Признаки присущи такой категории как налог

Нет времени готовиться? Слишком трудный предмет?

Закажи сдачу теста онлайн и получи нужный балл! МФПА, СПбГТИ ФЭМ, СПбПУ ПиК, МИЭП, МИБД, МФПИ, ГЭИТИ, ГУ (Екатеринбург), МНЭПУ, ИММиФ и другие вузы

Сдаешь тесты самостоятельно?

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

Финансовое право Тесты с ответами ИММиФ Тема 11-15

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема 11

Единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц, не носящая характер наказания с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти:

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий:

Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика – содержание следующего признака налога:

+индивидуальная безвозмездность налога

односторонний характер его установления

Налоги поступают в пользу:

+органов государственной власти и местного самоуправления

Какие признаки присущи такой категории, как «налог»:

Тема 12

Объект налогообложения – это:

+операции по реализации товаров, работ, услуг прибыль, доход, иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого возникает обязанность по уплате налога или сбора

собственность юридических и физических лиц на территории Российской Федерации

прибыль предприятия, учреждения, организации

доход физического лица

Налоговый период по отдельным видам налогов:

месяц, квартал, год или иной период времени

+календарный год, или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

Какие элементы налогообложения должны быть определены для того, чтобы налог считался законно установленным:

порядок перераспределения налогового дохода между бюджетами

+налогоплательщики, объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты

порядок установления и введения налога или сбора на территории того или иного административно-территориального образования

порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц

Согласно различным классификациям налог на добавленную стоимость является:

+закрепленным за федеральным бюджетом

налогом, взимаемым только с физических лиц

Налоговый агент – это:

лицо, на которое возложена обязанность уплатить налог за своего работника

лицо, на которое возложена обязанность принять и перечислить в бюджет сумму налога

+лицо, на которое возложена обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет налог

Тема 13

В числе неналоговых доходов можно назвать:

+доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

штрафы за неуплату налогов

К добровольным платежам как виду неналоговых доходов относятся:

+доходы от оказания услуг бюджетными учреждениями

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Плата за пользование бюджетными кредитами относится к виду неналоговых доходов:

доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

+к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

к средствам самообложения граждан

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:

распределяются поровну между всеми уровнями бюджетной системы

не подлежат зачислению в бюджет

+подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме

Документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг – это:

лицензия на осуществление определенного вида деятельности

+государственное (муниципальное) задание

свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Тема 14

Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:

100% в государственный бюджет

полностью остаются самому банку

+50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку

Кредитная организация – это:

учреждение, созданное для предоставления кредитов гражданам и юридическим лицам

банки и валютные биржи

+юридическое лицо, осуществляющее банковские операции для цели извлечения прибыли на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ

Осуществлять денежную эмиссию может:

+Центральный банк РФ

любая банковская организация

Центральный банк РФ является плательщиком :

+на прибыль организаций

налога на имущество организаций

Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:

+Центральный банк РФ

Тема 15

К основным принципам организации денежного обращения в Российской Федерации относятся следующие:

возможность хранения наличных денег в кассах организаций без учета обязательных лимитов

+обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в их кассах

+обязанность организаций хранить свои денежные средства в учреждениях банков

возможность неограниченного обмена любым лицом российской валюты на иностранную валюту

В чьей компетенции находится право осуществлять денежную эмиссию:

+Центрального банка РФ

Государственной Думы РФ

Деньги выполняют функцию:

Регулирование денежного обращения является функцией:

Государственной Думы РФ

+Центрального банка РФ

Срок изъятия из обращения банкнот и монет при их обмене на банкноты и монеты нового образца установлен:

4. Понятие и признаки налога

4. Понятие и признаки налога

Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части валового внутреннего продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Признаки налога. 1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

11. Признаки и виды налогов

11. Признаки и виды налогов

Из ст. 8 НК РФ можно выделить следующие признаки налогов:

1) имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);

2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означаюющих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;

3) уплачиваются в денежной форме;

4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

5) носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

Согласно ст. 12 НК РФ, существуют следующие виды налогов:

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательных к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях) и городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях) и городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных райо нов) и городских округов о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Пункт 6 ст. 12 НК РФ закрепляет правило о том, что федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовое право для студентов 4 курса дневного отделения международно-правового факультета

46.Какие признаки присущи такой категории, как «налог»:

1) совокупность налогов и сборов;

2) совокупность всех обязательных платежей, взимаемых на территории государства;

3) совокупность существенных условий налогообложения;

4) совокупность налогов и сборов и существенных условий налогообложения.

1) совокупность юридических норм, регулирующих отношения по взиманию налогов и сборов на территории государства;

2) совокупность юридических норм, регулирующих отношения по установлению и введению налогов и сборов на территории го­сударства;

3) совокупность юридических норм, регулирующих отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, а также возникающие по налоговому контролю;

4) совокупность юридических норм, регулирующих отношения по аккумулированию всех доходов государства.

49.Какие элементы налогообложения должны быть определены для того, чтобы налог считался законно установленным:

1) порядок перераспределения налогового дохода между бюд­жетами (федеральным, региональными, муниципальными);

2) налогоплательщики, объект, налоговая база, ставка, налого­вый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты;

3) порядок установления и введения налога или сбора на тер­ритории того или иного административно-территориального обра­зования;

4) порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

50.Обязательным элементом налога является:

1) налоговая санкция;

2) налоговая ставка;

3) налоговый орган;

4) налоговый агент;

5) налоговая льгота.

51.Какие отношения в области страхования регулируются норма­ми финансового права:

1) обязательное имущественное страхование;

2) установление существенных условий договора страхования;

3) обязательное личное страхование;

4) добровольное страхование.

52.Надзор за страховой деятельностью осуществляет:

1 Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ;

2 Министерство финансов РФ;

4 Федеральная служба страхового надзора.

