Концепция кадровой политики мчс россии на период до 2020 года приказ

Концепция кадровой политики мчс россии на период до 2020 года приказ

Основные принципы, источники и проблемы кадровой политики МЧС России государственными служащими

Анализ концепции кадровой политики МЧС России. Концепция кадровой политики МЧС России О утверждении Концепции кадровой политики МЧС России до 2020 года: Приказ МЧС России от 01 июля 2010 года № 306 // Документ опубликован не был. (далее по тексту — Концепция) рассматривает принципиальные положения кадровой политики, проводимой в системе Министерства, на период до 2020 года в целях создания стройной и эффективной системы подготовки, расстановки, продвижения и воспитания специалистов-профессионалов, обеспечивающих выполнение всего комплекса задач по проблемам подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации поиска и спасения людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее по тексту — защита и спасение людей и территорий).

Необходимость выработки Концепции кадровой политики МЧС России вызвана возрастанием объёма и сложности задач, связанных с решением проблем защиты и спасения людей и территорий.

В Концепции раскрываются:

— основные направления деятельности МЧС России, обеспечивающие условия для реализации конституционных гарантий военнослужащих войск гражданской обороны, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, гражданских государственных служащих, работников Государственной инспекции по маломерным судам, лиц гражданского персонала (далее по тексту — сотрудники МЧС России) по плодотворному использованию своих способностей;

— приоритетные направления формирования кадрового потенциала Министерства и механизмы его востребования в современных условиях;

— основные принципы кадровой политики МЧС России;

— особенности формирования системы, позволяющей осуществлять подбор, обучение и продвижение кадров в системе МЧС России в сочетании с кадровой экспансией молодых и опытных сотрудников МЧС России, повышении их мотивации к службе (работе) в Министерстве.

Концепция кадровой политики МЧС России представляет собой систему взглядов, целей и принципов на способы и пути профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в интересах Министерства, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, зарубежных государств, расстановку их по должностям, продвижение и сопровождение их в течение всей служебной и трудовой деятельности в системе МЧС России.

Основными принципами кадровой политики МЧС России являются:

— научная обоснованность и реалистичность, взвешенный учёт как потребности организаций МЧС России в кадрах той или иной квалификации, так и существующих возможностей её удовлетворения;

— соблюдение законности при решении кадровых вопросов;

— перспективность, её опережающий и упреждающий характер, основывающийся на прогнозировании кадровой ситуации;

— тщательность отбора, подбора и расстановки сотрудников системы МЧС России по их деловым, моральным качествам и опыту работы;

— преемственность и обновление кадров, оптимальное сочетание опытных и молодых специалистов;

— сочетание принципов единоначалия, демократичности и учёт мнения коллегиальных органов при решении кадровых вопросов;

— правовая и социальная защищённость сотрудников МЧС России, обеспечивающая социальную справедливость решения кадровых вопросов.

Основополагающие принципы Концепции едины для всей системы МЧС России.

Кадровая политика МЧС России разрабатывается и осуществляется с учетом объективных факторов состояния кадрового потенциала и избранных приоритетов социально-экономического развития общества.

Кадровый потенциал МЧС России составляет важнейшее достояние, без сохранения и приумножения которого невозможно поступательное развитие Министерства. Отсутствие эффективных механизмов воздействия на процессы формирования и востребования кадрового потенциала, снижение его профессионализма могут привести к снижению качества решаемых МЧС России задач.

Под кадровым потенциалом МЧС России понимается часть трудовых профессионально подготовленных ресурсов Министерства, способных участвовать в профессиональных видах трудовой (служебной) деятельности.

В настоящее время в системе МЧС России проходят службу (работают):

— гражданские государственные служащие;

— личный состав Государственной противопожарной службы МЧС России, включающий лиц рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава;

— личный состав Государственной инспекции по маломерным судам.

В начале ХХI столетия в условиях многократного увеличения объема решаемых задач появилась негативная тенденция снижения профессионализма сотрудников Министерства в управленческом звене (особенно подразделений центрального аппарата) на фоне кадрового голода на высоко подготовленных квалифицированных специалистов — управленцев.

