Требования к заданиям открытого типа

Методика составление и использования тестовых заданий по информатике

Использование тестирования для контроля знаний учащихся по информатике позволяет выявить уровень и качество знаний учащихся по определенному материалу, объективно оценить их независимо от учителя.

В данной статье рассматриваются типы и виды тестовых заданий; их особенности, преимущества и недостатки; требования, предъявляемые при составлении к тестовым заданиям; методика составления тестовых заданий по информатике и их применение на практике.

В самом общем виде тестовые задания должны:

  • соответствовать содержанию учебного материала;
  • быть составлены с учетом соответствующих правил;
  • быть апробированы на практике;
  • быть понятными испытуемому [2, с. 77].

С помощью тестовых заданий можно измерять уровень и качество знаний учащихся по информатике. Тогда тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:

  • надежность – показывать те же результаты неоднократно, в схожих условиях;
  • валидность – обнаруживать и измерять уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста;
  • объективность [3, с. 358].

С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:

1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых).

2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).

3. Правильного ответа.

Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

Кроме того, составителям тестовых заданий целесообразно указывать еще ряд необходимых сведений, таких как:

  • возраст (класс), на который рассчитано это задание;
  • тему (предмет или предметную область);
  • предполагаемое составителем время выполнения задания;
  • сроки предъявления;
  • уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;
  • соответствие стандарту или программному материалу;
  • данные об авторе.

Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

Рассмотрим, типологию тестовых заданий, и выделим требования к ним. Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов [2, с. 82–101].

Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов.

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий

педагогические науки

  • Векслер Виталий Абрамович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
  • Рейдель Леонид Бенценович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
  • Похожие материалы

    Тестирование, как элемент контроля знаний, уже давно вошло в практику. Развивается наука тестология, описывающая правила создания тестов. Тестовые задания мы можем условно разбить на две группы: стандартные (часто применимые в виду легкости автоматизации) и нестандартные (редко применимые, в виду трудностей автоматизированного применения). В частности, к стандартным тестовым заданиям мы можем отнести задания закрытой формы, т.е. задания предполагающие выбор одного и нескольких ответов из предложенных вариантов. К нестандартным мы отнесем следующие виды заданий: задания открытой формы, задания на установление соответствия и задания на установление правильной последовательности. В данной статье поговорим об особенностях проектирования нестандартных тестовых заданий.

    Отличительной особенностью заданий открытой формы является, то что правильный ответ записывает сам испытуемый в процессе их выполнения. К заданиям открытой формы мы можем отнести задания на дополнение и задания со свободно конструируемыми ответами.

    Задания на дополнение предполагают, что ответ формируется самим тестируемым и конечно предполагает наиболее краткий и как правило лаконичный ответ. Задания на дополнение должны сопровождать инструкции начинающиеся словом «Дополните». Далее будет следовать основная часть задания, где сформирована проблема и делается пропуск на месте элемента, знание которого необходимо проверить [1].

    Сформируем ряд требований которые необходимо выполнять при создании заданий такого типа:

    1. Необходимо использовать стандартные формулировки.
    2. Необходимо соблюсти точность задания.
    3. Вариант ответов должен быть один.
    4. В каждом задании желательно располагать только одно дополнение, место дополнения обозначается подчерком.
    5. Дополнение лучше спроектировать в конце задания (предложения).
    6. Все подчерки для дополнений в одном тесте должны быть соразмерны по длине.
    7. В тексте задания желательно исключить повторы и двойное отрицание.
    8. После подчерка, в случае необходимости, укажите единицу измерения.

    К достоинствам таких тестовых заданий можно отнести:

    1. Исключение возможности угадать правильное слово.
    2. Удобно использовать при проверки номенклатурных знаний (определение, свойства, характеристики, этапы), учебной эрудиции обучаемых.
    3. Легко разрабатываются.
    4. Краткость и однозначность ответов.
    5. Необходимость воспроизведение ответов по памяти.
    6. Простота и удобство проверки теста экспертом.

    К существенным недостаткам мы можем отнести:

    1. Сложность формализации правильного ответа.
    2. Возможность неоднозначности формулировки.
    3. Трудности связанные с использованием автоматических средств для обработки результатов тестирования.

    Выделим общие логические принципы, которых нужно придерживаться, при формулировке заданий:

    1. Принцип логической определенности содержания задания – задания являются логически определенными, если они способны продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождение такого ответа. Пример нарушения: Нюренбергский процесс состоялся в _____ (Где? или Когда?). Любое задание должно пониматься с первого прочтения.
    2. Принцип вариативности (фасетности) заданий. Идея фасета ассоциируется с практикой создания нескольких вариантов заданий одинаковой сложности.
    3. Принцип обратимости. Если обратимые задания находятся в одном тесте, возникает тавтология (ответ на одно задание можно найти из обратимого задания).
    4. Принцип краткости – формулировка заданий кратка и лаконична.
    5. Принцип неотрицательности – в основе задания не рекомендуется использовать отрицательные частицы, а так же определение понятия через перечисление элементов не входящих в него. Пример нарушения принципа: Банки не ставятся на ______ (позвоночник и много еще куда).
    6. Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого понятия. Пример нарушения: Первым космонавтом был ______ (Ю. Гагарин или мужчина).

