Компенсация затрат на оплату коммунальных услуг

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Долгое время в нашей стране существовала система натуральных льгот. Подразумевалось, что почти половина российских граждан формально имели право на те или иные льготы, которые выражались в получении скидок на оплату всевозможных товаров и услуг.

Однако бюджетных средств на выполнение расходных обязательств по содержанию льготников было явно недостаточно. Более того, количество и разнообразие всевозможных льгот порождало коррупционные схемы и способствовало расхищению государственных средств.

В 2004 году в России был принят Федеральный закон 122-ФЗ, который отменил существующий порядок, и, начиная с 2005 года, натуральные льготы повсеместно стали заменяться денежными выплатами. В первую очередь изменения затронули порядок приобретения лекарственных препаратов, путевок в санатории, а также оплаты за проезд в общественном транспорте. Замена льгот на деньги в сфере ЖКХ была проведена значительно позже, почти через 5 лет.

Теоретически возможность получения компенсации за счет государственной казны личных расходов граждан на оплату услуг ЖКХ предусматривалось в Жилищном кодексе РФ (статья 160), принятом еще в 2004 году. Однако на практике внедрение этой системы было отложено на несколько лет. В действительности к денежным выплатам приступили только в 2009 году. В качестве пилотного проекта закон сначала опробовали лишь в нескольких областях Российской Федерации. Позже его действие распространилось по всей территории страны.

Согласно нормам жилищного законодательства все организации, поставляющие населению жилищно-коммунальные услуги, производят 100%-ное начисление за потребленное тепло, холодную и горячую воду, газ, электричество, и т. д., и выставляют в квитанциях полную стоимость каждой услуги.

Оплатив всю указанную сумму, гражданин, входящий в льготный Перечень, может рассчитывать на возмещение части затраченных собственных средств.

Предоставление средств на восполнение понесенных гражданином расходов обеспечивается за счет двух бюджетов: федерального и бюджета субъекта. За доведение денежных выплат населению отвечают местные органы соцзащиты.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

На величину компенсационной выплаты влияют следующие факторы:

  • действующие в настоящий момент времени тарифы;
  • нормативы объема потребления;
  • реальный объем полученных услуг;
  • категория льготы, к которой относится гражданин;
  • общая площадь или площадь собственной доли;
  • количество жильцов в квартире или доме;
  • сколько из них льготников (и каких);
  • проживает ли льготник по указанному адресу, и, вообще, жив ли он.

Начисления могут зависеть и от текущих изменений в законодательстве, так как некоторые нормы утрачивают актуальность, и вместо них в графах квитанций появляются новые параметры.

Выплачивается ли выходное пособие при увольнении по собственному желанию? Узнайте сейчас.

Кто имеет право?

Согласно последним статистическим данным более четверти россиян обладают правом получения компенсационных выплат по «коммуналке». Сформирован и обнародован федеральный реестр льготников; в него включены несколько категорий граждан; таких, которые смогут сэкономить на жилищных и коммунальных платежах некоторую сумму собственных средств.

Нужно отметить, что уровень их обеспеченности не имеет никакого значения.

Ежемесячная компенсационная выплата дается только на одну квартиру. Если у человека в собственности несколько жилых помещений, то за все остальные, кроме одного, он платит в полном объеме. Возвращаемые денежные средства от суммы полностью оплаченных счетов в большинстве случаев составляет 50%.

Компенсация полагается:

