Земельный налог в 2011г

Содержание:

Земельный налог при УСН

Основание для уплаты

Нормы действующего законодательства РФ о налогах и сборах не предусматривают освобождения от уплаты земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением НДФЛ, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения по земельному налогу, на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога.

При этом согласно п. 2 ст. 396 НК РФ физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму земельного налога или авансовых платежей по налогу самостоятельно.

Льготы по налогу

При определении налоговой базы по земельному налогу п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено ее уменьшение на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении физических лиц — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г.; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; некоторых других категорий налогоплательщиков.

Следует отметить, что в соответствии с п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 физические лица, которые на основании п. 5 ст. 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы по земельному налогу, могут воспользоваться им и в случае использования соответствующего земельного участка для целей предпринимательской деятельности.

Система льгот по земельному налогу в виде освобождения от налогообложения установлена ст. 395 НК РФ. Однако в части налогообложения физических лиц льготы установлены только п. 7 указанной статьи — для физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для общин общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога на соответствующих территориях вправе устанавливать дополнительные льготы по налогу, основания и порядок их применения.

При этом система льгот по земельному налогу, установленная решением Тульской городской думы от 13.07.2005 № 68/1311
«О земельном налоге» (далее — решение № 68/1311), предусматривает льготы только для отдельных категорий организаций и физических лиц, использующих земельные участки в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, физическим лицом, владеющим на праве собственности земельным участком в г. Туле и использующим этот участок для целей осуществления предпринимательской деятельности, земельный налог в отношении такого участка исчисляется и уплачивается на общих основаниях.

Порядок расчета, сроки уплаты, представление отчетности

По общему правилу налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (то есть текущего года) (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Кадастровая стоимость земли определяется органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 2 Земельного кодекса РФ, ст. 390 НК РФ).

Если же кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то налогоплательщик вправе использовать для целей исчисления налога нормативную цену земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Это следует из п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На это обратил внимание арбитражных судов и Пленум ВАС РФ в п. 7 постановления от 23.07.2009 № 54.

Узнать нормативную цену земли можно в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Обязанность по выдаче заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (территориальные органы Росреестра) п. 4 постановления Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» (см. также письмо Минэкономразвития России от 30.04.2010 № Д06-1352).

Например, согласно постановлению губернатора Тульской области от 24.10.2000 № 390 (в действующей редакции) нормативная цена земли, используемой в коммерческих целях, установлена в размере 517 руб. за 1 кв. м.

Базовые налоговые ставки по земельному налогу установлены НК РФ. В частности, налоговая ставка в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ). В отношении прочих земельных участков установлена ставка 1,5% (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Представительные органы муниципалитетов могут устанавливать свои налоговые ставки, но не выше установленных НК РФ. Согласно решению № 68/1311 в г. Туле в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка в размере 0,3%. В отношении прочих земельных участков установлена ставка, предусмотренная НК РФ, — 1,5% (п. 8 и 9 решения № 68/1311).

По общему правилу сумма земельного налога исчисляется по итогам каждого налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Согласно положениям ст. 397 НК РФ порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему также устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ для представления налоговой декларации по земельному налогу, то есть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно решению № 68/1311 на территории г. Тулы плательщики земельного налога ежеквартально уплачивают авансовые платежи по налогу в размере 1/4 годовой суммы не позднее последнего числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 4.1 и 4.3 решения № 68/1311). Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты земельного налога по итогам года.

Таким образом, в 2011 г. индивидуальный предприниматель должен уплатить авансовые платежи по земельному налогу за I квартал в срок не позднее 3 мая, за II квартал — не позднее 1 августа (с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Срок уплаты авансовых платежей за III квартал — не позднее 31 октября 2011 г. Сумму налога по итогам 2011 г. нужно будет уплатить не позднее 1 февраля 2012 г.

Налоговая декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ). При этом срок, установленный НК РФ для представления налоговой декларации по земельному налогу, не может быть изменен нормативно-правовым актом представительного органа муниципалитета.

