Роль пособия по безработице

Пособие по безработице

Одной из важнейших социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу.

Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым.

Размер пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих нача­лу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календар­ных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях непол­ного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.

Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудо­вую деятельности после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, пособие уста­навливается в размере минимальной оплаты труда.

Для определения размера пособия имеет значение, за какой по счету месяц оно начисляется. Первые три месяца пособие составляет 75 процентов, следующие четыре месяца — 60 процентов, в дальней­шем — 45 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы.

При наличии лиц, находящихся на содержании у безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторной величины мини­мального размера оплаты труда.

Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в сум­марном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не предложено, безработным и членам их семей может быть оказана материальная помощь.

При оценке размера установленного пособия следует иметь в виду, что соответствующая конвенция МОТ предусматривает это пособие в размере не ниже 50 процентов последнего заработка безра­ботного. Как видно, величина пособия, установленного Законом о занятости, превышает принятую МОТ. Однако при растущей инфля­ции в нашей стране действительная ценность получаемого перед увольнением заработка, равно как и минимальный размер заработ­ной платы в период оформления пособия, т.е. по прошествии опре­деленного времени, существенно уменьшается.

При установлении размера пособия законодателем всегда право­мерен вопрос о том, будет ли оно играть мотивирующую или дестимулирующую роль в поисках работы. Практика показывает: если работник, став безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, то он может затянуть поиски новой работы ожидая, когда подойдет окончание срока выплаты пособия. Другой дестимулирующий фактор заключается в том, что если уровень пособия по безра­ботице достаточно высок, то соответственно высокими будут и тре­бования безработного к заработной плате на новом рабочем месте, а это также может затруднить устройство на работу.

Соответствующее обследование, проведенное в 10 странах ЕЭС, в семи странах выявило дестимулирующий эффект пособий (значительный в США, Канаде и Великобритании и менее значительный во Франции, Бельгии и Германии). Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. В США, например, они составляют около 50 процентов средней заработной платы. Размеры пособий варьиру­ются в разных штатах. Так, минимальное пособие колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальное — от 95 до 330 долл. В Канаде размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в Австрии в зависимости от количества уплаченных страховых взносов пособия составляют от 30 до 60 процентов средней заработной платы. В Бель­гии в течение первого года безработицы размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в течение второго года — 40 процентов заработной платы (50 процентов — если у безработного есть иждивенцы). В некоторых странах устанавливаются твердые размеры пособий (Италия, Великобритания).

В ряде стран пособие исчисляется по двойному принципу. Напри­мер, во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от трех до шести месяцев, составляет 36 франков в день плюс 30 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы. Максимальный размер пособия — 56 про­центов заработка. Для безработных со страховым стажем в шесть месяцев и более размер пособия составляет 44 франка в день плюс 40 процентов средней заработной платы. Минимальный размер по­собия — 112 франков в день. Пособие не может превышать 75 про­центов среднего заработка.

Работник лишается права на получение пособия по безработице, если он уволился по собственному желанию, был уволен из-за плохо­го поведения, участия в забастовке или отказался от предлагаемой работы, соответствующей его специальности и квалификации. Так, законодательства Германии, Бельгии, Финляндии, Австрии преду­сматривают дисквалификацию такого работника на четыре месяца.

Законодательством ряда стран предусмотрено увеличение посо­бия по безработице при наличии иждивенцев (Великобритания, Фин­ляндия, Австрия, Италия).

Упоминание о страховом стаже связано с тем, что в большинстве развитых, стран фонды страхования по безработице формируются в основном из взносов предприятий и самих работников. В разных странах доля участия работников и предприятий в создании таких фондов различна. Так, в Германии работники (с заработной платы) и предприятия (из фонда заработной платы) выплачивают в страховые фонды по 2,15 процента. В ряде стран предприниматели выпла­чивает больший процент, чем работники (например, в Канаде, Фран­ции). В некоторых странах взносы делают только предприятия: в США они выплачивают 0,8 процента от фонда заработной платы в федеральный страховой фонд по безработице и 5,4 процента — в фонды штатов.

Активное участие в формировании фондов страхования по безра­ботице принимает государство. Так, в Японии оно покрывает 25-33 процента расходов на пособия по безработице, в Швеции — 40,4 процента, во Франции — 34,9 процента.

Продолжительность выплаты пособий зависит от двух факторов: периода ожидания до начала получения пособия и ограничения самого периода выплаты пособия. Период ожидания выплаты по­собия обычно равен неделе, хотя могут быть и другие сроки. Кон­венция МОТ № 102 предусматривает выплату пособий по безрабо­тице по системам страхования не менее 13 недель за 12 месяцев. Однако со времени ее принятия ( 1952 г .) максимальная продолжи­тельность выплаты пособий по безработице была увеличена в боль­шинстве промышленно развитых стран до года с небольшими ко­лебаниями по отдельным странам. В США пособие выплачивается в течение 26 недель, в Канаде- 25-50 недель (в разных провин­циях по-разному). В Германии продолжительность выплаты посо­бия зависит от продолжительности страхового стажа, но не может составлять больше года.

Если безработный исчерпал свое право на пособие по безработи­це, он может получить пособие по системе вспомоществования * .

Как рассчитать пособие по безработице? Его размер и порядок выплат

Пособие по безработице начисляется и выплачивается неработающим гражданам для поддержания минимального уровня их благосостояния. Выплаты полагаются гражданам, коих служба занятости признала безработными.

Данные выплаты призваны поддержать уволенного работника определенное время для постепенного перехода на новую работу. Их размер невелик, но в период отсутствия работы даже такая сумма будет очень кстати.

Данное правило актуально для безработных, которые в течение года до признания их таковыми трудились на оплачиваемой работе минимум 26 календарных недель (при условии полного рабочего дня) либо при сокращенной рабочей неделе, приравнивающейся к 26 календарным неделям.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В случаях, когда данное условие не выполнено, при первичном поиске работы или возобновлении трудовой деятельности после длительного (более 1 года) перерыва , а также гражданам, чей трудовой стаж за последний год не достигает 26 календарных недель, начисление производится в минимальном размере.

Определяя размер положенных выплат, необходимо учитывать, за какой именно месяц они начисляются.

В первые 3 месяца размер пособия составляет 75%, в следующие 4 — 60%, далее — 45% от суммы среднемесячной заработной платы на последнем месте работы. Однако, размер денежной компенсации не может быть меньше минимальной суммы пособия и больше максимальной.

Стоит отметить, что законодательство РФ в области трудового права, а, в частности, в отношении пособия по безработице, в 2017 году совершенно не изменилось. Минимальный и максимальный размер компенсации сохранились неизменными с 2009 года.

Минимальный и максимальный размер пособия для неработающих

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации, размер пособия для неработающих граждан ограничен минимальной и максимальной величиной (от 850 до 4900 рублей).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кроме того, районные коэффициенты при расчете компенсации применяются в регионах, где перерасчету подлежит и заработная плата граждан.

Что влияет на размер выплат?

На размер и продолжительность выплат непосредственно влияют 3 фактора:

  • условия труда на последнем месте работы;
  • трудовой стаж;
  • причины увольнения.

В большинстве случаев размер положенной компенсации определяет среднемесячная заработная плата, однако, есть исключения. К ним относятся лица, впервые устраивающиеся на работу или безработные в течение длительного периода, а также уволенные за нарушения трудового договора. Гражданам, попадающим в вышеперечисленные категории, пособие начисляется в минимальном размере.

Смотрите так же:  Возврат денег за учёбу в налоговой

Минимальный размер оплаты труда и пособие

МРОТ в регионе, где проживает безработный, влияет на размер выплачиваемого пособия лишь в одном случае:

Если на иждивении получателя компенсации имеются несовершеннолетние дети и иные лица, сумма выплачиваемых денежных средств увеличивается на половину МРОТ на каждого находящегося на иждивении человека.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В случае когда оба родителя нетрудоустроены, перерасчет компенсации производится для каждого родителя.

Период выплаты пособия

Согласно российскому законодательству, максимальный период начисления денежных средств составляет 12 месяцев.

Граждане, чей возраст не достиг 60 лет для мужчин и 55 для женщин,а текущий страховой стаж составляет более 25 лет для первых и 20 для вторых, имеющие необходимый трудовой стаж на производствах, предусматривающих начисление пенсии раньше положенного возраста, могут получать пособие для безработных более длительный период. Его продолжительность превышает 12 месяцев на определенный период: 2 календарные недели за год работы сверх необходимого страхового стажа.

Для граждан, относящихся к данной категории, максимальный период начисления денежных средств составляет 24 месяца в течение трех календарных лет.

Вся нужная вам информация о командировках в выходной день находится в нашей статье.

Что выгодней работающим пенсионерам в 2017 году: работать или уйти на пенсию? Ответить на этот вопрос поможет наш материал.

Прекращение выплат

Начисление компенсации может быть прекращено в следующих случаях:

  1. Если безработный трудоустроился, решил переподготовиться или повысить квалификацию при условии выплаты стипендии, сменил место прописки, переехал в другой регион или проигнорировал очередную процедуру перерегистрации пособия, выплаты прекращаются на неопределенный период.
  2. Попытка оформления пособия незаконными методами, лишение получателя свободы по решению суда,назначение досрочной пенсии, добровольный отказ от социальной помощи, а также смерть получателя также являются основаниями для прекращения назначения данной меры социальной поддержки населения.

Кроме того, отпуск по беременности и родам, обучение в учебных заведениях другого субъекта РФ, равно как и прохождение военной службы прекращают выплату пособия. Однако, в данном случае период прекращения выплат не входит в общий период получения денежных средств и не сокращает его.

Размер пособия по безработице сдвинется с мертвой точки с 2019 года

29.03.2018 Минтруд России опубликовал уведомление о разработке законопроекта с поправками в закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, направленными на увеличение пособия по безработице и изменение условий его назначения и сроков предоставления с января 2019 года.

Для справки: размер пособия по безработице в настоящее время находится в рамках от 850 (минимальный) до 4 900 рублей (максимальный). Эти параметры государственной гарантии по обеспечению соцподдержки безработных были установлены в 2009 году и с тех пор не менялись.

Как отмечает Минтруд, сумма социальной поддержки граждан, ищущих работу, давно перестала играть свою роль частичного возмещения утерянного или еще не приобретенного заработка на необходимом уровне. Даже максимальный размер пособия составляет всего 52% от минимального размера оплаты труда, установленного с января 2018 года (9 489 рублей).

Изменения в законодательство, предусмотренные разрабатываемым проектом, позволят увеличить размер материальной поддержки безработных и повысят уровень ее доступности. Они призваны обеспечить эффективность социальной гарантии и стимулировать граждан к активному поиску работы, сообщает ведомство.

Это не первая попытка Минтруда сдвинуть с мертвой точки в сторону повышения размер пособия по безработице, не меняющийся уже десятый год. В 2016 году министерство представляло законопроект, предлагающий повысить с 2017 года максимальный размер пособия до 8 000 рублей, но при этом сократить круг граждан, которые могут на него рассчитывать.

Каковы условия повышения пособия по новому проекту Минтруда, узнаем по мере его опубликования.

Пособие по безработице: проблемы реализации

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Дата публикации: 23.09.2015

Статья просмотрена: 2538 раз

Библиографическое описание:

Гаврищук С. В. Пособие по безработице: проблемы реализации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8770/ (дата обращения: 21.12.2018).

Становление и развитие рыночной экономики в Российской Федерации, основывающейся на конституционной норме о свободе экономической деятельности, сопровождается обострением на рынке труда, которое характеризуется сокращением объемов производства, изменением профиля предприятий, прекращением деятельности многих организаций. Эти явления порождают безработицу.

