Договор дкб

Общие сведения

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с возможностью последующего продления.

Участниками ДКБ стали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. *)

Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 года в Секретариате Организации Объединенных Наций.

На Сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. Он ратифицирован всеми указанными выше государствами. Протоколом предусматривается автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды.

Президенты государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 года 7 октября 2002 года подписали в Кишиневе Устав Организации ДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. 18 сентября 2003 года эти документы вступили в силу.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

Одновременно в Статье 4 предусмотрено, что: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

*)Республика Узбекистан была среди подписавших Договор о коллективной безопасности в 1992 году. В 1999 году она приостановила участие в ДКБ. Грузия и Азербайджан присоединились к ДКБ в 1993 году, однако в 1999 году вышли из Договора.

Сама суть Договора, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.

«В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, — записано в Статье 1 Договора, — и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор». Этот принципиальный момент постоянно подтверждается в последующих документах ДКБ.

«Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» (Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности, 1995 года).

На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений.

Возможности Договора задействовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии.

Руководящие деятели Таджикистана неоднократно отмечали важную военно-политическую роль ДКБ в процессе достижения национального примирения.

После вступления Договора в силу в 1994 году был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию.

Среди первых таких документов фигурировали принятые в 1995 году «Декларация государств-участников ДКБ», «Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ», документ об «Основных направлениях углубления военного сотрудничества». В том же году был принят План реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества, которыми ставилась задача организации региональных систем коллективной безопасности. Утвержденный в 1999 году План второго этапа формирования системы коллективной безопасности уже предусматривал формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил) на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.

Качественно новый этап в развитии Договора был открыт принятым Советом коллективной безопасности в 2000 году Меморандумом о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации, реализация которого нацеливала Договор на отражение новых вызовов и угроз региональной и международной безопасности.

Тогда же были утверждены Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности, Модель региональной системы коллективной безопасности, Основные положения коалиционной стратегии, призванные сформировать организационно-правовую основу для деятельности ДКБ в сфере обеспечения на коллективной основе безопасности его государств-участников.

Принципиальное значение в этом плане имели подписанные в 2000-2001 годах Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ.

Важным шагом на пути углубления военно-технического сотрудничества между государствами-участниками явилось подписание в 2000 году Соглашения об основных принципах ВТС.

Логическим этапом в деле формирования и развития военной составляющей ДКБ стало создание по решению СКБ в 2001 году Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.

Одновременно шло создание и совершенствование деятельности консультативных органов ДКБ — Советов министров иностранных дел и обороны, Комитета секретарей советов безопасности. Создан работоспособный Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс как на уровне СКБ, СМИД и СМО, так и с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников.

Таким образом, к 2002 году Договор о коллективной безопасности, в результате поступательного развития в его рамках интеграционных процессов, стал де-факто региональной структурой международного сотрудничества по духу Главы VIII Устава ООН.

ОДКБ принял эстафету от ДКБ, являясь Евразийской не только в пространственно-географическом, но и в политико-правовом смысле через универсальность принципов и практических целей, а также через непосредственное участие входящих в него государств в соответствующих европейских и азиатских структурах безопасности, в первую очередь ОБСЕ и Шанхайской организации сотрудничества.

Решение, принятое главами государств-участников в мае 2002 г., о преобразовании Договора о коллективной безопасности (его участники — Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) в международную региональную организацию было также вызвано необходимостью адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Перейдя в новое качество Организации, сотрудничество на базе ДКБ сохранило приверженность основным принципам, провозглашенным в Договоре.

По своему содержанию ОДКБ является, прежде всего, фактором военно-политического сдерживания. Государства-члены никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. ОДКБ остается открытым для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.

Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Главной задачей Организации становится координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству-участнику, ставшему жертвой агрессии.

Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей Организации и направлений ее деятельности определяется координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности.

Зафиксировано обязательство государств-членов согласовывать и координировать свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности.

