Экспертиза ценности в узбекистане

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 15 июня 2010 года №ЗРУ-252

Об архивном деле

Принят Законодательной палатой 3 ноября 2009 года

Одобрен Сенатом 7 мая 2010 года

(В редакции Закона Республики Узбекистан от 18.04.2018 г. №ЗРУ-476)

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области архивного дела.

Статья 2. Законодательство об архивном деле

Законодательство об архивном деле состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об архивном деле, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

особо ценный документ — архивный документ, представляющий собой непреходящую историко-культурную и научную ценность, особую важность для общества и государства, в отношении которого установлен особый порядок учета, хранения и использования;

архив — учреждение, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов;

архивное дело — деятельность по организации комплектования, учета, хранения и использования архивных документов;

архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой, созданных в результате деятельности юридических или физических лиц;

архивные документы — текстовые, рукописные и машиночитаемые документы, звукозаписи, видеозаписи, киноленты, фотографии, фотографические пленки, чертежи, схемы, карты, а также записи на других материальных носителях, подлежащие хранению в силу своей значимости для граждан, общества и государства;

депозитарное хранение архивных документов — хранение архивных документов в сроки и на условиях, определяемых соглашением (договором) между их собственником (владельцем) и архивом, музеем, информационно-библиотечным учреждением, с сохранением за собственником (владельцем) права собственности (права владения) на архивные документы;

ведомственный архив — структурное подразделение юридического лица, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов;

делопроизводство — процесс, обеспечивающий деятельность юридического лица по документированию и организации работы с официальными документами:

Национальный архивный фонд — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь народа Узбекистана, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение;

Государственный каталог Национального архивного фонда — учетный документ, содержащий основные сведения об объеме и составе архивных фондов, архивные документы которых включены в состав Национального архивного фонда;

уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности;

страховая копия — копия особо ценного документа или уникального документа на другом материальном носителе, позволяющая считывать или воспроизводить информацию, содержащуюся в оригинале;

документы по личному составу — архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 18.04.2018 г. №ЗРУ-476)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Формы собственности на архивные документы

Архивные документы могут находиться в частной и публичной формах собственности.

Архивные документы, находящиеся в органах государственной власти и управления, государственных предприятиях, учреждениях и организациях, а также архивные документы, переданные ими в государственные архивы, музеи и информационно-библиотечные учреждения, являются государственной собственностью и не могут быть объектом разгосударствления и приватизации, купли-продажи или иных сделок, связанных с передачей права собственности.

В случае разгосударствления и приватизации государственных предприятий, учреждений и организаций их архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются в государственной собственности и в установленном порядке передаются в государственные архивы.

Архивные документы негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также личные архивные документы физических лиц являются их частной собственностью.

Личные архивные документы умерших граждан, включенные в состав негосударственной части Национального архивного фонда, при отсутствии наследников по завещанию или закону, а также в случае невозможности установления собственника архивных документов переходят в государственную собственность.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 18.04.2018 г. №ЗРУ-476)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Архивные документы реорганизуемых и ликвидируемых предприятий, учреждений и организаций

При реорганизации предприятий, учреждений и организаций их архивные документы по согласованию с соответствующими государственными архивами передаются правопреемникам этих предприятий, учреждений и организаций.

При ликвидации предприятий, учреждений и организаций их архивные документы передаются в соответствующие государственные архивы в порядке, установленном законодательством.

Глава 2. Государственное управление в области архивного дела


Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области архивного дела

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области архивного дела и делопроизводства;

утверждает государственные программы по развитию архивного дела и поддержке деятельности архивов;

устанавливает порядок осуществления государственного контроля за состоянием архивного дела и делопроизводства;

устанавливает порядок комплектования, государственного учета, хранения и использования архивных документов;

утверждает положения о Национальном архивном фонде и Государственном каталоге Национального архивного фонда;

устанавливает порядок включения в состав и исключения из состава Национального архивного фонда архивных документов;

утверждает перечень министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющих постоянное (бессрочное) хранение архивных документов, включенных в состав государственной части Национального архивного фонда;

устанавливает категории секретности архивных документов, а также ограничения доступа к архивным документам, содержащим государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;

устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации архивов;

устанавливает типовые нормы времени и выработки на основные виды работ архивов;

устанавливает порядок предоставления услуг архивами и ведомственными архивами.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия Агентства «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан в области архивного дела

Агентство «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — Агентство «Узархив»):

осуществляет единую государственную политику в области архивного дела и делопроизводства;

разрабатывает и реализует государственные программы по развитию архивного дела и поддержке деятельности архивов;

осуществляет государственный контроль за состоянием архивного дела и делопроизводства;

ведет Государственный каталог Национального архивного фонда;

в установленном порядке включает в состав и исключает из состава Национального архивного фонда архивные документы;

устанавливает порядок проведения экспертизы ценности документов;

устанавливает порядок отнесения архивных документов к особо ценным документам и уникальным документам, а также порядок создания и хранения страховых копий;

устанавливает порядок и условия доступа к архивным документам;

выдает разрешение на временный вывоз архивных документов или заменяющих их копий, находящихся в государственной собственности, а также архивных документов или заменяющих их копий, включенных в состав негосударственной части Национального архивного фонда, за пределы Республики Узбекистан;

выдает разрешение для отчуждения или перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом архивных документов, включенных в состав негосударственной части Национального архивного фонда;

устанавливает порядок составления списка предприятий, учреждений и организаций, архивные документы которых подлежат передаче в государственные архивы.

Агентство «Узархив» может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти на местах в области архивного дела

Органы государственной власти на местах:

обеспечивают надлежащие условия для хранения архивных документов, включенных в состав Национального архивного фонда, находящихся в государственных архивах и ведомственных архивах, расположенных на соответствующей территории;

осуществляют государственный контроль за состоянием архивных документов, включенных в состав Национального архивного фонда, находящихся в архивах и ведомственных архивах, расположенных на соответствующей территории;

в пределах своих полномочий устанавливают размер финансирования государственных архивов на соответствующей территории.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Глава 3. Национальный архивный фонд


Статья 9. Состав Национального архивного фонда

Архивные документы, включенные в состав Национального архивного фонда, являются неотъемлемой частью культурного наследия народа Узбекистана.

Национальный архивный фонд состоит из государственной части и негосударственной части Национального архивного фонда.

Гражданский оборот архивных документов, включенных в состав Национального архивного фонда, допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Законом.

Статья 10. Включение архивных документов в состав Национального архивного фонда

Включение архивных документов в состав Национального архивного фонда осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Собственнику архивных документов, включенных в состав Национального архивного фонда, в установленном порядке выдается свидетельство о регистрации.

Статья 11. Исключение архивных документов из состава Национального архивного фонда

Исключение архивных документов из состава Национального архивного фонда осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 12. Ведение Государственного каталога Национального архивного фонда

Ведение Государственного каталога Национального архивного фонда осуществляется Агентством «Узархив».

Статья 13. Состав государственной части Национального архивного фонда

В состав государственной части Национального архивного фонда входят архивные документы, подлежащие постоянному (бессрочному) хранению, находящиеся в государственной собственности, независимо от того, в чьем владении они находятся.

Статья 14. Состав негосударственной части Национального архивного фонда

В состав негосударственной части Национального архивного фонда входят архивные документы, подлежащие постоянному (бессрочному) хранению, созданные в результате деятельности негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также личные архивные документы физических лиц.

Статья 15. Особенности гражданского оборота архивных документов, включенных в состав Национального архивного фонда

Архивные документы, включенные в состав государственной части Национального архивного фонда, не под лежат отчуждению. В случаях утраты или разрушения указанных документов они исключаются из состава государственной части Национального архивного фонда.

Архивные документы, включенные в состав негосударственной части Национального архивного фонда, могут от чуждаться или переходить от одного лица к другому в по рядке универсального правопреемства либо иным способом только по разрешению Агентства «Узархив».

Глава 4. Создание архивов


Статья 16. Условия для создания архивов

Для создания архивов обязательным является наличие материально-технической базы, в том числе здания (помещений), необходимого оборудования, средств охраны и противопожарных средств, отвечающих требованиям хранения и использования архивных документов.

Типовые нормы времени и выработки на основные вид работ архивов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Не допускается создание тайных архивов.

Статья 17. Виды архивов

Архивы могут быть созданы в виде государственных и негосударственных архивов.

Статья 18. Порядок создания, реорганизации и ликвидации архивов

Создание, реорганизация и ликвидация архивов осуществляются в порядке, установленном законодательством,

Статья 19. Создание ведомственных архивов

Предприятия, учреждения и организации могут создавать ведомственные архивы для комплектования, учета, хранения и использования архивных документов в порядке установленном законодательством.

Глава 5. Комплектование, учет, хранение и использование архивных документов


Статья 20. Комплектование архивных документов

Комплектование архивных документов включает пополнение архивов, ведомственных архивов и личных архивных документов физических лиц архивными документами.

Государственные архивы комплектуются архивными документами, созданными в результате деятельности органов государственной власти и управления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также архивными документами, приобретенными ими или переданными им негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами.

Порядок составления списка предприятий, учреждений и организаций, архивные документы которых подлежат передаче в государственные архивы, устанавливается Агентством «Узархив».

Комплектование негосударственных архивов и личных архивных документов физических лиц архивными документами, находящимися в государственной собственности, не допускается.

При продаже личных архивных документов физических лиц государственные архивы имеют преимущественное право покупки.

Предприятия, учреждения и организации обязаны комплектовать документы по личному составу.

Порядок комплектования архивных документов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан

Статья 21. Экспертиза ценности документов

Экспертиза ценности документов включает комплекс мер по определению ценности документов или архивы документов в целях их отбора для хранения.

Порядок проведения экспертизы ценности документов устанавливается Агентством «Узархив».

Статья 22. Учет архивных документов

Государственный учет архивных документов включает:

составление учетных документов в архивах и ведомственных архивах;

Смотрите так же:  Заявление на пол ставки

составление сводных документов в архивах и ведомственных архивах

и представление их в Агентство «Узархив»;

ведение Государственного каталога Национального архивного фонда.

К учетным документам в архивах и ведомственных архивах относятся:

книга поступлений документов;

список архивных фондов;

лист архивного фонда;

дело архивного фонда.

Порядок государственного учета архивных документов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Учет личных архивных документов физических лиц осуществляется ими самостоятельно.

Статья 23. Хранение архивных документов

Хранение архивных документов предприятий, учреждений и организаций, а также личных архивных документов физических лиц осуществляется ими самостоятельно.

Архивные документы, включенные в состав Национального архивного фонда, подлежат постоянному (бессрочному) хранению, и их уничтожение запрещается.

Постоянное (бессрочное) хранение архивных документов, включенных в состав государственной части Национального архивного фонда, осуществляется в государственных архивах, музеях и информационно-библиотечных учреждениях а также в министерствах, государственных комитетах и ведомствах, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Постоянное (бессрочное) хранение архивных документов, включенных в состав государственной части Национального архивного фонда, в министерствах, государственных комитетах и ведомствах осуществляется на основании ведомственных нормативных актов, согласованных с Агентством «Узархив».

Временное хранение архивных документов, включенных в состав государственной части Национального архивного фонда, в ведомственных архивах осуществляется в течение сроков, установленных статьей 24 настоящего Закона.

Архивные документы, включенные в состав негосударственной части Национального архивного фонда, могут храниться в архивах и ведомственных архивах, а также в составе личных архивных документов физических лиц.

Архивные документы предприятий, учреждений и организаций, личные архивные документы физических лиц могут быть переданы на депозитарное хранение в архивы, музеи и информационно-библиотечные учреждения.

Предприятия, учреждения и организации обязаны хранить документы по личному составу.

Порядок хранения архивных документов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 18.04.2018 г. №ЗРУ-476)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 24. Сроки временного хранения архивных документов в ведомственных архивах

Устанавливаются следующие сроки временного хранения архивных документов, включенных в состав государственной части Национального архивного фонда, в ведомственных архивах:

архивных документов органов государственной власти и управления, органов хозяйственного управления, создаваемых Правительством Республики Узбекистан, а также государственных предприятий, учреждений и организаций республиканского подчинения — в течение пятнадцати лет;

архивных документов органов государственной власти на местах и соответствующих территориальных подразделений органов государственного управления, государственных предприятий, учреждений и организаций областного подчинения — в течение десяти лет;

архивных документов государственных предприятий, учреждений и организаций районного и городского подчинения — в течение пяти лет;

архивных документов предприятий с иностранными инвестициями, других организаций, в уставном фонде которых имеется доля государства, — в течение десяти лет;

научной, технологической, конструкторской и патентной документации — в течение двадцати лет;

проектной документации по капитальному строительству — в течение двадцати пяти лет;

телеметрической документации — в течение пяти лет;

звукозаписей, видеозаписей, кинолент, фотографий, фотографических пленок — не более трех лет со времени изготовления;

машиночитаемых документов — в течение пяти лет.

По истечении сроков временного хранения в ведомственных архивах архивные документы, включенные в состав государственной части Национального архивного фонда, в установленном порядке передаются в государственные архивы.

Записи актов гражданского состояния, записи нотариальных действий, документы по личному составу, судебные дела и похозяйственные книги подлежат хранению в ведомственных архивах в течение семидесяти пяти лет, если иное не предусмотрено законодательством.

По истечении сроков временного хранения в ведомственных архивах записи актов гражданского состояния, записи нотариальных действий, судебные дела и похозяйственные книги в установленном порядке передаются в государственные архивы.

Статья 25. Обеспечение сохранности архивных документов

Обеспечение сохранности архивных документов в архивах и ведомственных архивах возлагается на руководителей архивов и предприятий, учреждений, организаций.

Собственники архивных документов, включенных в состав негосударственной части Национального архивного фонда, не обеспечивающие их сохранность, могут быть лишены права собственности на данные документы по решению суда, после чего эти документы передаются на хранение в соответствующий государственный архив.

Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать сохранность документов по личному составу.

Физические лица обеспечивают сохранность своих личных архивных документов самостоятельно.

На особо ценные документы и уникальные документы создаются страховые копии.

Порядок отнесения архивных документов к особо ценным документам и уникальным документам, а также порядок создания и хранения страховых копий устанавливаются Агентством «Узархив».

Статья 26. Использование архивных документов

Использование архивных документов осуществляется в служебных, производственных, научных, культурных, просветительских, образовательных и иных не запрещенных законодательством целях.

Пользователи архивных документов обязаны:

соблюдать порядок использования архивных документов;

обеспечивать сохранность архивных документов;

оперативно информировать работников архива и ведомственного архива о выявленных повреждениях или недостаче архивных документов;

не допускать искажения или фальсификации сведений, полученных из архивных документов.

Порядок использования архивных документов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 27. Доступ к архивным документам

Доступ к архивным документам в архивах и ведомственных архивах обеспечивается путем предоставления пользователю научно-справочного аппарата, а также соответствующих архивных документов или их копий.

Доступ к архивным документам в архивах и ведомственных архивах, а также к личным архивным документам физических лиц может быть ограничен с целью обеспечения их сохранности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан или создающим угрозу для их жизни и безопасности, устанавливаются на срок семьдесят пять лет со времени создания архивных документов. Ранее этого срока доступ к таким документам может быть разрешен самим гражданином, а после его смерти — наследниками этого гражданина.

Порядок и условия доступа к архивным документам устанавливаются Агентством «Узархив».

Категории секретности архивных документов, а также ограничения доступа к архивным документам, содержащим государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 28. Услуги архивов и ведомственных архивов

Архивы и ведомственные архивы предоставляют услуги в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Предоставление архивных справок, необходимых для социальной защиты прав и законных интересов граждан, а также архивных справок и копии архивного документа в соответствующие органы государственной власти и управления осуществляется бесплатно.

