. Председатель диссертационных советов по специальностям «Мировая экономика» и «Экономика и управление народным хозяйством». Осуществляет научное руководство диссертационными работами аспирантов, научный консультант докторанта. Председатель редакционного совета международного теоретического и научно-практического журнала «Вестник Финансового университета», член редакционной коллегии ряда научных журналов. Автор более 200 научных публикаций — монографий, учебников, статей, созданных за последние 30 лет как им лично, так и в соавторстве, — общим объемом свыше 310 п.л., в их числе:

Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. Учебное пособие (1995);
Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и проблемы формирования в России (1995, 1996);
Как обеспечить рост капитала: воспроизводственные основы экономики фирмы. Учебное пособие (1996);
Экономические основы жизнедеятельности фирмы ( Можно ли избежать банкроства?) (1996);
Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России (1996);
Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России: анализ отечественного и зарубежного опыта (1997);
Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика (1998);
Финансово-промышленные группы (1998);
Российские ФПГ: проблемы взаимодействия капитала и власти (1998);
Российские ФПГ: проблемы и перспективы развития в кризисных условиях (1998);
Становление корпоративных структур в современной российской экономике (1999);
Современная внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие (2000);
Развитие корпоративных структур в современной экономике России (2000);
Глобализация мировой экономики и антикризисное управление. Части 1, 2, 3 (2002);
Интеллектуальный капитал — фактор экономического развития современной России (2002);
Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебник (2003);
Экономическая система — основа рационального воспроизводства капитала (2003);
Международные экономические отношения. Учебное пособие для дистанционного обучения (2003);
Мировая экономика. Учебное пособие для дистанционного обучения (2003);
Финансово-промышленные группы в современной экономике. Учебное пособие (2004);
Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Выпуски I и II (2005, 2006)
Государственное регулирование сферы высшего профессионального образования в условиях изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений (2006);
Политология. Учебник. (2007);
Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Монография (2008);
Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). Учебник (2008);
«Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия». Национальный доклад (2008).
Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Монография (2008).
Международные экономические отношения: Учебник (2008)
Проблемы бухгалтерского учета в России и Болгарии: Монография (2008)
Современные корпоративные стратегии и технологии в России: Сборник научных статей. Вып.III (Ч.1-3) (2008)
Экономическая теория: Экспресс-курс: Учебное пособие (2008)
Мировая экономика: Учебник (2009)
Теория и практика корпоративного управления: Электронный (2009)
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации: история и современность (2009)
Финансовое право: Учебник (2009)
Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат: Учебное пособие (2009)
Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Вып. IV, Ч.1-2 (2009)
Бакалавр: Микроэкономика: Электронный обучающий курс (2010)
Российская экономика в 2009-2011 годах: тенденции, анализ, прогноз: Аналитический доклад (2010)
Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Вып. V, Ч.1-3 (2010)
Бюджетные и налоговые реформы в современном обществе: сравнительный анализ Франции и России: Монография (2011)
Внешнеэкономическая деятельность: Учебник (2011)
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник.- 6 изд., стереотип. (2011)
Мировая политическая мысль от античности до современности: Словарь-справочник выдающихся мыслителей и политиков (2011)
Оценка, контроль и управление интеллектуальным потенциалом исследовательского университета: Монография (2011)
Преподаватель – основная фигура в реализации инновационной системы образования: Монография (2011)
Современное государство: философские, социально-экономические и правовые основания в контексте глобализации: Монография (2011)
Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Вып.VI, (Ч.1-3) (2011)
Финансовый университет: прошлое, настоящее, будущее: Учебное пособие (2011)
Мировая экономика: учебник (2012)
Российская экономика в 2010-2012 годах: тенденции, анализ, прогноз: Аналитический доклад (2012)
Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Вып. VII, Ч.1-3 (2012)
Мировая экономика: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. (2013)
Точки сопряжения экономических стратегий развития государств – членов АТЭС и ШОС – при переходе к многополярности: Монография (2013)
Теория слияний и погло
щений (в схемах и таблицах): Учебное пособие (2013)​
Инновационное развитие России: проблемы и решения: Монография (2013)
Российская экономика в 2011-2013 годах: тенденции, анализ, прогноз: Аналитический доклад(2013)
Монеты и банкноты от античности до наших дней: происхождение и эволюция (2014)
Правовые риски в системе публичного управления: Монография (2014)
Теоретические и прикладные аспекты развития современного предпринимательства : Монография (2014)
Членство в государственных и общественных организациях

Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров
Член Научного Совета при Совете Безопасности Российской Федерации
Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации
Член Общественного совета при Федеральной налоговой службе
Член Президиума научно-консультационного совета Счетной палаты Российской Федерации
Член Президиума Московского Совета ректоров
Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
Независимый член Совета Директоров ряда компаний и банков
Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН)
Член коллегии Министерства финансов Российской Федерации
Член Правления Российского Союза Ректоров
Член Президиума Российской Академии Образования
Награды и почетные титулы

Имеет ряд наград и почетных титулов. Среди них:

1996 — Орден Дружбы;
1997 — Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования России»;
1997 — Памятная медаль к 850-летию основания Москвы;
2000 — Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования;
2001 — Лауреат премии «Лучший менеджер 2001 года» в области образования;
2001 — Заслуженный деятель науки и образования Республики Калмыкия;
2002-2007 — Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия; Заслуженный деятель науки КЧР; Заслуженный деятель науки КБР; Заслуженный деятель науки Республики Бурятия;
2009 — Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»;
2009 — Почетный работник образования Республики Казахстан;
2009 — Почетный доктор Казахского экономического университета им. Т.Рыскулова;
2010 — Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования;
2010 — медаль «Патриот России»;
2011 — орден Дружбы Социалистической Республики Вьетнам.
2012 — Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Адыгея»​​​
2014 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Координация работы

Смотрите так же:  Приказ мвд 687

Управления бухгалтерского учета, контроля и отчетности;
Юридической службы;
Управления по обеспечению деятельности Центральной приемной комиссии;
Первого отдела;
Группы советников Ректората.

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ

1 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Кафедра экономической истории ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ Учебное пособие для подготовки бакалавров Москва 2011

2 УДК 378(091) ББК 74.58я73 Ф59 Рецензенты д.и.н., проф. В.В. Думный (Финансовый университет) д.и.н., проф. С.А. Погодин (Московский городской университет управления Правительства Москвы) Редакционная коллегия Главный редактор д.э.н., проф. М.А. Эскиндаров Члены редколлегии: д.э.н., проф. И.Н. Шапкин, д.и.н., проф. Н.А. Разманова Авторский коллектив д.э.н., проф. М.А. Эскиндаров (введение, глава 7, 8, заключение, приложение); д.и.н., проф. Н.А. Разманова (главы 1, 2; 3.2, 7.4); к.и.н., проф. Е.И. Нестеренко (главы 3, 4); к.и.н., доц. Н.Б. Хайлова (глава 5); к.и.н., проф. С.Л. Анохина (глава 6); д.и.н., д.п.н., проф. Я.А. Пляйс (6.3) Ф59 Финансовый университет: прошлое настоящее будущее: учебное пособие / под ред. проф. М.А. Эскиндарова. М.: Финансовый университет, с. ISBN Настоящее учебное пособие раскрывает процесс становления Финансового университета как ведущего финансово-экономического вуза России. В книге показана неразрывная взаимосвязь истории Финуниверситета с историей нашей страны, выделены этапы развития вуза. Указаны важнейшие достижения в организации системы подготовки кадров, научных исследованиях на протяжении 90 лет, рассказано о ведущих преподавателях, ученых и выпускниках, а также перспективах развития до 2020 года. Отдельная глава посвящена ректорам. В пособие включены вопросы для повторения и список литературы. Стратегия и программа развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на годы представлены в Приложении. Издание предназначено для студентов бакалавриата, может быть интересно аспирантам, выпускникам и преподавателям Финансового университета, работникам финансово-банковского сектора российской экономики и всем, кто интересуется историей отечественного образования. УДК 378(091) ББК 74.58я73 ISBN Коллектив авторов, 2011

3 Финансовый университет, 2011 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 июля 2010 г. 510 МОСКВА О федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Переименовать федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 2. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 3. Признать утратившими силу: пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. 375 «Об утверждении устава федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, 25, ст. 2735); постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. 820 «О внесении изменений в устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, 1, ст. 276). 3

4 Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Поздравление ректора в связи с присвоением статуса «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Поздравляю руководство, профессорскопреподавательский состав, работников структурных подразделений, ветеранов, выпускников, докторантов, аспирантов и студентов с присвоением Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации статуса Университет. Это стало возможным благодаря накопленному опыту в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, огромному научному потенциалу, большому авторитету в стране и за рубежом. Впереди у нас стратегическая цель стать национальным исследовательским университетом. В научнообразовательной среде мы должны развиваться с удвоенным зарядом энергии, абсолютным пониманием своей новой миссии и взятыми на себя обязательствами становления национального исследовательского университета. Выражаю самую искреннюю благодарность всему коллективу Академии за ту огромную работу, которая проделана, чтобы наши студенты и выпускники могли гордиться своим Университетом, открывающим перед ними безграничные перспективы для будущей профессиональной деятельности. Желаю всему коллективу Академии крепкого здоровья, творческих успехов, неиссякаемой энергии, новых научных и педагогических свершений, благополучия и процветания! Ректор 4

5 М.А. Эскинда- Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор ров 5

6 Введение В марте 2009 г. наш вуз отметил свое 90-летие, а в 2010 г. получил статус Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Эти события послужили импульсом для осмысления пройденного пути, осознания наших задач на будущее и перспектив развития в XXI веке. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации прошел большой путь, анализ которого помогает в дальнейшем движении вперед. В «Стратегии и программе развития Финансового университета», утвержденных Ученым советом в 2010 г., отмечается: «мы ценим прошлое, но основываясь на достигнутом, строим будущее». Обратившись к истокам Финуниверситета, изучив собственную историю, мы лучше понимаем причины и характер структурных преобразований, происходящих в настоящее время, особенности формирования профессорско-преподавательского коллектива Университета, значение научных и методических достижений. Огромную роль в превращении вуза в ведущий финансово-экономический образовательный и научный центр сыграли его ректоры. Именно они обеспечили преемственность развития, придали новые импульсы движению вперед нашего вуза. Основы отечественного финансово-экономического образования были заложены в гг., когда в России началась индустриальная модернизация, связанная с именами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. В то время сформировались материальные и интеллектуальные ресурсы, без которых существование финансово-экономического вуза невозможно. Спустя сто лет, в начале XXI века Россия вступает в эпоху новой модернизации, в соответствии с которой развивается Финансовый университет. Его история делится на четыре этапа. Первый этап пришелся на период 1920 середина 1940-х гг. Это было время становления финансово- 6

7 экономического образования в нашей стране как самостоятельной отрасли в условиях создания плановой модели экономики. Накапливался опыт, формировался профессорско-преподавательский корпус, разрабатывались методики обучения, создавались первые научные работы, учебные программы и учебники. На протяжении двух десятков лет шла реорганизация финансовых вузов, отражавшая поиск путей оптимальной подготовки кадров для форсированного осуществления индустриализации. Второй этап, начавшийся после победы в Великой Отечественной войне гг., характеризуется возрастанием и укреплением качественных и количественных параметров учебной и научной деятельности. Тогда главной целью являлась подготовка дипломированных специалистов для социалистической экономики. Важным новым явлением в жизни вуза явилось установление тесных связей научных исследований с потребностями государственных органов власти и управления, промышленных предприятий и банков. Многие выпускники тех лет заняли руководящие посты в финансовых учреждениях СССР. Третий этап истории вуза неразрывно связан с перестройкой советской экономики, началом экономической реформы гг., зарождением рыночных отношений. В соответствии с потребностями нарождавшегося в России рынка произошли глубокие преобразования в структуре вуза и организации учебного процесса, исследовательской деятельности преподавателей. Коренным образом изменилось содержание дисциплин. В 1991 г. Московскому финансовому институту был присвоен статус Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В 1990-е гг. Финансовая академия успешно осуществляла подготовку высококвалифицированных специалистов для новой экономики. Наши выпускники тех лет работают во многих отраслях экономики, занимают ведущее положение в крупнейших компаниях и государственных органах России. Сегодня Финансовый университет вступает в четвертый, качественно новый этап своей истории. Нам предстоит стать инновационным научно-образовательным центром в финансовой сфере и максимально содействовать 7