Основной причиной падения профессионализма сотрудников являлся низкий уровень их заработной платы, отсутствие служебного жилого фонда в системе Министерства и недостаточная реализуемость социальных гарантий, предусмотренных законодательством для соответствующих категорий кадров. Неудовлетворенность сотрудников МЧС России сложившимся в обществе отношением к профессиональным способностям граждан повлекла отток высококвалифицированных специалистов. Например, только за период с 2008 по 2011 год в МЧС России было уволено 3700 офицеров, из них почти 2 тысячи (54% от общего количества уволенных) — досрочно. Текучесть военных кадров за указанный период в целом за систему МЧС России составила 11% — 12%, а в отдельных местах с высоко развитой инфраструктурой, таких как Москва и Санкт-Петербург — до 20%. Текучесть кадров в центральном аппарате превышает общую текучесть кадров по системе МЧС России и составляет в среднем 18 — 19 % (в 2000 г. — 14 %, в 2001 г. — 20 %, в 2002 г. — 19 %, в 2003 г. — 20 %).

Предотвратить указанные тенденции могут только решительные, последовательные, комплексные и своевременные меры, опирающиеся на полноценную правовую, методологическую и организационную основу. Они должны быть разработаны в долгосрочной кадровой политике МЧС России как важнейшем инструменте социальной политики и политики занятости профессионально подготовленной части сотрудников Министерства.

Регулирование формирования и востребования кадрового потенциала МЧС России осуществляется в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации в условиях масштабной экономической трансформации, смены системы ценностей и социальных приоритетов.

Министерство использует свои возможности для постоянного наращивания кадрового потенциала и обеспечивает:

— разработку основных принципов, приоритетов и задач в области профессионального развития кадрового потенциала в соответствии с тенденциями развития науки и спасательных технологий;

— разработку принципов и механизмов экономического стимулирования деятельности субъектов управления по обеспечению востребованности кадрового потенциала;

— формирование правовых и организационных основ защиты интересов Министерства от непрофессионализма;

— создание системы гарантий, компенсации и защиты интересов сотрудников, занятых в профессиональных видах деятельности Министерства.

Приоритетным объектом регулирования развития кадрового потенциала МЧС России является профессиональное образование. Оно выступает важнейшим фактором успешного решения стоящих перед Министерством задач.

Основная задача образовательной деятельности — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в вопросах защиты и спасения людей и территорий.

Успешное решение задач регулирования формирования и развития кадрового потенциала Министерства, обеспечение адекватности его структуры тенденциям социально-экономического развития страны предполагает:

— анализ и прогнозирование перспектив развития науки, техники, технологий;

— обеспечение законности в процессе реализации кадровой политики занятости профессионально трудоспособных сотрудников Министерства;

— устранение диспропорций в профессиональной подготовке специалистов;

— дальнейшее совершенствование системы социального обеспечения жизни сотрудников Министерства.

Регулирование структуры кадрового потенциала Министерства предусматривает:

— совершенствование законодательной и нормативной правовой базы профессионального развития сотрудника Министерства;

— повышение духовно-нравственных и социально-экономических требований к профессиональному образованию сотрудника Министерства;

— комплексную и глубокую модернизацию системы профессионального образования, опережающее и многоуровневое ее развитие, оптимизацию сети образовательных учреждений в соответствии с целями Министерства и интересами его сотрудников;

— обновление и оптимизацию государственных образовательных стандартов и программ образования как решающее условие формирования у сотрудников Министерства системы современных социально значимых ценностей и общественных установок;

— разработку комплекса социально-экономических механизмов, направленных на обеспечение преемственности различных уровней, форм и методов повышения профессионализма, создание эффективной системы непрерывного дополнительного и послевузовского профессионального образования;

— формирование эффективной системы обеспечения востребованности выпускников образовательных учреждений, рациональной обоснованности потребности в специалистах, конкурентоспособности специалистов, ответственности и необходимых гарантий и компенсаций со стороны Министерства;

— повышение социального статуса и материального обеспечения профессорско-преподавательского состава, коренной модернизации учебно-материальной базы образовательных учреждений;

— совершенствование механизмов государственного контроля качества развития кадрового потенциала путем лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и образовательных программ, создание системы сертификации персонала, систем управления качеством подготовки специалистов.

Механизмы обеспечения востребованности кадрового потенциала Министерства должны быть ориентированы на создание условий, обеспечивающих равные права при определении на военную службу (службу), трудоустройство в соответствии с квалификацией, а также исключающих при приеме на работу (службу), увольнении и при оплате труда дискриминацию по полу, возрасту, национальности, вероисповеданию, семейному положению, месту жительства.

Смотрите так же:  Vmware workstation бесплатная лицензия

Министерство разрабатывает механизмы:

— формирования стабильного и сбалансированного центрального аппарата МЧС России, способного эффективно, оперативно, гибко и экономично обеспечивать реализацию задач и функций управления Министерством;

— установления системы ответственности должностных лиц и кадровых служб за действия (или бездействие), связанные с участием в профессиональных видах деятельности сотрудников, не имеющих соответствующей квалификации;

— обеспечения экономической заинтересованности Министерства при найме на работу отдельных групп профессионально подготовленных граждан.

Механизмы обеспечения востребованности кадрового потенциала Министерства получают юридическое закрепление в соответствующих нормативных правовых актах МЧС России, изданных на основании законодательства Российской Федерации.

Нормативно-правовыми основами кадровой политики Министерства являются:

I. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, концепции и программы, определяющие направления развития кадрового потенциала государства.

II. Нормативно-правовая база формирования МЧС России.

III. Основные концептуальные направления деятельности МЧС России.

Органами обеспечения разработки, координации и контроля реализации основных направлений Концепции кадровой политики МЧС России являются:

— на федеральном уровне — центральный аппарат Министерства как орган, обеспечивающий деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по реализации поставленных перед ним задач.

— в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту — региональный центр) — управления региональных центров в части полномочий, установленных Министерством;

— в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления — аппараты органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в части касающейся их полномочий.

Координирующие функции по реализации кадровой политики МЧС России возлагаются:

— на федеральном уровне — на коллегию МЧС России, Центральную аттестационную комиссию МЧС России, Департамент кадров и профессиональной подготовки МЧС России;

— в региональных центрах — на аттестационные комиссии и кадровые органы региональных центров;

— в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления — на их аттестационные комиссии и на кадровые службы данных органов управления.

В целях объективной оценки состояния кадрового потенциала и определения приоритетных направлений кадровой политики в региональных центрах, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соответствующими кадровыми органами обеспечивается:

— сбор, накопление, систематизация и анализ данных о состоянии и тенденциях развития кадрового потенциала, информационно-справочное обслуживание пользователей кадровой информации;

— функционирование действенной системы информирования сотрудников Министерства о содержании кадровой политики на основе сочетания принципов общественного доступа к кадровой информации и ее эффективной защиты;

— обмен кадровой информацией между региональными центрами, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, организациями МЧС России;

— внедрение новых информационных технологий в сферу кадровой политики;

— модернизация кадровой статистики, создание системы мониторинга состояния кадрового потенциала в системе МЧС России.

Ответственность за результаты осуществления кадровой политики МЧС России, контроль за соблюдением ее принципов и реализацией основных направлений устанавливается посредством:

— формирования системы контроля за реализацией кадровой политики;

— представления ежегодного отчета Министру о состоянии и тенденциях развития кадрового потенциала Министерства.

Реализацию Концепции предполагается осуществить в соответствии с решением коллегии МЧС России от 13.02.2011 г. № 4/II «О совершенствовании системы органов управления МЧС России на уровне субъектов Российской Федерации» в два этапа:

I этап — 2012 — 2014 гг. — в условиях проведения административной реформы, совершенствования системы Министерства, создания органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации оптимизируется сеть образовательных учреждений, формируется и функционирует единая система подготовки, отбора (подбора), награждения, продвижения и учета всех категорий кадров МЧС России. Реализуется «Программа развития кадрового обеспечения деятельности центрального аппарата МЧС России».

II этап — 2014 — 2016 гг. — в условиях совершенствования и развития системы государственных спасательных сил Российской Федерации реализуются основные положения Концепции, направленные на подготовку, формирование, воспитание и востребование кадрового потенциала Министерства, завершается оптимизация образовательных учреждений.

Итогом реализации Концепции будет являться наличие в организациях МЧС России высоко подготовленного кадрового потенциала, отвечающего установленным требованиям и обеспечивающего гарантированное выполнение задач, поставленных перед Министерством.