Рост безработицы напрямую отражается на экономике государства. Появление большого количества невостребованных работников пагубно сказывается на развитии производства — работники утрачивают квалификационные навыки, замедляется модернизация производства, снижается качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, прекращается экономический рост [9, c.241].

С позиции индивидуальности безработица негативно отражается на психоэмоциональном состоянии человека. Зачастую работа по найму является единственным источником формирования средств материального существования, как самого человека, так и членов его семьи.

Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечивать свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые, в силу определенных обстоятельств не имеют возможности это делать. Общество не может оставить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм [6, c.299].

Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25) провозгласила «право на обеспечение» в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», т. е. за счет общества. Но Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

Современная Россия провозгласила себя в ст. 7 Конституции Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу этого одной из важнейших задач Российской Федерации являете социальная защита граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение. Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации и защиты имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества [8, c.98].

Совершенно очевидно, что тяжесть рисков безработицы государство должно разделить с гражданами.

Обратимся к истории. Первый законодательный акт, признавший ответственность государства за существование безработицы, а также необходимость социальной защиты граждан, оказавшихся не по собственной воле без работы, был принят в августе 1917 г. Временным правительством. Факт признания государством необходимости осуществить противодействие росту безработицы был очень важным.

Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х гг. прошлого века. Начиная с 1929 г., крен в регулировании безработицы государством был сделан в сторону возврата к административно-мобилизационным мерам, уже апробированным в период гражданской войны. Начавшаяся форсированная индустриализация требовала значительного количества рабочей силы, цена на которую устанавливалась директивно и изначально на низком уровне. Стройки первой пятилетки оказались способными поглотить не только относительно избыточное население — вчерашняя безработица сменилась хроническим дефицитом трудовых ресурсов. Это вовсе не означало создание более эффективного механизма использования рабочей силы. С начала 1930-х гг. принуждение превращалось в постоянно существующий фактор регулирования трудовых отношений [5, c.124].

В 1930 г. была прекращена выплата пособий по безработице. 13 марта 1930 г. закрыли последние биржи труда. Было объявлено о ликвидации безработицы в СССР.

Сфера занятости населения с конца 1970-х — начала 1980-х гг. все более автономизировалась от государственного диктата, что нашло свое проявления в росте теневой экономики и теневых социальных рынков, нарастании добровольной безработицы в республиках Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа.

И, тем не менее, с середины 1980-х гг. сложившаяся система все более и более входила в глубочайший не ситуационный и временной, а системный кризис. Крах советской социально-экономической и политической системы был предопределен, в том числе и прогрессирующим исчерпанием ресурсов принуждения в сфере труда и занятости населения [5, c.117].

В современной России создана разветвленная система социальной защиты, которая включает в себя, в том числе и меры по защите от безработицы, основанные на ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации. Правовой механизм защиты от безработицы характеризуется комплексностью и реализуется через: формирование государством норм трудового законодательства, гарантирующих работникам защиту от незаконного и необоснованного увольнения; материальную поддержку государством граждан, потерявших работу; государственное содействие гражданам в реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [9, c.17].

Одной из гарантий социальной поддержки безработных является выплата пособий по безработице.

Право безработного на получение пособия по безработице может также быть отнесено к числу гарантий, которые должны обеспечивать реализацию права на жизнь во всех ее проявлениях, в том числе возможность физиологического и социального существования граждан, которые по независящим от них причинам не могут зарабатывать себе на жизнь трудом в связи с невозможностью получить оплачиваемую работу [10, c.126].

Одним из основополагающих законов в сфере социальной политики государства является Закон РФ от 19.04.1991г.№ 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), в котором указаны условия предоставления пособия по безработице.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Смотрите так же:  Договор по вкладу россельхозбанк

Согласно п. 3 ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.

В соответствии со ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Средний заработок определяется в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 года № 62. При этом из расчетного периода исключается время, когда работник получал пособие по беременности и родам, не работал в связи с простоем по вине работодателя, не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой и др. [7, c.312].