8 решению задач модернизации национальной экономики. Наши выпускники благодаря тем знаниям, которые получают в Университете, должны стать конкурентоспособными не только на российском, но и зарубежном рынке труда. Во время празднования 90-летнего юбилея нашего вуза в его учебные планы была введена новая учебная дисциплина «История Финансового университета», которая преподается студентам первого курса и является продолжением дисциплины «Введение в специальность». Настоящее учебное пособие ставит целью помочь первокурсникам узнать историю и традиции вуза, в который они пришли учиться, познакомить новое поколение студентов с ректорами, преподавателями, выпускниками, ставшими успешными предпринимателями. В основу учебного пособия положен проблемнохронологический принцип. В первых шести главах выделены основные вехи девяностолетней истории вуза в неразрывной связи с историей нашей страны. На фоне обобщенных характеристик политической и социальноэкономической ситуации, достижений науки и образования рассматриваются процессы реорганизации структуры вуза, обновление учебно-методической работы, вклад научных исследований преподавателей в финансово-экономическую политику государства. Седьмая глава учебного пособия посвящена ректорам, внесшим неоценимый вклад в становление и преемственное развитие Финуниверситета. Особое место в учебном пособии занимает восьмая глава, в которой анализируются важнейшие направления развития Финансового университета на период до 2020 года, что особенно важно для понимания первокурсниками перспектив развития их «alma mater». Одну из задач авторы этой книги видели в том, чтобы показать читателям живую историю одного из ведущих российских вузов. Для этого в главы включены биографические справки о преподавателях, заведующих кафедрами, деканах, проректорах и выпускниках разных лет. Уделено внимание особенностям жизни и быта студентов на протяжении всей истории Финансового университета. 8

9 В учебное пособие в качестве приложения включена «Стратегия и программа развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на гг.». Этот документ призван помочь нынешнему поколению обучающейся молодежи и тем, кто еще готовится стать нашими студентами, лучше представлять будущее свое и своего Университета. Изучение дисциплины «История Финансового университета» позволит первокурсникам не только знать, но и гордиться 90-летней историей своего вуза. Авторы надеются, что настоящее учебное пособие окажется интересным и полезным для новых поколений студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор М.А. Эскиндаров Глава 1 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И МОСКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТЫ в 1920-е годы В октябре 1917 года в результате революции к власти пришли большевики, однако они не обладали ни ясной экономической программой, ни знаниями, ни практическим опытом, необходимыми для руководства такой страной, как Россия. Уровень их компетентности не соответствовал задачам управления огромной и разоренной войной страной. В первые месяцы власти они руководствовались утопическими теориями об отмирании 9

Смотрите так же:  Карта администратора терминал возврат

10 при социализме торговли и о господстве прямого продуктообмена. На основе этих представлений они приступили к радикальным хозяйственным преобразованиям национализации земли, промышленных предприятий, капиталов и т.д. Эти меры привели к окончательному развалу промышленности, уничтожению банковской системы, гиперинфляции, возникли серьезные трудности в организации работы государственного аппарата управления. Забастовки служащих Государственного банка, казначейства и бывшего министерства финансов парализовали экономическую и финансовую жизнь страны и поставили новую власть на грань краха. Стремясь преодолеть эти трудности, большевики начали срочно создавать собственную систему подготовки специалистов. Первые советские финансисты набирались из рабоче-крестьянской среды, были идеологически выдержаны и должны были обладать знаниями основ «буржуазной» финансовой науки. Укрепляя свою власть в эпоху безденежного хозяйства, большевики учредили в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове вузы финансово-экономического профиля как альтернативу дореволюционным коммерческим институтам Московский финансово-экономический вуз в годы Гражданской войны ( ) Важным событием явилось решение Народного комиссариата финансов (НКФ) РСФСР совместно с финансовым отделом Московского Совета рабочих и солдатских депутатов о создании в марте 1919 г. Московского финансовоэкономического института (МФЭИ) НКФ РСФСР. Результатом этого решения стало превращение финансовоэкономического образования в самостоятельную отрасль отечественной системы высшего профессионального образования. Основной предпосылкой, определившей формирование финансово-экономического образования, явился уровень развития промышленности и денежно-кредитной системы 10

11 дореволюционной России. Потребности экономики определяли специфику учебных программ, формирование преподавательского корпуса. Взаимосвязь политики и образования сохранялась и в советское время. В октябре 1918 г. Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов с передачей им «функций ныне упраздненных казенных палат, губернских акцизных управлений и финансовых органов местных управлений». При этом требовалось, чтобы «ответственные работники финансового отдела» обладали «необходимыми специальными знаниями». Острая потребность новой власти в квалифицированных руководителях в области финансовой политики побудила заместителя наркома финансов Д.П. Боголепова создать в начале 1918 г. первые в стране курсы советских финансовых работников. Их слушателями стали члены партии большевиков, руководители губернских и уездных финотделов. Курсы были краткосрочными, учебные программы были рассчитаны на обучение в течение трех недель по двум предметам счетоводству и сметному делу. Остальные предметы статистика, организация государственного контроля, учение о государстве, банковское дело, ведение народного хозяйства в социалистическом государстве читались в виде обзорных лекций. Их вели коллеги Д.П. Боголепова по НКФ, преподаватели Петроградского университета. В условиях разраставшейся Гражданской войны, наступления немцев на Петроград в феврале 1918 г. СНК принял решение о переводе столицы в Москву. В марте внимание руководства партии было сосредоточено на вопросе о заключении Брестского мира, а текущие вопросы финансово-экономической и образовательной политики отошли на второй план. В провинции вопросы организации управления на местном уровне стояли остро, и опыт Петроградских краткосрочных курсов стал использоваться, так как на местах требовались руководящие кадры большевиков с «теоретической подготовкой», «соответствующей периоду глубоких преобразований» в экономике советской России. Препятствием для быстрой и широкой 11