Что касается формы налоговой декларации по земельному налогу, то необходимо отметить, что с 2 сентября 2010 г. п. 7 ст. 80 НК РФ действует в редакции, согласно которой формы налоговых деклараций разрабатываются и утверждаются ФНС России (подп. «д» п. 29 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Однако до настоящего времени налоговая служба не разработала новую форму налоговой декларации по земельному налогу, поэтому налогоплательщикам нужно пользоваться формой налоговой декларации, утвержденной приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н.

Земельный налог

Земельным сбором является один из целевых фискальных платежей, устанавливаемый местными властями за пользование участками. Плательщиками такого взыскания являются юридические и физические лица, которым данный ресурс предоставлен в собственность, пользование или владение на законном основании.

Земельный налог вводится в действие и отменяется по правилам, установленным НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах.

Вопросы по данному виду сбора и порядке его оплаты на страницах сайта многочисленны, ответы юристов будут полезны всем интересующимся.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Кадастровая стоимость завышена в квитанции на земельный налог

Здравствуйте. Пришла квитанция из налоговой на земельный налог. В квитанции не верная (завышенная) кадастровая стоимость участка. Взяли справку из кадастровой с правильной стоимостью участка. В налоговой сказали что им такая не подходит. Поехали . Показать полностью

Должен ли пенсионер-инвалид 2 группы, проживающий в Санкт-Петербурге, платить земельный налог?

Я инвалид второй группы. Мне 78 лет. Живу в ПЕТЕРБУРГЕ. ИМЕЮ ДАЧУ В ЛЕНОБЛАСТИ.ДОЛЖЕН ЛИ Я ПЛАТИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ? КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ И КУДА Я ДОЛЖЕН НАПРАВИТЬ ИХ. МОЖНО ЛИ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ? СПАСИБО.

Смотрите так же:  Исковое заявление по неисполнению договора

Есть вопрос к юристу?

Оплата земельного налога, если умер собственник?

Здравствуйте, собственник земельного участка умер в июле 2016 г. Должна оплатить земельный налог за этот год наследница,дочь.

Законно ли в кооперативе просят оплаты членских взносов и земельного налога?

У НАС В КООПЕРАТИВЕ ТАВРИЯ ПОМИМО ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ В РАЗМЕРЕ 3900 РУБЛЕЙ, ПРОСЯТ ОПЛАТИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В РАЗМЕРЕ 1900 РУБЛЕЙ, ЗАКОННО ЛИ ЭТО ?

Какие ветераны освобождены от оплаты земельного налога?

Какие ветераны освобождены от уплаты земельного налога? Имеются документы ветерана боевых действий, Один собственник земельного участка.

Как рассчитать земельный налог, не имея кадастрового номера?

Пожалуйста,помогите рассчитать земельный налог в СНТ,если участок у нас не в Собственности,не по нашей вине мы не можем его оформить в Собственность,но есть все правоустанавливающие документы..Налог платим в Правление СНТ,которые в свою очередь . Показать полностью

Как снизить земельный налог?

в 2016 году налоговая прислала мне требование о пояснении занижения кадастровой стоимости земельного участка за 2014 годи при телефонном общении выяснилось что поскольку я не получаюуже давно уведомления оналоге яуплатила налог такой же как и . Показать полностью

Земельный налог оплачивается ли, если право на землю не оформлено?

Здравствуйте. Вопрос по налогам на земельный участок. Пенсионер имевший свидетельство о праве собственности на земельный участок выдано в 1993 г ( как пожизненно наследуемое владение). Умирает в в 2006 г. Сейчас оформляются документы на право . Показать полностью

Оплата земельного налога в садоводстве, не имея расчетного счета

как заплатить земельный налог Садаводства за общую (водоемы,дороги) землю в садоводстве не имея р/счета?

Имею ли я право платить налог на муниципальную землю а не заключать договор аренды?

являюсь собственником зданий которые находятся на муниципальной земле .. все время платил налог на землю..теперь земельный комитет обязывает заключить договор аренды .. но он грабительский и мне не выгоден имею ли я право платить налог а не . Показать полностью

Должна ли я оплачивать ежегодные взносы СНТ?

