Кто имеет право голоса в сша

Кто имеет право голоса в сша

История борьбы за всеобщее
избирательное право в США

— Суффраж — право голоса — был причиной многих конфликтов в истории США. В колониальный период и в первые годы сущеzствования нового государства право голоса имели лишь белые мужчины, обладавшие собственностью. Женщины, негры, индейцы, представители некоторых вероисповеданий были лишены этого права. В этом уроке вы узнаете, как за 200 лет существования США право голоса получили практически все граждане старше 18 лет.

— Изучив эту тему, вы сможете рассказать о том, как изменялось законодательство, относящееся к реализации этого права гражданами США. Вы сможете рассказать о связи фундаментальных идей и принципов, на основании которых функционирует конституционное государство, с процессом предоставления права голоса все большему числу граждан страны.

Понятия для усвоения:

Разница между гражданскими и политическими правами граждан.

В свободном обществе различают гражданские и политические права. Гражданскими называют права, которыми мы пользуемся как частные лица и которые защищают нас от самоуправства властей. Большинство прав, записанных в Билле о правах, являются гражданскими правами, в число которых входит рассмотренное ранее право на надлежащую правовую процедуру.

Политическими правами называют права, которые дают нам возможность влиять на действия правительства и самим участвовать в процессе управления государством. Конституция предоставляет нам право голосовать и занимать государственную должность. Права, записанные в Первой поправке, защищающие нашу свободу, также дают нам возможность воздействовать на власть посредством осуществления права на свободу слова, печати, права на объединение и права подавать петицию властям. Таким образом, права, гарантированные Первой поправкой, — одновременно гражданские и политические права.

Америка — одна из старейших демократий в мире, но она видоизменялась с течением времени. Быть может, приобретение права голоса все новыми слоями населения было наиболее важным фактором американской истории. Как было записано в решении Верховного суда более 100 лет тому назад, право голоса есть «фундаментальное право, поскольку оно является гарантом всех остальных прав».

Завоевание права голоса различными группами населения США.

Собравшись на Филадельфийском конвенте, создатели Конституции долго не могли решить, кому предоставить право голоса в новом государстве. Наконец в Конституцию было занесено положение о том, что члены палаты представителей должны избираться в каждом штате теми, кто по закону данного штата имеет право выбирать членов нижней палаты законодательного собрания этого штата.

Конституция, таким образом, предоставляла властям каждого штата право самим решать, кто может голосовать. Поэтому первые схватки в борьбе за право принимать участие в голосовании проходили в штатах.

Со времени основания США белые жители, отвечавшие определенным требованиям, имели право голосовать и принимать участие в управлении государством. В некоторых штатах, например, требовалось, чтобы избиратель исповедовал определенную религию. К началу гражданской войны, однако, число избирателей увеличилось.

Избирательное право для всего белого мужского населения страны.

Во время войны за независимость шесть штатов отменили имущественный ценз и предоставили право голоса всем белым жителям, вне зависимости от того, богаты они или бедны. Но в то же время три других штата увеличили имущественный ценз, тем самым уменьшив число избирателей.

Томас Пэйн сказал о сложившейся ситуации: «Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека есть осел, который стоит 60 долларов. Он сегодня избиратель, он идет к избирательной урне и опускает свой голос. А завтра осел сдох, и когда человек идет голосовать без своего осла, его не допускают. Скажите мне, кто голосует в этой стране, осел или его хозяин?»

Эндрю Джексон баллотировался в президенты США в 1828 году. Его в основном поддержали избиратели, лишь недавно получившие право голоса. В выборах участвовало в три раза больше избирателей, чем раньше. Выборы Джексона ознаменовали собой начало новой эры в американской политике, когда идеи демократии и всеобщего равенства стали оказывать значительное влияние на национальные политические институты. Право голоса получало все большее число белых американцев.

В состав США входили все новые штаты, и почти во всех было всеобщее избирательное право для белого мужского населения. Один за другим старые штаты отказывались от имущественных барьеров при голосовании. В большинстве случаев этот процесс проходил мирно. Но в штате Род Айлэнд, который одним из последних ввел всеобщее право для мужского населения, отмена ценза привела к маленькой гражданской войне. В 1841 году лидер движения за избирательные права в штате Род Айлэнд Томас Дорр повел своих вооруженных сторонников на штурм Капитолия штата. К началу гражданской войны в США почти повсеместно действовало всеобщее избирательное право для мужского населения.

Избирательное право для чернокожего мужского населения США.

После гражданской войны в Конституцию была внесена XV поправка. И хотя она гарантировала право голоса чернокожим мужчинам, во многих южных штатах были приняты законы, которые сделали практически невозможным участие негров в выборах. Движение за гражданские права в пятидесятые, шестидесятые годы XX века заставило федеральное правительство применить свою власть для защиты черных американцев от политической дискриминации.

Избирательное право для женщин.

Тесно связана с движением за права чернокожих американцев борьба за права женщин. Еще больше времени, чем неграм, понадобилось женщинам для того, чтобы добиться реальных избирательных прав.

В течение почти всей истории Америки женщины не принимали участия в выборах и управлении государством. Женщины были самой многочисленной группой населения, которой было отказано в праве участия в выборах. Их борьба продолжалась долго, так как им приходилось разрушать традиционные представления о роли женщин в общественной жизни.

В то время, когда в Конгрессе обсуждались поправки гражданской войны, лидеры женского движения, среди которых была Сьюзен Энтони, потребовали, чтобы избирательное право было распространено и на женщин. Они верили, что их многолетняя поддержка дела освобождения негров будет вознаграждена, но им было отказано. Напротив, в Конституции было уточнено — «мужское население». В XIV поправке говорилось об избирательных правах только мужчин.

Но это не помешало некоторым штатам предоставить право голоса женщинам. В 1874 году защитники женских прав утверждали в Верховном суде США, что XIV поправка подразумевает право голоса для женщин.

Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные юрисдикции оных, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают.

Верховный суд не согласился с таким пониманием текста поправки. В своем решении по делу Минор против Хапперсетта (1875) суд постановил, что из того, что человек является гражданином, не следует автоматически, что он обладает правом голоса. Это означало, что если штат отказывает женщинам в праве голоса, то он поступает конституционно.

В 1876 году, во время празднования столетия принятия Декларации независимости, Сьюзен Энтони провела женскую демонстрацию. Хотя представители движения суфражисток не были приглашены на торжества, они явились и зачитали текст Женской декларации прав:

Мы не можем забыть даже в этот радостный час, что в то время, когда все мужчины под сенью нашего государственного флага, независимо от цвета кожи. наделены всеми гражданскими правами, все женщины все еще лишены права голоса.

В штате Вайоминг женщины имели право голоса тогда еще, когда это была независимая территория. Когда некоторые

Сьюзан Энтони
(1820-1906)

Как Сьюзан Энтони и другие лидеры боролись за предоставление женщинам избирательного права?

Почему женщинам отказывалось в праве голоса вплоть до 1920 года?

члены Конгресса пошутили об этих «дамских штучках», законодатели Вайоминга заявили, что готовы не вступать в Соединенные Штаты еще 100 лет, если при вступлении их женщинам будет отказано в праве голоса. Вайоминг был принят в состав США.

Вслед за Вайомингом другие западные штаты предоставили право голоса своим женщинам. К концу первой мировой войны женщины пользовались правом голоса более чем в половине штатов.

Как уже говорилось, Верховный суд решил, что из того, что человек является гражданином, не следует, что он обладает правом голоса. Каждый штат мог отказать своим женщинам в этом. И лишь спустя 50 лет после того, как черные американцы получили право голоса, в 1920 году, XIX поправка гарантировала право голоса женщинам.

В годы первой мировой войны женщины в массовом порядке пришли на производство. В связи с этим борьба суфражисток вышла на новый уровень. Та волокита, с которой в штате за штатом женщинам предоставлялось право голоса, подталкивала членов движения суфражисток к новым, более настойчивым требованиям. В 1918 году президент Вудро Вильсон объявил о своей поддержке движения. В 1920 году, несмотря на значительную оппозицию предоставлению права голоса женщинам, XIX поправка была принята. Спустя 130 лет женщины победили. В XIX поправке было сказано:

Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью принятием соответствующего законодательства.

Избирательное право для коренного населения США.

В первоначально принятой Конституции дважды упоминались индейцы.В статье I «не облагаемые налогами индейцы» были исключены при распределении налогов и определении числа представителей в Конгрессе. Второй раз там же говорилось о том, что Конгресс имеет право «регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами».

Верховный суд трактовал эти положения Конституции следующим образом:

— коренные жители не являются гражданами США и тех штатов, в которых они проживают;

Смотрите так же:  Какие документы нужны для возмещения в фсс единовременного пособия

— племена индейцев являются инородными политическими образованиями, внешние и внутренние дела которых должны управляться федеральным правительством США.

На ранней стадии взаимоотношений индейцев с федеральным правительством все это сильно отразилось на защите их гражданских прав. Как члены инородных политических образований, индейцы не пользовались никакими конституционными правами американских граждан.

