Кто имеет право стать политиком

Содержание:

Как стать политиком

Цель — стать политиком

Ряд людей мечтает занять высокую должность в политике больше для себя, своего обогащения, славы, новых возможностей развития своего бизнеса и тотального контроля.

Причины в любом случае у этих людей разные, но всех их ждет непростой путь, ведь стать известным политиком ой как не просто!

В любом случае, чтобы добиться в этой сфере успеха главное правило — огромное желание идти к своей цели несмотря на любые обстоятельства, по-настоящему любить эту сферу. Итак, как все-таки преодолеть тернистый путь и стать одним из депутатов?

Этот человек должен обладать такими качествами, как целеустремленность, самоотверженность, преданность своему делу, он должен быть социально активным, ему нравится всегда быть в центре внимания.

Что нужно, чтобы стать политиком

  • Чтобы стать политиком, нужно пройти тяжелый и долгий путь — это и получение образования, общественная деятельность, вхождение в круги богатых и влиятельных людей. В России перед тем, как стать политиком, практически каждый проходит через эти этапы становления:
  • Получить высшее образование. Больше шансов у претендентов с юридическим, экономическим, бизнес-образованием. Образованный человек, возможно с наличием научных степеней будет вызывать больше доверия среди этой «высшей касты».
  • Активная общественная жизнь, работа волонтером. Чтобы сделать рейтинг необходима поддержка общества. Больше доверяют людям, готовым трудится без корыстных целей, во благо людей, для того, чтобы действительно приносить пользу и делать мир лучше.
  • Необходимо стать в ряды известной политической партии. Этот шаг желательно сделать тем, кто действительно хочет заняться политикой серьезно. Ведь именно здесь можно встретить людей с похожим стремлением, получить среди них доверие и уважение. Такая деятельность поможет достичь заветной цели намного быстрее.
  • Для получения опыта поучаствовать в чужой избирательно кампании. Именно здесь можно получить ценный опыт, который обязательно пригодится в будущем, увидеть возможные ошибки и выбрать лучшую стратегию для своей избирательной кампании.
  • Необходимо позаботиться о свободном для политики времени и стабильном доходе. Поскольку путь в политику — это дело не одного года, а возможно и десятка лет, то для осуществления этой цели кандидат должен обладать двумя ценными ресурсами — деньгами и свободным временем. Согласитесь, сложно совмещать работу штатного сотрудника с 8-ми часовым рабочим днём и политическую деятельность. На посещение собраний, волонтёрство и прочую активность безусловно нужно уделять время. Лучший вариант — свой, пусть и небольшой, бизнес, который может работать без вашего постоянного присутствия.
  • В политике никак не обойтись без большой идеи. Все успешные люди этого круга страстно увлечены какой-то идеей, целью и постоянно к ней идут. Именно она должна постоянно подпитывать изнутри, помогать находить силы бороться дальше и побеждать. Эта идея должна быть такой сильной, чтобы ею заразилось и общество с вашего окружения.

Как стать политиком в России

Активность в своем городе, своем регионе. Люди должны знать вас как ответственного человека, активно принимающего участие в городской жизни, помогающего решить насущные проблемы. Ведь часто путь в большую политику начинается именно с таких небольших шагов. Главное быть упорным, действовать постоянно и вскоре стать узнаваемой публикой персоной, известным активистом.

Начать с низов — в России начинающий политик может пойти в местный сельсовет, городской совет, стать членом администрации. Можно и не мечтать сразу получить высокую посаду — помните, этот путь долгий.

Когда пришло время баллотироваться — здесь главное иметь хорошую сумму денег. Именно это обеспечит удачное проведение предвыборной кампании, оплату агитаторам и прочие расходы. Конечно это могут оплатить и другие люди, но поначалу стоит рассчитывать на себя.

Избирательная кампания. Её тщательная разработка поможет получить голоса избирателей и занять на выборах хорошую позицию.

В случае победы на выборах остается вас только поздравить! Здесь нужно работать над своим имиджем, развиваться как личность, находить надежных единомышленников.

Но и в случае первого поражения не стоит сдаваться — все еще только впереди, карьера только начинается. Не стоит после поражения отступать, снова продолжать активно помогать обществу, добиваться уважения людей и зарекомендовать себя как человека, который действительно хочет помогать людям.

Заработав авторитет, необходимые связи, финансирование — можно снова отправляться в бой! Как стать авторитетом.

Вопрос эксперту: «Хочу стать политиком, но у меня нет для этого нужных качеств»

Выбрать дело всей жизни в подростковом возрасте крайне сложно. Нужно знать себя, свои сильные и слабые стороны. А что, если вы понимаете, что для любимой профессии не хватает навыков или таланта? Советует психотерапевт Екатерина Михайлова.

Анастасия, 17 лет

Здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что я не могу определиться со своей профессией. У меня очень разносторонние интересы, и, думая о каком-нибудь из них, я начинаю считать, что это именно то, чем я буду заниматься всю свою жизнь. «Перебирая» то, что меня интересует, я поняла, что политика – это та область, где соединяются почти все мои желания, интересы и амбиции: дипломатия, стремление к контролю, организация, возможность улучшить жизнь других людей, психология, экономика. Также политик (если я правильно его представляю) должен уметь выступать, общаться с людьми, быть представительным, иметь стратегическое мышление, хладнокровие, ум и расчетливость. Это именно то, что мне нравится, или же то, что подходит моему характеру. Однако моя мама сказала мне, что в политике нужно уметь идти по головам, а я это, по ее мнению, не умею. Не знаю, что и сказать, я ведь действительно не пробовала. Вдруг в этой сфере (а скорее всего, так и есть) нужно будет действовать только так, а у меня не получится или я не умею этого? Что мне делать? Это единственная профессия, которая меня привлекает на 90 процентов из 100. Но ведь «хождению по-головам» не научишься, это же не умение публично выступать или что-то еще. Помогите мне разобраться в этом. Заранее спасибо.

Екатерина Михайлова, психотерапевт

Определяться с профессией в сегодняшнем мире трудно, потому что старая схема «образование = работа по специальности» уже почти не работает. Вы пишете о целом «букете» умений и качеств, необходимых политику, но «на политика» вряд ли можно выучиться в традиционной образовательной системе. Во всем мире политическая карьера начинается с хорошего образования и активного внедрения в те организации или движения, где можно себя проявить.

Ваша мама утверждает, что «в политике нужно уметь идти по головам» и что этого вы не умеете. Если вынести за скобки скрытую негативную оценку тех, у кого это хорошо получается, она говорит вам: боюсь, что ты не преуспеешь в жесткой конкурентной среде. А это уже не про политику как таковую, это про ваше воспитание и небольшой, но все же жизненный опыт. Случалось ли вам бороться за первое место – неважно, в каких соревнованиях? Умеете ли вы завоевывать популярность в своем окружении и производить впечатление на тех, у кого больше власти и авторитета?

Первой площадкой, на которой можно опробовать свои силы, может стать какой-нибудь «трудный» институт

Возможно, первой площадкой, на которой можно опробовать свои силы, станет какой-нибудь «трудный» институт. Я знаю людей, которые в свое время сдавали вступительные экзамены в два, а то и три вуза, они все стали руководителями, и в их ежедневной работе точно так же нужны дипломатия, стремление к контролю, стратегическое мышление, расчет, хладнокровие – и далее по вашему списку, практически все те же качества, которые вы приписали исключительно политическим лидерам.

Переходите от теории к практике, выбирайте для начала то образование, которое требует – а значит, тренирует – именно эти качества. Работа в оргкомитете какой-нибудь конференции или волонтерском проекте дает для развития роли политика намного больше, чем разговоры о «профпригодности» с мамой или с кем угодно еще. Где, как и под каким названием эта роль в вашем исполнении может быть востребована, покажет время.

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме, коуч и постоянный эксперт журнала Psychologies.

Вопрос эксперту: «Как переписать сценарий личной жизни?»

Сценарии в межличностном общении – явление типичное, но мы в силах их переписать. Доктор психологических наук, онто- и клиент-центрированный терапевт Александр Орлов – о том, как переписать сценарий «хозяйка положения» – «преследовательница» – «мазохистка» – «брошенная».

Вопрос эксперту: «Муж бросил меня беременной»

Мы чувствуем боль, когда рушатся наши мечты и ожидания. Злимся, виним других или себя, стыдимся, переживаем происходящее как поражение. Где взять силы? Любовь, которую мы получали в детстве от надежных и неравнодушных взрослых, мы можем дать себе сами, когда становимся старше.

Профессия политик. Как стать политиком и какими качествами необходимо обладать?

Причин для того, чтобы стать политиком, может быть великое множество. Ведь эта профессия открывает возможности, недоступные для простых «смертных». Одни могут воспользоваться властью, чтобы улучшить жизнь в стране. Иные же, наоборот, думают лишь о себе и без зазрения совести разворовывают деньги налогоплательщиков.

Но давайте поговорим о том, как добраться к государственной власти? Как стать политиком? И чем придется пожертвовать для этого?

Все начинается с того, что в голове у человека рождается светлая идея – стать политиком. Причиной для этого могут стать различные факторы. Например, имея амбиции и силу воли, неизвестный добродетель решает изменить мир к лучшему: побороть бедность, улучшить образование, помочь сиротам и так далее. Но простой человек не сможет сделать этого, ведь у него слишком мало полномочий.

Единственный выход – увеличить спектр своих возможностей. Должность депутата для этих целей подходит лучше всего. Остается решить только один вопрос: «Как стать политиком?»

Смотрите так же:  Статья 306 ук рф заведомо ложный донос образец заявления

Юность – лучшая пора для начала восхождения на Олимп признания. Первым делом нужно позаботиться о хорошем образовании. Нужно понимать, что выпускник обычного техникума или ПТУ имеет небольшой шанс достигнуть успеха в этом деле. Поэтому учебное заведение следует выбирать очень тщательно.

К тому же политическая деятельность требует от депутата определенных навыков и знаний. В связи с этим лучше всего остановить внимание на вузах с развитыми экономическими кафедрами. Помимо этого, неплохим выбором являются юридические университеты, так как они помогут разобраться в законодательной базе страны.

Любая научная или докторская степень будет хорошим бонусом при проведении предвыборной кампании. То же касается отличительных наград и премий, поэтому нужно всеми силами выбивать себе первое место среди лучших учеников выбранного заведения.