Повышаются ответственность и компетенция СМИД, СМО, КССБ, которые становятся не только консультативными, но и исполнительными органами. Повышению эффективности Организации служит создание при ОДКБ Постоянного Совета (в его состав входит Полномочные представители, назначаемые государствами-членами), которому поручается координация взаимодействия государств-членов в реализации принимаемых в рамках Организации решений.

Устав предусматривает обязательность выполнения принимаемых решений и санкции за их невыполнение.

Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ.

Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ вступили в силу 18 сентября 2003 года, с даты сдачи депозитарию (Генеральному секретарю Организации) подписавшими его государствами последнего письменного уведомления о ратификации.

На основе Устава и в его развитие разработаны положения, регламентирующие деятельность Организации, в том числе об органах ОДКБ, по организационным и финансовым вопросам, которые были приняты на сессии СКБ в Душанбе 28 апреля 2003 года.

В целях активизации работы по укреплению военной составляющей Организации сформирован военно-штабной орган – Объединенный штаб ОДКБ.

В 2004-2008 годах шла интенсивная работа по строительству Организации, наработке потенциала для решения задач по основным направлениям деятельности.

Смотрите так же:  Доверенность в страховую от физ лица

В этот период приняты ряд основополагающих документов, в которых намечены конкретные направления развития на перспективу, в том числе План основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ на 2006-2010 г.г., План коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и другие. В формат ОДКБ переведена деятельность Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству.

Налажено проведение комплексных межгосударственных оперативно-профилактических операций по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ «Канал». Созданы рабочие и вспомогательные органы в сфере противодействия новым вызовам и угрозам.

Проводится серьезная работа по налаживанию взаимодействия с международными организациями, действующими в сфере безопасности КТК СБ ООН, ОБСЕ, ЕврАзЭС, ШОС, СНГ, Международной Организацией по миграции.

На сессии Совета коллективной безопасности в Минске 23 июня 2006 года была принята Декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности Организации. В этом документе прозвучала необходимость принятия дополнительных мер по адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям и современным требованиям, предъявляемым к многофункциональной международной структуре безопасности.

В Минске было принято решение о восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ.

На сессии СКБ в Душанбе 6 октября 2007 года подписана Декларация глав государств-членов ОДКБ в связи с 15-летием Договора о коллективной безопасности, принят ряд важных решений в сфере миротворчества, по военно-экономическому сотрудничеству, в области ВТС, по военному строительству.

Президенты подписали Соглашение о миротворческой деятельности и утвердили пакет документов по этому вопросу.

На сессии СКБ в Москве 5 сентября 2008 года была подписана Декларация Московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Приняты важные решения в сфере внешнеполитического взаимодействия, в области военного строительства, по противодействию вызовам и угрозам. В частности одобрен План мероприятий государств-членов ОДКБ по коллективному противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2011 годы. Принят План коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы, утверждена Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве состоялась внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, в которой приняли участие президенты государств-членов ОДКБ. Главной ее темой стало Решение о формировании Коллективных сил оперативного реагирования(КСОР). КСОР должны стать эффективным универсальным инструментом, который обеспечивает безусловное исполнение задачи поддержания безопасности на всём пространстве ОДКБ. Причём здесь речь идёт и об отражении военной агрессии, и о проведении спецопераций по ликвидации террористов, экстремистов, это и борьба с организованной преступностью и наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

В целом, создание и деятельность Организации ДКБ стали важным политическим событием в жизни государств-участников Договора, содействуя укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе, обеспечению стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях.

Государства — участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем “государства — участники”,

руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств,

учитывая создание государствами — участниками собственных Вооруженных Сил,

принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности,

признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, Вооруженных Сил и укрепления мер доверия, договорились о нижеследующем.

Государства — участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами.

Государства — участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства — участника.

В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства — участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор.

Государства — участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.

В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств — участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства — участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

Государства — участники образуют Совет коллективной безопасности в составе Глав государств — участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.

Если одно из государств — участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств — участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств — участников все остальные государства — участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства — участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства — участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.

