Импортная пошлина и импортная квота

Импортная квота. Импорт в экономике страны

Импортная квота – ограничение ввоза товара по отношению к его количеству или стоимости. Годовой объем данного экономического показателя как специальной защитной меры не должен быть ниже среднегодовой величины импорта определенного товара за предыдущий период.

Импортная квота на год устанавливается только при наличии необходимости в устранении с ее использованием ущерба определенной отрасли отечественной экономики либо предотвращения угрозы такого причинения. В сумме годового объема квоты, которая вводится как специальная защитная мера, правительством РФ устанавливаются такие ограничения для конкретного иностранного государства и только после проведения соответствующих с ним консультаций с учетом интересов его в поставках рассматриваемого товара. Если импортная квота распределена между странами-поставщиками, то правительство договаривается о распределении такого ограничения со всеми государствами, имеющими заинтересованность в данном товаре.

Порядок оформления импортных квот

Данное ограничение зачастую должно быть подкреплено выдачей соответствующих лицензий отдельной группе людей либо определенному количеству субъектов хозяйствования. К примеру, в США существует импортная квота на ввоз сыра, который разрешен только конкретному кругу компаний. Каждой из них предоставлено такое право импорта на конкретное количество фунтов сыра зарубежного производства.

Величина квоты каждого субъекта хозяйствования определяется, исходя из количества, которое было импортировано компанией в предыдущие периоды. Иногда право продажи может быть предоставлено только правительствам государств-экспортеров. В данном случае речь идет о таком товаре, как военное снаряжение или сахар.

Импортная квота и внутренняя цена на товар

Не нужно думать, что введение импортной квоты способствует ограничению ввоза товаров без подъема внутренней цены на них. Из-за введенных ограничений всегда поднимается цена товар, который импортируется. При ограничении импорта можно наблюдать следующее: спрос на товар при первоначальной цене превосходит все внутренние предложения с добавлением суммы импорта. Поэтому цена будет увеличиваться до тех пор, пока не установиться новая ситуация на рынке. В результате импортные пошлины и квоты поднимают внутренние цены на такую же сумму, что тариф, ограничивающий ввоз товаров до такой же величины. Исключение составляет случай монополии внутреннего характера, при наличии которой квота может поднимать цены на порядок.

Квота и тариф: основные различия

Основным различием между двумя этими понятиями является то, что с введением квоты правительство не получает никакого дохода. Если при ограничении импорта квота используется вместо пошлины, то денежные средства, которые могли бы стать источником наполнения бюджета, достаются субъекту, который приобретает соответствующие лицензии. Их держатели закупают импортные товары для дальнейшей их реализации на внутреннем рынке, но уже по достаточно высокой цене. Прибыль, получаемая держателями таких лицензий, известна под названием «квотная рента».

Экспортные и импортные операции

Для достижения взаимовыгодности в международной торговле для всех ее участников должен сложиться самым благоприятным и эффективным способом экспорт и импорт для каждого отдельного государства. На практике данная эффективность определена адекватной системой международных расчетов и мировых цен.

Международная торговля характеризуется экспортно-импортными операциями. Что такое импорт, можно понять, исходя из определения импортной квоты. А экспорт – вывоз за границу различных товаров и услуг с целью реализации их на внешнем рынке. В данном случае товаром могут считаться и технологии, которые предполагается вывезти за пределы того или иного государства. Особая форма экспорта – реэкспорт, подразумевающий вывоз товаров, ранее ввезенных без какой-либо переработки в этом государстве.

Экспорт и импорт фиксируются по факту пересечения границы и находят отражение во внешнеэкономической и таможенной статистике.

Виды импортных квот

Рассматривая теоретические аспекты данного понятия, необходимо выделить следующие типы квот: групповые, глобальные, индивидуальные, антидемпинговые, специальные и компенсационные.

Квоты групповые – ограничения по ввозу товаров с четким определением группы государств, из которых они импортируются.

Квоты глобальные представлены ограничениями, которые устанавливаются для определенного товара без указания стран, из которых он импортируется.

Антидемпинговые квоты характеризуется ограничениями в объеме импорта товара в то или иное государства. При этом речь идет о товаре, участвующим в антидемпинговом расследовании, который разрешается импортировать на протяжении утвержденного срока.

Квоты компенсационные представлены предельным объемом импорта конкретного товара, который является антисубсидиционным объектом, который, как и в предыдущем случае, разрешается импортировать на протяжении некоторого срока.

Как уже упоминалось выше, импортная квота (формула ее исчисления изображена в любом экономическом учебнике) нации обходится намного дороже, чем аналогичный по сумме тариф.

В данном случае речь идет о факте монополизации внутреннего рынка в связи с введениями ограничений на ввоз товаров. К примеру, крупная российская промышленная компания не получает монопольную и неразделимую власть при использовании тарифа, так как ей противостоит эластичное предложение по цене на мировом уровне с добавлением тарифа. Однако при введении импортной квоты российский субъект хозяйствования уже не опасается повышения цен, так как имеет уверенность в ограничениях для аналогичного товара зарубежного производства на его ввоз на территорию РФ. В результате это ограничение позволяет доминирующей фирме получать крупную прибыль посредством повышения цен.

Таким образом, импортная квота может привести к установлению на рынке внутри государства очень высокой цены с одновременным снижением уровня выпуска продукции.

Влияние квот на национальное благосостояние

Влияние рассматриваемых ограничений на ввоз товаров на национальное благосостояние проявляется при распределении властью прав на импорт. Основными способами распределения импортных квот являются:

  • аукцион, организованный на конкурентной основе;
  • система предпочтений;
  • распределение квот по методу «затрат».

Импортные квоты зачастую продаются государством на открытом аукционе, где устанавливается та цена на данные лицензии, которая приравнивается к разнице между стоимостью, которая установлена импортером, и внутренней ценой, за которую продается импортируемый товар.

Несмотря на дешевизну открытых аукционов при распределении импортных квот, по факту они не используются.

Чаще всего встречается при распределении таких ограничений аукцион на конкурентной основе. В этом случае получает толчок к развитию подпольный бизнес и теневая экономика. При таком распределении обладателями становятся те, которые большую взятку дадут.

Импортные квоты иногда размещаются с учетом явных и системных предпочтений, при которых государством закрепляются такие ограничения за конкретными компаниями без заявок, переговоров и конкурентной борьбы.

Сравнительный анализ эффективности применения импортного тарифа и импортной квоты

Импортные квоты — это традиционный протекционистская мера. Общие отличия их от пошлин заключаются в том, что:

— это более жесткий способ ограничения иностранной конкуренции;

— использование квот не дает дополнительных поступлений в государственный бюджет;

— в случае применения квот иногда можно добиться несколько большей гибкости системы ограничений;

— последствия введения квот по реакции рынка и распределения экономических выгод можно предположить менее точно, чем в случае введения пошлин.

Сравнение импортной пошлины и импортной квоты приведены в таблице 6.4 [56].

Таблица 6.4. СРАВНЕНИЕ ИМПОРТНОЙ ПОШЛИНЫ И ИМПОРТНОЙ квоты

Направления сравнения

Импортная пошлина

Импортная квота

От потребителей в государственный бюджет

От потребителей к фирмам, импортирующим товары

Изменение внутреннего спроса на товар

Приводит к увеличению импорта товара

Приводит к увеличению внутренней цены на товар

Осуществляется таможенными органами

Требует создания системы распределения импортных лицензий

Зависит от колебания импортных цен

Ограничивает импорт желаемым объемом

Перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию

В ст. 16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» указано, что перечень товаров, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию, информация о сроке действия лицензий и внесения любых изменений к ним, порядок представления и рассмотрения заявок публикуются в официальных печатных изданиях Украины с уведомлением соответствующего комитета ВТО в течение 60 дней со дня опубликования и предоставлением копий этих публикаций.

Публикация включает следующую информацию:

— перечень товаров, подлежащих процедурам лицензирования;

— контактный пункт для предоставления информации о праве на получение лицензии;

— административный орган (органы) для представления заявок на лицензию; дату и название публикации, в которой изложены процедуры лицензирования;

— указание того, является лицензирование автоматическим или не автоматическим;

— административные цели — в случае процедур автоматического лицензирования импорта;

— указания мер, которые применяются через процедуры лицензирования, — в случае процедуры неавтоматического лицензирования импорта;

— ожидаемый срок длительности процедуры лицензирования, если его может быть установлен с определенной степенью вероятности, а если нет — то причину, почему эта информация не может быть предоставлена.

В случае, если квота распределяется среди стран-поставщиков, информация о распределении квоты подлежит опубликованию с уведомлением об этом других государств, заинтересованных в поставках в Украину определенных товаров.

Официальное опубликование производится за 21 день до даты введения режима лицензирования, но не позднее указанной даты. На запрос заинтересованного государства — члена ВТО должна предоставляться соответствующая информация относительно:

— порядка применения ограничений;

— количества выданных за определенный период лицензий с указанием в случае необходимости объема и/или стоимости товаров;

Смотрите так же:  Целевые пособия

— распределения лицензий среди стран-поставщиков;

— статистических данных об объемах и/или стоимость товаров.