Статья 29. Вывоз архивных документов за пределы Республики Узбекистан и ввоз архивных документов в Республику Узбекистан

Не допускается вывоз за пределы Республики Узбекистан архивных документов или заменяющих их копий, находящихся в государственной собственности, а также архивных документов или заменяющих их копий, включенных в состав негосударственной части Национального архивного фонда, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

Временный вывоз архивных документов или заменяющих их копий, находящихся в государственной собственности, а также архивных документов или заменяющих их копий, включенных в состав негосударственной части Национального архивного фонда, за пределы Республики Узбекистан допускается с разрешения Агентства «Узархив» в порядке, установленном законодательством.

Архивные документы, находящиеся в частной собственности, не включенные в состав негосударственной части Национального архивного фонда, или заменяющие их копии могут быть вывезены за пределы Республики Узбекистан. При этом заявленные к вывозу архивные документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Агентством «Узархив».

Разрешается ввоз в Республику Узбекистан архивных документов или заменяющих их копий, приобретенных и (или) полученных на законных основаниях.

Глава 6. Заключительные положения


Статья 30. Финансирование архивов

Финансирование государственных архивов осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Средства, получаемые государственными архивами от оказания платных услуг и других источников финансирования, направляются на развитие их материально-технической базы и материальное стимулирование работников в порядке, установленном законодательством.

Финансирование негосударственных архивов осуществляется за счет средств их собственников и иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 31. Международное сотрудничество в области архивного дела

Международное сотрудничество в области архивного дела осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Статья 32. Разрешение споров

Споры в области архивного дела разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле

Лица, виновные в нарушении законодательства об архивном деле, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 34. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года N 768-I «Об архивах» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 5, ст. 120);

2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года N 769-I «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «Об архивах» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 5, ст. 121);

3) раздел XIX Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 года N 621-11 » О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 5, ст. 90).

Статья 35. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Узбекистан. Процедура вывоза культурных ценностей

20 сентября 2008 г.

Подобные процедуры определены Законом Республики Узбекистан о ввозе и вывозе культурных ценностей. Незнание нижеприведенных положений может создать определенный конфликт туриста с государственными органами контроля

В рамках своего путешествия по Узбекистану иностранные граждане приобретают различные изделия культурно-бытового назначения, которые затем вывозят в свои страны. Обычно такие изделия приобретаются:

  • сувениры — на рынках, в мастерских и магазинах;
  • картины — в картинных галереях, мастерских и у частных лиц;
  • антиквариат — в специализированных магазинах, на рынках или у частных лиц;
  • изделия бытового назначения — на рынках, в мастерских и магазинах;
  • одежду — на рынках, в мастерских и магазинах, у частных лиц;
  • товары — в магазинах и мастерских, на рынках, у частных лиц.

Некоторые из вышеуказанных изделий при вывозе за границу требуют получения специального разпрешения, которые предъявляются на таможенном посту. Подобные процедуры определены Законом Республики Узбекистан о ввозе и вывозе культурных ценностей. Незнание нижеприведенных положений может создать определенный конфликт туриста с государственными органами контроля (таможни, пограничников, милиции).

Целью вышеуказанного закона является регулирование отношений, связанных с сохранением культурного наследия народа Узбекистана, защитой культурных ценностей от незаконного их вывоза и ввоза, установление единого порядка вывоза из республики и ввоза культурных ценностей в страну, а также способствование развитию международного культурного сотрудничества (статья 1).

С этой целью применяются следующие основные понятия:

  • культурные ценности — движимые предметы материального мира, представляющие собой национальную, историческую, художественную, научно-познавательную, духовно-нравственную и иную культурную значимость;
  • вывоз культурных ценностей — перемещение через таможенную границу культурных ценностей за пределы территории Республики Узбекистан без обязательства их обратного ввоза;
  • ввоз культурных ценностей — перемещение через таможенную границу культурных ценностей на территорию Республики Узбекистан без обязательства их обратного вывоза;
  • временный вывоз культурных ценностей — перемещение через таможенную границу культурных ценностей за пределы территории Узбекистана с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок;
  • временный ввоз культурных ценностей — перемещение через таможенную границу культурных ценностей на территорию Республики Узбекистан с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.
Смотрите так же:  Заявление на осаго бланк альфастрахование

Таблица № 1. Нормы, связанные с регулированием культурных ценностей в рамках соответствующего закона

— созданные гражданами Республики Узбекистан;

— созданные на территории Узбекистана иностранными гражданами и лицами без гражданства;

— обнаруженные и собранные в музеях, библиотеках, архивах, кино-, фото-, фонотеках, картинных галереях и других хранилищах;

— приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия уполномоченных органов государств, откуда происходят эти ценности;

— полученные в результате добровольных обменов;

— полученные в качестве наследства, дара или законно приобретенные с согласия уполномоченных органов государств, откуда происходят эти ценности;

— ввозимые на территорию республики иностранными юридическими, и физическими лицами.

— создание культурных ценностей за счет государственного бюджета:

— создание культурных ценностей за счет собственной деятельности юридических и физических лиц;

— сделки, на основании которых созданы или приобретены культурные ценности;

Право собственности на культурные ценности, являющиеся одновременно объектом интеллектуальной собственности, регулируется законодательством.

Вывоз культурных ценностей их собственником либо уполномоченным им лицом осуществляется в порядке, установленном законодательством, на основании свидетельства на право вывоза, выдаваемого Министерством по делам культуры Республики Узбекистан. Автор вправе вывезти созданные им культурные ценности, находящиеся в его собственности.