Добрый день, земельный участок 7 соток в Московской области достался в наследство от мужа. Наследниками являются я и мои несовершеннолетние дети. Я и они являются получателями пенсии по потере кормильца. Членами СНТ не являемся, и муж не являлся, . Показать полностью

Как формить земельный участок в собстаенность

Здравствуйте, меня зовут Михаил и у меня такая проблема Моей бабушке под застройку был выделен в 1940 году земельный участок, на нем был построен дом.Далее земельный участок с домом перешел по наследству моей маме, теперь он перешел ко мне.Я . Показать полностью

Задолженность по недвижимости и земельный налог

Долг на налог за недвижимость и земельный налог после продажи имущества кто должен оплатить. Кто продал или кто купил, зная, что есть задолженность?

Льгота ветерану труда на земельный налог

Добрый день! Мне нужна Ваша помощь — моя мама ветеран труда. проживает и прописана в Ступинском районе МО, имеет в собственности 12 соток земли, стоимость налога составляет 2880 рублей в год, пенсия 14850. При обращении в местный налоговый орган о . Показать полностью

Законно ли с меня требуют земельный налог задним числом?

Здравствуйте! Я военный пенсионер с 2012 г. До июня 2012г. служил в ФСО, подполковник. В начале 2016 года ФНС прислала мне требование об уплате земельного налога за 3 месяца 2011 г. и за полгода 2012г. — с того момента, как был оформлен мой . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Земельный налог

Совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены, а также полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений ─ все это составляющие налоговой системы Российской Федерации.

Налоги ─ главная форма мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды. На налоговые поступления приходится от 70 до 90% всех доходов федерального бюджета России и примерно половина доходов региональных и местных бюджетов.

Налоги и сборы ─ не одно и то же. Их отличают неодинаковый подход к установлению, различная регулярность и отличные последствия неуплаты.

Налог ─ это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор ─ тоже обязательный, но не платеж, а взнос. Его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц.

Виды налогов; налоги федеральные, региональные и местные

Налоги бывают различными: прямыми и косвенными; в зависимости от характера использования ─ общего значения и целевыми; разовыми и регулярными.

Налоги и сборы могут быть федеральными, региональными и местными. К федеральным налогам и сборам в частности относятся: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций. К региональным налогам и сборам ─ транспортный налог, налог на имущество организаций и даже …налог на игорный бизнес. Земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.

Налоги в истории

Налоги ─ неизменный спутник цивилизации. Их история теряется в глубокой древности. Как только начали формироваться первые государства, появились налоги. Налоги платили ремесленники, торговцы и крестьяне. Налоги существовали в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Именно из налоговой системы Древнего Рима до наших дней дошли такие понятия как ценз, акциз, фискал, разделение налогов на прямые и косвенные.

Среди десятков других налогов в Римской империи существовал земельный налог. Земля была главным источником богатства и основным объектом налогообложения во время распада феодальной системы в средние века.

Сначала размер земельного налога зависел от площади сельскохозяйственных земель. Затем его определяли в зависимости от величины годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.

Сегодня главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Но роль недвижимости вообще и земли в частности остается заметной. Земельный налог занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации, несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме поступлений.

Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба (ФНС России) ─ федеральный орган исполнительной власти. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В круг ее обязанностей, кроме того, входят контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в соответствующие бюджеты, а также выполнение функций агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговый кодекс

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, принятый ГД ФС РФ 16.07.2008, содержит исчерпывающую информацию о налогах и сборах. В нем определены такие понятия как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая декларация (декларация по земельному налогу).

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами муниципальных образований, а также городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга. Прерогатива местных властей ─ устанавливать для владельцев земельных участков порядок и сроки уплаты земельного налога, размеры налоговых ставок (в пределах, заданных Налоговым кодексом РФ), дополнительные налоговые льготы.

Объекты налогообложения

Объекты налогообложения, если говорить о земельном налоге, ─ это земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований или городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга. Земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, объектами налогообложения не являются.