Организация управления кадровой деятельностью в МЧС России осуществляется кадровой службой Министерства, которая является самостоятельной структурой, отвечающей за разработку и реализацию кадровой политики МЧС России, организацию системы работы с кадрами.

Для осуществления руководства кадровой работой в системе МЧС России создан Департамент кадров и профессиональной подготовки.

Работу Департамента курирует заместитель Министра, который формирует предложения по проведению единой кадровой политики, совершенствованию системы подготовки и воспитанию кадров, организует обучение в образовательных учреждениях МЧС России.

Все заместители Министра, в соответствии с возложенными на них обязанностями участвуют в работе по формированию кадровой политики в курируемых ими структурных подразделениях.

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и Положением о службе в органах внутренних дел назначение офицеров (сотрудников ГПС) на должности, для которых штатом предусмотрены воинские (специальные) звания высших офицеров, а также присвоение воинских (специальных) званий высших офицеров осуществляется указами Президента Российской Федерации, а полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих (сотрудников) на другие воинские должности (должности) устанавливаются Министром.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года N 849 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 20. Ст. 2112. на кадровые органы возложена дополнительная обязанность согласования кандидатур для назначения на должности номенклатуры Президента Российской Федерации и Министра в пределах федерального округа, а также согласование представлений о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских званий.

Единая система воспитания — целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, их организаций и учреждений, а также органов управления и должностных лиц организаций МЧС России по формированию и развитию личности сотрудников МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников Министерства к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения защиты личности, общества и государства.

Переход к единой системе воспитания призван обеспечить повышение престижа службы в МЧС России, создание в общественном сознании устойчивой поддержки проводимой административной реформы государства, связан с возрастанием психологических нагрузок на все категории личного состава и образует новый уровень качества и эффективности воспитательной работы.

Целью создания единой системы воспитания является совершенствование и унификация системы воспитания сотрудников МЧС России и ее интеграция в единую с другими войсками, формированиями и органами систему.

Достижение цели создания единой системы воспитания предполагает:

— создание отвечающей современным требованиям Российского государства и военного строительства системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России;

— создание единой структуры органов воспитательной работы войск гражданской обороны, пожарных и спасательных формирований;

— оптимизацию состава и организационно-штатной структуры воспитательных структур;

— создание единых, унифицированных (сопряженных) систем управления воспитательной работой и морально-психологическим обеспечением;

— создание эффективного органа управления системой воспитания;

— разработку нормативного, правового, материально-технического обеспечения системы управления морально-психологическим состоянием сотрудников, боевой и мобилизационной готовности, строительства, подготовки и применения сил МЧС России;

— сохранение устойчивого управления органами, силами и средствами воспитательной работы МЧС России;

— координацию и объединение усилий воспитательных структур подчиненных МЧС России сил и средств в интересах совместного выполнения задач в мирное время и чрезвычайных ситуациях.

Механизм создания единой системы воспитания включает:

— разработку и руководство едиными нормативными правовыми актами и основополагающими уставными документами, регламентирующими воспитательную работу с личным составом;

— реализацию взаимосогласованных унифицированных подпрограмм воспитания;

— совместное проведение мероприятий информационно-воспитательной, социальной, психологической, культурно — досуговой работы, защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, по поддержанию дисциплины среди сотрудников МЧС России;

— совместное проведение социологических исследований;

— создание унифицированной подсистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров воспитательных структур;

— организацию обеспечения техническими средствами воспитания по территориальному принципу;

— организацию и обоснование финансово-экономического обеспечения единой системы воспитания.

Результаты экспертного анализа и социологических опросов в 2010, 2011 годах среди различных категорий сотрудников МЧС России, позволяют определить ряд негативных факторов влияющих на процесс управления кадровыми процессами в МЧС России и сделать следующие выводы:

Смотрите так же:  Осаго должна быть оформлена

1. Значительная часть практически всех категорий личного состава министерства испытывает гордость за свою профессиональную принадлежность к МЧС России, что обусловлено, в первую очередь, их уверенностью в том, что, по мнению населения и близких им людей, служба в МЧС России является престижной и почетной. В тоже время этой категории не безразлична судьба своего ведомства, и они испытывают тревогу по поводу реально существующих тенденций развития дезорганизационных процессов в системе МЧС России в целом.