— созданные пятьдесят и более лет тому назад;

— внесенные государством в охранные списки и реестры;

— постоянно хранящиеся в государственных и общественных музеях, архивах, библиотеках и других хранилищах Республики Узбекистан.

— для организации, выставок;

— для осуществления реставрационных работ и научных исследований;

— в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;

— для оформления посольств и представительств Республики Узбекистан;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Временно вывозимые культурные ценности не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога.

В таблице № 1 представлены нормы, регулирующие вопрос культурных ценностей. Между тем, в Узбекистане действует Положение о порядке вывоза и ввоза культурных ценностей, который устанавливает единый порядок проведения художественной экспертизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, порядок выдачи свидетельства на право их вывоза, а также определяет размер и порядок уплаты специального сбора за проведение художественной экспертизы и оформление соответствующих документов.

Согласно Порядку устанавливаются категории предметов, относящихся к культурным ценностям, они состоят из:

  • предметов, связанных с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящихся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • различных видов оружия, имеющих историческую, художественную, научную и иную культурную ценность;
  • художественных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • предметов и их фрагментов, полученных в результате археологических раскопок или археологических открытий и находок, образцов почв, археологических, геологических и других образцов;
  • картин и рисунков целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  • оригинальных скульптурных произведений из любых материалов, включая рельефы;
  • оригинальных художественных композиций и монтажей из любых материалов;
  • художественно оформленных предметов культового назначения;
  • этнографических объектов;
  • гравюр, эстампов, литографий, ксилографий, других видов графики и их оригинальных печатных форм;
  • произведений декоративно-прикладного искусства (художественных изделий из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов);
  • изделий традиционных народных художественных промыслов;
  • составных частей и фрагментов архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • старинных книг, а также произведений печати, представляющих исторический, научно-художественный, литературный интерес, отдельно или в коллекциях;
  • редких рукописей и документальных памятников, архивов;
  • фото-, фоно-, кино- и видеоматериалов;
  • музыкальных инструментов;
  • предметов филателии, нумизматики, фалеристики, бонистики, сфрагистики и других коллекций;
  • монет, орденов, медалей, печатей, почтовых открыток (конвертов) и других предметов коллекционирования;
  • редких коллекций и образцов флоры и фауны, предметов, представляющих интерес для таких отраслей науки, как минералогия, палеонтология, анатомия;
  • бытовых и научных приборов, инструментов, имеющих бытовое и культурное значение (часы, барометры, весы, бинокли, фото-, киноаппараты, швейные машинки и прочие);
  • других движимых предметов, в том числе копий, имеющих историческое, научно-художественное или иное культурное значение, а также взятых государством под охрану как памятники истории и культуры.

Следует сказать, что порядок вывоза и ввоза культурных ценностей применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности и обязателен для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории Узбекистана. Подчеркнем, что те культурные ценности, которые были созданы пятьдесят и более лет тому назад, не подлежат вывозу из страны, и это обязаны знать туристы, турлидеры, а также организаторы путешествий. Степень ценности этих предметов определяется в процессе их художественной экспертизы уполномоченными искусствоведами-экспертами или внештатными экспертами Министерства по делам культуры Республики Узбекистан.

Граждане Узбекистана, иностранные граждане или лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело сохранения культурного наследия народа республики, могут быть награждены денежными или другими вознаграждениями в установленном порядке.

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года, которую ратифицировал Узбекистан в 1995 году, предусматривает: «В целях обеспечения охраны своих культурных ценностей от незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности государства-участники настоящей Конвенции обязуются создать на своей территории, с учетом условий каждой страны, одну или несколько национальных служб охраны культурного наследия, если такие службы еще не созданы, обеспеченные квалифицированным персоналом в количестве, необходимым для того, чтобы осуществлять эффективным образом перечисленные ниже функции:

а) содействовать разработке проектов законодательных и регламентирующих текстов, обеспечивающих защиту культурного наследия и, в частности пресечение незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности на важные культурные ценности;

б) составлять и обновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурных ценностей, государственных и частных, вывоз которых означал бы значительное обеднение национального культурного наследия;

в) содействовать развитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки, архивы, лаборатории, мастерские и т.д.), необходимые для сохранения и популяризации культурных ценностей;

г) организовывать контроль за археологическими раскопками, обеспечивать сохранение «in situ» (на своем месте) определенных культурных ценностей и охранять некоторые районы, оставляемые для будущих археологических раскопок;

д) устанавливать для заинтересованных лиц (хранителей, коллекционеров, антикваров и т.д.) правила, отвечающие этическим принципам, сформулированным в настоящей Конвенции, и следить за соблюдением этих правил;

е) осуществлять воспитательную деятельность с целью пробуждения и укрепления уважения к культурному достоянию всех государств и популяризации положений настоящей Конвенции;

ж) следить за тем, чтобы любому случаю исчезновения культурной ценности придавалась соответствующая огласка (статья 5).

Кроме того, Государства — участники настоящей Конвенции обязуются:
а) учредить соответствующее свидетельство, которым государство-экспортер удостоверяет, что оно дало разрешение на вывоз одной или нескольких культурных ценностей. Это свидетельство должно прилагаться к одной или нескольким культурным ценностям, вывозимым в соответствии с существующими правилами;

б) запретить вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено вышеупомянутое свидетельство;

в) соответствующим образом довести настоящее запрещение до сведения общественности и, в частности, лиц, которые могут вывозить или ввозить культурные ценности.

