Этические нормы и требования которым должен следовать воспитатель

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

как оптимальная форма, отражающая принципы деятельности ДОУ

/Эффективное управление невозможно без четко сформулированных норм и правил поведения каждого члена коллектива./

Основополагающие принципы деятельности педагогов

— Осознание себя как педагога, друга, защитника детей. Анализ своих педагогических возможностей, стремление к профессиональному росту.

— Всемерная помощь ребенку, семье, социуму.

— Соблюдение корректности и конфиденциальности при определении способностей и личных качеств ребенка.

— Социализация системы дошкольного образования (предоставление возможности поощрять развитие детей и решать их проблемы, привлекая, обучая и обеспечивая контакты с детьми, воспитателями, руководством, методистами, желающим участвовать в процессе воспитания и образования, признания их способности к педагогической деятельности и полностью исключая возможность нанесения ущерба ребенку).

Основные детерминанты деятельности педагога

1. «Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое изменение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» (В. Л. Сухомлинский).

2. Деятельность педагога дошкольного детства основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) психолого-педагогического развития ребенка.

3. Семья — определяющая социальная сфера в гармоничном воспитании и развитии ребенка.

4. Необходимо рассматривать детство в социокультурном контексте. Известный американский этнограф Маргарет Мид, изучая проблемы детства, определила три типа культур:

· культура, где дети учатся у своих предшественников,

· культура, где взрослые и дети учатся у сверстников, своих современников,

· культура, где взрослые учатся у детей.

Третью культуру М. Мид определила, как культуру будущего.

5. Функции дошкольного образования следует рассматривать комплексно, анализируя и формируя конструктивные связи как в микро, так и в макросоциальной структуре, способствуя созданию единой системы медицинского, образовательного, социального обеспечения потребностей личности (прохождение обязательного педагогического минимума всеми сотрудниками ДОУ).

6. Дошкольное образование, организованное должным образом, отвечающее современным требованиям психологии, педагогики и медицины, следует рассматривать как основную формирующую ступень для дальнейшего образования и воспитания.

7. Каждый ребенок уникален. Он индивидуален во всем: в своих желаниях, мотивах, которые определяют его поведение, в том, как относится к родителям, воспитателям, сверстникам.

8. Основная задача педагога — предоставить каждому ребенку оптимальные условия для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей.

9. Основная доминанта в политике дошкольного воспитания — первый принцип Декларации прав ребенка: «Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи».

Каждый (из четырех) раздел кодекса отражает взаимодействие всех, участвующих в процессе дошкольного воспитания.

Социально – педагогические подходы в системе взаимоотношений

«…Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило? Не выигрывать нужно время, нужно тратить его. Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей. Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо).

Каждый педагог ДОУ должен осознанно, ответственно и уважительно относиться к этому уникальному периоду. Всемерно помогать детям реализовать способности, пробуждать благородные чувства и переживания, формировать позитивные связи между сверстниками, между родителями и детьми, обеспечивать поддержку нуждающимся в ней детям и семьям.

Основные педагогические позиции

1. Основополагающими функциями считать функции сопричастности, гуманизма, высокого профессионализма педагога ДОУ на каждом возрастном этапе.

2. Ориентироваться в новых методах воспитания, образования, уметь применять их на практике.

3. Постоянно анализировать и учитывать изменения в образовательно-воспитательных программах, расширять поле профессиональной деятельности.

4. Анализировать, изучать и учитывать особенности каждого ребенка, предоставляя разнообразные условия для развития и реализации способностей.

5. Уметь диагностировать проблемы в развитии детей и предоставлять возможности коррекции.

6. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального.

7. Предоставлять возможность детям со специальными потребностями обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальным программам (обеспечивая квалифицированную поддержку).

1. Проявлять гуманизм, обеспечивать сохранность всех сфер жизнедеятельности ребенка. На каждом возрастном этапе оказывать всемерное уважение к личности, ограждать от некорректного поведения, физического и психологического давления, нанесения ущерба безопасности и здоровью ребенка, вызванного неадекватностью поведения.

2. Пресекать любые попытки в педагогической практике, связанные с формированием лидерских и аутсайдерских групп, с использованием давления на личность (социального, психологического, физического).

3. Обеспечивать и контролировать участие всех сотрудников ДОУ в педагогическом процессе.

4. Максимально заинтересовывать родителей в участии в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ.

5. Содействовать семье в защите прав ребенка.

Социально-этические подходы в системе взаимоотношений

«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

Осознанные педагогические позиции

1. Устанавливать позитивные контакты с семьей.

2. Организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

3. Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

4. Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.

5. Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

1. Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

2. Предоставлять право родителям на выбор ДОУ и участие в его деятельности.

3. Предлагать родителям участвовать в различных образовательных программах, обсуждая, корректируя и дополняя их.

4. Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка. Немедленно информировать родителей о несчастных случаях.

5. Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

6. Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

7. Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

8. Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

9. Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

Социально-этические подходы в системе взаимоотношений

Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.

Основные педагогические позиции

1. Анализировать и формировать позитивные отношения между всеми сотрудниками ДОУ.

2. Организовывать «круглые столы» с целью обмена новыми технологиями, методами, программами для внедрения в работу ДОУ, анализа достижений и ошибок.

3. Поощрять новые, оригинальные разработки коллег.

1. Предоставление выбора ДОУ и обеспечение конкурентоспособности как учреждения, так и педагогов. Предоставление полной информации о специфике учреждения, образовательных и воспитательных программах, особенностях ДОУ.

2. Индивидуальный подход к аттестации педагогов, оценка профессиональной компетентности независимой аттестационной службой.

3. Анализ, планирование, учет индивидуальных особенностей, координирование взаимоотношений в системе «педагог—педагог».

Взаимоотношения с администрацией

Основные педагогические позиции

1. Формировать и поддерживать корректный, дружеский стиль взаимоотношений.

2. Предоставлять возможность обсуждать и реализовывать новые образовательные и воспитательные программы.

3. Всемерно повышать престиж, уровень информированности о ДОУ.

4. Предоставлять возможность педагогу реализовать творческий потенциал на всех этапах педагогической практики.

1. Разрабатывать проекты, новые направления педагогической деятельности с учетом индивидуального мнения каждого педагога.

2. В случае диагностики и выявления проблем в развитии ребенка сохранять конфиденциальность, предлагать способы коррекции.

3. Представляя ДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность.

4. Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.

Взаимоотношения с персоналом

1. Формировать педагогическую культуру, бережное отношение к труду друг друга у всех сотрудников ДОУ.

2. Создавать благоприятный психологический климат в коллективе, интересуясь и помогая решать проблемы сотрудников.

3. Гарантировать адекватные условия труда и соответствующую оплату согласно должностной инструкции.

1. Признавать, уважать, поддерживать профессиональную деятельность всех сотрудников ДОУ.

2. Обеспечивать условия для наиболее эффективной, компетентной работы сотрудников, своевременно поощряя успехи и достижения, анализируя и исправляя недоработки, обозначать способы оптимизации деятельности.

3. Знакомить всех сотрудников с изменениями в деятельности ДОУ, с нормативно-правовыми основаниями деятельности дошкольного учреждения.

В рекомендациях, анализе, планировании деятельности основываться на интересах детей и наиболее эффективной реализации образовательных и воспитательных программ.

Социально-этические подходы в системе взаимоотношений

В настоящее время существует множество программ обучения, развития, воспитания. Созданы уникальные авторские методики, из которых педагоги ДОУ выбирают (или разрабатывают сами) наиболее соответствующие специфике конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы успешно реализуются только в плодотворном сотрудничестве с общественностью и другими организациями.

Охрану здоровья и защиту прав детей гарантирует и обеспечивает система семья—общество, а педагог, обладая профессиональными знаниями и компетентностью, подтверждает обязательство служить целям сохранения психического и физического здоровья ребенка и защиты его прав.

Основные педагогические позиции

1. Обеспечивать и знакомить социум с новыми программами обучения, воспитания и развития детей, выбирая программы, отличающиеся высоким качеством, нестандартными решениями, удовлетворяющие интеллектуальным, эмоциональным, физиологическим, социальным потребностям ребенка.

2. Обеспечивать исследование, анализ и создание условий для образования и развития ребенка, придавая периоду детства особое значение.

3. Организовывать и оказывать, используя разные методы, привлекая больший круг заинтересованных людей, социальную поддержку детям, сотрудникам, семьям.

4. Налаживать конструктивное сотрудничество с социальными, психолого-педагогическими, медицинскими, образовательными службами, творческими организациями.

5. Обеспечить информированность, возможности дискуссий и изменений в основных положениях данного кодекса.

1. На всех этапах развития педагогической деятельности знакомить общественность с новыми программами, достижениями педагогов и воспитанников. Расширять систему образовательных и воспитательных услуг, оказываемых ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей.

2. Анализируя и оценивая педагогическую деятельность, не допускать к таковой некомпетентных, профессионально не пригодных лиц. Информировать общественность о профессиональном уровне педагогов, образовании, стаже, методах реализации программ.

3. Убедить (обязать) всех сотрудников ДОУ перед приемом на работу пройти педагогический минимум. Осуществлять контроль.

4. Осуществлять тщательный отбор всех сотрудников ДОУ, предлагая различные методы педагогической диагностики, формируя сплоченный коллектив, обеспечивающий полную реализацию образовательных и воспитательных программ.

5. Не допускать некорректного поведения, не этичных действии коллег.

6. Всех сотрудников знакомить с нормативно-правовыми основаниями защиты прав детей.

7. В каждом случае нарушения законов или прав защиты детей немедленно сообщать об этом ответственным за реализацию воспитательной и образовательной программ ДОУ.

Содержание:

Кодекс деловой этики ДОУ

Ирина Владимировна Сучек
Кодекс деловой этики ДОУ

Кодекс деловой этики ДОУ

. Для того, чтобы иметь безупречную репутацию учреждению необходимы не только профессиональный рост сотрудников, но и постоянное строгое соблюдение норм и стандартов деловой этики. В Кодексе корпоративной этики сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должны следовать все сотрудники учреждении.

1.1. Кодекс деловой этики устанавливает принципы и нормы поведения должностных лиц и других работников детского сада, определяет правила взаимоотношений внутри ДОУ, а также взаимоотношений с родителями, органами власти, юридическими и физическими лицами.

1.2. Положения настоящего Кодекса разработаны с учетом миссии, философии и ценностей учреждения.

К ценностям детского сада относятся:

Открытость, поддержка и сотрудничество.

Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают

проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят

Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы,

соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят

оптимистичный, позитивный характер.

Для ДОУ характерен постоянный поиск партнеров и выстраивание

профессиональных взаимовыгодных связей.

Каждый участник образовательного процесса в нашем ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами., поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности. Преемственность.

Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.

Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются для нас равноценными и уникальный опыт каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.

Здоровье — мы понимаем как, гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

Профессионализм и высокое качество образовательных услуг.

Педагоги нашего ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

1.3. Принципы, нормы и правила, установленные настоящим Кодексом, имеют общий характер и могут получить свое развитие и детализацию в стандартах служебного поведения, правилах внутреннего распорядка и других внутренних документах учреждения.

1.4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех должностных лиц и других работников учреждения.

1.5. Должностные лица и другие работники учреждения в своей служебной деятельности должны быть добропорядочны и честны, обязаны соблюдать правила деловой этики, установленные настоящим Кодексом, иными внутренними документами учреждения, а также являющиеся общепринятыми.

2. Взаимоотношения сотрудников в учреждении

Сотрудники учреждения — основа его репутации. Поэтому они должны сознавать, что любые неэтичные или антиобщественные действия, совершенные на рабочем месте или в свободное время, могут нанести ущерб репутации учреждения.

Взаимоотношения между сотрудниками, вне зависимости от занимаемой должности или сферы деятельности, строятся на принципах:

взаимного уважения и взаимопомощи;

открытости и доброжелательности;

командной работы и ориентации на сотрудничество.

Любые формы пренебрежительного или оскорбительного отношения друг к другу являются недопустимыми.

Взаимоотношения между руководителями и подчиненными

Взаимоотношения руководителей с подчиненными строятся на принципах:

открытости руководства по отношению к сотрудникам;

предоставления руководителями равных возможностей всем своим подчиненным для выполнения своих обязанностей;

поддержки инициативности подчиненных;

понимания специфики работы подчиненных и разделения ответственности за результаты их работы;

непредвзятости и справедливой оценки результатов работы подчиненных.

Взаимоотношения подчиненных с руководителями строятся на принципах:

уважения, дисциплины и соблюдения субординации;

добросовестного выполнения как своих прямых должностных обязанностей, так и других заданий руководства, не описанных в должностных инструкциях, но напрямую относящихся к сфере и специфике деятельности учреждения.

Взаимоотношения с родителями воспитанников и иными посетителями учреждения.

Во взаимоотношениях с родителями и иными посетителями сотрудники должны руководствоваться принципами:

уважения, доброжелательности и корректности;

сотрудники в любой ситуации должны воздерживаться от действий и заявлений, выходящих за пределы их компетенции и полномочий, в том числе, во избежание случайного предоставления ложной информации, от консультирования родителей по вопросам, требующим специальных знаний и выходящих за пределы их компетенции.

Сотрудники не должны разглашать информацию, которая может нанести им или учреждению материальный или иной ущерб, кроме случаев, когда разглашение подобной информации предусмотрено законодательством.

3. Поддержание и укрепление имиджа учреждения

Для поддержания и укрепления имиджа ДОУ учреждение осуществляет следующие основные мероприятия:

повышение престижа профессий работников учреждения через:

-конкурсы педагогического мастерства,

совершенствование системы поощрений через:

— Информация о сотрудниках в СМИ

— Чествование сотрудников в коллективе

-Популяризация физической культуры и спорта среди работников учреждения:

— Клуб «Любителей спорта»,

— Совместные спортивные мероприятия с родителями, детьми,

-Участие в районных соревнованиях для детей и сотрудников

— Час психологической разгрузки

— Использование ресурсов детского сада (спорт, зал и его оборудование)

4. Формирование и развитие стиля учреждения

Стиль учреждения формируется с учетом миссии, стратегических целей и задач в соответствии с основными принципами, правилами и нормами деловой этики.

Внешним элементом стиля является символика учреждения, используемая для визуального восприятия окружающими учреждения:

корпоративное сочетание цветов

Деловой стиль в одежде, который предполагает:

— Аккуратность. Сотрудник ДОУ всегда должен выглядеть аккуратно, быть

одет в чистую, выглаженную, неизношенную одежду.

-Адекватность. Внешний вид должен соответствовать стилю образовательного учреждения.

-Для всех сотрудников обязательно ношение бейджа (на котором изображена эмблема учреждения и информация о сотруднике.)

Помимо этого важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

1. Правильность-соответствие речи языковым нормам.

4. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

8. Поведение сотрудников на рабочем месте является так же одним из важных элементов стиля учреждения.

На рабочем месте запрещено заниматься посторонними делами, не связанными со служебными вопросами.

5. Конфликт интересов

Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту личных интересов и интересов учреждения

использование имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной выгоды;

других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для учреждения последствиям.

В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении ситуации к своему непосредственному руководителю. При невозможности разрешения конфликта интересов непосредственным руководителем, сотрудник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.

Порядок присоединения к Кодексу деловой этики.

Сотрудники учреждения, присоединившиеся к настоящему кодексу, принимают на себя добровольные обязательства применять изложенные в нем нормы и принципы деловой этики в своей повседневной практике, добиваться признания их частью деловой культуры организации.

Меры, принимаемые к нарушителям правил и норм деловой этики

Нарушение правил и норм деловой этики, содержащихся в настоящем Кодексе, иных внутренних документах учреждения, или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения меры стимулирующего характера (премии, не повышения в должности, рассмотрения информации о нарушении на собрании трудового коллектива и принятия иных мер к нарушителю.

Качество реализации кодекса деловой этики будет обсуждаться в рамках общего собрания коллектива и отслеживаться через систему обратной связи (анкетирование).

Коллектив учреждения утверждает настоящий Кодекс, вносит в него изменения и дополнения, а также определяет основные направления реализации настоящего Кодекса.

Деловая игра «Кодекс Педагога» Деловая игра «Кодекс Педагога». В связи с появлением Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих.

Положение о школе «Молодая семья» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации.

Воспитатель: требования, особенности профессии, аттестация

Профессия воспитателя известна еще из истории Древней Греции. В ту эпоху функции воспитателя исполнял раб, обязанностями которого были защита и развитие ребенка. Даже тогда такие люди имели огромное значение в обществе. Насколько существенно трансформировалась профессия, и какой она стала в наше время?

Воспитатель: общая информация

Воспитатель – это тот человек, который знакомит ребенка с миром. Работа сложная, а потому к такой трудовой деятельности предъявляются исключительно высокие требования. Хороший детский воспитатель должен обладать такими качествами, как:

  • мудрость, которая позволит отвечать на самые неожиданные детские вопросы;
  • отзывчивость, без которой невозможно заслужить уважение;
  • терпеливость, особенно необходимая в данной профессии;
  • внимательность, умение контролировать большое количество воспитанников;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • позитивное отношение к детям, умение передать воспитанникам хорошее настроение;
  • нравственность, умение выслушать ребенка, понять его, помочь и расположить к себе.