Закон Снайдера (1924) сделал их всех полноправными американскими гражданами, хотя часть из них ранее уже стала гражданами на основании ряда других законов. Первоначально предполагалось, что постепенно племена исчезнут и коренное население будет только гражданами США и своего штата. Но эти ожидания не оправдались, племена не прекратили свое существование, и теперь у индейцев двойное гражданство — американское и принадлежность своему племени.

Однако во многих штатах продолжалась дискриминация по отношению к индейцам на выборах, в судах, при даче свидетельских показаний. Закон об избирательном праве (1965) и дополнения к нему были попыткой разрешить проблему дискриминации всех меньшинств в государстве.

Избирательное право для восемнадцатилетних.

До 1971 года только в штатах Аляска, Джорджия, Гавайи и Кентукки граждане моложе 21 года могли принимать участие в выборах.

В 1970 году Конгресс, принимая поправку к Закону об избирательном праве, включил раздел, в котором говорилось о том, что никому старше 18 лет не может быть отказано в праве на участие в голосовании. Этот закон опротестовывался в Верховном суде по делу Орегон против Митчела (1970), и мнения членов суда разделились. Четыре судьи считали, что Конгресс полномочен понизить возрастную границу при голосовании до 18 лет, четыре других судьи считали, что нет. Голос девятого был решающим. По его мнению, Конгресс мог это сделать на национальных выборах и не мог на выборах в штатах. Он считал, что в соответствии с Конституцией лишь власти штата могут определять, как должны проходить выборы в местные органы власти, а на федеральном уровне таким правом по Конституции обладает Конгресс.

Спустя шесть месяцев после принятия Верховным судом этого решения штатами была ратифицирована XXVI поправка. В ней говорилось:

Право голоса граждан Соединенных Штатов в возрасте восемнадцати лет или старше не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом в зависимости от возраста.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью принятием соответствующего законодательства.

— Почему конституционная демократия более, чем любая другая форма правления, нуждается в хорошо информированных, просвещенных, сознательных гражданах?

— Считаете ли вы, что слабая посещаемость избирательных участков является важной национальной проблемой?

— Должны ли все граждане, имеющие право голоса, принимать участие в выборах под угрозой большого денежного штрафа?

— Если страной управляют избранники народа, почему граждане могут желать или быть вынуждены участвовать в политической жизни государства?

— Молодые люди от 18 до 25 лет меньше участвуют в выборах, чем более старшие граждане. Почему так происходит? Считаете ли вы это большой проблемой? Если да, то каковы пути решения этой проблемы?

Сегодня США более демократическое государство, чем раньше?

В течение 200 лет американцы, опираясь на Конституцию, пытались достичь всеобщего избирательного права. От части населения страны, в 1789 году, «МЫ, НАРОД» превратился практически во всех американцев, имеющих право голоса. США стали одной из самых демократических стран мира. При помощи процедуры референдума народ может сам принимать законы.

Хотя демократии в государстве стало больше, гражданская активность населения уменьшилась. Наблюдается постоянное уменьшение посещаемости избирательных участков. На президентских выборах 1992 года приняло участие лишь 57% процентов избирателей. На местных выборах участвует даже менее 50%. Столетие назад более 70% избирателей регулярно участвовало в выборах. США сегодня находятся на 11-м месте по посещаемости избирательных участков среди других демократических стран мира.

Одной из причин этого явления считают трудную и сложную процедуру регистрации избирателей, существующую во многих штатах. В других демократических государствах мира эта процедура намного проще. Недавно в США были приняты законы, упрощающие регистрацию избирателей. Снижение посещаемости избирательных участков также связывают с уменьшением влияния политических партий, особенно на местном уровне. Раньше на местные партийные организации кандидатам можно было рассчитывать при привлечении голосов избирателей.

Какими бы ни были причины, многих американцев сегодня беспокоит нежелание большинства граждан использовать одно из основных своих прав. Есть опасение, что это может привести к падению общественной активности и росту ощущения невозможности на что-либо повлиять в государстве, к мысли — мой голос ничего не значит». Оставляя вопросы управления страной на усмотрение бюрократов и политиканов, «мы, народ» может оказаться менее представлен в институтах власти, чем 200 лет назад. Проблема будущего демократии во всей своей сложности ставится перед молодым поколением американцев, которым жить в следующем тысячелетии.

Упражнение на развитие самостоятельного мышления.

Почему молодые американцы не ходят на выборы?

Приход к избирательным урнам зависит от социально-экономических причин. Обычно живущие в достатке и образованные американцы пользуются своим правом голоса более полно, чем бедные и необразованные граждане. Те, кто понимает и анализирует события общественной жизни, скорее всего и принимают активное участие в ней. Изучение данного курса, возможно, увеличит вероятность того, что вы в будущем будете участвовать в демократических процессах, происходящих в обществе.

Избирательная активность также зависит от возраста человека. Процент посещаемости старшим поколением американцев, пенсионерами, людьми среднего возраста избирательных участков почти в два раза выше, чем американцами 18-20 лет. В 1992 году, хотя проголосовало 80% зарегистрировавшихся молодых избирателей, это составило всего 40% от всех молодых американцев, имеющих право голоса. Некоторые эксперты считают, что больший процент посещения старшим поколением выборов отражает тот факт, что это поколение видит связь между проводимой правительством политикой и своей жизнью.

— Как вы думаете, почему старшее поколение американцев больше интересуется политикой правительства, чем молодежь?

— Какие события в общественной жизни могут способствовать повышению интереса молодежи к деятельности правительства страны?

— Если вы зарегистрировались на избирательном участке и голосовали или собираетесь сделать это, то объясните, почему вы так поступаете?

— В некоторых европейских государствах выборы происходят по воскресеньям, отсутствует громоздкая процедура регистрации избирателей. Как, по-вашему, стоит ли так проводить выборы и в США?

Вопросы по теме урока:

— В чем разница между гражданскими и политическими правами?

— Что говорится в Конституции США об избирательном праве? Как изменялись положения Конституции об этом праве поправками, введенными в нее?

— Что влияет на посещаемость избирательных участков?

Отказывается ли некоторым американцам в избирательном праве и по сей день? Почему?

Избирательная система США: почему миллионы взрослых американцев лишены права голоса на выборах

В США, некоторые штаты могут лишить права голосовать тех людей, у кого есть уголовные обвинительные приговоры

По предварительным оценкам, около 6,1 миллиона взрослых американцев не голосовали на выборах 2016, поскольку против них имелись уголовные обвинения.

Большинство из них уже давно отбыло наказание и вернулось домой.

Согласно данным проекта Sentencing Project, выступающим за реформу системы уголовного правосудия, один из 40 взрослых американцев, или 2,5% от общего числа населения, голосующих в США не имеет права голосовать на выборах. Только вдумайтесь! Это число больше, чем все население штата Миссури, и это самая большая группа американских граждан, которые по закону не участвует в выборах.

Некоторые опасаются, что их отсутствие может реально повлиять на результаты выборов. Одно из исследований даже предположило, что если бы “уголовникам” из Флориды разрешили голосовать, возможно в 2000 году президентом стал бы демократ Альберт.

В последние годы около половины штатов США немного ослабили эти ограничения. Но как это может повлиять на политику страны вообще?

Согласно данным Международного центра тюремных исследований, США имеют самый высокий уровень лишения свободы в мире, и около 670 заключенных на 100 000 жителей. По некоторым оценкам, этот цифра даже выше.

Этот показатель примерно в пять раз превышает средние показатели в других развитых странах в Организации экономического сотрудничества и развития. Следующим ближайшим штатом ОЭСР является Израиль, у которого уровень содержания под стражей составляет около 250 заключенных на 100 000 человек

Это подводит нас к первой проблеме: лишение гражданских прав осужденных

Немногие страны во всем мире позволяют заключенным голосовать. Политики и избиратели обычно утверждают, что если человек не соблюдает закон, то он не должен выбирать законодателей.

Мэн и Вермонт — это только два штата, которые позволяют людям в тюрьме голосовать. Но, что происходит после того, как человек отсидел в тюрьме за уголовное преступление?

Более трех четвертей (77%) бесправных избирателей фактически не находятся в тюрьме. Некоторые из них находятся под наблюдением за условно-досрочным освобождением или условно-досрочным освобождением.

Двенадцать штатов — Алабама, Аризона, Делавэр, Флорида, Айова, Кентукки, Миссисипи, Небраска, Невада, Теннесси, Вирджиния и Вайоминг — ограничивают права голоса даже после того, как человек вышел из тюрьмы.

Вторая проблема: расовая дискриминация

Ни один в одном из законов, запрещающих экс-преступникам участвовать в голосовании, прямо не упоминается расовая принадлежность. Однако в США непропорционально арестовывают и осуждают чернокожих людей.

Согласно данным проекта Sentencing, чернокожие американцы более чем в четыре раза чаще теряют свое право голоса, чем остальные взрослые. По оценкам, 2,2 миллиона чернокожих граждан не могут участвовать в голосовании.

Смотрите так же:  Приказ 555 медосмотры

Более чем одному из пяти афро-американцев запрещено голосовать во Флориде (21%), Кентукки (26%), Теннесси (21%), , И Вирджиния (22%).