По общему правилу размер пособия устанавливается:

1) в первом (12-месячном) периоде выплаты: первые три месяца — в размере 75 % их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца — в размере 60 %; в дальнейшем — в размере 45 %, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

2) во втором (12-месячном) периоде выплаты — пособие выплачивается в минимальном размере, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице начисляется: в первом (6 — месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице; во втором (6 — месячном) периоде — в размере минимальной величины пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Схему выплаты пособия и перерывов можно представить следующим образом: 18 месяцев (12 месяцев + перерыв 6 месяцев) + 18 месяцев (12 месяцев + перерыв 6 месяцев).

Закон о занятости предусматривает минимальную и максимальную величину пособия по безработице, которая, начиная с 1 января 2005 г., ежегодно определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1382, установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год, в соответствии с которым, минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальный — 4900 рублей. Указанные размеры пособия остаются стабильными с 2009 года.

В Сахалинской области на величину пособия начисляется районный коэффициент (Курилы — 2; г. Оха, п. Ноглики — 1,6; г. Южно-Сахалинск и другие районы — 1,4). С учетом районного коэффициента минимальное пособие в г. Южно-Сахалинске составляет 1190 рублей, максимальное — 6860 рублей.

До 2005 г. минимальный размер пособия устанавливался на уровне 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, а максимальный размер — не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В настоящее время, величина прожиточного минимума по Сахалинской области составляет 14 501 рубль для трудоспособного населения, что существенно разнится с размером пособия по безработице. Становится очевидным, что данные обстоятельства противоречат ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ведь достойная жизнь — это достаточный жизненный уровень для гражданина и его семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище, и непрерывное улучшение условий жизни. Для устранения данного противоречия, необходимо установление размера пособия по безработице в процентах от прожиточного минимума (величина которого регулярно увеличивается), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Предлагаемый порядок является более рациональным, так как позволяет учитывать специфику условий проживания граждан в различных субъектах РФ, но нельзя допустить размер пособия по безработице равный величине прожиточного минимума, в связи с тем, что такой размер пособия будет являться дестимулирующим для трудоустройства безработного.

Кроме того, для установления социально стабильного общества необходимо: реальное обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, на добросовестный труд, так как данный фактор значительно влияет на порождение безработицы; проведение различных мероприятий направленных на предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть социально-экономический характер пособия по безработице, которое является одной из государственных гарантий гражданам Российской Федерации обеспечивающих социальную безопасность населения.

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят в Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5429
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 2014 — с. 4398
  4. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской федерации» (в ред. 22.12.2014 г.) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863
  5. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат [Текст]: учеб. — практ. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. Л. Адриановская, И. В. Карданова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2015. — 455 с.
  6. Баглай М. В. Конституционной право РФ: учебник — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015– 768 с.
  7. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е. Е. Мачульская. — 3 — е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 587 с.
  8. Нелюбина, Е. В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации [Текст] // Государство и право, — 2010. — № 5. С. 98- 102.
  9. Орловский, Ю. П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.]; под ред. Ю. П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 539 с.
  10. Сулейманова, Г. В. Правовое регулирование обеспечения занятости населения: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2014. — 250 с.

Проблемы разрыва между прожиточным минимумом.

прожиточный минимум, стандарт, минимальный размер оплаты труда, Конституция РФ, Российская Федерация, социальное.

Проблема безработицы в Российской Федерации

Пособие по безработице — денежная выплата гражданам, которые были признаны безработными в установленном порядке. Для получения статуса безработного необходимо зарегистрироваться в государственной службе занятости и подождать 11 дней.

Финансовое обеспечение социальной защиты безработных.

Рис. 1 — Динамика показателей безработицы и расходов на выплату пособий по безработице в Российской Федерации, в процентах [3]. Дополнительные мероприятия на рынке труда предусматривали в основном те же меры.

