Виды выступлений и требования к ним

Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи

Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.

Содержание

Подготовка к выступлениям включает в себя, во-первых, повседневную систематическую подготовку (повышение своего мастерства — самообразование, повышение культуры устной и письменной речи, работа над техникой речи, критический анализ выступлений современных ораторов, выработка риторических навыков и умений: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы, контактировать с аудиторией и т.д.) и, во-вторых, подготовку конкретной речи.

Перед каждым человеком, готовящимся выступить публично, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления (что говорить, зачем и кому?), с местом и временем выступления (где, когда и как долго?), с эффективностью речи (как нужно говорить, чтобы достичь поставленной цели?).

Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.

В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов:

  1. 1) Инвенция — «нахождение и изобретение речи» (подбор необходимого материала, содержания);
  2. 2) диспозиция — «порядок» (план, логическая последовательность, композиция, расположение материала);
  3. 3) элокуция — «словесное выражение» (составление текста, его литературная обработка);
  4. 4) мемория — «память» (запоминание, заучивание текста);
  5. 5) Гипокризис — «разыгрывание» (произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами).

Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления.

Выбор темы

Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна (например, серьезный доклад даже на очень важную тему не стоит произносить на банкете, поскольку его никто не воспримет должным образом). Важно, чтобы ваши знания и опыт в выбранной теме были выше, чем у слушателей. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Формулировка темы не должна быть слишком длинной и сложной, должна содержась указание на тот круг вопросов, который будет рассмотрен, т.е. простая, краткая, лаконичная, но в то же время броская формулировка темы выполняет функцию сигнальной информации, активизирует внимание слушателей. Неудачные формулировки — слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д. Например, неудачны следующие названия речей: Деревья. Металлургия. Экология (чересчур кратко и общо, ни о чем не говорит). Разумный семейный бюджет (скучно, не вызывает интереса).

Определение общей целевой установки и конкретной цели, которая обуславливается конкретной аудиторией (речь не читается вообще) и должна соответствовать сформулированной теме; причем конкретная цель выступления должна быть прямо и ясно заявлена в самом начале. Эффективность выступления определяется степенью реализации целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели.

По содержанию и общей целевой установке (психологическим мотивам) оратора различают следующие виды речи:

  1. 1) развлекательная речь (приветственная, благодарственная, праздничная и др.), ее цель — развлечь слушателей, поддержать их интерес и внимание, она звучит в кругу друзей, на банкете;
  2. 2) информационная речь должна пробудить любознательность, дать новое представление о предмете, это может быть повествование, объяснение или описание (в лекции преобладает какая-нибудь из этих характерных черт); в ней не должно быть ничего спорного, она должна быть актуальной; должна удовлетворять запросам слушателей;
  3. 3) агитационная речь бывает трех видов: воодушевляющая, убеждающая, побуждающая (призывающая к действию). Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга (например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить).

Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении. Например, развлекательная речь может содержать какую-то информацию, интересную для слушателей, а также элементы воздействия. Любой вид речи может содержать шутки, метафоры, сравнения, которые, прежде всего, характерны для развлекательной речи. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. Например, перегруженность серьезного доклада остротами, юмором, личными примерами, может снизить эффект выступления, конкретная цель не будет достигнута. Об этом очень хорошо сказал Д.И. Писарев:

«Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственное распутство. Для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего».

Определение формы речи

По своей форме речь бывает

    монологической (лекция — системное изложение знаний с широкой аргументацией (45-90 минут); доклад — выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т.д.; устный рассказ, информация, проповедь, репортаж, обзор событий и др.)

  • и диалогической (беседа, дискуссия, спор, диспут, полемика).
  • Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход (оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них) и риторические вопросы (служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа).

    Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения (вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: «Один на один», «Тема», «Герой дня», «Час пик» и др.).

    Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки

    Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи.

    Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах.

    Составление плана выступления

    В плане выступления развертывается логическая структура речи. Известный русский судебный деятель и оратор Л.Ф. Кони в «Советах лекторам» писал: «Для у спеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья — из второй и т.д., так чтобы был естественный переход от одного к другому».

    Составление плана выступления — это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной.

    По своей структуре планы бывают простые и сложные (развернутые или тезисные), содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления — логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления — трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение.

    Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения

    Начинать подготовку текста речи надо с главной, наиболее ответственной части, так как введение и заключение определяются содержанием главной части и могут меняться в процессе подготовки выступления.

    Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

    Вопрос о том, надо ли полностью писать текст выступления или достаточно одного плана или конспекта речи (сжатого или развернутого), остается открытым. Это определяется индивидуальными особенностями оратора, уровнем его ораторского мастерства, степенью владения языком, конкретной ситуацией, связанной с произнесением речи. Но написанная речь лучше запоминается и дольше удерживается в памяти, ее можно проверять, исправлять и дополнять, улучшая форму и содержание. Написание речи ведет к оттачиванию языка, стиля, к лаконизму, точности, ясности, выразительности, образности.

    Смотрите так же:  Договор купли-продажи недвижимости по ипотеке образец

    Подготовка к произнесению речи (мысленное и риторическое освоение), отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления

    Даже если текст выступления готов, это еще не значит, что вы готовы произнести его перед слушателями. Необходимо тренироваться в его произнесении до тех пор, пока вы не почувствуете себя свободно и уверенно. Подготовка к произнесению может быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Речь может быть:

    1. 1) написана полностью и заучена наизусть (применяется при чтении лекций, выступлениях в официальной обстановке, политических выступлениях, где одно неосторожно сказанное слово может вызвать непредвиденный эффект);
    2. 2) написана полностью и прочитана по рукописи (выступления по радио, доклад перед группой ученых-специалистов);
    3. 3) сказана экспромтом, импровизированная речь (может быть вызвана требованием момента на неофициальных собраниях, в экстренных случаях заменяет подготовленную речь или, наоборот, неподготовленную, например, на экзаменах или семинарах), свидетельствует о высокой степени ораторского мастерства;
    4. 4) сказана с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.

    30.08.2016, 5792 просмотра.

    Виды публичных выступлений и основные требования к ним

    Речь — удивительно сильное средство,

    но нужно иметь много ума,

    чтобы пользоваться им.

    На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций видов публичных выступлений. Но, как нам кажется, наиболее целесообразным является подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении.

    По цели выделяют четыре наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

    1. информационное; Цель — сообщить некоторую информацию. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления. Инструкция, объявление о предстоящем событии также относятся к данному виду выступлений.

    2. протокольно-этикетное; Цель — соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет. К протокольно-этикетным выступлениям можно отнести: официальное поздравление юбиляра, приветствие официальной делегации, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации, речь на траурном митинге и др.

    3. развлекательное ; Цель — развлечь собравшихся. Разновидностями развлекательного выступления будут неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешные случаи из жизни

    4. убеждающее. Цель — убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные, в судебных прениях — вот лишь небольшой перечень убеждающих выступлений.

    Следует заметить, что цели, которые ставит перед собой выступающий, могут сочетаться. И тогда можно говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах публичных речей.

    Всем хорошо известно, что одну и ту же мысль можно выразить как письменно, так и устно. Конечно, можно написать текст, раздать его слушателям для ознакомления с вашими идеями, а можно выступить перед ними и устно изложить те же самые идеи. И, поверьте, что во втором случае вы достигните наибольшего эффекта. Почему же? Все дело в том, что у устной речи перед письменной есть ряд преимуществ:

    1. Устное выступление — наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Устная речь — способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

    2. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств — мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать.

    3. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.

    4. В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

    5. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.

    6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, учитывает реакцию аудитории.

    7. Устное выступление легче понять слушателям: можно задать выступающему вопрос с целью уточнения и разъяснения, можно вести диалог с оратором.

    8. Устное выступление оперативнее письменного: может быть быстрее подготовлено и реализация его занимает меньше времени.

    Не случайно, в профессиональной деятельности юриста в устной форме проводится беседа адвоката с доверителем, беседа нотариуса с клиентом, допрос, очная ставка. В устной форме осуществляется поддержание государственного обвинения и защита в уголовном процессе, выражение интересов истца и ответчика их представителями в гражданских процессах.

    Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

    Иосиф Абрамович Стернин в своей книге «Практическая риторика» выделяет общие требования к публичному выступлению.[49]

    1. Решительное начало выступления.Первая фраза выступления должна быть хорошо продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Произнести ее следует очень уверенно и выразительно.

    2. Драматизм.Драматизм создается во вступлении при намеренном столкновении различных точек зрения путем вступления в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях. Д. Карнеги говорил: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе подготовки.

    3. Сдержанная эмоциональность.Эмоциональность — обязательное условие публичного выступления, абсолютно необходимый его элемент. (Вспомните третий закон общей риторики — закон эмоциональности речи). Слушатели должны ощущать, что вам небезразлично то, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора.

    4. Краткость.Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные. Крайне необходимо соблюсти необходимый регламент, уложиться в отведенное время. Особенно будущему судебному оратору нужно учиться говорить коротко.Хорошие рекомендации по этому поводу дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступить публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

    5. Диалогичность.Выступление должно представлять собой постоянный диалог со слушателями. Этот диалог может быть как внутренним, когда аудитория размышляет по поводу слов говорящего, соглашается или не соглашается с ним, так и внешним в виде кратких бесед со слушателями. (Вспомните первый закон общей риторики — закон диалогизации речи).

    6. Разговорность.Стиль выступления должен быть по преимуществу разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а, значит, и к содержанию его речи.

    7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.Безусловно, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы,вести с аудиторией диалог. Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает также корректировку речи по ее ходу, управление поведением аудитории, управление собственным поведением. Ведь уважение и внимание аудитории необходимо завоевать, независимо от «борьбы» слушателей с оратором. Аудитория сама по себе инерционна, скептически настроена по отношению к оратору. Тому доказательства исследований, согласно которым, около 30% аудитории заинтересованы в получении информации, 60% не имеют на это мотивации, а оставшиеся 10% вовсе негативны по своему настрою. Таким же образом, по своей природе человек сопротивляется воздействию, то есть стремлению воздействовать на личность путем произнесения речи. Проявление инстинкта самосохранения называется контрсуггестией, проявляется в избегании, подрыве авторитета говорящего и фикции непонимания.

    8. Понятность главной мысли.Главная мысль должна быть произнесена не менее двух-трех раз в процессе выступления с использованием различных номинативных средств. Выводы также должны быть сформулированы оратором.

    9. Решительный конец.Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена достаточно эмоционально.

    В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени. Например, понятность главной мысли более важна в убеждающем выступлении, нежели в развлекательном; краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных, и напротив, эмоциональность в протокольно-этикетных может быть выше, чем в информационных.

    Виды, особенности и правила публичного выступления

    Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

    Смотрите так же:  Другие требования в ису

    Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

    Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

    Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

    • быть уверенным в себе;
    • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
    • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
    • уметь заинтересовывать аудиторию;
    • артистизм и харизма;
    • дар убеждения.

    Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

    Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

    Виды и методы публичного выступления

    Различают следующие виды публичной речи:

    • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
    • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
    • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
    • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
    • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

    Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

    • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
    • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
    • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
    • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
    • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
    • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

    Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

    Особенности публичной речи

    Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

    Речь оратора имеет ряд особенностей:

    • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
    • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
    • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
    • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики .

    Требования и технология публичного выступления

    Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

    Общие приемы и требования к публичному выступлению:

    • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
    • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
    • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
    • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
    • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
    • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

    Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

    Технология публичного выступления:

    • Определяем цель речи.
    • Изучаем состав аудитории.
    • Создаем образ для выступления.
    • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
    • Пишем речь.
    • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
    • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
    • При необходимости подготавливаем место выступления.
    • Настраиваемся на удачный исход выступления.
    • Само выступление.
    • Прислушиваемся к критике.
    • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

    Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

    Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

    10 основных ошибок начинающего оратора

    Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

    Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

    • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
    • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
    • Не стоит извиняться перед публикой.
    • Неуместная мимика.
    • Неправильный подбор слов и частиц «не».
    • Скучный монолог без присутствия юмора.
    • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
    • Много лишних суетливых движений по сцене.
    • Монотонная не эмоциональная речь.
    • Неправильно расставленные паузы в предложении.

    Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

    • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

    Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

    • Игорь Родченко «Хозяин слова».
    Смотрите так же:  Патент мухина на герметичный ввод вращения

    Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

    • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

    В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

    Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.
    ‘ alt=»»>

    Виды выступлений и требования к ним

    • 17.11.2018
    • Первое занятие по курсу «Ораторское искусство». Каждый из 11 участников выступил и пошел домой думать о 3-х темах. З темы, ради которых они готовы забыть свои страхи и выйти к своей аудитории на сцену!
    • 13.11.2018
    • Старт группы «Сила голоса. Техника речи». Видеосъмка, анализ речи каждого участника. И первые открытия из категории «Ого, я могу так звучать. «
    • 29.10.2018
    • Вовсю идут репетиции выпускного спектакля «5 дней в городе NN» по А.П.Чехову 31-й группы курса «Актерское мастерство»
    • 23.10.2018
    • Выпуск группы курса «Сила голоса. Техника речи». Рассказы из скороговорок, стихи и. делаем голос, как у великого Левитана!
    • 22.10.2018
    • Начало работы над пьесой «5 дней в городе NN» А.П. Чехова. Первая читка!
    • 14.10.2018
    • Контрольный урок «Музыкальные наблюдения» у актеров! Более 60 зрителей, 14 выступлений-пародий на российских и зарубежных звезд! Увы, не было в этот раз «Бузовой» и «Киркорова» 🙂
    • 13.10.2018
    • Выпуск группы по ораторскому искусству. 11 выступлений = 11 причин думать и делать что-то по-другому!
    • 15.09.2018
    • Старт группы «ораторов»
    • 13.09.2018
    • Старт группы «речевиков»
    • 10.09.2018
    • Начало 9-го учебного сезона! Старт группы «актеров».

    Общие требования к публичному выступлению

    Разные жанры выступлений и ораторского искусства (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные:

    Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.

    Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

    Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

    Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

    Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

    Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.

    Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

    Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

    Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

    Виды выступлений и требования к ним

    • 17.11.2018
    • Первое занятие по курсу «Ораторское искусство». Каждый из 11 участников выступил и пошел домой думать о 3-х темах. З темы, ради которых они готовы забыть свои страхи и выйти к своей аудитории на сцену!
    • 13.11.2018
    • Старт группы «Сила голоса. Техника речи». Видеосъмка, анализ речи каждого участника. И первые открытия из категории «Ого, я могу так звучать. «
    • 29.10.2018
    • Вовсю идут репетиции выпускного спектакля «5 дней в городе NN» по А.П.Чехову 31-й группы курса «Актерское мастерство»
    • 23.10.2018
    • Выпуск группы курса «Сила голоса. Техника речи». Рассказы из скороговорок, стихи и. делаем голос, как у великого Левитана!
    • 22.10.2018
    • Начало работы над пьесой «5 дней в городе NN» А.П. Чехова. Первая читка!
    • 14.10.2018
    • Контрольный урок «Музыкальные наблюдения» у актеров! Более 60 зрителей, 14 выступлений-пародий на российских и зарубежных звезд! Увы, не было в этот раз «Бузовой» и «Киркорова» 🙂
    • 13.10.2018
    • Выпуск группы по ораторскому искусству. 11 выступлений = 11 причин думать и делать что-то по-другому!
    • 15.09.2018
    • Старт группы «ораторов»
    • 13.09.2018
    • Старт группы «речевиков»
    • 10.09.2018
    • Начало 9-го учебного сезона! Старт группы «актеров».

    Виды публичных выступлений

    В ораторском искусстве по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

    Первое, информационное. Цель — сообщить некоторую информацию.

    Такая речь называется информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.

    Второе, протокольно-этикетное. Цель — соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.

    В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.

    Третье, развлекательное. Цель — развлечь собравшихся.

    В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

    Четвертое, убеждающее. Цель — убедить.

    Убеждающая речь в ораторском искусстве призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

    Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать, комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

    Виды публичных выступлений по форме

    Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 —15 мин до 2 — 3 ч (например, доклады правительства).

    Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

    Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

    Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1—1,5 ч (вузовская лекция).

    Беседа — развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.