Содержание:
Договор о возмещении затрат по электроэнергии арендодателю
Скорее всего договор ни о чем, и налоговики откажут в вычете по НДС. Точнее можно будет сказать, если приведете цитату из договора о том, как прописан предмет договора.
Оплата за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, электроснабжение и пр.) может осуществляться только в рамках договора аренды. Никто не станет платить, например, за отопление помещения, к которому не имеет отношения.
Бывают исключения. В качестве примера: арендуется отдельно стоящее здание, и арендатор самостоятельно заключает договор с энергоснабжающей организацией и производит оплату за электроэнергию. Или арендодатель от имени арендатора заключает договор со снабжающей организацией.
С агентскими договорами на коммуналку следует быть осторожными. Если у арендодателя на момент заключения агентского договора уже заключен договор со снабжающей организацией, то агентский договор считается недействительным.
Агентский договор ИП с арендатором на возмещение коммунальных расходов
Добрый день, посмотрите агентский договор, которым пользуюсь сама, ситуация такая же как у Вас:
г. Пермь «01 » января 2012 года
Индивидуальный предприниматель —, ИНН —, ОГРН ИП ——, именуемый в дальнейшем АГЕНТ, с одной стороны, и
Индивидуальный предприниматель —-, ИНН —, ОГРН —-, именуемое в дальнейшем ПРИНЦИПАЛ, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению Принципала юридические и иные (фактические) действия от своего имени, но за счет Принципала либо от имени и за счет Принципала с целью обеспечения нормальной эксплуатации нежилого помещения, расположенного по адресу — (далее по тексту помещение), общей площадью — кв.м., находящегося у Принципала на правах аренды в соответствии с договором аренды нежилого помещения № — от — года, заключенного между —- и ИП —
1.2. К юридическим и иным (фактическим) действиям, совершаемым Агентом по настоящему договору, относятся:
заключение договоров с ——(далее по тексту – поставщики услуг) на оказание услуг междугородней, международной, местной связи, услуг по техническому обслуживанию офисных помещений, услуг водоснабжения, канализации, считыванию архивных данных со счетчика тепловой энергии с получением отчета и т.п.;
получение счетов от поставщиков услуг, проведение необходимых расчетов, а также возврат ранее внесенных в оплату денежных средств от поставщиков услуг;
согласование возникших с поставщиками услуг разногласий, в том числе подписание дополнительных соглашений к заключенным ранее договорам;
прочие действия необходимые для исполнения агентского поручения.
1.3. Юридические и фактические действия, указанные в п. 1.2. настоящего договора, Агент совершает на основании настоящего договора, без дополнительного составления доверенности.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Агент обязан ежемесячно (не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным) предоставлять Принципалу отчеты с приложением доказательств доходов и расходов, произведенных Агентом за счет Принципала.
Принципал, имеющий возражения по отчету Агента, должен сообщить о них Агенту не позднее одного рабочего дня с момента получения отчета. В противном случае отчет считается принятым Принципалом
2.2. Принципал обязан:
2.2.1. принять от Агента без промедления все исполненное им в соответствии с настоящим договором;
2.2.2. уплатить Агенту вознаграждение в размере и в порядке, предусмотренные разделом 3 настоящего договора;
2.2.3. возместить Агенту издержки (расходы), понесенные последним при исполнении поручения Принципала.
2.3. Принципал не вправе заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на территории Российской Федерации.
3. Вознаграждение и порядок его выплаты
3.1. За исполнение поручения по настоящему договору Принципал выплачивает Агенту вознаграждение в размере —рублей ежемесячно.
3.2. Принципал оплачивает вознаграждение, а также возмещает расходы, данные расходы не являются доходом Агента, понесенные Агентом при исполнении поручения Принципала, на расчетный счет Агента в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения отчета Агента
4. Ответственность сторон
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
4.2. В случае несвоевременной оплаты вознаграждения Агенту и возмещения Принципалом издержек (расходов), понесенных Агентом при исполнении поручения Принципала по настоящему договору, Агент вправе взыскать с Принципала пеню в размере 0,9 % от суммы задолженности за каждый день просрочки
5. Действие договора. Разрешение споров
5.1. Прекращение действия договора возможно по основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством.