  1. Героям СССР, Героям России, кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического труда, кавалерам ордена Трудовой Славы — по 100% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг.
  2. Инвалидам Великой Отечественной войны – по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг.
  3. Участникам Великой Отечественной войны – по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг.
  4. Членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, а также ветеранов боевых действий – по 50% от суммы оплаты за общую площадь и от стоимости коммунальных услуг.
  5. Жителям блокадного Ленинграда – по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг.
  6. Несовершеннолетним жертвам фашизма, признанным инвалидами – по 50% от суммы оплаты за занимаемую общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг.
  7. Военнослужащим, которые приобрели инвалидность в период прохождения военной службы – по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг.
  8. Военнослужащим, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, с детства, трудового увечья, радиационных воздействий, заболевания полученного в период военной службы – по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения (для проживающих в квартирах или домах по соцнайму), и от стоимости коммунальных услуг.
  9. Ветеранам боевых действий — 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения.
  10. Инвалидам – по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения (проживающим в квартирах или домах по соцнайму) и от стоимости коммунальных услуг.
  11. Семьям с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения (проживающим в квартирах или домах по соцнайму и от стоимости коммунальных услуг.
  12. Отдельным категориям граждан из числа подвергшихся воздействию радиации:
  • вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС;
  • вследствие аварии на ПО «Маяк»;
  • вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • в результате участия в испытаниях ядерного и термоядерного оружия и ликвидации аварий ядерных установок.

Возвратные выплаты этим гражданам также составляют по 50% от суммы оплаты за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг.

Кроме того, регионы целевым образом помогают следующим категориям граждан:

  • многодетным семьям;
  • ветеранам Великой Отечественной войны;
  • ветеранам труда и ветеранам военной службы;
  • репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам;
  • специалистам в области образования и здравоохранения, проживающим в сельских населенных пунктах;
  • почетным донорам СССР или РФ.

Дополнительно к тем льготам, которые установлены общефедеральным законодательством, каждый российский субъект вправе предоставить перечисленным категориям и собственные, сверхнормативные меры социальной поддержки.

Для каждой категории депутаты регионального представительного органа власти рассматривают возможные варианты оказания мер дополнительной поддержки своим льготникам, исходя из наполняемости бюджета и особенностей законодательства конкретного субъекта.

Размер денежного возмещения индивидуален для каждого льготника.

Расчет производится каждый месяц. За основу берутся его жилищные условия и объем коммунальных услуг, в действительности предоставленных ему в текущем месяце. Данная информация поступает в органы социальной защиты населения либо от управляющей компании, либо от поставщика конкретной коммунальной услуги.

Расчет суммы возмещения по оплате жилья и услуг ЖКХ некоторым льготникам производится с учетом нормативов жилой площади и потребления коммунальных услуг, зафиксированных в законодательстве того или иного региона. Если в одной квартире проживают одновременно несколько льготников, то расчет суммы возмещения ведется отдельно для каждого, с учетом имеющихся законных оснований для получения целевой денежной выплаты.

Размер ежемесячной компенсации не является раз и навсегда определенной величиной. Жизненные обстоятельства могут меняться; соответственно, корректируются и условия возврата понесенных затрат. Если у гражданина поменялось место жительства, изменился лицевой счет, возникло новое право на получение компенсации по иному, более выгодному для него основанию, то ему следует сообщить об этом в органы социальной защиты населения по месту проживания.

Порядок возмещения

Компенсацию назначают органы социальной защиты населения с того месяца, когда у гражданина возникает право на возмещение расходов по оплате его жилого помещения и потребленных им коммунальных услуг; однако, не ранее, чем за 3 года, до подачи им заявления.

Решение о назначении денежной компенсации или отказе принимается в течение 10 дней после подачи документов. По условиям ст. 155 ЖК РФ денежная компенсация выплачивается один раз в месяц, до 10 числа наступающего месяца.

Если в семье имеется несколько льготников, то общая сумма компенсации расходов может по договоренности выплачиваться одному из них. Для этого требуется их совместное заявление с указанием лица, на счет которого будет перечисляться компенсационная сумма.

Смотрите так же:  Ротация в мвд приказ

Компенсация выплачивается одной общей суммой и только за полностью оплаченные жилищно-коммунальные услуги. Начисленная сумма, в зависимости от желания получателя, может перечисляться либо на его лицевой счет в банковской организации, либо выплачиваться через почтовое отделение — то, в котором гражданин получает свою пенсию (в случае если льготник уже достиг пенсионного возраста). О наиболее предпочтительном способе получения компенсационных выплат следует заблаговременно проинформировать органы социальной защиты населения по месту жительства. Это делается лично, в заявительном порядке.

