Обучение экспертиза качества мед помощи в краснодарском крае

Повышение квалификации «Экспертиза (контроль) качества оказания медицинской помощи»

СТОИМОСТЬ И СРОКИ ОБУЧЕНИЯ

Стоимость обучения:
7 000 руб.

Продолжительность обучения:
2 недели (72 ак.ч.)

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Экономия времени: Вам не нужно ездить на занятия, обучайтесь в удобном для Вас месте и без отрыва от работы и основных дел. Для участия в занятиях, нужен только компьютер с выходом в интернет.
  • Высококвалифицированные преподаватели- практики: лекции читают преподаватели, которые являются практикующими специалистами.
  • Индивидуальные консультации преподавателя: во время обучения преподаватель отвечает на Ваши вопросы, помогая подготовиться к итоговой аттестации.
  • Поддержка выпускников: после прохождения обучения в течение года, выпускники нашего центра могут обращаться с вопросами к нашим экспертам в области медицины и права.
  • Грамотные консультации юриста по выбору курса: наши юристы помогут с выбором курса, исходя из требований законодательства и Вашего работодателя.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Экспертиза (контроль) качества оказания медицинской помощи (72 ак.ч.)

1. Государственный контролькачества и безопасности медицинской деятельности. Лицензирование медицинской деятельности.

2. Правовые основы организации здравоохранения.

3. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

4. Внутренний контроль.

5. Закон об обязательном медицинском страховании.

6. Базовая программа обязательного медицинского страхования

7. Внутренний контроль качества. Дефекты медицинской помощи.

8. Критерии качества оказания медицинской помощи.

9. Вопросы защиты персональных данных.

10. Информатизация в сфере здравоохранения.

11. Проблемы и перспективы развития стандартизации.

Курс повышения квалификации Внутренний контроль, экспертиза качества медицинской помощи в системе управления качеством и безопасностью медицинской деятельности

Код 39132

Как снизить риски судебных споров, создать устойчивую систему управления качеством и безопасностью медицинской деятельности. Выезд на практические занятия, работа с конкретными образцами документации, методами автоматизации, контроля качества. Новое в экспертизе качества медицинской помощи

Для главных врачей, заместителей по качеству, по лечебной работе, экспертов медицинских организаций, страховых компаний, ТФ ОМС

  • Новое в правовом обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности. Критерии оценки качества. Экспертиза качества медицинской помощи в реформе здравоохранения.
  • Нормативно-правовая база и практика управления качеством медицинской помощи: от планирования, организации к мониторингу и контролю. Методы анализа и принятия управленческих решений. Профилактика и совершенствование управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
  • Контроль качества и измерение показателей качества.
  • Оценка удовлетворенности пациентов и контроль со стороны пациентов. Как избежать нарушений, жалоб, претензий, споров.
  • Организация документооборота. Автоматизация. Как грамотно организовать работу с документацией и информацией.
  • Формирование новой локальной документации в медицинской организации. Примеры Положений, приказов, СОПов, контрольных карт, отчетности.
  • Организация внутреннего контроля качества в медицинском учреждении.
  • Методы внутренних проверок (аудитов).
  • Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности с позиции контрольно-надзорных органов.
  • Внедрение новых обязательных требований Росздравнадзора.
  • Риск-ориентированный подход.
  • Как избежать ущерба и санкций к медицинской организации.
  • Выезд в передовую медицинскую организацию.

Семинар “Новые критерии оценки качества медицинской помощи”

23 июня 2017 года федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках методического сопровождения и внедрения в практическое здравоохранение Российской Федерации вступающего в силу с 01 июля 2017 года приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» года проводит методический семинар-совещание по теме: «Новые критерии оценки качества медицинской помощи» в целях обучения врачей-экспертов страховых компаний и медицинских организаций, работающих в системе ОМС и ДМС, врачей-экспертов надзорных органов, а также руководителей медицинских организаций любых форм собственности, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Подробная информация – https://rosmedex.ru/seminari

Руководитель ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России Виталий Омельяновский принял участие в работе IV Санкт-Петербургского септического форума

13-15 сентября состоялся IV Санкт-Петербургский септический форум. В рамках выступления по теме «Основные тренды стандартизации…

Программа III Международной научно-практической конференции «Оценка технологий здравоохранения: внедрение инновационных технологий»

Программа III Международной научно-практической конференции «Оценка технологий здравоохранения: внедрение инновационных технологий» доступна по ссылке.