5.2. Претензионный порядок урегулирования споров является для сторон обязательным. Срок рассмотрения и ответа на претензию устанавливается в 10 (десять) дней с момента получения претензии. Не урегулированные в претензионном порядке споры передаются на рассмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
5.3. Условия настоящего договора конфиденциальны и не подлежат разглашению. Стороны принимают все необходимые меры для того, чтобы их сотрудники, агенты без предварительного согласия другой стороны не информировали третьих лиц о деталях данного договора и приложений к нему.
5.4. Во исполнение настоящего договора стороны договорились, что воспроизведение подписей и печатей сторон на документах посредством факсимильной связи являет
ся действительным, обмен документами посредством факсимильной связи порождает те же юридические последствия, что и оригинальными документами.
5.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
6. Реквизиты и подписи сторон
Компенсация коммунальных платежей арендодателем
Вопрос-ответ по теме
Коммунальные платежи за все помещение оплачивает Арендатор, никто, ничего не возмещает. Получается, что расходы одного оплачивает другой.
Все-таки в данной ситуации речь идет о компенсации (возмещении) коммунальных услуг арендатором, так как арендованное имущество является собственностью арендодателя, и именно он выступает абонентом коммунальных услуг. И оплачивать изначально коммунальные услуги должен именно арендодатель (статья 608, пункт 2 статьи 539 и статья 548 Гражданского кодекса РФ). Арендатор не вправе самостоятельно оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим компаниям.
После компенсации арендатором стоимости коммунальных услуг у арендодателя возникает доход в сумме компенсированных расходов.
Обратите внимание, что напрямую оплата расходов арендатором может осуществляться лишь в отношении услуг электроэнергии, и при условии, что:
— арендатор заключил прямой договор с энергоснабжающей организацией;
— арендатор имеет собственное энергопринимающее устройство.
Как правильно оформить возмещение другими арендаторами расходов по электроэнергии с целью включения в расходы на УСНО
Вопрос-ответ по теме
ООО на УСНО, арендует производственные площади. На поставку электроэнергии заключило самостоятельно договор с энергоснабжающей организацией. А поскольку не было сделано разграничение с другими арендаторами, ООО выставляют акты и счета на все количество потребленной э/электроэнергии (и ООО, и другими арендаторами). Как правильно оформить возмещение другими арендаторами расходов по э/энергии с целью включения в расходы на УСНО, входят ли суммы возмещений в доходы организации и как быть с НДС (образцы договора, акта и т. д.).
В данной ситуации возможно 2 варианта оформления возмещения арендатором коммунальных услуг:
- В составе арендной платы
- По отдельному счету.
Заключение посреднического договора не корректно в данной ситуации, так как он будет заключен позднее оформления договоров с поставщиком коммунальных услуг.
В налоговом учете сумму возмещения коммунальных услуг в составе арендной платы нужно учитывать в доходах на дату получения средств.
Сумму компенсации, уплаченной арендатором по отдельному счету также нужно включить в доходы при расчете УСН.
Так как организация не является плательщиком НДС, налог включается в стоимость услуг поставщика. Перевыставлять арендаторам счета – фактуры на коммунальные услуги не нужно, налог будет входить в компенсируемую сумму (то есть, арендаторы будут компенсировать коммунальные услуги с учетом налога), но выделять его ну нежно.
Примеры заполнения договоров, выставления счетов и учета доходов и расходов по коммунальным платежам можно посмотреть тут:
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованноеи мущество. Организация применяет специальный налоговый режим
Отражение операций, связанных с возмещением коммунальных расходов, при расчете единого налога зависит от объекта налогообложения, который применяет организация, и выбранного способа расчетов за коммунальные услуги:
Включить в состав налогооблагаемых доходов необходимо стоимость коммунальных услуг, полученных в составе арендной платы (п. 1 ст. 346.15, п. 4 ст. 250, ст. 249 НК РФ). Подробнее о налогообложении доходов арендодателя см. Как арендодателю отразить при налогообложении арендные платежи. Организация применяет специальный налоговый режим. Данное правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, уплачивающих этот налог с разницы между доходами и расходами.
Все суммы доходов при уплате единого налога по упрощенке с доходов учтите в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).*
При этом, если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, всю стоимость полученных и оплаченных поставщикам коммунальных услуг учтите в материальных расходах (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Учтите, что по условиям договора аренды именно на арендодателя должна быть возложена обязанность по несению затрат на коммунальные услуги (письмо Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-11-11/33).
Пример отражения арендодателем в бухучете и при расчете единого налога при упрощенке расходов по коммунальным услугам. Стоимость коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Организация платит налог с разницы между доходами и расходами
ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ему здании. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации.
В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей в составе арендной платы.
В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.) (эту сумму арендатор компенсирует в составе арендной платы).
Арендная плата с учетом стоимости коммунальных услуг за февраль составила 23 300 руб.
Коммунальные услуги в сумме 12 000 руб. были оплачены поставщику в феврале.
Арендная плата в сумме 23 300 руб. поступила от арендатора в марте.
В бухучете организации сделаны следующие записи.
Дебет 26 Кредит 60
– 8700 руб. (12 000 руб. – 3300 руб.) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;
Дебет 91-2 Кредит 76
– 3300 руб. – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендатора;
Дебет 76 Кредит 90-1
– 23 300 руб. – начислена арендная плата за февраль;
Дебет 60 Кредит 51
– 12 000 руб. – оплачены коммунальные услуги.
Дебет 51 Кредит 76
– 23 300 руб. – получена арендная плата от арендатора.
В книге учета доходов и расходов за I квартал бухгалтер «Альфы» отразил:
– в феврале – стоимость коммунальных услуг в сумме 12 000 руб. в составе расходов;
– в марте – арендную плату, полученную от арендатора в сумме 23 300 руб., в составе доходов.
Если организация платит единый налог с доходов, учесть стоимость коммунальных расходов (приходящихся как на арендатора, так и на арендодателя) при определении налоговой базы по единому налогу нельзя (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).*
Ситуация: как арендодателю учесть при расчете единого налога операции, связанные с получением компенсации в возмещение коммунальных расходов по отдельному счету. Организация применяет упрощенку
Сумму компенсации, поступившую на счет арендодателя, учтите в доходах. Если объект налогообложения – «доходы минус расходы», то стоимость коммунальных услуг, компенсированную арендатором, включите в состав материальных затрат.
По общему правилу все деньги, поступающие на счет арендодателя в возмещение коммунальных расходов, считаются его доходом. Данный порядок действует в отношении всех организаций на упрощенке, независимо от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы»). Такой вывод следует из пункта 1 статьи 346.15, статьи 250, пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 18 июля 2012 г. № 03-11-11/210.
Если организация платит единый налог с доходов, то стоимость коммунальных услуг, оплаченная поставщикам этих услуг и компенсированная арендатором, в состав расходов не включается, поскольку при этом объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость коммунальных услуг, оплаченную поставщикам этих услуг и компенсированную арендатором, включите в состав материальных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Такой вывод позволяет сделать, например, письмо ФНС России от 5 декабря 2006 г. № 02-6-10/216.*
При заключении посреднического договора арендодатель будет выступать посредником, а арендатор – заказчиком. В таком случае расчеты по коммунальным платежам учитывайте так же, как и по посредническим операциям по продаже (покупке) товаров (работ, услуг).
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Рекомендация: Как арендодателюотразить в бухучетерасчеты по коммунальнымплатежам за арендованноеимущество
Коммунальные платежи включены в арендную плату
Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию отразите как получение дохода от аренды (п. 5 и 7 ПБУ 9/99). Помимо документов, связанных с расчетом по арендной плате (например, актов), для документального оформления данного способа расчетов могут потребоваться счета коммунальных служб. Эти документы подтвердят размер компенсируемых расходов.
Затраты арендодателя на коммунальные услуги и поставку энергии в бухучете нужно учесть в зависимости от того, является ли сдача имущества в аренду для организации отдельным видом деятельности или нет.
Если сдача имущества в аренду является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг учтите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). При этом в учете сделайте проводку:
Дебет 20 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).
Если сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг, приходящихся на объект аренды, учтите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении в бухучете стоимости коммунальных расходов сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).*
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 91, 76, 60).
Ситуация: как арендодателю отразить в бухучете операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора. Арендатор компенсирует стоимость коммунальных платежей по отдельному счету
Когда арендодатель получает от арендатора компенсацию коммунальных услуг, то такая операция признается возмездным оказанием услуги по перечислению коммунальных платежей (ст. 779 ГК РФ, п. 7 ПБУ 9/99). В бухучете отразите ее так:
Дебет 76 (62) Кредит 91-1
– отражены прочие доходы от реализации услуг.
Основанием для данной записи должен послужить документ, подтверждающий факт оказания услуг (например, выставляемый арендатору счет на оплату коммунальных услуг) (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*
Данная точка зрения об отражении расчетов по возмещению коммунальных платежей через счета учета финансовых результатов была высказана в письмах Минфина России от 12 мая 2000 г. № 04-05-11/40 и от 13 сентября 2000 г. № 04-02-04/1. Хотя в них содержатся ссылки на старый План счетов, выводы, приведенные в этих документах, можно распространить и на новый порядок отражения операций на счетах бухучета.
Наряду с доходами в бухучете нужно отразить и расходы – то есть стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором. Соответственно, эти суммы нужно учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении расходов в учете сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).*
Пример отражения в бухучете арендодателя операций, связанных с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора (на основании отдельного счета)
ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ей здании.
В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей, приходящихся на это помещение. Стоимость коммунальных платежей не входит в состав арендной платы и оплачивается на основании отдельного счета, выставленного арендодателем.
В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.). Арендатор оплатил стоимость коммунальных услуг в марте.
В бухучете организации сделаны следующие записи.
Дебет 26 Кредит 60
– 7373 руб. ((12 000 руб. – 1830 руб.) – (3300 руб. – 503 руб.)) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;
Дебет 19 Кредит 60
– 1327 руб. (1830 руб. – 503 руб.) – отражен входной НДС по коммунальным платежам, подлежащий вычету;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1327 руб. – принят к вычету входной НДС со стоимости коммунальных услуг;
Дебет 76 Кредит 91-1
– 3300 руб. – предъявлена арендатору к возмещению стоимость потребленных им коммунальных услуг;
Дебет 91-2 Кредит 60
– 3300 руб. – списана на расходы стоимость коммунальных услуг, предъявленных арендатору (на основании счета коммунальных служб).
Дебет 51 Кредит 76
– 3300 руб. – получена компенсация от арендатора.*
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
3. Рекомендация: Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество
По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.
Перечень коммунальных услуг
К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:
- электроснабжения;*
- снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
- водоснабжения и канализации;
- газоснабжения.
Абонент коммунальных услуг
Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.
В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).*
Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).
Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.
Способы расчетов
Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:
Оплата услуг в составе арендной платы
В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного варианта вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.*
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен нести расходы на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен компенсировать арендодателю не только арендную плату, но и стоимость потребляемых им коммунальных услуг.
Указанное соглашение между арендодателем и арендатором является способом формирования стоимости аренды и не может быть квалифицировано как отдельный договор (см., например, п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).
Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:
Использование первого способа в некоторых случаях может быть невыгодно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.
При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).*
Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:
- по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
- по показаниям отдельных счетчиков;
- исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.*
Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ).
При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.
Компенсация услуг отдельным платежом
В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.
Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).
При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).
Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).
Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:
- по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
- по показаниям отдельных счетчиков;
- исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.
Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).*
При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты.* Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Ситуация: может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг
Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).
Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (
Как правильно заключить договор на возмещение расходов по электроэнергии?
Вопрос-ответ по теме
В одном здании находятся две организации. Помещения у каждой из организаций находятся в хозведении. Счетчик потребления электроэнергии один и он прикреплен к одной из организаций. Как правильно заключить договор на возмещение расходов по электроэнергии?
Такой договор не содержится в ГК РФ (непоименованный), при этом стороны вправе договор о возмещении затрат по оплате электроэнергии (ст. 420 , 421 ), оформить его можно по модели договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).
При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии), поскольку организация, за которой закреплен счетчик, не является поставщиком коммунальных услуг (энергоснабжающей организацией).
Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).
Общая стоимость поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиком. Доля компенсируемых расходов
может определяться следующими способами:
Методику расчетов следует закрепить в отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).
При компенсации коммунальных расходов абонент выставляет второму потребителю счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составить его можно в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
При этом важно отметить, что энергоснабжением вправе заниматься только энергоснабжающие организации, которые действуют на оптовом рынке продажи электроэнергии (ст. 35 Закона об электроэнергетике). Поэтому абонент не может отпускать электроэнергию второму пользователю по иным тарифам, превышающим установленные поставщиком, это является нарушением положений действующего законодательства.
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество
По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует изпункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.
Перечень коммунальных услуг
К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:
Абонент коммунальных услуг
Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.*
В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).
Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).
Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.
Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:
Компенсация услуг отдельным платежом
В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.
Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).
При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).
Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).
Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:
Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).
При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует. Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем
Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/86, от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86, от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.
Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07,постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25))*. Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 г. № 560/07).
Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.*
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры за коммунальные услуги. Они заключаются в следующем.
Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи167, 171, 172 Налогового кодекса РФ не содержат.
Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606, 611 ГК РФ). Следовательно, предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг, а арендатор – предъявить к вычету НДС по ним.
Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08.
До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.
С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 6219/08 иот 25 февраля 2009 г. № 12664/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-1804/2007, Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А33-12783/08-Ф02-2566/09, Московского округа от 10 июля 2009 г. № КА-А40/6262-09, Центрального округа от 29 апреля 2009 г. № А48-3884/08-17,Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А65-20968/2008, Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф04-5497/2009(19433-А45-29), Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. № А52-3899/2008, Уральского округа от 25 февраля 2009 г. № Ф09-10444/08-С2).
Из Гражданского кодекса Российской Федерации
«Статья 539. Договор энергоснабжения
1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии*.
2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Статья 544. Оплата энергии
1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.*
2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 545. Субабонент
Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации*».
Из Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
«Статья 35. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке
2. Статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии на оптовом рынке получают:
поставщики электрической энергии, присоединенные к электрическим сетям и имеющие в собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании генерирующее оборудование, установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами оптового рынка, или обладающие правами продажи электрической энергии, производимой на таком оборудовании;
потребители электрической энергии, которые присоединены в установленном порядке к электрическим сетям и количественные характеристики заявленного потребления электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка (крупные потребители электрической энергии);*
энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка;
гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии;
территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Потребитель электрической энергии вправе присоединиться к оптовому рынку и участвовать в обороте электрической энергии непосредственно, а также приобретать права и обязанности по договорам, заключаемым энергосбытовой организацией на оптовом рынке от его имени и в его интересах, или участвовать в обороте электрической энергии на розничных рынках в соответствии с условиями главы 7 настоящего Федерального закона.*
3. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.
С учетом требований настоящего Федерального закона и правил оптового рынка наблюдательный совет совета рынка утверждает перечень и формы документов, представляемых для подтверждения выполнения установленных настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка условий получения статуса субъекта оптового рынка — участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, порядок и сроки представления и рассмотрения этих документов, порядок и сроки принятия решений о присвоении заявителю статуса субъекта оптового рынка — участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
4. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии, устанавливается правилами оптового рынка.
5. Потребители электрической энергии могут одновременно являться субъектами как оптового рынка, так и розничных рынков.
6. В соответствии с правилами оптового рынка за неоднократное нарушение субъектом оптового рынка правил оптового рынка и (или) несоблюдение субъектом оптового рынка требований договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по решению совета рынка указанный субъект оптового рынка может быть исключен из реестра субъектов оптового рынка. Решение об исключении может быть обжаловано в судебном порядке».
Из Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»
«6. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов*.»