53.Характерными признаками банковской системы РФ в настоя­щее время являются:

1) наличие двухуровневой банковской системы (Центральный банк РФ — кредитные организации);

2) формальная независимость ЦБ РФ от органов государст­венной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;

3) отсутствие финансового контроля и надзора со стороны ЦБ РФ за кредитными организациями;

4) установление Центральным банком РФ обязательных эко­номических нормативов для кредитных организаций.

54.К функциям ЦБ РФ в соответствии с законодательством от­носятся:

1) установление правил осуществления расчетов на террито­рии РФ;

2) установление правил бухгалтерского учета в организациях, не являющихся кредитными;

3) осуществление валютного регулирования и валютного кон­троля;

4) осуществление надзора за деятельностью страховых органи­заций.

55.Расставьте цифры, отражающие последовательность (во вре­мени) мероприятий, проводимых Центральным банком РФ в отноше­нии кредитных организаций:

1) отзыв лицензий кредитных организаций;

2) регистрация кредитных организаций;

3) выдача лицензий кредитным организациям;

4) установление обязательных экономических нормативов.

56.Расставьте цифры, отражающие последовательность видов на­казаний от менее строгого к более строгому, применяемых ЦБ РФ в отношении кредитных организаций в результате надзора:

1) ликвидация кредитной организации;

2) наложение штрафа;

3) санация кредитной организации;

4) изложение рекомендаций по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации.

57.Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кре­дитных организаций:

1) Министерство финансов;

2) Министерство экономического развития и торговли;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство юстиции?

58.Какой норматив устанавливает Центральный банк РФ для кредитных организаций:

1) максимальный размер уставного капитала;

2) минимальный размер уставного капитала;

3) минимальное число учредителей;

4) максимальное число участников.

59.Временная администрация по управлению кредитной органи­зацией может быть назначена Центральным банком РФ на срок не более:

2) шести месяцев;

4) без ограничения срока.

60. Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана Центральным банком РФ в случае:

1) привлечения руководителя или главного бухгалтера банка к Уголовной или административной ответственности;

2) задержки представления отчетности на срок более 15 дней;

3) совершения операции, не предусмотренной выданной бан­ку лицензией;

4) нарушения банком налогового законодательства.

1. Основное звено в финансовой системе Российской Федера­ции — это:

2) средства страховых и банковских организаций;

3) финансы предприятий;

2.Какие из перечисленных нормативно-правовых актов отно­сятся к источникам финансового права:

1) Бюджетный кодекс РФ;

2) Конституция РФ;

3) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

4) акт налоговой проверки;

5) требование об уплате налога;

6) расчетный документ о бесспорном списании денежных средств со счета;

7) международное соглашение об избежании двойного налого­обложения.

3.К методам распределения финансовых средств относятся:

1) государственный и банковский кредит;

4.Субъект финансового правоотношения может защитить свои пра­ва в административном порядке, обжалуя незаконные деяния или акты:

1) в суде общей юрисдикции;

2) в арбитражном суде;

3) в вышестоящем органе или вышестоящему должностному лицу;

4) в Министерстве финансов РФ;

5) в органе внутренних дел.

5.К методам проведения финансового контроля можно отнести следующие:

1) комплексные проверки и ревизии;

2) дознание и предварительное следствие;

3) тематические проверки и инвентаризация;

4) перепись и анкетирование.

6.Основной метод финансового контроляэто:

4) финансово-экономический анализ.

7.В чьем ведении находится Федеральное казначейство:

1. Государственной Думы РФ;

2. Центрального банка РФ;

3. Министерства финансов РФ;

4. Правительства РФ.

8.Какие органы являются налоговыми:

1) органы Федеральной налоговой службы;

2) таможенные органы;

3) органы Министерства финансов РФ;

4) органы внебюджетных фондов.

9.В компетенцию органов Федерального казначейства в облас­ти государственного финансового контроля входит:

1) лишение аудиторских и страховых организаций лицензий;

2) право на приостановление операций по счетам в банках;

3) предоставление налоговых кредитов;

4) отстранение от работы нарушителей.

10.Налоговый контроль осуществляют:

1) таможенные органы;

2) органы государственных внебюджетных фондов;

3) налоговые органы;

4) подразделения по борьбе с экономическими преступления­ми органов внутренних дел;

5) финансовые органы.

11.Центральный банк РФ осуществляет контроль:

1) за деятельностью страховых организаций;

2) за деятельностью аудиторских организаций;

3) за деятельностью кредитных организаций;

4) за рынком ценных бумаг;

5) государственного и муниципального кредита;

6) за денежным обращением в Российской Федерации;

7) уплаты налогов и сборов в бюджет РФ.

12.Обязательная аудиторская проверка проводится:

1) по решению самого хозяйствующего субъекта;

2) по инициативе аудиторских фирм;

3) в случаях, предусмотренных в законе;

4) по решению финансовых органов;

5) по решению налоговых органов.

13.Какой из субъектов бюджетного права имеет право на собст­венный бюджет:

1) Российская Федерация;

2) государственный представительный орган власти;

3) муниципальное образование;

4) исполнительный орган местного самоуправления;

5) субъект Российской Федерации;

6) органы государственной власти и местного самоуправления.

14.Бюджетная классификация — это:

1) группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам;

2) группировка доходов бюджетов всех уровней по однородным признакам;

3) группировка доходов и расходов федерального бюджета.

15.Под сбалансированностью бюджета понимается:

1) отсутствие дефицита бюджета;

2) непревышение запланированного дефицита бюджета;

3) соответствие расходов бюджета объему поступающих доходов;

4) соответствие расходов и доходов бюджета показателям, запланированным в начале бюджетного года.

16.Заемным источником бюджета является:

1) государственный кредит;

3) доходы от использования государственной собственности;

5) конфискованное имущество;

6) государственная пошлина.

