Полномочия и компетенция оперативно-розыскных органов

Компетенция должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

(УМК)

Термин «компетенция» (от лат. competto — добиваюсь) определяется как круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному или должностному лицу.

В юридической литературе под компетенцией понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, уполномоченных осуществлять данную им функцию.

На основании ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД руководители органов, осуществляющих ОРД, определяют в составе своих органов перечень подразделений, осуществляющих данную деятельность, их полномочия, структуру и основные направления работы. Система оперативных подразделений органа, осуществляющего ОРД, имеет внутреннюю структуру в виде отраслевых служб, которые функционируют в соответствии с общей компетенцией оперативно-розыскного ведомства.

(УПК РФ)

Статья 38. Следователь

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Статья 157. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

(Приложение к приказу МВД России от 19.06.2012 N 608)

2 Установить, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности 1 :

1 Далее — «руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности».

2.1 В центральном аппарате МВД России — Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте, Национального центрального бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-разыскной информации МВД России и их заместители.

2.2 В территориальных органах МВД России (за исключением центров специального назначения МВД России):

2.2.1 Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.

2.2.2 Начальники подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-разыскных частей территориальных органов МВД России (за исключением территориальных органов МВД России на районном уровне).

2.2.3 Начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

Компетенция должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Термин «компетенция» (от лат. compеtto — добиваюсь) определяется как круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному или должностному лицу .

В юридической литературе под компетенцией понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, уполномоченных осуществлять данную им функцию .

На основании ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД руководители органов, осуществляющих ОРД, определяют в составе своих органов перечень подразделений, осуществляющих данную деятельность, их полномочия, структуру и основные направления работы. Система оперативных подразделений органа, осуществляющего ОРД, имеет внутреннюю структуру в виде отраслевых служб, которые функционируют в соответствии с общей компетенцией оперативно-розыскного ведомства.

В зависимости от компетенции оперативные подразделения ОВД решают различные оперативно-служебные задачи. Исходя из объема выполняемых задач, все подразделения можно разделить на две группы: 1) выполняющие ОРД в полном объеме; 2) выполняющие ОРД в ограниченном объеме. К первой группе относятся следующие подразделения: уголовный розыск; по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями; обеспечения собственной безопасности; по борьбе с посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте.

Вторая группа подразделений осуществляет вспомогательную функцию и выполняет по заданию (поручению) подразделений первой группы лишь отдельные ОРМ. К ним относятся подразделения: оперативного поиска; оперативно-технических мероприятий; Национальное бюро (НЦБ) Интерпола России; милиция общественной безопасности (МОБ); Центр оперативно-розыскной информации (ЦОРИ) .

Оперативно-розыскное законодательство не содержит нормы, регламентирующей правомочия физических лиц по осуществлению оперативно-розыскной функции. Однако из содержания ряда его статей вытекает, что полномочия, предоставленные юридическим лицам — оперативным подразделениям, непосредственно реализуются физическими лицами.

В зависимости от правового положения и реальной возможности участия в ОРД физические лица могут быть разделены на следующие категории:

— должностные лица оперативных подразделений, осуществляющих ОРД;

— граждане, привлеченные на добровольной основе и конспиративно сотрудничающие с оперативными подразделениями;

— лица, гласно участвующие в подготовке и осуществлении отдельных ОРМ.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД и контроля за ней.

Должностными лицами оперативных аппаратов являются штатные сотрудники начальствующего состава, имеющие специальные или воинские звания и выполняющие оперативно-розыскную функцию как основную профессиональную задачу.

Однако к числу основных участников оперативно-розыскных правоотношений, бесспорно, относится оперативный сотрудник. Этот термин выступает в качестве собирательного родового понятия, служащего для обозначения должностного лица оперативно-розыскного подразделения системы МВД .

Деятельность перечисленных лиц отличается определенной спецификой. Например, сотруднику оперативного подразделения требуются условия для осуществления своей деятельности, к которым относятся:

— назначение на должность в конкретном оперативном аппарате, предоставление полномочий, адекватных задачам ОРД;

— специализация по линии или профилю оперативно- розыскной работы, соответствующей его способностям (оперативная работа, аналитическая деятельность, оперативно-техническая работа и др.);

— получение соответствующей формы допуска для работы с секретными и совершенно секретными документами.

