Содержание:
Административная ответственность собственника жилья
Прокуратура Республики Коми Официальный сайт
Административная ответственность за нарушения, связанные с содержанием и ремонтом жилых домов
Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.
Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».
Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.
Одной из наиболее применяемых в сфере ЖКХ статей КоАП РФ является ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений). Как правило, по ней привлекается организация, заключившая с собственниками квартир в жилом доме договор по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома.
Нарушения выражаются в неоказании или ненадлежащем оказании услуг, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491); Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее — Правила № 170), нарушении требований Технического регламента, установленного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания своего имущества. В силу ст. 158 ЖК РФ бремя расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома возлагается на собственников. Статьи 44, 46, 158 ЖК РФ предусматривают, что для включения в договор работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений. В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 14 октября 2008 г. № 26084-СК/14 при отсутствии таких решений общего собрания управляющая или подрядная организация не вправе выполнять указанные услуги и работы и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг.
Однако собственники – физические лица часто пренебрегают этой обязанностью: не разрешают на общих собраниях вопрос о необходимости проведения ремонта; не оплачивают его проведение и даже могут принять решение о том, что в проведении такого ремонта нет необходимости.
С другой стороны, согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ, обязанность оказывать услуги по содержанию общего имущества возлагается на основании договора на управляющую компанию. Согласно п. 16, 17 Правил содержания № 491 обязанность по содержанию общего имущества реализуется посредством заключения договора с управляющей организацией. Согласно п. 42 Правил содержания № 491 установлена ответственность управляющих организаций перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств, они несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В связи с указанными противоречиями в определении ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-6464/10 сформулирована следующая позиция: текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями, независимо от упоминания о них в договоре и решения общего собрания собственников.
Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей компании. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Управляющие компании за ненадлежащее содержание и ремонт многоквартирных жилых домов подлежат административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ. Дела указанной категории рассматривают органы Государственной жилищной инспекции (в нашем регионе данный орган надзора входит в состав Комитета ЖКХ Республики Коми).
Административная ответственность собственника жилья
Как правило, собственники жилых помещений осведомлены о своих правах владения, пользования и распоряжения принадлежащими им квартирами, домами. Однако не все знают, что эти права не безграничны, и их реализация обусловлена назначением этих помещений.
Кроме того, у собственника ряд установленных законом обязанностей:
— поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
— нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме;
— своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение.
За неисполнение указанных обязанностей наступает ответственность.
Так, статьей 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за:
порчу жилых домов, жилых помещений, их оборудования,
самовольные переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений;
использование жилых помещений не по назначению.
За совершение указанного правонарушения предусмотрены наказания в виде предупреждения и штрафа.
Так, самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии со ст. 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Какая кому ответственность за использование жилого фонда (квартиры) в качестве офиса (коммерческой недвижимости)?
1. Какая ответственность арендодателю если он ИП? Или если он физ. лицо?
2. Какая ответственность арендатору, если он ИП, ооо или физическое лицо?
Что грозит и что могут сделать озлобленные сотрудники ОБЭПа, если арендодатель выкупает (расселяет) многокомнатные квартиры в подъезде и сдает их в Аренду как офисы (мини бизнес центр) разным компаниям, всем участникам сделок?
Ответы юристов (19)
В отношении физического лица ответственность следующая:
Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 7] [Статья 7.21]
1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Есть вопрос к юристу?
В данной ситуации Вам необходимо знать, что жилое помещение, в соответствии с нормами действующего законодательства нельзя сдавать в аренду — этот договор будет называться — договор найма жилого помещения.
Если же случилась такая ситуация, что стороны заключили договор АРЕНДЫ жилого помещения — то в любом суде данный договор будет признан недействительным.
Соответственно рассуждения об ответственности за заключение заведомо недействительного договора теряют правовой смысл.
С уважением А.Э.С.
Отличия договора аренды от договора найма жилого помещения:
Здесь очень хорошо все объяснено и юридически верно.
С уважением А.Э.С.
Согласно Статье 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями КОАП.
1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в
размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Также предусмотрена ответственность собственника ст. 293 Гражданского Кодекса РФ:
Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение,орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Таким образом, отвечаю на Вашем вопросы:
1. Какая ответственность арендодателю если он ИП? Или если он физ. лицо?