17.В состав доходов бюджетной системы, согласно ФЗ РФ «О бюджетной классификации» входят:

1) оборотная кассовая наличность и прочие доходы;

2) налоговые и неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления в виде дотаций, субвенций, субсидий;

4) доходы от ведения предпринимательской деятельности ее) субъектами.

18.Признак нецелевого характера использования свойствен без­возмездным перечислениям в виде:

1) субвенций и дотаций;

2) субвенций и субсидий;

3) субсидий и дотаций;

19.К государственным внебюджетным фондам относятся:

1) Пенсионный фонд;

2) Фонд обязательного медицинского страхования;

3) Фонд Президента РФ;

4) Резервный фонд;

5) Фонд социального страхования.

20.Денежные средства государственных внебюджетных фондов находятся в собственности:

2) Российской Федерации;

3) субъектов РФ и муниципальных образований;

4) организаций и физических лиц, вносящих взносы в эти Фонды.

21.К стадиям бюджетного процесса относятся:

1) бюджетное послание Президента РФ;

2) составление проектов бюджетов и проектов бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов;

3) рассмотрение проектов бюджетов и бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов;

4) внесение поправок в бюджет;

5) исполнение бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

22. На стадии исполнения федерального бюджета предусмотрена:

Смотрите так же:  Срочный трудовой договор на выполнение определенной работы

1) казначейская система исполнения;

2) система исполнения посредством уполномоченных государственных банков;

3) кассовое исполнение;

4) исполнение посредством коммерческих банков.

23.Государственные и муниципальные доходы можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от порядка их образования: централизован­ные и децентрализованные;

2) в зависимости от цели использования: функциональные, экономические и ведомственные;

3) по территориальному признаку: федеральные, региональ­ные, местные;

4) по форме образования: налоговые и неналоговые.

24. Какая часть государственных доходов собирается по принципу добровольного внесения в бюджет:

1) государственная пошлина;

2) административные штрафы;

3) государственные займы;

25.Государственный кредит — это система распределительных денежных отношений:

1) Центрального банка и кредитных организаций;

2) государства с юридическими лицами, резидентами;

3) государства с физическими лицами, резидентами;

4) государства с международными организациями.

26.Государственным долгом управляет:

1) Правительство РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Государственная Дума;

4) Счетная палата РФ;

5) Федеральное казначейство.

27.Государственный кредит влечет за собой:

1) повышение налогов;

2) снижение банковских ставок;

3) снижение таможенных пошлин;

4) возникновение государственного долга.

28.Цель государственного (муниципального) кредитаэто:

1) выпуск облигаций и развитие рынка ценных бумаг;

2) покрытие бюджетного дефицита;

3) погашение взятых ранее кредитов;

4) развитие финансового рынка в государстве.

29.Основное отличие государственного кредита от банковского кредитаэто:

1) участие государства в качестве кредитора;

3) властные полномочия должника;

30.Внутренний долг Российской Федерации должен быть выра­жен:

1) в валютных ценностях;

2) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации;

3) в валюте Российской Федерации;

4) во внутренних ценных бумагах.

31.Генеральные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг утверждаются:

1) Федеральным казначейством;

2) Центральным банком РФ;

3) Правительством РФ;

4) Президентом РФ.

32.Аннулирование государственного долгаэто:

1) уменьшение процентов по кредиту до нулевой ставки;

2) полный отказ от долговых обязательств;

3) отказ от части долговых обязательств;

4) увеличение сроков обращения долговых обязательств;

5) продление срока кредита по усмотрению государства.

33.Рефинансирование государственного займа как метод управ­ления государственным долгомэто:

1) объединение нескольких займов в один;

2) изменение размера доходности займов;

3) отсрочка погашения долговых обязательств;

4) выпуск новых займов для погашения старой задолженности.

1) отказ от долговых обязательств;

2) продление срока действия выпущенных займов;

3) изменение доходности займов;

4) объединение нескольких займов в один.

35.Основная обязанность налогоплательщикаэто:

1) сформировать налоговую базу;

2) своевременно и полностью уплатить налог;

3) представить бухгалтерскую отчетность;

4) не препятствовать осуществлению мероприятий налогового контроля.

1) юридические лица и их филиалы и представительства;

2) физические и юридические лица;

3) граждане Российской Федерации и российские организации;

4) физические лица и организации.

37.Систему налоговых органов возглавляет:

1) Министерство финансов РФ;

2) Правительство РФ;

3) Федеральная налоговая служба;

4) Министерство налогов и сборов РФ.

38.Налогоплательщик имеет право:

1) не платить налог в случае отсутствия у него денег на счете;

2) требовать корректного и вежливого к себе обращения;

3) требовать соблюдения налоговой тайны;

4) не платить пени в случае отсутствия вины при нарушении налогового законодательства.

39. К способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога относятся:

3) письменное подтверждение налогоплательщика;

4) требование об уплате налога;

5) залог имущества;

40.К методам налогового контроля относится:

2) назначение аудиторской проверки;

3) камеральная проверка;

4) осмотр помещений;

5) выемка документов;

6) финансово-экономический анализ.

41.Срок давности привлечения к налоговой ответственности ра­вен:

1) трем годам со дня совершения налогового правонарушения;

2) шести месяцам со дня выявления налогового правонаруше­ния;

3) трем годам со дня выявления налогового правонарушения;

4) шести месяцам со дня принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

42.Налоговой санкцией является:

3) арест имущества;

4) арест налогоплательщика.

43.Жалоба на действия (бездействие) налоговых органов, подан­ная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена:

1) в течение трех месяцев;

2) сразу после поступления;

3) в течение месяца;

4) без ограничения срока.

44.Налоговое правоотношение имеет следующую структуру:

1) субъекты, объекты и содержание;

2) права и обязанности налогоплательщиков;

3) права и обязанности налоговых органов;

4) права и обязанности налоговых агентов и налоговая компе­тенция административно-территориальных образований.