Так, например, Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 декабря 2010 г №1І83 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2011 год» были установлены объемы квот товаров, экспорт которых подлежит лицензированию в 2011 году и перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию в 2011 году.

В Украине впервые режим лицензирования и квотирования было применено в отношении экспорта товаров в 1992 г. Почти 280 товарных позиций подпали под такой режим регулирования экспорта. То есть, практически все потенциальные товары, которые можно было реализовать на мировом рынке: продукция сельского хозяйства, химической промышленности, сырье, черные и цветные металлы и изделия из них. Основная причина жесткой системы нетарифного регулирования экспорта заключалась в большой разнице между внутренними ценами и ценами мирового рынка. Ценовая разница давала возможность получать значительные прибыли от продажи товаров на экспорт [56].

Украина за годы своей независимости достаточно активно использовала количественные ограничения с целью регулирования экспортно-импортных операций.

Нормами ВТО требуется, в случае применения при определенных условиях количественных ограничений, делать это в недискриминационный способ, прозрачно и предсказуемо, с публичным сообщением о правила относительно таких ограничений и распределение квот [146] .

С даты вступления в ВТО Украина взяла на себя обязательства, например, распределять тарифную квоту на сахар-сырец тростниковый в соответствии с Соглашением ВТО; не реализовывать тарифные квоты на любые товары через аукционы; любые мероприятия осуществлять и применять одинаково, беспристрастно, обоснованно, прозрачно, предсказуемо и справедливо; до внесения изменений в положения относительно тарифных квот предварительно публично сообщать; торговым партнерам предоставлять возможности сделать комментарии до принятия окончательных решений относительно изменений.

«Лечение» внутреннего рынка с помощью импортной квоты

Одним из видов количественного нетарифного метода является импортная квота. Она представляет определенные ограничительные рамки по количеству и стоимости ввозимого товара.

Иначе говоря, это разрешенный государством объем или стоимость товара, который можно ввезти территорию конкретной страны за фиксированный период.

Основные аспекты и формулы ограничительного метода

Разновидность данного метода всегда увеличивает внутреннюю стоимость на ввозимую продукцию. Ограничение импорта приводит к повышению спросу на товар по первоначальной цене, что превосходит предложение рынка и сам импорт.

В следствие, цена увеличивается, до момента изменения ситуации. Результат этой деятельности: внутренний цены вырастут на величину тарифа, ограничивающий импорт.

Тут возникает вопрос, импортная пошлина и квота – это синонимы?

Нет, различие между импортной пошлиной и квотой в том, что последняя не предусматривает для государства получения дохода. Лишь те, кто имеет импортные лицензии, выигрывают в данной ситуации.

Держатели разрешения имеют возможность приобрести товары других стран и продать их на рынке намного дороже, прибыль, что они получат, носит наименование квотной ренты.

Импортная квота может быть введена исключительно для определенного государства. Но сумма всех этих мер не должна быть больше предельного показателя.

Основные виды импортных квот:

  1. Глобальные – фиксированное количество ввозимого на территорию страны определенного вида продукции за предусмотренный промежуток времени;
  2. Индивидуальные – закрепляют определенный объем поставки определенной продукции из государства в государство. Они подразделяются:
  • пропорциональная квота – зависит от долевого участия каждого государства-поставщика в операциях по импорту за минувший период;
  • двухсторонняя квота – соглашение двух государств, по которому квота устанавливается на основании решения государства, которое доставляет на свою территорию продукцию партнера по договору;
  • избирательная квота – направлена на определенное государство и объединение стран;
  • сезонная квота – сокращение ввоза с/х продукции в заданный период года;
  • тарифная квота – ограничение, в рамках стоимости, и объема которых ввозимая продукция облагается только пошлиной на таможне.

Такое ограничение имеет большую важность для национального хозяйства. Квота показывает, какое место импортные товары занимают в производственном процессе страны, и насколько значим импорт для государства. Для расчета существует специально выведенная формула:

Цели и истинное предназначение

Государство, преследует следующие цели, вводя такие ограничения:

  1. защита местного предпринимательства от заграничной продукции, поддержание национального производства и товара;
  2. обеспечение торгового баланса государства;
  3. уравновешивание спроса и предложения на рынке внутри страны;
  4. государственный ответ дискриминации отдельных стран.

Любые тарифы регламентируются определенными законами, т.е имеют правовое обеспечение, а, значит, квоты это легкий и быстрый инструмент в руках политики. Поддержка конкретных организаций – один из плюсов квоты.

Введение импортной квоты подразумевает повышение цен на товар, что стимулирует местный бизнес увеличивать свои возможности и эффективность работы, развиваться. Она дает гарантии, потому что поставщики имеют возможность не платить пошлины, снижая цены.

Население страдает от таких ограничений, ведь им приходится покупать более дорогостоящие товары. Но цель введения такого ограничителя заключается в том, чтобы защитить национального производителя, осуществлять социальные платежи и стимулировать рост экономики.

Существуют и отрицательные стороны: монополизация экономики из-за концентрации лицензии в одни руках, рост коррупции, поскольку любое предприятие желает заполучить лицензию.

Динамика введения таких запретов многообещающая, ведь государство стремится к развитию своего производства, и желает, чтобы все денежные средства концентрировались в его пределах и не утекали заграницу.

Это важно! Запрещен ввоз и продажа товаров нелицензированным предприятиям, не получившим лицензию. Взаимосвязь ограничений на импорт и национального благосостояния выявляется при разделении прав на импорт специализированными органами.

Влияние определенных ограничений на поставку продукции на национальное благосостояние проявляется при раздаче специализированными органами прав на импорт. Они распределяются четырьмя путями:

  1. Явное предпочтение – государство отдает лицензии организациям с наибольшим авторитетом;
  2. Открытый конкурс – продажа лицензии приносит доход стране;
  3. Затратный метод – производство с самыми большими производственными мощностями, высокообразованным персоналом получают лицензию;
  4. Аукцион – один из самых эффективных и справедливых методов, но он, практически, не используется. Путем повышения ставки организация выигрывает лот – лицензию. Цена, в основном, равняется цене импортера минусом внутренней стоимость на продаваемый товар.

Несомненно, управлять импортными квотами намного легче, чем тарифами и пошлинами. В случае непредвиденных ситуаций ограничения проще вводить, их необязательно отправлять на рассмотрение в парламент.

Но с другой стороны, они наносят ущерб государству в виде монополизации и увеличения цен на некоторые категории товаров. Также, местные предприниматели «расслабляются», зная, что поставки из-за границы не превысит допустимую норму, и при высоком спросе, они могут поднимать, и без того высокие, цены.

Стоит не забывать, что ввод такого показателя является одним из инструментов контроля экономики как внутренней, так и внешней. Не вводя их, государство потеряет власть над ситуацией, рынок будет заполнен товарами, спрос на который не будет. Это приведет к огромным складским запасам, а впоследствии к большим потерям.

Импортная пошлина и импортная квота

Другая вероятная проблема системы плавающего обменного курса заключается в том, что если страны с положительным сальдо платежного баланса (т. е. Япония и Германия) не намерены допустить инфляцию, то страны с дефицитом платежного баланса посчитают это несправедливым по отношению к их отраслям, поскольку это ограничит возможности экспорта в страны с положительным сальдо платежного баланса. Отсюда и применение политики протекционизма, проявляющегося в повышении тарифов и импортных квот. В настоящее время в США существует много сторонников протекционизма. [c.794]

Цели. Первоначально Общий рынок был создан для 1) постепенной отмены тарифов и импортных квот на все продукты, которыми торгуют между собой страны-участницы 2) установления общей системы тарифов применительно ко всем товарам, поступающим из стран, не входящих в ЕС 3) обеспечения свободного движения капиталов и рабочей силы в пределах Общего рынка 4) выработки единой политики по другим экономическим вопросам, затрагивающим все страны-участницы, в том числе по проблемам сельского хозяйства, транспорта, а также регулирования предпринимательской деятельности. ЕС достиг большинства поставленных целей и теперь представляет собой мощный торговый блок. [c.121]

Различные раунды Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) привели к многостороннему снижению тарифов и импортных квот для более чем 1 20 стран-участниц. [c.123]

Политической силой групп интересов объясняется существование импортных тарифов и квот на сталь, обувь, текстильные изделия, одежду и некоторые другие товары. Ирригационные проекты, финансируемые на федеральном уровне, льготные кредиты бизнесу, дотации аэропортам, художественным коллективам и учреждениям культуры, специальные программы помощи молодежи и престарелым, тем, кто живет в районах с высоким уровнем безработицы и, разумеется, тем, кто служит надеждой и опорой канадских политиков, дотации регионам — вот примеры политики ради политики. В основе ее лежат интересы групп, преследующих свои интересы, а отнюдь не потребности экономики и общества. И если каждая в отдельности подобная программа является незначительным бременем для экономики, то в сумме они разоряют федеральный бюджет, растрачивают ресурсы и снижают жизненный уровень населения. [c.44]