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы» и ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России

Предметом соглашения является взаимодействие и сотрудничество Сторон в сфере разработки единых методических подходов по вопросам…

Кафедра скорой медицинской помощи, мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ФПК и ППС

БАГДАСАРЬЯН

Аршак Саркисович

зав. кафедрой, кандидат медицинских наук, доцент

Кафедра скорой медицинской помощи ФПК и ППС была создана в 2006 году. Заведующим кафедрой избран главный врач МБУЗ КГК БСМП, главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи департамента здравоохранения Краснодарского края, кандидат медицинских наук Аршак Саркисович Багдасарьян.
История кафедры началась в 2001 году, когда при кафедре поликлинической терапии, заведующим которой был В.В. Колесников, был организован курс скорой медицинской помощи ФПК и ППС, доцентом которой был А.С. Багдасарьян.
Кафедра занимается обучением и переподготовкой врачей скорой медицинской помощи, ординаторов по специальности «Скорая медицинская помощь». Обучение проводится на современном уровне с использованием мультимедийного проектора, муляжей, тренажеров.
В штат профессорско-преподавательского состава кафедры входят кандидаты медицинских наук и врачи с высшими квалификационными категориями МБУЗ КГК БСМП.

Приложение 1. Примерное положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях

Приложение 1
к приказу министерства здравоохранения
Краснодарского края
от 30.07.2015 г. N 4311

Примерное положение
о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях

1. Общие положения

Настоящее положение устанавливает общие организационные и методические принципы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций на территории Краснодарского края.

Объектом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, безопасность медицинских мероприятий, проводимых по определенным технологиям с целью достижения конечных результатов.

Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях включает:

— оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинской организации;

— оценку качества оказания медицинской помощи конкретным пациентам (стационар, поликлиника, дневной стационар) с использованием стандартов медицинской помощи и клинических протоколов;

— оценку качества лабораторно-диагностических исследований;

— выявление дефектов качества медицинской помощи на всех этапах оказания медицинской помощи;

— оценку соблюдения медицинскими работниками требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их уничтожению (утилизации);

— оценку соблюдения медицинскими работниками требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их уничтожению (утилизации);

— оценку деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

— определение показателей качества деятельности медицинских организаций;

— разработку мероприятий по повышению качества медицинской помощи.

Целью осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов, современных медицинских технологий.

К задачам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности относятся:

— соблюдение гарантированного объема, сроков и условий оказания медицинской помощи при обеспечении надлежащего качества медицинских услуг;

— раннее выявление и предупреждение врачебных ошибок и недостатков при оказании медицинской помощи;

— снижение риска прогрессирования имеющегося заболевания и возникновения нового заболевания;

— рациональное использование имеющихся ресурсов;

— обеспечение безопасности лечебно-диагностического процесса;

— обеспечение удовлетворенности пациента качеством предоставленных услуг медицинскими организациями.

Реализация задач, стоящих перед внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности достигается путем:

— соблюдения медицинскими организациями лицензионных требований на работы и услуги по оказанию медицинской помощи;

— соблюдения выполнения порядков и стандартов оказания медицинской помощи;

— внедрения новых медицинских и информационных технологий, высокоэффективного оборудования, медицинской техники, инструментов, материалов, лекарственных средств, улучшающих качество и безопасность медицинской помощи;

— разработки и внедрения методов, методик, технических и программных средств, обеспечивающих оперативную и объективную экспертизу качества медицинской помощи;

— соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации.

— осуществления должностными лицами постоянно действующего контроля качества за процессом оказания медицинской помощи на всех уровнях, во всех структурных подразделениях и вспомогательных службах медицинской организации;

— соблюдения правовой защищенности пациентов (выбор врача, информированность, добровольное согласие, соблюдение тайны диагноза и т.д.).

2. Организация и порядок проведения внутреннего контроля

качества и безопасности медицинской деятельности

Организация и порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, система оценки деятельности медицинской организации, подразделений, служб, медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи, утверждается приказом руководителя медицинской организации.

Смотрите так же:  Пенсия судей стаж

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется экспертным путем должностными лицами медицинской организации, врачебными комиссиями медицинской организации, главными специалистами в соответствии с их должностными обязанностями на постоянной основе, либо по решению руководителя медицинской организации, на основании приказа руководителя медицинской организации.

В медицинской организации первый уровень внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является функцией заведующих подразделениями, в том числе:

главных врачей участковых больниц;

заведующих отделениями поликлиник;

заведующих женскими консультациями;

заведующих центрами амбулаторной хирургии;

заведующих стационарными отделениями по профилям;

заведующих диагностическими отделениями.

Второй уровень контроля качества медицинской организации представлен должностными лицами:

заместителями главного врача по службам (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология и другие);

заместителем главного врача по клинико-экспертной работе;

заведующими лабораторно-диагностической службой;

штатными экспертами-специалистами отдела экспертизы качества (при наличии отдела в структуре медицинской организации);

работниками кафедр, расположенных на базе медицинской организации (по согласованию);

инженером по технике безопасности;

Третий уровень контроля — врачебная комиссия медицинской организации.

При наличии в медицинской организации структурного подразделения — отдела экспертизы качества медицинской помощи или невозможности по объективным причинам проведения контроля качества медицинской помощи по трехуровневой системе контроля, контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием медицинской организации.

Контроль качества медицинской помощи не может осуществляться ответственными лицами за проведение контроля в случаях, когда медицинская помощь оказывалась самими ответственными лицами за проведение контроля.

Внутренний контроль качества и безопасности процесса оказания медицинской помощи проводится по законченным случаям, как правило, по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена очная экспертиза.

Внутренний контроль качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, предусматривает сопоставление ее видов и объемов с утвержденными федеральными стандартами, протоколами ведения больных, другими нормативными правовыми документами, клиническими рекомендациями, формулярными статьями и другими источниками доказательной медицинской практики, которые, как правило, содержат унифицированный объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.

В обязательном порядке экспертизе подлежат:

— случаи летальных исходов;

— случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

— случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

— случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение месяца;

— случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

— случаи с расхождением клинического и патологоанатомического диагнозов;

— случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.

Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом «случайной» выборки.

В течение месяца заведующий стационарным подразделением проводит внутренний контроль качества по всем законченным случаям лечения, используя очный и ретроспективный анализ каждого случая, и оформляет результаты экспертизы не менее 50% законченных случаев (первый уровень контроля).

Заведующие амбулаторно-поликлиническими подразделениями оценивают не менее 50 случаев ежемесячно (первый уровень контроля).

Заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, медицинской части, амбулаторно-поликлинической помощи проводят не менее 30 экспертиз в течение месяца (второй уровень контроля).

Лица, привлекаемые к экспертизе качества медицинской помощи, утверждаются руководителем медицинской организации.

Должностное лицо во время проведения экспертизы качества законченного случая лечения, в обязательном порядке:

оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдения лечебных мероприятий, правильность постановки диагноза;

выявляет дефекты оказания медицинской помощи конкретному больному и устанавливает их причины;

оценивает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях;

дает рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

На каждый случай экспертной оценки (первого, второго уровней) заполняется «Карта экспертной оценки качества медицинской помощи» (диспансеризации) (приложение 2). В результате статистической обработки случаев экспертной оценки рассчитываются показатели, характеризующие уровень качества законченных случаев лечения (УКЛ), диспансеризации (УКД) по отдельным специалистам, структурному подразделению, службе, медицинской организации (приложение 3).

В заключительной части «Карты экспертной оценки качества медицинской помощи» (диспансеризации) (первого, второго уровней) специалист-эксперт фиксирует замечания по оказанию медицинской помощи и выставляет коэффициент качества законченного случая.

«Карты экспертной оценки качества медицинской помощи» (диспансеризации) хранятся в медицинской организации не менее 3-х лет.

«Карты экспертной оценки качества медицинской помощи» (диспансеризации) подвергаются статистической обработке с суммарными показателями первого, второго уровней, по структурным подразделениям и медицинской организации в целом.

Суммарные результаты экспертизы качества медицинской помощи второго уровня оформляются Актом, который подписывается специалистом-экспертом (заместителем главного врача по службе) (приложение 4) и руководителями лабораторных, других диагностических и вспомогательных отделений (служб) по результатам оценки деятельности отделений (служб) (приложение 5).

Интегральная оценка качества медицинской помощи, оказываемой подразделением медицинской организации, рассчитывается по методике оценки конечных результатов — модели конечных результатов (приложение 6).

Перечень индикаторов качества медицинской помощи, их нормативные значения, шкала оценки деятельности учреждения по модели конечных результатов утверждаются руководителем медицинской организации.

Утверждаемое целевое значение индикатора должно стимулировать медицинский коллектив на непрерывное повышение качества оказываемой помощи. Примерный перечень индикаторов качества (показатели результативности и дефектов) представлен в приложении 7.

Заместителю главного врача по клинико-экспертной работе ежемесячно поступает информация от должностных лиц, ответственных за разделы экспертизы качества по выявленным дефектам, обеспечению противоэпидемического режима в медицинской организации, обеспечению безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе формирует показатели оценки эффективности деятельности учреждения — модели конечных результатов по всем подразделениям и службам с определением коэффициента достижения результата и представляет информацию на заседание врачебной комиссии медицинской организации.

Врачебная комиссия медицинской организации обсуждает результаты интегральных оценок и выносит решение по окончательной оценке. Решение комиссии оформляется протоколом (приложение 8).

Врачебная комиссия медицинской организации рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам качества медицинской помощи, утверждает мероприятия, направленные на устранение причин, вызвавших возникновение дефектов медицинской помощи, на повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Отчеты о проведенном внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности по итогам прошедшего года хранятся в медицинской организации не менее 3 лет.

Сведения о результатах проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности предоставляются государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в форме ежеквартального отчета по мониторингу качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» министерства здравоохранения Краснодарского края до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде установленным порядком (приложение 9).

3. Организация проведения внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности

Целью внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности является обеспечение безопасности пациентов и сотрудников в процессе оказания медицинской помощи.

Внутренний контроль безопасности медицинской деятельности проводится должностным лицом, назначаемым приказом руководителя медицинской организации. В его обязанности входит предупреждение, выявление и устранение нарушений требований безопасности к условиям труда, применению и эксплуатации медицинского оборудования, медицинских изделий и их утилизации (уничтожению).

Объектами внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности являются условия труда медицинских работников, применение и эксплуатация медицинского оборудования, медицинских изделий и их утилизация (уничтожение).

В ходе внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности оценивается:

— соблюдение требований охраны труда;

— соблюдение требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации;

— обучение работников безопасным методам работы и приемам применения и эксплуатации медицинских изделий;

— состояние помещений, в которых хранятся лекарственные препараты, медицинские изделия или проводится их уничтожение (утилизация);

— соблюдение требований по безопасности использования медицинских изделий, предусмотренных документацией производителя;

— соблюдение требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;

— выполнение правил в сфере обращения медицинских изделий;

— соблюдение требований статьи 96 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» об информировании побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.

Результаты внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности фиксируются в Карте контроля соблюдения безопасных условий труда и требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий (приложение 2).

На основе результатов внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности разрабатываются и реализуются соответствующие мероприятия по устранению нарушений требований безопасности к условиям труда, применению и эксплуатации медицинского оборудования, медицинских изделий и их утилизации (уничтожению).

4. Рассмотрение обращений граждан в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи

Обращения граждан могут поступать в медицинскую организацию в устной форме, письменной форме (в том числе в виде записей в книге жалоб и предложений) или по электронной почте.

Граждане (заявители) могут обращаться с жалобами, заявлениями или предложениями по вопросам оказания медицинской помощи к руководителю медицинской организации, его заместителю или заведующим отделениями лично или через своего законного представителя.

Смотрите так же:  Договор найма животные

В целях реализации прав граждан на обращение в медицинской организации обеспечивается:

— информирование граждан об их праве на обращение;

— регистрация и учет поступивших обращений;

— рассмотрение поступивших обращений;

— принятие необходимых мер по результатам рассмотрения обращений;

— подготовка и направление ответов заявителям;

— проведение анализа поступивших обращений и разработка мероприятий по устранению причин, вызвавших обращения.

Информирование граждан об их праве на обращение обеспечивается путем размещения в доступном для граждан месте оформленной в печатном виде информации:

— о фамилии, имени, отчестве, должности, номере кабинета, графике работы, телефоне должностных лиц медицинской организации, к которым могут обратиться граждане в случае возникновения претензий при оказании медицинской помощи;

— об адресах электронной почты и интернет-сайте медицинской организации;

— о графике личного приема граждан руководителем медицинской организации;

— об адресах и телефонах контролирующих органов и организаций.

Все поступившие в письменной форме или по электронной почте обращения граждан (заявителей) подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в медицинскую организацию.

Ответственный за ведение делопроизводства по обращениям граждан определяется соответствующим приказом руководителя медицинской организации.

В дело по рассмотрению обращения гражданина входят: обращение гражданина, письменное поручение или приказ руководителя медицинской организации по рассмотрению обращения, материалы по рассмотрению обращения, копия ответа заявителю.

Учет обращений, поступивших в письменной форме или по электронной почте, ведется в медицинской организации в журнале регистрации обращений граждан.

Ответственность за ведение журнала регистрации обращений граждан возлагается приказом руководителя медицинской организации.

Учету подлежат все обращения, поступающие в медицинскую организацию в письменной форме или по электронной почте, в том числе обращения, зафиксированные в книге жалоб и предложений, на личном приёме руководителя, или направленные из других органов или организаций.

В журнале регистрации обращений граждан в хронологическом порядке фиксируются:

— фамилия, имя, отчество, заявителя;

— адрес места жительства заявителя;

— наименование органа или организации, направившего обращение;

— дата поступления обращения;

— дата и номер регистрации обращения;

— краткое содержание (повод) обращения;

— фамилия, имя, отчество, должность работника, осуществляющего рассмотрение обращения;

— результат рассмотрения обращения;

— дата и номер регистрации ответа на обращение.

Все поступившие в медицинскую организацию обращения граждан подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При рассмотрении обращений граждан должны соблюдаться права третьих лиц, установленные законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении обращения в интересах третьих лиц (являющихся дееспособными гражданами) при их возражении в письменной форме против его рассмотрения, руководитель медицинской организации принимает решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу, уведомив об этом заявителя.

Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию медицинской организации, в течение семи дней с даты их регистрации направляются с сопроводительным письмом в соответствующий орган или организацию, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением заявителя о переадресации обращения.

Ответ на обращение, поступившее в письменной форме или по электронной почте, дается в течение 30 дней с даты регистрации обращения, за исключением обращений, поступивших через органы государственной власти или иные организации, по исполнению которых может быть указан другой срок.

Ответы на обращения граждан оформляются на бланке исходящего письма медицинской организации и подписываются руководителем.

В случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе, в ответе указываются меры, принятые к виновным работникам.

Ответ на поступившие обращения в письменной форме, направляется на почтовый адрес, указанный в обращении, на обращения по электронной почте ответ направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

По результатам рассмотрения жалоб, в случае подтверждения изложенных в них обстоятельств, к виновным работникам принимаются меры, в соответствии с Трудовым кодексом РФ и должностными инструкциями.

Анализ поступивших обращений в медицинскую организацию ежемесячно представляется руководителю.

Устные обращения рассматриваются руководителем (заместителем, заведующими отделениями) медицинской организации, к которому обратился гражданин в ходе личного приема.

Руководитель медицинской организации проводит личный прием граждан с периодичностью не реже одного раза в неделю с определением места, дня и часов личного приема граждан.

Информация о принятых руководителем медицинской организации заявителях фиксируется в журнале личного приема граждан.

В случае, если изложенные в устном обращении заявителя обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале личного приема граждан.

В случае несогласия заявителя с результатами рассмотрения его обращения, он может обратиться в вышестоящую организацию или в суд.

5. Взаимодействие внутреннего, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской помощи

При запросе медицинских документов (медицинская карта стационарного больного, медицинская карта амбулаторного больного и др.) для проведения экспертизы качества медицинской помощи экспертами страховых медицинских организаций, Территориального управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю, министерства здравоохранения Краснодарского края, орган управления здравоохранения муниципального образования Краснодарского края, врачебная комиссия медицинской организации проводят экспертизу качества оказанной пациенту медицинской помощи.

Оформляется протокол заседания врачебной комиссии медицинской организации с заключением по итогам проведенной экспертизы в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и направляется по запросу вместе с заверенными копиями медицинских документов пациента.

Результаты ведомственной и государственной экспертизы обсуждаются на расширенных заседаниях врачебной комиссии или на врачебно-сестринских конференциях медицинской организации.

Должностные лица, осуществляющие мероприятия по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, несут персональную ответственность за качественную организацию работы, а также за достоверность и своевременность предоставляемой информации.

Состояние организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в субъектах Российской Федерации

И.Ф. СЕРЁГИНА, д.м.н., профессор, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, С.В. БОБРОВА, д.м.н., профессор, начальник отдела контроля организации и осуществления ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, И.В. ИВАНОВ, к.м.н., генеральный директор ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора

В данном обзоре рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Росздравнадзор 85 органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии со ст. 90 которого органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

В основу мероприятий оценки контроля качества и безопасности медицинской деятельности положены условия реализации Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г., системой мер которой определены приоритеты государственной политики по сохранению и укреплению здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышению доступности и качества медицинской помощи.

В данной статье рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения 85 органами государственной власти субъектов РФ.

Эффективная модель управления качеством медицинской помощи предусматривает необходимость планирования деятельности (прим.: мероприятий) по совершенствованию качества и безопасности медицинской деятельности. На практике сложилась трехстадийность организации основных мероприятий по осуществлению данного процесса: планирование качества, контроль качества и улучшение качества.

Планирование качества осуществляется на основе выводов, сделанных в процессе улучшения качества, и направлено на то, чтобы в дальнейшем избежать совершенных ошибок.

Контроль качества как управленческий инструмент предполагает установление критериев (стандартов) качества, оценку соответствия объекта контроля принятым требованиям и критериям, систему действий в случае несоответствия принятым стандартам, планирование и совершенствование требований стандартов.

Улучшение качества подразумевает непрерывное повышение его уровня. Для этого руководители органов управления здравоохранением и медицинских организаций должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: первая — постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных и вторая — непрерывный процесс достижения этих стандартов.

По данным, предоставленным органами государственной власти субъектов РФ по вопросу организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 2014 г., 59 субъектов РФ (69%) разработали рекомендации регионального уровня по определению порядка организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В 26 субъектах РФ (31%) региональные нормативные правовые акты по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности отсутствуют.

Смотрите так же:  Арбитражный суд москвы как найти

Наиболее полно организационно-методические вопросы проведения внутреннего контроля разработаны и отражены в документах (рекомендациях по организации, положении, типовом порядке, методических рекомендациях) 12 органов исполнительной власти субъектов РФ (14%): Республики Ингушетия, Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Тульской областях, г. Санкт-Петербурге.

Основные разделы разработанных в субъектах РФ инструктивно-методических документов по организации и проведению внутреннего контроля качества, как правило, включают:

— критерии;
— организационные технологии;
— структуру;
— порядок проведения;
— регистрацию результатов;
— комплекс мер по итогам контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
— взаимодействие с контрольно-надзорными органами.

Анализ представленных региональных нормативных правовых актов позволяет выделить такие принципы организации эффективного внутреннего контроля, как:

— регулярность;
— направленность на достижение конкретных результатов (показателей, ключевых индикаторов и т. д.);
— объективность;
— наличие нескольких повышающих уровней;
— открытость (публичность) результатов проведенных контрольных мероприятий;
— ориентация на установление причинных факторов выявленных дефектов с целью их устранения и недопущения в последующем, своевременного принятия по результатам контроля адекватных управленческих решений.

Совершенствование организационных технологий управления качеством в подведомственных медицинских организациях, по данным рассматриваемых документов, осуществляется путем:

1) использования критериев качества:

• своевременность оказания медицинской помощи – — отражает соответствие оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента;
• обоснованность оказания медицинской помощи – — отражает правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
• объем оказания медицинской помощи – — отражает соответствие полноты оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента;
• преемственность оказания медицинской помощи – — отражает соблюдение этапности оказания медицинской помощи структурными подразделениями медицинской организации;
• безопасность оказания медицинской помощи – — отражает оптимальность выбора медицинских технологий при оказании медицинской помощи с учетом минимизации риска их применения для конкретного пациента, принятие в случае необходимости адекватных мер профилактики ятрогенных осложнений, а также соблюдение в подразделениях (отделениях) правил хранения и применения лекарственных препаратов и расходных материалов, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и требований к техническому обслуживанию медицинской техники;
• эффективность оказания медицинской помощи – — отражает достижение целевых показателей оказания медицинской помощи конкретному пациенту;

2) обеспечения контроля выполнения требований к ведению медицинской документации;
3) обеспечения контроля выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи;
4) совершенствования лекарственного обеспечения населения;
5) проведения мониторинга удовлетворенности пациентов медицинской помощью;
6) обучения специалистов по вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
7) совершенствования информационного обеспечения и обмена информацией между заинтересованными сторонами.

Организация деятельности по внутреннему контролю в медицинской организации, согласно предоставленным данным, осуществляется, помимо самоконтроля лечащего врача, на трех следующих уровнях:

1) заведующего отделением (подразделением);
2) заместителей руководителя медицинской организации;
3) врачебной комиссии медицинской организации.

Объемы проведения контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации определяются по утвержденным перечням случаев, подлежащих контролю в обязательном порядке, а также совокупностью случаев с охватом всех структурных подразделений, в соответствии с закреплением обязанностей по контролю за должностными лицами.

Следует отметить, что требования к должностным лицам, уполномоченным осуществлять мероприятия по внутреннему контролю в медицинских организациях, определены не всеми органами исполнительной власти субъектов РФ. На каждом уровне реализации внутреннего контроля в медицинской организации имеются свои особенности. Так, самоконтроль лечащего врача при приеме пациента предполагает оценку:

• качественных и количественных характеристик состояния здоровья пациента;
• своевременности поступления пациента в учреждение здравоохранения;
• технологии оказания медицинской помощи на ее предыдущих этапах;
• основной и сопутствующей патологии пациента, учет коморбидности состояний;
• правильности тактики обследования и лечения пациента;
• дефектов медицинской помощи на предыдущих этапах и их влияния на состояние пациента.

Основными задачами первого уровня контроля (заведующего отделением, подразделением) являются:

• оценка соблюдения стандартов медицинской помощи;
• оценка соблюдений требований к качеству оформления и ведению медицинской документации;
• оценка качества выполнения диагностических технологий в соответствии с современными требованиями;
• оценка и анализ деятельности врачей, среднего медицинского персонала отделения;
• выявление дефектов оказания медицинской помощи;
• принятие мер по устранению и предупреждению дефектов оказания медицинской помощи.