от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, только на физическое лицо (в том числе ИП).
Шелковая Наталья Николаевна
Статья 17 ЖК РФ. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
2. Допускается использование жилого помещения для осуществления
профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской
деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если
это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также
требования, которым должно отвечать жилое помещение.
3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических,
экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соответственно — если ничего из этого не нарушалось то и ответственности не будет.
С уважением А.Э.С.
Уточнение клиента
А многочисленным арендаторам разделенных комнат квартиры что то может быть? Как то им можно по закону «нагадить» (например озлобленные сотрудники ОБЭПа смогут?
10 Апреля 2015, 08:05
ОБЭП — это всегда неприятная встреча, с какой бы стороны не посмотреть. Они работают по заявлению. А арендаторам (фактическим нанимателям) скорее всего придется заплатить штраф который указали коллеги выше.
С уважением А.Э.С.
Алексей, ст.17 жк РФ применима к собственникам помещения, которые осуществляют в нем свою профессиональную деятельность или ип деятельность,
А про юридических лиц смотрим статью 671 ГК РФ:
2. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Уточнение клиента
А какая ответственность у юр. лица за то что это ООО, кроме того что их там сотрудник будет проживать, еще и кассу к примеру там организует?
Насколько это плохо и незаконно?
10 Апреля 2015, 08:18
В данном вопросе речь идет про ИП — который собственник жилых помещений и сдает в наем свои квартиры. Так что считаю свой ответ полностью обоснованным.
ИП — это физ. лицо, а не юр. лицо.
Если ст. 17 ЖК РФ не нарушена. И договоры переоформлены с аренды на найм никаких санкций не будет.
2. Допускается использование жилого помещения для осуществления
профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской
деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если
это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также
требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Уточнение клиента
Интересно, как можно узнать наказывали ли кого-то штрафом за подобное и (что еще лучше) обжаловал ли ТП или ООО такое наказание в судах?
10 Апреля 2015, 08:31
Алексей, а почему вы их в нежилое не переводите, невозможно это сделать технически или просто не хотите заморачиваться.
Штрафы для ООО могут быть довольно таки серьезными:
Статья 7.22. КОАПНарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Если там действительно будет проживать сотрудник то никакой ответственности не наступит.
Даже можно адрес квартиры регистрировать, как юридический адрес ООО
Минфин России в Письме от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159 разъяснил:
В соответствии со сложившейся судебной практикой (Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2007 дело N А33-18496/06-Ф02-3367/07, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2006 дело N А82-4788/2005-1) решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы, были признаны незаконными.
Учитывая изложенное, представляется, что законодательство Российской Федерации не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Т.е. если квартира не будет перестраиваться и не будет другого нарушения ст. 7.21, 7.22КоАП РФ, то последствий быть не должно.
Но если квартира будет использоваться как офис, без проживания в ней, тогда могут по решению суда на основании нарушения ст.17 ЖК РФ и ст. 671 ГК РФ расторгнуть договор аренды и выгнать ООО из квартиры. Но только по решению суда, просто так нельзя этого сделать.
Согласно ст. 288 Гражданского кодекса РФ «жилые помещения предназначены для проживания граждан… Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое». Аналогичная норма (с незначительными отличиями) содержится в ст. 17 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ).
При планировке территории размер земельного участка, необходимого для эксплуатации дома (подъездные пути, гостевая автостоянка, детская игровая площадка, и т.п.), рассчитывается исходя из бытовых потребностей проживающих в нем граждан (а также коммерческой эксплуатации встроенно-пристроенных нежилых помещений — при их наличии). Коммуникации жилого дома (в первую очередь складирование и вывоз твердых бытовых отходов) тоже не рассчитаны на самовольное изменение целевого использования даже одной квартиры. Поэтому размещение (в обход установленного порядка) в квартире многоквартирного жилого дома офиса предприятия создает дополнительную «нагрузку» на весь эксплуатационный комплекс дома. Правовые нормы ст. 288 ГК РФ и ст. 17 ЖК РФ
направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов владельцев
(собственников, нанимателей, арендаторов и т.п.) жилых и нежилых помещений
этого дома.
Безусловно, договор аренды прямо противоречит запрету, установленному в этих статьях. Специальных последствий данного нарушения действующим законодательством не установлено, в связи с чем договор аренды квартиры в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой, причем для констатации этого юридического факта решение суда необязательно (п. 1 ст. 166 ГК РФ).
Жилищным кодексом (ЖК РФ) закрепляются обязанности граждан по соблюдению правил пользования жилыми помещениями. При этом требование использовать его по прямому назначению предъявляются как к собственникам жилых помещений, так и к нанимателям, то есть как к арендатору, так и арендодателю. Правила пользования жилыми помещениями, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.
За нарушение данных правил, в частности за использование жилья не по назначению, частью 1 статьи 7.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, санкция которой предполагает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Соответственно, ответ на Ваш вопрос относительно наказания в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя: санкция данной статьи не предусматривает особых субъектов, арендодатель или арендатор наказывается как физ.лицо.
Относительно вопроса: «что могут сделать озлобленные сотрудники ОБЭПа?», отвечаю: составление протоколов и рассмотрение дел по ст. 7.21 КоАП РФ не входит в полномочия органов внутренних дел (полиции), статьей 23.55 КоАП РФ данными полномочиями наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.
ИП может осуществлять деятельность в жилом помещении если он там проживает,
поэтому, если вы сдали квартиру ИП, он живет там на законных основаниях и занимается, например, оказанием бытовых услуг населению, то вопросов нет.
ДД.ДД.ДД года г. Озерск
Озерский районный суд… области в составе председательствующего судьи Коршаковой Ю.С., с участием заявителя Соловьева В.И., его защитника адвоката Кузьмина В.Н.,
при секретаре Брызгиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании
дело об административном правонарушении по жалобе Соловьева В.И. на постановление руководителя (директора) государственной жилищной инспекции (Службы)… области Сагий Р.Д. от ДД.ДД.ДД года, которым Соловьев В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере… рублей,
Постановлением руководителя (директора) государственной жилищной инспекции (Службы)… области Сагий Р.Д. от ДД.ДД.ДД года Соловьев В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере… рублей.
Не
согласившись с названным постановлением, Соловьев В.И. обратился в суд с
жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу
постановления и прекращении производства по делу, в связи с истечением
срока давности привлечения его к административной ответственности,
поскольку работы по переустройству и перепланировке жилого помещения,
нанимателем которого он является, были выявлены сотрудниками БТИ в ДД.ДД.ДД
году, кроме того, отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что он
является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.
Заявитель
Соловьев В.И. в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме по
доводам, в ней изложенным, настаивал на отмене постановления о
привлечении его к административной ответственности и прекращении
производства по делу.
Защитник
Соловьева В.И. – адвокат Кузьмин В.Н., действующий на основании ордера,
в судебном заседании доводы жалобы Соловьева В.И. поддержал, полагал ее
подлежащей удовлетворению, состоявшееся по делу постановление – отмене.
Представитель государственной жилищной инспекции (Службы)…
области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,
в судебное заседание не явился, в суд представлен отзыв на жалобу, из
содержания которого усматривается, что руководитель государственной
жилищной инспекции (Службы)… области
полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу
Соловьева В.И. — не подлежащей удовлетворению.
Заслушав
пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив
законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, суд
приходит к следующему.
Частью 1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях
предусмотрена административная ответственность за порчу жилых домов,
жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольные
переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых
помещений либо использование их не по назначению.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ
переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену
или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или
другого оборудования, требующие внесения изменения в технический
паспорт жилого помещения.
Согласно ст. 26 ЖК РФ
переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований
законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на
основании принятого им решения.
На
основании предписаний ЖК РФ порядок пользования жилыми помещениями
государственного и муниципального жилищных фондов, а также жилыми
помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности в
многоквартирных домах, установлен Правилами пользования жилыми
помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января
2006 года №25.