Координацию и обеспечение совместной деятельности государств — участников в соответствии с настоящим Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств — участников и создаваемые им органы. До создания указанных органов координацию деятельности Вооруженных Сил государств — участников осуществляет Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Решение об использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии в соответствии со статьей 4 настоящего Договора принимается главами государств — участников.

Использование Вооруженных Сил за пределами территории государств — участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств — участников настоящего Договора.

Размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств — участников регулируется специальными соглашениями.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств по другим действующим двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям, заключенным государствами — участниками с другими государствами, а не направлен против третьих стран.

Настоящий Договор не затрагивает право государств — участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Государства — участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором.

Любые вопросы, которые возникнут между государствами — участниками относительно толкования или применения какого-либо положения настоящего Договора, будут разрешаться совместно, в духе дружбы, взаимного уважения и взаимопонимания.

Поправки к настоящему Договору смогут вноситься по инициативе одного или нескольких государств — участников и принимаются на основе взаимного согласия.

Настоящий Договор открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы.

Настоящий Договор заключается на пять лет с последующим продлением.

Любое из государств — участников имеет право выйти из настоящего Договора, если оно поставит не менее чем за шесть месяцев в известность о своем намерении других его участников и выполнит все вытекающие в связи с выходом из настоящего Договора обязательства.

Настоящий Договор подлежит ратификации каждым подписавшим его государством в соответствии с его конституционными процедурами. Ратификационные грамоты передаются на хранение Правительству Республики Беларусь, которое настоящим назначается в качестве депозитария.

Настоящий Договор вступает в силу немедленно после сдачи на хранение ратификационных грамот подписавшими его государствами — участниками. 2)

Совершено в г. Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь 3) , которое направит государствам, подписавшим настоящий Договор, его заверенную копию.

1) Решением Совета коллективной безопасности от 24 декабря 1993 года «О первоочередных мерах по реализации Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года» определен следующий состав Совета: «В состав Совета коллективной безопасности входят Главы государств – участников, Министры иностранных дел, Министры обороны государств – участников и Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности. Главы государств – участников могут назначать своих полномочных представителей для участия в сессиях».

2) Договор был подписан Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан.

Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 года, Грузией 9 декабря 1993 года, Республикой Беларусь 31 декабря 1993 года.

В соответствии со статьей 11 Договор вступил в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан 20 апреля 1994 года.

3) Решением Совета министров иностранных дел государств-участников ДКБ от 5 марта 1998 года функции депозитария документов, принятых в рамках ДКБ, возложены на Секретариат Совета коллективной безопасности.

Смотрите так же:  Договор услуги автобетоносмесителя

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

от 15 мая 1992 года

(с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Договор

о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанным 10 декабря 2010 года)

Государства — участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем «государства – участники»,

руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств,

учитывая создание государствами – участниками собственных Вооруженных Сил,

принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности,

признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, Вооруженных Сил и укрепления мер доверия, договорились о нижеследующем.

Государства – участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами.

Государства – участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства – участника.

В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства – участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор.

Государства – участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.

В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам – участникам в целях устранения возникшей угрозы.

(абзац в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного 10 декабря 2010 года).

Государства – участники образуют Совет коллективной безопасности в составе Глав государств – участников.

(статья в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного 10 декабря 2010 года).

Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.

В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства – участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства – участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.

(статья в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного 10 декабря 2010 года).

Координацию и обеспечение совместной деятельности государств – участников в соответствии с настоящим Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств – участников и создаваемые им органы.

(статья в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного 10 декабря 2010 года).

Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности в соответствии со статьями 2 и 4 настоящего Договора принимается главами государств – участников.

Использование сил и средств системы коллективной безопасности за пределами территории государств – участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в соответствии с Уставом ООН и законодательством государств – участников настоящего Договора.

(статья в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного 10 декабря 2010 года).

Размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств – участников регулируется специальными соглашениями.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств по другим действующим двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям, заключенным государствами – участниками с другими государствами, а не направлен против третьих стран.

