Содержание:
Проект федерального закона N 284071-4 «Специальный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» (внесен членами СФ С.Ю. Орловой, В.Г. Завадниковым, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым) (не действует)
Проект федерального закона N 284071-4
«Специальный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»
Количество и периодичность проб воды в местах водозаборных сооружений
Количество проб в течение одного года, не менее
4 (по сезонам года)
4 (по сезонам года)*
Обобщенные и органолептические
4 (по сезонам года)
Неорганические и органические вещества
4 (по сезонам года)
* определяется в случае использования поземных водоисточников, находящихся под влиянием поверхностных вод.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ ст 25 (ред. от 29.07.2018)
Статья 25. Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды
1. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
2. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.
4. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
5. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:
1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;
3) указание частоты отбора проб воды.
7. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
8. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и увеличить частоту отбора проб воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии:
1) несоответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;
2) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;
3) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;
4) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.
Закон о питьевом водоснабжении и качестве питьевой воды
Правительство РФ в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Козака от 09.07.2016 № ДК-П9-4078 подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
По информации Минприроды России, лишь 13 % сточных вод подвергаются нормативной очистке, остальное поступает напрямую в водоемы. В результате их загрязнение длительное время остается стабильно высоким. Правительство решило ужесточить ответственность за качество воды с помощью закона о питьевом водоснабжении.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения приводит к снижению качества поставляемой гражданам воды. Чтобы предотвратить отравления питьевой водой ненадлежащего качества органы исполнительной власти субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления с 1 января по 1 ноября 2015 г. провели 22 428 проверок 8972 организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — организации ВКХ). Выяснилось, что планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями утвердили 6897 организаций ВКХ. Однако на их реализацию денег у большинства компаний не хватило.
Срочные изменения — законопроекты декабря
Территориальные органы Роспотребнадзора за тот же период проверили 33 385 объектов водоснабжения, находящихся в ведении 7750 хозяйствующих субъектов, и 3024 объекта водоотведения, которые находятся в ведении 1787 хозяйствующих субъектов. Инспекторы выявили нарушения санитарного законодательства в области качества питьевой воды на 63 % обследованных объектов водоснабжения и 59 % объектов водоотведения.
В 2016 г. в нескольких российских городах были зафиксированы вспышки кишечных инфекций. Причиной заражения граждан стала некачественная водопроводная вода. На Всероссийском селекторном совещании 22 июля 2016 г. Д. Н. Козак поручил Минстрою России проверить, как организации ВКХ и регулирующие органы исполняют полномочия, предусмотренные Федеральным законом о питьевом водоснабжении от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части обеспечения качества воды и очистки сточных вод.
По информации Минприроды России, лишь 13% сточных вод подвергаются нормативной очистке, остальное поступает напрямую в водоемы. В результате их загрязнение длительное время остается стабильно высоким. А ведь от состояния водных объектов зависит качество питьевой воды, а значит, и здоровье людей.
Таким образом, установленные в настоящее время меры ответственности недостаточно эффективны. Правительство РФ в целях снижения количества соответствующих нарушений и улучшения качества питьевого водоснабжения населения предлагает внести изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и в КоАП РФ.
Минстрой России является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предлагается предоставить ему право утверждать порядок проведения мониторинга наличия согласованных планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
К сведению
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, 37% систем водоснабжения страны не соответствуют санитарным нормам. Неудовлетворительное качество питьевой воды становится причиной 14 тыс. смертей и более 3 млн случаев заболеваний в год.
Кроме того, у субъектов РФ должны появиться полномочия осуществлять мониторинг наличия и исполнения организациями ВКХ указанных планов.
Также организации ВКХ будут обязаны представлять уполномоченному в сфере водоснабжения и водоотведения органу субъекта РФ информацию о разработанных и согласованных планах качества.
Законопроект о питьевом водоснабжении ужесточает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству питьевой воды, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по разработке и согласованию плана качества, неисполнение самого плана качества, а также неучет мероприятий плана качества питьевой воды в техническом задании на разработку или корректировку инвестиционной программы организации ВКХ.
Законопроект с целью повышения качества питьевой воды проходит согласительные процедуры в Правительстве РФ и в ближайшее время будет направлен на рассмотрение в Государственную Думу.
К сведению
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения считает, что более действенной мерой по улучшению качества питьевого водоснабжения могло бы стать возложение на органы власти обязанности по содержанию источников питьевого водоснабжения — тех источников, из которых организации ВКХ берут исходную воду для водоподготовки. Сейчас за ее качество не отвечает никто.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН о питьевой воде
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
- Питьевая вода — вода по своему качеству в естественном состоянии или после обработки (очистки, обеззараживании, добавления недостающих веществ) отвечающая нормативным требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд человека, либо для производства пищевой продукции;
- Нормативы качества питьевой воды (нормативные требования) — совокупность установленных научно-исследовательскими методами и регламентированных санитарными правилами, допустимых показателей химического и микробиологического (биологического) состава и органолептических свойств питьевой воды, гарантирующих ее безопасность и безвредность для здоровья человека.
- питьевое водоснабжение — деятельность, направленная на обеспечение потребностей в питьевой воде граждан или юридических лиц;
- источник питьевого водоснабжения — водный объект или его часть, которые содержат воду, отвечающую установленным требованиям, и используются (либо могут быть использованы) для забора воды в системы питьевого водоснабжения с той или иной технологией ее обработки;
- централизованная система питьевого водоснабжения (водопровод общего пользования) — комплекс устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования и открытый для общего пользования гражданами и(или) юридическими лицами;
- нецентрализованная система питьевого водоснабжения общего пользования — устройства и сооружения (колодец, скважина, водоочистная установка и другие) для забора и подготовки питьевой воды, без подачи ее к местам расходования и открытые для общего пользования гражданами и(или) юридическими лицами;
- автономная система питьевого водоснабжения — устройства и сооружения для забора и получения питьевой воды с подачей (без подачи) ее к месту расходования, находящиеся в индивидуальном пользовании (для отдельного дома, фермерского хозяйства, дачного участка или иного отдельного объекта);
- система питьевого водоснабжения транспортного средства — установки и оборудование, размещенные на транспортном средстве, для обеспечения питьевой водой пассажиров, экипажей и обслуживающего персонала в пути следования транспортного средства пассажирского или иного назначения;
- система(ы) питьевого водоснабжения — понятие, применяемое в законе для исключения перечисления всех систем при наличии общих норм для централизованных, нецентрализованных, автономных и систем питьевого водоснабжения на транспорте;
- надежность системы питьевого водоснабжения — свойство системы обеспечивать определенный режим (бесперебойный, почасовой по графику) подачи питьевой воды потребителям в соответствии с установленными нормами питьевого водообеспечения и нормативными требованиями качества питьевой воды;
- зона санитарной охраны — территория, акватория, включающие источник водоснабжения и водопровод, и состоящая из трех поясов, на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны вод от загрязнения и засорения;
- нормы питьевого водообеспечения — расчетное количество питьевой воды, необходимое для физиологических и бытовых нужд одного человека в течение суток в конкретном поселении, отдельном объекте или транспортном средстве при нормальном функционировании систем питьевого водоснабжения, при нарушении их функционирования и при чрезвычайных ситуациях.
- организации питьевого водоснабжения (водопользователи) — юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных или нецентрализованных систем питьевого водоснабжения;
- пользователи систем питьевого водоснабжения — граждане и юридические лица, использующие системы питьевого водоснабжения в установленном порядке в целях получения питьевой воды для собственных нужд или передачи ее иным лицам;
- потребители питьевой воды — граждане и юридические лица расходующие питьевую воду для собственных нужд.
Статья 2. Цели и задачи настоящего Федерального закона
Целями и задачами настоящего Федерального закона являются:
- установление правовых гарантий удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде;
- установление хозяйственно-экономических основ питьевого водоснабжения;
- установление государственных гарантий надежности питьевого водоснабжения, а также оснований ответственности за правонарушения в области питьевого водоснабжения.
Статья 3. Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения
Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы охраны и использования водного фонда, здравоохранения, борьбы с эпидемиями, ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Основные принципы питьевого водоснабжения
Основными принципами питьевого водоснабжения являются:
- государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;
- государственные контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения; подотчетность организаций питьевого водоснабжения органам исполнительной власти и местного самоуправления, а также органам государственного надзора и контроля, органам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах их компетенции;
- обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации; приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных водоисточников; охрана источников питьевого водоснабжения;
- учет и платность в питьевом водоснабжении;
- государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды (далее — реагенты);
- отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения;
Статья 5. Субъекты правоотношений в области питьевого водоснабжения
Субъектами правоотношений в области питьевого водоснабжения являются:
- органы государственной власти Российской Федерации, специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, государственного контроля и надзора, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- собственники систем питьевого водоснабжения;
- организации питьевого водоснабжения;
- пользователи систем питьевого водоснабжения;
- потребители питьевой воды;
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области питьевого водоснабжения
В ведении органов государственной власти Российской Федерации находятся:
- определение и реализация основных направлений федеральной политики в области питьевого водоснабжения;
- регулирование правовых отношений в сфере питьевого водоснабжения путем принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов; проведение единой научно-технической политики, формирование единой нормативной и метрологической базы, организация разработки, утверждение и введение в действие санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, устанавливающих критерии безопасности и безвредности питьевой воды и источников питьевого водоснабжения, а также санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований к системам питьевого водоснабжения, материалам, реагентам, оборудованию и устройствам, используемым в области питьевого водоснабжения;
- разработка и утверждение целевых межгосударственных, федеральных и межрегиональных программ по развитию питьевого водоснабжения, охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, улучшению качества питьевой воды;
- организация, финансирование и координация научных исследований в области питьевого водоснабжения, производства, материалов и реагентов для питьевого водоснабжения;
- выделение бюджетных и иных средств для восстановления систем питьевого водоснабжения в поселениях, где вследствие чрезвычайных ситуаций возникли трудности с обеспечением населения питьевой водой;
- межотраслевая и межрегиональная координация деятельности, связанной с питьевым водоснабжением, создание межрегиональных резервов оборудования, материалов и реагентов для систем питьевого водоснабжения;
- формирование ценовой политики, определение приоритетов и льгот в области питьевого водоснабжения;
- установление порядка лицензирования и сертификации в области питьевого водоснабжения;
- установление порядка охраны источников и систем питьевого водоснабжения, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований при проектировании, строительстве и эксплуатации систем питьевого водоснабжения, за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения и проведением необходимых мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения источников питьевого водоснабжения в зонах санитарной охраны;
- международное сотрудничество по проблемам питьевого водоснабжения.
Реализация задач в сфере питьевого водоснабжения, отнесенных к ведению органов государственной власти Российской Федерации осуществляется ими непосредственно либо возлагается на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации по вопросам использования и охраны водного фонда, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, жилищно-коммунального хозяйства и иные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Собственность на системы питьевого водоснабжения
Системы питьевого водоснабжения в соответствии с настоящим законом могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности граждан и(или) юридических лиц. Переход права собственности или изменение формы собственности на централизованные и нецентрализованные системы питьевого водоснабжения, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, либо юридических лиц допускается при условии, что такой переход или изменение не нарушат режим функционирования этих систем и питьевое водоснабжение потребителей. Действующие на момент принятия настоящего Федерального закона централизованные и нецентрализованные системы по обеспечению питьевой водой населения городов и иных поселений, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, приватизации не подлежат.
Перечень систем питьевого водоснабжения, как особо важных объектов жизнеобеспечения, которые должны находиться только в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, определяется соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 8. Централизованные системы питьевого водоснабжения
Централизованные системы питьевого водоснабжения являются основными в обеспечении бесперебойного режима подачи питьевой воды потребителям и относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения городов и иных поселений. Собственники централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляют эксплуатацию систем самостоятельно, либо на основе договоров передают их в хозяйственное ведение или оперативное управление иным юридическим лицам. Согласованная эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении двух и более юридических лиц, осуществляется в соответствии с настоящим законом в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем, обязаны: выполнять все технологические условия для подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требования по всем показателям, и осуществлять с этой целью не реже одного раза в день производственный контроль качества питьевой воды; обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности; не допускать, когда это влечет нарушение режима бесперебойного обеспечения питьевой водой населения, подачу питьевой воды для производственных нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды.
Потребности организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения городов и иных поселений, в оборудовании, материалах, реагентах для получения питьевой воды включаются в номенклатуру продукции для государственных нужд.
Статья 9. Нецентрализованные, автономные системы водоснабжения и системы питьевого водоснабжения на транспорте
Нецентрализованные и автономные системы питьевого водоснабжения применяются для обеспечения питьевой водой граждан и юридических лиц при отсутствии централизованных систем водоснабжения. Требования к выбору источников питьевого водоснабжения для нецентрализованных и автономных систем питьевого водоснабжения устанавливаются санитарными правилами.
Собственники нецентрализованных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, обязаны: поддерживать системы в состоянии, обеспечивающем получение питьевой воды в соответствии с нормативными требованиями, а также осуществлять контроль качества питьевой воды и своевременно информировать потребителей о результатах контроля.
Собственники автономных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, самостоятельно решают вопросы обеспечения исправности систем и контроля за качеством воды.
Системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах являются неотъемлемой частью этих средств. Исправность систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах и контроль за соответствием качества питьевой воды нормативным требованиям в этих системах обязаны обеспечивать собственники транспортных средств.
Статья 10. Обеспечение развития питьевого водоснабжения в Российской Федерации
Развитие питьевого водоснабжения обеспечивается реализацией федеральных и региональных программ питьевого водоснабжения населения. Питьевое водоснабжение подлежит обязательному включению в планирование социально-экономического развития территорий (поселений, районов, округов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации). Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями генеральных планов развития территорий, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, утверждаемыми специально уполномоченными государственными органами. При проектировании и строительстве централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопления, истощение водоносного горизонта и иные) и антропогенного происхождения.
Статья 11. Лицензирование
Деятельность лиц по обеспечению питьевой водой потребителей из централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Финансирование питьевого водоснабжения
Источниками финансирования питьевого водоснабжения являются: средства от платы пользователей и потребителей за питьевое водоснабжение; средства федерального бюджета Российской Федерации для реализации мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития и улучшения систем питьевого водоснабжения; средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов; средства долевых взносов граждан и (или) юридических лиц на развитие питьевого водоснабжения; прочие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Для целевого финансирования работ по развитию систем питьевого водоснабжения и получению питьевой воды могут создаваться территориальные внебюджетные фонды. Решение об их создании, источниках поступления средств и их расходовании принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статья 13. Тарифы на питьевое водоснабжение
Тарифы на питьевое водоснабжение устанавливаются органами местного самоуправления по предложению организаций питьевого водоснабжения, исходя из принципа компенсации затрат на: оплату за пользование водными объектами — источниками питьевого водоснабжения; получение питьевой воды и подачу ее до пользователей, потребителей; выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность функционирования систем, их защиту и санитарную охрану; возмещение расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем питьевого водоснабжения.
Порядок определения и применения тарифов в области питьевого водоснабжения определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Государственная поддержка в области питьевого водоснабжения
Государственная поддержка в виде предоставления льготных кредитов, налоговых, таможенных и иных льгот направлена на использование технологий по получению питьевой воды требуемых нормативов качества, а также на предоставление потребителям гарантий бесперебойного режима подачи питьевой воды в соответствии с нормативными требованиями и нормами водообеспечения.
Предоставление льготных кредитов, таможенных, налоговых и иных льгот для собственников централизованных систем питьевого водоснабжения поселений, организаций питьевого водоснабжения, а также организаций, производящих оборудование, материалы и реагенты для нужд питьевого водоснабжения осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Государственные гарантии обеспечения населения питьевой водой
Каждому человеку на территории Российской Федерации гарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества, а также в соответствии с нормами питьевого водообеспечения.
Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, созданием резервных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором питьевого водоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Гарантии прав граждан на получение питьевой воды для питьевых нужд в период их пребывания в общественных местах (вокзалах, парках, пляжах и иных), а также на транспортных средствах при времени следования в пути их более трех часов обеспечивается, в том числе бесплатно, собственниками названных объектов.
Статья 16. Обеспечение качества питьевой воды
Качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается: выборов источника питьевого водоснабжения и соответствующей технологии обработки воды; ежедневным контролем (в том числе автоматизированным) качества воды в источнике; использованием оборудования, материалов, реагентов, применяемых в системах питьевого водоснабжения при наличии на них соответствующих сертификатов, подтверждающих их безопасность и безвредность для человека; осуществлением регулярного производственного контроля за качеством питьевой воды по метрологически аттестованным и стандартизованным методикам лабораториями организаций питьевого водоснабжения, аттестованными или аккредитованными в установленном порядке (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, могут осуществлять на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке); установлением и пересмотром на основе новых научных данных нормативных требований к питьевой воде и источникам питьевого водоснабжения не реже одного раза в 5 лет; охраной источников и систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения 9установлением зон санитарной охраны и иных видов охраны от случайного или умышленного загрязнения питьевой воды); разработкой типовых и рабочих программ и правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий; введением органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора временного усиленного режима контроля за качеством питьевой воды при наличии угрозы здоровью людей вследствие опасности ухудшения качества питьевой воды.
Статья 17. Государственный контроль, надзор и учет в области питьевого водоснабжения
Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы во взаимодействии с органами государственного экологического контроля и государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.
Государственный учет источников питьевого водоснабжения осуществляется в составе Водного кадастра специально уполномоченным органом управления использования и охраны водного фонда с участием органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным источникам питьевого водоснабжения), государственного органа управления использования и охраны недр (по подземным источникам питьевого водоснабжения) и государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора.
Государственный учет качества потребляемой питьевой воды и контроль соответствия его установленным нормативам осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора.
Учет количества потребляемой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства.
Государственный надзор за соблюдением установленных государственными стандартами требований к питьевой воде, а также процессам и методам контроля, используемым в питьевом водоснабжении населения, осуществляется государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.
Государственный надзор за соблюдением строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов питьевого водоснабжения осуществляют государственные органы архитектурно-строительного надзора.
Государственный надзор, контроль и учет осуществляются в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Охрана источников и систем питьевого водоснабжения
Охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников и систем (централизованных и нецентрализованных) питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках, а также для централизованных и нецентрализованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности в целях предупреждения случайного или умышленного загрязнения воды. На территориях зон санитарной охраны не допускается сброс в источники питьевого водоснабжения сточных вод (промышленных, сельскохозяйственных, городских) при содержании в них загрязняющих веществ и биологических агентов сверх нормативов, установленных санитарными правилами и нормами для источников питьевого водоснабжения.
Организация зон санитарной охраны, порядок их проектирования и эксплуатации, установление границ входящих в них территорий (поясов и полос) и соответствующих им режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных мероприятий, в том числе перечня ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах поясов и полос, регламентируется санитарными правилами и нормами, утверждаемыми федеральным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор.
Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение режима в зонах санитарной охраны возлагается: на территориях первого пояса — на организацию водоснабжения; на территориях второго и третьего поясов — на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях указанных поясов.
Надзор за выполнением комплекса мероприятий и соблюдением режима в зонах санитарной охраны осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Органы государственной власти или местного самоуправления могут принимать решения о дополнительных мерах охраны источников и систем питьевого водоснабжения для предупреждения их умышленного загрязнения или нанесения вреда.
Статья 19. Сертификация в области питьевого водоснабжения
Питьевая вода, предназначенная для реализации потребителям в расфасованном виде (в бутылях или других емкостях), индивидуальные, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, а также используемые в системах питьевого водоснабжения материалы, реагенты, технологические процессы, оборудование и иные средства подлежат обязательной сертификации.
Сертификация питьевой воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения, производится в добровольном порядке на основании договора между организацией питьевого водоснабжения и органом по сертификации.
Сертификация в области питьевого водоснабжения осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Гарантии обеспечения питьевой водой при нарушении функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения
В случаях нарушения функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлекших нарушение установленного режима подачи питьевой воды потребителям и (или) несоответствие качества подаваемой воды установленным нормативным требованиям, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, собственники систем, организации питьевого водоснабжения обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя: резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования.
Перечень мер для ситуаций, связанных с нарушением функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, регламентируется планом оперативных действий по обеспечению питьевого водоснабжения потребителей соответствующего поселения.
Статья 21. Гарантии обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях в области питьевого водоснабжения
Организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах, либо стихийных бедствиях, повлекших загрязнение источников водоснабжения, повреждение систем очистки и обеззараживания воды, систем водоснабжения и как их следствие отсутствие питьевой воды в поселении на время более суток) осуществляется государственными органами Российской Федерации и субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в области питьевого водоснабжения, разработка мер по нормированному обеспечению потребителей питьевой водой при чрезвычайных ситуациях и их реализация (определение дополнительных источников водоснабжения и наличие резервных сооружений и устройств для забора и подачи воды, наличия нормативного запаса материалов, оборудования и техники для восстановления систем питьевого водоснабжения либо доставку питьевой воды населению) осуществляется органами местного самоуправления совместно с органами по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также организациями питьевого водоснабжения.
Финансирование расходов по нормированному обеспечению населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях осуществляется за счет средств, предусматриваемых федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Статья 22. Права и обязанности пользователей систем питьевого водоснабжения и потребителей питьевой воды
Пользователи централизованных систем питьевого водоснабжения имеют право пользования системами и потребления питьевой воды на основе договоров, заключаемых ими с организациями питьевого водоснабжения. Взаимные права и обязанности договаривающихся сторон устанавливаются на основании договора, предусматривающего следующие существенные условия:
- режим подачи питьевой воды (бесперебойный либо почасовой по графику);
- количество подаваемой воды (в соответствии с нормами водообеспечения либо лимитированное);
- гарантии качества питьевой воды (постоянное соответствие установленным нормативным требованиям);
- своевременное информирование пользователей об изменении режима подачи питьевой воды и ее качестве;
- осуществление пользователем инструментального и документального учета расхода питьевой воды;
- своевременность оплаты в соответствии с установленным тарифом;
- условия предъявления взаимных претензий по выполнению договорных обязательств, а также ответственность сторон за нарушение договора.
Граждане (потребители питьевой воды) имеют право на обеспечение питьевой водой из централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения в первоочередном порядке.
Для отдельных категорий потребителей питьевой воды устанавливаются льготы по подключению к водопроводам, пользованию и оплате за обеспечение питьевой водой в соответствии с перечнем, устанавливаемым законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Права потребителей питьевой воды гарантируются настоящим федеральным законом, законодательством о защите прав потребителей, иными законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Информация по вопросам питьевого водоснабжения
Организации питьевого водоснабжения и органы, осуществляющие надзор за соответствием качества питьевой воды установленным нормативным требованиям обязаны не реже одного раза в месяц информировать потребителей питьевой воды о соответствии ее нормативам качества.
В случаях выявления несоответствия качества питьевой воды нормативным требованиям, что может повлечь угрозу состоянию здоровья людей, собственники систем питьевого водоснабжения, организации водоснабжения и органы, осуществляющие надзор за соответствием качества питьевой воды нормативным требованиям, обязаны немедленно информировать об этом потребителей питьевой воды с указанием сроков устранения выявленного несоответствия, а также о мерах предосторожности (способах дополнительной обработки воды, либо о месте и времени отпуска питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям).
Информация о качестве питьевой воды осуществляется бесплатно в обязательном порядке средствами массовой информации или иным способом по представлению органов, осуществляющих надзор за качеством питьевой воды.
Информация о возможных перебоях в поставках питьевой воды потребителям осуществляется бесплатно в обязательном порядке организациями питьевого водоснабжения и органами жилищно-коммунального хозяйства через средства массовой информации или иным способом.
Организация и контроль обеспечения своевременной информации потребителей о качестве питьевой воды и о перебоях ее подачи возлагается в соответствии закона на органы местного самоуправления. ГЛАВА IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ Статья 24. Правонарушения в области питьевого водоснабжения
Правонарушением в области питьевого водоснабжения признается несоблюдение положений настоящего закона, санитарных норм и правил, правил пользованиями системами водоснабжения и иных нормативных правовых актов, регулирующих охрану источников питьевого водоснабжения, обеспечение граждан и юридических лиц питьевой водой и нормальное функционирование систем питьевого водоснабжения.
Лица, виновные в совершении правонарушений в области питьевого водоснабжения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате несоответствия питьевой воды нормативным требованиям
Вред, причиненный здоровью граждан в результате потребления из систем питьевого водоснабжения либо из емкостей питьевой воды не соответствующей нормативным требованиям, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Возмещение вреда, причиненного собственникам систем питьевого водоснабжения и (или) организациям питьевого водоснабжения
Вред, причиненный собственникам систем питьевого водоснабжения и (или) организациям питьевого водоснабжения, в результате несоблюдения правил пользования системами, санитарных правил и норм, повреждения сооружений, оборудования, водопроводных сетей, создания препятствий в проведении аварийно-восстановительных работ, обеспечении нормальной эксплуатации систем водоснабжения, либо в результате загрязнения источников питьевого водоснабжения, подлежат возмещению в полном объеме причинителем вреда добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 27. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты.