Экспертиза гпм москва

Содержание:

Экспертиза промышленной безопасности кранов

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) грузоподъемных кранов позволяет оценить их фактическое состояние и соответствие действующим требованиям, когда техрегламентом не предусмотрена иная форма оценки. Ее осуществление доступно только тем организациям, которые обладают лицензией Ростехнадзора нового образца.

Наша компания имеет не только переоформленную лицензию, но и аттестованных по новым требованиям экспертов, которые готовы грамотно и качественно провести ЭПБ, чтобы сэкономить ваше время и денежные средства путем сокращения рисков аварий, связанных с функционированием кранов с завершающимся расчетным сроком безопасной эксплуатации.

Если же Вас интересует общая информация, перейдите в раздел экспертизы промышленной безопасности .

Краны – объекты ЭПБ

Согласно приказу Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 г. и техническому регламенту ТР ТС 010/2011 , краны делятся на подлежащие и неподлежащие экспертизе промышленной безопасности.

Краны, требующие проведения ЭПБ:

  • Все грузоподъемные типы (башенный, козловой и прочие):
  • манипуляторы;
  • подъемники, применяемые в строительстве;
  • краны-экскаваторы, ограниченные работой с крюком, подвешенным на канате или электромагнитах;
  • сменные грузозахватные устройства и приспособления (грейферы, траверсы, захваты, стропы и прочее);
  • съемные кабины и люльки, используемые для перемещения людей.

Краны, не требующие проведения ЭПБ:

  • мостового и консольного типа грузоподъемностью до 10 т включительно,
  • стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • стрелового типа с постоянным вылетом или без поворотного механизма;
  • мобильные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • использующиеся в качестве тренажеров на учебных полигонах;
  • установленные на технологических машинах и используемые исключительно в целях их ремонта;
  • манипуляторы, установленные на фундаменте, и манипуляторы грузоподъемностью до 1 т. или с грузовым моментом до 4 т. м включительно;
  • грузовые подъемники для строительства;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.

Не подлежат ЭПБ краны, область применения которых связана с оборонными интересами государства и его безопасностью; атомной энергетикой (исключая ПС общепромышленного назначения); грузоподъемными устройствами с ручным приводом (лифты, канатные дороги, эвакуаторы, фуникулеры и прочие); с установкой в шахтах, на судах и других плавсредствах; с работой, исключающей применение грузозахватных устройств.

Видеокомментарий руководителя отдела промышленной безопасности грузоподъемных механизмов

Случаи, требующие экспертизы

Краны, относящиеся к категории опасных производственных объектов, подпадают под действие Федерального закона №116 . В соответствии с его положениями их ЭПБ проводится:

  1. Перед началом эксплуатации;
  2. До применения на ОПО подъемных сооружений, предназначенных для собственных нужд;
  3. По завершении расчетного срока или при превышении нагрузочных циклов, установленных производителем и указанных в техпаспорте объекта;
  4. При отсутствии расчетного срока службы, если по факту объект эксплуатируется свыше 20 лет;
  5. После конструкционных изменений объекта или замены материалов его несущих элементов;
  6. После восстановительного ремонта и устранения неисправностей, возникших по причине аварии на ОПО.

Что делают на этапе подготовки

В процессе подготовки к ЭПБ заказчик предоставляет экспертной компании технический паспорт и сведения о параметрах исследуемого грузоподъемного механизма. Он также издает внутренний приказ о проведении ЭПБ с указанием лиц, ответственных за технику безопасности и обеспечение контроля над качеством выполнения предполагаемых работ. Заказчик подготавливает пакет документов, который помимо техпаспорта включает в себя:

  1. Действующий акт сдачи-приемки в эксплуатацию кранового пути;
  2. Предыдущий акт нивелировки крановых путей, а также проверки изоляции (при ее наличии);
  3. Документы, связанные с ремонтом или реконструкцией, сертификаты металла, если он использовался;
  4. Справку о характере работ, выполняемых исследуемым объектом;
  5. Журнал, содержащий сведения о текущих ремонтах и техобслуживании;
  6. Руководство и другие документы по эксплуатации ГПМ;
  7. Акты и заключения предыдущих экспертиз.

Кроме документов собственник крана или использующее его предприятие подготавливает на период проведения ЭПБ кран, грузы для тестирования и выделяет опытного оператора грузоподъемной машины.

Экспертиза промышленной безопасности

В соответствии с Лицензией Ростехнадзора № ДЭ-00-004690, действительной до 24.02.2010 г., ООО «Транспортная компания СК» проводит экспертизу

  • технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
  • иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Экспертные работы

  • экспертиза промышленной безопасности проектной документации – «Проект производства работ грузоподъёмными кранами»;
  • экспертиза промышленной безопасности технического диагностирования (обследования) грузоподъемных кранов, крановых путей, автовышек, подъемников с истекшим нормативным сроком службы (проведение неразрушающего контроля ГПМ, расчёт остаточного ресурса ГПМ);
  • обследование грузоподъемных кранов и автоподъемников всех типов;
  • обследование крановых путей и тупиковых упоров;
  • обследование котлов, сосудов, трубопроводов пара и горячей воды;
  • периодическое техническое освидетельствование котлов, сосудов, трубопроводов пара и горячей воды;
  • оценка остаточного ресурса;
  • проверка приборов безопасности;
  • проведение неразрушающего контроля основного металла и сварных соединений металлоконструкций, узлов и деталей грузоподъемного оборудования (в том числе крюки, траверсы и т.д.).

Ростехнадзор разъясняет: ​Экспертиза промышленной безопасности технических устройств (общие вопросы для всех отраслей)

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с просьбой дать разъяснение о том, что является техническим устройством, применяемом на опасном производственном объекте (ТУ), и для каких ТУ необходимо продление срока службы.

Ответ: Ответ подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

В настоящее время осуществлять продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах не требуется, поскольку приказ Минприроды России от 08.04.2014 № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утверждённого приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195.

Статьёй 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технического устройства оно подлежит экспертизе промышленной безопасности. В соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утверждёнными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, основанием проведения экспертизы промышленной безопасности являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования к техническим устройствам.

Данный перечень размещен на официальном портале нормативной информации по законодательной базе Российской Федерации (www.pravo.gov.ru), а также в других информационно-правовых системах, таких как «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Таким образом, экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, к которым установлены требования промышленной безопасности в вышеуказанном Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов.