Настоящий Договор не затрагивает право государств – участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Государства – участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором.

Любые вопросы, которые возникнут между государствами – участниками относительно толкования или применения какого-либо положения настоящего Договора, будут разрешаться совместно, в духе дружбы, взаимного уважения и взаимопонимания.

Поправки к настоящему Договору смогут вноситься по инициативе одного или нескольких государств – участников и принимаются на основе взаимного согласия.

Настоящий Договор открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы.

Настоящий Договор заключается на пять лет с последующим продлением.

Любое из государств – участников имеет право выйти из настоящего Договора, если оно поставит не менее чем за шесть месяцев в известность о своем намерении других его участников и выполнит все вытекающие в связи с выходом из настоящего Договора обязательства.

Настоящий Договор подлежит ратификации каждым подписавшим его государством в соответствии с его конституционными процедурами. Ратификационные грамоты передаются на хранение Генеральному секретарю Совета коллективной безопасности (Организации Договора о коллективной безопасности), который настоящим назначается в качестве депозитария.

(абзац в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного 10 декабря 2010 года).

Настоящий Договор вступает в силу немедленно после сдачи на хранение ратификационных грамот подписавшими его государствами – участниками.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ДКБ) (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте президентами России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Впоследствии к нему присоединились Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Грузия (9 декабря 1993 г.) и Белоруссия (31 декабря 1993 г.).

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет. 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора подписали Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, которые и являются в настоящее время участниками ДКБ.

Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 г. в Секретариате ООН.

Стороны Договора обязываются не вступать в военные союзы или группировки и не принимать участие в действиях, направленных против других государств-участников (ст. 1). Предусмотрены консультации и согласование позиций по затрагивающим интересы участников вопросам международной безопасности, а также в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру (ст. 20); взаимопомощь, включая военную, в случае агрессии против любого из государств-участников (ст. 4). Договор не предполагает создания замкнутого военного союза или блока и открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы (ст. 10).

В соответствии со ст. 3 Договора функционирует Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств-участников, министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности и Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности

(с 24 мая 2000 г. — представитель России В.Д.Николаенко). Высшими консультативными органами СКБ являются Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны, консультативным органом — Комитет секретарей советов безопасности государств-участников.

На Минской сессии Совета коллективной безопасности в мае 2000 г. утвержден пакет принципиальных документов, направленных на адаптацию ДКБ к новым геополитическим реалиям. Значительно усилена, в частности, антитеррористическая составляющая сотрудничества в рамках Договора. В качестве ключевой задачи определено осуществление мер по формированию региональных систем коллективной безопасности и созданию межгосударственного органа военного управления.

На Бишкекской сессии СКБ в октябре 2000 г. было подписано Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности (готовится к ратификации), утверждены План основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ на 2001-2005 гг. и Положение о рабочей группе Совета министров обороны государств-участников Договора о коллективной безопасности.

В ходе сессии СКБ 24-25 мая с.г. в Ереване был подписан Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ и созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.

Перспективная цель Договора — создание всеобъемлющей системы коллективной безопасности на пространстве государств-участников, которая могла бы стать частью будущей общей системы международной безопасности в Европе и Азии.

Смотрите так же:  Требования для помещений охраны

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ДКБ)

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств СНГ — Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года — Грузия и Белоруссия.

Договор вступил в силу для всех девяти его участников в апреле 1994 г. сроком на пять лет (без «автоматического» продления).

В апреле 1999 г. Протокол о пролонгации Договора подписали шесть государств (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).

Договор предусматривает оказание помощи государству-участнику Договора в случае совершения против него акта агрессии в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 г. в Организации Объединенных Наций.

В соответствии с Договором был образован Совет коллективной безопасности (СКБ).

В состав СКБ входят главы государств-участников, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников и Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности.

Высшими консультативными органами СКБ являются Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности государств-участников.

Для осуществления текущей работы по обеспечению деятельности органов Договора образован Секретариат Совета коллективной безопасности во главе с Генеральным секретарем (Н.Н.Бордюжа).