«Это в значительной степени связано с историческим ростом числа заключенных в последние десятилетия и неудачной «войной с наркотиками » в черных и латиноамериканских общинах, что резко увеличило число лиц, подвергающихся лишению гражданских прав», — говорится в проекте Sentencing.

Как эти данные влияют на выборы?

Трудно оценить, сколько бывших преступников пошли бы на выборы, если бы их право голоса было восстановлено.

Некоторые утверждают, что экс-преступники больше поддерживали бы демократов. В исследовании 2002 года Уггена и Манзы было обнаружено, что «кандидаты от демократов получили бы около 7 из каждых 10 голосов, поданных преступниками и бывшими преступниками в 14 из последних 15 лет выборов в Сенат США».

Сделав еще один шаг, когда они изучили, как эти цифры влияют на выборы, они обнаружили, что результаты семи сенатских гонок из более чем 400, возможно, были бы иными с 1970 по 1998 год.

Конечно, индивидуальные и групповые избирательные предпочтения формируются совокупностью социальных, экономических, структурных и политических факторов. Таким образом, могут быть некоторые основные, неизвестные переменные, которые влияют на предсказания того, как могут проголосовать избиратели в разных штатах.

Что приводит нас во Флориду .

Согласно данным проекта Sentencing, во Флориде почти 1,5 миллиона человек лишены гражданских прав.

Вспомним горячо оспариваемые выборы 2000 года, в которых Джордж У. Буш победил во Флориде с перевесом всего 537 голосов из почти 6 миллионов.

Возможно, результат мог бы быть иным, если бы преступники и бывшие преступники были допущены к голосованию. Другие, однако, утверждают, что большая популяция белых преступников в любом случае склонялась бы к Бушу.

Что дальше?

Двадцать четыре штата с 1997 года изменили положения о лишении прав и привилегий с целью расширения избирательного права избирателей. Согласно данным проекта Sentencing, с 1997 по 2016 год, по оценкам, 840 000 граждан получили право голоса.

Будет ли изменяться эта политика, зависит от того, какие партии и политики будут избраны в управление штатами. И те, чьи права поставлены на карту, не могут принимать участие в этом решении.

Ключевые термины

Избирательный бюллетень – бланк для тайного голосования.


Кандидат –
лицо, выдвигающееся на пост в государственные органы.


Гражданин –
лицо, имеющее членство в политической организации, по отношению к которой он несёт обязательство неизменной верности.


Избиратели –
граждане, имеющие право на избрание представителя в законодательные либо в иные представительные органы.


Демократия –
форма правления, при которой верховная власть передана и осуществляется народом непосредственно либо через представителей.


Лишение политических прав –
лишение права или возможности голосовать.


Выборы
– упорядоченный процесс, позволяющий избирателям голосовать за кандидата или по поставленному политическому вопросу.


Пропорциональное представительство –
избирательная система, при которой политические партии получают количество мест в избираемый представительный орган пропорционально количеству голосов, поданных в их пользу избирателями.

Несмотря на то, что право голоса широко признано в качестве фундаментального права, оно все же доступно не в полной мере для миллионов людей во всем мире. Группы лиц, неизменно лишенных права голоса включают лиц без гражданства, молодежь, меньшинства, преступников в местах лишения свободы, бездомных, инвалидов и многих других, не имеющих доступа к процессу голосования по ряду причин, таких как, бедность, неграмотность, запугивание, либо фальсификация процесса выборов. Важной силой в борьбе за право голоса является растущее количество организаций, наблюдающих за проведением выборов. Во всем мире правительства делают все возможное с тем, чтобы удовлетворить требование Всеобщей Декларации по проведению свободных и честных выборов . Специальные группы, наблюдающие за проведением выборов, включая группы ООН, оказывают помощь правительствам и местным активистам по мониторингу в проведении свободных и честным выборов, отслеживая процесс выборов от начала (инструкции по голосованию для избирателей, легитимность кампаний кандидатов, планирование избирательных бюллетеней) до конечной стадии подсчета голосов.

II. Права под угрозой

Статья 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) является ключевым международным гарантом избирательного права и свободных выборов, однако положения ст. 25 прочно взаимосвязаны с другими статьями, в особенности со статьей 2 (см. ниже). МПГПП также включает гарантии на свободу выражения (ст. 19), право на собрание (ст. 21), право на ассоциации (ст. 22), а также запрещения дискриминации (ст. 26).

МПГПП, статья 25: Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:


МПГПП, статья 2, пункт 1:
Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Несмотря на то, что статья 2 МПГПП специально устанавливает, что голосо вание и участие в выборах являются универсальным правом без каких бы то ни было ограничений, лица по всему миру систематически лишаются права голоса в силу своего статуса в качестве членов определённых групп.

Например, многие государства сталкиваются с проблемой «полового разрыва» при проведении голосования – ситуация, при которой один пол проявляет большую заинтересованность в голосовании, нежели другой. «Традиционные теории по участию населения в выборах также указали на «половой разрыв», подчеркивая, что мужское население обычно более заинтересовано в политике, нежели женское и соответственно проголосует в большем количестве. Однако недавние исследования, похоже, обнаружили обратную тенденцию теории «полового разрыва», при которой женщины все чаще проявляют интерес к политическим и избирательным процессам» (цитата из IDEA ). Многие страны прилагали усилия к сокращению «полового разрыва» при голосовании и участии в принятии политических решений, посредством законодательных квот. Системы квот действуют по-разному, однако в целом суть их заключается в том, что определенное количество или процент вакантных мест в законодательные органы резервируется специально для женщин. В то время как указанные квоты являются оперативным и эффективным механизмом, решающим проблему недостаточного женского представительства в правительстве, они достаточно противоречивы и порождают столько же сложностей по праву на голосование, сколько разрешают. Системы законодательных квот различных вариаций на данный момент действуют на территории Франции, Аргентины, Южной Африки, Намибии, Танзании и Индии.

Следующим примером лишения определенной категории лиц избирательного права является ограничение права голоса лиц, осужденных за особые виды преступлений. Нижеследующий пример является выдержкой из Доклада Проекта «Приговор» организации Хьюман Райтс Вотч от 1998 года ( Human Rights Watch ’ s Sentencing Project ) .


На сегодняшний день (В США) все умственно здоровое взрослое население имеет право голоса с единственным исключением: осужденные за уголовные преступления лишены этого права. В сорока шести штатах и в округе Колумбия уголовное законодательство лишает право голоса все взрослое население, отбывающее наказание в тюрьмах. Тридцать два штата также лишают права голоса условно освобождённых преступников; двадцать девять штатов также не предусматривают право на голосование для тех, кто находится на испытательном сроке. Благодаря подобным законам, которые вероятно являются уникальными в своем роде на всей планете, в четырнадцати штатах запрет на право голосовать сохраняется пожизненно даже после отбывания полного срока заключения.

Сфера охвата законов, не позволяющих голосовать в США очень широка: статистически 3.9 миллионов граждан США не вправе голосовать, включая более миллиона граждан, которые полностью отбыли свой срок. Законы, лишающие права голосовать по расовому признаку вызывают особое возмущение. Тринадцать процентов афро-американского населения США, или 1.4 миллионов человек лишены права голоса, представляя более чем одну третью (36%) часть всего населения, не имеющего права голосовать.

Отдельные личности в различных странах продолжают борьбу за полную реализацию статьи 25 МПГПП . Центральное звено в этой борьбе занимают многие международные документы по правам человека, отражающие основные принципы указанной статьи.

III . Международные и региональные инструменты защиты

К международно – правовым инструментам относятся договоры (соглашения, конвенции, пакты, протоколы), имеющие обязательную юридическую силу для договаривающихся государств. По окончании переговоров определяется аутентичность текста договора и его окончательная версия, после чего он подписывается представителями государств. Существуют различные способы, используемые государствами для выражения согласия на обязательность соблюдения договора. Самый распространенный способ – это ратификация и присоединение. Ратификация договора производится государствами, участвовавшими в его разработке. Страна, не участвовавшая в переговорах, может присоединиться к нему на более поздней стадии.

Когда страна ратифицирует или присоединяется к договору, она может сделать оговорки к статье или статьям этого договора, при условии, что таковые не запрещены положением данного договора. Оговорки могут быть отозваны самими государствами в любое время. В некоторых странах международные договоры имеют высшую юридическую силу над национальным правом. В других странах, требуется принятие дополнительного закона для придания международному договору юридической силы равной силе внутригосударственного права. На практике все страны, ратифицировавшие и присоединившиеся к международному договору должны принять соответствующий законодательный акт, внести поправку в существующий закон или принять новый законодательный пакет для того, чтобы придать международному соглашению полную юридическую силу на внутригосударственном уровне.

Свободные и честные выборы играют ключевую роль в обеспечении права голоса. Международные и региональные правительственные группы, совместно с неправительственными организациями ведут работу во всем мире по наблюдению и контролю за соблюдением прав человека при реализации избирательного права. Ряд международных и региональных документов наметили международные стандарты при проведении выборов.

Статья 21 – см. Часть I данного документа .

Статья 25 – см. Часть II данного документа.

Данный документ был взят за основу при разрешении судебных дел Европейским Судом по правам человека . В соответствии со статьей 3 Протокола I указанной Европейской Конвенции страны – участницы обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти. Статьи 9, 10 и 11 данной Конвенции также гарантируют право на свободу мысли, выражения и мирного собрания.