В первом случае государство использует элементы протекционизма для повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к иностранным конкурентам, обладающим преимуществами в издержках. Инструментами государственного регулирования могут быть либо импортные тарифы, либо импортные квоты Основной проблемой регулирования служит достижение компромисса между интересами потребителей, производителей и государственного бюджета. Во втором случае государство опирается на стимулирование экспорта для повышения прибыли отечественных производителей, используя экспортные субсидии. Эффективность такой политики определяется соотношением суммы субсидий и роста прибыли экспортеров. Мы рассмотрим проблемы, связанные с проведением политики протекционизма и импортозамещения и политики стимулирования экспорта, используя модели [c.197]

Смотрите так же:  Приказ мо 2012 2222

ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТА ВНУТРЕННИМ ПРОИЗВОДСТВОМ — одна из основных стратегий совершенствования экономики для развивающихся стран. В послевоенные годы многие экономисты развивающихся стран считали, что политика индустриализации является оптимальной стратегией экономического прогресса. Наиболее очевидным путем в этом направлении было замещение импорта внутренним производством, что влекло за, собой создание собственной промышленности под защитой импортных тарифов и квот. Считалось, что этот процесс следует начинать с отраслевой промышленности, производящей потребительские блага. Предполагалось, что импорт будет защищен и это будет способствовать дальнейшему экономическому росту. [c.230]

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых добровольных ограничений экспорта. Добровольное ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа добровольно ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям. [c.123]

Плавающий валютный курс и внешнеэкономическая политика. Рассмотрим основные последствия для малой открытой экономики протекционистской политики установления импортных тарифов и квот. Прямым следствием такой политики будет увеличение чистого экспорта страны (рис. 13.7, а), что приведет в свою очередь к сдвигу кривой IS вправо (рис. 13.7, б). [c.254]

Тарифы и импортные квоты снижают общее экономическое благосостояние. (93 %) [c.58]

Проанализируете влияние таможенных тарифов и импортных квот на благосостояние [c.195]

Очевидно, анализ показался вам в чем-то знакомым. В самом деле, если вы сравните анализ воздействия на рынок импортной квоты (рис. 9.7) с анализом таможенного тарифа (рис. 9.6), вы убедитесь, что они в сущности идентичны. И тарифы и импортные квоты увеличивают рыночную цену товара, уменьшают благосостояние внутренних потребителей и увеличивают благосостояние отечественных производителей. В результате общество несет безвозвратные потери. Между этими двумя типами ограничения торговли существует единственное различие тариф увеличивает доход правительства (площадь Е, рис. 9.6). в то время как импортная квота создает излишек для владельцев лицензий (площадь » + Е», рис. 9.7). [c.206]

Размер рынка и его деятельность зависит в значительной степени от объемов внутреннего производства и торговой политики государства (экспортные и импортные тарифы и квоты). Несоблюдение одной страной сахарных квот на импорт может привести к сокращению спроса на свободном рынке и снижению цеи, В то же время высокие уровни цеи могут поощрять внутренние поставки и увеличивать предложение на свободном рынке. Так, в США завышенные импортные тарифы долго поддерживали внутреннюю [c.65]

Но закон о взаимных торговых соглашениях дал толчок только двусторонним переговорам (переговорам между двумя государствами). Этот подход был расширен в 1947 г., когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех основных принципах 1) равное, недискриминационное отношение ко всем странам-участницам 2) снижение тарифов путем многосторонних переговоров 3) отказ от импортных квот. [c.120]

Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. обозначил начало курса на снижение американских тарифов. В 1947 г. было создано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), цели которого заключались в а) установлении недискриминационных отношений между всеми торгующими странами б) снижении тарифов в) отмене импортных квот. [c.125]

Не вызывает удивления тот факт, что профсоюзы строителей используют лоббистов для получения контрактов на строительство новых шоссе или реконструкцию городских застроек. Аналогичным образом профсоюзы и ассоциации учителей выступают за увеличение государственных расходов на образование. Профсоюзы, связанные с аэрокосмической промышленностью, могут прибегать к услугам лоббистов для увеличения военных расходов. И не случайно некоторые профсоюзы оказали существенную поддержку предпринимателям с целью введения протекционистских тарифов или импортных квот для ослабления конкуренции со стороны зарубежной продукции. Рабочие сталелитейных и авто- [c.622]

Импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, способствует расширению спроса на отечественные товары. В отличие от импортного тарифа применение квоты позволяет точно ограничить ввоз. Таким образом, повышение импортных тарифов приводит не только к увеличению фискальных поступлений, но и к росту расходов валюты, тогда как введение квоты позволяет уменьшить сумму импортных платежей, а стало быть, ведет к сокращению дефицита платежного баланса. Однако квотирование оправданно лишь в условиях свободной конкуренции на внутреннем рынке данного товара. При отсутствии ее и искусственном дефиците ограничение ввоза позволит монополисту поддерживать высокие внутренние цены. [c.250]