При условии, что сумма расходов по квитанциям на оплату «коммуналки» больше, чем 22% от общего дохода всех членов семьи, гражданин может обратиться в управление социальной защиты по месту жительства за получением целевой субсидии.

22% — это законодательно установленная предельная величина, однако каждый субъект по своему усмотрению может понижать эту долю расходов граждан на услуги ЖКХ. В Москве, например, субсидию назначат в том случае если после оплаты жилищно-коммунальных счетов бюджет семьи «похудел» более чем на 10%.

Условия и ограничения

В каждом субъекте Федерации принимается собственный административный регламент, определяющий порядок предоставления госуслуги «компенсация жилищных и коммунальных расходов». Регламент базируется на нормах регионального законодательства и может различаться в разных административных территориях.

В административном регламенте прописывают категории граждан, у которых есть право на получение компенсации. Также в нем называются правовые основания (свод законов) и приводится перечень необходимых документов, которые гражданину следует подать в органы социальной защиты населения для начисления компенсации. Кроме того, в этом документе перечислены основания для отказа в приеме документов.

Компенсация предоставляется только тем гражданам, у которых нет долгов по оплате услуг, либо есть индивидуальное соглашение с поставщиком услуги, и они договорились о рассрочке платежа и условиях погашения долга.

Если в течение 3 месяцев сумма долга не выплачена, то возмещение расходов по тем позициям, по которым осталась задолженность, согласно п. 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» приостанавливается. Как только вопрос будет урегулирован, компенсационная денежная выплата будет произведена сразу же и в полном объеме.

Для того чтобы воспользоваться предоставленной государством льготы, от гражданина требуется не так уж много: аккуратно снимать и передавать поставщикам услуг показания домашних приборов учета, и своевременно производить оплату за жилое помещение и оказание услуг ЖКХ.

Если родители в разводе, ребенок все равно имеет право на пособие по потере кормильца. Подробнее в статье.

Мальта как оффшор привлекает бизнесменов всего мира. Узнайте, почему.

Кризис в экономике и «коммуналка»

При всех попытках государства найти наиболее приемлемый механизм, обеспечивающий равновесие коммерческих интересов в сфере ЖКХ и интересов населения, платежи за коммунальные услуги по-прежнему остаются тяжелым бременем для большинства российских граждан.

У 75% пользователей услугами ЖКХ никаких льгот и привилегий нет. Субсидии не покрывают реальных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Долги населения растут, и в 2018 году страна задолжала поставщикам услуг свыше 250 млрд. рублей. Эксперты указывают, что эта ситуация объясняется значительным понижением уровня жизни людей, и особенно, наиболее уязвимой категории – пенсионеров и малоимущих семей.

Кроме того, даже льготники, перечисленные в этой статье, несмотря на более привилегированное положение, отказываются оплачивать некоторые услуги, в частности, капитальный ремонт. В целом по стране свыше 30% граждан не вносят плату по этой статье, так как не понимают, почему они должны бесплатно кредитовать государство на 20–25 лет вперед, оплачивая не предоставленные и только планируемые услуги.

Кризисная ситуация в экономике вынуждает россиян тратить свои средства, в первую очередь, на поддержание жизнедеятельности – приобретение продуктов питания, лекарств и предметов первой необходимости. Россияне в большинстве своем – законопослушные граждане; особенно, это относится к людям старшего поколения. Растущие долги за услуги ЖКХ означают, что у многих вынужденных неплательщиков просто не хватает средств на их оплату.

Тем временем в Госдуме принят закон об увеличении с 1 января 2018 года пени за просрочку оплаты услуг ЖКХ физическими лицами в 2, 3 раза.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Компенсация расходов — это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Компенсация расходов предоставляется на одно жилое помещение по месту жительства либо пребывания на территории Свердловской области по выбору лица, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Предоставление компенсации расходов по месту пребывания производится при условии неполучения компенсации расходов по месту жительства.

Компенсация расходов предоставляется гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Уполномоченным органом, наделенным государственными полномочиями по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования «город Екатеринбург», является Администрация города Екатеринбурга в лице Управления жилищного и коммунального хозяйства.

Компенсация по оплате услуг ЖКХ предоставляется следующим категория граждан — Список (132Кб)

Информацию о правилах предоставления услуги можно найти на Официальном портале Екатеринбурга, сайте МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования «город Екатеринбург» и по телефону (343) 371-23-38. Свой вопрос вы можете задать специалистам Комитета социальной политики Администрации города Екатеринбурга.

Условия и порядок предоставления компенсаций

  1. Компенсация расходов представляет собой социальную выплату, которая является эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
  2. Каждый гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, вправе получать компенсацию расходов независимо от других членов семьи, имеющих такое же право.
  3. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и компенсация расходов на оплату коммунальных услуг — это две разные и самостоятельные компенсации. Гражданин вправе выбрать получение компенсации по оплате жилого помещения по одному основанию, по оплате коммунальных услуг — по другому.
  4. Компенсация расходов предоставляется гражданам, зарегистрированным по месту постоянного жительства, либо зарегистрированным по месту пребывания, при условии неполучения компенсации расходов по месту постоянного жительства.
  5. Компенсация расходов предоставляется на расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не превышающие фактические.
  6. Компенсация расходов предоставляется исходя из утвержденных норм общей площади и нормативов коммунальных услуг и размеров платы за единицу объема потребления услуги.

Максимально допустимые сроки предоставления услуги — решение о назначении либо отказе в назначении компенсации расходов принимается в 10-дневный срок с даты подачи заявления и документов необходимых для предоставления государственной услуги либо получения информации от организаций различных форм собственности в порядке межведомственного взаимодействия.

Извещение получателя компенсации расходов о размерах компенсации — ежемесячно гражданину направляется уведомление о предоставлении компенсации расходов и проведенных перерасчетах с указанием размера компенсации по видам услуг.

Требования к документам заявителя: для получения компенсации расходов гражданам или представителям, полномочия которых подтверждены в соответствии с действующим законодательством, необходимо представить следующие документы:

  • заявление установленной формы (форма прилагается);
  • документы, удостоверяющие личность заявителя (паспорт гражданина РФ, разрешение на временное проживание или вид на жительство для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки (справку об установлении инвалидности, заключение государственной или муниципальной системы здравоохранения о наличии ВИЧ-инфекции, заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболеваний с последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов, выданную организацией работодателем);
  • сберегательную книжку гражданина в случае открытия счета в отделении Сбербанка РФ или копию договора с банком, выписку, иной документ, уточняющий реквизиты счета получателя (в случае выбора способа получения через кредитную организацию);
  • платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за месяц предшествующий обращению с отметкой об оплате;
  • документ, содержащий описание объекта недвижимости (кадастровый паспорт, технический паспорт, справка БТИ и др.), в случае обращения за компенсацией расходов в части оплаты твердого топлива или сжиженного (баллонного) газа.

Заявитель вправе по собственной инициативе представить следующие документы

  • документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства либо пребывания (в случае, если информация о регистрации отсутствует в документах удостоверяющих личность);
  • документ, содержащий сведения о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства, вида регистрационного учета, даты регистрации и снятия их с регистрационного учета, размера занимаемой общей площади жилого помещения, условий проживания, вида жилищного фонда (в т.ч. справка формы 40);
  • удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в т.ч. федерального образца, выданное территориальным управлением социальной защиты населения;
  • справку, удостоверяющую право на меры социальной поддержки, выданную территориальным управлением социальной защиты населения (для лиц вышедших на пенсию и имеющим стаж работы по специальности в сельских населенных пунктах не менее 10 лет);
  • документ о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (в случае обращения за компенсаций по месту пребывания).
Смотрите так же:  Приказ на звезду