12 подготовки финансовых работников на местах было отсутствие квалифицированных преподавателей. Сформировать одновременно слой высших финансовых управленцев и преподавателей было возможно только в Москве, где финансово-экономическое образовании развивалось с начала XIX века. 6 февраля 1919 г. газета «Экономическая жизнь» сообщила о создании финансового вуза Московского финансово-экономического института. 2 марта 1919 г. в МФЭИ первом финансово-экономическом институте нашей страны начались занятия. Сегодня этот день отмечается в Финансовом университете как день его основания. Первым ректором был назначен Д.П. Боголепов. До революции, являясь членом партии большевиков, он читал финансовые дисциплины в Московском университете, Московском коммерческом и Московском частном юридическом институтах. Став заместителем наркома финансов, Д.П. Боголепов не только продолжил преподавание, но и выступил организатором советского финансово-экономического образования. Первым проректором был назначен член коллегии НКФ А.М. Галаган, крупнейший специалист в области теории и практики бухгалтерии. На открытии МФЭИ присутствовали руководство вуза и первые слушатели, А.С. Микаэлян, заместитель заведующего финансовым отделом НКФ и профессор института, выступил с речью. В ней отмечалось, что главная задача МФЭИ подготовить большевиков-финансистов в короткий срок за шесть месяцев. Первоначально преподавание было организовано по циклам. Это позволяло ограничиваться изучением одного или нескольких циклов, что подтверждалось свидетельством об окончании института. Выпускные экзамены должны были стать по замыслу учредителей вуза решающим условием занятия руководящих должностей в советском государственном аппарате. Также предполагалось открыть трехмесячные прикладные курсы счетоводства и банковского дела, где наряду с общеэкономическими, финансовыми и юридическими дисциплинами давались бы знания по счетоводству. В гг. курс обучения стал двухлетним, включавшим четыре семестра с чтением 12

13 лекций, работой семинаров, зачетами и экзаменами, написанием квалификационных работ. Одновременно с открытием вуза развернулась работа по набору слушателей. 6 марта 1919 г. газета «Известия» опубликовала обращение МФЭИ к отделам и учреждениям Моссовета направлять его служащих для подготовки специалистов финансовых учреждений. В МФЭИ принимались служащие Наркомфина, промышленных наркоматов, работники финансовых учреждений губернских и уездных исполкомов. Первый набор состоял из 300 человек. Две трети имели среднее, специальное и высшее образование. Достаточно высокий уровень подготовки слушателей позволял, по мнению ректората, выполнить поставленную задачу за шесть месяцев выпустить первых специалистов. Именно этим МФЭИ отличался от Института народного хозяйства им. К. Маркса, переименованного в 1919 г. в Московский коммерческий институт (ныне Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова), и экономического отделения факультета общественных наук МГУ, где обучение было рассчитано на четыре года. Непродолжительность обучения в МФЭИ поставила под сомнение его судьбу как высшего учебного заведения. Новый нарком финансов Н.Н. Крестинский, с начала 1919 г. взявший курс на свертывание денежного обращения, считал нецелесообразным существование вуза финансово-экономического профиля. Крестинский Николай Николаевич ( ) советский партийный и государственный деятель, член партии большевиков с 1903 года. В гг. возглавлял Наркомат финансов РСФСР, примыкал к «левым коммунистам». Один из проводников политики «военного коммунизма». Во время руководства НКФ Крестинским заложены основы плановой экономической системы, разработаны проекты отмены денег, сделана попытка перейти к прямому товарному обмену. В гг. представитель России, СССР в Германии. В 1930-х гг. заместитель наркома иностранных дел. Читал лекции в МФЭИ в 1919 г. и начале 1930-х годов. Репрессирован. Посмертно реабилитирован. В апреле 1919 г. комиссия из членов коллегии Наркомфина, изучив программу, состав лекторов и слушателей МФЭИ, приняла компромиссное решение: вуз немедленно не закрывать, а «продолжить его работу до сере- 13

14 дины августа», когда предполагался первый выпуск. МФЭИ не был закрыт и сохранял статус института в течение еще двух лет. В этом заслуга его руководителей: Д.П. Боголепова, А.С. Микаэляна, А.М. Галагана. В принятом в 1920 г. Уставе МФЭИ определялись цель и задачи, организационная структура, особенности учебной деятельности, способ управления. Главной целью вуза была подготовка специалистов в области кассового, сметного, налогового дела и экономического строительства советской России. Обучение в МФЭИ было бесплатным. Учебные предметы группировались с таким расчетом, чтобы каждый курс представлял собою законченное целое. Такое построение учебной работы было вызвано условиями Гражданской войны. Студенты МФЭИ подлежали мобилизации на трудовой фронт и в действующую армию. В МФЭИ преподавалось 35 учебных дисциплин, организованных в философско-исторический, общеэкономический, финансовый и юридический циклы. Проводились прикладные занятия по счетоводству. Спецкурсов в современном представлении не было, читались так называемые эпизодические лекции, дополнявшие и расширявшие отдельные аспекты обязательных курсов. Для осуществления столь обширной программы Д.П. Боголепов пригласил с экономического отделения факультета общественных наук МГУ крупных ученых-экономистов и юристов И.Х. Озерова, М.А. Рейснера, В.М. Экземплярского, С.В. Познышева, С.Б. Членова, Л.И. Лубного-Герцыка. В МФЭИ проводили занятия и руководители Наркомфина его глава Н.Н. Крестинский, заведующий отделом прямых налогов и пошлин Л.Л. Оболенский и др. Озеров Иван Христофорович ( ) выдающийся ученый-экономист и общественный деятель. Из крестьян Костромской губернии. Окончил Московский университет. До революции крупный предприниматель, член правлений ряда промышленных и банковских акционерных предприятий, обладал большим состоянием. С 1898 г. заведовал кафедрой финансового права юридического факультета Московского университета. Учитель Д.П. Боголепова. В 1909 г. избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов. Автор учебника «Основы финансовой науки». В 1920-е гг. сотрудник Наркомфина. В 1920-х гг. был профессором в МФЭИ и МПЭИ. В 1930-е гг. его работы были запрещены, сам ученый подвергся репрессиям. 14

15 Имеются данные, что И.Х. Озеров умер от голода 1942 г. в блокадном Ленинграде. В 1991 г. реабилитирован. Политика «военного коммунизма» завела страну в тупик. Промышленное производство, сельское хозяйство, финансы, транспорт в результате радикальных хозяйственных реформ находились в катастрофическом положении. В дополнение к всеобъемлющему экономическому кризису в начале 1921 г. разразился кризис власти. Попытка сформировать систему безденежного хозяйства привела к разрушению высшего образования, в том числе и финансово-экономического. В 1919/1920 учебном году из-за отсутствия денежных средств, дров, из-за военных и трудовых мобилизаций закрывались десятки вузов. Из восьми, существовавших в стране финансовоэкономических институтов, к началу 1921 г. осталось всего три, где обучалось около тысячи человек. В МФЭИ число студентов сократилось до 43. Почти в два раза уменьшился штат преподавателей оставалось 11 профессоров, четыре преподавателя общеобразовательных дисциплин и два преподавателя иностранных языков. Президиум МФЭИ и преподаватели предпринимали попытки спасти вуз. А.М. Галаган, бывший в то время ректором, предложил изменить структуру вуза и учебные планы и преобразовать его «в высшую школу нормального типа, с трехлетним курсом обучения», двумя факультетами педагогическим и хозяйственным. Педагогический должен был готовить преподавателей по финансово-экономическим дисциплинам, а хозяйственный давать знания, необходимые для практической деятельности в финансовых учреждениях, хозяйствах промышленного, менового и потребительского характера. К марту 1921 г. были разработаны учебные программы для двух факультетов, а в апреле все документы, необходимые для реорганизации института, были направлены в Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), отвечавший за подготовку специалистов для народного хозяйства. МФЭИ еще до того, как в марте 1921 г. В.И. Ленин провозгласил начало «новой экономической политики», предполагавшей восстановление товарно-денежных отношений, стал готовиться к реорганизации. Первоначально в Наркомате просвещения с одобрением отнеслись к это- 15