В
частности, Правилами предусматриваются ряд обязанностей нанимателя жилья
по договору социального найма, в том числе не допускать в жилом
помещении работ или других действий, приводящих к его порче;
поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений
общего пользования, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении,
подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях
общего пользования; обеспечивать сохранность санитарно-технического и
иного оборудования; немедленно принимать возможные меры к устранению
неисправностей жилого помещения или оборудования, находящегося в нем, и в
случае необходимости сообщать о них займодателю или в соответствующую
управляющую организацию; производить текущий ремонт жилого помещения.
Правилами запрещается переустройство или перепланировка жилого помещения
в нарушение установленного порядка.
Правилами
и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных
Постановлением Госстроя РФ от 27сентября 2003 года №170, закреплены
условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки)
жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и
жилых помещений. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых
домах допускается производить после получения соответствующих разрешений
в установленном порядке.
Статьей 28 ЖК РФ установлено, что завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Материалами дела установлено, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной ДД.ДД.ДД года государственной жилищной инспекцией… области, ДД.ДД.ДД выявлено, что Соловьев В.И., являясь нанимателем жилого помещения по адресу: .
произвел самовольные переустройство и перепланировку квартиры:
обустройство за счет площади общего коридора двух помещений при входе в
дом – коридора и санузла, в котором установлен унитаз, стиральная
машина, угловая ванна, электрический бойлер; помещение кухни разделено
перегородкой, разобрана печь, перенесена газовая плита, в помещении
ранее существовавшей ванны установлен котелок, из данного помещения
устроен вход во вновь образованное помещение санузла.
Вышеуказанными действиями Соловьев В.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вина Соловьева В.И. в совершении данного административного правонарушения подтверждается актом инспекционной проверки от ДД.ДД.ДД года №; протоколом об административном правонарушении от ДД.ДД.ДД,
в соответствующей графе которого Соловьев В.И. проставил свою подпись,
не оставив замечаний, подтвердив тем самым правильность изложенных
сведений, кроме того, собственноручно изложил объяснения, не отрицая
факта самовольной перепланировки и переустройства спорного жилого
помещения; постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ДД.ДД года №; техническим паспортом на квартиру № дома № по… по состоянию на ДД.ДД.ДД года, инвентарным делом на дом . а также иными материалами дела об административном правонарушении.
Доказательства
по делу отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и
достаточности, получены и оформлены уполномоченным на то должностным
лицом с соблюдением требований действующего законодательства, оценены в
соответствии с требованиями законодательства об административных
правонарушениях. Вывод должностного лица о наличии события, состава
правонарушения и виновности Соловьева В.И. в совершении вменяемого ему
административного правонарушения является правильным и обоснованным.
Действия Соловьева В.И. квалифицированы правильно по ч.1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оспаривая
законность привлечения к административной ответственности, Соловьев
В.И. в жалобе ссылается на то обстоятельство, что не является субъектом
административного правонарушения.
Вместе
с тем такие доводы подлежат отклонению в силу того, что опровергаются
установленными судом и указанными выше обстоятельствами, в частности
объяснениями Соловьева В.И., изложенными им собственноручно в протоколе
об административном правонарушении от ДД.ДД.ДД года,
более того, в судебном заседании Соловьев В.И. не отрицал факт
осуществления им перепланировки и переустройства квартиры № дома № по… в том объеме, который указан в оспариваемом постановлении о привлечении его к административной ответственности.
Довод
заявителя о необходимости исчисления срока давности привлечения к
административной ответственности с момента окончания работ по
перепланировке и переустройству квартиры в ДД.ДД.ДД
году не основан на законе, поскольку объективную сторону вмененного
правонарушения составляет именно самовольные переустройство и (или)
перепланировка жилого помещения, то есть обстоятельство, существовавшее с
момента проведения переоборудования квартиры и по состоянию на день
выявления правонарушения жилищной инспекцией ДД.ДД.ДД года.
Согласно ч. 1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
срок давности привлечения к административной ответственности за
совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет два месяца.
Как
усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие
основанием для возбуждения в отношении Соловьева В.И. дела об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, были установлены ДД.ДД.ДД года.
Следовательно, постановление о назначении Соловьеву В.И. административного наказания по ч.1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях вынесено ДД.ДД.ДД года в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание назначено минимальное в пределах санкции ч.1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом положений ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Что
касается доводов защитника Кузьмина В.Н. о том, что в действиях
Соловьева В.И. усматривается состав административного правонарушения,
предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то суд исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях
самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух
тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах.
Протоколы
о правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих
государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного
фонда (ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Дела
об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами
органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и
сохранностью жилищного фонда (ст. 23.55 Кодекса).
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции… области (жилищной инспекции (службе)… области), утвержденному постановлением Правительства… области от ДД.ДД.ДД года №, государственная жилищная инспекция… области (жилищная инспекция (служба)… области) (далее — Служба) является исполнительным органом государственной власти…
области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за
соблюдением органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным
законодательством,… требований к использованию и сохранности жилищного
фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к
жилым помещениям, их использованию и содержанию.
В
соответствии с п.п. 1, 4, 5 п. 5 Положения Служба осуществляет следующие
полномочия: проводит в установленном законодательством порядке проверки
за соблюдением органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами обязательных требований к: — жилым
помещениям, их использованию и содержанию; — порядку переустройства и
перепланировки жилых помещений; применяет в отношении органов
государственной власти, органов местного самоуправления, юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан предусмотренные
законодательством Российской Федерации и…
области меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных,
в том числе ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Должностные
лица Службы с целью реализации своих полномочий имеют право составлять
протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том
числе ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и принимать меры по предотвращению таких нарушений (п.п.6 п.6 Положения).
В
этой связи, принимая во внимание, что из протокола об административном
правонарушении усматривается, что в действиях Соловьева В.И. должностным
лицом государственной жилищной инспекции было выявлено нарушение правил
пользования жилыми помещениями, выразившееся в выполнении нанимателем
жилого помещения без разрешительной документации работ по перепланировке
и переустройству квартиры, учитывая, что в ч. 2 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях
отсутствует дополнение об использовании жилого помещения после
перепланировки, суд приходит к выводу о том, что каких-либо препятствий к
составлению протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях
и рассмотрению дела об административном правонарушении соответствующими
должностными лицами названной Службы в установленном порядке и в
пределах предусмотренных полномочий не имелось.
Ссылка
защитника заявителя на указание в одном из абзацев мотивировочной части
оспариваемого постановления на установление в ходе рассмотрения дела
нарушения требований ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 21 января
2006 года №25 со стороны ФИО1 не может быть принята
во внимание, поскольку изложенное свидетельств
2000
ует о допущенной технической описке, поскольку во вводной, описательной,
мотивировочной, за исключением единичного указания, и резолютивной
частях постановления в качестве субъекта правонарушения указан именно
Соловьев В.И., кроме того, суду представлены материалы дела об
административном правонарушении № как доказательства совершения именно Соловьевым В.И. вмененного ему административного правонарушения.
При таком положении, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица государственной жилищной инспекции… области не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Постановление руководителя (директора) государственной жилищной инспекции (Службы)… области Сагий Р.Д. от ДД.ДД.ДД года оставить без изменения, жалобу Соловьева В.И. — без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в… областной суд через Озерский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено ДД.ДД.ДД года.
Знаете, на данный момент есть проект по внесению изменений в ст. 7.21 КОаП РФ, если его одобрят, то штрафы будут и на юридические лица.
Проект
N 659948-6
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 7.21 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Внести в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2010, N 1, ст.
1) следующие изменения:
1) абзац второй части 1 дополнить словами «, на должностных лиц — от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на юридических лиц — от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей»;
2) абзац второй части 2 дополнить словами «, на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Президент
Российской Федерации
Шелковая Наталья Николаевна
Например, решение суда о запрете использовать квартиру не по целевому назначению.
Комментарии к СТ 7.21 КоАП РФ
Статья 7.21 КоАП РФ. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
Комментарий к статье 7.21 КоАП РФ:
1. Объектом посягательства при совершении данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением порядка пользования гражданами жилыми помещениями, правил эксплуатации жилых помещений и оборудования. Правонарушениями, влекущими ответственность по данной статье, затрагиваются жилищные права граждан, наносится ущерб жилищному хозяйству, создаются неудобства совместно проживающим лицам.