Кроме того, к сотрудникам оперативных подразделений предъявляются особые требования, которые запрещают:

— использовать ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных федеральным законом;

— принимать негласное участие в работе органов государственной власти, политических партий, общественных и религиозных объединений с целью оказать влияние на характер их деятельности;

— разглашать сведения о частной жизни, личной тайне, затрагивающие честь и доброе имя граждан, которые стали им известны в процессе проведения ОРМ, без их согласия.

Оперативные сотрудники в силу своей социальной роли имеют широкий спектр властных полномочий, позволяющих им воздействовать на граждан. Для того чтобы эти полномочия были реализованы в интересах общества, к их личным и профессиональным качествам предъявляются соответствующие требования. Система требований к оперативным сотрудникам формируется под воздействием исполнения определенных функций.

Социальная функция деятельности оперативного работника требует от него справедливого, гуманного и равного отношения к защите прав и свобод каждого законопослушного гражданина и объективности в оценке действий правонарушителей. Честность, грамотность при исполнении профессиональных обязанностей повышает социальную значимость оперативных сотрудников в обществе.

Выполнение познавательной и поисковой функции ОРД требует внимательности, самообладания, наблюдательности, высокой психологической и физической выносливости.

Коммуникативная функция ОРД связана с развитием таких личных качеств оперативного работника, как умение быстро и непринужденно устанавливать доверительные отношения с разными людьми, располагать их к откровенности, получать от них необходимую информацию.

Смотрите так же:  Принимает законы о гражданстве рф

Организационная функция оперативного работника как основного субъекта ОРД включает в себя требования профессиональной организованности и умение привлекать других субъектов к успешному выполнению задач борьбы с преступностью. Для этого необходимы такие качества, как дисциплинированность, исполнительность, инициативность, решительность.

Удостоверительная функция оперативного работника заключается в документальном оформлении своих действий (рапорты, справки, меморандумы, постановления, акты, заключения). Такая работа требует четкости, ясности, логичности в устной и письменной речи, аккуратности, пунктуальности в изложении фактов в соответствии с правовыми нормами.

Рассмотренные качества в совокупности составляют личностные и профессиональные требования к сотрудникам оперативных подразделений как к субъектам ОРД. Выявлением и формированием необходимых качеств занимаются руководители оперативных аппаратов при отборе кандидатов на замещение вакантных должностей, в процессе первичной служебной подготовки либо обучения в специальных учебных заведениях МВД России.

Должностные, оперативно-розыскные полномочия этой категории субъектов ОРД дополняются государственно- властными полномочиями, которыми они наделяются как сотрудники соответствующих исполнительных органов. За нарушение своих полномочий оперативные сотрудники несут ответственность в дисциплинарном, административном, материальном и уголовном порядке.

Компетенция оперативных сотрудников состоит из совокупности определенных прав и обязанностей, позволяющих им эффективно решать задачи ОРД. Права и обязанности оперативных сотрудников, лично осуществляющих оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью, про- изводны от компетенции служб и оперативных подразделений ОВД, в штатах которых они состоят.

Компетенция оперативных подразделений как субъектов ОРД определена законодателем в виде обязанностей (ст. 14 Закона об ОРД), возлагаемых на них, и прав, предоставленных органам, осуществляющим ОРД (ст. 15 Закона об ОРД). Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают оперативно-розыскные органы, позволяет избежать нарушений законности в практической деятельности оперативных сотрудников.

Под обязанностями сотрудников оперативных подразделений следует понимать круг действий, необходимых для решения задач ОРД, который определен для них законодательством.

Обязанности оперативно-розыскных органов могут быть не только закреплены в законодательных предписаниях, но и зафиксированы в различных ведомственных подзаконных нормативных актах. В практической работе необходимо руководствоваться требованиями Закона об ОРД, согласно которому на оперативные аппараты возлагается комплекс обязанностей, выполнение которых обеспечивает практическую реализацию задач ОРД (ст. 2 Закона об ОРД) ее субъектами.

Специфика деятельности оперативных подразделений обусловлена тем, что их персонал разделен на кадровых легальных сотрудников и законспирированных оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам или спецслужбам скрывается. Первая категория сотрудников оперативных подразделений вправе сочетать ОРМ с иными правовыми действиями (уголовно-правовыми, уголовно-исполнительными), которые предусмотрены законодательными актами, определяющими нормативно- правовой статус органов, осуществляющих ОРД. Вторая категория специальных сотрудников обладает возможностями применять только разведывательные методы добывания информации.