Вопрос:

Что необходимо проводить: техническое диагностирование (согласно п. 55, 56 Приложения № 1 ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы») или экспертизу промышленной безопасности (согласно Федеральному закону № 116-ФЗ) для продления расчетного срока службы газовых горелок, зарегистрированных в составе ОПО (при использовании сжиженного углеводородного газа)? В чем отличие технического диагностирования от экспертизы промышленной безопасности?

Ответ: В соответствии с требованиями п.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв.Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (далее – Правила), одним из оснований для проведения экспертизы промышленной безопасности техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) является истечение срока службы или превышение количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.

В соответствии с требованиями п.21 Правил техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

  • при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
  • в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

В соответствии с п.23 Правил по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

Таким образом, техническое диагностирование является составляющей экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 04.03.2016:

Заключением экспертизы промышленной безопасности (проведенной по истечению срока службы технического устройства) был продлен срок безопасной эксплуатации технического устройства, эксплуатируемого на ОПО. Прошу разъяснить, требуется ли проводить повторную ЭПБ данного технического устройства в случае, если планируется его эксплуатация на другом ОПО.

Ответ Ростехнадзора: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионноразрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 09.03.2016 г. за вх. № 0-3626, сообщает.

В соответствии пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

На основании изложенного техническое устройство, в связи с изменением опасного производственного объекта, на котором оно применяется, подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 17.03.2016:

Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» не установлено такое основание проведения экспертизы промышленной безопасности, как истечение срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта, установленное заключением экспертизы промышленной безопасности, проводимой ранее.

Прошу разъяснить, допускается ли повторное проведение экспертизы промышленной безопасности с установлением срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, если срок безопасной эксплуатации данного объекта, указанный в предыдущем заключении экспертизы, истек.

Также прошу разъяснить, допускается ли проведение экспертизы промышленной безопасности объекта несколькими экспертными организациями независимо, с подготовкой нескольких независимых заключений экспертизы промышленной безопасности на один объект.

Ответ Ростехнадзора: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 18.03.2016 г. за № 0-4372, сообщает.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счёт средств её заказчика в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Согласно пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно пункту 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждёнными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 г. № 538, по результатам экспертизы технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчётные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

Смотрите так же:  Фотошоп 6 лицензия

Проведение повторной экспертизы технических устройств по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных экспертизой промышленной безопасности, не предусмотрено федеральными нормами и правилами в области экспертизы промышленной безопасности, равно как и не установлено понятие «последующая экспертиза промышленной безопасности» и не установлена возможность «поэтапного продления срока безопасной эксплуатации» технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте.

Комментарий от нас:

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах на сегодняшний день осуществляется только через экспертизу промышленной безопасности, так как в правилах проведения экспертизы в пунктах 28, 6 четко написано:

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям).
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;.

Вопрос от 22.05.2017:

Одним из оснований проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, является замена материала несущих элементов такого технического устройства. Действующим законодательством установлено определение понятия «несущая конструкция зданий и сооружений», однако не установлено определение понятия «несущий элемент технического устройства», в связи с чем прошу разъяснить, какие элементы технического устройства относятся к несущим.

Ответ Ростехнадзора: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия, в том числе в случае проведения работ, связанных с заменой материала несущих элементов такого технического устройства.

В данном положении под несущими элементами технического устройства понимаются элементы, воспринимающие вес технического устройства и нагрузки, оказываемые на техническое устройство во время его эксплуатации.

Вопрос от 03.11.2017:

В Ростехнадзор поступил вопрос о порядке внесения результатов заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр Ростехнадзора, в паспорта технических устройств, которым данная экспертиза проведена.

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований, регламентирующих порядок и необходимость внесения в паспорта технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, записей о результатах проведённых экспертиз промышленной безопасности.

Вопрос от 20.02.2018:

Настоящим письмом просим разъяснить в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по промышленной безопасности правомерно ли проведение повторной экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения после окончания срока дальнейшей безопасной эксплуатации, установленного в предыдущем заключении экспертизы.

Другими словами, разъясните, продлевается ли по результатам экспертизы промышленной безопасности срок службы технического устройства и правомерно ли по истечении этого срока проводить повторную экспертизу на основании п.2 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности» № 116-ФЗ от 21.07.1997.

Основанием для такого вопроса явились уведомления об отказе во внесении повторных заключений экспертиз промышленной безопасности на краны мостовые, полученные эксплуатирующей организацией в одном из управлений Ростехнадзора, в которых содержится вывод, о том, что «продление срока службы технического устройства, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности, не предусмотрено…». (см.Приложения).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 24.01.2018 № 0-1175, сообщает.

Ограничения по количеству проводимых экспертиз промышленной безопасности в отношении одного объекта экспертизы действующим законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены.

Таким образом, отказ по основанию, изложенному в Вашем письме, является неправомерным.

Начальник Правового управления Д.А.Яковлев

Вопрос от 26.03.2018:

Прошу разъяснить, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности (при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») технические устройства, применяемые на ОПО организацией-подрядчиком (организацией, не владеющей данным ОПО и не эксплуатирующей данный ОПО, но выполняющей на данном ОПО определенные работы (к примеру, проведение взрывов на карьере заказчика)).

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 24.04.2018 № 100/3658, сообщает.

Согласно пункту 4 Административного регламента, заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Требования к эксплуатирующим организациям указаны в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае, только организация, эксплуатирующая опасный производственный объект может являться заказчиком экспертизы промышленной безопасности.

Вместе с тем, в настоящее время Ростехнадзором подготовлены изменения в Административный регламент в части уточнения круга заявителей с учетом требований Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Группа компаний «КОНТЭКС»

Профессиональный ремонт грузоподъёмной техники любой сложности!

ООО СЦ «КОНТЭКС-Кран» является официальным сервисным центром заводов, дилеров , производителей, монтажников автокранов, кранов-манипуляторов, автогидроподъёмников (автовышек), бурильной техники и прочих грузоподъёмных сооружений.

Выполняем работы на территории Вологодской области, в том числе в городах: Вологда, Череповец, Великий Устюг, Тотьма, Нюксеница, Сокол, Харовск, Устюжна, Никольск, Красавино, Кириллов, Кадников, Грязовец, Вытегра, Белозерск, Бабаево,
на территории Архангельской области, в том числе в городах: Архангельск, Белушья Губа, Березник, Вельск, Вычегодский, Емца, Каменка, Каргополь, Коноша, Коряжма, Котлас, Кулой, Малошуйка, Мезень, Мирный, Новодвинск, Няндома, Обозерский, Оксовский, Октябрьский, Онега, Плесецк, Приводино, Пуксоозеро, Савинский, Самодед, Северодвинск, Североонежск, Сольвычегодск, Урдома, Шенкурск, Шипицыно;
на территории Костромской области, в том числе в городах: Буй, Волгореченск, Галич, Кологрив, Кострома, Макарьев, Мантурово, Нерехта, Нея, Солигалич, Чухлома, Шарья;
на территории Респубники Коми, в том числе в городах: Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора, Усинск, Сосногорск, Инта, Емва, Вуктыл, Микунь;
на территории Ярославской области, в том числе в городах: Гаврилов-Ям, Данилов, Любим, Мышкин, Переславль-Залесский, Пошехонье, Ростов, Рыбинск, Тутаев, Углич, Ярославль.

01. Опыт работы 25 лет

Выполняем работы по экспертизе промышленной безопасности с 1992 года. Занимаемся ремонтом кранов с 1995 года. Специалистами наработан многолетний опыт, а организация заработала репутацию надёжного и грамотного партнёра.

02. Ремонт всех видов ПС

Ремонтируем все виды подъёмных сооружений (ПС): башенные, козловые, мостовые, портальные, консольные, автомобильные, гусеничные краны, краны-манипуляторы, гидроманипуляторы, автогидроподъёмники, бурильные машины (бурилки), краны на железнодорожном ходу, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, краны-трубоукладчики, пожарные автолестницы, вилочные погрузчики и др. грузоподъёмную и перевалочную технику.

03. Выполняем все виды ремонтных работ:

Гидравлика, электрика, сварка, механика; ревизия, ремонт, настройка приборов и устройств безопасности; техническое обслуживание (ТО); техническое освидетельствование (полное-ПТО, частичное — ЧТО); перевод мостовых кранов на радиоуправление и управление «с пола»; измерение сопротивления изоляции и заземления; покраска спецтехники; ремонт рам грузовых автомобилей; экспертиза промышленной безопасности; оценка соответствия лифтов; изготовление высокопрочных болтов больших размеров; изготовдение траверс; изготовление стропов и др.

Осуществляем монтаж/демонтаж башенных, козловых, мостовых кранов, кран-балок; подкрановых путей (наземных, надземных); троллеев;.

04. Аттестованные специалисты и оборудование

Наши специалиста аттестованы в области промышленной безопасности, электробезопасности, в области сварочных работ (НАКС). Аттестованные технологии по ремонту. Члены СРО.

ООО СЦ «КОТЭКС-Кран» оказывает полный комплекс услуг по ремонту подъёмных сооружений: башенных, козловых, мостовых, гусеничных, портальных кранов, автовышек, кранов-манипуляторов, бурилок, экскаваторов и другой техники.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах кранов, ПС, ГПМ. комплексное обследование, подкрановый путь, нивелировка, неразрушающий контроль

Подготовка документов для прохождения экспертизы промышленной безопасности

Предлагаем услугу по подготовке документов, требующихся для прохождения экспертизы промышленной безопасности.

Экспертиза гпм москва

Объекты обследования: мостовые и козловые краны любой грузоподъемности и пролетов.

РАБОТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ КРАНОВ

1. Ознакомление с документацией, представленной владельцем крана.
2. Проверка состояния металлических конструкций.
3. Проверку состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов.
4. Проверку состояния электрооборудования.
5. Проверку состояния приборов безопасности.
6. Составление ведомости дефектов.
7. Статические и динамические испытания крана.
8. Оформление результатов обследования.

По желанию заказчика по всем выявленным в процессе обследования замечаниям производится ремонт.

Объекты обследования: крановые пути мостовых и козловых кранов

РАБОТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ

1. Проверка системы организации эксплуатации сооружения.
2. Проверка комплектности и состояния технической документации на сооружение.
3. Поэлементное обследование кранового пути:
— направляющие, по которым перемещаются колеса грузоподъемного крана (металлопрокат в виде рельса, двутавра, квадрата);
— стыковые и промежуточные скрепления;
— элементы, передающие нагрузку от направляющих и промежуточных скреплений на грунтовое основание (балки, фермы, колонны, подрельсовые опорные элементы наземных крановых путей, грунтовое основание и т.п.);
— путевое оборудование (тупики, ограничители передвижения, ограждения, предупредительные знаки, заземление и др.);
— конструкции электроподвода.
4. Подготовка итоговых документов по результатам обследования.

РАБОТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ТУПИКОВЫХ УПОРОВ
1. Внешний осмотр и оценка технического состояния.
2. Проверка габаритных и осмотр и оценка технического состояния.
3. Поверочный расчет прочности конструктивных и присоединительных размеров элементов тупикового упора.
4. Оформление документации по результатам обследования.

По желанию заказчика по всем выявленным в процессе обследования замечаниям производится ремонт.

Выполнение проектно-конструкторских работ

1. Разработка проекта кранового пути (чертежи, ТУ):
— наземные крановые пути
— надземные крановые пути
2. Составление паспорта на крановый путь
3. Разработка паспорта тупикового упора

Сроки выполнения работ

Сроки выполнения обследовательских работ составляют в среднем 20 дней, проектно-конструкторских работ 1,0 – 1,5 месяца. В зависимости от сложности, места расположения объекта, типа отчетного документа и других факторов сроки могут изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

Стоимость работ определяется по следующему документу:
— «Прейскурант на техническое обследование грузоподъемных машин, крановых путей и выполнение проектно-конструкторских работ» № 18/01.05, Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации механизации и технической помощи строительству, г.Москва, 2005.
Стоимость рассчитывается в каждом конкретном случае отдельно. При заключении договора оговаривается 50% предоплата.

Для упрощения и ускорения переговоров рекомендуется заполнить следующий бланк-завку и отправить нам его по факсу или электронной почте.

Заявка в формате MS WORD (38 кб) скачать>>>

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ подготовлен в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92 г., и Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), утвержденными Госгортехнадзором России 19.11.92 г. (далее — Правила 1 ), устанавливает общие требования к периодичности, организации и методам обследования машин с истекшим нормативным сроком службы для определения возможности их дальнейшей эксплуатации и распространяется на организации, имеющие на балансе грузоподъемные машины, а также на организации, осуществляющие обследование грузоподъемных машин.

1 Действуют Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) и Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03), утвержденные постановлениями Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98 и от 11.06.03 № 87. (Примеч. изд.)

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящим Методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в Правилах, а также специальные термины и определения:

Дефекты — каждое отдельное несоответствие грузоподъемной машины, узла, элемента требованиям, приведенным в рабочей или нормативной документации.

Исправное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неисправное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

Работоспособное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неработоспособное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего ее способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

Предельное состояние — состояние грузоподъемной машины, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Критерий предельного состояния — признак или совокупность признаков предельного состояния грузоподъемной машины, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.

Документация эксплуатационная — техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации), которая поставляется заводом-изготовителем вместе с грузоподъемной машиной, включающая паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцию по монтажу и т.п.

Обследование (экспертное обследование) — комплекс работ по техническому диагностированию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, в целях выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации на определенный период.

Обследование первичное — обследование, проводящееся по истечении нормативного срока службы грузоподъемной машины.

Обследование повторное — обследование, проводящееся по истечении срока, установленного по результатам первичного или предыдущего повторного обследования.

Обследование внеочередное — обследование, проводящееся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации, проводящееся по требованиям, изложенным в информационных письмах заводов-изготовителей или органов Госгортехнадзора, либо по просьбе владельца грузоподъемной машины.

Ресурс — суммарная расчетная наработка грузоподъемной машины от начала ее эксплуатации или от возобновления ее эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.

Срок службы нормативный — календарная (или определенная по счетчику моточасов) продолжительность эксплуатации до достижения ресурса базовыми частями (несущими металлическими конструкциями) грузоподъемной машины, записанная в ее паспорте либо установленная в нормативных документах по расчету и проектированию.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности грузоподъемной машины и (или) восстановлению ресурса грузоподъемной машины или отдельных ее составных частей.

Смотрите так же:  Федеральный закон от 02052018 111-фз

Ремонт капитальный — ремонт (в пределах срока службы грузоподъемной машины), выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса грузоподъемной машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые (при необходимости).

Ремонт полнокомплектный — ремонт, выполняемый для грузоподъемных машин с истекшим сроком службы для восстановления их исправности и ресурса в целях продления их эксплуатации до очередного обследования.

Ремонт текущий — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъемной машины и состоящий в устранении неисправности путем замены и (или) ремонта отдельных частей.

Ресурс остаточный — расчетная величина наработки грузоподъемной машины (с момента проведения обследования) до достижения предельного состояния ее базовых частей (несущих металлических конструкций) по критериям усталости.

Специалист-обследователь 1-го уровня — специалист, имеющий право на проведение обследования грузоподъемных машин.

Специалист-обследователь 2-го уровня — специалист, имеющий право на проведение обследования и принятие решения о продлении срока службы грузоподъемной машины.

Специалист-обследователь 3-го уровня — специалист, имеющий права специалистов-обследователей 1-го и 2-го уровня, а также имеющий право на оценку остаточного ресурса грузоподъемной машины.

Эксплуатация — стадия жизненного цикла грузоподъемной машины до ее списания, на которой реализуются, поддерживаются и восстанавливаются ее качества и которая включает использование грузоподъемной машины по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание, монтаж (демонтаж) и ремонт.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Виды и периодичность обследования

3.1.1. Обследование грузоподъемных машин в целях продления срока дальнейшей эксплуатации необходимо проводить по истечении нормативного срока службы.

3.1.2. Предусматриваются следующие виды обследования грузоподъемных машин с истекшим нормативным сроком службы:

Внеочередное обследование выполняется вне зависимости от срока эксплуатации грузоподъемной машины.

3.1.3. Период, на который продляется срок службы, устанавливается соответствующими нормативными документами.

3.1.4. Количество повторных обследований определяется типом, назначением и условиями эксплуатации грузоподъемной машины и может быть ограничено либо ее техническим состоянием, требованиями безопасности либо экономическими факторами.

3.2. Организация обследования

3.2.1. Обследования грузоподъемных машин должны осуществлять организации, имеющие лицензию (разрешение) Госгортехнадзора России или территориальных органов госгортехнадзора 1 . Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу изложены в разд. 3.15 настоящего нормативного документа.

1 Указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 и от 20.05.04 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). Ростехнадзор выдает лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, в рамках которой могут проводиться обследования грузоподъемных машин. (Примеч. изд.)

3.2.2. В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, в регионы, обслуживаемые другими региональными органами Госгортехнадзора России, следует руководствоваться п. 4.5 Методических указаний по выдаче специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности при эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений (РД 10-49-94) 2 , утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.01.94 № 6.

2 Утратили силу на основании постановления Госгортехнадзора России от 07.08.02 № 50. (Примеч. изд.)

3.2.3. Обследованию должны подвергаться грузоподъемные машины, находящиеся в рабочем состоянии. Разрешается проведение обследования грузоподъемной машины, находящейся в неработоспособном состоянии, с последующим окончанием обследования и проведением испытаний после приведения ее в работоспособное состояние.

3.2.4. Обследование на предмет продления срока службы рекомендуется совмещать с перемонтажом грузоподъемной машины, проведением текущего ремонта или технического освидетельствования (для стреловых самоходных кранов — с техническим осмотром), желательно в летний период времени. С этой целью сроки до начала проведения обследований грузоподъемных машин, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, могут увеличиваться до трех месяцев.

3.2.5. Организация, осуществляющая обследование грузоподъемных машин, проводит в установленном законодательством порядке страхование своей ответственности на случай возникновения аварии (поломки, трещин, изгиба, требующих выполнения ремонта или замены) несущих элементов металлических конструкций в период, на который продлен срок службы грузоподъемной машины.

Страхование ответственности на случай возникновения аварии несущих элементов металлических конструкций должно проводиться на основании разрабатываемых положений (правил) страхования.

3.2.6. Передача грузоподъемной машины с истекшим нормативным сроком службы на первичное, повторное или внеочередное обследование должна оформляться приказом по организации, являющейся ее владельцем.

Приказ может оформляться на один или сразу на группу грузоподъемных машин. Форма приказа приведена в приложении А.

3.2.7. Организация, проводящая обследование, должна издать приказ о назначении персонального состава комиссии, которая будет проводить обследование грузоподъемных машин конкретного заказчика, в приказе следует указать председателя комиссии, одновременно отвечающего за технику безопасности при проведении обследования, и членов комиссии. Минимальный состав комиссии — 3 человека. Рекомендованная форма приказа приведена в приложении Б.

3.2.8. Владелец грузоподъемной машины должен подготовить к обследованию:

3.2.8.1. Грузоподъемную машину, испытательные грузы, а также выделить крановщика (машиниста, оператора) на период проведения обследования.

3.2.8.2. Оборудование доя обследования металлических конструкций и механизмов на высоте (при необходимости).

3.2.8.3. Акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию и предыдущий акт нивелировки путей (для грузоподъемных машин, перемещающихся по наземным или надземным рельсовым путям) в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Госгортехнадзором России.

3.2.8.4. Акт проверки сопротивления изоляции и заземления (при необходимости).

3.2.8.5. Эксплуатационную документацию по грузоподъемной машине.

3.2.8.6. Проект проведенного ремонта (реконструкции), а также сертификаты металла, использованного при проведении ремонта (реконструкции), если эти работы проводились.

3.2.8.7. Справку о характере работ, выполняемых грузоподъемной машиной.

3.2.8.8. Журнал технических обслуживаний (либо вахтенный журнал) с записями о проведенных технических обслуживаниях и текущих ремонтах.

3.2.9. Акт о результатах проведенного обследования с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации может быть выдан только на грузоподъемную машину, находящуюся в работоспособном состоянии и выдержавшую статические и динамические испытания.

3.3. Основные работы при обследовании

3.3.1. Обследование грузоподъемных машин должно включать следующие виды работ:

3.3.1.1. Проверку выполненных владельцем грузоподъемной машины работ, предусмотренных п. 3.2.8 настоящего РД.

3.3.1.2. Ознакомление с документацией грузоподъемной машины, представленной владельцем согласно п. 3.2.8 настоящего РД.

3.3.1.3. Проверку состояния металлических конструкций.

3.3.1.4. Проверку состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов.

3.3.1.5. Проверку состояния электро- и гидрооборудования.

3.3.1.6. Проверку состояния приборов безопасности.

3.3.1.7. Проверку состояния рельсовых путей (для кранов и тележек, передвигающихся по рельсам).

3.3.1.8. Проверку химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций.

3.3.1.9. Составление ведомости дефектов.

3.3.1.10. Статические и динамические испытания крана.

3.3.1.11. Оценку остаточного ресурса.

3.3.1.12. Оформление результатов обследования.

Примечания : а) если при выполнении п. 3.3.1.1 комиссией, проводящей обследование, будет выявлено отсутствие у владельца грузоподъемной машины документов, предусмотренных пп. 3.2.8.3 — 3.2.8.7, данные работы могут быть выполнены организацией, проводящей обследование (при наличии у нее лицензий на соответствующий вид работ);

б) работы по пп. 3.3.1.8 и 3.3.1.11 выполняют только в случаях, оговоренных настоящим нормативным документом;

в) при проведении внеочередного обследования сокращение объема работ, указанных в п. 3.3.1, определяется комиссией с учетом проверки состояния элементов грузоподъемной машины, вызвавших необходимость проведения этого обследования.

3.4. Ознакомление с документацией

3.4.1. В процессе выполнения работ по п. 3.3.1.2 комиссия, проводящая обследование, должна ознакомиться с имеющейся эксплуатационной документацией, чертежами и расчетами, выполненными при ремонте или реконструкции грузоподъемной машины (при наличии), сертификатами на использованные марки сталей, а также справкой о характере работ, выполняемых грузоподъемной машиной (форма справки приведена в других частях РД), материалами последнего полного технического освидетельствования и предписаниями органов Госгортехнадзора и ведомственной службы надзора.

Одновременно комиссия должна ознакомиться с документацией на рельсовые пути (для кранов и тележек, передвигающихся по рельсам).

3.4.2. В процессе изучения документации (чертежей конструкции грузоподъемной машины) рекомендуется составлять рабочую карту обследования. Форма и пример ее заполнения приведены в приложении В. Рабочая карта обследования должна включать все узлы, соединения и элементы, которые могут быть повреждены при эксплуатации крана.

Особое внимание должно быть уделено элементам грузоподъемных машин, работающим на усталость. Рабочая карта является методическим документом комиссии при обследовании и используется только для организации работ и составления окончательного пакета документов, передаваемого владельцу грузоподъемной машины по окончании обследования.

3.5. Проверка состояния металлических конструкций

3.5.1. Обследование металлических конструкций крана должно включать следующие этапы:

внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;

проверку элементов металлических конструкций одним из видов неразрушающего контроля;

проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и др.);

измерение остаточных деформаций балок, стрел, ферм и отдельных поврежденных элементов;

оценку степени коррозии несущих элементов металлических конструкций.

3.5.2. Перед обследованием металлические конструкции, особенно в местах их возможного повреждения, должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки.

3.5.3. Внешний осмотр следует проводить с применением простейших оптических средств (10-кратной лупы) и переносных источников света, при этом особое внимание должно уделяться следующим местам возможного появления повреждений:

участкам резкого изменения сечений;

участкам, прорезанным шпоночными или шлицевыми канавками, а также имеющим нарезанную резьбу;

местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа и перевозки;

местам, где при работе возникают значительные напряжения, коррозия или износ;

участкам, имеющим ремонтные сварные швы.

3.5.4. При проведении внешнего осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие следующих дефектов:

трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;

расслоения основного металла;

некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;

люфтов шарнирных соединений, прослабления болтовых и заклепочных соединений.

3.5.5. При обнаружении признаков наличия трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергают обязательной дополнительной проверке одним из видов неразрушающего контроля.

Выбор технических средств для проведения неразрушающего контроля определяет комиссия, проводящая обследование.

Указания по выбору технических средств и методик выполнения различных видов неразрушающего контроля устанавливаются нормативными документами, согласованными с Госгортехнадзором России.

3.5.6. При обнаружении механических повреждений металлической конструкции (вмятин, изгиба, разрывов и т.п.) замеряются их размеры (длина, ширина, высота или глубина). Затем размеры повреждения следует сравнить с предельными размерами подобного дефекта для металлической конструкции грузоподъемной машины данного типа и в случае превышения нормативных значений повреждения зафиксировать в ведомости дефектов.

3.5.7. При обнаружении расслоения металла (например, при осмотре на торцевых поверхностях поясов балочных металлических конструкций или при проведении их ультразвуковой толщинометрии) должна быть определена ультразвуковыми методами зона распространения дефекта по площади листа.

3.5.8. Контроль состояния заклепочных и болтовых соединений следует осуществлять визуально и остукиванием молотком. Ослабление заклепки (болта) можно определить по более глухому звуку удара и по характеру отскока молотка.

В сомнительных случаях проверку заклепки производят двумя молотками: одним выполняют удар по внешней головке, а другой держат прижатым к противоположной головке заклепки. Если заклепка ослаблена, то при ударе первым молотком по головке происходит резкий отскок второго молотка.

Обычно ослабленные заклепки имеют ободок или подтеки ржавчины вокруг головки.

У болтовых соединений при визуальном контроле следует установить наличие проектного количества болтов в соединении, а также их явные дефекты (трещины, смятия, отрыв головки и т.п.).

При визуальном контроле обычных болтовых соединений следует осмотреть состояние пружинных шайб, которые должны быть затянуты.

У высокопрочных и других видов болтов, для которых в эксплуатационной документации указано усилие затяжки, дополнительно контролируется усилие затяжки. Количество контролируемых болтов в каждом соединении устанавливают в соответствии с последующими частями настоящего РД.

3.5.9. Контроль соединительных элементов металлической конструкции (осей, пальцев и т.п.) следует начинать с осмотра состояния фиксирующих их элементов. При выявлении повреждений фиксирующих элементов, свидетельствующих о наличии осевых или крутящих усилий в соединении, ось (палец) демонтируют и замеряют. Аналогичному осмотру и замерам при этом следует подвергать и посадочное гнездо оси.

Наличие люфтов в шарнирных соединениях предварительно определяют визуально в процессе эксплуатации крана по характерным признакам (толчки, резкие удары, болтанка и т.п.).

При наличии характерных признаков точную количественную оценку люфта и его допустимость в сомнительных случаях следует устанавливать выполнением измерений разобранного шарнирного соединения.

3.5.10. Измерение остаточных деформаций балок, стрел, ферм и оценку степени коррозии элементов металлических конструкций следует выполнять в соответствии с рекомендациями других частей настоящего РД.

3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов

3.6.1. Работы по проверке состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов должны включать следующее:

внешний осмотр в целях анализа общего состояния, работоспособности и необходимости проведения дальнейших измерений;

проведение необходимых измерений.

3.6.2. Перед проведением обследования механизмы и другие подвергаемые осмотру узлы грузоподъемной машины должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки.

3.6.3. При внешнем осмотре особое внимание следует обратить на места, указанные в п. 3.5.3 настоящего нормативного документа.

3.6.4. При внешнем осмотре выявляют:

общее состояние всех механизмов и наличие повреждений их отдельных узлов и деталей;

отсутствие деформаций, коррозии и необходимость их устранения;

отсутствие вытекания смазки из редукторов;

качество затяжки элементов крепления механизмов;

соответствие регулировки узлов механизмов (например, тормозов механизма передвижения и т.п.) требованиям эксплуатационной и нормативной документации.

Необходимость разборки механизмов при осмотре определяет комиссия.

3.6.5. Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра, должны быть измерены.

Результат измерения, например, по износу сравнивают либо с размером, где износ практически отсутствует, либо с размером, указанным в чертеже.

3.6.6. Необходимость измерения износа и степени выкрашивания зубьев шестерен и колес зубчатых передач редукторов может быть определена по появлению повышенного шума при работе механизма и (или) повышении температуры нагрева корпуса (последнее в ряде случаев может свидетельствовать и об отсутствии смазки).

Наличие смазки в редукторах проверяется с помощью щупа, маслоуказательных пробок, глазков либо проверкой через люк в крышке. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками маслоуказателя.

3.6.7. Критерии браковки зубчатой передачи по износу и выкрашиванию зубьев определяются ее назначением и типом. Они указаны в других частях настоящего нормативного документа.

Безусловной выбраковке подлежат зубчатые колеса, имеющие трещины у основания зуба, в спицах или на ступице, а также при ослаблении посадки венца, что определяется при разборке механизма.

Смотрите так же:  Заявление на смену графика образец

3.6.8. Состояние подшипников следует проверять при наличии характерного шума и (или) повышенного нагрева их посадочных мест.

При обнаружении указанных признаков дефектов необходимо выполнить частичную разборку механизма.

Подшипники качения должны выбраковываться при наличии следующих дефектов:

цветов побежалости в любом месте;

сколов и трещин любых размеров и расположения;

отпечатков шариков или роликов на дорожках качения;

отслаивания или раковин усталостного выкрашивания в шариках, роликах или дорожках качения колец;

забоин и вмятин в сепараторе, препятствующих плавному вращению подшипника;

недопустимого увеличения радиального или осевого зазора вследствие износа.

3.6.9. Проверка состояния крепления механизмов и других узлов должна осуществляться в процессе работы грузоподъемной машины.

Более подробно об этом сказано в других частях настоящего нормативного документа.

3.6.10. Канаты, блоки, барабаны и крюки следует проверять, используя предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин, приведенные в эксплуатационной документации, а при их отсутствии — приведенные в Правилах.

Несущие и вантовые канаты следует проверять одним из способов неразрушающего контроля по методикам, изложенным в других частях настоящего нормативного документа.

Предельные нормы браковки иных элементов грузоподъемных машин приведены в других частях настоящего нормативного документа.

3.7. Проверка состояния электро- и гидрооборудования

3.7.1. Проверка состояния электрооборудования должна включать следующее:

внешний осмотр электрооборудования и проведение необходимых для анализа работоспособности измерений (проверок);

оценку соответствия установленного электрооборудования эксплуатационной документации;

контрольную проверку работоспособности электрооборудования.

3.7.2. Внешний осмотр электрооборудования должен проводиться одновременно с проверкой действия элементов электрооборудования. При имитации работы вручную, осуществляемый для контроля отсутствия механических заеданий. Внешний осмотр следует проводить последовательно по отдельным узлам электрооборудования, при этом необходимо проверить:

пульт управления и монтажный пульт;

тормозные электромагниты и электродвигатели электрогидравлических толкателей;

кабели, провода, элементы и т.д.

Перечень работ, выполняемых при этом, зависит от конкретного типа грузоподъемной машины, типа электропривода и рода питающего электрического тока.

Более подробно эти вопросы освещены в других частях настоящего РД.

3.7.3. Контроль за работоспособностью электрооборудования заключается в проверке функционирования всех механизмов согласно электросхеме, в том числе плавности переключения аппаратов с фиксацией их по позициям, обеспечения плавности пуска и торможения механизмов, безотказности включения-выключения электросистем.

3.7.4. Обследование гидрооборудования должно включать следующее:

внешний осмотр объектов гидросистемы для выявления возможных внешних утечек жидкости, трещин корпусов, повышенного шума, нагрева, ослабления креплений и вибрации при работе;

контроль рабочей жидкости на загрязнение и вязкость (при необходимости);

проверку состояния фильтров по штатным указателям загрязнения;

проверку насосов, гидромоторов и гидроцилиндров (при необходимости);

проверку настройки предохранительных клапанов (при необходимости) и другие работы.

Более подробно эти вопросы рассмотрены в других частях настоящего нормативного документа.

3.8. Проверка состояния приборов и устройств безопасности

3.8.1. Обследование приборов и устройств безопасности кранов должно включать следующие работы:

внешний осмотр приборов и устройств безопасности;

контрольную проверку их работоспособности.

3.8.2. При внешнем осмотре приборов и устройств безопасности необходимо выполнить:

проверку наличия и соответствие приборов паспортным данным;

проверку наличия пломб на электронных (релейных) блоках приборов.

3.8.3. Контрольная проверка их работоспособности должна включать:

проверку надежности срабатывания и соответствия показаний индикаторов ограничителей грузоподъемности нормативным данным;

проверку работы концевых выключателей, ограничивающих перемещение груза, тележки и т.п.;

проверку работы систем блокировок и срабатывания защит, установленных на грузоподъемной машине и приведенных в ее паспорте;

проверку точности показаний контрольно-измерительных приборов.

3.8.4. Методы проверки конкретных приборов и устройств безопасности приведены в других частях настоящего РД.

3.9. Проверка состояния рельсовых путей (для кранов и тележек, передвигающихся по рельсовым путям)

3.9.1. Комплексное обследование состояния рельсовых путей должно проводиться согласно методическим указаниям по комплексному обследованию рельсовых путей грузоподъемных машин, утверждаемым Госгортехнадзором России, и включать следующие работы:

ознакомление с документацией по устройству рельсового пути, актом нивелировки и актом проверки сопротивления заземления рельсового пути;

проверку соответствия рельсового пути типовому проекту или эксплуатационной документации (методика проверки приведена в других частях настоящего руководящего документа);

внешний осмотр состояния всех элементов пути, включая заземление и при необходимости проведение измерений и сопоставление их с нормами, приведенными в эксплуатационной документации или в Правилах;

проведение нивелировки с выдачей рекомендаций по рихтовке при несоответствии отклонений путей нормативам, установленным в эксплуатационной документации или Правилами;

выполнение работ по оценке состояния верхнего и нижнего строения рельсовых путей;

выполнение работ по оценке общего состояния подкрановых балок и несущих строительных конструкций (для грузоподъемных машин, передвигающихся по надземным рельсовым путям).

3.9.2. Низкое качество рельсовых путей и отсутствие надлежащего ухода за ними может служить одним из оснований для снижения срока, назначаемого комиссией до следующего обследования крана, или отказа в продлении срока службы.

3.10. Проверка химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций

3.10.1. Необходимость определения химического состава и (или) механических свойств металла возникает в следующих случаях:

если в паспорте грузоподъемной машины отсутствуют данные о металле, из которого изготовлены несущие элементы металлических конструкций при ремонте крана;

при работе грузоподъемной машины в условиях агрессивной среды;

при внеочередном обследовании (при необходимости);

при сомнениях в выбранных материалах, если грузоподъемная машина подвергалась ремонтам и (или) реконструкции, при которых были заменены элементы, марка стали которых указана в паспорте грузоподъемной машины.

3.10.2. В случае утери паспорта необходимость и порядок отбора проб для проверки химсостава и анализа механических свойств металла определяются в соответствии с требованиями, приведенными в других частях настоящего РД.

3.11. Составление ведомости дефектов

3.11.1. Дефекты, выявленные по результатам обследования грузоподъемных машин, их металлических конструкций, механизмов и отдельных узлов, должны быть занесены в ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении Г.

Ведомость дефектов передается владельцу крана.

3.11.2. Ведомость дефектов является официальным документом для направления грузоподъемной машины в ремонт.

3.12. Проведение статических и динамических испытаний

3.12.1. Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями, записанными в эксплуатационной документации, а при отсутствии этих указаний — в соответствии с Правилами комиссией с участием инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин предприятия-владельца.

3.12.2. Величины перегрузок и методические указания по проведению испытаний приведены в других частях настоящего нормативного документа.

3.12.3. Грузоподъемная машина может быть подвергнута статическим и динамическим испытаниям только после устранения дефектов, обнаруженных комиссией, и перевода ее в работоспособное состояние.

3.13. Оценка остаточного ресурса

3.13.1. Оценку остаточного ресурса металлических конструкций грузоподъемных машин рекомендуется выполнять в следующих случаях:

при высокой степени коррозии (предельной или близкой к предельной) для несущих элементов металлических конструкций грузоподъемных машин данного типа (указанной в других частях настоящего нормативного документа);

при обнаружении многочисленных трещин, особенно в узлах, которые ранее подвергались ремонтам;

в соответствии с дополнительными рекомендациями головных организаций, относящимися к обследованию грузоподъемных машин данной конструкции;

по просьбе владельца для оценки предполагаемого срока до замены (списания) грузоподъемной машины.

3.13.2. Оценка остаточного ресурса грузоподъемных машин конкретного типа должна производиться по методикам головных организаций.

В качестве базовой концепции оценки используется подход, основанный на принципе безопасной эксплуатации по техническому состоянию, согласно которому оценка технического состояния грузоподъемной машины осуществляется по параметрам технического состояния, обеспечивающим ее надежную и безопасную эксплуатацию согласно нормативной и конструкторской документации, а остаточный ресурс — по параметрам технического состояния.

В качестве определяющих параметров технического состояния принимаются параметры, изменение которых (в отдельности или в некоторой совокупности) может привести грузоподъемную машину в неработоспособное, неисправное или предельное состояние.

3.13.3. Исходными данными для выполнения оценки остаточного ресурса являются:

результаты обследования грузоподъемной машины в соответствии с настоящим нормативным документом;

данные, характеризующие использование грузоподъемной машины за весь срок ее эксплуатации (число циклов, распределение транспортируемых грузов по массам, степень агрессивности среды и т.п.);

данные о химическом составе и механических свойствах металла расчетных элементов металлических конструкций в момент выполнения оценки остаточного ресурса;

расчет металлической конструкции грузоподъемной машины (если он сохранился);

данные о геометрии расчетных элементов металлической конструкции с учетом фактической коррозии;

руководящие документы и стандарты по оценке остаточного ресурса, по расчету металлических конструкций данного типа, в том числе на усталостную прочность (при наличии);

результаты тензометрирования оцениваемых металлических конструкций (при необходимости).

3.13.4. Результаты оценки остаточного ресурса следует оформлять в виде расчета, передаваемого владельцу грузоподъемной машины.

Расчет должен содержать заключение о возможности и условиях дальнейшей эксплуатации (с указанием перечня выполнения необходимых ремонтно-восстановительных работ).

3.14. Оформление результатов обследования

3.14.1. По результатам обследования грузоподъемной машины после проведения испытаний должен быть оформлен акт, форма которого приведена в приложении Д. В случае проведения внеочередного обследования форма акта не регламентируется.

3.14.2. Акт после его подписания всеми членами комиссии должен утверждаться руководителем организации, проводившей обследование.

3.14.3. Для грузоподъемных машин, находящихся при завершении работ по обследованию в работоспособном состоянии, комиссия устанавливает в акте срок, на время которого рекомендуется продление их дальнейшей эксплуатации. Заключение о возможности продления срока эксплуатации должно учитывать эффективность действующей у владельца системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Неудовлетворительное функционирование системы ТОиР может служить одним из оснований для снижения срока продления эксплуатации, особенно для грузоподъемных машин, находящихся на грани перехода из работоспособного в неработоспособное или неисправное состояние (например, имеющие дефекты элементов, близкие к предельно допустимым).

3.14.4. Один экземпляр акта (по приложению Д) с ведомостью дефектов (по приложению Г) передается владельцу крана и служит основанием для получения разрешения в органах Госгортехнадзора на дальнейшую эксплуатацию грузоподъемной машины, проведение ее ремонта или списание.

Второй экземпляр акта с ведомостью дефектов, необходимыми справками и приложениями остается в архиве организации, выполнявшей обследование.

Третий экземпляр акта без приложений, но с ведомостью дефектов направляется в ИКЦ «Инжтехкран» для создания банка данных.

3.14.5. Одновременно с актом может оформляться отчет о проведенном обследовании (по произвольной форме).

Допускается отчет о проведенном обследовании делать сводным на группу обследованных грузоподъемных машин одной организации (участка, цеха и т.п.).

Отчет является внутренним документом организации, выполнявшей обследование, и владельцу грузоподъемной машины не передается.

3.14.6. После окончания работ по обследованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией данной грузоподъемной машины должен внести в раздел паспорта «Запись результатов технического освидетельствования» запись следующего содержания: «Организация _______________ (имеющая лицензию № _____ от _________ 19___ года, выданную ______________________ Госгортехнадзора России) провела ___________________________ обследование данной грузоподъемной машины. Акт обследования от ___________ и ведомость дефектов прилагаются». Дата и Ф. И. О. сделавшего запись.

3.15. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу

3.15.1. Организация, проводящая обследование кранов, должна:

быть независимой, чтобы ее персонал не подвергался какому-либо административному, финансовому или другому виду давления со стороны владельца грузоподъемной машины или контролирующих органов, способного повлиять на технические решения;

иметь полномочия, включающие наличие лицензии госгортехнадзора;

обладать квалифицированным кадровым персоналом, способным оценить работоспособность грузоподъемной машины, качество выполненного ремонта и уровень безопасности работ при ее дальнейшей эксплуатации;

обладать необходимыми техническими средствами для проведения обследования и оценки технического состояния грузоподъемной машины до и после ремонта;

иметь в пользовании учтенные РД и другие нормативные документы, относящиеся к обследованию конкретных типов грузоподъемных машин.

3.15.2. Организация, проводящая обследование, издает приказ, в котором назначаются председатель комиссии, ответственный за технику безопасности, и члены комиссии, принимающие участие в работах по обследованию на конкретном объекте. Форма приказа приведена в приложении Б.

3.15.3. Председателя комиссии рекомендуется назначать из лиц, имеющих высшее техническое образование, знания и практический опыт работы с грузоподъемными машинами не менее 5 лет, опыт работы по обследованию не менее 1 года, знающего возможные места повреждений и умеющего оценивать последствия этих повреждений, аттестованного как специалиста по обследованию 2-го уровня, имеющего право на принятие решения по вопросам, связанным с продлением срока службы, а также имеющего удостоверение о сдаче Правил как лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами.

3.15.4. Все сотрудники — члены комиссии, принимающие участие в обследовании, должны пройти проверку знаний с участием инспектора Госгортехнадзора России и иметь на руках удостоверение специалиста по обследованию 1-го уровня, выданное инженерно-консультационным центром (ИКЦ) или головной организацией.

Выдача удостоверений специалистам головных организаций и ИКЦ проводится Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России.

3.15.5. Оценка остаточного ресурса может проводиться только специалистом-обследователем 3-го уровня.

Аттестация специалистов-обследователей 3-го уровня выполняется головными организациями по краностроению совместно с ИКЦ «Инжтехкран» и Госгортехнадзором России.

К аттестации допускаются специалисты-обследователи 2-го уровня из числа организаций, имеющих лицензии Госгортехнадзора России на проектирование и обследование кранов соответствующего типа.

3.15.6. Организация, проводящая обследование, должна критически подходить к оценке данных, предоставляемых владельцем крана.

3.15.7. По результатам обследования организация, проводившая обследование, представляет в территориальные органы Госгортехнадзора и ИКЦ «Инжтехкран» справку по форме, приведенной в приложении Е.

3.16. Требования безопасности при проведении обследований

3.16.1. При обследовании грузоподъемных машин должны соблюдаться требования безопасности в полном соответствии с требованиями Правил и нормативными документами по безопасности предприятия, на котором эксплуатируется обследуемая грузоподъемная машина.

3.16.2. Для обеспечения безопасности труда при подготовке и проведении обследований администрация предприятия — владельца грузоподъемной машины при необходимости обязана разработать в каждом конкретном случае указания (мероприятия, инструкции) по безопасности труда при обследовании кранов с учетом конкретного объема работ, специфики грузоподъемной машины и ее рабочей зоны, а также определить порядок привлекаемых к участию в организации проведения обследования своих специалистов.

3.16.3. Запрещается работа по обследованию грузоподъемной машины в грозу, снегопад, гололед, туман, сильный дождь, в темное время суток на открытом воздухе, а также проведение работ по обследованию на высоте при ветре более 10 м/с.

к Методическим указаниям по
обследованию грузоподъемных машин с
истекшим сроком службы. Часть 1.
Общие положения (РД 10-112-96)

Для любых предложений по сайту: [email protected]