Лицензия добыча подземных вод

Содержание:

Организация получила лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод на действующем объекте, на котором организация добывает воду. Поиск и оценка подземных вод организацией не ведется. Лицензия зарегистрирована 26.07.2018, срок действия ее по 26.07.2028. При этом затраты по получению указанной лицензии составляют 150 000 руб. Как следует учитывать в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли расходы по получению лицензии? С какого периода (с июля или августа) нужно начинать списывать расходы на получение лицензии на пользование недрами в налоговом и бухгалтерском учете? Можно ли избежать возникновения разниц между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организации необходимо самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета расходов, осуществленных в целях приобретения лицензии. Расходы на получение лицензии в бухгалтерском учете возможно рассматривать как затраты на создание нематериального актива, амортизационные начисления по которому могут начинаться с первого числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации лицензии.
В налоговом учете расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии:
— формируют первоначальную стоимость НМА (лицензии) и учитываются для целей налогообложения прибыли организаций через механизм амортизации (в таком случае начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации лицензии и ввода ее в эксплуатацию);
— либо учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет (в таком случае расходы на приобретение лицензии признаются с последнего числа отчетного (налогового) периода, в котором осуществлена регистрация лицензии).
Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Избежать возникновения разниц между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода возможно в том случае, если в бухгалтерском и налоговом учете лицензия будет учитываться в составе НМА с одинаковыми сроками полезного использования и способами начисления амортизации.

Обоснование позиции:
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-I «О недрах» (далее — Закон N 2395-I)).
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (ст. 9 Закона N 2395-I). Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр (ст. 10 Закона N 2395-I).

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации поиск и оценка подземных вод организацией не осуществляется, лицензия получена для добычи подземных вод на действующем объекте, поэтому ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (далее — ПБУ 24/2011) не применяется (п.п. 2, 3 ПБУ 24/2011).
Существует подход, согласно которому лицензии на добычу полезных ископаемых могут признаваться нематериальными активами (п. 11 Толкования Р113 «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов» («Финансовая газета», N 7, февраль 2012 г.)).
Согласно п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007) для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение условий, перечисленных в указанном пункте.
Вместе с тем имеются примеры судебных решений с другим подходом. Так, в постановлении Семнадцатого ААС от 07.02.2012 N 17АП-13308/10 судьи указали, что в бухгалтерском учете наличие лицензии на право пользование недрами НМА не образует (п. 3 ПБУ 14/2007), а соответствующие затраты списываются в расходы будущих периодов (счет 97).
Действительно, включение расходов на приобретение лицензий в состав расходов будущих периодов достаточно распространено в практике отражения таких расходов (смотрите рекомендованные к прочтению материалы).
Поскольку по рассматриваемому вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, в силу п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008) организации необходимо самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета расходов, осуществленных в целях приобретения лицензии. Соответствующий способ разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы (п. 7.1 ПБУ 1/2008):
а) международные стандарты финансовой отчетности;
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
Как мы видим, в настоящее время МСФО по аналогичным вопросам применяются в качестве источника первой очереди (смотрите также информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»).
Как правило, пресная подземная вода относится к возобновляемым природным ресурсам (постановление Восьмого ААС от 23.10.2017 N 08АП-10880/17). Затраты по добыче такого ресурса не исключены из сферы применения Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (далее — МСФО 38), что следует из пп. «d» п. 2 указанного стандарта.
Полагаем, что лицензия на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для технических нужд предприятия может отвечать определению нематериального актива, т.к. в отношении нее соблюдаются критерии идентифицируемости, контроля над ресурсом и наличия будущих экономических выгод (п.п. 9-17 МСФО 38).
Таким образом, считаем, что расходы на получение лицензии в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете возможно рассматривать как затраты на создание нематериального актива (смотрите также постановление АС Уральского округа от 30.06.2017 N Ф09-3046/17 по делу N А76-4693/2016).
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету (п. 31 ПБУ 14/2007). Соответственно, амортизационные отчисления по лицензии в рассматриваемой ситуации могут начинаться с первого числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации лицензии. То есть с 1 августа.
Срок полезного использования устанавливается согласно п. 25 ПБУ 14/2007. Здесь, в частности, сказано, что сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды. Поэтому, если организация предполагает использовать лицензию в течение 10 лет, то этот срок может быть установлен в качестве СПИ.