В феврале 1995 г. на сессии СКБ в Алма-Ате приняты Декларация, Концепция коллективной безопасности, Основные направления углубления военного сотрудничества, а также Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств.

В мае 1995 г. одобрен План реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлений углубления военного сотрудничества государств-участников Договора.

В июне 2000 г. в Москве главы правительств государств-участников ДКБ подписали Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками ДКБ, в соответствии с которым предусматриваются льготные поставки для национальных воинских формирований, выделенных в состав многосторонних группировок коллективной безопасности.

На бишкекской сессии СКБ (октябрь 2000 г.) было подписано Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, утвержден План основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ на 2001-2005 гг.

25 мая 2001 г. в Ереване Совет коллективной безопасности утвердил Положение о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона коллективной безопасности, Положение об органе управления КСБР, Протокол о составе и дислокации национальных формирований (контингентов) КСБР и Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности.

В соответствии с указанными документами летом 2001 г. сформированы КСБР численностью до 1600 чел. (по 1 батальону от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана), назначен командующий КСБР и сформирован штаб в Бишкеке.

В сентябре 2003 г. подписано соглашение, предусматривающее усиление авиационного компонента КСБР с использованием аэродрома Кант в Киргизии.

Для оценки военно-политической ситуации и обмена информацией по обстановке в зоне действия ДКБ государствами-участниками создана рабочая группа экспертов. Регулярно проводятся консультации по актуальным международным проблемам в рамках механизма внешнеполитического взаимодействия.

По решению московской сессии СКБ (14 мая 2002 г.) начался процесс преобразования ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ ). 7 октября 2002 г. в Кишиневе подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ ( ратифицированы всеми государствами-участниками ДКБ, кроме Армении).

Сессия СКБ в апреле 2003 г. в Душанбе рассмотрела и одобрила организационно-финансовые документы ОДКБ, а также приняла Решение о создании с 1 января 2004 г. Объединенного штаба (ОШ) во главе с представителем страны, председательствующей в Совете коллективной безопасности. В настоящее время начальником ОШ назначен генерал-майор Р.Х.Нодиров, первый заместитель министра обороны Республики Таджикистан. Первым заместителем начальника ОШ станет представитель Вооруженных сил Российской Федерации.

Приняты также решения по распространению льготного режима на поставки вооружений и военной техники всем вооруженным силам государств-участников Договора (а не только частям, являющимся компонентами Коллективных сил быстрого развертывания), по углублению сотрудничества в подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил государств-членов ОДКБ, а также о координации деятельности по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне.

По приглашению Генерального секретаря ООН К.Аннана Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности принял участие во встрече глав региональных структур по проблемам безопасности в Нью-Йорке в конце июля с.г.

Договор о коллективной безопасности

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) главами шести государств-участников СНГ — Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года — Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.

В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе: «в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам-участникам в целях устранения возникшей угрозы».

Одновременно предусмотрено, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников и все остальные государства-участники «предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. Азербайджан, Грузия и Узбекистан Протокол не подписали, выйдя таким образом из договора.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений. 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В 2006 году Узбекистан присоединился к организации, но в июне 2012 года приостановил свое членство в ОДКБ.

7 октября 2002 года был принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам.

Совет коллективной безопасности (СКБ) является высшим органом Организации, в него входят главы государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения. В 2017 году в ОДКБ председательствует Белоруссия.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации.

Вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности занимается Постоянный совет ОДКБ. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.

Секретариат осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Местом нахождения Секретариата является город Москва.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

С 1 января 2017 года по 1 мая 2017 исполняющим обязанности Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности был Валерий Семериков — заместитель Генерального секретаря ОДКБ. Со 2 мая 2017 года решением Совета коллективной безопасности Генеральным секретарем ОДКБ назначен Юрий Григорьевич Хачатуров (Республика Армения) на трехлетний срок. До назначения Хачатуров был Секретарем Совета Национальной Безопасности Республики Армения.

Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.

Для любых предложений по сайту: [email protected]