На втором уровне внутреннего контроля заместители руководителя медицинской организации осуществляют:

• оценку качества медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами;
• анализ работы структурных подразделений по качественным и количественным показателям;
• экспертизу сложных клинических случаев и случаев, подлежащих обязательному экспертному контролю;
• контроль качества выполнения диагностических исследований в соответствии с требованиями;
• оценку организации лечебного питания и противоэпидемического режима;
• оценку обеспечения и обращения в медицинской организации лекарственных средств и медицинских изделий;
• оценку удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи;
• выявление и анализ дефектов оказания медицинской помощи;
• разработку и проведение мероприятий по устранению и предупреждению дефектов оказания медицинской помощи;
• контроль за соблюдением требований к качеству оформления медицинской документации.

Внутренний контроль на следующем уровне осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, основным регламентирующим ее деятельность документом служит приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

При анализе представленных органами государственной власти субъектов РФ данных было выявлено, что по итогам проведения мероприятий в рамках ведомственного контроля в 2014 г. отсутствуют нарушения по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках полномочий врачебных комиссий в трех субъектах РФ (3%): Кемеровской, Нижегородской и Рязанской областях.

37 регионов (44%) предоставили данные о нарушениях в работе врачебных комиссий: республики Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия — Алания; Удмуртская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Чеченская; Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Ямало-Ненецкий автономный округ, Амурская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Кировская, Костромская, Курганская, Липецкая, Мурманская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тюменская, Челябинская области, Еврейская автономная область.

Исходя из представленных данных, по результатам проводимого внутреннего контроля в медицинских организациях планируются и реализуются следующие мероприятия:

• организационные (проведение совещаний, конференций, инструктажей, издание приказов, регламентов, мероприятия по комплектованию профессиональными кадрами и др.);
• образовательные (проведение клинических разборов, направление медицинских работников на повышение квалификации, научно-практические конференции, обеспечение медицинских работников современной медицинской литературой);
• дисциплинарные (применение мер дисциплинарной ответственности в отношении медицинских работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ);
• экономические (совершенствование материально-технической базы и информатизации медицинской организации и пр.).

Результаты проводимого внутреннего контроля фиксируются в журналах, картах экспертной оценки, отчетах, актах и других утвержденных формах с последующим учетом и разработкой управленческих решений по совершенствованию обеспечения условий для реализации прав граждан в получении медицинской помощи надлежащего объема и качества.

Надзор за обеспечением медицинской организацией внутреннего контроля осуществляется в пределах имеющихся полномочий органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Важным фактором является эффективное взаимодействие между органами управления здравоохранением и медицинскими организациями. Данное обстоятельство подразумевает развитие и совершенствование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и ведомственного контроля.

Таким образом, анализ данных, полученных от органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, выявил следующие проблемы по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

— отсутствие единой системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
— отсутствие единых нормативных актов, регламентов, инструктивно-методических документов, регулирующих деятельность по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
— отсутствие единых квалификационных требований к специалистам, осуществляющим внутренний контроль;
— несовершенство системы мониторинга, сбора и анализа информации, фиксации результатов, принятых мер в рамках внутреннего контроля.

С целью обеспечения единообразия подходов к организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности считаем целесообразным внедрить и развивать единую систему управления качеством, которая включает:

— разработку единых нормативных правовых актов, регламентов, инструктивно-методических документов, регулирующих деятельность по внутреннему контролю и управлению качеством и безопасностью медицинской деятельности;
— внедрение унифицированных методов сбора и обобщения информации в медицинских организациях о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности, обеспечивающих возможность применения статистических методов обработки, моделирования и прогнозирования;
— обеспечение процесса непрерывного обучения специалистов по вопросам контроля и управления качеством и безопасностью медицинской деятельности;
— создание органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья системы непрерывного и преемственного мониторинга деятельности медицинских организаций по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности;
— формирование органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья единого публичного информационного пространства о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях и осуществление информационного обмена по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности в рамках реализации указа президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Указанные меры, на наш взгляд, позволят совершенствовать управленческие механизмы в отрасли, обеспечить ее целостность за счет единых подходов к повышению качества и безопасности медицинской деятельности, оптимизировать лечебно-диагностический процесс и его контроль.

Источник: Вестник Росздравнадзора, № 6, 2015