    К заданиям открытого типа относят так же задания со свободно конструируемыми ответами. Такая форма заданий предполагает представление ответа в развернутом виде, т.е. отражение полного решения поставленной задачи со всеми необходимыми пояснениями или представление ответа в виде небольшого сочинения. В свободно конструируемом ответе испытуемый излагает свои мысли в свободной форме. Данная форма внешне схожа с традиционными формами проверки знаний: письменная контрольная работа, сочинение. Задания такого типа преследуют цель проверки и оценки различных уровней познавательной деятельности испытуемых: проверка знаний фактического материала, умение четко и ясно выражать свои мысли, логичность составления ответа на вопрос, оригинальность, демонстрация способов решения поставленной задачи, отображение всего процесса выполнения, повышение объективности оценивания [1].

    Отметим ряд требований необходимых для проведения тестирования со свободно конструируемыми ответами:

    1. Создание четких инструкций в которых оговаривается полнота ответа для получения максимального балла, отражение рекомендаций касающихся длины ответа.
    2. Персональный компьютер может выполнять лишь роль сбора ответов, а не их проверки.
    3. Для обеспечения объективности оценивания ответа необходимо привлечь двух-трех экспертов.
    4. Рекомендуется использовать такие задания только в тех случаях, где оценка другими способами не применима.
    5. Убедитесь, что задания соотносятся с целями обучения.
    6. Установите лимит времени выполнения.
    7. Данный тип ответов наиболее подходит для отображения хода вычислений.
    8. Для анализа ответа разработчик должен установит критерии оценивания ответа – т.е. перечисление некоторых образовательных условий при выполнении которых ответ можно засчитать как правильный.

    Задания со свободно конструируемыми ответами на практике обладают рядом преимуществ:

    1. Они интересны и разнообразны в содержательном плане.
    2. Оценке подаются умения характеризующие познавательную деятельность учащихся, выявляются способы решения задач, анализируются типичные ошибки.
    3. Задания такого типа легко разрабатываются.
    4. Фактор угадывания отсутствует.
    5. Проверяют сложные структурные знания по предмету.

    К недостаткам заданий такого тип отнесем:

    1. Трудность автоматизации проверки.
    2. Необходимы значительные временные и умственные затраты эксперта при проверке.
    3. Очень субъективны в проверке, поэтому потенциально менее надежны.
    4. Требуют большого времени у испытуемого на выполнение.

    К нестандартным тестовым заданиям относятся задания на установление соответствия. По мнению Н.Н. Самылкиной, эти задания позволяют проверить ассоциативные знания, знания взаимосвязи определений и фактов, сущности явлений, соотношения между объектами и их свойствами, законами и формулами [2]. При выполнении таких заданий испытуемый определяет соответствие между элементами двух множеств.

    Определим требования к разработке заданий на установление соответствия:

    1. Рекомендуется начинать задание с фразы «Установите соответствие». Далее вами должны быть предложены два множества в виде списка элементов. Принцип расположения списков следующий: слева находятся элементы «задающего» множества (постановка проблемы), которые как правило кодируются с помощью арабских цифр, справа элементы «должного» множества (раскрытие проблемы), именно их нужно выбирать по принципу соответствия, они кодируются буквами русского алфавита.
    2. Рекомендуется список второго множества сделать длиннее (т.е. включать дистракторы – неверные отвлекающие внимание ответы, которые равновероятно подобраны), для снижения процента угадывания.
    3. Элементы двух множеств должны быть строго выбраны по одному основанию.
    4. Рекомендуется помещать в текст задания названия столбцов (обобщающее определение множества).
    5. Если задания не предполагают четкого соответствия (т.е. одному элементу левого списка соответствует только один элемент правого списка), то в инструкции к заданию должно обязательно указываться о наличии неоднозначного соответствия, о наличии дистракторов, и о том, сколько раз могут использоваться элементы второго списка.
    6. Число элементов одного списка не должно превышать десяти (это связано с особенностями восприятия), количество элементов левой группы не менее двух элементов.
    7. Весь текст одного задания необходимо расположить на одной странице, перенос отдельных элементов не допускается.
    8. Испытуемый может рисовать линии соответствия выполняя задания, но рекомендовано выписывать ответ, например: «1б, 2а, 3с». Для этого, в самой нижней части задания отводится место для ответов.
    9. При оценивании таких ответов, за каждое правильно установленное соответствие начисляется один балл.

    К принципам составления заданий на установление соответствия относятся: фасетность, краткость и точность формулировок, понятность для испытуемых, однородность элементов.

    Выделим три вида задний на установление соответствия:

    1. Соответствия взаимно-однозначные: любому элементу из левого списка соответствует только один элемент из правого списка и наоборот.
    2. Соответствие не взаимно-однозначное: различным элементам из левого списка может соответствовать один и тот же элемент из правого списка.
    3. Соответствие с многократным выбором: каждому элементу левого столбца могут соответствовать несколько элементов правого столбца (по мнению В. Аванесова, данный вид является громоздким и порождает на практике множество ошибок [1]).

    Задания на установление правильной последовательности, так же относят к нестандартным тестовым заданиям. По определению Н.Н. Самылкиной, в этих заданиях, проверяют знания определенной последовательности действий для получения конечного результата, знание хронологий событий, расстановка правильного порядка элементов, построение логических цепочек. Заметим, то, что данные задания являются частными случаем заданий на установление соответствия, с точки зрения логики их конструирования [2].

    Выделим требования к заданиям на установление правильной последовательности:

    1. Основные элементы задания: инструкция, название задания, содержание задания, место для ответов.
    2. Инструкция для испытуемого начинается со слов «Установить правильную последовательность».
    3. В содержании задания ранжируемые элементы ставятся в случайном порядке.
    4. Для оценивания, чаще всего используют дихотомическую оценку (если все правильно – получаем балл, иначе получаем ноль баллов). Применим более сложный вариант оценивания: идеальный ответ – ноль баллов, ошибка в конце задания – один балл, ошибка в середине – два балла, ошибка в начале – ноль баллов).

    Отметим особенности заданий на установление правильной последовательности:

    1. Задания довольно специфичны, содержание многих дисциплин не подаются трансформации в эту форму.
    2. Проверке подвержены определенные знания: алгоритмические, процессуальные, процедурные, технологические.
    3. Более трудны для учащихся по сравнению с заданиями других форм.
    4. Имеют низкий коэффициент угадывания.
    5. Трудны в разработке.

    Таким образом, все многообразие нестандартных тестовых заданий мы можем порекомендовать использовать при создании тестов, что позволит максимально снизить коэффициент угадывания и более глубоко провести контроль знаний, умений и навыков испытуемого.

    Список литературы

    1. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд. перераб. и расширен. — М.: Центр тестирования, 2005. — 156 с.
    2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие — М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 197 с.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Требования к заданиям открытого типа

    Анализу современного состояния проблемы развития креативности учащихся посвящено немало исследований. Выводы, сделанные С. И. Гин [4], А. А. Нестеренко [11], Т.А. Сидорчук [12], И.А.Шовгуровой [17] на основе анализа открытых уроков и опроса учителей, показывают необходимость целенаправленного развития креативности учащихся и свидетельствуют о снижении соответствующих показателей. Анализ диссертационных исследований Г. Н. Гавриловой [1], Е. В. Галиуллиной [2], Б. С. Касумовой [9], Т. А. Дроновой [6] и др. подтверждает, что развитие креативности возможно при активизации творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе. Однако решение проблемы развития креативности (творческости) на сегодняшний день далеко от желаемых результатов.

    Все сказанное выше определяет цель исследования: разработать и экспериментально апробировать систему задач открытого типа, способствующих повышению уровня развития креативности учащихся основной школы.

    Гипотеза исследования заключается в следующем положении: развитие креативности учащихся основной школы будет более эффективным, если в рамках образовательного процесса использовать систему задач открытого типа и соответствующие методики их решения.

    В отечественной психолого-педагогической науке исторически возникли несколько научных направлений, в рамках которых разрабатывалась тематика развития творческой личности:

    1. развивающее обучение (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);
    2. проблемное обучение (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов);
    3. творческая педагогика (Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин);
    4. воспитание интеллектуальной творческой личности (В.А.Сухо­млинский, И.П.Иванов);
    5. развитие творческой личности школьника при обучении математике, физике, биологии, химии, литературе и др. (Н.В.Аммосова, Г.Н. Гаврилова, И.Ю.Андржеевская, А.А. Гин и др.).

    Разработки этих направлений в той или иной степени внедряются в учебно-воспитательный процесс, но говорить о создании «школы развития», акцентирующей внимание на творческом потенциале личности и его развитии, рано (см. результаты мониторинга международной программы PISA-2009 в России, результаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. Центр оценки качества образования ИСМО РАО. http://www.centeroko.ru/).

    Креативность рассматривается нами как сложное многоуровневое интегративное образование, взаимосвязанное с различными психическими процессами и характеристиками, с наиболее характерными показателями: субъективная новизна, оптимальность выбранного пути решения, эффективность найденного решения, оригинальность идей и степень разработанности технологии решения.