Проблемы безработицы в Российской Федерации

Даётся характеристика пособия по безработице, выступающего основной формой социальной защиты безработных граждан. Ключевые слова: безработица, Российская Федерация, проблемы, пособие, зарубежные страны, размер пособия.

Статистическая оценка уровня жизни населения основных.

Основные термины (генерируются автоматически): прожиточный минимум, URL, Российская Федерация, минимальный размер оплаты труда.

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии.

Денежные выплаты как форма оказания государственной.

Законом установлены следующие виды денежных выплат: социальные пособия; субсидии; другие выплаты.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ было установлено, что размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

Зависимость роста МРОТ и прожиточного минимума от инфляции

Основные термины (генерируются автоматически): прожиточный минимум, URL, Российская Федерация, минимальный размер оплаты

Минимальный размер оплаты труда(МРОТ) –установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель.

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии.

К социальным стандартам относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий.

Проблемы правового регулирования оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) с 1 января 2015 года составлял 5965 рублей в месяц [1], а с 1 января 2016 года составляет 6 204 рублей в месяц [2]. Величина прожиточного минимума в первом квартале 2016 года пока не утверждена.

Пособие по безработице: поддержка тунеядцев или помощь нуждающимся?

Пособие по безработице – это финансирование отпетых лентяев, – уверяют радикальные неолибералы, – оно вредит экономике, и общество должно отказаться от этого навязанного агентами социализма камня на шее госбюджета, иначе в государстве закладываются основы несправедливости — можно быть тунеядцем и существовать за счет тех, кто трудится с утра и до ночи.

Пособие по безработице — это дань государства тем, кто не может найти работу в этой стране, возражают чиновники социальных служб, добавляя, что помощь нуждающимся необходима и самому обществу в целом для снятия напряженности в государстве и поддержке тех, кто временно не может найти работу.

Какая из двух этих позиций ближе к истине и какой путь решения выбрало российское Министерство труда, разбирались аналитики раздела «новости России» журнала Биржевой лидер».

Почему россиянам не увеличили пособие по безработице

В современном мире преобладает вторая позиция: ведущие государства (США и Россия, Великобритания и Украина, Беларусь и Казахстан и т.д.) предоставляют своим гражданам безусловно разные по размеру, но примерно одинаковы к уровню ВВП на гражданина, пособия по безработице:

Смотрите так же:  Приказ по отключению отопления

— в США размер пособия по безработице колеблется в районе от 5 до 750 долларов;

— во Франции пособие для безработного выплачивается от 4 до 60 месяцев, в размере 60 процентов от выплачиваемой заработанной платы на предыдущем месте работы. Стимул для поиска нового места работы — понижение каждые 4 месяца пособия приблизительно на 15%, нижняя граница 480 евро в месяц (при курсе евро к доллару 1,25 пособие составляет 600 долларов США);

— в Великобритании пособие по безработице выплачивается лишь полгода. Тем, кто старше 25 лет получают 71 евро (приблизительно 88 долларов) в неделю, а те, кто моложе 56 евро (70 долларов) в неделю;

— в России размер пособия по безработице является неизменным: от 850 до 4900 рублей (по курсу рубля к доллару — это примерно 26 — 153 доллара США);

— на Украине размер пособия по безработице зависит от стажа работы:

1) если рабочий стаж до 2 лет расчет будет производиться в размере 50 процентов средней зарплаты за последние 6 месяцев;

2) от двух до шести лет – 55 процентов от средней зарплаты;

3) от шести до десяти лет – 60 процентов

4) если стаж больше десяти лет, то расчет будет в размере 70 процентов.

— пособие по безработице в Беларуси составляет 107 тысяч рублей (при курсе белорусского рубля к доллару США — 12,50 долларов)

Как власти России расчитывают размер пособия для россиян: пособие 850-4900 рублей правительство объясняет тем, что количество вакансий в России уже превышает количество зарегистрированных безработных. Таким образом, если каждый безработный согласился бы на вакансию, безработица в России исчезла бы как и в СССР.

Однако, чиновники Министерства труда объясняют, что данное соотношение свободных вакансий и количества безработных ни о чём не говорит:

определяющее значение имеет структура вакансий. Они могут не соответствовать квалификации и специальности безработных; следовательно, необходима переподготовка, в процессе которой человеку тоже необходимо за что-то жить. Кроме того, нельзя забывать о специфике структуры самой безработицы. Так, в России традиционно уровень безработицы выше в сельской местности. Если вакансии наличествуют в городе, то прямолинейная логика правительства стимулирует гипертрофированную трудовую миграцию и приведёт к окончательной гибели села;

непонятно, почему размер пособия ставится в зависимость от количества вакансий. От этого может зависеть сам факт выплаты пособия, но никак не его размер. Поскольку утверждается, что вакансий в стране больше, чем безработных, то задача правительства – трудоустроить безработных на эти вакансии, и тогда надобность в выплате пособия отпадёт сама собой (в любом случае пособие выплачивается только в течение года). Если же в министерстве считают, что безработица в России искусственно завышена, то не совсем ясно, кто её завышает.

Правительству России вторят представители профсоюзов заявляя, что на такие деньги прожить нельзя (прожиточный минимум превышает 7 тысяч рублей), и потребовали создания группы по разработке новых методов расчета величины пособия. Группу в министерстве создали, однако на 2013 год её решения уже вряд ли повлияют.

В любом случае, наличие безработицы – это признак несбалансированности рынка, пояснил в интервью «Биржевому лидеру» ведущий канадский эксперт Академии Masterfore-V Евгений Ольховский. Негативные последствия безработицы не ограничиваются уровнем личности. Можно говорить и о снижении темпов экономического роста, углублении социальных расколов. А в США, например, специалистами признаётся действие так называемого «закона Оукена». Согласно ему каждый процент роста безработицы над естественным уровнем увеличивает разрыв ВВП (снижает реальный ВНП) на 2%.

Эксперты: рост пособий на безработицу в США и Европе был вызван конкуренцией с СССР

Как «ползучий социализм» спасал капитализм. В своё время, когда в капиталистических государствах стали постепенно вводить различные социальные гарантии, в том числе и пособия по безработице, это объяснялось не только активизацией социальных требований. Конечно, в первую очередь капстраны испугались растущих симпатий собственных граждан к Советскому Союзу. Недаром классики неоконсерватизма фон Мизес и фон Хайек считали, что расширение социальных функций государства – это «ползучий социализм». Активность и агрессивность профсоюзов также повлияла на внедрение социальных гарантий. Однако и без этого экономические и социальные аналитики правительств пришли к выводу, что не только социальный климат, но и стабильность экономики лишь выиграют от введения пособия по безработице. Главный вопрос – в нахождении баланса. Пособие должно поддерживать ищущих работу граждан, но не должно стимулировать их бездействие. Многие экономисты утверждают, что капитализм не смог бы предотвратить убийственные социальные взрывы, если бы не ввёл целый ряд «социалистических» заимствований – в том числе и пособие по безработице.

В результате сегодня в большинстве государств мира существует та или иная форма пособия по безработице. Как правило, это регулярные денежные выплаты, условия и сроки назначения которых отличаются в разных странах. Отличаются и оценки экспертов относительно стимулирующего или дестимулирующего эффекта пособий.

Мировой опыт использования пособий по безработице

В Германии существует два вида пособий по безработице. Так называемое «базовое» ALG2 выплачивается человеку, ищущему работу, до тех пор, пока он её не найдёт. Цель этого пособия – обеспечение прожиточного минимума, финансируется оно за счёт налогов и по срокам не ограничено. Существует также ALG1, которое выплачивается в течение срока от полугода до двух лет, и составляет от 60% до 67% последнего заработка. Для его назначения необходимо выполнение большего количества условий, чем для ALG2, и формируется оно в значительной мере на основании страховых выплат. В Германии строго следят за соблюдением условий; получатели пособия, нарушившие какое-либо из условий, получают штрафы. При этом оба пособия могут выплачиваться одновременно.