Профессия воспитателя очень схожа с работой учителя. Однако воспитателю нередко приходится решать более сложные задачи. С профессиональной точки зрения работа воспитателем предполагает следующие функции:

  • проведение развивающих игр, которые помогут детям подготовиться к школьной жизни;
  • знание и понимания особенностей поведения детей дошкольного возраста;
  • владение педагогическими навыками;
  • умение оценивать деятельность каждого ребенка;
  • коммуникабельность.

Последний пункт касается не только детей, но и их родителей. Профессия воспитателя обязывает найти подход не только к детям, но и к каждому родителю, что крайне непросто. К огромному сожалению, многие мамы и папы воспринимают работу воспитателей как должное, не задумываясь над тем, насколько она сложна. Но, с другой стороны, деятельность воспитателя нельзя назвать неблагодарной, ведь итог стоит приложенных усилий: дети учатся, развиваются, готовятся вступить в школьную жизнь, получают необходимые умения и навыки. Воспитатель детского сада учит малышей правильно оценивать события и взаимодействовать друг с другом, формирует в детях такие качества, как уважение к старшим, доброту, честность, уступчивость и искренность.

Профессия воспитателя предназначена для тех, кто находит радость в общении с детьми, в их добрых улыбках. Такие люди искренне желают помочь малышам познать мир и подготовить их к более самостоятельной жизни. В конце концов, воспитатель – это даже не профессия. Это призвание.

Деятельность воспитателя в Российской империи

Во времена царской Российской Империи воспитатели пользовались огромным спросом. Каждая уважающая себя семья поручала воспитание и обучение своих детей опытным воспитателям. Острая потребность в подобных услугах объяснялась недоверием к системе образования того времени, которая, согласно общепринятому мнению, имела больше недостатков, нежели достоинств. Дети богатых родителей не посещали школу и проходили базовый курс обучения, занимаясь с частными учителями, которые также несли ответственность за воспитание и защиту своих подопечных.

Со временем доверие к школе возросло, и в XIX веке услуги воспитателя могли себе позволить лишь самые достойные и богатые семьи. Детей, которых обучали воспитатели, больше не считали привилегированными. Наоборот, распространялось ошибочное мнение, что такие дети не способны обучаться в школах из-за своей «недоразвитости».

Одним из основных критериев, которым должен был обладать воспитатель, являлось знание иностранных языков. В те времена широко распространенными были такие языки, как французский и немецкий. Английский изучался реже. В некоторых семьях общение велось исключительно на иностранных языках. Именно поэтому отдавали предпочтение воспитателям с иностранными корнями или же непосредственно иностранцам, которые мигрировали на территорию Российской Империи. Также следует заметить, что большинство высококвалифицированных воспитателей были женщинами. Таким образом, до XIX столетия идеальным представителем такой профессии, как воспитатель, была женщина, владевшая иностранным языком, или же вовсе иностранка (француженка, немка, англичанка).

Однако по прошествии определенного периода времени знание иностранного языка потеряло свою былую значимость, из-за чего воспитательницы-иностранки обрели простой статус преподавателя.

Помимо частного обучения детей воспитатели проводили некоторое время в общеобразовательных школах. В условиях таких учебных заведений работа воспитателем делилась на два направления: обучение детей и их непосредственный контроль. Так, в свою очередь, воспитатели превратились в преподавателей и надзирателей. Также в то время появились такие новые термины, как классный наставник или классная дама, надзиратель или надзирательница, а также учитель.

Детский воспитатель в современной России

В отличие от времен Российской Империи в наши дни профессия воспитателя не считается особо престижной или элитной, да и зарплата воспитателя оставляет желать лучшего. Однако это не значит, что значимость этой профессии утрачена.

Современный воспитатель, или педагог-воспитатель, – это работник детского садика, школы-интерната, детских домов и любого другого учебно-воспитательного учреждения. Программа воспитателя чрезвычайно обширна и разнообразна. Воспитатель дошкольников несет ответственность за образование и воспитание группы детей. Обучение письму и рисованию, проведение развивающих и развлекательных занятий, обеспечение безопасности детей во время прогулок – всё это входит в базовые обязанности воспитателя. И это далеко не полный перечень таковых.

Смотрите так же:  Фгос приказ от 17122010

Воспитатель отвечает за взаимодействие детей в группе, за соблюдение режима дня, за питание и за многое другое, в том числе за проведения таких мероприятий, как утренники. В таких случаях детский воспитатель обязан придумать сценарий праздника, вовлечь детей в процесс подготовки и провести само торжество.

Профессия воспитателя востребована не только в государственных учреждениях. Существует огромное количество частных садиков, где также необходимы соответствующие услуги. В свою очередь, некоторые родители обращаются к частным воспитателям, предпочитая именно их для своих детей. Такое происходит в тех случаях, если ребенок часто болеет, из-за чего редко посещает детский сад, или родители не доверяют системе дошкольного образования, полагаясь на приватного профессионала.

Педагог-воспитатель в интернате

Сложность данной профессии состоит, прежде всего, в возрастной вариации. В интернатах обучаются дети всех возрастов. Основная проблема заключается в том, что к детям дошкольного возраста гораздо легче найти подход, чем к подросткам 12-15 лет. Воспитатель обязан определить способ общения с каждым из своих воспитанников, и это является его важнейшей служебной функцией.

Работая в интернате, воспитатель должен в какой-то мере заменить ребенку родителей, устранив проблему в нехватке общения со взрослыми и их внимания. Столь деликатная ситуация требует постоянного проявления заботы и внимания к своим подопечным. Педагог-воспитатель несет ответственность за питание, состояние здоровья, обучение и всеобщее развитие, поведение каждого ребенка. Также воспитатель обучает детей самому элементарному: правилам гигиены, нормам поведения в обществе и этикету.

Помимо постоянного общения с детьми воспитатель в интернате обязан узнавать об успеваемости каждого ребенка, организовывать внеклассные мероприятия, оформлять необходимую педагогическую документацию. Деятельность воспитателя заключается и в обучении детей, что влечет за собой новые обязанности. Воспитатель, выполняющий функции учителя, обязан донести учебный материал абсолютно всем ученикам и проконтролировать его усвоение.

Воспитатель в интернате проводит гораздо больше времени с детьми, чем их родители (если таковые имеются). Именно поэтому хороший воспитатель всегда проникнется проблемами и переживаниями своих подопечных.

Должностные обязанности и права

Как и представитель любой другой профессии, профессиональный воспитатель имеет определенные должностные обязанности, которые прописаны в контракте приема на работу. Среди общих положений воспитателя, в том числе и работающего в интернате, присутствуют такие пункты, как:

  • воспитатель принимается и снимается с должностного места по приказу директора учреждения;
  • для назначения на должность педагога-воспитателя необходимо высшее или среднее профессиональное образование;
  • непосредственным руководителем воспитателя является помощник директора по делам воспитательной деятельности;
  • во время своей педагогической работы воспитатель должен полагаться на нормативно-правовую базу и постановления Российской Федерации, которые прописаны в Конституции, на приказы органов по делам образования, на положения техники безопасности, устав школы и непосредственные приказы руководителя учебного учреждения;
  • воспитатель, принимая опеку над детьми, обязан следовать актам и законам, принятым Конвенцией о правах ребенка.

Поступая на соответствующую должность в интернате, новый воспитатель берет на себя ответственность за выполнение таких должностных обязанностей и функций, как:

  • планирование и организация жизнедеятельность учеников (составляется план воспитателя);
  • проведение воспитательных процессов во внеучебное время;
  • составление распорядка дня учеников, которые проживают в интернате, и контроль за его соблюдением;
  • организация внешкольной деятельности;
  • создание для учеников приемлемых условий проживания;
  • контроль отъезда и прибытия учеников;
  • сопровождение подопечных при необходимости;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья детей;
  • содействие развитию нравственных принципов в поведении детей.

Данный список обязанностей является неполным, в нем представлены самые главные функции работы воспитателя. Воспитатель, в свою очередь, имеет ряд прав. Он может:

  • повышать квалификацию;
  • участвовать в аттестации (аттестация воспитателей проводится ежегодно);
  • претендовать на анонимность служебного расследования;
  • самостоятельно выбирать методику воспитания и обучения, учебные материалы, способ оценивания учеников;
  • принимать участие в таких мероприятиях, как конкурсы для воспитателей (по итогам которых выбирается воспитатель года).

Кроме того, имеет очень большое значение такой фактор, как самообразование воспитателя, который должен развиваться оттачивать свои умения, свое профессиональное мастерство. Совершенствоваться в профессии можно как самостоятельно, так и посещая специальные занятия воспитателей и прочие мероприятия, например курсы.

Ответственность

Профессия воспитателя неразрывно связана с ответственностью. В частности это касается тех воспитателей, которые работают в интернатах. Данная работа требует постоянного контроля за учениками, за безопасностью их жизни и здоровья. В таких учебных заведениях, как интернат, дети находятся круглосуточно. В подобных условиях педагог-воспитатель осуществляет постоянное наблюдение за своими подопечными. Таким образом, воспитатель является непосредственно ответственным за:

  • здоровье учеников интерната;
  • неприкосновенность прав учащихся;
  • выполнение норм и правил, прописанных в уставе школы, законах Российской Федерации и прочей нормативной документации;
  • осуществление полноценной воспитательной и обучающей деятельности.

Для воспитателя недопустимо:

  • использование в педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • нанесение ущерба школьному имуществу или имуществу учеников и работников школы;
  • употребление в своей педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • невыполнение требований правовой и нормативной документации (школьный устав, законодательство, техника безопасности и прочее) без серьезных на то причин.

За совершение таких аморальных поступков, как насилие над учениками, их моральное и психическое подавление, принуждение к каким-либо действиям воспитатель должен быть незамедлительно отстранен от своей должности. Далее проводится дисциплинарное расследование, в ходе которого доказывается или опровергается вина педагога. Если правонарушение доказано, то воспитатель несет ответственность в виде увольнения. В том случае, когда нарушен закон Российской Федерации, педагог несет административную либо уголовную ответственность.

Воспитатель детского сада

Человек на должности воспитатель детского сада обязан специализироваться на обучении и развитии детей дошкольного возраста. Основная часть работы заключается в проведении развивающих игр и занятий, опекой над детьми во время их пребывания в детском саду. Профессия воспитателя широко распространена в основном среди женщин; мужчины очень редко реализуют себя в данной сфере деятельности.

В детском саду воспитатель несет ответственность за целую группу детей (приблизительно 20 человек). Детский сад посещают дети трёх разных возрастных категорий:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Занятия в детском саду проводятся как в помещении, так и на улице. Прогулка на улице напрямую зависит от погодных условий, но воспитателям рекомендуется выводить детей на улицу два раза – после завтрака и после обеденного сна. В обязанности воспитателя также входит постоянный контроль за детьми и предотвращение травмоопасных ситуаций. Детский воспитатель несет ответственность за безопасность детей в течение дня, а в случае экстренной ситуации он должен оказать первую медицинскую помощь. Таким образом работа воспитателем предполагает ответственность не только за обучение и развитие детей, но и за сохранения их здоровья во время пребывания в учебно-воспитательном учреждении.

Согласно законам Российской Федерации, воспитатель имеет право самостоятельно выбирать учебную методику и форму обучения дошкольников, а также создавать собственную систему оценивания их достижений. Каждая возрастная группа имеет свой особый курс развития. Например, дети ясельного возраста знакомятся с окружающим миром, учатся различать цвета и геометрические фигуры. Средний дошкольный возраст, по желанию родителей, посещает уроки хореографии или иностранного языка, учатся различать животных, считать. Старшие дошкольники в последний год учатся читать и писать. Также план воспитателя включает различные развивающие игры, целью которых является всестороннее развитие малышей.

Детский сад – это первая социальная среда в жизни ребенка. Именно поэтому воспитатель оказывает огромное влияние на процесс социализации и нравственное воспитания детей. Он влияет на социальное будущее каждого ребенка, ведь именно воспитатель закладывает основы и правила общения не только со своими сверстниками, а также и со взрослыми.

Другим немаловажным аспектом работы воспитателем является взаимодействие с родителями. Родители бывают разные, как и дети, и не ко всем можно применять стандартный коммуникативный подход. Однако воспитатель должен суметь с каждым найти общий язык. Помимо прочего общение с родителями включает в себя отчет о материальных затратах, поведении и успеваемости каждого ребенка.

Как и в любой другой вид деятельности, работа воспитателем имеет свои минусы. Одним из них является практически полное отсутствие возможности карьерного роста. Единственный вид поощрения – повышения зарплаты воспитателя и квалификации. В редких случаях опытный воспитатель дошкольников со стажем со временем занимает должность директора детского сада или получает место в департаменте образования. Подобного уровня трудно достичь, но, с другой стороны, всегда имеется возможность открытия частного садика или другого подобного учебно-воспитательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работать воспитателем, необходимо обладать определенными качествами и умениями. Идеальный воспитатель должен быть терпеливым и отзывчивым, внимательным и трудолюбивым, уметь заинтересовать и вовлечь детей в какую-то игру или другое занятие.

Зарплата воспитателя и востребованность профессии

В России профессия воспитателя пользуется спросом. Несмотря на то, что каждый год выпускается все больше и больше специалистов данного рода деятельности, число вакансий на должность воспитателя в детском саду продолжает расти. Работа воспитателя привлекательна тем, что основная часть работы приходится на интеллектуальную деятельность, а физический труд сведен к минимуму. Это одна из причин, по которой данная профессия популярна в основном среди женщин.

Стоить заметить, что кандидатуры на должность воспитателя в детском саду отбираются очень тщательно. Кроме высоких нравственных качеств и любви к детям кандидату на место воспитателя необходимо иметь высшее или среднее образование. Современная система образования нуждается в грамотных специалистах, которые воспринимают профессию воспитателя не как стабильный заработок, а как свое призвание. Воспитатели, не проявляющие интереса к детям и работающие просто «по инструкции», долго не задерживаются на своей должности.

В законодательстве Российской Федерации проводятся реформы, которые касаются увеличения зарплаты воспитателей. Сумма заработной платы зависит от нескольких критериев:

  • разряд – чем выше квалификация работника, тем больше его зарплата;
  • определенная специфика профессии (например тяжелый труд, условия которого прописаны в Трудовом Кодексе);
  • управлениями секциями и кружками на базе детского сада;
  • узкая специализация воспитателя;
  • исполнение должностных обязанностей в ночное время суток;
  • дополнительная ответственность.

Воспитатели, работающие в частных дошкольных учреждениях, получают оклад больший, нежели работники госучреждений, при этом размер зарплаты воспитателя значительно зависит от региона и его социально-экономического развития.

Старший воспитатель

Большинство не видит разницы между понятиями «воспитатель» и «старший воспитатель». Раньше существовали термины «методист-воспитатель» и «педагог воспитатель», которые со временем были заменены на «старшего воспитателя». Следует отметить, что эта должность отличается от работы рядового воспитателя.

Старший воспитатель имеет больше должностных обязанностей и несет большую ответственность. В то время как на должность воспитателя принимается человек с высшим или средним специальным образованием, деятельность старшего воспитателя требует наличие высшего педагогического образования и особых коммуникативных навыков. Этот фактор считается основным для принятия на работу, так как основная обязанность современного старшего воспитателя – это контроль педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Сложность данной профессии состоит в том, что от работы одного старшего воспитателя зависит работа всего педагогического коллектива. Если должностное лицо является профессионально компетентным специалистом в области педагогики, психологии и ознакомлен со спецификой работы с детьми дошкольного возраста, то и всех остальных работников учебно-воспитательного учреждения можно считать такими же квалифицированными. Это объясняется тем, что в обязанности старшего воспитателя также входит отбор и прием на работу педагогических кадров. В свою очередь, на него возлагается ответственность за контроль за работой всех сотрудников детского сада, которые имеют контакт с детьми.

Старший воспитатель должен найти особый подход не только к каждому ребенку, но и к каждому коллеге по работе, уметь избегать конфликтов в педагогическом коллективе. Так как, согласно законам Российской Федерации, воспитатель сохраняет за собой право самостоятельно выбирать методику воспитания, старшему воспитателю остается лишь советовать и всячески способствовать улучшению и развитию данных методик.

Смотрите так же:  Льготы и компенсации высвобождаемым работникам

Старший воспитатель должен быть готовым принять и способствовать развитию новаторских методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В наши дни подобный специалист обязан иметь необходимые навыки работы с информационными технологиями, которые внедряются в процесс обучения и развития детей в детском саду.

Младший воспитатель

Работник, который помогает воспитателю в работе с детьми – это младший воспитатель. Не следует путать младшего воспитателя с помощником воспитателя (нянечкой). Няня, или помощник воспитателя, отвечает только за хозяйственную часть. В частности, няня ответственна за питание детей и уборку помещения.

В должностные обязанности младшего воспитателя входит выполнение следующих обязанностей:

  • контроль проведения уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • оказание помощи воспитателю в таких ежедневных делах, как одевание детей на прогулку, кормление, а также в проведении мероприятий;
  • стерилизация используемого белья;
  • помощь в проведении своевременной инвентаризации;
  • выполнение требований старшего воспитателя, медсестры;
  • оказание помощи на кухне в случае необходимости;
  • контроль за детьми во время тихого часа.

В свою очередь младший воспитатель проводит педагогическую деятельность на уровне с обычным воспитателем. Подобная должность требует наличия среднего или среднего профессионального образования. Младший воспитатель должен обладать коммуникативными навыками, которые помогут найти подход к детям. В свою очередь, такая работа требует определенной педагогической специализации, с помощью которой проводятся все воспитательные процессы в детском саду.

Помощник воспитателя

Это работник, в обязанности которого входит обеспечения работы хозяйственного сектора. Таких сотрудников принято называть нянечками. В работу помощника воспитателя входит исполнение таких должностных обязанностей, как:

  • проведение уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • стерилизация используемого белья;
  • обеспечение детей едой согласно графику питания;
  • стерилизация посуды после каждого приёма пищи;
  • уборка помещения после проведения занятия и игр;
  • инвентаризация.

В основном функции младшего воспитателя схожи с обязанностями помощника воспитателя. Разница состоит в образовании – для работы на должности помощника воспитателя необходимо иметь среднее, желательно специальное, образование. Данная работа также требует наличие навыков общения с детьми.

Образование и самообразование воспитателя

Помимо наличия среднего или высшего специального образования для работы на должности воспитателя необходимо иметь определенные знаний психологии поведения детей дошкольного возраста и способность к коммуникации не только с детьми, но и со взрослыми.

Воспитатель может повышать свою квалификацию и расширять границы своей специализации. Для усовершенствования уровня знаний воспитатель может изучить такие направления, как:

  • исследование новых нормативно-правовых документов сферы образования;
  • изучение новой литературы, которая поможет развить педагогические навыки;
  • ознакомление с последними методиками обучения детей дошкольного возраста в учебно-воспитательных учреждениях;
  • повышение уровня всеобщего развития.

Все это можно считать саморазвитием, которое увеличивает знания и опыт воспитателя. К сожалению, самообразование воспитателя не влечет за собой никаких должностных изменений. Для того чтобы повысить собственный разряд, воспитатель может пойти на курсы повышения квалификации. Подобный вид образования фиксируется документально, вследствие чего воспитателю могут повысить ежемесячную заработную плату или получить должность старшего воспитателя. В любом случае, каждый воспитатель не должен останавливаться на достигнутом и продолжать развивать свои знания и навыки.

Работа воспитателем и личные качества

Под опекой современного воспитателя в детсаду находятся дети 3-7-летнего возраста, при этом нередки случаи, когда родители по разным причинам отправляют в детский садик даже 2-летних малышей. В зависимости от возраста детей делят на группы, и справиться с двумя десятками (а то и больше) подопечных непросто. Именно поэтому в группе часто работает два сотрудника – старший и младший воспитатель, которым помогает няня.

Работа воспитателем чрезвычайно ответственна. Воспитатель педагог формирует у детей личность, учит их взаимодействовать в коллективе и с окружающим миром, отвечает за здоровье каждого ребенка, обеспечивает детский досуг и соблюдение распорядка дня. Кроме того, детский воспитатель отвечает за организацию различных мероприятий в группе и вне ее, занимается оформлением документации, общается с родителями.

На сегодняшний день работа воспитателем считается одной из наиболее сложных и ответственных. Несмотря на то, что зарплата воспитателя относительно невысокая, к такому специалисту предъявляются очень серьезные требования, в первую очередь в плане личных качеств. Это закономерно, поскольку без них эффективно работать с детьми просто невозможно. Общительность, ответственность и отзывчивость, умение находить с подопечными общий язык, такт и внимательность – вот далеко не полный перечень тех личных качеств, которыми должен обладать воспитатель детского сада.

Кроме того, воспитательная деятельность требует от работника таких качеств, как:

  • любовь к детям;
  • высокие моральные принципы;
  • умение сосредотачиваться и организовывать подопечных, заинтересовать их;
  • умение находить особый подход к каждому ребенку;
  • стремление совершенствоваться в профессии;
  • трудолюбие;
  • организаторские способности;
  • усидчивость и так далее.

В сферу деятельности воспитателя входят следующие обязанности:

  • прием в детсад детей с утра и возвращение их родителям в соответствующее время вечером;
  • проведение развлекательных, обучающих, игровых мероприятий (игры по развитию интеллекта, моторики, памяти и речи, утренники и так далее);
  • разработка и составление сценариев, методических панов;
  • внегрупповые мероприятия (экскурсии, посещение парка, театров или музеев);
  • прогулки с детьми;
  • обеспечение распорядка дня (прием пищи, сон, игры, занятия);
  • проведение мероприятий, связанных с оздоровлением детей (физкультура);
  • оказание маленьким подопечным помощи во время еды, подготовки ко сну и так далее.

Кроме того, воспитатель должен контролировать медицинские процедуры, в частности следить, чтобы всем детям (с согласия родителей) были сделаны нужные прививки.

Программа воспитателя

Программа воспитателя – необходимый элемент его профессиональной деятельности. Определяя ее структуру и содержание, воспитатель ориентируется на ее практическую ценность. Объем программы воспитателя бывает разным, но главное – чтобы в ней присутствовало достаточное количество материала по практически ориентированной работе педагога, включая конкретные и нужные рекомендации, как самому воспитателю, так и детям и их родителям. При соблюдении этого условия программу воспитателя можно считать реально приносящей пользу и эффективной.

Составляя программу, воспитатель педагог проделывает объемную и серьезную работу. Однако насколько программа практически значима, станет понятно по мере ее использования в работе. Кроме того, содержание программы проверяется соответствующими контролирующими органами.

План воспитателя: содержание и структура рабочей программы

План воспитателя – его рабочая программа – должен иметь определенную структуру, которая делает его востребованным. В частности, в основу плана воспитателя должны быть положены определенные учебные, обучающие методики, стандарты, курсы и дисциплины. То есть ряд так называемых модулей, которые предусматривают всестороннее развитие детей. Такие модули разрабатываются специально с целью развития у детей разных возрастов таких качеств, как:

  • речь и моторика;
  • социализация;
  • физическая культура;
  • эстетическое и художественное восприятие;
  • стремление к познанию.

Если план воспитателя включает в себя действенные подходы и методы, которые станут эффективными для достижения указанных целей, он будет рациональным и не станет пылиться на полке. План воспитателя не составляется ради «галочки»: он нужен для реального использования в работе воспитателя.

Задачи образовательной программы воспитателя дошкольников

Образовательная программа процесса воспитания дошкольников предполагает не разрозненные методики, а единый, общий подход, в котором переплетены разные образовательно-воспитательные области, взаимодополняющие одна другую и неразрывно связанные. Добиться такой интеграции непросто, и каждый воспитатель разрабатывает свой собственный план, учитывая те образовательные задачи, которые он должен решать в силу своей профессиональной деятельности.

При этом, если в группе работает два воспитателя, план составляется каждым из них, но при условии сотрудничества, чтобы исключить любые разногласия в рабочем подходе. На сегодняшний день составление плана воспитателя для эффективного решения образовательных задач облегчается тем, что воспитатель может найти множество примеров таких программ и взять их за основу своей собственной.

Целесообразно, если в разработке одного плана будут принимать участие не только воспитатели группы, но и другие специалисты детсада, вовлеченные в процесс воспитания. Это логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры. При грамотном подходе задачи образования, развития и воспитания детей будут выполняться.

Конкурсы для воспитателей

Тематические конкурсы для воспитателей на современном этапе – явление распространенное и популярное. Такие конкурсы могут быть организованы на специализированных интернет-ресурсах, в рамках детского сада, района или города, даже области и страны в целом. Темы конкурсов для воспитателей – самые разнообразные. Это может быть конкурс на лучшую тематическую разработку методологии развития детей или конкурс «Воспитатель года», который проводится регулярно.

Польза и практическая ценность таких мероприятий очевидна. Любые конкурсы для воспитателей дают возможность:

  • продемонстрировать свои профессиональные навыки;
  • обрести новые знания и умения;
  • поделиться опытом и получить новый опыт.

Одним из самых популярных в России конкурсов является «Воспитатель года».

Воспитатель года

Конкурс «Воспитатель года» – это мероприятие, на котором каждый воспитатель-участник может показать свое профессиональное мастерство. Цель такого конкурса заключается в следующем:

  • поддержать, поощрить и стимулировать работу лучших, самых талантливых воспитателей;
  • повысить их социальный статус и профессиональную значимость;
  • усилить их поддержку со стороны государства и общества;
  • выявить и распространить лучший опыт воспитательной работы, инновационной деятельности в области дошкольного воспитания и образования.

Конкурс состоит из нескольких, обычно трех, туров, на каждом из которых участники представляют свои портфолио, читают лекции, проводят мастер-классы со взрослой аудиторией и мероприятия с детьми. План проведения конкурса может различаться, но в целом такие мероприятия всегда интересны и познавательны.

Победители конкурса получают награды в виде Почетных грамот, которые вручаются представителями образовательного комитета или другой соответствующей организации. Абсолютный победитель получает почетное звание «Воспитатель года».

Аттестация воспитателей

Аттестация считается одним из самых эффективных способов повысить качественность воспитательной работы. Ее основная суть состоит с том, что воспитатель педагог, получив соответствующее образование и приступив к работе по специальности, должен продолжать совершенствоваться, улучшать свое профессиональное мастерство. Уровень такого мастерства определяется квалификацией, а степень таковой обозначается категорией, присваиваемой воспитателю. Соответственно, по мере повышения категории повышается и вознаграждение, то есть зарплата воспитателей.

Аттестация воспитателей – процедура достаточно стрессовая для аттестуемых, однако она необходима для повышения категории специалиста. Аттестацию в обязательном порядке проходят все работники дошкольных общеобразовательных организаций. При этом аттестация может быть двух типов:

  1. обязательная, когда воспитатель должен подтвердить свое соответствие должности, которую он занимает;
  2. добровольная, при которой воспитатель при желании хочет получить более высокую квалификационную категорию.

Аттестацию могут не проходить:

  • новые воспитатели, то есть те, которые проработали на своей должности меньше двух лет;
  • женщины во время беременности и пребывающие в декретном отпуске (в последнем случае воспитатель детского сада проходит аттестацию не раньше, чем через два года после выхода на работу);
  • воспитатели, у которых имеется действующая квалификационная категория, то есть срок действия категории еще не истек.

Процедура аттестации проводится согласно установленному порядку.

Порядок проведения аттестации

Обязательная аттестационная процедура – это неотъемлемая часть деятельности воспитателя. Она проводится вне зависимости от желания специалиста, и заявление на ее прохождение подается непосредственно руководством учреждения. Педагог воспитатель должен проходить аттестацию раз в пять лет.

Цель добровольной аттестации – самообразование воспитателя, подтверждение профподготовки и получение более высокую категорию. Такая форма аттестации для воспитателя является возможностью повысить самооценку, вырасти как профессионал, поставить перед собой задачи на перспективу.

Согласно Приказу Минобразования России, аттестация воспитателей проводится таким образом. Вначале подается заявление, в котором указывается соответствующая информация, в частности:

  • уже имеющаяся категория (если она есть);
  • на какую категорию претендует аттестуемый работник;
  • стаж и прочие сведения.

В процессе прохождения аттестации, которую проводит специально созываемая для этой цели комиссия (список ее членов утверждается образовательной организацией), воспитатель должен продемонстрировать свои профессиональные знания и умения. Комиссия проверяет аттестуемых на профпригодность, оценивая все составляющие его деятельности (включая программу воспитателя) согласно ряду критериев.

Аттестация предполагает сдачу экзамена (письменно, устно или посредством прохождения тестирования на компьютере). По результатам такого тестирования (экзамена) устанавливается и оценивается степень владения воспитателем современными методиками дошкольной образовательной и воспитательной работы, его компетентность и профессионализм.

Решение, которое принимает комиссия, оформляется как протокол, который заносится в специальный аттестационный лист работника. Когда документ утверждается вышестоящей образовательной организацией России, он передается руководству учреждения, где работает педагог воспитатель.

Для любых предложений по сайту: [email protected]