Обязанностью оперативно-розыскных органов является принятие всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, a также по обеспечению безопасности общества и государства.

Конституционные права и свободы человека и гражданина, которые подлежат защите, находят отражение в ст. 17—64 Конституции РФ и других нормативных актах. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ оперативно-розыскной защите подлежат различные формы собственности (государственная, частная, муниципальная и др.). Важно отметить, что согласно ст. 1 Закона об ОРД оперативно-розыскными органами осуществляется защита государства исключительно от преступных посягательств.

В соответствии с данным Законом органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять письменные поручения органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству. Эти поручения должны даваться обязательно в письменной форме, исходить от органов, принявших дело к производству, и не должны определять тактику проведения ОРМ.

При получении поручения руководитель определяет непосредственного исполнителя. По результатам исполнения информируется инициатор.

Выполняя условия заключенных Российской Федерацией соглашений и международных договоров о правовой помощи с другими странами и взаимодействуя с правоохранительными органами других государств в целях предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений международного характера (терроризм, захват заложников, контрабанда, незаконный оборот наркотических средств, фальшивомонетничество, хищение культурных ценностей и др.), оперативно-розыскные органы в установленном порядке обязаны выполнять запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

Россия является субъектом международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, в связи с чем сотрудничество может осуществляться путем исполнения запросов о проведении ОРМ. Как правило, такие запросы направляются в письменном виде. В отдельных межгосударственных соглашениях предусматривается в безотлагательных случаях выполнение устных запросов с их обязательным последующим письменным подтверждением.

Основными направлениями международного сотрудничества являются: 1) борьба с транснациональной организованной преступностью; 2) борьба с международным терроризмом, наркобизнесом; 3) организация международного розыска скрывшихся преступников, а также полученных преступным путем денежных средств и имущества и др.

Оперативно-розыскные органы обязаны информировать другие органы, осуществляющие аналогичную деятельность, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь. Помощь может выражаться в предоставлении оперативно-справочной информации, совместном планировании и проведении ОРМ и т.д.

Следует отметить, что при проведении мероприятий оперативные подразделения обязаны соблюдать правила конспирации. С этой целью оперативно-розыскной практикой вырабатываются специальные правила и приемы обеспечения скрытности их проведения. Соблюдение правил конспирации базируется на выработанных практикой правилах, обеспечивающих скрытность проведения ОРМ, а также приемах, изучаемых оперативными сотрудниками в специальных учебных заведениях и в процессе служебной подготовки.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона об ОРД оперативно-розыскные органы обязаны содействовать обеспечению личной безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участникам уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Для обеспечения безопасности своих сотрудников в оперативно-розыскных органах функционируют подразделения по обеспечению собственной безопасности. В случаях угрозы жизни, здоровью и сохранности имущества оперативного сотрудника он пишет мотивированный рапорт на имя руководителя оперативного подразделения.

Меры безопасности принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». С учетом складывающейся обстановки могут приниматься следующие меры по обеспечению сотрудников: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты, временное помещение в безопасное место, изменение места работы и жительства, замена документов и др.

В случаях принятия решения о применении мер безопасности соответствующим органом выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер, сроков их осуществления, а в необходимых случаях и органов, привлекаемых для содействия обеспечению безопасности.

Для эффективного выполнения оперативно-розыскных задач в борьбе с преступностью субъекты ОРД наделяются соответствующими правами, практическая реализация которых делает их деятельность эффективной. Согласно п. 1 ст. 15 Закона об ОРД им предоставляется право проводить гласно и негласно ОРМ, перечень которых определен законодателем в ст. 6 Закона об ОРД. Гласность ОРМ означает открытость для окружающих действий субъектов, их исполняющих. К таким действиям можно отнести, например, гласный опрос, исследование предметов и документов и др.

Негласность ОРМ заключается в сокрытии их содержания от окружающих, а также соблюдении конспирации при их проведении. Необходимость конспирации при проведении ОРМ субъектами ОРД обусловлена характером поведения криминальной среды, действующей, как правило, скрытно и изощренно, с применением технических средств, психического и физического насилия к жертвам и их окружению. Соблюдение конспирации позволяет в полной мере применить принцип внезапности и наступательности при предупреждении и раскрытии тяжких, латентных преступлений, а также не подвергнуть преждевременной огласке саму деятельность.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД, закрепили право органов, осуществляющих ОРД, производить при проведении ОРМ изъятие документов, предметов, материалов и прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право (п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе. Негласное сотрудничество граждан с оперативно-розыскными органами строится на добровольном установлении доверительных отношений в целях решения задач борьбы с преступностью.