Жилищным кодексом (ЖК РФ) закрепляются обязанности граждан по соблюдению правил пользования жилыми помещениями. При этом такие обязанности, включая требование обеспечивать сохранность жилья, использовать его по прямому назначению, предъявляются как к собственникам жилых помещений, так и к нанимателям.
Так, ЖК РФ предусматривает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом. При этом собственник обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Члены семьи собственника также обязаны использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. ч. 1 и 4 ст. 30, ч. 2 ст. 31).
Наниматель жилого помещения по договору социального найма (см. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315) обязан использовать его по назначению и в пределах, которые установлены Кодексом, обеспечивать сохранность и поддерживать надлежащее состояние жилого помещения. Члены семьи нанимателя имеют равные с нанимателем права и обязанности и несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 69).
ЖК РФ предусматривает возможность выселения нанимателя и членов его семьи без предоставления жилого помещения, а также меры по расторжению и прекращению договора социального найма жилого помещения. Это допускается и в случаях, когда наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Наймодатель обязан предупредить нарушителей о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить разумный срок для устранения этих нарушений. В случае если нарушения не будут устранены, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения (ч. 4 ст. 79, ч. 4 ст. 83, ч. 1 ст. 91).
На основании предписаний Жилищного кодекса РФ порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности в многоквартирных домах, установлен Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25.
В частности, Правилами предусматривается ряд обязанностей нанимателя жилья по договору социального найма, в том числе не допускать в жилом помещении работ или других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования; обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; немедленно принимать возможные меры к устранению неисправностей жилого помещения или оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них займодателю или в соответствующую управляющую организацию; производить текущий ремонт жилого помещения. Правилами запрещается переустройство или перепланировка жилого помещения в нарушение установленного порядка.
Названными Правилами также определены обязанности собственников жилья в многоквартирном доме. Так, собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, нести расходы по его содержанию, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей плату по текущему и капитальному ремонту общего имущества, вносить плату за коммунальные услуги, выполнять иные законные требования.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего собственнику помещения. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем надежность и безопасность многоквартирного дома. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
2. Порча жилых помещений может произойти и в результате нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем такое правонарушение может в зависимости от конкретных обстоятельств также квалифицироваться и по ст. 20.4 комментируемого Кодекса.
Нарушение чистоты и порядка в местах общего пользования, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других местах также может быть причиной порчи жилого помещения и квалифицироваться по ст. 7.21. Вместе с тем, если такие правонарушения посягают на здоровье граждан, среду обитания, они могут квалифицироваться по ст. 6.4 как нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий.
Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
3. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения ведутся на основе требований гл. 4 ЖК РФ. В соответствии с Кодексом переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка же влечет за собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменения в технический паспорт (ст. 25).
Переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения жилого помещения заявление по форме, утвержденной Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266); правоустанавливающие документы на жилое помещение; надлежаще оформленный проект переустройства или перепланировки; технический паспорт; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, если жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления соответствующих документов в данный орган. О принятии такого решения заявителю выдается документ, форма и содержание которого устанавливаются Правительством РФ и который является основанием проведения переустройства или перепланировки жилого помещения (ст. 26).
ЖК РФ предусматривает последствия самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения, вплоть до принятия решения о приведении жилого помещения в прежнее состояние либо о продаже в установленном порядке жилого помещения с публичных торгов (в отношении собственника), а в отношении нанимателя — о расторжении договора социального найма (ст. 29).
4. Действия по самовольному переоборудованию и перепланировке жилых и нежилых помещений могут квалифицироваться правоприменительными органами не только по данной статье КоАП, но и по ст. 19.1 как самоуправство.
Имея в виду повышенную общественную вредность таких нарушений, как самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах, с учетом того, что они затрагивают покой жильцов соседних квартир, могут ухудшать условия нормального проживания многих других граждан, законодатель предусмотрел повышенную ответственность за такого рода правонарушения (в виде штрафа от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей) по сравнению с ответственностью за нарушение правил переоборудования жилых домов, квалифицируемое по ч. 1 данной статьи.
5. Правонарушения, квалифицированные в соответствии с комментируемой статьей, могут быть умышленными или неосторожными.
Субъекты этих нарушений — граждане.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, их заместителями (ст. 23.55).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).