По мнению специалистов, размеры пособий по безработице в Германии (особенно если учесть целый ряд дополнительных социальных выплат) находится на грани дестимулирующего. В стране более 3 миллионов безработных, и единого мнения, можно ли считать такой уровень естественным, не существует. Аналитики журнала «Биржевой лидер» отмечают, что процедура назначения пособия достаточно сложна, и мошенничать в этой сфере получателям практически невозможно.

В США пособие по безработице, считается дестимулирующим. Хотя оснований для таких оценок вроде бы и нет:

— во-первых, срок выплаты пособия – от 7 до 8 месяцев;

— во-вторых, количество обязательных (и не всегда легковыполнимых) условий для получения пособия больше, чем в той же Германии;

— в-третьих, размер пособия не превышает 47% от последней заработной платы.

К тому же, по статистике, четверть безработных при таком пособии переходят за черту бедности, и в общей сложности четверть всех безработных ежегодно не добиваются пособия, даже выполнив все условия. Если добавить к этому сложности в сфере страхования, то картина получается весьма критичной. Неудивительно, что при такой ситуации кандидат в президенты Ромни особое внимание уделил созданию рабочих мест. Другой вопрос, будут ли реализованы предвыборные планы. Ведь сегодня безработица в США увеличивается по причине нехватки образованных кадров – а к образованию Ромни политически равнодушен. Эксперты также напоминают, что в начале сентября глава ФРС Бен Бернанке заявил об угрозе «структурного ущерба экономике США», который способны причинить длительные периоды высокой безработицы. Его слова о готовности ФРС стимулировать экономический рост в США повлияли как на рост фондовых индексов США, так и на курс доллара.

Поиск методов борьбы с безработицей может привести… к советскому опыту

Каким бы ни был эффект пособий по безработице, стимулирующим или дестимулирующим, можно спорить лишь о конкретных параметрах этого пособия, отметил Евгений Ольховский, но не о его необходимости – она очевидна. Сегодня позиция неолиберализма относительно «бездельников и дармоедов» в большинстве стран мира считается неприемлемой, даже при учёте потенциально дестимулирующего эффекта пособий. Эксперты также напоминают, что безработица является неистребимым спутником рынка.

В ЕС максимальный уровень безработицы фиксируется уже более пятнадцати лет. И прогнозы крайне пессимистичны. Растёт безработица среди молодёжи, увеличивается длительность безработицы, ситуация приобретает совершенно новые характеристики. Очевидно, что необходимы структурные реформы экономики – но поможет ли проблемам современного капитализма предлагаемая организацией по экономсотрудничеству и развитию либерализация розничного рынка и торговли профуслуг? Может быть, есть смысл задать искать принципиально новые ответы на вызовы времени?

В СССР безработица была ликвидирована к 1936-му году, отмечают аналитики журнала «Биржевой лидер», хотя официально СССР объявил об этом в 1931-му. Успех был достигнут за счёт того, что структура производства строилась по принципу «от каждого по способности». Хозяйство было организовано таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Конечно, это затрудняет существование свободного рынка рабочей силы. Однако негативные социальные и экономические эффекты неконтролируемой свободы этого рынка настолько значимы, что даже в зарубежных (например, французских) учебниках истории советский опыт рассматривается как положительный – при всех оговорках о скрытой безработице и долгосрочных отрицательных последствиях.

В фашистской Германии в 1936 году безработица была практически полностью ликвидирована за счет жесткого контроля государства по отношению к тунеядцам, а также за счет начала массового внедрения общественных работ (строительства автобанов (многие из которых работают до сих пор); объектов ЖКХ, уборки территорий, строительства социального жилья, сезонных сельхозработ (посевная, уборочная) и т.д.). Для тех кто не хотел добровольно идти трудиться, государство применяло жесткие методы наказания вплоть до концлагерей.