Смотрите так же:  Приказ министра обороны no 1280

Совпадение интересов в достижении поставленной цели позволяет оперативным аппаратам привлекать граждан к негласному сотрудничеству на безвозмездной основе. В таких случаях они в силу своих социальных, профессиональных возможностей и личных качеств периодически выполняют задания оперативно-розыскных органов в криминальной среде. Если же конфиденциальные сотрудники обладают высоким профессионализмом или имеют определенную специализацию, способны и желают активно участвовать в борьбе с преступностью, на что затрачивается значительное время и силы, их деятельность может носить возмездный характер.

Конфиденциальное сотрудничество строится таким образом, чтобы у конфидентов вырабатывались устойчивые позиции и личные качества, стимулирующие их активное участие в борьбе с преступностью: уверенность в социальной необходимости своей негласной работы; неприятие морали и нравов преступного мира; честность в отношениях с оперативными сотрудниками, смелость, осмотрительность и др.

Органам, осуществляющим ОРД, предоставлено право создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение ее задач (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД). Основу информационных систем могут составлять криминалистические, оперативно-розыскные и профилактические виды учетов, картотеки и коллекции, которые формируются в виде федеральных и региональных банков криминальной информации. Такие системы обычно включают в себя накопление, систематизацию, анализ и хранение информации о способах и других характеристиках ранее совершенных преступлений, о лицах, привлекавшихся к уголовной ответственности либо подозреваемых в подготовке и совершении новых преступлений; о похищенных вещах, предметах, обнаруженных у других граждан, источник происхождения которых неизвестен; об автотранспорте, используемом в преступных целях, и др.

Субъектам ОРД при проведении ОРМ предоставлено право использовать служебные помещения, имущество учреждений, предприятий, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имуществ частных лиц по договору или устному соглашению (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Отношения между оперативно-розыскными органами и указанными владельцами или пользователями служебных помещений, жилья, транспортных средств и имущества регулируются нормами гражданского законодательства (см., например, ст. 209, 288, 420, 433 ГК РФ и др.).

Временное пользование служебными, нежилыми помещениями, квартирами, их имуществом и транспортными средствами, как правило, осуществляется на основе доверительных, устных соглашений безвозмездно. Это право используется оперативными аппаратами при осуществлении конкретных ОРМ: наведение справок; наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.п. Оно также широко используется при необходимости проведения операций по задержанию опасных, вооруженных преступников, преследованию подозреваемых, скрывшихся с мест совершения преступлений или бежавших из-под стражи, освобождению заложников.

В целях конспирации оперативно-розыскным органам предоставлено право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Документы, зашифровывающие личность оперативного сотрудника, а также помещения и транспортные средства являются одной из гарантий обеспечения безопасности участников ОРД и способствуют эффективности проводимых мероприятий.

Для решения задач, предусмотренных Федеральным законом, оперативно-розыскные органы вправе создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения. Создаваемые предприятия подлежат регистрации как юридические лица, и их последующее функционирование осуществляется в соответствии с законодательными актами РФ (ст. 48, 120, 132 ГК РФ).

Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица вправе требовать от физических и юридических лиц безусловного выполнения их законных требований, сформулированных в устной или письменной форме и обязательных для исполнения ими.

Таким образом, сотрудники оперативно-розыскных органов наделены широким кругом полномочий и неповиновение их законному распоряжению, применение насилия при исполнении ими служебных обязанностей или оскорбления влекут для граждан дисциплинарную, административную (ст. 19.3 КоАП РФ), уголовную (ст. 318, 319 УК РФ) и другую ответственность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации, и их компетенция

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,

обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).

