Какие требования предъявлялись к государственному служащему

Государственные и муниципальные служащие: серьезные изменения в некоторых правах и обязанностях

Вы узнаете:

  • О требованиях к образованию государственных гражданских и муниципальных служащих и информации о них в Интернете
  • Об отстранении госслужащих от должности
  • Об отпусках госслужащих
  • О пенсиях государственных и муниципальных служащих

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ИНФОРФМАЦИЯ О НИХ В ИНТЕРНЕТЕ

Изучая большой пакет федеральных законов, которые были приняты в конце июня этого года, нельзя обойти вниманием Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 224-ФЗ), который 01.07.2016 уже вступил в силу.

Рассмотрим практически значимые изменения, внесенные в ст. 12 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о ГГС; Федеральный закон № 79-ФЗ):

  • часть 1 ст. 12 Закона о ГГС — к обязательным требованиям (незначительно подредактированным) о соответствии кандидата на замещение должности государственной гражданской службы квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, добавлено право представителя нанимателя[1] принять решение о соответствии соискателя еще специальности, направлению подготовки;
  • часть 2 ст. 12 Закона о ГГС— к первоначальной редакции, согласно которой квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, добавлено соответствие с областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • часть 3 ст. 12 Закона о ГГС— если ранее к лицам, замещающим должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы предъявлялось требование об обязательном наличии высшего образования[2], то теперь внесено уточнение, что для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Однако это новое требование не применяется:
  1. во-первых, к государственным гражданским служащим, занимающим указанные должности и претендующим на эти должности, если они получили высшее профессиональное образование до 29.08.1996;
  2. во-вторых, к имеющим высшее образование уровня бакалавриата гражданским служащим, которые уже были назначены на перечисленные должности до дня вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ, в отношении замещаемых ими должностей гражданской службы.

Таким образом, из-за изменения требований к образованию никаких увольнений не произойдет;

  • часть 8 ст. 12 Закона о ГГС — установлено, что федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Кроме того, в Закон о ГГС введена новая ст. 20.2, которая регламентирует предоставление государственными гражданскими служащими и соискателями на должности государственной гражданской службы информации о себе, размещенной в Интернете:

Извлечение из Федерального закона № 79-ФЗ

Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;

2) гражданский служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Эти сведения гражданин обязан теперь предоставлять представителю нанимателя при заключении служебного контракта (новый п. 10 ч. 2 ст. 26 Закона о ГГС).

Остальные изменения в Законе о ГГС носят технический характер.

Изменения были внесены и в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о МС; Федеральный закон № 25-ФЗ), который был дополнен новой статьей, аналогичной ст. 20.2 в Законе о ГГС:

Извлечение из Федерального закона № 25-ФЗ

Статья 15.1. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на муниципальную службу;

2) муниципальный служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, при поступлении на муниципальную службу, а муниципальными служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им муниципальные служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности муниципальной службы и муниципальными служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Соответственно были дополнены:

  • часть 1 ст. 13 Закона о МС, которая устанавливает ограничения, связанные с муниципальной службой, а именно: гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в определенных случаях, — п. 9.1, согласно которому непредставление сведений, предусмотренных новой ст. 15.1 Закона о МС также является препятствием для замещения должностей муниципальной службы;
  • часть 3 ст. 16 Закона о МС, содержащая требование при поступлении на муниципальную службу представлять определенный набор документов, — п. 10.1, предписывающим предоставлять сведения, предусмотренные ст. 15.1 Закона о МС.

Остальные изменения в Законе о МС — технического характера.

[1] Государственный орган, в котором служат государственные гражданские служащие, именуется только представителем нанимателя, поскольку нанимателем для них является Российская Федерация.

[2] Напомним, что высшее образование в России имеет три ступени: бакалавриат, специалитет и магистратура.

Журавлева И. В., консультант по трудовому праву и кадровому учету

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2016.

Памятка по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы Россельхознадзора и его территориальных органов, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, а также по соблюдению обязанности Россельхознадзора и подведомственных ему организаций сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы по последнему месту его службы

I. Общие положения

1. Настоящая памятка подготовлена в целях формирования единообразной практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), содержащей ограничения на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг для гражданина — бывшего государственного служащего.

2. Контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться:

в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления необоснованных выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным служащим в качестве будущего места работы;

в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после трудоустройства.

3. Настоящая памятка ориентирована на следующих лиц:

1) гражданин — бывший государственный служащий Россельхознадзора или его территориальных органов (далее также — гражданин);

2) бывший представитель нанимателя — Россельхознадзор или его территориальный орган, в котором гражданин замещал должность государственной службы;

3) новый работодатель — Россельхознадзор или подведомственная ему организация.