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются

  • предоставление заявителем документов, необходимых для предоставления услуги, не в полном объеме;
  • предоставление заявителем документов, необходимых для предоставления услуги, оформленных ненадлежащим образом;
  • установление недействительности усиленной квалифицированной электронной подписи (при подаче документов в электронном виде)

Основания для перерасчета размеров компенсации расходов либо прекращения выплаты компенсации

  • изменение основания для назначения компенсации расходов;
  • изменение состава семьи получателя компенсации;
  • изменение объема предоставленных коммунальных услуг;
  • изменение тарифов на коммунальные услуги и изменение платы за жилое помещение;
  • изменение норм и нормативов;
  • превышения фактических расходов граждан на оплату твердого топлива над полученным размером компенсации расходов.

Выплата компенсации расходов прекращается при наступлении следующих обстоятельств

  • утрата права на получение мер социальной поддержки,
  • перемена места жительства (пребывания);
  • смерть получателя компенсации расходов.

Граждане, получающие компенсацию расходов, в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет либо прекращение выплаты компенсации, обязаны известить уполномоченный орган о наступлении этих обстоятельств.

Подать заявление и документы так же можно через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Для подачи заявления и документов в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» заявителю необходимо:

в сети Интернет зайти в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу http://gosuslugi.ru

в разделе «Личный кабинет» выбрать последовательно пункты меню «Электронные услуги», «Муниципальные ведомства», «Комитет социальной политики Администрации города Екатеринбурга», и выбрать необходимую услугу.

Коммунальные платежи при УСН

Обычно арендодатель сам оплачивает стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором (горячее и холодное водоснабжение, отопление, энергоснабжение, водоотведение и др.) коммунальным службам. А арендатор компенсирует ему все эти расходы отдельно или в составе арендной платы. Арендатор также может заключить договоры со снабжающими организациями напрямую. О каждом из этих вариантов расскажет статья.

Компенсация коммунальных расходов

Условие о возмещении коммунальных платежей может быть предусмотрено в самом договоре аренды или в дополнительном соглашении к нему. Причем независимо от того, каким документом закреплена компенсация «коммуналки», отношения сторон в этом случае не являются отношениями по договору поставки коммунальных услуг. Поскольку, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса, арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Рассмотрим подробно учет компенсации коммунальных расходов у арендодателя и арендатора, применяющих УСН.

Расходы арендодателя, применяющего УСН

По мнению чиновников, сумма компенсации арендатором коммунальных услуг арендодателю является доходом арендодателя. Соответственно, должна учитываться при исчислении налоговой базы по «упрощенному» налогу (письма Минфина РФ письма Минфина РФ от 22 мая 2017 г. № 03-11-06/2/31137, от 18 июля 2012 г. № 03-11-11/210, ФНС РФ от 5 декабря 2006 г. № 02-6-10/[email protected], УФНС РФ по г. Москве от 17 ноября 2009 г. № 20-14/2/[email protected], постановление Президиума ВАС РФ от 12 июля 2011 г. № 9149/10).

Это невыгодно тем «упрощенцам», которые платят налог с доходов. Ведь в этом случае увеличивается облагаемая база по налогу при УСН.

Аналогичная ситуация наблюдается во взаимоотношениях арендатора и субарендатора.

Если арендатор сдает часть арендуемых площадей в субаренду, то компенсация стоимости коммуналки, которую он получает от субарендатора, учитывается в его доходах. Причем даже если он применяет УСН с объектом «доходы». Такой вывод сделали финансисты в письме от 12 мая 2014 года № 03-11-11/22068.

Поэтому несмотря на то, что всю сумму за коммуналку, поступившую от субарендатора, арендатор перечисляет собственнику помещений, не оставляя ничего себе, ему придется уплачивать «упрощенный» налог с доходов по ставке 6%.

Но если арендодатель применяет доходно-расходную «упрощенку», оплату коммунальных услуг за арендатора он вправе отразить в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1, 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в стоимости коммунальных услуг поставщик предъявил вам к оплате НДС, вы можете также учесть его в расходах на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Учесть затраты на «коммуналку» арендодатель может в момент списания денег с расчетного счета или в момент выплаты их из кассы. При этом он должен иметь документы, подтверждающие коммунальные расходы:

  • счета поставщиков коммунальных услуг;
  • документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, приходные кассовые ордера, кассовые чеки и др.).

В бухгалтерском учете арендодателя компенсация стоимости коммунальных услуг, потребленных арендатором, не приводит к изменению экономических выгод, поэтому не отражается на счетах учета доходов и расходов.

Расходы арендатора, применяющего УСН

Арендатор, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», может учесть стоимость потребленных им коммунальных услуг в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. .346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС РФ по г. Москве от 3 июля 2006 г. № 18-11/3/[email protected]).

Указанные расходы можно учесть в момент списания денег с расчетного счета или в момент выплаты их из кассы. Для этого надо иметь подтверждающие документы:

  • счет от арендодателя на оплату компенсации коммунальных затрат;
  • документы, подтверждающие стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно арендатором (например, составленные на основании счетов коммунальщиков акт потребления коммунальных услуг и расчет коммунальных платежей).

В бухгалтерском учете арендатора расходы по возмещению арендодателю коммунальных платежей являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Если есть обособленное подразделение

В арендованном помещении можно создать обособленное подразделение. На договор аренды следует обратить внимание организациям, которые арендуют помещение для нового офиса, склада, магазина или иного подразделения и применяют УСН с объектом «доходы минус расходы». При этом следует придерживаться общих правил.

1. Необходимо проверить срок действия договора. Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации. Если вы не зарегистрируете свой договор аренды, то расходы в виде арендной платы, перечисленной по этому договору, налоговики могут не принять. Поэтому гораздо проще заключить договор на срок менее 12 месяцев. Тогда и регистрировать ничего не придется, и арендную плату можно учесть в расходах (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Имейте в виду, что договор, заключенный на срок менее года и впоследствии пролонгированный в соответствии с его условиями, также не требуется регистрировать. Так что, если срок вашего договора аренды составляет 12 месяцев и более, нужно либо переоформить его на более короткий срок, либо зарегистрировать его надлежащим образом.

2. Обратите внимание на коммунальные платежи. Если планируется их перечислять арендодателю, то должно быть соответствующее условие в договоре. Например, условие о том, что размер арендной платы указан уже с учетом коммунальных платежей. Или условие о том, что арендатор перечисляет арендодателю, кроме фиксированной суммы, еще и компенсацию стоимости фактически потребленных коммунальных услуг. В этом случае все перечисленные арендодателю суммы арендатор сможет учесть в расходах при УСН на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Если же в договоре указана величина арендной платы без учета коммунальных платежей и нет дополнительных условий, а арендодатель требует перечислять ему еще и компенсацию, то эту компенсацию включить в расходы арендатору не удастся. В этом случае вам следует поднять вопрос об изменении условий договора.

Если же ваша организация будет перечислять коммунальные платежи самостоятельно на счета обслуживающих предприятий, то соответствующее условие также должно содержаться в договоре. Тогда стоимость коммунальных услуг можно будет отразить в материальных расходах (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Смотрите так же:  Участие прокурора в гражданском суде первой инстанции

3. Необходимо уточнить обязанности по ремонту. В соответствии с положениями Гражданского кодекса обязанности по капитальному ремонту лежат на арендодателе, а по текущему — на арендаторе, если иное не предусмотрено законом или договором аренды (ст. 616 ГК РФ). Поэтому если условия о ремонте в договоре отсутствуют, то арендатор может провести только текущий ремонт помещения и, соответственно, учесть его стоимость в расходах согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Если арендатор решится провести капитальный ремонт арендованного помещения, то расходы при отсутствии соответствующего условия в договоре будут экономически не оправданы, и учесть их в налоговой базе при УСН не получится.

Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

Компенсация расходов, наравне с субсидиями по оплате жилого помещения, является эффективной мерой соцзащиты населения.