45.Контроль за своевременным внесением взносов в государст­венные социальные внебюджетные фонды осуществляют:

1) органы внебюджетных фондов;

2) финансовые органы;

3) Федеральное казначейство;

4) налоговые органы.

46.Какие признаки лежат в основе классификации налогов на прямые и косвенные:

1) налогоплательщиками косвенных налогов являются физические лица, а прямых — юридические лица;

2) при косвенном налогообложении налогоплательщик и но­ситель налога могут быть разными лицами, а при прямом — это одно лицо;

3) косвенные налоги образуются при реализации товара, вхо­дят в его цену, а прямые образуются в процессе производства и входят в стоимость товара;

4) прямые налоги являются регулирующими, а косвен­ные — закрепленными за тем или иным уровнем бюджетной системы.

47.Согласно различным классификациям налог на добавленную стоимостьявляется:

1) косвенным налогом;

2) закрепленным за федеральным бюджетом;

3) разовым налогом;

4) налогом, взимаемым только с физических лиц.

48.Какие налоги, взимаемые в РФ, относятся к реальным (иму­щественным) налогам:

1) налог на имущество физических лиц;

3) налог на имущество организаций;

4) налог на доходы физических лиц.

49.Какие лица являются налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц:

3) индивидуальные предприниматели;

4) лица, работающие по трудовому договору.

50.Единый социальный налог уплачивается:

1) полностью в федеральный бюджет;

2) преимущественно в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов;

3) полностью в муниципальные бюджеты;

4) в Резервный фонд.

51. Центральным банком РФ может быть взыскан с кредитной организации штраф в размере:

1) не более 1% минимального уставного капитала;

2) не более 1 миллиона рублей;

3) в любом размере;

4) не более 1000 минимальных размеров оплаты труда.

52.К основным принципам организации денежного обращения в Российской Федерации относятся следующие:

1) возможность хранения наличных денег в кассах организаций без учета обязательных лимитов;

2) обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в их кассах;

3) обязанность организаций хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

4) возможность неограниченного обмена любым лицом российской валюты на иностранную валюту.

53. Основными расчетными документами согласно правилам совершения безналичных расчетов являются:

1) приходные и расходные кассовые ордера;

2) грузовая таможенная декларация;

3) платежные поручения и требования;

54.В чьей компетенции находится право осуществлять денежную эмиссию?

1) Министерства финансов;

2) Правительства РФ;

3) Центрального банка РФ; /

4) Государственной Думы РФ

55.Денежные знаки обеспечиваются:

1) всем имуществом государства;

2) золотым запасом страны;

3) совокупностью товаров на внутреннем рынке государства;

4) Резервным фондом.

56.Регулирование денежного обращения является функцией:

1) Правительства РФ;

2) Государственной думы РФ;

3) Министерства экономического развития и торговли;

4) Министерства финансов;

5) Центрального банка РФ.

1) совокупность наличных денег в обращении;

2) совокупность всех наличных и безналичных денег на терри­тории государства;

3) денежные средства на счетах в кредитных организациях;

4) совокупность российской и иностранной валюты на терри­тории Российской Федерации.

58.Правила совершения безналичных расчетов устанавливает:

1) Министерство финансов РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Правительство РФ;

4) Сберегательный банк РФ.

59.Предельный размер расчетов наличными деньгами по одном платежу между юридическими лицами составляет:

1) 10 тысяч рублей;

2) 1000 минимальных размеров оплаты труда;

3) 60 тысяч рублей;

4) 100 тысяч рублей;

5) без ограничений.

60.Образцы банкнот и монет утверждаются:

1) Государственной Думой РФ;

2) Министром финансов РФ;

3) Председателем Правительства РФ;

4) Центральным банком РФ.

Тираж _______ экз. Заказ № _________

Отпечатано в ГОУ ВПО Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития России. 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.

Тема 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И СБОРА. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ НАЛОГА. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА. ВИДЫ НАЛОГОВ. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Каковы признаки налога как правовой категории?

Первый признак налога, который следует выделить в приведенном в НК РФ определении, — признак обязательности. Обязательность уплаты налога является следствием необходимости государства и общества в централизации финансовых ресурсов. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли. Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд РФ указывал, что «данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти, по смыслу ст. ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации». И далее: «В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества» . Иными словами, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества, и именно это предопределяет обязательный порядок уплаты налога всеми налогоплательщиками.

Постановление от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.

В процессе исследования сущности налога невольно возникает вопрос: а за что, собственно, плательщик налога производит обязательный денежный взнос, именуемый налогом?

Устанавливая налоги на своей территории, государство не спрашивает на это согласия у населения, то есть установление налогов производится в одностороннем порядке — без встречного согласия общества. В этом проявляется сущность государства как особого субъекта публичного права. Но все-таки что же общество получает от государства взамен отдаваемого ему имущества?

Пытаясь дать ответ на этот вопрос, следует вспомнить, что задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти коллективные потребности общества государство удовлетворяет путем предоставления определенных «услуг». К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и тому подобные услуги. При этом получателем таких услуг выступают не отдельные индивиды и даже не группа индивидов, а все общество в целом как единый субъект. Таким образом, можно сделать вывод, что налоги уплачиваются налогоплательщиком государству за предоставление последним определенных услуг.

Общество в целом получает «общественные услуги» от государства за уплаченные налоги, именно это не позволяет говорить об абсолютной безвозмездности налоговых платежей. В то же время уплата отдельным налогоплательщиком налога не порождает у государства встречной обязанности оказать какую-либо конкретную услугу для конкретного налогоплательщика. Признавая, что государство создано для обеспечения благополучия и спокойствия общества, невозможно вычислить, в какой степени каждый член общества испытывает нужду в государственных «общественных услугах». Иными словами, нельзя определить, в какой мере каждый член общества заинтересован в получении подобных услуг государства — эти услуги необходимы всему обществу в целом.