    В этом контексте творческие задачи в учебном процессе можно рассматривать как средство развития креативности [7; 10; 13; 15; 16]. Внедрение творческих задач в учебный процесс достаточно проблемно из-за сложности определения самого «творчества» и реального его развития. Близка к решению проблемы выбора, существующая классификация задач на закрытые и открытые. В рамках нашего исследования для развития креативности мы используем задачи открытого типа [3]. Учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми (в субъективном смысле относительно ученика), значительно приближены к открытым задачам. Такие задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению [6], то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение и фантазию.

    Следует сказать несколько слов о различиях между закрытыми и открытыми задачами.

    Задачи закрытого типа

    Выделим характеристики основных параметров задач данного типа. Задачи данного типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условий решения проблемы, из которой, зачастую, единственный способ напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно правильное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать креативность. Задания данного типа хороши для отработки какого-либо конкретного приема решения, при изучении нового материала и являются основой традиционной парадигмы образования, зачастую способствуя игнорированию креативности ребенка.

    Задача 1. Выделите части слова «мухоловка»?

    Анализ. Вспоминаем необходимые определения, применяем их — и ответ готов. Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен, ответ единственный. Поэтому эта задача закрытого типа.

    Задачи открытого типа

    Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативных качеств личности.

    Задача 2. Как на Ваш взгляд древнегреческий мыслитель Пифагор определил, что земля шарообразная?

    Анализ. Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения.

    Возможных методов решений и ответов много. Это задача открытого типа.

    Система задач открытого типа

    Учитывая нестандартность задач, а, следовательно, и сложность оценки заданий творческого характера, нами были выбраны и апробированы следующие критерии оценивания задач открытого типа (см. таблица 1) [14].

    Таблица 1. Критерии оценивания задач открытого типа

    Разновидности заданий в тестовой форме

    Рубрика: 1. Общая педагогика

    Статья просмотрена: 14739 раз

    Библиографическое описание:

    Жунусакунова А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/ (дата обращения: 20.12.2018).

    В статье рассматриваются проблемы форм тестовых заданий как одного из видов педагогического контроля, изучены виды заданий тестовой формы на примерах.

    При анализе педагогико-дидактических литератур и зарубежной практики тестирования в результативности следующих утверждений: для увеличения эффективности испытания, для обеспечения адекватности поставленной цели с полученными результатами, большую роль играет задача соответствующего выбора видов тестовых заданий.

    Знакомство учителей с различными видами тестовых заданий, умение отделять различие между ними, умение применять в учебном процессе (с целями) являются предпосылкой для успешной организации процесса-контроля. Каждый вид задания по своему намечает цели. Если некоторые подходят для выяснения обязательно знания учащегося, другие виды определялись не только знания учащегося, но и творческие знания и навыки.

    Разновидности тестовых заданий посвящены исследования многих ученных. Исследователь С.А. Мышко выделяет следующие формы тестовых заданий:

    задания с выбором единственного правильного ответа;

    задания с несколькими возможными правильными ответами;

    задания, имеющие два ответа: один из которых правильный, в торой неправильный;

    задание на завершение предложений;

    вопросы на установления взаимосвязей;

    задания с краткими ответами [8,47]

За прошедшее время вопрос о формах тестовых заданий обсуждались регулярно, и авторами предложены следующие их разновидности:

тест подстановка;

  • конструктивный тест;
  • тест-задача;
  • тест-процесс [2,154-157].
  • Обобщая исследования по разновидностям тестов, В.С. Аванесов подчеркивает: «форма тестовых заданий — это способ организации, упорядочения и существования содержания теста»[3].

    Более подробно описаны различные формы заданий у Аванесова В.С., Майорова А.М., М.Б. Челышкова, С.К. Калдыбаева [3;6;7;12;13] ссылаясь на зарубежную литературу предлагает следующую классификацию тестовых заданий:

    1. задания закрытой формы (с множеством выбором), в которых учащиеся выбирает правильный ответ из данного;

    2. задание на дополнение (открытые задания) требующее самостоятельного получения ответов;

    3. задание на установления соответствия (с множественным выбором), выполнения которых связано с выявлением соответствия между элементами нескольких множеств;

    4. задание на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требует указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогами.

    1. Задание закрытой формы.

    Под тестовым заданием закрытой формы понимают такое тестовое задание, где есть готовые ответы, из которых тестируемый должен выбрать.

    В закрытой форме тестовых заданий можно выделить несколько видов:

    1) тестовые задания с выбором одного правильного ответа;

    2) тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов.

    Под тестовым заданием с выбором одного правильного ответа понимают тестовые задание закрытой формы, в котором среди предложенных ответов лишь один правильный.