Смотрите так же:  Кировский суд курск госпошлина

16 му предложению: «Организация подготовки преподавания счетных наук крайне необходима, отмечало его руководство, Финансово-экономический институт следовало бы учредить на правах повышенного техникума (практический институт)». Однако финансово-экономический кризис, голод, отсутствие четкой программы реализации нэпа, противоречивые суждения В.И. Ленина всё это позволило левацки настроенным деятелям Наркомпроса вместо перестройки института 4 августа 1921 г. его закрыть. Педагогический факультет был реорганизован на 1921/1922 учебный год в краткосрочные педагогические курсы для подготовки преподавателей счетных наук для техникумов. Им перешли здание на Арбатской площади, где располагался МФЭИ, и его скудная материальная база. Преподавательские кадры хозяйственного факультета, учебные планы и программы передавались Московскому промышленно-экономическому институту (МПЭИ), в котором был создан финансово-экономический факультет (цикл). Подводя итоги деятельности МФЭИ, следует отметить, что он был создан в революционную эпоху. В отличие от других советских вузов он не имел предшественников и был организован без опоры на материальную и методическую базу какого-либо дореволюционного учебного заведения. Это была одна из первых попыток большевиков создать новое как по целям и задачам, так и по содержанию образовательного процесса, высшее учебное заведение. МФЭИ внес заметный вклад в становление российского финансово-экономического образования, хотя и просуществовал всего три года. Вуз выполнил задачу подготовки кадров и повышения квалификации первых советских работников Наркомфина, местных финансовых органов в условиях гражданской войны и политики «военного коммунизма». Разногласия в среде советских руководителей по поводу судьбы МФЭИ свидетельствуют о существовании различных взглядов на финансово-экономическую политику в целом. Свертывание вуза до уровня финансового цикла явилось ошибочной мерой. Для преодоления разрухи, оз- 16

17 доровления денежного обращения, развития промышленности требовались квалифицированные руководителифинансисты. Через год в марте 1922 г. при Наркомфине были организованы центральные курсы по подготовке финансовых работников От коммерческого училища до вуза: Московский промышленно-экономический институт ( ) В 1896 г. министр финансов С.Ю. Витте провел реформу, в результате которой сформировалась система коммерческого образования, включавшая более 300 училищ (мужских и женских) и Московский, Киевский и Харьковский коммерческие институты. В них готовились специалисты разных уровней для банков, промышленности, торговли, земств, для преподавания финансовых и экономических дисциплин. В развитие коммерческого образования большой вклад внесло российское предпринимательское сообщество, предоставлявшее значительные средства на строительство зданий училищ и их оборудование, на жалованье преподавателям и стипендии для учащихся. Большевики изменили принципы организации и управления учебными заведениями. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе». Обучение объявлялось бесплатным, внедрялось самоуправление, поощрялось педагогическое новаторство. Все частные и общественные учебные заведения дореволюционной России становились государственными, а их имущество национализировалось. Изменилось ведомственное подчинение. Они перешли в управление Наркомата торговли и промышленности (НТиП). Новая власть переименовывала учебные заведения. В первую очередь эта мера коснулась коммерческих училищ. Провозгласив торговлю спекуляцией, новая власть отказалась от термина «коммерция», ассоциировавшегося с наживой. Училища стали называться промышленноэкономическими или народно-хозяйственными что более соответствовало содержанию образования. Коммерческие 17

18 училища уже давно «переросли» самих себя, выпуская специалистов для всех отраслей экономики. В их числе было Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества, уровень преподавания в котором приближался к вузовскому. Накануне революции руководство училища и попечительный совет предприняли попытку преобразовать училище в институт. Статус вуза училищем был получен уже при большевиках. Судьба Александровского коммерческого училища в первые послереволюционные годы это еще один пример того, как происходило становление отечественного финансово-экономического образования. Национализация капиталов учебных заведений привела к их фактическому закрытию. Острая необходимость в финансистах заставила учебный отдел НТиП накануне 1918/1919 учебного года на специальном заседании поднять вопрос о бывших коммерческих училищах. Член коллегии Наркомпроса П.И. Шелков, выпускник Московского коммерческого института, известный деятель в области коммерческого образования, предложил младших учеников коммерческих училищ перевести в общеобразовательные школы, а из старших классов создать промышленно-экономические группы. П.И. Шелков заявил, что «если обучающиеся в коммерческих училищах распылятся», то ряды финансовых работников долго не получат пополнения. В соответствии с предложением П.И. Шелкова в сентябре 1918 г. старшие классы Александровского коммерческого училища были реорганизованы в промышленноэкономические группы, а в октябре в промышленноэкономический техникум, который как преемник Александровского коммерческого училища расположился в его здании и получил материальную базу этого богатейшего дореволюционного училища. МПЭИ управлялся советом, в который наряду с деканами входили представители преподавательского состава, слушателей и профсоюзов. На этом реорганизация не закончилась. В 1919 г. техникум был преобразован в Московский практический промышленноэкономический институт, поскольку учебные программы, преподавательский корпус (в основном профессора Московского университета) соответствовали статусу вуза. 18