Таким образом, налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые в значительной мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. В этой связи нельзя говорить об абсолютной безвозмездности налога, поскольку общество в целом получает некое встречное удовлетворение. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо личной компенсации от государства. В этом состоит один из важнейших признаков налога — признак индивидуальной безвозмездности. Результаты теоретических исследований природы налоговых платежей нашли свое отражение и в актах Конституционного Суда РФ. Впервые развернутое определение налога, данное Конституционным Судом в своем Постановлении от 11 ноября 1997 г. N 16-П, содержало указание на то, что налоговый платеж взимается на началах «индивидуальной безвозмездности» . Таким образом, признак индивидуальной безвозмездности еще до принятия НК РФ рассматривался Конституционным Судом как существенный признак налога.

Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П «О проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.

Денежная форма налога

Налог — это платеж, то есть отчуждение имущества осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов. Более того, даже в сравнительно недавнем прошлом, в период разрухи и гражданской войны в Советской России, когда денежная система государства находилась в крайне расстроенном состоянии, натуральное обложение играло немаловажную роль в деле формирования ресурсов государства . Отсюда следует вывод, что налог может быть представлен не только в денежной, но и в натуральной форме.

Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 197 — 206.

Основная задача налога — формировать ресурсы государства, т.е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций. Несмотря на то что натуральные налоги и сборы были присущи налоговым системам прошлого, в 90-х гг. XX в. в России неденежные формы уплаты налогов нашли свое «второе рождение». Кризис финансовой системы Российской Федерации в начале 90-х гг. требовал от государства поиска нетрадиционных форм централизации ресурсов, и в этот период особенно популярным стала уплата налога государственными ценными бумагами. Однако уже к середине 90-х гг. подход российского государства к форме налога изменился. Правительство Российской Федерации 1 апреля 1996 г. выпустило Постановление N 481 «Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение задолженности по ним» , в котором было запрещено использование неденежных форм уплаты налогов. В своей практике Конституционный Суд РФ также обращал внимание на денежную форму уплаты налога. Так, в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П Конституционный Суд, анализируя закрепленную в ст. 57 Конституции РФ обязанность платить налоги, указывал: «Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну» . Иными словами, Суд косвенно признал денежную форму налога как единственно возможную форму отчуждения имущества при исполнении обязанности по уплате налога. Окончательное закрепление денежной формы уплаты налога состоялось с принятием части первой Налогового кодекса. Помимо уже упомянутой ст. 8 НК РФ, в которой законодатель напрямую указывает на денежную форму платежа, п. 5 ст. 45 НК РФ также допускает исполнение обязанности по уплате налога только в российской валюте.

Собрание законодательства (далее — СЗ) РФ. 1996. N 17. Ст. 1991.

Постановление от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.

Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Переход прав на предмет налогового платежа от частного субъекта к публичному традиционно рассматривается в качестве признака налога. Уплачивая налог, плательщик тем самым отказывается от своего права собственности на объект налогового платежа в пользу публичного субъекта, и в этот момент происходит смена собственника. Признак перехода прав собственника отмечал и Конституционный Суд РФ, который в уже упомянутом Постановлении N 16-П указывал, что налоговый платеж «представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности» .

Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П «О проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.

Переход прав собственности как признак налога имеет огромное правовое значение с точки зрения защиты имущественных интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Признавая, что при уплате налога меняется собственник денежных средств, государство вынуждено считаться с тем, что любое взимание налога есть ограничение прав собственника, то есть прав, гарантированных ст. 35 Конституции Российской Федерации. Статья 55 Конституции Российской Федерации допускает ограничение прав собственности федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, само рассмотрение налога как некоего ущемления прав собственности позволяет использовать законодательно предусмотренные меры, направленные на гарантию имущественных интересов налогоплательщиков, включая гарантию на исключительно законодательное установление налога и гарантию соразмерности ограничений налогоплательщика социально значимым целям.

Цель взимания налога

Наконец, последним в определении (но не по значению) признаком налога является цель его взимания — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Рассматривая признаки налога, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1997 г. N 16-П указал, что налог взимается «с целью обеспечения расходов публичной власти» . Налог — это платеж, производимый налогоплательщиками для финансирования государственных нужд. Именно с помощью налогов образуется большая часть денежных фондов, необходимых для функционирования государства. С начала XX в. фискальная роль налогов возрастает вместе с ростом экономического уровня развития общества. Государство расходует все больше финансовых средств на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия. В доходах бюджетов всех уровней развитых государств преобладают налоги. Они достигают в доходах центрального бюджета 80 — 90%, а в местных бюджетах — более 50% . Финансирование государственных нужд есть один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Таким образом, аккумуляция финансовых средств, необходимых для финансирования государственных нужд, является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение .

Смотрите так же:  Пояснительная записка годовой баланс

Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробзиной. М., 1995. С. 95.

Так, например, компенсационный характер платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам позволил Конституционному Суду РФ сделать вывод об отсутствии налоговой природы у данного вида платежа и, как следствие, отсутствии необходимости в правовой регламентации взимания этого платежа, присущей налоговым платежам (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 года N 22-П «По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 6).

Налог не должен рассматриваться в качестве компенсационной меры. Компенсация выплачивается одним лицом другому для того, чтобы восстановить какое-либо ранее нарушенное имущественное или неимущественное право этого другого лица. Когда же налогоплательщик производит налоговый платеж, он не имеет своей целью компенсировать государству какое-либо нарушенное имущественное или неимущественное право. Налог выплачивается в связи с тем, что государство нуждается в финансовых ресурсах, а не в связи с нарушением налогоплательщиком каких-либо прав государства.

Рассматривая цель взимания налога, следует также отметить, что налог взимается именно в пользу самих публичных субъектов, а не в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами налоговых платежей являются государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов.

Цель — финансовое обеспечение деятельности государства как признак налога — позволяет отделить налог от иных обязательных платежей. Принудительный способ изъятия имущества в процессе налогообложения приводит к сближению налога с санкциями имущественного характера за допущенное правонарушение — штрафами, конфискацией имущества и т.п. Однако между налогами и санкциями имущественного характера существуют огромные различия. Санкции являются разновидностями государственного принуждения. Целью наложения санкций на правонарушителя является желание государства заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения норм права. В то же время налогоплательщик уплачивает налоги безотносительно к тому, совершал он или не совершал правонарушение, и государство не пытается (или, во всяком случае, не должно пытаться) заставить налогоплательщика не совершать в дальнейшем каких-либо действий. Таким образом, налог не может быть рассмотрен как разновидность санкций имущественного характера.

Что понимается в налоговом праве под термином «сбор»?

Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу — сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, — признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом. Как уже упоминалось при комментировании аналогичного признака налога, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов общества и государства, и этим предопределяется обязательный порядок уплаты налоговых платежей.

Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, — тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Эта особенность сбора позволила Конституционному Суду судить о сборе как об индивидуально-возмездном платеже . По мнению многих ученых-юристов, признак возмездности является отличительным признаком сбора, позволяющим отделить его от налога. Так, например, Ю.А. Крохина отмечает, что «в отличие от налога, сборы взимаются за оказание частному субъекту определенных услуг» .

См., например: Определения КС РФ от 8 февраля 2001 г. N 14-О; от 10 декабря 2002 г. N 283-О; от 10 декабря 2002 г. N 284-О.

Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003.

В этой связи хотелось бы отметить следующее. Возмездность должна проявляться в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требований может означать наличие некой возмездности. Однако в случае уплаты сбора именно встречность требований и отсутствует. Законодатель указывает, что уплата сбора является одним из условий совершения действий в отношении плательщика, то есть уплата сбора не влечет безусловной обязанности уполномоченного лица совершить юридически значимые действия (необходимо наличие прочих условий), и в то же время юридически значимые действия могут быть совершены в ряде случаев и без уплаты сбора. Совершая юридически значимое действие, уполномоченные государством органы выполняют определенные государственные функции, и в связи с этим взимается сбор, который должен заставить плательщика ответственно подходить каждый раз, обращаясь к этим уполномоченным органам. Сбор, таким образом, имеет скорее дисциплинирующее значение и не является индивидуально-возмездным. В этой связи позиция Конституционного Суда об индивидуально- возмездной природе сбора не совсем верна.

Завершая рассмотрение понятия «сбор», следует отметить, что «совершение юридически значимых действий» является существенным признаком, позволяющим сегодня различать «налог» и «сбор». Однако представляется, что по отношению к признакам налога признак действий является дополнительным, а не альтернативным, т.е. и обязательность, и индивидуальная безвозмездность, и финансирование деятельности государства характеризуют природу сбора и должны присутствовать в легальном определении.

Какие экономические принципы налогообложения лежат в основе системы налогообложения?

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей («система естественной свободы»), у государства имеются три обязанности. Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства. «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства» . То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита».

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1935. Т. 2. С. 341.

Первый принцип — принцип справедливости — состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше» .

Там же. Т. 1. С. 174.

Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. «Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью» .

Смит А. Указ. соч. С. 342.

Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству» .

Эти принципы налогообложения выведены автором на основе очень серьезного исследования экономических явлений, сопровождающих налогообложение. Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас. В настоящее время при разработке нормативных документов по вопросам налогообложения законодатель обязан учитывать эти законы А. Смита, иначе налоговая система государства будет малоэффективной.

Каковы функции налогов?

Функциональный критерий представляет собой одну из характеристик любой научной категории. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, — участие в перераспределении национального дохода. Вместе с тем налоги имеют и свои отличительные черты, которые выделяют их среди прочих финансовых категорий, и эти отличительные черты являются функциями налогов. Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Первой функцией налогов является фискальная функция. Фискальная функция налогов — основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций. В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. С ростом экономического развития общества возрастает и значение фискальной функции. Государство нуждается все в большем и большем количестве финансовых ресурсов для того, чтобы покрыть растущие расходы на экономические и социальные мероприятия. Рост расходов заставляет государство мобилизовывать все большие объемы денежных ресурсов, и эта мобилизация наиболее эффективно производится с помощью налогов. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов — регулирующую функцию. Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков. В отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, государство заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходы игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне .

Глава 29 «Налог на игорный бизнес» Налогового кодекса РФ (часть вторая).

Третьей является подфункция воспроизводственного назначения. Сущность этой подфункции заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким примером реализации подфункции воспроизводственного назначения налогов может послужить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Таким образом, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны, используя при этом не административные, а регулирующие налоговые методы.

Учет всех функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

Чем система налогов и сборов отличается от налоговой системы?

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения системы налогов и сборов. Анализ гл. 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ). На сегодняшний день исчерпывающий перечень налогов и сборов установлен ст. ст. 13 — 15 НК РФ, а также гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ, предусматривающими соответственно единый сельскохозяйственный налог, единый налог, взимаемый в рамках упрощенной системы, и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Именно в этих статьях поименованы те налоги и сборы, которые могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации. Вполне возможна ситуация, когда обозначенные в Налоговом кодексе РФ налог или сбор не введены на территории Российской Федерации, однако наличие их даже в перечне налогов может означать, что федеральный законодатель полагает возможным их введение на территории Российской Федерации.

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и, наконец, единым механизмом государственного понуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе несогласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением.

Наряду с понятием «система налогов и сборов» в научной литературе часто используется и понятие «налоговая система». Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации — система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово- правовых норм.

Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и, наконец, с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве. И.И. Кучеров справедливо отмечает, что «важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство» . Особенности правовой конструкции системы налогов и сборов во многом определяются национальным и административно-территориальным устройством. По этому основанию названный автор выделяет три типа систем налогов и сборов: федеративных, конфедеративных и унитарных государств . В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма — системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. С. 112.

Анализируя экономическую сущность налоговой системы, порядок распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы . Вместе с тем, в основе такой классификации лежат не особенности правовой регламентации налоговой системы, а экономические условия, формирующие налоговую систему определенным образом. В этой связи представляется, что в рамках налогового права не имеет смысла подробно разбирать сущность каждого приведенного вида налоговой системы. Следует только лишь отметить, что по этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах.

Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. проф. В.С. Барда и проф. Л.П. Павловой. М.: КНОРУС, 2004. С. 130.

Смотрите так же:  Срок действия спирали у женщин

Какие налоги и сборы присутствуют в налоговой системе России?

Классифицировать налоги возможно по множеству оснований. Установление и взимание конкретного налога обусловлены множеством факторов, каждый из которых может лечь в основу классификации этих платежей. Вместе с тем в рамках исследований, посвященных правовой регламентации налоговых отношений, следует обратить внимание на те классификации, основанием которых служат правовые аспекты налогообложения.

1. Прежде всего следует привести классификацию налогов и сборов по уровню власти, ответственному за установление налога. В соответствии со ст. 12 НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы;

налоги субъектов Российской Федерации;

Дифференциация налогов по уровням проводится в зависимости от территории, на которой взимаются налоги и сборы, и полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения (элементов обложения для сбора). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Своеобразный налоговый монополизм федерального законодательства в вопросах определения абсолютно всех элементов налогообложения позволяет определить налоги и сборы как федеральные налоги и сборы.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

налоговые ставки (в пределах, определяемых федеральным законодательством);

порядок уплаты налога;

сроки уплаты налогов.

Остальные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ, то есть на федеральном уровне. Законами субъектов РФ о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения:

налоговые ставки (в пределах, определяемых федеральным законодательством);

порядок уплаты налога;

сроки уплаты налогов.

Остальные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ, то есть на федеральном уровне. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Представляется ошибочной точка зрения, согласно которой критерием выделения этих трех видов налоговых платежей является тот уровень бюджета, в который происходит зачисление доходов от этих налогов и сборов . Законодатель не увязывает вид налога с уровнем бюджета. Более того, очень часто один налог может зачисляться в два и даже три бюджета одновременно. Следует обратить внимание, что приведенная классификация не зависит от уровня бюджета, в который зачисляются доходы от этих налогов и сборов.

См., например: Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые проблемы налогообложения в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ООО «Профобразование», 2003. С. 44.

2. По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с организаций, налоги с физических лиц и универсальные налоги. В данном случае статус налогоплательщика предопределяет порядок исчисления и уплаты налога. Законодатель уверен, что все организации являются профессиональными налогоплательщиками, имеющими возможность самостоятельно исчислить и уплатить налог, в то время как далеко не все физические лица обладают определенными навыками, позволяющими им исчислять и уплачивать налог самостоятельно. В этой связи для налогов с организаций характерно, что их рассчитывают и уплачивают налогоплательщики-организации самостоятельно (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций), в то время как налоги с физических лиц чаще всего предполагают, что исчисление налога будет возлагаться на налогового агента или налоговый орган (налог на имущество физических лиц), а уплата может осуществляться при участии налогового агента. В тех же случаях, когда к числу налогоплательщиков отнесены и организации, и физические лица (транспортный налог, земельный налог), порядок исчисления и уплаты налога дифференцируется в зависимости от конкретного налогоплательщика в рамках одного налога.

3. Налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе потребления. В основу деления налогов на прямые и косвенные положено соотношение понятий «налогоплательщик» и «носитель налогового бремени». Налогоплательщик — тот, на ком лежит юридическая обязанность платить налог. Носитель налогового бремени — тот, кто вынужден нести расходы, связанные с уплатой налога. Те налоги, уплата которых предполагает, что одно лицо является и налогоплательщиком и носителем налогового бремени, относятся к прямым налогам. А в тех случаях, когда налог обязано уплачивать одно лицо, а расходы, связанные с уплатой налога, несет другое лицо, речь идет о косвенных налогах. К числу прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации традиционно относят налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и т.п. Косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Что значит «установить налог»?

Раскрывая понятие «установленный налог», Конституционный Суд РФ отмечает: «Установить налог или сбор — не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств» . Иными словами, под термином «установить налог» следует понимать законодательную процедуру определения существенных элементов налоговых обязательств.

Постановление от 11 ноября 1997 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.

Сама конституционная обязанность уплатить налоги рассматривается как некая система элементов, предопределяющая условия обложения и конечный объем налогового платежа. Российский законодатель определил шесть элементов налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Таким образом, помимо шести элементов, указанных в п. 1 ст. 17 НК РФ, существует еще один элемент — налоговая льгота, который иногда именуют факультативным элементом, подчеркивая тем самым, что отсутствие данного элемента в законодательстве не означает, что налог не установлен.

Кто может быть налогоплательщиком в российском праве?

Понятие «налогоплательщик», или, как многие именуют его, «субъект налога (или налогообложения)», является основным понятием, определяющим субъекта юридической обязанности уплачивать налог. «Под субъектом налога разумеется лицо физическое или юридическое, которое формально обязано платить налог», — отмечает А.А. Соколов в своей работе «Теория налогов» .

Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфорР-Пресс», 2003. С. 88.

Ключевым признаком того или иного лица как субъекта налога является возложенная на него государством юридическая обязанность платить налог. Согласно содержащемуся в ст. 19 НК РФ определению налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Законодатель подчеркивает в названной статье, что субъект права станет налогоплательщиком только после того, как на него будет возложена вполне определенная обязанность — уплатить налог, и эта обязанность рассматривается элементом уже возникшего правоотношения между публичным и частным субъектом по поводу уплаты налога. До наступления момента, когда лицо становится участником вполне конкретного правоотношения, обладая необходимыми для этого правами и обязанностями, его нельзя именовать налогоплательщиком, а только лишь субъектом налогового права .

Подробнее проблематика правового статуса субъектов налогового права будет рассматриваться в гл. 7.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Включив подобную норму в ст. 19 НК РФ, законодатель хотел подчеркнуть отсутствие у филиалов и иных обособленных подразделений самостоятельной обязанности исчислять и уплачивать налог.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются «организации» и «физические лица».

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом, понятие «организация» включает в себя понятия «российская организация» и «иностранная организация».

В статье 11 НК РФ законодатель определил и понятие «физическое лицо». Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Сформулировав именно подобным образом понятие «физическое лицо», законодатель сумел подчеркнуть, что статус физического лица в налоговых отношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо.

Что представляет собой объект налогообложения?

Достаточно сложно дать определение объекта налогообложения, учитывая все многообразие условий, которые, по мнению законодателя, должны порождать обязанность налогоплательщика уплатить налог. Фактически, объектом налогообложения следует признать некое условие, знаменующее собой возникновение отношений между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. Именно появление объекта налогообложения приводит к возникновению отношений по поводу уплаты налогов, в которых управомоченному лицу — государству принадлежит право требовать уплаты налога, а обязанному субъекту — налогоплательщику навязывается юридическая обязанность произвести налоговый платеж.

В соответствии со ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Фактически, законодатель не дает легального определения, ограничившись приведением открытого перечня отдельных видов объектов. Такой подход к определению важнейшего элемента налогообложения представляется не совсем удачным, поскольку не дисциплинирует законодателя при конструировании им соответствующих норм права, определяющих объект налогообложения по отдельным налогам.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ. Следует обратить внимание, что объект налогообложения относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне Налоговым кодексом независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Что представляет собой налоговая база?

Налоговая база — элемент налогообложения, который позволяет преобразовать объект налогообложения в количественную форму, для того чтобы к ней можно было применить налоговую ставку при исчислении налога. Иными словами, налоговая база — это облагаемый объект, выраженный в тех или иных единицах.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Законодатель не очень удачно сформулировал определение налоговой базы, не указав на то, что именно количественная характеристика объекта налогообложения рассматривается в качестве налоговой базы. Вместе с тем последующее определение налоговой ставки позволяет судить, что налоговая база имеет единицу измерения, а следовательно, представляет собой количественную характеристику объекта.

Налоговая база должна определяться Налоговым кодексом РФ независимо от вида налога.

Что представляет собой налоговая ставка и какие виды налоговых ставок существуют в российской налоговой системе?

Ставка налога представляет собой сумму налога, взимаемую с единицы измерения налоговой базы. Статья 53 НК РФ устанавливает, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом. Данное требование напрямую является следствием правовой позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно заявлял, что наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия.

Что касается ставок по региональным и местным налогам, то тут законодатель предоставляет право органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определять налоговые ставки по региональным и местным налогам, но в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Налоговые ставки могут быть достаточно разнообразны. Это объясняется особенностями объекта налогообложения и способом определения налоговой базы по каждому налогу. Можно выделить следующие виды ставок:

твердые ставки (специфические ставки) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;

пропорциональные ставки (адвалорные ставки) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;

комбинированные ставки (смешанные ставки) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую — абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную — процент от налоговой базы.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем, существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Комбинированные ставки традиционно используются при установлении таможенных пошлин. Однако в последнее время эти ставки, вслед за Европейским союзом, стали использоваться и при установлении российских внутренних налогов — акцизов на табак.

Что представляет собой налоговый период?

Количественная характеристика объекта налогообложения — налоговая база — с течением времени может меняться в силу разных причин, например: стоимость имущества может увеличиваться или уменьшаться, доход налогоплательщика может со временем увеличиваться и т.п. Но, поскольку налоговая база является основой для исчисления налога, необходимо определить тот временной промежуток времени, за который следует определять налоговую базу. Для решения проблемы используется такой элемент налогообложения, как налоговый период. В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Более того, при установлении некоторых налогов законодатель определяет различные налоговые периоды применительно к разным налогоплательщикам. Следует обратить внимание, что налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне Налоговым кодексом независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Понятие «налоговый период» следует отличать от понятия «отчетный период». Несмотря на отсутствие определения отчетного периода, анализ части второй НК РФ позволяет сделать вывод, что отчетным периодом признается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. Отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, и поэтому отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Что представляет собой порядок исчисления налога?

Порядок исчисления налога, несмотря на название этого элемента налогообложения, не содержит каких-либо методик или правил определения размера налогового платежа. Порядок исчисления налога представляет собой законодательное закрепление за тем или иным лицом обязанности исчислить налог. Статья 52 НК РФ предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога: налогоплательщиком самостоятельно; налоговым агентом; налоговым органом.

Законодатель выбирает тот или иной способ в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Так, например, в тех случаях, когда налогоплательщиком является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, законодатель старается не возлагать на него обязанность исчисления налога, переложив это бремя либо на налогового агента, либо на налоговый орган.

Что представляют собой порядок уплаты налогов и сроки уплаты налогов и сборов?

Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель должен определить следующие особенности определения порядка уплаты:

уплата налога производится единовременно или по частям;

уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Что такое налоговые льготы?

Пункт 2 ст. 17 НК РФ устанавливает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика. Конечно же, существует достаточно много способов такого определения «группы налогоплательщиков», при котором в эту группу попадет только лишь один субъект, однако норма законодательства должна быть сформулирована таким образом, чтобы хотя бы теоретически в дальнейшем она могла быть применена и к кому-то еще.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.