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются:
а) принимать все необходимые меры, в соответствии с национальным законодательством, направленные на предотвращение приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями, расположенными на их территориях, культурных ценностей, происходящих из другого государства-участника Конвенции, которые были незаконно вывезены после вступления в силу настоящей Конвенции. Всякий раз, когда это возможно, информировать государство, откуда происходит эта культурная ценность и которое является участником настоящей Конвенции, о предложении вернуть подобную культурную ценность, незаконно вывезенную из этого государства после вступления в силу настоящей Конвенции в обоих государствах;

б) Далее:
1) запрещать ввоз культурных ценностей, похищенных из музея или религиозного, или светского исторического памятника, или подобного учреждения другого государства-участника настоящей Конвенции после вступления настоящей Конвенции в силу в заинтересованных государствах, при условии, что такая ценность числится в описи предметов, принадлежащих данному учреждению;

2) по требованию государства-участника предпринимать соответствующие шаги для обнаружения и возвращения любой подобной культурной ценности, вывезенной после вступления настоящей Конвенции в силу в обоих заинтересованных государствах при условии, однако, что государство, обращающееся с просьбой, выплачивает справедливую компенсацию добросовестному покупателю или лицу, которое имеет действительное право на эту ценность. Просьбы относительно розыска и возвращения направляются через дипломатические каналы. Требующая сторона представляет за свой счет документацию и другие доказательства, необходимые для установления права на требование в отношении розыска и возвращения. Стороны не облагают никаким таможенными сборами культурные ценности, возвращаемые в соответствии с настоящей статьей. Все расходы, связанные с возвращением одной или нескольких упомянутых культурных ценностей, несет требующая сторона.

Более того, государства — участники настоящей Конвенции обязуются:
а) ограничивать посредством образования, информации и бдительности перевозку культурных ценностей, незаконно вывезенных из любого государства-участника настоящей Конвенции, и в зависимости от условий каждой страны вменить антикварам в обязанность, под угрозой уголовных санкций, ведение реестра, в котором указывать происхождение каждой культурной ценности, фамилию и адрес поставщика, описание и стоимость каждой проданной вещи, а также информировать покупателей культурных ценностей о возможном распространении запрещения о вывозе на эти ценности;

б) стремиться с помощью просветительных средств создавать и развивать в глазах общественного мнения сознание значения культурных ценностей и угрозы культурному наследию, которую представляет кража, тайные раскопки и незаконный вывоз.

Государства обязуются, кроме того, в соответствии с законодательством каждого государства:
а) предупреждать всеми надлежащими средствами передачу права собственности на культурные ценности, способствующую незаконным ввозу или вывозу этих ценностей;

б) принимать меры к тому, чтобы их компетентные службы сотрудничали в целях по возможности наиболее быстрого возвращения законным собственникам незаконно вывезенных культурных ценностей;

в) допускать предъявление иска, направленного на возвращение утерянных или украденных культурных ценностей, со стороны или от имени законного собственника;

г) признавать, кроме того, неотъемлемое прав о каждого государства-участника настоящей Конвенции классифицировать и объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми, которые ввиду этого не должны вывозиться, и содействовать возвращению заинтересованным государствам таких культурных ценностей в том случае, если они ранее были вывезены.

Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей и порядок проведения художественной экспертизы и контроля:

Министерство по делам культуры и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан в пределах своей компетенции осуществляют государственное регулирование и контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей. Вопросы, требующие оперативного решения по регулированию и контролю за вывозом и ввозом культурных ценностей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов и уполномоченными сотрудниками Министерства по делам культуры. Право доступа сотрудника министерства в зону таможенного контроля для осуществления своих функций производится по согласованию с руководителем таможенного органа.

Для получения свидетельства на право вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Республики Узбекистан их владелец обязан заблаговременно подать в Министерство по делам культуры письменное заявление установленной формы, список и две фотографии каждого заявленного к вывозу предмета, а также представить сами предметы. Для вывоза изделий массового и серийного производства, а также музыкальных инструментов, имеющих заводские паспорта, фотографий не требуется. Для вывоза произведений печати представляется два экземпляра списка.

Смотрите так же:  Онлайн мед страховка

Заявленные культурные ценности рассматриваются уполномоченными искусствоведами-экспертами. В необходимых случаях к экспертизе могут быть привлечены и внештатные эксперты из числа высококвалифицированных специалистов на договорной основе. В особых случаях созывается консилиум экспертов, состав которых утверждается Министерством. Осмотр предметов и подготовка экспертного заключения о возможности их вывоза производится в отсутствии владельца предметов, однако он может быть вызван для выяснения возникших вопросов. Заключения экспертов имеют рекомендательный характер и учитываются при принятии окончательного решения по выдаче свидетельств на вывоз культурных ценностей. В случае необходимости экспертиза предметов может производиться по месту их нахождения.

Свидетельство на право вывоза пли временного вывоза культурных ценностей из Узбекистана подписывается уполномоченным сотрудником Министерства по делам культуры. Оно действительно в течение трех месяцев со дня выдачи. В необходимых случаях предъявляются документы, подтверждающие установленную законом форму отчуждения данного предмета от прежнего владельца, а также удостоверяющие их стоимость (чеки, квитанции и т.п.).

Согласно порядку, срок проведения художественной экспертизы не должен превышать 10 дней и зависит от количества заявленных к вывозу предметов, их состояния и степени сложности экспертизы. Министр по делам культуры Республики Узбекистан и уполномоченные лица по выдаче свидетельств на вывоз культурных ценностей несут персональную ответственность за соблюдение установленных правил.

Порядок вывоза или временного вывоза культурных ценностей:
При оформлении вывоза на бланке свидетельства и на каждом листе списка разрешенных к вывозу культурных ценностей, на обороте их фотографий проставляется штамп установленного образца с указанием номера свидетельства, даты его выдачи, подписи уполномоченного лица, выдавшего свидетельство. На обороте разрешенных к вывозу произведений изобразительного искусства проставляется штамп, а разрешенные к вывозу музыкальные инструменты и ковровые изделия пломбируются. Первый комплект списка с фотографиями хранится в Министерстве по делам культуры, второй вместе со свидетельством выдается владельцу для предъявления таможенным органам.

При выезде на постоянное место жительства паспорта на музыкальные инструменты не оформляются. Свидетельство выдается на основании консилиума экспертов. Для современных фортепианных инструментов производства стран СНГ экспертное заключение не требуется. Для получения свидетельства о временном вывозе культурных ценностей государственными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами подается заявление, к которому прилагаются:

  • договор с принимающей стороной о целях, сроках и условиях временного вывоза культурных ценностей;
  • страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция) договора имущественного страхования временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков;
  • письменные гарантии государственных органов принимающей страны в отношении сохранности и своевременного возврата временно вывозимых культурных ценностей.

При получении свидетельства о временном вывозе культурных ценностей иными юридическими лицами к заявлению прилагаются:

  • договор с принимающей стороной о целях, сроках и условиях временного вывоза культурных ценностей;
  • страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция) договора имущественного страхования временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков.

Для получения свидетельства о временном вывозе культурных ценностей физическими лицами к заявлению прилагается страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция) договора имущественного страхования временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков.

При возвращении упаковка временно вывезенных культурных ценностей вскрывается в присутствии уполномоченных сотрудников и членов экспертного совета Министерства по делам культуры и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и предметы подвергаются художественной экспертизе на предмет соответствия их состава и количества, а также идентичности их качественных характеристик.

Для получения свидетельства на временный вывоз музыкальных инструментов и смычков должны предъявляться также специальные паспорта, содержащие сведения об инструменте и смычке, необходимые для установления факта вывоза и последующего ввоза этого же инструмента. При каждом вывозе и ввозе инструмента владелец предъявляет этот паспорт таможенным органам для проставления регистрационных отметок и заполнения иных таможенных документов.

Списки, фотографии и свидетельства, предъявленные гражданами таможенным органам при выезде, подлежат хранению в установленном порядке. На следующие культурные ценности, созданные за последние 50 лет, не требуется свидетельства на право их вывоза:

  • ковры, ковровые изделия, вышивка, сюзане (все машинного производства);
  • электромузыкальные инструменты;
  • репродукции картин, икон, альбомы по искусству, пластинки;
  • сувенирные изделия, предметы из керамики, фарфора, хрусталя, стекла, дерева, металла массового фабричного производства (за исключением предметов зарубежного производства);
  • художественная, детская, популярная литература, состоящая из 1 или 2 томов, нотные издания;
  • научная, учебная литература, приобретенная зарубежными учеными и специалистами, находящимися в Узбекистане по научно-техническому обмену, иностранными гражданами, обучающимися в республике, а также учеными, специалистами, студентами, учащимися, командируемыми за границу;
  • современные ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющие государственные пробы (количество вывозимых ювелирных изделий определяется согласно таможенному законодательству);
  • личные награды, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения.

Запрещается вывоз предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в контейнерных, грузовых и почтовых отправлениях. Разрешенные к вывозу изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней вывозятся непосредственно их владельцем.

Министерство по делам культуры Республики Узбекистан имеет право в необходимых случаях:

  • обратиться в компетентные государственные, общественные организации, учреждения с запросом о выдаче специального заключения о представленных к вывозу культурных ценностях. Данные запросы должны рассматриваться в недельный срок;
  • потребовать предъявления документов, подтверждающих законность приобретения культурных ценностей на территории Республики Узбекистан, а также удостоверяющих их стоимость.

Порядок ввоза культурных ценностей:

Культурные ценности, временно ввозимые в Республику Узбекистан иностранными гражданами (в том числе главами иностранных дипломатических и консульских представительств) и другими лицами, должны указываться в соответствующих таможенных документах и списках. Культурные ценности вместе с тремя экземплярами списков предъявляются владельцем или его доверенным лицом уполномоченным сотрудникам Министерства по делам культуры.

На списках проставляются специальные штампы и подпись уполномоченного сотрудника Министерства, после чего списки заверяются штампом и подписью сотрудника таможенного органа. Один экземпляр списка выдается владельцу, другие хранятся в учреждениях художественной экспертизы и в таможенных органах.

Списки культурных ценностей, предъявленных при ввозе в Узбекистан и зарегистрированных в установленном порядке, а также паспорта на музыкальные инструменты и смычки с отметками таможенных органов являются основанием для их беспрепятственного вывоза из Республики Узбекистан.

Специальный сбор за проведение художественной экспертизы и оформление документов:

За проведение художественной экспертизы культурных ценностей уплачивается специальный сбор, который поступает на расчетные счета соответствующих учреждений Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, проводивших экспертизу. При определении его размера учитывается сложность анализа, объем работы, количество предметов и качественные характеристики культурных ценностей.

В тоже время при художественной экспертизе культурных ценностей, независимо от возможности их вывоза, с заявителя взимается специальный сбор в полном размере. Экспертиза и составление заключения на задержанные или конфискованные соответствующими государственными органами культурные ценности производится без взимания оплаты. Сроки проведения экспертизы по задержанным и конфискованным культурным ценностям устанавливаются до 15 дней.

Средства, поступающие от взимания специального сбора за проведение художественной экспертизы и оформление документов, используются на развитие материально-технической базы, рекламно-издательскую работу, оплату по договорам с внештатными экспертами и привлекаемыми специалистами, а также на улучшение социально-экономических условий работников. Согласно статье 22 «Таможенные платежи на культурные ценности» Закона, «Таможенные платежи при вывозе и ввозе культурных ценностей взимаются в порядке, установленном законодательством.

Таблица № 2. Нормы отказа или запрета на вывоз культурных ценностей

Свидетельство о временном вывозе культурных ценностей не выдается в случаях, если:

— не представлены предусмотренные документы;

— состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;

— не определен собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу;

— культурные ценности являются предметом спора о праве собственности;

— в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, произошло стихийное бедствие или возникли другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей.

Защита временно вывезенных из Республики Узбекистан культурных ценностей осуществляется дипломатическими представительствами Республики Узбекистан в стране пребывания.

Запрещается ввоз под видом культурных ценностей предметов, направленных на подрыв конституционного строя и государственной независимости, нарушение территориальной целостности, пропагандирующих войну, терроризм, насилие, религиозный экстремизм, расизм, а также материалов порнографического содержания.

Культурные ценности, в отношении которых объявлен розыск, подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам.

С целью предотвращения приобретения незаконно вывезенных из других стран, похищенных или незаконно приобретенных культурных ценностей государственные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища обязаны иметь необходимую информацию об их происхождении. В таблице № 2 представлены положения, когда заявителю отказывают в вывозе культурных ценностей.

Реализация, транзит и возвращение культурных ценностей и пересылка их в почтовых отправлениях:

Реализация культурных ценностей, не подлежащих вывозу, производится только после письменного предупреждения покупателя о невозможности вывоза этих ценностей за пределы Республики Узбекистан. Представление культурных ценностей на публичные торги (аукционы) осуществляется по согласованию с Министерством по делам культуры Республики Узбекистан. Юридические лица, участвующие в реализации культурных ценностей, обязаны получить соответствующее разрешение.

При транзите культурных ценностей через территорию Республики Узбекистан таможенным органам представляется документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно с целью транзита на условиях, определяемых таможенным законодательством и международными договорами Узбекистана. Пересылка культурных ценностей в почтовых отправлениях производится в порядке, установленном законодательством.

Добросовестный приобретатель культурных ценностей, вывезенных незаконно из других стран, похищенных или утерянных в других государствах, должен их возвратить законному собственнику. В таких случаях добросовестному приобретателю выплачивается компенсация в установленном порядке. Возвращенные в культурные ценности освобождаются от таможенных платежей и иных сборов. Другие расходы по их возврату несет требующая сторона.

Государство принимает меры по истребованию незаконно вывезенных и подлежащих возвращению в республику культурных ценностей. На требования о возврате культурных ценностей, незаконно вывезенных за пределы Узбекистан до провозглашения ее независимости, не распространяются сроки исковой давности. Собственники возвращенных культурных ценностей освобождаются от уплаты таможенных платежей и специального сбора при их обратном ввозе.

Кодексом об административной ответственности в статье 64 «Нарушение правил охраны и использования памятников истории или культуры» предусмотрено: «Умышленное нарушение правил охраны и использования памятников истории или культуры, — влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров заработной платы».

Подготовил Алишер ТАКСАНОВ, Ассоциация путешественников «Рабат Малик», Ташкент

Еще публикации на эту тему Читать все

Часть Великого шелкового пути и Западные ворота Китая. Провинция Гансу

20 декабря 2018 г.

Ежегодно, восьмой год подряд, китайская провинция Ганьсу встречает делегации со всего мира. Здесь проходит международный фестиваль «Шелковый путь». Журналисты и представители туристического…

Горячие, Зимние, Рыбные — Уха из трех рыб

Пять лучших туристических направлений Европы 2018

Куда сходить со своими детьми в предстоящие выходные 22 и 23 декабря 2018

Японская глубинка – Свежая идея для встречи Нового Года 2019

Новости по теме Читать все

Новый теракт в Лондоне

20 декабря 2018 г.

Мужчина напал на людей возле медицинского центра на востоке Лондона. По разным данным пострадали от трех до четырех человек.…

Британским школьникам запретили дорогую одежду

Бельгия лишилась премьера из-за мигрантов

Тело известной певицы обнаружили в Дунае

Назван самый успешный гастролёр 2018 года

Отзывы по стране Читать все

Увлекательное путешествие в Узбекистан в начале октября

12 октября 2011 г.

Если Вы хотите увидеть неповторимое сочетание Востока и советского прошлого; если Вы еще помните, что такое автоматы с газированной водой на улице; если Вы видели только на картинке…