Для земельных участков, находящихся в общей собственности, налоговая база рассчитывается при общей долевой собственности ─ пропорционально долям, а при общей совместной собственности ─ в равных долях.

Собственники помещений многоквартирного дома платят земельный налог за земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, пропорционально своим долям собственности. Если многоквартирный дом полностью принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, земельный участок, на котором он находится, земельным налогом не обкладывается.

Налогоплательщики

Платить налог на земельный участок должны собственники земли в СНТ (садовые некоммерческие товарищества), ДНП (дачные некоммерческие партнерства), участков под индивидуальными строениями (жилыми домами и гаражами). Платят земельный налог и граждане, владеющие участками на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. А с юридических и физических лиц, использующих земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды, земельный налог не взимается.

Для физических лиц основанием для уплаты земельного налога является налоговое уведомление, направляемое налоговым органом. Оно содержит расчет налоговой базы, размер налога, подлежащего уплате, а также сроки уплаты. Налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.

Новым для России принципом в налогообложении земель стало введение земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельных участков, о которой Вы узнаете из следующей статьи. Размер налога для земельного участка определяется на основании налоговой ставки и базы по налогу. Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Для участков, приобретенных в целях строительства, предусмотрены повышающие коэффициенты.

Сведения для определения налоговой базы предоставляют службы государственного земельного кадастра, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также муниципальные образования.

Территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют сведения о кадастровой стоимости земельных участков по письменному заявлению владельца участка. С информацией о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения можно ознакомиться на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Ставка земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований (городов федерального подчинения Москвы и Санкт-Петербурга). Местные власти могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки для различных категорий земель и (или) видов использования земельного участка.

Они могут различаться достаточно сильно. Например, в Санкт-Петербурге в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, размер налоговой ставки составляет 0,042%. А в Москве аналогичный показатель ─ 0,025%.

Но в любой части России налоговая ставка не должна превышать 0,3% от кадастровой стоимости для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры ЖКХ или предоставленных для жилищного строительства, а также земель сельскохозяйственного назначения или приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства. В отношении других земельных участков этот показатель не должен превышать полутора процентов.

Уплата земельного налога

Порядок и сроки уплаты земельного налога определяются органами местного самоуправления. Оплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка. Уплатить земельный налог можно не только в отделениях банков, но и с помощью электронных сервисов банков-партнеров, заключивших соглашение с ФНС России.

Смотрите так же:  Приказ 68 мвд рк

Начиная с 2011 г. срок уплаты налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговым периодом по земельному налогу является календарный год).

Срок уплаты налога для физических лиц ─ индивидуальных предпринимателей, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Не позднее этого срока предприниматели представляют налоговые декларации в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Величина налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется, как разница между размером налога, исчисленным по истечении налогового периода и суммой уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. (Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для индивидуальных предпринимателей могут быть предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу).

Налоговая декларация по земельному налогу может иметь различную форму: как «бумажную» (с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата, или с использованием двумерного штрих-кода), так и электронную.

Для декларации, имеющей электронный вид, днем представления считается дата ее отправки.

Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в ИФНС лично или через своего представителя, а также направлена в виде почтового отправления с описью вложения.

Земельный налог: когда надо платить и отчитываться

С 2011 г. сдавать налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу больше не нужно (Пункт 53 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). Но многие по-прежнему должны уплачивать авансовые платежи по нему (Пункты 1, 2 ст. 397 НК РФ). Так как близится конец полугодия, возникают вопросы о том, как его рассчитывать, а иногда — нужно ли его вообще платить.

Нет собственника земли — нет земельного налога

У нас в собственности есть нежилые помещения в жилом доме. Но свидетельства на землю у нас нет. Нам выдали выписку, где указаны кадастровый номер и кадастровая стоимость земельного участка. Налоговая требует заплатить земельный налог и представить декларацию. Права ли инспекция?