    В заданиях с выбором одного правильного ответа можно выделить несколько подвидов. В.С. Аванесов [1] выделяет следующее:

    1) задание с двумя вариантами ответов; 2) задания с тремя вариантами ответов;
    3)задания с четырьмя видами ответов; 4) задания с пятью видами ответов.

    Задание такой формы больше других распространены в тестовой практике. Некоторые авторы именно их называют тестами. Причина столь широкого распространения этой формы тестовых заданий несколько: 1) сравнительная простота выполнения;2) традиционность; 3) удобство для быстрого и автоматизированного контроля знаний.

    При составлении тестовых заданий наиболее существенным является подбор вариантов ответов, называемых неправильными, которые расположены рядом с правильными. Считается, что эти варианты должны быть «правдоподобными». Неправильные, но правдоподобные ответы называется дистракторами [13,15] (от анг. to distract — отвлекать). Если в задании имеется k ответов, то тогда ответ, доля выбора которого близка к значению 1/ k -идеальный дистрактор; доля выбора меньше, чем 1/k- доминирующий дистрактор в задании.

    Современная практика показывает что, чаще всего можно встретить задания с одним правильным ответов, в которых предлагается 4 или 5 возможных ответов. Например, при использовании четырех вариантов ответов вероятность угадывания правильного ответа составляет 25%, а при пяти ответах -20%. 1 пример: история 11 класс. В данное время какое место считается потомком города Баласагын? Ответы : а) Токмок; б) Бухара; в) Бурана; г) Узген д)Ташкент 2 пример: Математика 7-класс, тема: Многочлен. На какие множители можно разложить тождество х (р-а) + у (а-р) – (р-а) Ответы: а) (а-р)(х+у+1); в) (р-а)(х+у+1); б) (а-р)(х+у-1); г (а-р)(-х+у+1); 3 пример: Русская литература 11 класс Укажите произведение Л.Н. Толстого, которое имеет подзаголовок “Кавказкая повесть”. Ответы: а) Набег б) Два гусара в) Кавказский пленник г) Казаки

    Задание с множественным выбором (с выбором несколько правильных ответов).

    Под тестовым заданием с выбором нескольких правильных ответов понимают тестовое задание закрытой формы в котором допускается выбор нескольких правильных ответов из числа предложений.

    Эффективность использования этого вида задания повышается если: 1. используется серия заданий;
    2. формулировка задания четкая и понятная; 3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов; 4. время выполнения ограничено и его достаточно мало.

    Чаще всего такие тесты используется для проверки усвоения базовых понятий, основных свойств, элементов содержания.

    4 пример: Кыргызская литература, 11 — класс

    Какой писатель родился в 1904 году?

    а) К. Баялинов б) К. Жантошов

    в) Т. Сыдыкбеков г) М. Элебаев

    2) Какое произведение относится названному писателю?

    а) Каныбек б) Кен – Суу

    в) Кыйын кезек? г) Курман жылга?

    5 пример: Математика 6 – класс.

    В тождестве

    Найти общий знаменатель дроби.

    Каков результат вычитания дробей?

    а) ; б) ; в) ; г) .

    6 пример: Кыргызская литература 10 – класс.

    Об А.С. Пушкине писал кыргызский поэт:

    Ты не заметил дерзости моей,

    И понял я, что меня сильней.

    Тогда перед тобой я поклонился;

    Сам утонул в поэзии твоей.

    Кто автор стихотворения?

    а) Дж. Боконбаев; б) А. Осмонов;

    в) А. Токомбаев; г) А. Усенбаев.

    В каком году родился названный писатель?

    а) 1894 г.; б) 1904 г.; в) 1910 г.; г) 1915 г.

    Таким образом, тестовые задания множественного выбора — это наиболее часто используемый в педагогических тестах вид задания.

    2. Тестовые задания открытой формы.

    Заданиями открытой формы называют задания без указания возможных вариантов ответа. Такие задания называют еще открытыми заданиями или заданиями на дополнение. Такие задания требует от учащихся самостоятельно сформулировать ответ, а не выбрать готовый.

    Достоинством заданий закрытой формы можно считать то, что они не допускают возможности угадываниях [3,79].

    7 пример: Информатика 11-класс

    Дан неполный фрагмент программы для суммы двухзначных четных чисел:

    Требования к заданиям открытого типа

    К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Чаще всего задания со свободным изложением ответа используют в психологических, социологических тестах, а так же тестах интеллекта.

    При компьютерном тестировании с целью определения уровня учебных достижений наличие эталонных вариантов ответов обязательно, более того – надо отметить особенность компьютерного тестирования – вводимый ответ испытуемого сравнивается с эталоном посимвольно, т. е. при наличии нескольких вариантов правильных ответов, синонимов и т. п. в эталонных ответах указываются все варианты.

    Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличия однозначного правильного ответа. Существует несколько приемов, которые позволяют формализовать ответ, сделать его однозначным.

    Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:

    1) краткость и однозначность ответов;

    2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

    3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

    4) простота формулировки вопросов;

    5) простота проверки;

    6) невозможность угадать ответ.

    Основное преимущество этих заданий – невозможность угадать ответ, а основной недостаток – сложность формализации правильного ответа. Тем не менее, для задач на вычисление, задач с формулами в качестве ответа эта форма представляется оптимальной.

    После дополнения задания особым образом получается истинное или ложное высказывание, например:

    (1). АВТОРОМ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ СЧИТАЕТСЯ ____

    (2). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЯДРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ____

    (3). УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПРОСТОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ ВИД____

    К тем принципам, которые уже известны, следует добавить несколько общих логических принципов, характерных не только для заданий открытой формы, но и других.

    1. Принцип логической определенности содержания задания. Смысл его можно определить так: задание является логически определенным, если оно способно продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождения такого ответа.

    Нарушением принципа логической определенности являются примеры:

    (4). ДОГОВОР АРЕНДЫ ЯВЛЯЕТСЯ_______ ( ответ – «взаимным»)

    Первая мысль (а зачастую и единственная) о том, ЧЕМ является договор аренды, а не КАКИМ.

    (5). ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬСЯ ___( ответ – «одновременно») Испытуемый может не понять, на какой вопрос отвечать: исполняться КЕМ или исполняться КАК.

    (6). ПЕРВАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЫЛА СОЗДАНА В _____ . (Где или когда?)

    Между тем, любое задание должно пониматься с первого прочтения.

    2. Вариативность (фасетность)содержания задания. ФАСЕТ – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасета позволяет в процессе контроля исключить списывание и другие искажения, известные из опыта проведения экзаменов, зачетов и др. традиционных форм проверки знаний. Идея фасета ассоциируется с известной практикой создания нескольких вариантов одинаково трудных заданий для проведения контрольных работ. Принцип фасетности является главным при композиции профессионально разрабатываемых тестовых заданий; он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания, а, следовательно, вариантов теста.

    Использование фасета может быть в символьном виде :

    (8). ТОК СИЛОЙ , ПРОХОДЯ ПО ПРОВОДНИКУ ЗА ВРЕМЯ СЕКУНД ВЫДЕЛЯЕТ ____ ДЖОУЛЕЙ ТЕПЛА.

    В этом задании имеется 3 символьных фасета, позволяющих в машинном варианте подставить любые комбинации допустимых значений силы тока, сопротивления и времени для проверки умения применять закон Джоуля-Ленца. Такие же фасеты можно сделать для проверки знаний всех физических законов и умений их применять для выполнения лабораторных и практических работ.

    3. Принцип параллельности включает в себя 3 понятия, связанных между собой отношением кумулятивности:

    – параллельность заданий (или вариантов заданий) по содержанию;

    – параллельность по содержанию и форме;

    – параллельность по содержанию, форме и по трудности заданий.

    Параллельность заданий по содержанию достигается использованием принципа фасетности и применением 4 принципа – обратимости.

    4. Принцип обратимости . На примере:

    (9). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ_____

    (10). ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

    (11). ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ _____ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА.

    (12). ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА НАЗЫВАЕТСЯ _____ ФУНКЦИИ.

    Задания, построенные по принципу обратимости, можно использовать в текущем и итоговом контроле знаний.

    При применении обратимых заданий возникает вопрос выбора лучшего варианта для итогового тестирования. При осуществлении такого выбора полезно обсудить педагогические и психологические соображения и аргументы, опробовать все варианты на параллельных выборках и только после этого выбирается то задание, которое в большей степени обладает свойствами тестового задания для данного теста.

    Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, нередко возникает тавтология:

    (13). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРВООБРАЗНОЙ НАЗЫВАЕТСЯ _____

    (14). ИНТЕГРИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

    Если испытуемые хотя бы немного ориентируются в учебном материале, то в случае тавтологии ответ для одного задания они найдут из содержания другого.

    Этого можно избежать, если представить одно из заданий в другой форме, сохраняя в неприкосновенности его содержание. Например:

    (15). ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ ОТНОСЯТСЯ К____

    (16). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО_____

    Одно из этих заданий можно заменить:

    (17). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ

    Таким образом, из одного задания получилось 3 параллельных по содержанию и форме.

    (18). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ_______

    (19). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ

    (20). ВОЛГА ВПАДАЕТ В _____ МОРЕ

    (21). ВОЛГА ВПАДАЕТ В … МОРЕ

    Если есть необходимость проверить несколько подобных фактов, то лучше использовать задание на установление соответствия (например, перечислив несколько рек – Волга, Нева, Днепр и задав другое множество – перечень морей и т. п.)

    (22). СОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПАРЫ

    До настоящего момента все элементы фасетных заданий рассматривались как одинаковые по трудности для испытуемых. Между тем, варианты заданий, параллельные по содержанию и по форме, нередко оказываются неравными по трудности. Легко предсказать неравную трудность тех заданий, содержание которых по каким-то причинам учащиеся не усвоили, или усвоили недостаточно. Параллельность заданий по содержанию обеспечивается использованием принципа фасетности и обратимости.

    Параллельность заданий по содержанию и форме возникает при использовании принципов фасетности, обратимости, плюс применение разных форм заданий, имеющих одинаковое содержание.

    И, наконец, параллельность заданий по содержанию, форме и по трудности обеспечивается в случаях, когда к перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий.

    Некоторые педагоги считают задания открытой формы лучше заданий с выбором одного ответа из нескольких, но это мнение спорно. Например:

    (23).ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ . ФИЛОСОФ.

    Правильные варианты ответа: греческий;

    Не каждый испытуемый, глядя на этот вариант задания, сообразит, что от него требуется. Для этого вначале нужно уяснить смысл задания – о каком свойстве идет речь, на какой вопрос требуется ответить. (Ведь это предложение и без вставленного ответа уже имеет смысл). В такой ситуации лучше задание с выбором:

    (24). ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ . ФИЛОСОФ.

    Из двух заданий открытой и закрытой формы, выясняющих одно и то же, лучшей, в данном случае, является закрытая форма.

    Сравните различные формулировки двух открытых вопросов – они выясняют разные свойства одного явления, но совместное их употребление в одном тесте будет тавталогией:

    (25). ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ .

    Правильные варианты ответа: Фалес;

    Какой бы из этих открытых вопросов не встретился первым, ответ на второй вопрос будет ясен, причем, правильным или неправильным будут оба ответа.

    6. Краткость . Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения ее бессловесной подпочвы. Чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Зачастую из вопроса опускаются слова «называется», «является» и т. п., что не затрудняет понимания.

    7. Принцип неотрицательности . В основе задания не рекомендуется использование отрицательных частиц, а также определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Характерные примеры приводит В.С. Аванесов:

    (26). БАНКИ НЕ СТАВЯТСЯ НА _______. (позвоночник) Однако банки не ставятся не только на позвоночник, но и на многие другие части тела.

    (27). ТОЧКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЕТ _____. По определению Евклида «Точкой называется то, что не имеет частей».

    В этом задании нарушено логическое правило: определение не должно быть отрицательным. Испытуемые будут правы, если напишут, что точка не имеет длины, ширины, высоты, веса, запаха, вкуса и много чего еще.

    Иногда в задании открытой формы используется пропуск двух и более слов (или символов). При этом возможность правильно ответить уменьшается, например:

    (28). УСКОРЕНИЕ ПРЯМО ПРОПОЦИОНАЛЬНО ____ , И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ______ ДАННОГО ТЕЛА.

    (29). СИЛЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДВА ТЕЛА, РАВНЫ ПО____ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ПО____.

    (30). ВИРУСЫ БЫЛИ ОТКРЫТЫ УЧЕНЫМ ____ В _____ ГОДУ.

    Здесь возможны 4 случая:

    1) правильно дополняются фамилия и дата;

    2) правильно – фамилия, неправильно – дата;

    3) неправильно фамилия, правильно – дата;

    4) неправильно и фамилия и дата.

    Как видно – три из четырех вариантов при тестировании будут считаться неверными, т. е. у тестируемого больше возможности ошибиться, чем ответить правильно. Таким образом, встает вопрос о допустимости и целесообразности большого числа пропусков в заданиях открытого типа. Кроме того, при компьютерном тестировании в такой ситуации обязательна инструкция, так как поле для ввода ответа представляет собой строку, поэтому следует указать, как вносить эти два значения – через запятую, пробел, точку с запятой и т. п., ведь ответ воспринимается как единый объект и сверяется с эталоном посимвольно.

    Если дополняемые слова следуют одно за другим, то смысл задания уловить еще труднее:

    (31). КАНТ РАССМАТРИВАЛ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ В ____ _____ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

    Проникнуть в смысл этого задания с двумя пропусками трудно не только среднему студенту, но даже философски подготовленному читателю. Затруднения в понимании задания о человеческих знаниях вызваны пропуском подряд двух слов «синтезе разнообразных».

    (32). ПРИ МОНТАЖЕ СБОРНЫХ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ БЛОКОВ СЛЕДУЕТ ДОБИВАТЬСЯ СОВМЕЩЕНИЯ КАНАЛОВ И .