2. Сущность дезорганизационных процессов, с точки зрения опрошенных, заключается в активизации и укреплении устойчивости целого ряда негативных факторов.

а) Интенсивное ухудшение функционирования внутриведомственной системы финансово-экономического и материально-технического обеспечения деятельности, в первую очередь, территориальных органов МЧС России;

б) Отсутствие системности и рациональности в сфере администрирования, что выражается в следующем: значительно увеличился документооборот (на уровне ГУ МЧС России это увеличение за последние три года имеет 8-10 кратность); отчеты различного характера запрашиваются не только вне установленных сроков Табеля срочных донесений (который многие руководители даже не видели), но и имеют дублирующий характер. По первичным расчетам, в большинстве исследованных ГУ МЧС России, при стопроцентном привлечении личного состава конкретного отдела только на переписку должно затрачиваться 150-160% общего трудовременного ресурса.

в) Непродуманность и неэффективность решений в организационно-штатном аспекте реорганизации системы МЧС России по всем сферам деятельности. Практически все эксперты (управленцы ГУ МЧС России по субъектам РФ) высказали полное несогласие и неудовлетворенность со «спущенными сверху» штатами, отмечая, что в рамках этих же лимитов по численности на местах разработали бы более эффективный штат.

г) Укрепление негативных тенденций в кадровых процессах системы МЧС России, к которым большая часть интервьюируемых экспертов относит:

— смещение приоритетов при назначении на важные управленческие должности в сторону личной лояльности кандидата «выдвигающему» его лицу и пренебрежение такими личностными характеристиками как компетентность, образованность, управленческая культура, порядочность;

— неэффективность системы морально-психологического обеспечения, в том числе, информационно-воспитательной и социально-правовой работы, что обусловлено отсутствием специалистов в данной сфере деятельности.

д) Отсутствие системы юридического обеспечения деятельности организаций МЧС России. В современных условиях рыночных отношений субъекты системы МЧС России вынуждены организовывать свою жизнедеятельность на основе договорных отношений, а из-за отсутствия юристов в штате этих организаций этот процесс обречен на большие проблемы (в большей части это касается авиации).

е) Усиление тенденций способствующих возникновению коррупционных и иных видов правонарушений при отсутствии полноценной системы контрольно-профилактической деятельности, включающей в себя службу собственной безопасности МЧС России. Этот факт, по мнению экспертов, порождает две основные проблемы: первая — руководитель вынужден скрывать различного рода правонарушения в подчиненной структуре, в первую очередь, для того, чтобы они не стали объектом внимания других компетентных органов и не отразились на репутации МЧС России, как ведомстве, не предпринимающем собственных усилий по контролю и профилактике этих правонарушений; вторая — потенциальные правонарушители осознают сложившиеся «благоприятные условия» и ведут себя намного смелее. Следует отметить факт роста числа сторонников «добиваться справедливости», отдающих предпочтение таким способам, как обращение не во внутриведомственные инстанции, а во внешние ведомства (в том числе в МВД, ФСБ, прокуратуру, суды).

ж) Растущее обострение взаимоотношений между ГУ МЧС России по субъектам РФ и вновь созданными органами управлениями по делам ГОЧС при администрациях субъектов РФ, где инициатором этих обострений выступают в основном последние. Руководителями ГУ МЧС России эти конфликты в большей степени скрываются и сглаживаются из-за опасения резких кадровых решений по отношению к себе. Характер этих обострений и конфликтов скорее межличностный, так как в основном сотрудники органов управления по делам ГОЧС — бывшие сотрудники МЧС России и не всегда уволенные по личной инициативе, но в отдельных случаях эта ситуация поддерживается и администрацией некоторых субъектов РФ. В основном главными проблемами во взаимодействии этих структур являются некомпетентность и амбициозность сотрудников этих органов управления.

Приказ № 859 (Изменения, вносимые в приказ № 859 МЧС России от 30.11.2005).

Создан: 2013-12-31 00:00:00

Внести в приказ МЧС России от 30.11.2005 № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» (далее – приказ) следующие изменения:

1. В приказе:
приамбулу к приказу изложить в следующей редакции:
«В целях реализации Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года (приказ МЧС России от 1.07.2010 № 306) п р и к а з ы в а ю:»; пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить Положение по организации и ведению воспитательной работы в системе МЧС России (далее — Положение).
Директорам департаментов, начальникам управлений центрального аппарата МЧС России, начальникам территориальных органов МЧС России, начальникам спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, руководителям учреждений и организаций МЧС России обеспечить выполнение требований данного Положения»;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Начальникам территориальных органов МЧС России, начальникам спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, руководителям учреждений и организаций МЧС России в штате которых не предусмотрены подразделения воспитательной работы, назначить сотрудников для проведения воспитательной работы.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3.Директору федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная редакция МЧС России» обеспечить освещение актуальных проблем и результатов воспитательной работы в ведомственных средствах массовой информации.» пункты, 4, 5, 6, признать утратившими силу.
2. Приложение № 1 к приказу изложить в следующей редакции:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В МЧС РОССИИ

1 УДК 354 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В МЧС РОССИИ CURRENT STATE AND MAIN TRENDS CONCEPT IMPLEMENTATION OF PERSONNEL POLICY RUSSIAN EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY Швец Л.Г., д.п.н., профессор ЮРИУ РАНХиГС Рюмцев А.И., магистрант ЮРИУ РАНХиГС Shvets L.G., Doctor of Political Science, professor South-Russia Institute of Management branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Ryumtsev AI, Undergraduate South-Russia Institute of Management branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration В статье рассматривается и анализируется состояние и основные концептуальные направления реализации кадровой политики в МЧС России на современном этапе. Вместе с тем, обозначен спектр нерешенных проблем в сфере кадровой политики МЧС России и необходимость преодоления негативных тенденций. Ключевые слова: кадровая политика, кадровый потенциал, концепция кадровой политики, кадровая работа, кадровая служба The article discusses and analyzes the status and the basic conceptual directions of the personnel policy in the Russian Emergency Situations Ministry at the present stage. However, the designated range of unresolved problems in the

2 field of personnel policy Russian Emergency Situations Ministry and the need to overcome the negative trends. Keywords: human resources policy, human resources, the concept of personnel policy, personnel work, personnel service Разработанная в 2004 году Концепция кадровой политики МЧС России, утвержденная приказом МЧС России от показала правильность долгосрочного планирования деятельности по этому направлению. Вместе с тем указанная Концепция была основана на действующем на момент её разработки законодательстве, ориентирована на меньшее количество личного состава системы МЧС России, не предусматривала реформирование войск гражданской обороны в воинские формирования постоянной готовности и перевод военнослужащих на иные виды государственной службы, а также включение в состав МЧС России Государственной инспекции по маломерным судам и формирование договорных подразделений ФПС. [1; с. 87] Решением коллегии МЧС России от 16 июня 2010 г. 4/II утверждена Концепция кадровой политики МЧС России на период до 2020 г., которая содержит систему взглядов на цели, задачи, основные требования, направления и приоритеты проведения кадровой политики МЧС России. Реализация положений Концепции направлена на повышение эффективности деятельности МЧС России в рамках обеспечения оптимального состава кадрового потенциала Министерства и резерва кадров. Концепция кадровой политики МЧС России рассматривает принципиальные положения кадровой политики, проводимой в системе Министерства, на период до 2020 года, в соответствии с основными направлениями реформирования сил и средств МЧС России, определяет стратегические направления реформирования, развития и совершенствования системы кадрового обеспечения МЧС России и включает принципиальные

3 положения кадровой политики, проводимой в системе МЧС России в целях создания эффективной системы отбора, подготовки, расстановки, продвижения и воспитания специалистов-профессионалов, обеспечивающих выполнение всего комплекса задач в области подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах [2]. Мероприятия по реализации Концепции должны осуществляться с учетом реальных экономических возможностей в области реформирования сил и средств МЧС России и повышения их готовности к выполнению задач по предназначению, с учетом современных угроз и опасностей для населения и территорий. Реализация положений концепции направлена на повышение эффективности деятельности МЧС России в рамках обеспечения оптимального состава кадрового потенциала министерства и резерва кадров. Стратегической целью кадровой политики МЧС России является подготовка, формирование, воспитание и востребование кадрового потенциала Министерства как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего выполнение всего комплекса задач по защите и спасению людей и территорий. Ядром стратегического направления кадровой политики МЧС России является создание конкурентных, по сравнению с другими федеральными органами исполнительной власти условий для свободного использования всеми сотрудниками Министерства своих способностей, их развития и востребованности в обществе [1; с.84 ]. Основными принципами кадровой политики МЧС России являются: научная обоснованность и реалистичность, взвешенный учёт как потребности организаций МЧС России в кадрах той или иной квалификации, так и существующих возможностей её удовлетворения; соблюдение законности при решении кадровых вопросов;

Смотрите так же:  Осаго грабёж

4 перспективность, её опережающий и упреждающий характер, основывающийся на прогнозировании кадровой ситуации; тщательность отбора, подбора и расстановки сотрудников системы МЧС России по их деловым, моральным качествам и опыту работы; преемственность и обновление кадров, оптимальное сочетание опытных и молодых специалистов; сочетание принципов единоначалия, демократичности и учёт мнения коллегиальных органов при решении кадровых вопросов; правовая и социальная защищённость сотрудников МЧС России, обеспечивающая социальную справедливость решения кадровых вопросов. Работа с кадрами — одно из ответственных и многогранных направлений деятельности МЧС России, требующее комплексного решения управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных и психологических задач. Она является приоритетной обязанностью руководителей всех уровней МЧС России. Работа с кадрами и совершенствование профессиональной подготовки — решающие факторы повышения эффективности управления системой МЧС России, обеспечения её единства, результативности служебной деятельности. Она должна осуществляться с учётом особенностей функционирования конкретных подразделений и служб, федеральной и региональной специфики. Кадровый потенциал МЧС России составляет важнейшее достояние, без сохранения и приумножения которого невозможно поступательное развитие Министерства. Отсутствие эффективных механизмов воздействия на процессы формирования и востребования кадрового потенциала, снижение его профессионализма могут привести к снижению качества решаемых МЧС России задач. [3; с.17] Под кадровым потенциалом МЧС России понимается часть трудовых профессионально подготовленных ресурсов Министерства, способных участвовать в профессиональных видах трудовой (служебной) деятельности. Организация управления кадровой деятельностью в МЧС России

5 осуществляется кадровой службой Министерства, которая является самостоятельной структурой, отвечающей за разработку и реализацию кадровой политики МЧС России, организацию системы работы с кадрами. Кадровая служба не только обеспечивает проведение кадровой политики, но и принимает активное участие в ее формировании. Многоплановость работы по управлению персоналом, необходимость сопряжения по содержанию и по времени самых различных мероприятий, вызванные к жизни новыми экономическими условиями, выводят кадровую службу на принципиально новый уровень, повышают ее значимость в общем процессе управления. Функция кадровой службы при формировании кадровой политики заключается в консультировании и методическом обеспечении. Кроме того, кадровая служба выполняет роль своеобразного эксперта, который акцентирует внимание на последствиях тех или иных мер, имеющих отношение к персоналу, вносит предложения по изменению существующего положения. Когда сформирована кадровая политика, функция кадровой службы связана с координацией конкретных действий по более тесному сотрудничеству руководящего состава органов управления МЧС России в области управления персоналом. Повышение эффективности системы управления кадровой работой в МЧС России базируется на основе: четкого функционального и организационного построения подсистем управления кадрами на всех уровнях системы МЧС России с учетом сочетания интересов регионов и субъектов Российской Федерации; создание единой защищенной системы передачи и получения оперативной и достоверной кадровой информации; комплексного систематизированного анализа кадровой ситуации и прогнозирования кадровых процессов в организациях МЧС России. Вместе с тем имеется ряд нерешённых проблем кадровой политики в МЧС России.

6 1. Прежде всего, это недостаточный уровень профессионализма личного состава. Отсутствие должного уровня подготовки у руководителей среднего и низшего звена является причиной недостатков в организации оперативно-служебной деятельности и высокого травматизма пожарных и спасателей. Кроме того, назрела настоятельная необходимость проведения дополнительной подготовки при выдвижении на руководящие должности, в особенности по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, организации противодействия коррупции, применения постоянно совершенствующихся методик управленческой деятельности, работы с персоналом. 2. Практика показывает необходимость совершенствования системы отбора кадров на службу (работу) или на учёбу в образовательные учреждения. 3. Наряду с положительной динамикой развития образовательных учреждений необходимо увеличить долю лиц, проходящих переподготовку и повышение квалификации в форме дистанционного обучения. 4. Требует постоянного совершенствования с учётом изменения законодательства Российской Федерации нормативная правовая база МЧС России по вопросам организации работы с кадрами, организации деятельности образовательных учреждений, воспитательной работы и кадрового обеспечения противодействия коррупции, обеспечения социальноправовой защиты личного состава, материального и нематериального стимулирования профессиональной деятельности. На основании вышеизложенного, следует заключить, что несмотря на позитивные изменения в реализации отдельных элементов кадровой политики МЧС России, все же имеется ряд негативных тенденций, предотвратить и минимизировать последствия которых возможно только решительными, планомерными, комплексными и последовательными мерами, опирающимися на правовую, научно-обоснованную,

7 методологическую и организационную основу. В свою очередь, главной целевой установкой кадровой политики МЧС России должно стать формирование в организациях МЧС России высоко подготовленного кадрового потенциала, отвечающего установленным требованиям и обеспечивающего гарантированное выполнение задач, поставленных перед Министерством. Список литературы: 1. Гапченко В.В. Концепция кадровой политики МЧС России, воспитательная работа и современные направления // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 3, С Концепция кадровой политики МЧС России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: 3. Качанов С.А., Агеев С.В., Ковтун О.Б., Беляева И.А., Лукина Ю.С., Чернов В.М. Основные программные модули автоматизированной системы управления единой системой подготовки профессиональных кадров для МЧС России // Технологии гражданской безопасности, том 11, 2014, 4 (42). С

Нормативные документы

Выбирайте интересующий Вас раздел, отметьте галочками необходимые документы, которые Вы хотите скачать. Также можете предложить новый документ, который после проверки модераторами добавится в данный раздел на портале.

Название дисциплины, например: Медицинская подготовка

Ничего не найдено.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы
быть в курсе новостей

Покупка и продажа товаров

Нормативные документы в системе МЧС

Требуется актуальная информация для работы? Люди нашей профессии (пожарные и спасатели), а также директора школ, руководители организаций и лица, ответственные за пожарную безопасность регулярно ищут нормативные документы, список которых приведён на сайте. Составляйте собственные документы, используя образцы с раздела.

  • Удобный структурированный перечень.
  • Предпросмотр даёт представление о файле и показывает общее количество страниц и содержимое.
  • Чтобы перейти к чтению не требуется загружать и устанавливать дополнительные программы.
  • Нормативные документы предоставляются для скачивания бесплатно, нужно лишь зарегистрироваться на портале.
  • Собраны наиболее популярные, включая новые правила пожарной безопасности, приказы МЧС и необходимые для работы.
  • Документы подразделяются на 15 рубрик, что даёт возможность сузить поиск необходимого.
  • Отображение всех имеющихся на сайте документов одним списком.

Решаем Ваши проблемы

Часто приходится изучать необходимую информацию используя интернет для поисках конкретного документа. Этот не подходит, на другом сайте вирусы, третий доступен только при платном скачивании. У нас безопасный и бесплатный контент. Благодаря нашим посетителям, которые безвозмездно делятся разноплановыми нормативными документами, доступные в данном разделе

Вам нет нужды опасаться, что будут предоставлены «урезанные» версии файлов, на нашем сайте только полные. И в этом можно убедиться, прокрутив его до конца в окне просмотра документа, перейдя по выбранной ссылке. Интерфейс для людей и удобный просмотр вызывают желание занести ресурс в закладки, чтобы заходить сюда всякий раз, когда понадобится.

И пусть Вас не пугает регистрация. Процедура очень быстрая. Нужен всего лишь профиль социальной сети или почта от mail (альтернатива Yandex). Рассылками спама мы не занимаемся, навязчивая реклама обойдёт Вас стороной. Зато зарегистрированным пользователям открывается доступ к загрузке, к примеру, сводов правил по пожарной безопасности и прочих документов.

Получайте знания, на которые следует опираться, выполняя свою профессиональную деятельность. Делитесь актуальными документами с коллегами. Читайте и рассказывайте коллегам где можно скачать и найти необходимые документы для применения в работе.

Для любых предложений по сайту: [email protected]