Нет. Плательщиком земельного налога вы не признаетесь, так как не являетесь собственником земельного участка (Пункт 1 ст. 388 НК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54; Письма Минфина России от 21.04.2011 N 03-05-05-02/22, от 05.03.2011 N 03-05-05-02/12, от 25.02.2010 N 03-05-04-02/23, от 28.06.2010 N 03-05-05-02/45). Поэтому до тех пор, пока вам не выдадут свидетельство о праве собственности, налог платить не надо.

Не знаете кадастровую стоимость? Платите налог по нормативной цене земли

Мы не платили земельный налог, пока не получили кадастровый паспорт с информацией о стоимости участка. Аудиторы нам сказали, что инспекция доначислит нам налог за весь период, в течение которого мы его не уплачивали, и оштрафует нас. Это так?

Да. Ведь отсутствие информации о кадастровой стоимости земельного участка не освобождало вас от обязанности уплачивать налог.
Сведения о кадастровой стоимости земли вы могли запросить бесплатно в территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости или узнать на интернет-сайте Роснедвижимости (Пункт 14 ст. 396 НК РФ; п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52).
Если такой информации вы не нашли или Роснедвижимость отказалась вам ее дать (Пункт 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), то налог нужно было рассчитывать и уплачивать исходя из нормативной цены земли (Пункт 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 20.03.2011); Письмо Минфина России от 12.08.2009 N 03-05-05-02/48; п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54). Информацию о ней вы должны были узнавать из нормативных актов региональных органов власти или запрашивать в территориальном органе Росреестра (Статья 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю»; п. п. 1, 4 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 N 319).

Уточненка по проданной земле подается по месту учета организации

Наша организация владела земельным участком в другом регионе и представляла декларации по земельному налогу по месту нахождения земли. Участок мы продали, а уже после обнаружили ошибку в декларации. В какую инспекцию нам нужно подать уточненную декларацию: в которой мы состоим на учете или по месту нахождения земельного участка?

В течение 5 дней после продажи земельного участка ИФНС снимет с учета вашу организацию по месту нахождения земли (Пункт 2 ст. 85 НК РФ). Поэтому уточненку вы представляете в налоговый орган по месту учета организации (Пункт 5 ст. 81 НК РФ). Не возражает против этого и Минфин.

Из авторитетных источников
Сорокин Алексей Валентинович, начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
«В случае продажи земельного участка и снятия с учета в налоговом органе по месту нахождения этого участка карточка РСБ по соответствующему КБК закрывается, а сальдо расчетов передается в налоговый орган по месту учета организации. При этом по месту учета организации открывается карточка РСБ с соответствующим КБК и кодом ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок и по которому ранее уплачивался земельный налог.
Таким образом, уточненная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговые обязательства уточняются по ОКАТО, по которому ранее уплачивался налог по месту нахождения земельного участка».

Покупка земли для перепродажи не освобождает от уплаты налога

Мы приобрели земельный участок для дальнейшей перепродажи. Право собственности оформлено, участок оприходован на счет 41. Являемся ли мы плательщиком земельного налога? Если да, то как учесть этот налог?

Да, являетесь. Основание — свидетельство о праве собственности на землю (Пункт 1 ст. 388 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40).
В бухгалтерском учете земельный налог может быть включен в состав расходов по обычным видам деятельности (дебет счета 44 кредит счета 68) (Пункт 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), а в налоговом — в прочие расходы (Подпункт 1 п. 7 ст. 272, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.04.2011 N 03-03-06/2/64).

Платить налог надо только за полные месяцы

Свидетельство о праве на землю датировано 20.12.2010. Нужно ли нам сдавать декларацию и платить земельный налог за 2010 г.?

Вы становитесь плательщиком земельного налога с момента регистрации права собственности на землю (Пункт 1 ст. 388 НК РФ), поэтому обязаны представить декларацию за 2010 г. (Пункт 1 ст. 398 НК РФ).
Однако в расчете земельного налога участвуют только полные месяцы фактического владения участком земли (Пункт 7 ст. 396 НК РФ). Если право собственности возникло до 15-го числа месяца, месяц считается полным и учитывается в расчете (Пункт 7 ст. 396 НК РФ), если после 15-го — то месяц в расчет не принимается. Поэтому в декларации сумма налога за 2010 г. будет равна нулю. Платить налог вы начнете только с 2011 г.

Из-за ошибки Росреестра налог не пересчитывается

В январе 2010 г. наша организация приобрела земельный участок. Налог за 2010 г. уплачен полностью. В апреле 2011 г. Роснедвижимость прислала нам бумагу, в которой написала, что в связи с технической ошибкой кадастровая стоимость принадлежащего нам земельного участка в 2010 г. была указана неправильно. Она должна быть выше. Нужно ли в связи с этим сдавать уточненки и доплачивать налог?

Нет, не нужно. Представлять уточненки и доплачивать налог исходя из увеличенной кадастровой стоимости надо, только если она исправлялась на основании решения суда (Письмо Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21). Если решение есть и вам придется доплачивать налог, то начислить пени вам не могут, так как налог в этом случае перерассчитывается не по вашей вине (Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-05-04-02/75).

Если изменилось назначение земли, пересчитывать налог не нужно

В марте 2011 г. изменилось назначение нашего земельного участка. В результате увеличилась кадастровая стоимость и изменилась ставка налога. С какого момента нужно пересчитывать налог?

За 2011 г. налог пересчитывать не нужно, поскольку весь 2011 г. налог вы уплачиваете исходя из кадастровой стоимости, определенной на 01.01.2011 (Пункт 1 ст. 391 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66). Платить налог исходя из новых данных нужно только с 2012 г.

Разделил участок — плати налог по-новому

Наша организация разделила принадлежащий ей земельный участок на несколько частей. У некоторых из частей поменялось назначение, и земельный налог по ним надо исчислять по пониженной ставке. Право собственности на образовавшиеся земельные участки зарегистрировано 11.03.2011. С какого момента можно платить налог по пониженной ставке?

Земельный налог вы рассчитываете следующим образом (Пункт 1 ст. 391, п. 7 ст. 396 НК РФ; п. п. 1, 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ; п. 6 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):
1) за бывший участок — до месяца прекращения права собственности на него, то есть до марта;
2) по новым участкам — начиная с месяца регистрации права собственности на них, то есть с марта по декабрь. Причем уже по пониженным ставкам.
Обратите внимание, что в декларации вы заполняете отдельный лист разд. 2 на каждый участок, в том числе и на бывший (Пункт 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утв. Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н).

Стал предпринимателем — подавай декларацию по используемой земле

В качестве ИП я был зарегистрирован 15.03.2011 и сразу начал сдавать в аренду свой земельный участок, которым владею с 2009 г. Рассчитывать земельный налог за 2011 г. нужно будет за весь год или только за время сдачи земли в аренду?

После того как вы зарегистрировалась как ИП и стали использовать в своей предпринимательской деятельности принадлежащие вам земли, вы обязаны сами исчислять и платить земельный налог, а также представлять декларацию.
В разд. 2 декларации есть строка 210, в которой необходимо указать количество полных месяцев владения земельным участком в течение года (Подпункт 22 п. 5.2 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н). Так как участком вы владели в течение всего года, то и указывать нужно полное количество месяцев, то есть 12. Соответственно, и налог вы будете рассчитывать и платить за весь год, независимо от фактического времени использования земельного участка в предпринимательской деятельности.

Неиспользуемую землю предприниматель не декларирует

У меня в собственности есть земельный участок, который я купил до того, как зарегистрировался предпринимателем. Теперь я ИП и занимаюсь розничной торговлей бытовой техникой. Думаю, мне не надо подавать декларацию по земельному налогу на эти земли. Прав ли я?

Вы правы. Если вы не используете земельный участок, то представлять декларацию не нужно. Платите налог как физическое лицо на основании уведомлений, присылаемых инспекцией (Пункт 4 ст. 397 НК РФ). А когда начнете использовать земельный участок в своей предпринимательской деятельности — не забудьте представить декларацию.

Смотрите так же:  Пример заявление на загранпаспорт на 5 лет

Постановление Президиума Ростовского областного суда от 27 октября 2011 г. N 44г-134 Дело о взыскании задолженности по земельному налогу направлено на новое рассмотрение, поскольку при разрешении вопроса о взыскании с налогоплательщика недоимки по уплате земельного налога и пени, судебные инстанции допустили ошибочное применение норм материального права, определяющих круг лиц, освобожденных от уплаты земельного налога

Постановление Президиума Ростовского областного суда
от 27 октября 2011 г. N 44г-134

Президиум Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Золотаревой Е.А.

членов президиума Юровой Т.В., Кречун Н.И., Титовой Н.Н., Ходакова А.В., Огульчанского М.И.,

рассмотрев гражданское дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области к Иванковой Зинаиде Илларионовне о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 11888 руб. 93 коп. и пени в размере 1606 руб. 21 коп.,

переданное в суд надзорной инстанции на основании определения судьи Ростовского областного суда Титухова М.Б. от 10 октября 2011 года, вынесенного по надзорной жалобе от 12 августа 2011 года Иванковой Зинаиды Илларионовны на решение мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от 21 января 2011 года и апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 1 марта 2011 года,

по докладу судьи Ростовского областного суда Титухова М.Б.,

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области обратилась в суд с иском к Иванковой Зинаиде Илларионовне о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 11888 руб. 93 коп. и пени в размере 1606 руб. 21 коп.

В обоснование своих исковых требований МИФНС России N 25 по Ростовской области указала на то, что Иванкова З.И. является собственником земельного участка, состоит на учете в качестве налогоплательщика. В соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23 августа 2005 года N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону» Иванкова З.И. обязана уплачивать земельный налог. Поскольку налоговые обязательства Иванковой З.И. своевременно исполнены не были, за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов была начислена пеня.

Решением мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от 21 января 2011 года взыскана с Иванковой З.И. в пользу МИФНС России N 25 по Ростовской области недоимка по уплате земельного налога за 2009 год в размере 11888 руб. 93 коп. и пеня в размере 644 руб. 70 коп., а всего в размере 12533 руб. 63 коп. Взыскана с Иванковой З.И. госпошлина в доход федерального бюджета в размере 501 руб.

Апелляционным определением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 1 марта 2011 года решение мирового судьи оставлено без изменения, апелляционная жалоба Иванковой З.И. — без удовлетворения.

В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового судебного постановления, которым следует отказать МИФНС России N 25 по Ростовской области в удовлетворении исковых требований. Автором жалобы указывается на то, что он обладает льготами по уплате земельного налога, однако судебные инстанции необоснованно проигнорировали положения действующего нормативного акта органа местного самоуправления, взыскав в полном объеме с заявителя задолженность по налогам, а также пеню.

Дело истребовано в областной суд 29 августа 2011 года. Поступило гражданское дело в Ростовский областной суд 14 сентября 2011 года.

Определением судьи Ростовского областного суда от 10 октября 2011 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции — президиум Ростовского областного суда в связи с существенным нарушением судом норм материального права.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав объяснения Моргун О.Ю., действующей на основании доверенности от 19 июня 2010 года в интересах Иванковой З.И., проверив законность судебных постановлений в соответствии с ч. 1.1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум находит решение мирового судьи и апелляционное определение подлежащим отмене ввиду существенного нарушения судебными инстанциями норм материального права.

Удовлетворяя заявленные исковые требования МИФНС России N 25 по Ростовской области, судебные инстанции исходили из того, что Иванкова З.И. является обязанным лицом по уплате земельного налога. В ее собственности находится земельный участок, расположенный по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, разрешенного использования земли, строений, расположенных на нем, задолженность по уплате Иванковой З.И. земельного налога за 2009 год составила 11888 руб. 93 коп.

Не соглашаясь с доводами Иванковой З.И. о том, что она освобождена от уплаты земельного налога, так как является пенсионером, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, достигшим 55-летнего возраста и не использующим участок для ведения предпринимательской деятельности ( пункт 3.2.2 . Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону), судебные инстанции указали, что Иванкова З.И. могла бы претендовать на указанную льготу, если бы была зарегистрирована (прописана) в установленном законодательством порядке по адресу расположения земельного участка ( пункт 3.3 . Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону).