Заключительный документ, выпущенный Конференцией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе на встрече в Копенгагене по Человеческому Измерению, в частности, устанавливает, что свободные выборы, проводимые тайным голосованием с разумной периодичностью представляют собой важное звено в деле полного осуществления равноправия, достоинства и иных неотъемлемых прав человека.

Постановления Совета Европы 975/99 и 976/99 (1999)

Эти Постановления обеспечивают правовую основу в деятельности ЕС «по содействию в продвижении общей цели развития и поощрения демократии, верховенства закона, с целью уважения прав и основных свобод личности». Постановления устанавливают, что ЕС непременно обеспечит техническую и финансовую помощь деятельности, направленной на поддержку процесса демократизации, в частности содействие в проведении выборов. Постановления доступны на сайте ЕС под заголовком Сообщения Совета Европы по наблюдению и оказанию содействия избирательному процессу ЕС ( Communication from the Council on EU Election Assistance and Observation ).

Американская Конвенция о правах человека (вступила в силу в 1978 году) .

Все документы ОАГ доступны на сайте ОАГ

Статья 23 Американской Конвенции о правах человека и статья 20 Американской Декларации прав и обязанностей человека гарантируют право граждан на голос и избрание в честных и периодических выборах. Устав Организации Американских Государств (ОАГ) устанавливает в преамбуле, «представительная демократия является обязательным условием стабильности, мира и развития региона», а также указывает, что одной из главных целей ОАГ является «продвижение и укрепление представительной демократии, с должным уважением к принципу невмешательства». В 1991 году Генеральная Ассамблея Организации Американских Государств установила процесс, по которому ОАГ предпримет адекватные действия в случае нарушения демократического порядка в любой стране – участнице данной организации. В 1992 году Вашингтонский Протокол (находящийся в процессе ратификации) усилил механизмы по защите демократии.

Африканское Единство (в прошлом Организация Африканского Единства)

Статья 13(1) Африканской Хартии прав человека и народов устанавливает, что каждый гражданин будет иметь право свободного участия в управлении делами страны.

IV . Национальные агентства по защите и оказанию помощи

Организация Объединенных Наций – Комитет по правам человека – орган, состоящий из экспертов по правам человека, назначенных ООН, наметил международные стандарты при проведении выборов в 1996 году в Замечании Общего Порядка к статье 25 МПГПП. В соответствии с данным Замечанием Комитета, положения статьи 25 должны быть интерпретированы следующим образом:

Организация Американских Государств — ОАГ, включая ее Подразделение по продвижению процесса демократии (ПППД), оказывает содействие в участии в политических процессах, голосовании и всеобщему признанию демократии на Американских континентах. ОАГ осуществляет наблюдение за проведением выборов специально созданными Миссиями по наблюдению за выборами (МНВ). МНВ часто приглашаются национальными правительствами, так как ПППД приобрел уникальный опыт и авторитет, выполняя функцию наблюдения за выборами.

ОАГ также оказывает техническую помощь странам – участницам, с целью разрешить проблемы, связанные с организацией и управлением процессом выборов. В этом ракурсе главной задачей ОАГ является оказание помощи странам – участницам в том, чтобы превратить национальные учреждения по проведению выборов в более эффективные, легитимные, уважаемые и стабильные организации. ОАГ предоставляет заинтересованным сторонам информацию относительно управления и демократии, с помощью своего интернет сайта, информационных бюллетеней, конференций, симпозиумов и семинаров.

Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе – ОБСЕ включает пятьдесят пять государств из Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация имеет в своем составе орган по наблюдению за выборами, называемый Орган по демократическим институтам и правам человека (ОДИПЧ). ОДИПЧ размещает миссии по наблюдению за выборами в странах – участницах. Группы экспертов ОДИПЧ осуществляют функцию наблюдения за выборами от начала до конца. В 2000 году ОДИПЧ осуществил наблюдение за выборами в пятнадцати различных странах – участниц. По завершении миссии наблюдения, ОДИПЧ предоставляет отчет о проведенной работе, а также обеспечивает техническую помощь в целях реализации рекомендаций, содержащихся в этом отчете.

Европейский Союз – В последние годы ЕС стал гораздо чаще размещать миссии по наблюдению за выборами либо под эгидой Общей иностранной политики и политики по безопасности, либо в рамках програм по сотрудничеству в целях развития. ЕС часто осуществлял работу совместно с ОБСЕ или ООН, а за последние три года ЕС направил миссии в 15 стран мира от Зимбабве до Перу и Камбоджи.

V . Правозащитные, образовательные и учебные материалы.