19 Первым ректором этого института был назначен П.И. Шелков. По своему статусу практические институты были выше техникумов и входили в систему высшего образования, выпуская кадры для практической работы в народном хозяйстве. Институты и университеты готовили преимущественно специалистов для научной деятельности и преподавания в вузах. Аналогии можно найти в организации высшего образования современной России для практической работы выпускаются бакалавры, для научной и педагогической деятельности магистры. В 1920-х гг. выпускники МПЭИ наряду с окончившими собственно вузы направлялись на руководящие должности в государственные финансовые учреждения и промышленные предприятия. МПЭИ в отличие от МФЭИ не только выжил в условиях хозяйственной разрухи и голода, но и успешно готовил специалистов для народного хозяйства. Этому есть ряд причин. Были сохранены «исторические корни», материальная база, которая до революции оценивалась более чем в один миллион рублей, остались «восприимчивые ко всякого рода методическим нововведениям» преподаватели. МПЭИ был подчинен Наркомпросу и Народному комиссариату торговли и промышленности (НКТиП), где левацки настроенным функционерам противостояли крупные деятели науки и культуры. В специалистах остро нуждались советские промышленные предприятия. МПЭИ изначально создавался как высшее учебное заведение, в отличие от созданного для экстренной подготовки финансовых руководителей МФЭИ. В МФЭИ принимались не просто члены правящей партии, а ее руководящие работники. МПЭИ, возглавляемый беспартийным П.И. Шелковым, до определенного времени был более демократичным, открытым для беспартийных и выходцев из служащих и крестьян, а потому и более многолюдным. В эпоху нэпа именно МПЭИ стал вузом, где развивалось финансово-экономическое образование. С либерализацией экономической жизни, легализацией товарноденежных отношений, восстановлением бюджетной и налоговой политики, банковской системы значение МПЭИ выросло. Необходимость широкого распространения промышленно-экономических знаний и скорейшей подготовки бух- 19

20 галтеров, товароведов, экономистов, статистиков, коммерческих агентов и т.п. стала очевидной для власти на всех уровнях. Сохранялась задача подготовки руководителей для промышленности и центральных финансовых органов. Решающими в судьбе МПЭИ стали гг., когда он превратился в один из ведущих столичных вузов. В соответствии с распоряжениями правительства и Наркомпроса в МПЭИ были созданы учебные планы и программы для трех- и четырехлетнего обучения, выработаны условия приема с обязательной успешной сдачей вступительных экзаменов. Это был серьезный шаг по улучшению подготовки студентов по сравнению с гг., когда действовал декрет Совнаркома, дававший право поступить в вуз без свидетельства об образовании. Так начиналась новая эпоха в образовательной политике советской власти. Радикализм первых послеоктябрьских лет уступал место трезвому отношению к организации высшего образования. Одновременно усиливался идеологический контроль. Социальное происхождение слушателей регулировалось из соображений «орабочения» их состава. Это означало, что безусловным преимуществом при поступлении в вуз пользовались выходцы из рабочей среды, члены партии и комсомола, рабфаковцы, а также лица, рекомендованные партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями и командированные из Красной армии. Во вторую очередь принимались окончившие подготовительные курсы при институте, в третью все остальные. Разверстку о принятии в вуз слушателей по указанным социальнополитическим признакам «спускали» структуры Наркомпроса. В середине 1920-х гг. в МПЭИ обучалось человек, а его партийно-комсомольская прослойка составляла около человек, т.е. около 60% учащихся. Чтобы поддержать такое соотношение, в МПЭИ проводились «чистки», отчисление проводилось по классовому принципу. Эти процессы в жизни вуза можно рассматривать как симптомы грядущих радикальных перемен в системе образования 1930-х годов. 20