Поскольку Иванкова З.И. зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, то есть не по адресу расположения земельного участка, то она, по мнению суда, не может быть освобождена от уплаты земельного налога.

С указанными выводами согласиться нельзя ввиду следующего.

В соответствии с пунктом первым и вторым статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно пункту 3.2. Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23 августа 2005 года N 38, от уплаты земельного налога освобождаются, в частности, инвалиды I и II групп; пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, достигшие 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин; вдовы (не вступившие в повторный брак) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; Герои Социалистического Труда; кавалеры орденов Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности.

В то же время в отношении земельных участков (их долей), занятых жилищным фондом, физические лица, относящиеся к категориям налогоплательщиков, перечисленных в подпункте 3.2 , освобождаются от уплаты земельного налога только за земельный участок (долю), на котором расположен объект жилищного фонда (дом, квартира), где они являются собственниками, и в котором налогоплательщики имеют постоянную регистрацию (прописку) в установленном законодательством порядке.

Вынося по делу обжалуемые судебные постановления, суд исходил из того, что Иванкова З.И. является пенсионером, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, достигшим 55-летнего возраста для женщин.

Однако Иванкова З.И. не может быть освобождена от уплаты земельного налога, по мнению суда, поскольку зарегистрирована не по адресу месторасположения земельного участка.

Вместе с тем представительный орган муниципального образования, Ростовская-на-Дону городская Дума, устанавливая налоговые льготы по уплате земельного налога, предусмотрел возможность освобождения от уплаты земельного налога для конкретной категории граждан, зарегистрированных по адресу расположения земельного участка, занятого исключительно жилищным фондом.

Согласно пункту первому статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на земельном участке, принадлежащем заявителю по праву собственности, расположено кафе.

В силу прямого указания закона, кафе, как совокупность помещений, не предназначенных для проживания, не входит в состав жилищного фонда.

Иных доказательств того, что земельный участок, принадлежащий по праву собственности заявителю, занят жилыми помещениями, суду представлено не было.

Не было установлено в ходе судебного разбирательства и разрешенное использование земельного участка Иванковой З.И.

Разрешая настоящий спор, суд, вопреки законоположениям, содержащимся в статье 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не определил должным образом, какие обстоятельства имеют значение для рассмотрения дела, какие обстоятельства должны быть установлены в ходе судебного разбирательства, какие обстоятельства установлены либо остались не установленными соответствующими способами доказывания.

В частности, суд безосновательно пришел к выводу о том, что Иванкова З.И. не вправе воспользоваться льготой по оплате земельного налога, поскольку имеет постоянную регистрацию (прописку) по иному адресу, нежели адресу расположения земельного участка. Однако подобный вывод судебных инстанций был допустим только в том случае, если бы обстоятельства дела безусловно свидетельствовали о том, что на земельном участке Иванковой З.И. расположен объект жилищного фонда.

Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела.

Поэтому судебные постановления подлежат отмене в полном объеме, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку при разрешении вопроса о взыскании с налогоплательщика недоимки по уплате земельного налога и пени, судебные инстанции допустили ошибочное применение норм материального права, определяющих круг лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

При новом рассмотрении исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области к Иванковой Зинаиде Илларионовне о взыскании задолженности по земельному налогу и пени суду необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие либо о расположении на земельном участке заявителя объектов жилищного фонда (квартир, домов), либо об их отсутствии.

Поскольку вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для законного и обоснованного рассмотрения исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области, невозможно установить из имеющихся материалов настоящего гражданского дела, президиум Ростовского областного суда не может, отменяя судебные акты мирового судьи и суда апелляционной инстанции, принять новое судебное постановление.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 387 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

решение мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от 21 января 2011 года и апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 1 марта 2011 года по гражданскому делу по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области к Иванковой Зинаиде Илларионовне о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, отменить, направив гражданское дело председателю Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону для передачи мировому судье на новое рассмотрение по подсудности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: