Коллегия адвокатов и порядок их образования

Особенности создания и государственной регистрации адвокатских образований

Основной целью адвокатских образований является помощь адвокатам в организации их профессиональной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (далее — Закон № 63-ФЗ) формами адвокатских образований являются: коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. К формам адвокатских образований законодательство относит также адвокатский кабинет, однако он не является юридическим лицом.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегию адвокатов вправе учредить два или более адвоката. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.

Устав должен содержать следующие сведения:

  1. Наименование коллегии адвокатов;
  2. Место нахождения коллегии адвокатов;
  3. Предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;
  4. Источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования);
  5. Порядок управления коллегией адвокатов;
  6. Сведения о филиалах коллегии адвокатов;
  7. Порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов;
  8. Порядок внесения в устав изменений и дополнений;
  9. Иные положения, не противоречащие Закону № 63-ФЗ и иным федеральным законам.

Таким образом, для коллегии адвокатов предусмотрено два учредительных документа: устав и учредительный договор.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), если эти правила не противоречат положениям Закона № 63-ФЗ.

Адвокатское бюро создается двумя и более адвокатами.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются те же положения Закона № 63-ФЗ, что и для коллегии адвокатов.

Если другие формы адвокатских образований учреждаются непосредственно определенным количеством адвокатов, то для юридической консультации характерно то, что она учреждается адвокатской палатой субъекта Российской Федерации по инициативе органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учреждение юридической консультации осуществляется при нехватке квалифицированных специалистов (адвокатов) на определенной территории (в пределах одного судебного района), когда общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух адвокатов на одного федерального судью.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной собственником (адвокатской палатой) для оказания юридической помощи, в форме учреждения.

В учредительных документах должны определяться наименование юридической консультации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации юридической консультации и иные положения, предусмотренные федеральными законами Российской Федерации.

Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 7-ФЗ и Законом № 63-ФЗ.

Кроме указанных образований предусматривается создание негосударственных некоммерческих объединений — Адвокатских палат Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации, является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Законом № 63-ФЗ.

Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов.

Адвокатская палата подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Адвокатские образования (за исключением адвокатского кабинета) считаются учрежденными с момента их государственной регистрации.

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом № 129-ФЗ, с учетом порядка государственной регистрации установленного Законом № 7-ФЗ.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации на территории Вологодской области принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций — Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее — Управление).

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом — Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее — налоговый орган), на основании принимаемого Управлением решения о соответствующей государственной регистрации.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в Управление представляются следующие документы:

  1. заявление (по форме № РН0001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212), подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  2. учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
  3. решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  4. сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению) в двух экземплярах;
  5. документ об уплате государственной пошлины;
  6. сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);
  7. при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Перечисленные документы подаются в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании некоммерческой организации.

Изменения, вносимые в учредительные документы, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации, и вступают в силу со дня их государственной регистрации.

Управление не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов обязано принять решение о государственной регистрации некоммерческой организации либо отказать в государственной регистрации некоммерческой организации и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Управление после принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации направляет в налоговый орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных Управлением сведений и документов налоговый орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации.

Управление не позднее трех рабочих дней со дня получения от налогового органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию некоммерческой организации, изменений, вносимых в учредительные документы, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 333.33 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прием документов о государственной регистрации осуществляется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области по адресу: город Вологда, улица Пушкинская, д. 25, каб. № 513, с понедельника по четверг с 9 00 до 12 00 , с 14 00 до 17 00 , в пятницу с 9 00 до 12 00 , с 13 00 до 16 00 .

Коллегия адвокатов и порядок их образования

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов — это некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также — устав), и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Она является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством РФ, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал.

Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством РФ является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.

Коллегия адвокатов обязана уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава адвокатов — членов коллегии адвокатов, нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя.

Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

Смотрите так же:  Налог на имущество ооо при осно

Коллегии адвокатов и их организация

Коллегии адвокатов и их организация. Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегии адвокатов — это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуются на основе добровольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе соответствующего исполнительного органа. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласии с предложением представляет его администрации субъекта Федераций для регистрации.

Принцип добровольности организации адвокатуры неразрывно связывается с коллективной формой ее деятельности. Поэтому не случайно коллегия адвокатов определяется как объединение, поскольку считалось и считается в ваши дни, что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов наиболее удобна и демократична.

В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются республи­канские коллегии адвокатов, в краях и областях — краевые и обла­стные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положе­нием об адвокатуре РСФСР, — городские коллегии адвокатов (в наши дни они имеются в Москве и Санкт-Петербурге).

Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объедине­ния граждан Российской Федерации, а объединения лиц, занимаю­щихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловле­но тем, что адвокатскую деятельность может осуществлять не каж­дый человек, а лишь специалист, имеющий юридическое образова­ние и соответствующий опыт работы.

Реальным проявлением демократизма построения коллегий ад­вокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопро­сы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выра­жается в наличии таких органов управления, как общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии.

С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана незави­симость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т.е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональных функций — защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам и организациям. Независи­мость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускаю­щим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внут­ренние дела коллегий адвокатов; организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением воз­ложения на суд и прокуратуру функций государственного руковод­ства адвокатурой.

Дальнейшим развитием демократических принципов построения адвокатуры явилось создание в 1989 г. Союза адвокатов Россий­ской Федерации— общественной организации, которая объединила на добровольных началах адвокатов, работавших во всех концах страны, и ставила своей задачей прежде всего обеспечение незави­симости адвокатуры, повышение ее роли в системе правоохранитель­ных органов, в деле укрепления законности и охраны прав граждан (в 1994 г. был создан Всероссийский федеральный союз адвокатов).

Независимость адвокатуры вовсе не означает ее полную изоля­цию от государственных органов. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Россий­ской Федерации, в том числе и органы юстиции (см. § 5 гл. XIV учеб­ника), а равно органы местного самоуправления.

Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помо­щи. Часть этих средств идет на оплату труда адвокатов, а часть (не более 30% от всей суммы) — на общие нужды коллегии: на уплату взносов по социальному страхованию, оплату отпусков, оплату юри­дической помощи, оказываемой гражданам бесплатно, оплату тру­да стажеров, содержание аппарата управления коллегии, а также на другие нужды, определяемые общим собранием (конференцией) членов коллегии.

Органами коллегии адвокатов являются: общее собрание, пре­зидиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия. Организацион­ные функции выполняют также юридические консультации.

Общее собрание членов коллегии адвокатов является выс­шим ее органом. В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 че­ловек, вместо общего собрания может созываться конференция. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Ми­нистерства юстиции РФ или республики либо отделов (управлений) юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава кол­легии.

Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из норм представительства, устанавливаемых президиумом коллегии адвокатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям. Все вопросы общее со­брание (конференция) решает большинством голосов адвокатов, уча­ствующих в голосовании,

Общее собрание (конференция) обладает широкими полномочи­ями и может решать любые вопросы, имеющие отношение к деятель­ности коллегии адвокатов. Оно избирает для осуществления повсед­невного руководства и контроля за деятельностью коллегии адвока­тов президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию. После избрания этих органов общее собрание обладает правом осуще­ствлять контроль за их работой. С этой целью оно заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии.

Общее собрание (конференция) разрешает также другие орга­низационные и финансовые вопросы, относящиеся к деятельности адвокатов, устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов с последующим утверждением исполнительными орга­нами, определяет порядок оплаты труда адвокатов, утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего тру­дового порядка, рассматривает другие вопросы, связанные с деятель­ностью коллегии адвокатов.

Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и реви­зионной комиссии, не оправдывающих оказанного им доверия. Ре­шение общего собрания (конференции) членов коллегий адвокатов может быть пересмотрено только общим собранием (конференцией) членов коллегии.

Президиум коллегии адвокатов является исполни­тельным органом, постоянно действующим в период между общими собраниями адвокатов. Он избирается общим собранием (конферен­цией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом общим собранием в зависимости от числа членов коллегии и объема работы. Избранными в состав пре­зидиума считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвующих в голосовании адвокатов. В случае выбытия из соста­ва президиума одного из его членов на очередном общем собрании (конференции) адвокатов могут быть проведены, довыборы. Члены президиума, занимающие штатные должности, получают заработ­ную плату из средств коллегии и имеют право заниматься адвокат­ской практикой.

Председатель президиума по закону должен изби­раться открытым голосованием на заседании президиума из числа его членов. Однако в некоторых коллегиях отступают от этого пра­вила: его избирает непосредственно собрание (конференция) тайным голосованием из числа нескольких выдвинутых собранием кандидатов.

Президиум наделен широкими полномочиями, необходимыми ему для осуществления управления коллегией адвокатов. Он созы­вает общие собрания (конференция) членов коллегии адвокатов; ор­ганизует в установленном порядке юридические консультации и ру­ководит их деятельностью; проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями; принимает в члены коллегии и в ее состав стажеров; организует стажировку; рас­пределяет адвокатов по юридическим консультациям, решает вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и состава стажеров; утверждает штаты и сметы юридических консультаций; проводит мероприятия по повышению квалификации членов коллегии. Президиум решает и другие вопросы. Его деятельность строится на основе коллективного руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума. При президиуме коллегии могут образовываться действующие на общественных началах органы, оказывающие ему помощь.

Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины его членов. Он вправе рассматривать вопросы приема в коллегию, отчисления и исключения из нее при наличии на заседании не менее двух третей состава президиума. Его решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствующих его членов. Постановление президиума коллегии адвокатов может быть пересмотрено самим президиумом или общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.

Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом коллегии адвокатов и избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом собранием. Избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвовавших в голосовании адвокатов. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) могут быть проведены выборы вместо выбывшего в установленном порядке.

На ревизионную комиссию возложена обязанность проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, а также осуществлять контроль за порядком и сроками рассмотрения предложений, заявлений, жалоб.

Юридические консультации создаются президиумами коллегий для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи в районах, городах, а иногда и в других населенных пунктах. В настоящее время в стране действует свыше 4 тыс. юридических консультаций.

Местонахождение юридической консультации и количество ра­ботающих в ней адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с местными органами государственной власти или самоуправления.

Юридические консультации являются основным рабочим зве­ном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят свою работу.

Юридические консультации строятся, как и вся коллегия адвокатов в целом, по территориальному принципу. По общему правилу на территории края, области, города действует несколько юридических консультаций. Состав и местонахождение их определяются президиумом коллегии адвокатов с учетом интересов более полного и рационального обслуживания населения и с учетом его числа в том или ином районе. Если районы невелики, то может быть одна консультация на несколько районов. Численность юридических консультаций различна в зависимости от их расположения. Например, в сельских местностях юридические консультации могут насчитывать 1, 2, 3 человека, в крупных городах— 40—50 человек.

Во главе юридической консультации стоит заведующий , назна­чаемый президиумом коллегии адвокатов из числа наиболее квалифицированных адвокатов, имеющих высшее юридическое образование и необходимый стаж практической работы.

Заведующий юридической консультацией осуществляет предоставленные ему права на основании доверенности, выдаваемой президиумом коллегии адвокатов. Заведующие юридическими консультациями, в которых работают не более четырех адвокатов, как правило, выполняют свои обязанности без оплаты. Заведующему юридической консультацией, в которой работают более четырех адвокатов, решением общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов может быть установлен должностной оклад с учетом объема выполняемой работы и численности адвокатов в размере, не превыша­ющем минимального должностного оклада соответствующего районного судьи. Заведующий юридической консультацией имеет право заниматься адвокатской деятельностью.

Коллегия адвокатов

В отличие от ранее существовавшей коллегии адвокатов, которая была единственной формой корпоративного управления и объединения адвокатов, новая является организационно-правовой формой адвокатского образования, осуществляющего адвокатскую деятельность на коллективной основе.

В предназначении прежних коллегий сочеталось несколько взаимоисключающих элементов. С одной стороны, коллегии были провозглашены добровольными объединениями. С другой — именно коллегии осуществляли все управленческие функции, включая контроль за деятельностью и наложение дисциплинарных взысканий в отношении всех адвокатов. И наконец, именно коллегии адвокатов были юридическими лицами. Согласно нынешнему законодательству коллегии адвокатов являются одной из двух коллективных форм адвокатских образований, которые могут учреждаться двумя и более адвокатами. По итогам 2009 г. в реестрах адвокатских палат субъектов РФ зарегистрировано 2342 коллегии адвокатов, в составе которых работают 44 483 адвоката, т.е. почти 70% от общего числа всех российских адвокатов.

Смотрите так же:  Срок лишение прав при отказе от освидетельствования

Коллегия адвокатов не является коммерческой организацией по характеру своей деятельности, не оказывает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыль из своей деятельности. Целью деятельности коллегии адвокатов является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. Таким образом, коллегии адвокатов обладают статусом некоммерческих организаций, на которые распространяется действие норм гражданского законодательства о некоммерческих организациях. В соответствии со ст. 50 ГК некоммерческими являются организации, не имеющие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно п. 18 ст. 22 Закона об адвокатуре к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств, если эти правила не противоречат положениям указанного закона. По сути, это означает, что законодатель приравнивает адвокатские коллегии к некоммерческим партнерствам, наделяя их лишь некоторыми специфическими особенностями. Коллегия осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • — законности своей деятельности и деятельности каждого адвоката;
  • — добровольности вступления в члены коллегии и выхода из нее;
  • — самостоятельности, гласности, самоуправления, подчинения меньшинства большинству;
  • — сочетания профессиональных интересов адвокатов — членов коллегии и общих интересов коллегии;
  • — ответственности органов управления коллегии за принимаемые решения;
  • — взаимодействия с государственными органами власти и управления, общественными организациями и объединениями, субъектами хозяйственной деятельности;
  • — недопустимости вмешательства в деятельность коллегии со стороны государственных органов, общественных и иных организаций.

Как в каждой некоммерческой организации, основанной на членстве, в коллегии адвокатов состоят члены-учредители и члены коллегии, не являющиеся учредителями. Закон не содержит положений, свидетельствующих о различиях в их правах и обязанностях, однако в силу того, что коллегия адвокатов — некоммерческая организация, действующая на основании устава и учредительного договора, заключаемого учредителями, следует, что в составе коллегии находятся адвокаты-учредители, обладающие руководящими полномочиями, и рядовые члены. В реально созданных коллегиях адвокатов существенных отличий в правовом статусе между адвокатами-учредителями и рядовыми членами мы не находим. В основном такие различия могут касаться только имущественных отношений внутри самой коллегии. Так, учредители коллегий нередко устанавливают в свою пользу определенные льготы по сравнению с рядовыми членами, чтобы окупить затраты по формированию имущества. В остальном — и прежде всего в вопросах, касающихся профессиональной деятельности адвокатов, — члены коллегии равноправны независимо от того, являются ли они учредителями или нет.

Каким же образом образуются коллегии адвокатов? На этот счет Закон об адвокатуре говорит следующее. Прежде всего учредить коллегию адвокатов вправе два или более адвоката, т.е. лица, уже получившие адвокатский статус и имеющие возможность заниматься адвокатской деятельностью. Другой способ создания коллегии адвокатов — реорганизация адвокатского бюро (п. 11 ст. 23 Закона). Важной особенностью правового статуса коллегии адвокатов является то, что она создается в целях обеспечения профессиональной деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь индивидуально от собственного лица.

Действует коллегия адвокатов независимо от способа ее создания на основании устава, утверждаемого учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр (п. 3 ст. 22 Закона). Для внесения в реестр адвокатских образований коллегия адвокатов предоставляет следующий пакет документов: уведомление о создании, нотариально заверенная копия устава и учредительного договора, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия письма об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций (коды статистики), сведения о служебных помещениях, используемых в качестве служебного и имеющих статус адвокатского офиса, сведения об адресах, телефонах, электронной почте, сведения о руководителе и главном бухгалтере протокол об избрании и приказ о назначении), образцы подписей, оттиск печати.

К учредительному договору и уставу коллегии п. 1—6 ст. 22 Закона об адвокатуре предъявляются те же требования, что и ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к некоммерческим партнерствам.

В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.

Устав, в свою очередь, должен содержать следующие сведения:

  • — наименование коллегии адвокатов;
  • — место нахождения коллегии адвокатов;
  • — предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;
  • — источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования;
  • — порядок управления коллегией адвокатов;
  • — сведения о филиалах коллегии адвокатов;
  • — порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов;
  • — порядок внесения в устав изменений и дополнений;
  • — иные положения, не противоречащие законодательству.

При этом требования учредительного договора и устава обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами).

Высшим органом управления коллегии является собрание адвокатов — членов коллегии. В случаях, предусмотренных уставом коллегии адвокатов, может созываться конференция. Периодичность созыва собрания (конференции) адвокатов определяется уставом коллегии адвокатов.

К компетенции собрания (конференции) адвокатов, как правило, относятся:

  • 1) формирование совета адвокатской палаты субъекта РФ, в том числе избрание новых членов совета и прекращение полномочий членов совета, подлежащих замене;
  • 2) избрание членов ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;
  • 3) избрание представителя или представителей на Всероссийский съезд адвокатов;
  • 4) определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты;
  • 5) утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты;
  • 6) утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности адвокатской палаты;
  • 7) утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание адвокатской палаты;
  • 8) утверждение регламента собрания (конференции) адвокатов;
  • 9) определение места нахождения совета;
  • 10) создание целевых фондов адвокатской палаты;
  • 11) установление мер поощрения и ответственности адвокатов в соответствии с кодексом профессиональной этики адвоката;
  • 12) принятие иных решений в соответствии с Законом об адвокатуре.

Решения собрания (конференции), принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнения всеми адвокатами — членами коллегии и органами управления коллегии.

Решения собрания (конференции) доводятся президиумом коллегии до сведения всех членов коллегии. По требованию адвокатов — членов коллегии президиум предоставляет им копию протокола собрания (конференции) или выписку из него.

Исполнительным органом коллегии адвокатов, в соответствии с уставом, может быть президиум, либо председатель коллегии, либо то и другое вместе.

Председатель президиума (председатель коллегии):

  • — действует от имени коллегии без доверенности;
  • — представляет коллегию в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами;
  • — выдает доверенности и заключает сделки от имени коллегии;
  • — распоряжается имуществом коллегии в соответствии со сметой и назначением имущества;
  • — руководит работой аппарата коллегии, осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата коллегии;
  • — организует проверку жалоб и иных материалов в отношении адвокатов, истребует у них письменные объяснения, вносит соответствующие предложения на рассмотрение президиума;
  • — созывает собрание коллегии, обеспечивает исполнение решений президиума и решений собрания (конференции) адвокатов коллегии.

Также уставом коллегии могут быть предусмотрены иные полномочия председателя президиума (председателя коллегии). Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельностью коллегии адвокатов на общем собрании (конференции) избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов — членов коллегии на срок определенный уставом.

Количество членов ревизионной комиссии определяется собранием (конференцией) коллегии.

Избранными в ревизионную комиссию считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвующих в голосовании членов коллегии.

Ревизионная комиссия открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. Порядок работы ревизионной комиссии определяется положением о ревизионной комиссии. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия ежегодно отчитывается перед собранием (конференцией) коллегии. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций одним или несколькими членами ревизионной комиссии по объективным причинам, до проведения следующего собрания (конференции) коллегии члены ревизионной комиссии на место выбывших назначаются президиумом коллегии (председателем).

Для определения квалификации адвокатов и рассмотрения жалоб и заявлений на адвокатов, решением общего собрания (конференции) адвокатов может быть создана квалификационная комиссия. В своей деятельности квалификационная комиссия руководствуется Законом об адвокатуре и уставом.

Так же, как и при создании любой другой формы адвокатского образования, об основании коллегии адвокатов ее учредители обязаны направить в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление. Уведомление о создании коллегии адвокатов должно содержать сведения о месте нахождения коллегии, порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией. В нем должны также указываться сведения об учредителях. К уведомлению обязательно прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава (ст. Закона об адвокатуре).

Коллегия адвокатов, в отличие от адвокатского кабинета, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством РФ, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов в соответствии с п. 8 ст. 22 Закона об адвокатуре считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».

Регистрация коллегии адвокатов, образованной путем создания, несколько отличается от регистрации коллегии адвокатов, образованной путем реорганизации.

При регистрации коллегии, образованной путем создания, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  • в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
  • д) документ об уплате государственной пошлины. Перечень документов, представляемых в регистрирующий
Смотрите так же:  Присвоение разряда рабочим приказ

орган при регистрации коллегии адвокатов, образованной путем реорганизации, приведен в ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» и включает в себя:

  • а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • в) решение о реорганизации юридического лица;
  • г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • д) передаточный акт или разделительный баланс;
  • е) документ об уплате государственной пошлины;
  • ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. При этом регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации обязан выдать заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Реорганизация адвокатского бюро в коллегию адвокатов считается завершенной с момента государственной регистрации коллегии, а адвокатское бюро с этого момента считается прекратившим свою деятельность. Следует особо отметить, что в государственной регистрации может быть отказано только в случае непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона об адвокатуре коллегии адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранных государств, если это предусмотрено законодательством иностранных государств. Филиал коллегии адвокатов не является юридическим лицом, наделяется имуществом создавшей их коллегией адвокатов и действует на основании утвержденного ею положения. Руководители филиала назначаются уполномоченным в соответствии с уставом коллегии ее руководящим органом и действуют на основании доверенности, выданной назначившим их органом. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 83 НК коллегия адвокатов должна стоять на учете в налоговых органах как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр субъекта РФ, на территории которого создан филиал, а сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр субъекта РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Имущество, которое вносится членами коллегии, состоит обычно из двух составляющих: а) членские взносы, передающиеся в состав имущества безвозвратно; б) прочие имущественные вклады, использующиеся в его деятельности до выхода члена коллегии из ее состава.

Имущество, внесенное учредителями коллегии при ее основании, признается собственностью последней. При этом взаимная обязательственная ответственность коллегии и ее членов законом не предусмотрена. Члену партнерства—коллегии адвокатов при выходе из него законодательством предоставлено право вернуть свое имущество либо получить его денежный эквивалент. Однако воспользоваться этим правом можно только тогда, когда учредительными документами коллегии адвокатов это право не ограничено.

Коллегия адвокатов является собственником своего имущества, включая имущество, переданное его членами, и самостоятельно отвечает по своим обязательствам. При этом коллегия не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам коллегии. Адвокаты — члены коллегии имеют права, которые сравнимы по своему объему с правами участника коммерческой организации, а именно:

  • — участвовать в управлении делами коллегии адвокатов;
  • — получать информацию о деятельности коллегии в порядке, установленном его учредительными документами;
  • — выходить из коллегии адвокатов по своему усмотрению;
  • — получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в порядке, предусмотренном учредительными документами коллегии;
  • — в случае ликвидации коллегии получать часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность.

В соответствии с учредительными документами коллегии адвокатов можно предусмотреть и другие права членов партнерства, причем их характер может быть как имущественного, так и неимущественного свойства, к примеру, право на получение безвозмездной материальной помощи из средств коллегии. Коллегия адвокатов, в отличие от других некоммерческих организаций, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Это связано с тем, что Закон об адвокатуре не предусматривает такой возможности.

Пункт 13 ст. 22 Закона об адвокатуре наделяет коллегию адвокатов статусом налогового агента ее членов. Статья 24 НК устанавливает, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Коллегия адвокатов как налоговый агент обязана:

  • 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Казначейства России;
  • 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговое законодательство предусматривает ответственность коллегии за ненадлежащее исполнение или неисполнение функций налогового агента или представителя. В соответствии со ст. 123 НК неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Наряду с функциями налогового агента коллегия адвокатов также является представителем своих членов по расчетам с доверителями и третьими лицами и иным вопросам, предусмотренным учредительными документами.

Ликвидируя некоммерческое партнерство — коллегию адвокатов, следует учитывать, что имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства пропорционально их имущественным взносам, при этом его размер не может превышать размера их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами коллегии. Также коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро в порядке, установленном ст. 23 Закона об адвокатуре (п. 17 ст. 22 Закона).

В целом к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом «О некоммерческих организациях», если эти правила не противоречат положениям Закона об адвокатуре.

Закон об адвокатуре в качестве центральной фигуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь рассматривает адвоката. Именно поэтому немаловажными представляются вопросы деятельности отдельных адвокатов-членов коллегии, в рамках рассматриваемой формы адвокатских образований.

Прежде всего, необходимо уделить внимание вопросам вступления новых членов в коллегию. Стать членом коллегии адвокатов может только лицо, получившее статус адвоката и выполнившее требования, предъявляемые самой коллегией. Обычно данные требования содержатся в учредительных документах коллегий адвокатов. До внесения изменений в Закон об адвокатуре Федеральным законом от 20.12.2004 № 163-ФЗ к членам коллегий адвокатов предъявлялось требование об обязательном внесении сведений о них только в один региональный реестр. Однако допустив создание филиалов коллегий адвокатов в других субъектах РФ, законодатель таким образом одновременно установил несколько взаимоисключающих правил: в соответствии с подп. 1 и 2 п. 10 ст. 22 Закона об адвокатуре сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр того субъекта РФ, на территории которого создан филиал, в то же время адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Тогда как п. 3 ст. 22 Закона об адвокатуре требовал, чтобы сведения о членах одной коллегии были внесены в один региональный реестр. В настоящее время таких требований закон не содержит. На сегодняшний день практически во всех коллегиях адвокатов существуют так называемые вступительные взносы, уплачиваемые лицами, принимаемыми в члены коллегии. Размер вступительного взноса должен отражаться в учредительных документах коллегии. К сожалению, Закон об адвокатуре обошел своим вниманием практику взимания вступительных взносов, тогда как следовало бы установить фиксированный взнос в адвокатскую палату и верхний предел взносов в адвокатские образования.

Статья 20 Закона об адвокатуре устанавливает требование, согласно которому адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с федеральным законодательством, например, в коллегии адвокатов. Адвокат — член некоммерческого партнерства — коллегии адвокатов может быть исключен из нее по решению остающихся членов. Из текста законов об адвокатской деятельности и некоммерческих организациях неясна процедура принятия решения об исключении члена коллегии: либо это должно быть решение квалифицированного или простого большинства, либо этот вопрос должен решаться единогласно, неясны и основания для принятия данного решения. Полагаем, что такие вопросы должны решать сами члены партнерства и это должно быть отражено в учредительных документах. При этом исключенный член коллегии имеет право на получение части имущества, так же как и выходящий участник. Оказывая юридическую помощь гражданам и организациям, адвокат — член коллегии адвокатов выступает от своего имени. Соответственно и соглашение об оказании юридической помощи заключается между клиентом и адвокатом, при этом руководство коллегии никаким образом не должно ограничивать независимость адвоката и влиять на его личную профессиональную ответственность перед доверителем. В то же время, поскольку коллегия адвокатов является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, соглашение адвоката с клиентом должно быть зарегистрировано в документации коллегии. Нормативных актов о формах учета соглашений в коллегиях адвокатов в настоящее время не существует. Законодательство не содержит прямых указаний о полномочиях органов юстиции либо органов адвокатского самоуправления издавать обязательные указания по этому вопросу.

Для любых предложений по сайту: [email protected]