Компенсационный механизм по возмещению расходов по оплате жилого помещения и услуг жилищно-коммунального хозяйства был законодательно урегулирован и действовал давно. До принятия нового Жилищного Кодекса существовал порядок предоставления некоторым категориям населения льгот по оплате за жилплощадь. Данный порядок действует и по сей день.

Компенсация расходов по оплате жилплощади

Статья 160 ЖК определяет порядок и регулирует предоставление компенсационных выплат по уплате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги на условиях и в порядке, установленном нормативными актами. Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг выплачиваются за счет государственных и муниципальных бюджетных средств.

Размер компенсационных выплат включается в семейный совокупный доход, учитывается при расчетах субсидии, которая предоставляется согласно статье 159 ЖК.

Компенсация расходов, наравне с субсидиями по оплате жилого помещения, является эффективной мерой соцзащиты населения, в частности, тех граждан, которые имеют низкий уровень доходов. Либо тех, кто в силу объективных или субъективных причин не в состоянии рассчитываться за услуги ЖКХ и оплачивать квартплату без значимого ущерба для уровня жизни. Особо актуально это во времена реформ, проводимых в жилищно-коммунальном хозяйстве и ощутимого повышения уровня оплаты за квартиру.

Понятие компенсации по оплате жилплощади и коммунальных услуг

Сущность компенсационной политики государства заключается в процессе возмещения некоторым категориям лиц их расходов в размерах, установленных законом. Для начала лица, имеющие право оформить компенсационные выплаты, несут расходы, связанные с оплатой жилой квартиры. Затем понесенные расходы (либо их часть) компенсируются предоставленной выплатой в денежном эквиваленте.

Раньше действовала система «натуральных» льгот, оформляемая в виде скидок. Граждане-льготники частично освобождались от платы за жилплощадь и за услуги ЖКХ.

Система предоставления компенсации расходов на оплату жилья и на услуги ЖКХ в перспективе должна упразднить систему предоставления «скидочных» льгот, которые менее выгодны для государства.

Постановлением от 26.08.04 №441 установлен федеральный стандарт граничного порога расходов по оплате квартиры и услуг ЖКХ. Такой порог должен быть не более 22 % общего дохода всей семьи.

Денежная компенсация по оплате жилого помещения предоставляется при условии отсутствующей задолженности за квартиру и за услуги ЖКХ. Если же имеется долг за жилплощадь, предоставление компенсационных возмещений возможно с условием оформления гражданином рассрочки по выплате долгов и добросовестного выполнения условий такого соглашения.

Кто имеет право на компенсационные выплаты

Жилищным законодательством установлены категории лиц, имеющие право на государственную поддержку, которая заключается в предоставлении компенсации (или субсидии). К ним относятся:

  • собственники жилых квартир;
  • лица, временно использующие жилые квартиры соответствующих жилфондов;
  • наниматели, заключившие соглашение найма объекта частного жилого фонда;
  • члены жилкооперативов.

Кроме того лицо, претендующее на оформление компенсации по оплате жилплощади и услуг ЖКХ, должно отвечать следующим требованиям:

  • расходы такого лица по оплате коммунальных услуг должны составлять более чем 22% от общего дохода всей семьи;
  • быть гражданином РФ;
  • быть прописанным на жилплощади, расходы за которую подлежат компенсации;
  • не иметь долгов по оплате за квартиру и за услуги ЖКХ.

Денежные компенсационные выплаты устанавливаются также и органами власти на местах. К примеру, согласно решению губернатора Хабаровского края, в ноябре 2015 года определен граничный индекс повышения оплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства на уровне 7%. Жителям края, чей месячный платеж превысил данный уровень индексации, с января 2016 года предоставляется компенсация расходов на оплату коммуналки. Ее начисляют автоматически. Сумма компенсации указывается в квитанции абонента, заявление от собственников жилья не требуется.

Компенсация расходов за услуги ЖКХ для инвалидов

Среди всех категорий лиц, которые имеют право денежной компенсации на оплату услуг ЖКХ, значительную часть составляют инвалиды. Социальная поддержка последних существенно разнится в зависимости от региона проживания и группы инвалидности.

Однако всем без исключения инвалидам по закону положена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Предоставляются такие льготы не только на федеральном уровне, но и на местном. Федеральным центром возмещаются расходы в случае, если дом, где проживает инвалид, числится в федеральной собственности.

Если же здание принадлежит муниципальному жилфонду, компенсация для инвалидов оформляется местным муниципалитетом.

Право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и услуги ЖКХ получают не только инвалиды, но также семьи, которые воспитывают ребёнка-инвалида. Предусмотренная законом компенсация составляет 50 % от оплаты всех услуг ЖКХ, в независимости от региона проживанния.

Компенсация положена на следующие виды услуг:

  • на расходы, связанные с социальным наймом и содержанием жилища;
  • на расходы, связанные с ремонтом и управлением дома;
  • на расходы по оплате за электро-, газо-, теплоснабжение, за воду и вывоз мусорных отходов;
  • частично возмещаются расходы, связанные с закупкой топлива. Такая компенсация полагается инвалидам, живущих в домах, в которых отсутствует центральное отопление.

Основание для отказа в компенсации расходов на квартиру

Жилищным законодательством установлена форма компенсации по оплате жилплощади и жилищно-коммунальных услуг: исключительно в денежном виде. Если гражданин не исполняет свои платежные обязательства, которые должны быть в последующем компенсированы, у него отсутствуют расходы и, следовательно, основания для возврата денежных средств.

По этим причинам статья 160 Кодекса дополнена частью 3, которой установлено, что компенсация расходов предоставляется лицам, у которых отсутствует долг по квартплате и за услуги ЖКХ. Эта мера воздействия направлена на то, чтобы стимулировать население добросовестно исполнять обязательства по оплате жилплощади и услуг ЖКХ.

Если у плательщика возникает задолженность, это является основанием для приостановления выплат компенсаций. После погашения задолженности, компенсационные выплаты возобновляются.

Вместе с тем, часть 3 предусматривает предоставление компенсационных выплат при существующей задолженности. Условиями для этого является договор о рассрочке долгов по оплате жилого помещения или услуг ЖКХ, заключенный с кредитором (условия договора должны добросовестно выполняться). Стороной-кредитором по такому соглашению может выступать управляющая организация, товарищество или жилищный кооператив.
Механизм предоставления компенсационных выплат

Как было сказано раньше, компенсационные возмещения осуществляются в денежной форме. Расходы по оплате жилплощади и коммунальных услуг остаются прежними и не подлежат уменьшению на сумму предоставленных компенсационных выплат.

Компенсационные выплаты отличаются от субсидий (которые перечисляются еще до того, как наступил срок оплаты за жилое помещение) тем, что они носят «последующий» характер. Другими словами, предоставляются после того, как были оплачены жилищно-коммунальные услуги.

Размер компенсационных выплат

Размер предоставленных законом льгот, как правило, составляет 50 % от всей суммы расходов по оплате за жилплощадь и услуги ЖКХ. Многих волнует вопрос, почему при выплате компенсаций за услуги ЖКХ возвращают меньшую сумму, чем была оплачена?

Когда в квартире зарегистрирован гражданин, который по закону имеет право на льготы и кроме него больше никто не прописан, соответствующая компенсация расходов по квартплате оформляется на всю площадь помещения и на полный объём потребляемых услуг.

Если же на жилплощади зарегистрированы еще жильцы, возвращаются денежные средства в размере доли жилплощади, которая приходится на такого льготника.

В таких же пропорциях будет возмещаться часть потребляемых льготником услуг ЖКХ. Таким образом, денежные компенсационные выплаты за жилое помещение и услуги ЖКХ рассчитываются только лишь на долю льготника, зарегистрированного в квартире.

При установлении суммы компенсационных выплат в процентном соотношении от применяемого размера оплаты на капремонт и содержание здания и помещений, а также тарифов на услуги ЖКХ, в случае изменении (увеличении) размера оплаты будет меняться и сумма компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в сторону увеличения.