II. Условия, влекущие необходимость получения гражданином — бывшим государственным служащим согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов (комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов)

4. Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов (комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов) (далее — Комиссия), являются:

1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — Указ N 925) предусмотрены следующие должности, замещение которых влечет ограничения после увольнения с государственной (муниципальной) службы:

должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (далее — Указ N 557);

должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Приказ Россельхознадзора от 01.12.2015 N 870 «О перечнях должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также должностей подведомственных Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники этих организаций обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2015, регистрационный N 40190).

Принципиально важным для определения условий о распространении на гражданина ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, является установление факта нахождения должности, которую замещал гражданин по последнему месту службы при увольнении в соответствующем перечне. В этой связи рекомендуется обращать внимание на актуальность редакции перечня, содержащего соответствующую должность, на момент увольнения гражданина;

2) в должностные (служебные) обязанности гражданина входили отдельные функции государственного управления организацией, в которую он трудоустраивается.

Соответственно если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного управления в отношении организации, то он обязан получить согласие Комиссии на трудоустройство в данную организацию.

3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной службы.

Период, в течение которого действуют установленные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ ограничения, начинается со дня увольнения с государственной службы и заканчиваются через два года.

В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства.

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.

Принятие решения о получении согласия Комиссии осуществляется исходя из совокупности вышеуказанных условий.

5. Ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, распространяются на гражданина независимо от оснований его увольнения с государственной службы.

Смотрите так же:  Госпошлина в гаи за смену фамилии

6. Не требуется дача согласия Комиссии в следующих ситуациях:

— гражданин избирается или назначается на государственную (муниципальную) должность; переходит на государственную (муниципальную) службу в другой государственный (муниципальный) орган; поступает на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган; поступает на работу в государственное (муниципальное) казенное учреждение;

— гражданин не осуществлял функции государственного управления организацией.

III. Порядок направления гражданином — бывшим государственным служащим обращения о даче согласия на трудоустройство

7. Соответствующий порядок обращения регламентирован:

— Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 (далее — Положение о комиссиях, Указ N 821).

— Приказом Россельхознадзора от 16.03.2016 N 155 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован Минюстом России 08.04.2016, регистрационный N 41739);

— Приказом Россельхознадзора от 23.06.2014 N 302 «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован Минюстом России 30.07.2014, регистрационный N 33351);

— Приказом Россельхознадзора от 23.06.2014 N 301 «О порядке поступления обращений и заявлений в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован Минюстом России 11.08.2014, регистрационный N 33521);

— Приказом Россельхознадзора от 15.05.2012 N 240 «О порядке поступления обращений и заявлений в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2012, регистрационный N 24790).

8. В соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях, основанием для проведения заседания комиссии является обращение гражданина, замещавшего в государственном (муниципальном) органе должность государственной (муниципальной) службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы (далее — обращение).

9. Обращение подается гражданином в подразделение Россельхознадзора (территориального органа) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Обращение может быть направлено по почте с заказным уведомлением либо доставлено лично.

10. В обращении указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства;

2) замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы;

3) наименование коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать полное наименование организации согласно учредительным документам;

4) местонахождение коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать юридический адрес и адрес фактического места нахождения организации;

5) характер деятельности коммерческой (некоммерческой) организации. Основную деятельность организации рекомендуется указывать согласно учредительным документам;

6) должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы. Указываются обязанности в соответствии с должностным регламентом;

7) функции по государственному управлению в отношении коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется подробно указывать, в чем заключались данные функции, а также уточнить при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения. Функции по государственному управлению должны осуществляться в отношении конкретной организации, в которую трудоустраивается бывший государственный служащий.

8) вид договора (трудовой или гражданско-правовой);

9) предполагаемый срок действия договора (срочный либо заключенный на неопределенный срок). При заключении срочного договора указывается срок его действия, при заключении договора на неопределенный срок — дата начала его действия;

10) сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг) (предполагаемая сумма в рублях в течение месяца);

11) информация о намерении лично присутствовать на заседании комиссии (пункт 19 Положения о комиссиях).

11. За согласием на трудоустройство в комиссию может обратиться также государственный служащий, планирующий свое увольнение (пункт 17.2 Положения о комиссиях). Такое обращение подлежит оформлению и рассмотрению Комиссией в порядке, аналогичном рассмотрению обращения гражданина.

IV. Порядок рассмотрения обращения гражданина — бывшего государственного служащего о даче согласия на трудоустройство

12. Первоначальное рассмотрение обращения осуществляется в подразделении Россельхознадзора (территориального органа) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

13. При подготовке мотивированного заключения в соответствии с пунктом 17.5 Положения о комиссиях должностные лица подразделения Россельхознадзора (территориального органа) по профилактике коррупционных и иных правонарушений имеют право проводить собеседование с государственным служащим, представившим обращение, получать от него письменные пояснения, а руководитель Россельхознадзора (территориального органа) или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

14. Согласно вышеназванному пункту Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю Комиссии.

15. При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно данной организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должности и т.д.), предполагаемом круге обязанностей.

16. Направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации может быть организовано, например, в случае возникновения сомнений в достоверности информации содержащейся в обращении.

17. В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

18. В мотивированном заключении по итогам анализа содержащейся в обращении информации, а также иных сведений, полученных от гражданина, государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций, должен быть сделан вывод, содержащий рекомендацию о возможности или невозможности дать согласие гражданину на трудоустройство с обоснованием причин такого вывода.

19. В ходе подготовки мотивированного заключения рекомендуется:

а) проанализировать функции по государственному управлению, ранее осуществлявшиеся гражданином, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, необоснованных выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения. Например, решения:

— о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ;

— о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

— о регистрации имущества и сделок с ним;

— о проведении государственной экспертизы и выдаче заключений;

— о подготовке и принятии решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

— об осуществлении государственного надзора и (или) контроля;

— о привлечении к ответственности;

б) установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным служащим самостоятельно, и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, при соответствующем сопоставлении деятельности гражданина на государственной службе с предстоящей работой в коммерческой (некоммерческой) организации необходимо исключить возможность трудоустройства гражданина в коммерческую (некоммерческую) организацию в качестве одной из мер вознаграждения за услуги, которые были оказаны им при замещении должности государственной службы. Следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, сумму оплаты за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты за работы (услуги), явно отличающийся от среднеустановленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.

20. В случае, если гражданин по последнему месту службы помимо последней должности государственной службы замещал иные должности государственной службы, находящиеся в соответствующем перечне, его обращение рекомендуется рассмотреть, исходя из анализа деятельности по данным должностям на предмет осуществления отдельных функций по государственному управлению коммерческой (некоммерческой) организацией.

21. В случае, если в ходе проверочных мероприятий установлено, что гражданин, замещая должность государственной службы, никаким образом не осуществлял функции по государственному управлению по отношению к коммерческой (некоммерческой) организации, в которую он трудоустраивается, в резолютивной части мотивированного заключения может быть сделан вывод о нецелесообразности рассмотрения обращения гражданина на заседании Комиссии. Об изложенном рекомендуется проинформировать гражданина.

22. В соответствии с пунктом 18 Положения о комиссиях председатель Комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение Россельхознадзора (территориального органа) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте «б» пункта 13 Положения о комиссиях (государственные (муниципальные) служащие, замещающие должности государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной (муниципальной) службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель обратившегося гражданина), принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

23. Под информацией, содержащей основания для проведения заседания Комиссии, в рассматриваемом случае понимается:

1) наличие соответствующего обращения гражданина;

2) мотивированное заключение подразделения Россельхознадзора (территориального органа) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, подготовленное на основании проведенной проверки (в случае если проверка проводилась) в соответствии с требованиями Положения о комиссиях, в котором содержатся выводы:

— о наличии отдельных функций государственного управления коммерческой (некоммерческой) организацией, входивших в должностные (служебные) обязанности государственного служащего;

— о возможности или невозможности дачи гражданину согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с организацией.

24. С подготовленным мотивированным заключением рекомендуется ознакомить гражданина до заседания комиссии. Рекомендуется установить срок ознакомления за 1-2 дня до планируемого заседания комиссии.

V. Направление обращения в случае упразднения государственного органа, в котором гражданин замещал должность

25. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176 «О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений» федеральные органы исполнительной власти и федеральные учреждения могут быть ликвидированы с соблюдением требований статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

26. При этом регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

27. Согласно части 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

28. В этой связи в период работы ликвидационной комиссии государственного органа гражданину рекомендуется представлять обращение о даче согласия в установленном порядке в упраздняемый государственный орган.

29. После завершения работы ликвидационной комиссии государственного органа вышеназванные сведения следует направлять в государственный орган, который является правопреемником упраздненного государственного органа.