Риск экспансии на местный рынок со стороны зарубежных экспортеров актуален для инновационных проектов по новым заполняющим ниши на рынке технологиям, которые могут реализовать со своими продуктами зарубежные экспортеры, до определенного момента почти не предлагавшие на данный рынок своих товаров и услуг в силу неблагоприятных для них условий экспорта. Эти условия (импортные тарифы, квоты, запреты, обменный курс местной валюты, ограничения и налоги на перевод выручки, закупку товаров на местных рынках и т.п.) могут быть пересмотрены или могут измениться, что создаст для экспортеров мотивацию к экспансии на местный рынок. [c.203]

Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами производства в разных странах и позволяющая использовать специализацию и повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения, налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают экономическое положение использующих их стран. История внешнеторговой политики противоречит столь упрощенной трактовке роли либерализма и протекционизма во внешнеэкономических отношениях. Практика показывает, что в ряде случаев использование импортных/экспортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести/усилить монопольную власть на зарубежных рынках. [c.197]

При достаточно высокой ценовой эластичности спроса, предложения отечественных производителей и первоначально низкой доле отечественных товаров на внутреннем рынке введение импортного тарифа может привести к росту общественного благосостояния. Помимо импортного тарифа, в качестве инструмента протекционистской внешнеторговой политики может использоваться импортная квота. Сравним результаты их использования. Предположим (рис. 10.7), что государство устанавливает импортную квоту в размере Q2. Зарубежная фирма-ценовой лидер, учитывая реакцию отечественных производителей на свою ценовую политику, установит цену в точности на уровне Р] + t/2. Параметры равновесия внутреннего рынка будут в точности такими же, как и в результате установления импортного тарифа, за исключением дополнительных доходов государственного бюджета. Поскольку снижение потребительского излишка превосходит повышение выигрыша [c.198]

Влияние установления импортной квоты на параметры равновесия внутреннего рынка будет отличаться от результата введения импортного тарифа, если на внутреннем рынке продажа товара контролируется производителем, обладающим монопольной властью (рис. 10.8). Предположим, продавец импортного товара играет роль ценового лидера по отношению к отечественному монополисту благодаря преимуществу в издержках. Результат введения импортного тарифа будет тот же, что и в случае множества конкурирующих производителей на внутреннем рынке. [c.199]

ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТА-политика замещения импортных товаров отечественной продукцией под покровительством тарифов и квот. [c.227]

Ответ Тариф, как и большинство налогов, приводит к безвозвратным потерям поступления от него меньше, чем потери покупателей и продавцов, так как тариф сдвигает рынок ближе к состоянию равновесия в отсутствие торговли. Импортная квота действует во многом аналогично тарифу и приводит к аналогичным безвозвратным потерям. Лучшей политикой с точки зрения экономической эффективности является свободная торговля при отсутствии таможенных тарифов импортных квот. [c.207]

Характер торгового режима государства, т.е. степень его жесткости, обычно определяется как средним уровнем таможенного тарифа, так и средним уровнем и интенсивностью количественных ограничений. Например, торговый режим страны, которая устранила все импортные пошлины, но ввела количественные квоты на основные товары импорта или, наоборот, отменила квоты, но повысила импортный тариф до запретительного уровня, не может считаться режимом свободной торговли. Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта. [c.183]

Является ли вмешательство во внешнюю торговлю (как, например, тарифы, импортные квоты и валютные ограничения) более вероятным при системе фиксированных обменных курсов (когда государства пытаются оградить экономику от факторов, нарушающих равновесие платежного баланса), чем при системе плавающих обменных курсов, где снижение курса валюты является лишь возможным вариантом (но при этом существуют другие проблемы) [c.794]

Сельское хозяйство. Все государства-участники согласились урезать свои сельскохозяйственные субсидии, предоставляемые фермерам, сократив общий объем таких субсидий на 21%, или на 300 млрд дол. ежегодно. Соглашение снимает запрет на импорт риса в Японию и Южную Корею, а также американские импортные квоты на сахар, молочные продукты и арахис. Эти квоты будут заменены тарифами. [c.120]

Уругвайский раунд ГАТТ, который начался в 1986 г., привел к а) снижению тарифов по всему миру б) либерализации правил, препятствовавших торговле услугами в) сокращению сельскохозяйственных субсидий г) созданию новых механизмов охраны интеллектуальной собственности д) отмене импортных квот на текстиль и одежду е) образованию Всемирной торговой организации — преемника ГАТТ. [c.123]

Смотрите так же:  Осудили за правонарушение

Зачастую таможенные тарифы, импортные квоты и другие барьеры международной торговли (см. гл. 6) удерживают ресурсы в относительно не- [c.419]

Избыточная мощность 108,112, 149 Издержки трансакциоиные 13,176 Импортный тариф и импортная квота 272-275 Информация 118-142 [c.216]

Европейский союз (European Union, EU) — ассоциация европейских государств, созданная в 1958 г. для постепенной ликвидации таможенных тарифов и импортных квот и установления общего таможенного тарифа на ввоз товаров из зоны необъединенных государств. Цель союза — установить свободное движение рабочей силы и капитала между странами-участниками, а также выработать общую экономическую политику (ранее был известен как Европейское экономическое сообщество и Общий рынок). [c.939]

Сторонники импортных тарифов и квот ради «защитырабочих мест» также не хотят замечать вторичные эффекты от проводимой ими политики. Рассмотрим, например, влияние торговых ограничений, которые сокращают предложение автомобилей иностранного производства на американском рынке. В результате расширяется занятость в отечественной автомобильной промышленности. Обратимся, однако, ко вторичным эффектам в других сферах. Ограничения означают более высокие цены на автомобили. В результате этого те, кто их теперь приобретает, вынуждены сократить покупки пищевых продуктов, одежды и других товаров. Это снижение расходов означает меньший выпуск и сокращение занятости в соответствующих отраслях. [c.14]

Второе положение касается тарифов и импортных квот. По причинам, которые мы будем рассматривать в главе 3 и более полно в главе 9, почти все экономисты возражают против препятствий свободе торговли. Несмотря на это, в течение многих лет президент США и Конгресс ограничивают импорт определенных товаров. В 1993 г. Конгресс лишь незначительным (несмотря на его поддержку подавляющим большинством экономистов) большинством голосов ратифицировал соглаше- [c.58]

В действительности страны, практикующие ограничение торговли с помощьк импортных квот, полностью изымают полученную импортерами прибыль лишг в исключительных случаях. Например, правительство США одно время оказывало давление на Японию, добиваясь, чтобы та добровольно ограничила экспорт автомобилей в Америку. Японское правительство предоставляло права НЕ экспорт отечественным компаниям, которые получали прибыль от использования лицензий в полном размере. Данный вид импортной квоты, с точки зрения благосостояния США, намного хуже, чем таможенный тариф на импортируемые автомобили. И тариф и импортная квота приводят к повышению цены и безвозвратным потерям, ограничивают торговлю но, по крайней мере, введение тарифа принесло бы дополнительные поступления американскому правительству, г. не японским автомобильным компаниям. [c.206]

Основные принципы внешнеэкономической политики страны находят отражение в таможенном законодательстве, разработанном с учетом международных соглашений и включающем таможенный кодекс, таможенную инструкцию и таможенный тариф, импортный список, экспортную и импортную квоты. Импортный список регулирует ввоз товаров в страну. В нем указываются таможенные границы страны, территории беспошлинной торговли, основы таможенного досмотра, определение таможенной стоимости товаров, порядок учета и контроля, формы государственного вмешательства во внешнеэкономические связи, права и обязанности участников товарного обмена, порядок таможенного обложения в зависимости от страны и товарной группы и дальнейшего назначения товара. Термин квота во внешнеэкономической политике используется в нескольких значениях, одно из которых подразумевает квоту как метод регулирования экспортных и импортных операций путем установления количественных ограничений (на определенный срок или период) объема ввоза и вывоза товаров в натуральном или стоимостном выражении. Все товары по режиму ввоза делятся на три группы товары, подлежащие ввозу без ограничения, ввозимые по режиму АМЛА (требующие решение ЕЭС) и товары лицензионного режима. [c.108]

Основной объем российского импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия (около 80%) облагается адвалорной пошлиной, не превышающей 20%. В России тарифные пики не превышают 100%. Такие тарифы были установлены на импорт мяса сверх квоты (60% — на свинину и 40% — на говядину), сахара (90% в адвалорном эквиваленте) и этилового спирта (100%). Таким образом, Россия имеет достаточно либеральный режим таможенно-тарифного регулирования по сравнению с другими странами. В ЕС средний уровень связанного тарифа составляет 20,5%, а в США — 11,9%. Однако при относительно низком среднем тарифе в этих странах очень высокая тарифная дисперсия (очень много высоких тарифов и много относительно низких тарифов). Например, максимальный тариф на импорт продовольственных товаров в США достигает 378,7%, а в ЕС — 218,5%12. Поэтому при присоединении к Соглашению по сельскому хозяйству Дохийского раунда Россия может попасть в более выгодные условия относительно других стран имея более низкий уровень начального тарифа, она должна будет осуществить и более низкое процентное снижение этого тарифа. Однако в ВТО снижению подвергаются не действующие тарифы, а связанные, то есть максимально возможные в данной стране. Позиция России в ВТО — более высокие уровни связанных импортных тарифов по сравнению с действующими. Такая позиция может привести к тому, что в условиях нового аграрного соглашения в ВТО России придется произвести большее снижение тарифа, в результате чего связанный тариф после снижения может оказаться даже значительно ниже действующего тарифа13. Это необходимо учитывать при формировании российской стратегии на переговорах в ВТО. [c.293]