Центр Картера в партнерстве с Университетом Эмори руководствуется в своей деятельности взятыми на себя обязательствами по продвижению прав человека и облегчению страданий уязвимых слоев общества. Центр стремится предотвратить и разрешить конфликты, способствовать развитию демократии и свободе личности, а также улучшить человеческое здоровье. Интернет сайт Центра Картера подчеркивает недавно проведенную работу Центра в Китае на выборах местной общины.

Центр по поддержке права на голосование и демократии (С enter for Voting and Democracy ) является некоммерческой организацией, изучающей влияние голосования на участие, представительство и управление государственными делами. К вопросам, находящимся в сфере компетенции Центра относятся альтернативы повторного разделения избирательных участков, классификация избирательных систем для законодательных выборов, безотлагательная организация второго тура голосования и другие вопросы.

Ресурсы по вопросам демократии и прав человека

Федеральная Избирательная Комиссия ( Federal Election Commission — FEC ) , правительственный орган, управляющий и исполняющий Закон по проведению федеральной избирательной кампании – закон, регулирующий финансирование федеральных выборов.

«Руководство по правовым, техническим аспектам и подходам в области прав человека к выборам» ( A Handbook on the Legal , Technical and Human Rights Aspects of Elections ) , выпущенное Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев ООН , детально описывает участие ООН в проведении выборов, раскрывает суть стандартов ООН по правам человека и международные критерии по проведению выборов, а также предлагает список сходных общих положений избирательного права и процедуры проведения выборов.

Миссия Института имеет целью продвигать важнейшие демократические принципы в Южной Африке путем создания демократических институтов, образования граждан и защиты социальной справедливости. Указанный ниже интернет сайт содержит богатую информацию о переходном состоянии Южной Африки от апартеида к демократии.

Созданный в 1995 году, Международный Институт по поддержке демократии и избирательным процессам является межгосударственной организацией, главной целью которой является базовая поддержка устойчивых демократических форм правления во всем мире.

Голосование по интернету – Великобритания станет первой страной в мире, использующей интернет в качестве средства голосования во время выборов.

Женская Лига Избирателей ( League of Women Voters ) является беспартийной политической организацией, поощряющей осознанное и активное участие граждан в управлении государственными делами, а также работающей над повышением понимания основных государственных политических вопросов.

Основанный в 1994 году, Национальный Институт Избирательного Права представляет собой ведущий правовой центр в области проведения реформ по финансированию избирательных кампаний. Посредством судебных тяжб и образовательных кампаний данный Институт стремится пересмотреть вопрос частного финансирования во всеобщих выборах как новейшего заслона избирательному праву по всей стране, а также отстаивает конституционное право всех граждан, вне зависимости от их экономического статуса, на участие в избирательном процессе на равноправной основе.

Орган по Демократическим Институтам и Правам Человека (ОДИПЧ), Руководство по наблюдению за выборами, Четвертое издание, апрель 1999 год.

Руководство ОДИПЧ по наблюдению за выборами излагает общую методологию ОДИПЧ по наблюдению за избирательным процессом, а также предоставляет ряд практических советов группе, ведущей наблюдение.

Беспартийная группа активистов, образованная в США, собирает и распространяет информацию о биографии кандидатов, ходе голосования, финансировании избирательных кампаний и обещаний, об оценках выполненной работы избранных должностных лиц и кандидатов.

Организация, основанная в США, с целью защиты права на свободу выражения и укрепления права молодых людей во время выборов.

Изучение Судебных Дел:

Южная Африка – демонстрирует историю избирательного права и расизма в Южной Африке

Дело по Венесуэле Венесуэла борется с сильным военным представительством в правительстве, в попытке предоставления населению более широких прав на голос.

VI . Другие ресурсы по правам человека

Ассоциация Обучения Правам Человека (Human Rights Education Associates) – международная неправительственная организация, способствующая образованию в сфере прав человека, подготовке активистов и профессионалов, разработке образовательных материалов и программ, организации гражданского общества посредством интернет технологий.

Центр по Правам Человека Университета Миннесоты обладает широким спектром документов и ссылок на различные источники по правам человека. Центр также включает в себя Библиотеку по правам челов ека при Униве рситете Миннесоты.

Выражение благодарности

Это пособие было составлено Скоттом Фергусоном (Университет Миннесоты). Лора Йонг, Кристи Руделиус-Палмер и Ивор Диккерс (Центр по правам человека Унив ерситета Миннесоты) провели и внесли редакции в данный документ. Особая благодарность выражается Саре Джосеф, Гай Чарльз, Мари-Луис Стром и Финуэле Ни Олэйн за квалифицированную помощь.