30. В случае если функции упраздненного государственного органа распределены между несколькими правопреемниками (к примеру, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба), соответствующие сведения необходимо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности государственной службы.

Органам, являющимся правопреемниками упраздненных или ликвидированных организаций, в случае ошибочного поступления обращения гражданина о даче согласия либо уведомления организации о приеме на работу бывшего государственного служащего, рекомендуется направлять названные документы в надлежащий орган.

31. В случае, если ликвидация осуществляется без правопреемства заявление следует направлять в орган, которому переданы функции государственного управления в соответствующей сфере.

Смотрите так же:  Целевые пособия

32. При рассмотрении комиссией обращения гражданина анализируются, в том числе должностные обязанности, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего.

33. Согласно пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ должностной регламент является одним из существенных условий служебного контракта.

34. В соответствии с частью 8 указанной статьи Федерального закона N 79-ФЗ один экземпляр служебного контракта передается государственному гражданскому служащему (далее — гражданский служащий), другой хранится в его личном деле.

35. Частью 6 статьи 36 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что при расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы личное дело гражданского служащего в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

36. Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» личные дела работников, в том числе государственных служащих, относятся к типовым управленческим архивным документам, а срок их хранения составляет 75 лет.

37. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) указанные личные дела включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации.

38. В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

39. В этой связи при поступлении в государственный орган, который является правопреемником другого государственного органа, соответствующего обращения гражданина необходимые материалы для анализа могут быть получены в соответствующем федеральном архиве.

VI. Рассмотрение обращения на заседании комиссии

40. На основании пункта 19 Положения о комиссиях заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданина.

41. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии гражданин указывает в обращении.

42. Согласно пункту 19.1 Положения о комиссии заседания комиссии могут проводиться в отсутствие гражданина в случае:

а) если в обращении не содержится указания о намерении гражданина лично присутствовать на заседании комиссии;

б) если гражданин, намеревающийся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не явился на заседание комиссии.

43. В соответствии с пунктом 20 Положения о комиссии на заседании заслушиваются пояснения гражданина (с его согласия), иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

44. В части 1.1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ содержится обязанность комиссии рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

45. Указанные сроки начинают действовать с момента поступления обращения на рассмотрение в комиссию. При этом предшествовавшие такому обращению процедуры проводятся в указанные выше сроки, регламентированные Положением о комиссиях.

46. Согласно пункту 24 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ. Представляется целесообразным давать такой отказ в письменном виде и мотивировать его не только доводами, изложенными в подготовленном ранее мотивированном заключении, но и новыми сведениями (при их наличии), полученными в ходе заседания комиссии (вновь открывшиеся обстоятельства, мнения членов комиссии и т.д.).

47. В соответствии с пунктом 37.1 Положения о комиссиях выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного (муниципального) органа, вручается гражданину, в отношении которого рассматривался вопрос о даче согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с коммерческой (некоммерческой) организацией, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

48. Принимая во внимание, что данными правоотношениями затрагивается предусмотренное статьей 37 Конституции Российской Федерации право гражданина на свободный труд, решение комиссии в полном объеме, включая соответствующий протокол заседания комиссии в части, затрагивающей вопросы дачи ему согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с организацией предоставляется гражданину по его требованию.

49. Согласно пункту 30 Положения о комиссиях решение комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина носит обязательный характер.

50. Вместе с тем, если гражданин не согласен с решением комиссии, он вправе обратиться в органы прокуратуры либо в суд.

51. Согласно пункту 36 Положения о комиссиях в случае установления комиссией факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель Комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости — немедленно.

VII. Обязанность гражданина — бывшего государственного служащего сообщать работодателю о замещении им должности в государственном органе

52. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения со службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

53. Обозначенная обязанность распространяется на всех граждан, замещавших должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, независимо от того, входили или не входили в должностные (служебные) обязанности гражданина в период прохождения им государственной службы функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается.

54. При этом, в случае, если отдельные функции государственного управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности, ему рекомендуется представить в организацию согласие комиссии, поскольку трудовой (гражданско-правовой) договор может быть заключен с таким гражданином только при наличии такого согласия. В условиях его отсутствия договор будет считаться заключенным с нарушением установленных правил заключения и подлежит прекращению по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), как заключенный в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абзац шестой части 1 статьи 84 ТК РФ).

55. При наличии у организации, в которую трудоустраивается гражданин, замещавший ранее (в течение двух лет) должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, сведений об осуществлении им функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией рекомендуется трудовой договор с указанным гражданином не заключать до получения положительного решения комиссии.

Указанные рекомендации применяются также при намерении организации заключить с гражданином гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей.

VIII. Последствия нарушения гражданином — бывшим государственным (муниципальным) служащим обязанности сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы

56. В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной (муниципальной) службы требования сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с коммерческой (некоммерческой) организацией.

57. В целях исключения необходимости расторжения трудового (гражданско-правового) договора работодателю рекомендуется при приеме на работу гражданина убедиться, что при прохождении им государственной (муниципальной) службы он не замещал должности, включенные в установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации перечень, не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.

IX. Обязанность работодателя сообщать о заключении с гражданином — бывшим государственным служащим трудового (гражданско-правового) договора

58. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

59. Данное обязательство также предусмотрено статьей 64.1 ТК РФ.

60. Таким образом, в случае, если на работу устраивается гражданин — бывший государственный служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1) Выяснить у бывшего государственного служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием для сообщения представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

Нормативные правовые акты, утверждающие соответствующие перечни должностей указаны в подпункте 1 пункта 4 настоящей Памятки.

Ознакомиться работодателю с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции.

Информацию о включении той или иной должности государственной службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

2) Важным критерием является также дата увольнения гражданина с государственной службы. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после увольнения со службы.

Если после увольнения гражданина с государственной службы прошло:

— менее двух лет — требуется сообщить о заключении трудового (гражданско-правового) договора в государственный орган по последнему месту службы гражданина в десятидневный срок;

— более двух лет — сообщать о заключении трудового (гражданско-правового) договора не требуется.

61. Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 (далее — Правила).

62. Согласно пункту 3 Правил сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

63. В соответствии с пунктом 5 Правил в сообщении, направляемом коммерческой (некоммерческой) организацией — работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. В случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;

б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

в) должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;

г) наименование организации. Полное, а также сокращенное (при наличии).

64. В случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду с вышеперечисленными сведениями, указанными в пункте 5 Правил, также указываются следующие данные:

а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен. Указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия;

в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы.

65. В случае если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 5 Правил, также указываются следующие данные:

а) дата и номер гражданско-правового договора;

б) срок гражданско-правового договора. Сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

Смотрите так же:  Нотариус новосибирской области

в) предмет гражданско-правового договора. С кратким описанием работы (услуги) и ее результата;

г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору. В рублях в течение месяца.

66. Сообщение направляется по последнему месту службы гражданина в 10-дневный срок со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора.

При этом на практике встречаются случаи, при которых работодатель и последнее место службы являются различными. Такая ситуация возможна, например, в отношении руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства (решение о назначении на должность принимается федеральным министром а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы, федерального агентства).

В таких случаях сообщение о заключении с гражданином — бывшим государственным служащим трудового (гражданско-правового) договора рекомендуется направлять как в адрес лица, заключившего с ним служебный контракт, так и в организацию, принявшую решение о назначении его на должность.

67. Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления сообщения. Учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение работодателем рассматриваемого обязательства в установленный срок, направлять такое сообщение необходимо таким способом, чтобы у работодателя имелось подтверждение направления данного сообщения: по почте заказным письмом с уведомлением либо доставлять непосредственно в государственный орган.

X. Обязанность уведомления государственного органа при трудоустройстве гражданина в коммерческие (некоммерческие) организации по совместительству

68. Согласно статье 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

69. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

70. Учитывая, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового (гражданско-правового) договора установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов, возможность возникновения которой не связана со статусом выполняемых работ (основная работа или работа по совместительству), заключение трудового договора о работе по совместительству с таким гражданином также влечет за собой необходимость направления работодателем соответствующего уведомления представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы.

71. В соответствии с Правилами при заключении трудового договора с гражданином, в том числе о работе по совместительству, в уведомлении, направляемом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы гражданина, должны содержаться, в том числе наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, структурного подразделения организации, сведения о должностных обязанностях, исполняемых по должности, занимаемой гражданином (основные направления поручаемой работы).

72. В этой связи заключение с гражданином помимо трудового договора по основному месту работы трудовых договоров о работе по совместительству, учитывая, что наименования замещаемых должностей и должностные обязанности по ним могут различаться, влечет за собой необходимость направления работодателем уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, в отношении каждого заключенного договора.

73. Таким образом, ситуация, когда работодатель уведомил в установленном порядке о заключении трудового договора по основному месту работы с бывшим государственным служащим в течение двух лет с момента его увольнения с государственной службы, если замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень, но не уведомил о заключении с ним трудового договора о работе по совместительству, является нарушением статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

XI. Ответственность работодателя за неисполнение обязанности сообщить о заключении с гражданином — бывшим гражданским служащим трудового (гражданско-правового) договора

74. В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином — бывшим государственным служащим в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

75. Такая ответственность предусмотрена статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего».

76. Согласно указанной статье КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от# N 273-ФЗ, —

влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

— на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

77. Согласно Обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, объективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения выражается в нарушении требований части 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

78. Данные нарушения могут, в том числе, состоять:

1) в ненаправлении сообщения работодателем о заключении трудового договора (гражданско-правового) договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы;

2) в нарушении десятидневного срока со дня заключения трудового договора (гражданско-правового) договора, установленного нормативными правовыми актами для направления сообщения о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной службы.

Ответственность по статье 19.29 КоАП РФ по основаниям неполучения согласия комиссии наступает, когда работодателю было достоверно известно о необходимости получения гражданином такого согласия, в частности организации было известно об осуществлении функций государственного управления в ее отношении данным гражданином в период замещения должности государственной службы, однако трудовой (гражданско-правовой) договор был заключен без соблюдения данного порядка.

Отсутствие у работодателя сведений (в случае, если они не сообщались при трудоустройстве работником, трудовая книжка не предъявлялась) о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной службы, включенной в соответствующий перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.

79. В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства наступает по истечении 6 лет со дня его совершения.

80. Срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента истечения 10-дневного срока, установленного для направления уведомления о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.

81. Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

82. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, рассматривают судьи судов общей юрисдикции.

XII. Рассмотрение сообщения работодателя

83. Согласно пункту 17.3 Положения о комиссиях поступившее в государственный орган уведомление коммерческой (некоммерческой) организации о заключении с гражданином трудового (гражданско-правового) договора рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

84. По итогам подготовки мотивированного заключения подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений принимается обоснованное решение о вынесении либо невынесении вопроса о рассмотрении уведомления на заседание комиссии.

85. В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в государственный орган уведомление при следующих условиях:

1) указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией;

2) вопрос о даче согласия гражданину на замещение им должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации комиссией не рассматривался.

86. Если ранее вопрос о даче согласия гражданину рассматривался и такое согласие комиссией было дано, то рассмотрение уведомления не выносится на заседание комиссии. При этом подразделению кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений рекомендуется проинформировать об изложенном нового работодателя.

87. Уведомление работодателя рассматривается в том же порядке, что и обращение гражданина на основании пункта 17.5 Положения о комиссиях.

88. На основании пункта 26.1 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения уведомления коммерческой (некоммерческой) организации в отношении гражданина комиссией принимается одно из следующих решений:

а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой (некоммерческой) организации и (или) выполнение в коммерческой (некоммерческой) организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного (муниципального) органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.

89. Отсутствие у гражданина согласия комиссии для работодателя не может являться основанием для незаключения с таким гражданином трудового или гражданско-правового договора только в том случае, если работодателю достоверно не известно, что наличие такого согласия является обязательным условием заключения трудового договора с данным конкретным гражданином.

92. При отсутствии в государственном органе в течение 6 месяцев сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего государственного служащего рекомендуется соответствующую информацию направлять в органы прокуратуры по месту нахождения органа.

XIII. Осуществление проверки соблюдения гражданином — бывшим государственным (муниципальным) служащим ограничений

93. В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

94. Предусмотренное статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ ограничение на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг гражданином относится к запретам, связанным с государственной службой, установленным в целях противодействия коррупции. Указанное антикоррупционное ограничение распространяется на гражданина исключительно в связи с замещением им должности государственной службы.

95. Полномочия по осуществлению проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной службы, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, возложены на подразделения Россельхознадзора (территориального органа) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (подпункт «ж» пункта 6 Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»).

96. В случае получения в ходе проверки объективных данных о нарушении ограничений, установленных статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, Россельхознадзор (территориальный орган) информирует об этом прокуратуру, на которую в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре. Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства возложено осуществление надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Обзор документа

Разработана Памятка по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность госслужбы в Россельхознадзоре и его территориальных органах, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Речь также идет о соблюдении обязанности Службы и подведомственных ей организаций сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы по последнему месту его службы.

Контроль за выбором места трудоустройства бывших госслужащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов. Она может выражаться в возникновении конфликта интересов, в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после трудоустройства.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для любых предложений по сайту: [email protected]