Оперативно-розыскную деятельность на территории России как один из видов деятельности по выявлению преступлений осуществляют органы, которые в соответствии с Законом об ОРД наделены соответствующей компетенцией. К таким органам относятся оперативные подразделения:

  • – органов внутренних дел РФ;
  • – органов ФСБ России;
  • – ФСО России;
  • – таможенных органов РФ;
  • – СВР России;
  • – ФСИН России;
  • – органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Руководители органов, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, имеют право сами определять перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Задачами данных органов являются:

  • – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • – осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • – добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Оперативно-розыскная деятельность по выявлению преступлений основывается на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами, имеющими право на данный вид деятельности, посредством производства оперативно-розыскных мероприятий. Закон об ОРД (ст. 6) допускает проведение следующих оперативно-розыскных мероприятий:

  • – опрос;
  • – наведение справок;
  • – сбор образцов для сравнительного исследования;
  • – проверочную закупку;
  • – исследование предметов и документов;
  • – наблюдение;
  • – отождествление личности;
  • – обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • – контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • – прослушивание телефонных переговоров;
  • – снятие информации с технических каналов связи;
  • – оперативное внедрение;
  • – контролируемую поставку;
  • – оперативный эксперимент.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений. Данные результаты могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании но уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных законом (ст. 11 Закона об ОРД).

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 12 Закона об ОРД).

Разглашение без соответствующего разрешения вышеназванных сведений влечет уголовную ответственность по ст. 283 УК РФ («Разглашение государственной тайны»).

Смотрите так же:  Требования безопасности при проведении занятий в тренажерном зале

Компетенция органов осуществляющих оперативно розыскную деятельность

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

Шестой факультет дистанционного обучения

по дисциплине: «Правовое обеспечение ОРД»

на тему: «Компетенция органов осуществляющих оперативно – розыскную деятельность»

студент 5 курса

Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Исходя из вышеизложенного целью данной курсовой работы является – определить основные полномочия органов осуществляющих оперативно – розыскную деятельность.

Для достижения данной цели в работе преследуются следующие задачи

Определить полномочия органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении ОРД.

Исследовать права и обязанности федеральных органов государственной охраны при осуществлении ОРД.

Определить полномочия органов ФСБ при осуществлении ОРД.

Определить полномочия таможенных органов Российской Федерации при осуществлении ОРД.

Исследовать права и обязанности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при осуществлении ОРД.

Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Государственным органом, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выступает оперативно-розыскной орган — правоохранительный орган (МВД России и др.) или специальная служба России (Служба Внешней Разведки России и др.), имеющие оперативные подразделения и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством непосредственно полностью или частично наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Согласно Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов перечисленных ранее.

Оперативно-розыскные органы следует отличать от некоторых других государственных и негосударственных субъектов. Так, отличие оперативно-розыскных органов от правоохранительных органов заключается в том, что, с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (ими нельзя назвать Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС.), а с другой – не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в частности органы прокуратуры не полномочны, осуществлять оперативно-розыскную деятельность).

Отличны оперативно-розыскные органы и органы дознания, в частности, в число последних входят такие субъекты, которые в соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» не являются оперативно-розыскными, например:

командиры воинских частей;

начальники следственных изоляторов;

органы государственного пожарного надзора;

капитаны морских судов и начальники зимовок;

хотя согласно УПК РФ они являются органами дознания.

Под полномочиями органов, осуществляющих ОРД, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач и функций этих органов, которые определены соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, для определения и разграничения полномочий органов — субъектов ОРД следует

руководствоваться: Законом Российской Федерации «О милиции»; Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности»; Федеральным законом «О государственной охране»; Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Федеральным законом «О внешней разведке»; Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральным законом «О борьбе с терроризмом»; Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Таможенным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами. Компетенция органов — субъектов ОРД определяется исходя из подследственности преступлений, определенной ст. 151 УПК РФ.

Компетенция органов — субъектов ОРД ограничивается и нормами Федерального Закона «Об оперативно – розыскной деятельности». В частности, оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи,

со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Полномочия органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении оперативно – розыскной деятельности.

Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий.

В частности, в МВД России правом проведения ОРМ наделены оперативные подразделения криминальной милиции, в которую входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации. В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения. 1

Компетенция органов внутренних дел в сфере ОРД ограничена решением задач по:

обеспечению безопасности личности,

охраны общественного порядка и общественной безопасности;

выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

выявлять и раскрывать преступления; разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и

иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество; выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской

Федерации указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия; применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных

исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь,

здоровье или имущество которых находятся в опасности. 2

При осуществлении оперативно – розыскной деятельности органы МВД имеют следующие права:

проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;