Воспитание личных качеств

Если человек задумывается о том, как стать политиком, то ему следует хорошо поработать над собой. Нужно понимать, что политика – это очень жестокая игра, в которой сильный пожирает слабого. Любая политическая деятельность приводит к тому, что у человека появится много новых врагов, и нужно быть готовым к этому.

Итак, какими навыками и качествами должен обладать политик?

  • Харизма. Без нее будет очень сложно выделиться на фоне остальных.
  • Целеустремленность. Многие политики часто спотыкаются на своем пути, и для того, чтобы постоянно вставать, нужно иметь сильную волю и всегда помнить о поставленных целях.
  • Ораторское мастерство. Умение говорить – это основа профессии политика, ведь если человек не умеет убеждать, он может и не мечтать о блестящей карьере.
  • Выносливость. Частые стрессы и переезды выматывают организм, поэтому нужно быть к этому готовым.

Активная гражданская позиция

Итак, продолжаем разговор о том, как стать политиком. Во всем этом есть один важный момент, который нужно хорошо осознавать. А именно: совершенно неважно, сколько высших образований есть у человека и насколько хорошо он умеет говорить, если о нем не знают другие люди.

Поэтому главной задачей для любого молодого политика является демонстрация своего потенциала. Ему нужно постоянно участвовать в различных акциях и мероприятиях, направленных на улучшения жизни общества. Помогать бедным, ездить по больницам и приютам, выступать на публике и так далее.

При этом начинать лучше всего с небольших поселков, ведь благоустроить подобные места куда проще, нежели решить ряд проблем в большом городе. Да и конкуренция здесь куда ниже, чем в мегаполисе.

Политическая партия

Если разбираться в том, как стать политиком в России, то обязательно нужно рассмотреть такой пункт, как вступление в партию. Ведь без этого добиться успеха на подобном поприще просто невозможно. Но как вступить в партию?

Что же, собственного говоря, ничего сложно в этом нет. Главное – пройти отбор, который совершается по определенным критериям: возраст, образование, опыт, идейность и так далее. В каждой партии есть свои требования, и общего подхода здесь нет.

Куда важнее то, что направление политики данной ячейки должно соответствовать идейным принципам человека. Ведь в противном случае ему придется поступиться своей моралью ради того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

Как стать политиком в Украине

Недавно на Украине изменилась законодательная система, благодаря чему система выборов значительно упростилась. Теперь кандидату достаточно подать документы в ЦВК, заплатить пошлину – и он будет допущен к этому процессу.

К тому же претендент на должность в парламенте не обязан вступать в партию. Ведь, согласно новому закону, любой гражданин Украины имеет право стать народным депутатом. Но это только на бумаге так просто, в реальности все куда сложнее.

Предвыборная кампания

Самым сложным этапом является предвыборная кампания. Лишь немногие кандидаты преодолевают этот барьер. Почему так?

Причин тому может быть много: неудачная стратегия, сильные конкуренты, нехватка средств и так далее. Поэтому, прежде чем выставлять свою кандидатуру на определенный пост, человек должен трезво прикинуть свои шансы. Помните: порой лучше немного подождать и подготовиться, чем с треском провалиться, переоценив себя.

Как стать политиком?

Этот вопрос необходимо задавать себе, если уже сделан выбор – заниматься политикой. Конечно, есть значительная разница в политических уровнях – не безосновательно говорят – «федеральный политик» или «местный политик», но в главном различия нет – человек решил посвятить свою жизнь (или период своей жизни) общественно-политической деятельности.

Но прежде чем ответить на вопрос – как стать политиком? и, чтобы ответить на него более оптимально, нужно ответить на другой вопрос – для чего быть политиком? Человек должен ответить на вопросы: Для чего я иду в политику? Какие мои цели? Чего я хочу достичь, как политик?

Без ответа на эти вопросы бессмысленно отвечать на вопрос – как стать политиком?

Понимание и формулирование целей для человека становятся определяющим во всей его общественно-политической деятельности.

Очевидно, что очень многие, а может быть и большинство, идут в политику ради собственных личных корыстных целей: получить должность, выстроить коррупционные схемы, подключиться к бюджетным средствам, что-нибудь приватизировать для себя, своих знакомых или для дальнейшей перепродажи и тому подобное.

Мы же говорим о честных и принципиальных людях, а расчет в Школе муниципального политика только на таких людей, которые идут в местную политику для добросовестной работы в интересах народа и всего государства. Мы говорим о патриотах России.

Поэтому и цели у таких народных политиков являются целями патриотическими – служение людям и Отечеству. Такие возвышенные цели не отвергают целей личных – стремление к самореализации, развитию карьеры, достижения собственного благополучия. Но личные цели по своей ценности уходят на второй план, приоритетом общественно-политической деятельности становятся цели общенародные. При этом надо понимать, что общественные цели и личные являются все-таки тесно взаимосвязанными и даже взаимоподчиненными. Политические цели личные и политические цели общественные достигаются через одни и те же механизмы, достигаются параллельно, без отрыва от общей стратегии деятельности политика.

Достаточно понятной и конкретно сформулированной целью местного политика становится цель – стать муниципальным депутатом. Еще раз отметим, что в нашем понимании статус муниципального политика становится не самоцелью, не остановкой на политическом маршруте, где можно ждать карьерной пересадки, а предоставляет только больше возможностей для достижения целей патриотического характера и общественного значения.

Поэтому сформулируем в таком случае цель следующим образом – стать депутатом, чтобы сделать жизнь своих земляков лучше, благополучнее, свой край – деревню, город, область – богаче, а страну сильнее. Итак, ответ на вопрос – почему я иду в местную политику? – условно пусть и на краткосрочную перспективу сформулирован. Ответ этот, конечно, может быть в принципе гораздо многогранней, глубже, в чем-то даже основываться на интуитивном и метафизическом ощущении, обусловленном каким-то внутренним призывом к действиям во имя добра и справедливости. Но мы для удобства оперирования темой остановимся именно на таком определении цели и ответе на вопрос – почему я иду в политику.

Можно начать отвечать на этот вопрос определением собственной политической стратегии, то есть стратегии общественно-политической деятельности и далее — составлением более содержательного плана работы, формированием ресурсов, рассмотрением рисков и так далее. То есть рассматривать задачу – стать политиком – как самостоятельный политический проект. По своей сути все этапы деятельности политика, разграниченные на промежуточные цели, есть цепь отдельных политических проектов, которые в сумме составляют его большой политический карьерный проект. Поэтому использование проектного метода в формате общественно-политической деятельности совершенно оправданно и в общем организационном плане, и для управления таким процессами.

Но вместе с тем полезно на начальном этапе смоделировать картину ближайшего и отдаленного будущего своей общественно-политической деятельности, постараться смоделировать свой политический образ, стиль своего политического поведения и действий. Ответит на условный вопрос – каким политиком я себя вижу? Каким политиком я хочу стать? Каким политиком, в моем представлении, меня должны видеть и воспринимать люди? Образ политика (или – более узко имидж) – существенный фактор при подготовке общего плана, задачу по формированию политического образа нельзя не учитывать в момент разработки стратегии и разработке общего плана работы. В нашем определении в образ политика входит широкий спектр характерных политических черт, включая политические принципы, нравственные ценности, знания и другие свойства, которые выделяют муниципального политика из числа своих коллег.

Ответив на это вопрос – каким политиком я хочу стать? – переходим к конкретному ответу. Сразу скажем, что это не окончательный вопрос, который ставится в нашей школе. Существует еще целый ряд последующих логических и развивающих эту тему вопросов – как стать эффективным политиком? Что такое местная политика? И другие вопросы, требующие ответов, чтобы оставаться действующим лицом, актером в реальной политике, выстраивать свою общественно-политическую карьеру с пользой для людей и себя.

Вернемся к тому, что общественно-политическую деятельность мы рассматриваем, как политический проект, разделенный на несколько подпроектов, каждый из которых имеет свои важные этапные цели.

Для эффективного осуществления каждого проекта, достижения проектных целей и задач, необходимо создать возможности – подготовить план, ресурсы, участников его реализации, просчитать риски, спрогнозировать варианты развития, определить способы управления и коррекции, другую целесообразную подготовительную работу.

Какие ресурсы необходимы, чтобы стать политиком?

К ресурсам, необходимым для осуществления общественно-политической деятельности, которые использовать для того, чтобы стать местным политиков, можно отнести целый комплекс разноплановых ресурсных позиций. Конечно, не все эти ресурсы бывают задействованы одновременно, или в равной степени их нагрузки, но в целом необходимо их комплексное и спланированное использование. В Школе муниципального политика имеется свое представление о таком ресурсном комплексе, в который включены позиции, в том числе недоступные для многих рядовых местных политиков, так как являются концептами нашего проекта.

Одним из ресурсов для общественно-политической деятельности становится общественная организация по защите прав потребителей, в нашем случае – Объединение потребителей России, его местные и региональные отделения. Именно на базе общественной потребительской организации разворачивается вся деятельность местного политика, как Лидера общественных действий и его команды. Этот ресурс можно назвать организационно-структурным.

К политико-технологическим ресурсам относятся – использование темы защиты прав потребителей, юридические знания, мероприятия общественного контроля, кампанию политического цикла.

В концепции Школы муниципального политика к ресурсам также относятся личные навыки общественно-политических коммуникаций, среди которых навыки работы с текстами, выступлений, общения с журналистами, организации специальных мероприятий – пресс-конференций, презентаций, пресс-конференций, переговоров и т.д.

Среди информационных ресурсов – собственные сайты общественных организаций, официальные печатные и электронных СМИ, учрежденные общественными организациями и другие агитационно-пропагандистские материалы.

Смотрите так же:  Приставы тракторозаводский

Мы считаем, что в арсенале местного политика должны быть идеологические ресурсы, которые концепцией проекта сформулированы в следующих понятиях и последовательности: Российский патриотизм, Политика Народного Большинства и Действия по защите потребителей.

Связка — Российский Патриотизм – Политика Народного Большинства – Действия по защите потребителей – для нас это самостоятельная политическая концепция со своими идеологическими установками, которые в самом основном виде сводятся к следующему.

Российский патриотизм – как идеологический и морально-этический фундамент нашего общества, основа для его нравственного становления и дальнейшего развития, скрепляющий многонациональную и много конфессиональную российскую цивилизацию, укрепляющий государственность и возвышающий державность. Составляющими Российского Патриотизма (среди других его основ) являются социальный и экономический патриотизм.

Политика Народного Большинства – как общегосударственная социально-экономическая политика, основанная на идеологии Российского Патриотизма, осуществляемая в интересах народного большинства России, в целях народосбережения и укрепления человеческого капитала, подтверждающая принципы социального государства, которым, согласно Конституции, является Россия; и одновременно, как встречный общественно – политический процесс прямого участия широкого круга патриотических сил страны в формировании такой Политики Народного Большинства.

Действия по защите потребителей – являются основным общественным механизмом и инструментов по практическому проведению в жизнь Политики Народного Большинства, как социальной политики.

Отсутствие личной политической воли или ее слабость (выраженная через неверие в свое дело, страх перед рисками в ходе деятельности, медлительность и колебание в принятии решений) создают серьезные проблемы для воплощения политических планов, достижения политических целей. Без личной политической воли, сформированного сильного политического характера, нацеленности на борьбу, постоянной готовности к противодействию политическим противникам, врагам и обстоятельствам невозможно стать политиком.

Здесь мы обращаемся к одному из основных тезисов ШМП, который говорит, что проект готовим не кандидатов в муниципальные депутаты, проект формируем новую политическую элиту, состоящую из Лидеров общественных действий. Одна из главных задач Школы муниципального политика – пробудить в человеке лидерские качества (в различной степени такие качества есть очень у многих, а развить их можно вполне успешно), подвинуть нашего слушателя, «нашего» муниципального политика к тому, чтобы он стал Лидером общественных действий. Только тогда он становится настоящим народным политиком.

Политическое лидерство рассматривается нами через личную волю самого политика и коллективную волю организации. Политик – это цели, действия, борьба и воля.

В концепции Школы муниципального политика проблеме «политической воли» уделено отдельно внимание. На сегодня это внимание выражено в виде процесса изучения и исследования такого понятия, как «политическая воля», что также проявляется в формулировании терминов «политическая воля лидера» и «политическая воля организации». Данный ракурс обусловлен тем, что, как уже говорилось, концепция проекта направлена на формирование Лидеров общественных действий и создание общественных организаций лидерского типа, которые будут реализовывать на местном уровне задачи, поставленные Президентом России.

В основном наши подходы к политической воли сводятся к следующему.

Сначала сразу сделаем оговорку о том, мы не имеем в виду ту «политическую волю», которая в общественном сознании требуется для принятия государственных и властных решений. Здесь вообще возникает некая смысловая запутанность. Кто-то под этим термином понимает некое желание руководства; то есть нужно просто принять некое решение, чтобы вопрос и решился, а так все уже для такого решения подготовлено. В других случая «политическую волю» связывают с какими-то техническими и административными решениями, хотя лучше (и то с натяжкой) употребить термин – «управленческая воля». Хотя и такое понимание «политической воли» не останется без анализа в Школе муниципального политика.

Мы же говорим о «политической воли», как необходимой составляющей «политического характера» для любого общественно-политического деятеля, пришедшего в реальную политику и который хочет стать политиком. И – естественно – как необходимость для укрепления «политического характера» Лидера общественных действий («нашего» муниципального политика).

Говоря об укреплении «политического характера», мы рассматриваем его формирование и воспитание политической воли, как процесс лидерского становления. Такое лидерское становление должно сопровождаться внутренней модернизацией посредством постоянной политической борьбы и преодоления неудач.

Механизмы борьбы должны иметь цели. Об этом мы сказали раньше. Для того, кто хочет стать политиком с помощью нашего проекта, такие цели понятны, они обозначены Президентом – сильная и благополучная Россия, высокий уровень жизни людей, их безопасность и личная свобода. Этим целям подчинены личные цели каждого будущего и уже действующего политика.

«Политически характер» и «политическая воля» воспитываются на «праведном гневе» — нетерпимости к нарушению принципов справедливости, к проявлениям коррупции, игнорированию морально-этических норм общежития и национальных нравственных традиций. Главным волевым качеством становится – умение брать на себя ответственность.

Говоря о «коллективной воли организации» мы сознаем, что вместе с Лидером общественных действий организация играет активную роль в достижении поставленных целей. Такая организация становится организацией лидерского типа.

Мы уверены, что объединенная «политическая воля» и личности и коллектива единомышленников, приумножая в таком соединении силу этой воли, способна успешно противостоять проискам политических оппонентов, догматическим позициям чиновников, партийным политехнологиям, административному ресурсу.

Их университеты

Прозвенели последние школьные звонки, и вчерашние одиннадцатиклассники уже вовсю готовятся стать студентами. Среди миллионов абитуриентов наверняка найдутся и те, кто мечтает сделать престижную карьеру чиновника или занять в будущем думское кресло. Осталось лишь выяснить, в какой институт лучше подавать документы. Так,

Власть имущие, как правило, имеют по два-три высших образования, но одно из них обязательно должно быть юридическим или экономическим. В политических кругах – вне конкуренции юриспруденция. Так, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин окончили юридический факультет ныне Петербургского государственного университета, а экс-президент СССР Михаил Горбачев – выпускник юридического факультета МГУ (позже он выучился еще и на агронома-экономиста). Президент Российского футбольного союза, а заодно и министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко имеет дипломы Ленинградского речного училища, Ленинградского института водного транспорта (по специальности инженера-механика) и юрфака все того же Петербургского госуниверситета. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин получил образование в Ленинградском механическом институте по специальности инженер-радиомеханик. А вот дипломированным экономистом он стал в Петербургском международном институте менеджмента. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко – выпускница Ленинградского химико-фармацевтического института. Но судьба забросила ее на дипломатическую работу, для чего ей пришлось отучиться в Академии общественных наук при ЦК КПСС и пройти курсы усовершенствования руководящих дипломатических работников при Дипакадемии МИД СССР.

А вот бывший премьер Виктор Зубков – экономист. Первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов окончил юрфак МГУ по специальности «правоведение». Александр Жуков – тоже выпускник МГУ, экономист-математик, при этом учился еще на Высших экономических курсах при Госплане СССР, а в 1991 году получил диплом Гарвардского университета. Министр финансов РФ Алексей Кудрин по образованию экономист. Правда, до того как поступить в университет, он работал в Академии тыла и транспорта Минобороны СССР в Ленинграде автомехаником и инструктором практического обучения лаборатории двигателей.

Все дороги ведут в политику

Однако часто бывает и так, что должность, которую занимает чиновник, очень далека от полученного образования. Вспомним, что первый президент России Борис Ельцин был по специальности инженеpом-стpоителем. А Иосиф Сталин и вовсе учился в Тифлисской православной семинарии, из которой, кстати, был исключен. Свежий пример – наш министр обороны Анатолий Сердюков, который окончил Ленинградский институт советской торговли, а позже в Петербургском госуниверситете получил специальности экономиста и юриста. Глава МВД Рашид Нургалиев до службы в органах работал преподавателем физики в школе поселка Надвоицы Карельской АССР. Председатель ЦИК РФ Владимир Чуров по образованию физик. В 1973 году он отучился на общественном (двухгодичном) факультете журналистики Ленинградского госуниверситета, а в 1990-м окончил курсы программистов. Советник президента Михаил Зурабов, бывший министр здравоохранения и социального развития, вовсе не медик по образованию, а экономист-кибернетик. Главный думец и бывший министр внутренних дел Борис Грызлов – дипломированный радиоинженер, специалист в области космической связи.

Политиком может стать как «технарь», так и «гуманитарий». Заместитель председателя Федерального политического совета СПС Леонид Гозман – выпускник факультета психологии МГУ, хотя поначалу видел свое призвание в физике. «В какой-то момент, когда я учился на 4-м курсе физфака, я понял, что не хочу заниматься прикладной физикой, – рассказал он «НИ». – Я поступил на первый курс факультета психологии тогда еще Ленинградского университета имени Жданова, а потом заканчивал МГУ. Я не могу сказать, почему выбрал эту профессию. По этому поводу есть много анекдотов о том, что это происходит по глупости. Но я до сих пор продолжаю считать себя психологом, хотя последние десять лет занимаюсь энергетикой, а еще дольше занимался политикой».

Другой известный либерал – Борис Немцов – питомец радиофизического факультета Горьковского государственного университета им. Лобачевского. О своей студенческой юности он вспоминает с большой теплотой: «Это было ощущение свободы, независимости от родителей. Учусь в университете, репетиторствую, и мне это очень нравится». Лидер «Яблока» Григорий Явлинский во взрослую жизнь входил из классов вечерней школы рабочей молодежи, работая слесарем на стекольной фирме «Радуга». И лишь позже, в 1969 году, он поступил в Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова.

Парламентарий с указкой

Среди депутатов пятого созыва хватает людей самых разных профессий: артистов, ученых, предпринимателей, врачей, учителей, юристов, нефтяников и военных. По числу спортсменов нынешняя Дума вообще оставила позади все предыдущие составы. Из университетов на первом месте у парламентариев стоит МГУ, который недаром носит звание главного вуза страны. В Госдуме насчитываются 29 выпускников этого учебного заведения. В МГУ учился лидер ЛДПР Владимир Жириновский, вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников, зампредседателя Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Александр Бабаков, депутат-политолог Сергей Марков и многие другие. Восемь парламентариев окончили МАИ, семь – ЛГУ, по пять человек отучились в МГИМО и МГТУ им. Баумана.

Всего высшее техническое образование получили 158 думцев, высшее экономическое – 82. У 52 депутатов – юридическое образование. 30 парламентариев окончили сельскохозяйственные вузы. Медицинским дипломом могут похвастать 17 народных избранников. 44 человека имеют дипломы военных, 33 – высших партийных учебных заведений. 14 человек вышли из институтов при МВД, а 9 – из Высшей школы КГБ.

При этом 136 парламентариев имеют два высших образования, 40 – три, четыре диплома сумели получить пятеро народных избранников. В Думе пятого созыва оказалось 140 кандидатов наук. Из них 54 – экономических, 20 – юридических, 14 – технических и 13 – политических. Среди докторов наук, которых в общей сложности 53 человека, 19 имеют степень в области экономики, по 6 – в юриспруденции и медицине.

Смотрите так же:  Нотариус гунеча

Кстати, если говорить о втором дипломе, то многие парламентарии предпочитают получать его в Российской академии государственной службы при президенте РФ: выпускниками академии стали 34 думца. Один из них – глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, который первое высшее получил в МГУ, а спустя годы решил «обновить» знания в академии Госслужбы. «Нужно было пройти определенную правовую переподготовку, – рассказал он «НИ». – Второе образование дало мне очень многое для понимания современной системы права и функционирования государственных органов».

Четверым законодателям для работы хватает и среднего образования. На Охотном Ряду также немало людей, получивших образование, далекое от той деятельности, которой они занимаются сейчас. Полковник запаса ФСБ, депутат Госдумы Геннадий Гудков перед тем, как отправиться в школу контрразведки, окончил факультет иностранных языков Коломенского пединститута. «Педагогический вуз я выбрал потому, что у меня вся семья учительская, – рассказал депутат «НИ». – Я, правда, мечтал получить знание языка и уйти работать в разведку, что в итоге и осуществилось. Тем не менее, учительскую профессию я считаю универсальной».

Среди парламентариев действительно немало людей с педагогическим образованием. Например, первый заместитель секретаря президиума Генсовета «Единой России» Андрей Исаев закончил Московский государственный педагогический институт им. Ленина, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов – Орловский государственный педагогический институт (а затем Академию общественных наук при ЦК КПСС).

На самом деле нет какого-то единого рецепта – куда пойти учиться, чтобы стать политиком. Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин с отличием окончил международное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, а в 1988 году – с отличием экономический факультет Университета марксизма-ленинизма при московском горкоме КПСС. Всегда можно доучиться, уже заняв кресло на Охотном Ряду, как это сделал без отрыва от законотворчества депутат Евгений Тепляков – в прошлом году он окончил Сочинский госуниверситет туризма и курортного дела.

В Совете Федерации сидят люди, умудренные большим жизненным опытом: бывшие губернаторы, представители региональной элиты, известные общественные деятели. Большинство сенаторов имеют два высших образования и обязательно ученую степень. При этом совершенствоваться можно до бесконечности. Так наверняка думает председатель СФ Сергей Миронов, который имеет аж пять высших образований: техническое, экономическое, юридическое, философское, а также высшее образование в сфере государственного и муниципального управления. В 1980 году он окончил Ленинградский горный институт им. Плеханова, в 1992 году – Петербургский технический университет, в 1997 году – с отличием Российскую академию государственной службы при президенте РФ, в 1998 году – с отличием юридический факультет, а в 2004 году еще и философский факультет Петербургского государственного университета.

Если просмотреть краткие биографии сенаторов, то каких только учебных заведений не встретишь: ВТУЗ при Ленинградском металлическом заводе имени XXII съезда КПСС, Казанский ветеринарный институт им. Н.Э. Баумана, Высшая школа экономики, Тюменский индустриальный институт им. Ленинского комсомола, Одесское высшее инженерное морское училище, Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ и т.д. Конечно, есть и выпускники МГУ, МГИМО, академии Госслужбы и других известных в стране учебных заведений.

«Бывают и дипломированные дураки»

Все дипломы хороши, но если вы решите сделать карьеру в политике, то без юридического образования обойтись будет сложно. «Парламентарий должен не только голосовать, но и глубоко разбираться в предмете, – уверен Вадим Соловьев. – Для этого желательно, чтобы у депутата первое или второе образование было юридическим, чтобы он не столько ориентировался на помощников, экспертов, сколько сам мог квалифицированно работать в этом направлении».

А вот Геннадий Гудков считает, что политик должен иметь просто хорошее образование. «Очень важно, чтобы был стаж на государственной службе хотя бы 3–5 лет, – говорит он. – И обязательно – опыт работы в реальной экономике. Вот тогда мы избавимся от мечтателей. Жизненный опыт иногда имеет решающее значение». Своим наблюдением поделился и Леонид Гозман: «Редко бывают умные и адекватные люди среди тех, кто совсем не получает образование, хотя, к сожалению, бывают и полные дураки с дипломом. Поэтому «корочки» вуза еще ни от чего не страхуют, тем более в большой политике».

Теплота и конкретность

Они любят конкретные, бытовые образы. «Классические» политики склонны к использованию абстрактных категорий типа «граждане», «класс», «социальная группа», «поколение». Эти слова не наполнены эмоциональной теплотой. Современные популисты стремятся уйти от излишней формальности и сложных терминов (хотя и не исключают их совсем), предпочитая более конкретные, почти «домашние» образы.

Дональд Трамп в таких случаях практически не использует собирательные обозначения, за исключением категории «американцы» (all Americans). Он обращается к конкретным социальным группам, обозначая их категориями повседневного, бытового языка: мамы и папы; пенсионер, ждущий автобус; дети, идущие в школу. Эти слова рисуют картинки, которые легко представить каждому. Образы, которые вызывают эмоции.

Аргументируя закрытие границ, Трамп противопоставляет нелегальным иммигрантам не просто неких законопослушных мирных граждан, но «семьи чудесных американцев, которые любили своих близких», погибших в результате политики открытых дверей, «мам и пап, чьи интересы не учитываются политиками». В инаугурационной речи он обещает, что каждое его политическое решение «будет приниматься на пользу» не страны или нации, но на пользу «американским рабочим и американским семьям». Для сравнения: Обама в обоих своих инаугурационных выступлениях использовал в этом контексте только абстрактные слова: нация, народ, рабочая сила. Это риторически создает дистанцию между ним и аудиторией, не принадлежащей к элитным кругам.

Тот же прием эксплуатирует Найджел Фарадж, описывая свою аудиторию детально и тем самым демонстрируя, что они для него не безликая масса: «Когда я смотрю на аудиторию, я вижу представителей всех частей британского общества. Рабочих, работодателей, самозанятых. Крупных бизнесменов, владельцев маленьких магазинчиков на углу. Очень богатых, обеспеченных и тех, кто борется за достаток. Молодых и старых. Никаких идеологов. Кто-то из них левые, кто-то правые, большинство – посередине Но все они сыты по горло этими вырезанными по шаблону карьеристами из Вестминстера».

В наиболее эмоциональных моментах прибегает к конкретизации и Марин Ле Пэн. Обращаясь к вопросу нелегальных иммигрантов, она говорит не о безопасности нации в целом, но о безопасности женщины, идущей по улице: «Я хочу, чтобы все французы, и я подчеркиваю, все француженки [красноречивая пауза] имели возможность ходить в безопасности в любой части страны, в любом районе любого города, в любое время дня и даже ночи!»

Даже считающиеся неотъемлемым атрибутом любого популистского дискурса категории «народ», «нация» современные антиполитики стремятся заменить более конкретными словами, обозначающими национальную принадлежность человека: французы, британцы, американцы. Нередко они добавляют к данному обращению различные позитивные эпитеты – «чудесные американцы», «умные французы», «хорошие, порядочные, трудолюбивые, законопослушные британцы», что позволяет сделать образ массы людей более индивидуализированным и потому понятным. Это же усиливает у слушателей позитивную идентичность и вызывает эмоциональную теплоту по отношению к спикеру.

«Мир идей» vs. «мир людей»

Это же различие между классическим и популистским политическим языком проявляется и на более глубинном, идейном уровне. Политики «классической» школы очень много внимания уделяют в своих речах идеям: права человека, демократические принципы, либеральные ценности. А популисты говорят о людях, об их проблемах.

Сравним еще раз инаугурационные речи Обамы (2013) и Трампа (2017). Обама провозглашает: «Что делает нас исключительными, что делает нас американцами – это наша преданность идее, выраженной в декларации более двух веков назад». Трамп: «Присяга, которую я даю сегодня, – это присяга в преданности всем американцам». Обама говорит, что необходимо сохранить, защитить наши базовые принципы: равенство и свободу, права человека. Трамп призывает защитить семьи, детей, пенсионеров и рабочие места. Типичная речь системного либерального политика обязательно затрагивает темы защиты прав человека, демократии и верховенства права. А популист говорит о защите людей и их жизней.

В основе популистского дискурса лежат идеи «безопасности» и «возврата былого величия»: «make America great again» у Трампа, или «Give us our country back» у Фараджа. Но на риторическом уровне популисты переводят эти идеи из абстрактной сферы в поле обсуждения действий, направленных на конкретное благо для населения.

Так, говоря о Brexit, Фарадж поясняет: «Проблема в том, что данный референдум звучит как некий Манифест, Манифест об уходе или Манифест о том, что мы остаемся. Но действительный смысл этого референдума в том, кто принимает решения, есть ли у нас возможность контролировать число приезжающих в Британию или нет, вот в чем первейший и наиболее важный смысл. В 1980–1990-е гг. к нам прибывало 30 000–40 000 иммигрантов. Это было приемлемое количество, которое обеспечивало лучшую интеграцию среди всех стран Европы».

Марин Ле Пен сложную тему иммиграции тоже переводит из сферы принципов демократии, социальной ответственности и соблюдения прав человека в сферу более приземленных и понятных для людей экономических отношений: рабочие места, социальная защита, места в школах. Тема иммиграции в выступлениях Ле Пен часто репрезентируется словами «защита», «платить», «стоимость», «евро».

Такой подход позволяет популисту создать образ деятеля, который в первую очередь думает не об идеалистических лозунгах (многие считают их лишь ширмой для прикрытия реальных целей политиков), но о повседневных проблемах избирателя. В ситуации конкуренции «мира идей» и «мира людей» вряд ли можно рассчитывать на риторическую победу первых – особенно, когда многие из этих идей переживают кризис.

Про Россию в этом контексте необходим отдельный разговор. Но Владимир Путин, несмотря на всю свою популярность, едва ли находится в том же ряду, что и Трамп с Фараджем. Ревизия и трансформация политического языка в либеральных демократиях никак не затронули политический язык российской элиты. Властный доминирующий дискурс в отличие от западной риторики ориентирован на отстранение от человека как субъекта политики. Посмотрите инаугурационную речь Путина 2012 г. или его послание Федеральному собранию 2016 г. Они наполнены абстрактными формальными категориями: «граждане», «общество», «нация», «страна», «Отечество». Путин призывает защитить «национальные и общественные интересы», «суверенитет страны» и «патриотические ценности». Российские спикеры даже не обращаются к аудитории напрямую, предпочитая говорить о населении в третьем лице. В целом это отражает скромную степень участия российских граждан в политических процессах: обратная связь не представляет для политиков большой ценности.

Автор – аспирант НИУ ВШЭ

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)