Характер торгового режима государства, то есть степень его жесткости, обычно определяется как агрегированный показатель, учитывающий как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и интенсивность количественных ограничений. Например, торговый режим страны, которая устранила все импортные пошлины, но ввела количественные квоты на основные товары импорта или, наоборот, отменила квоты, но повысила импортный тариф до запретительного уровня, не может считаться режимом свободы торговли. Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низкоинтенсивный, в основном регистрационный, характер. Например, проведенный экспертами МВФ в 1994 г, анализ торговых режимов 59 развивающихся стран и стран с переходной экономикой показал, что только в 1 развивающейся (Эквадор) и 3 переходных странах (Латвия, Литва, Эстония) торговый режим можно считать открытым. 22 страны, 7 из которых переходные, имеют умеренный торговый режим. В большинстве же стран (30 развивающихся и 3 переходных) торговый режим явно протекционистский. Правда, в 90-е гг. обнаружилась общая тенденция либерализации торговых режимов, что выразилось в значительном сокращении количества стран с ограничительными режимами и росте количества стран с умеренными торговыми режимами. Развивающиеся страны в большинстве своем имеют значительно более ограничительный торговый режим по сравнению с переходными странами. [c.109]

Сходство тарифов и квот может еще более увеличиться. Предположим, чтс правительство пытается изъять прибыль владельцев лицензий, взимая с них плату за разрешение торговать импортной сталью. Например, точно в размере разницы в цене стали в Изоландии и мировой цены, помноженной на объем импорта лицензиата. В таком случае плата за лицензию на импорт действует аналогично таможенному тарифу в обоих случаях потребительский излишек, излишек производителей и поступления правительства одинаковы. [c.206]

Если исходить из нашего анализа, создается впечатление, что импортные касты и тарифы приводят к одинаковым безвозвратным потерям. Более того, следствием введения квоты может быть большая безвозвратная потеря (в зависимости от механизма распределения лицензий на импорт). Предположим, что все изоландцы понимают, что лицензии получат только те торговцы, которые направляют часть прибыли на поддержку политики правительства. В этом случае цень лицензии равна стоимости поддержки правительства, а получаемые поступлений скорее используются на оправдание его политики, но не на благо общества. Безвозвратные потери такого рода квот состоят не только из убытков от перепроизводства (площадь D) и недопотребления (площадь F), но также и из чаете излишка владельцев лицензий (площадь «+ ), используемой на поддержкт правительства. [c.206]

В газетах и выпусках телевизионных новостей отмечалось по разным поводам, что США страдают от огромного дефицита торгового баланса. Такой дефицит достиг рекордной для США величины в конце 1980-х и в 1990-е годы (рис. 27-1). Подробно мы будем анализировать дефицит торгового баланса в главе 28 здесь мы лишь отметим, что он является предметом серьезных дискуссий относительно того 1) является ли такой дефицит реальным или это результат неправильной оценки 2) связан ли этот дефицит с огромным дефицитом бюджета федерального правительства 3) оправдывает ли такой дефицит торгового баланса политику протекционизма, которая характеризуется введением тарифов (tariffs), или налогов на импортируемые из других стран товары, и установлением импортных квот (import quotas), или количественных ограничений на импортируемые из других стран товары. [c.745]

К наиболее показательному проявлению Н. можно отнести торговое соглашение, которое возникло в результате ограничения импорта в США японского текстиля, что принело к разрастанию процесса квотирования всех типов текстильных товаров. Это соглашение — крупнейшее нарушение принципов ГАТТ (Генеральное соглашение о Торговле и Тарифах, подписанное в 1944 г. и направленное против возрождения протекционизма) не только по причине введенных квот, но также в связи с открытой дискриминацией ведущих стран—экспортеров текстиля. Положения ГАТТ разрешают вводить налоги на импортные товары, известные как тарифы, но ограничивают их применение. Сог таено так называемому принципу наибольшего благоприятствования в торговле члены ГАТТ должны взимать одинаковые тарифные ставки t товаров, импортируемых из всех стран — членов ГАТТ. В результате деятельности ГАТТ удалось понизить сре- [c.148]