    Автор предлагает правильные варианты ответа: «заполнения горизонтальных швов раствором»; «заполнения швов раствором». Вероятность ошибок при таком длинном ответе возрастает во много раз, так как существует много синонимов и перестановок слов, которые будут фактически правильными, но их трудно предусмотреть в качестве эталонов.

    5. Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого.

    (33). ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (ромб).

    (34). ПРЯМОУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (квадрат).

    Если на первое задание дается ответ «квадрат», то этим допускается ошибка несоразмерности: объем определяющего – четырехугольника – больше объема определяемого – квадрата.

    Для сравнения приведем пример вопроса закрытой формы:

    (35). СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ ВСЕ РАВНЫЕ СТОРОНЫ ИМЕЮТ

    В данном случае закрытая форма вопроса несет меньше информации, чем вопросы открытой формы, в которых кроме равенства сторон подразумевается знание взаимосвязей между группами элементов.

    Характерная особенность содержания заданий открытой формы в том, что они иногда порождают несколько правильных, но логически несоразмерных ответов, что нежелательно с точки зрения однозначной оценки и технологичности контроля.

    (36). ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ БЫЛ _____

    Автор ожидал ответ «Гагарин», но наряду с этим от некоторых испытуемых получил ответы «русский человек», «мужчина», «советский гражданин» и другие, которые с разных сторон характеризуют Гагарина. Полученные ответы нельзя оценить как неправильные, но их трудно приравнять к ожидавшемуся правильному ответу. Такие ситуации недопустимы, так как при компьютерном тестировании ответ сравнивается с эталоном посимвольно.

    Выход из подобной ситуации подсказывает логика. Для сужения объема искомого понятия задание лучше сформулировать: «ФАМИЛИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА». Таким образом, в задание вносится необходимое уточнение, что позволяет уменьшить объем понятия за счет уточнения содержания, после чего испытуемый дает только один правильный ответ

    С точки зрения композиции задания открытого типа должны содержать обязательные элементы:

    1. Инструкция для испытуемых . Это может быть фраза «дополнить», а также более конкретные инструкции: «указать в именительном падеже», «указать с точностью до сотых», «указать через пробел (запятую)» в том случае, если предполагается ввести два слова, «указать дату в формате ДДММГГГГ» (или только год).

    2. Содержательная основа заданий . С помощью заданий открытой формы удобно проверять знание названий, фактов, свойств, признаков, дат, причинно-следственные отношений.

    (37). ВНЕДРЕНИЕ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ В ЖИДКОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ ___

    (38). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОД НАЗЫВАЕТСЯ ____

    (39). КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ ОТМЕНИЛ ЦАРЬ ____

    (40). НАИБОЛЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ СРЕДИ ЖИДКОСТЕЙ ИМЕЕТ ____

    (41). СОБСТВЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОНА ОБУСЛОВЛЕНО ____

    (42). ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОВОДИМОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКА НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ____

    3. Ответы к заданиям . Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом на заданный вопрос.

    (43). ПРИ БОЛЬШОМ ОБЪЕМЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ В СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОЙ ВЫБОРКЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОВТОРНОЙ И БЕСПОВТОРНОЙ ВЫБОРКАМИ ….. (ответ автора – «стирается», что по смыслу совпадает со смыслом слов «исчезает», «уменьшается», «пропадает», а может быть испытуемые придумают и другие подходящие по смыслу ответы.) Если автор требует формулировок «как дается в лекциях» или «как звучит фраза из Кодекса», об этом надо сделать указание. Задание считается выполненным правильно, если ответ испытуемого совпадает с предусмотренным эталоном. Поэтому в качестве эталонов необходимо предусмотреть все синонимы.

    В большинстве случаев ответы к заданиям открытой формы испытуемые пишут в конце задания. Допустимы случаи, когда ответы ставят не в самом конце тестового утверждения. При этом возникает вопрос – насколько далеко от конца допустимо делать пропуски? Ответ прост: чем ближе пропуск к началу предложения, тем хуже понимается смысл задания. Поэтому пропуск для ответа лучше делать как можно ближе к концу предложения.

    (44). __ – ЭТО ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    (45). ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЭТО ____

    Правильный ответ – «инвестиции» При компьютерном тестировании второй вариант вызывает меньше вопросов еще и потому, что при вводе с клавиатуры не требуется определять регистр.

    Задания открытой формы применяются там, где нужно исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Задания открытой формы, поэтому, являются более трудными как для испытуемых, так и для создателей теста. От создателей они требуют тщательной проработки, учета множества правил, а от испытуемых – конкретных знаний. (Вспомните ситуацию с «лошадиной фамилией», описанную в известном произведении. Как часто нужное слово, термин, формула и т. п. «вертится на языке», но не вспоминается, а вот «увидел бы – сразу бы узнал».)

    Смотрите так же:  Нотариус г Арзамас