Налоговый учет

Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен ст. 325 НК РФ, п. 1 которой предусмотрено, что налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.
Абзацем восьмым п. 1 ст. 325 НК РФ определено, что в случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст.ст. 256-259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
В ст. 261 НК РФ расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий, в качестве расходов на основании природных ресурсов прямо не названы, но положения п. 1 ст. 325 НК РФ устанавливают особый порядок учета расходов, осуществляемых в целях приобретения лицензий на право пользования недрами налогоплательщиками, принявшими решение о приобретении таких лицензий (для целей п. 1 ст. 325 НК РФ к расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, относится ряд расходов, указанных в п. 1 ст. 261 НК РФ в качестве расходов на основании природных ресурсов, смотрите также постановление ФАС Московского округа от 04.08.2008 N КА-А40/6905-08), которым следует руководствоваться и в рассматриваемой ситуации.
Соответственно, в налоговом учете расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии, формируют первоначальную стоимость НМА (лицензии) и учитываются для целей налогообложения прибыли организаций через механизм амортизации либо учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Ввод в эксплуатацию лицензии, которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, Минфин России связывает с моментом, когда права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода (письмо Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/1/210, смотрите также постановление Шестого ААС от 31.12.2014 N 06АП-6852/14, письмо Минфина России от 24.04.2007 N 07-05-06/108). В таком случае если, например, организация ввела в эксплуатацию лицензию в июле, то амортизация может начисляться с 1 августа.
Пунктом 2 ст. 258 НК РФ установлено, что определение срока полезного использования объекта НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ и пр. Как видим, если организация установит СПИ исходя из срока действия лицензии (10 лет), разниц между учетами БУ и НУ не возникнет.
Если налогоплательщик выбрал порядок учета расходов, осуществленных в целях приобретения лицензии, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет, то расходы на приобретение лицензии признаются с последнего числа отчетного (налогового) периода, в котором осуществлена регистрация лицензии (письмо Минфина России от 23.09.2010 N 03-03-06/1/610).

Смотрите так же:  Доверенность от участников ооо

Разницы

Избежать возникновения разниц между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, формируемых в порядке, предусмотренном ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02), возможно в том случае, если в бухгалтерском и налоговом учете лицензия будет учитываться в составе НМА с одинаковыми сроками полезного использования и способами начисления амортизации.
Если же в налоговом учете будет выбран порядок учета расходов, осуществленных в целях приобретения лицензии, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет, то это приведет к возникновению временных разниц: разный момент начала признания расходов (в бухгалтерском учете амортизация будут начисляться с 1 августа, а в налогом учете расходы будут признаваться начиная с периода, в котором осуществлена регистрация лицензии) и разный срок признания расходов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Предприятие, находясь на ЕСХН, приобрело право на определенную сумму по договору о закреплении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее — ВБР) для осуществления рыболовства сроком на 10 лет. Предприятие в силу разных причин может воспользоваться этим правом на 10 лет, а может пользоваться и меньшим количеством лет. Добыча (вылов) ВБР по разрешению производится каждый год в строго установленные сроки (менее 6 месяцев). Договор был заключен по результатам аукциона. Каков порядок налогового и бухгалтерского учета данной операции? Могут ли затраты быть отражены в налоговом учете и бухгалтерском учете разными способами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
Вопрос: Организация получила лицензию на добычу полезных ископаемых (глины). Лицензия выдана на срок 20 лет. Общая сумма затрат, связанных с получением лицензии на право пользования недрами, включая государственную пошлину, составила 25 млн. руб. В течение какого срока могут быть списаны затраты организации, связанные с получением лицензии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2013 г.)
Вопрос: Организация (общий режим налогообложения) проводит реконструкцию скважины и параллельно оформляет лицензию на добычу подземных вод для производственных нужд. Как правильно отразить затраты по договору на выполнение мониторинга состояния и оценки запасов подземных вод, проведение работ по разработке гидрогеологических материалов для лицензирования добычи подземных вод на действующем водозаборном участке в бухгалтерском и налоговом учете? Не должны ли указанные расходы учитываться в стоимости реконструируемой скважины? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2015 г.)
Вопрос: Организация получает лицензию на водопользование. Получение лицензии связано с пользованием организацией водными недрами для добычи питьевых вод (эксплуатацией водохранилища), а не с геологическим изучением недр. Лицензия может быть выдана организации либо сроком на 1 год, либо на 5 лет. Необходимым условием для получения лицензии является обследование водохранилища. Затраты организации на проведение обследования составили 80 000 руб. На каком счете должны учитываться расходы организации, связанные с получением лицензии на водопользование? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2013 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

22 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Оформление лицензии на скважину

Вода, залегающая в слоях земной коры, наряду с другими полезными ресурсами, добываемыми из недр, является госсобственностью. Отношения в пользовании недрами регулируются ФЗ «О недрах». Именно этот федеральный закон устанавливает необходимость лицензировать геологоразведку и добычу полезных ископаемых, к которым относятся и подземные воды. Закон говорит, что передача в пользование недр утверждается лицензией. В ней оговариваются период и условия использования недр.

Поисково-оценочные работы на подземные воды

Лицензия на геологическое изучение недр позволяет производить работы по поиску месторождения подземных вод и оценивать их запасы. Максимальный период действия лицензии – пять лет.

Комплекс поисково-оценочных мероприятий – это исследование природных и экологических условий территории, буровые работы, опробование скважин опытными откачками и прочие действия. На завершающем этапе составляется отчет по подсчету запасов подземных вод.

Получение лицензии на скважину.

Процедура оформления лицензионного документа на недропользование является сложной и довольно продолжительной по времени.

Порядок действий:

  • Составление и согласование баланса потребления и отведения воды.
  • Получение гидрогеологического заключения на проектирование скважин, когда они еще не пробурены или получение заключения по участку недр, когда скважины уже пробурены.
  • Получение лицензии на недропользование, целью которого является геологическое изучение недр.
  • Регистрация работ по геологическому изучению участка недр.
  • Разработка и подача на госэкспертизу проекта геологического изучения участка недр.
  • Проектирование ЗСО: проверка проекта в центре гигиены и эпидемиологии, согласование в Роспотребнадзоре.
  • Подсчет запасов подземных вод, госэкспертиза оценочного отчета.
  • Передача документа по оценке запасов подземных вод в «Росгеолфонд» и территориальный фонд геологической информации.
  • Получение лицензионного соглашения на недропользование.
  • Создание техпроекта разработки месторождения подземных вод.

Добыча подземных пресных вод

Лицензия на недропользование узаконивает добычу полезных ископаемых, в том числе и подземных вод. Пользоваться недрами с целью добычи полезных ископаемых можно лишь после госэкспертизы их запасов. Максимальный срок действия лицензии на право пользования недрами составляет двадцать пять лет.

Недропользователями могут быть некоммерческие организации, например, простые товарищества, индивидуальные предприниматели, физические лица с иностранным гражданством, юрлица.

Разрешение на право пользования недрами содержит ряд условий, при которых можно выполнять работы по добыче полезных ископаемых, куда входят подземные воды. Пользователь недр должен неукоснительно соблюдать эти условия. Их изменение возможно при согласовании с органом, выдавшем лицензию, или в случаях, которые установлены законом.

Для размещения водозаборного узла будущий недропользователь должен выделить земельный участок размером 60х60 метров. При определенных условиях, и по согласованию с территориальным отделом управления Роспотребнадзора, размер участка можно сократить до 30х30 метров.

Следует отметить, что для водозаборов с водоотбором не более 100 м 3 /сут и от 100 до 500 м 3 /сут порядок предоставления лицензии на пользование участками недр местного значения определен Административным регламентом Министерства экологии и природопользования Московской области (Утвержден распоряжением от 15.04.2015г. № 215-РМ).

Компания «Гидроинжстрой» предоставляет услуги по оформлению, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий на право пользования недрами.

Что грозит за отсутствие лицензии и за нарушение условий лицензирования?

За добычу подземных вод без лицензии на недропользование согласно КОАП РФ накладывается штраф:

  • Для частных лиц он составляет 3 000–5 000 рублей;
  • Для должностных – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • Для юридических – от 800 000 до 1 000 000 рублей.

Административный штраф предусмотрен и в случае нарушения недропользователем условий лицензионного соглашения или требований техпроекта. Сумма штрафа для частных лиц составляет 2 000–3 000 рублей, для должностных – от 20 000 до 40 000 рублей, для юрлиц – от 300 000 до 500 000 руб.

Когда не нужно лицензировать?

Владельцы, пользователи и арендаторы земли могут пользоваться колодцем или скважиной, пробуренной на первый водоносный горизонт, без лицензии на недропользование. В Подмосковье глубина залегания первого от поверхности водоносного горизонта колеблется от 15 до 30 метров. Водовмещающими породами этого горизонта обычно являются пески. Дебит скважин, пробуренных на первые водовмещающие пески, как правило, не превышает 0,5 м 3 /ч.

Лицензия на добычу подземных вод

Компания Геолисс (ООО «РЭЛ МГРТ») занимается полным спектром гидрогеологических работ/услуг, включая оформление лицензий на водозаборные скважины и на добычу подземных вод, в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской и Ленинградской областях. Возможно проведение работ в другом регионе (зависит от объемов и вида работ).

В России действует несколько законов, в соответствии с которыми земные недра (в том числе подземные воды) принадлежат государству.
Документальным подтверждением права добычи подземных вод является лицензия на добычу.

  • Лицензия на право пользования недрами для геологического изучения недр — дает право на поиск и оценку месторождений подземных вод;
  • Лицензия на добычу подземных вод — дает право выкачивать подземные воды из земных недр. Достаточно только этой лицензии, если объем добычи не превышает 100 м 3 /сут

Лицензия нужна не для всех категорий граждан.Оформление Лицензии не требуется если:

Добываемая вода используется для собственных нужд, а не для предпринимательской деятельности;

Смотрите так же:  Паспорт 14 лет гражданство
  • Скважина находится за пределами горно-складчатого района, где воды в основном скапливаются в трещиноватых субвертикальных зонах: скважина пробурена на горизонт не являющийся источником централизованного водоснабжения и расположенный над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, так же не находится на балансе у государства. Словом, верховодку пить можно без ограничений 😉
    • Получить лицензию на геологическое изучение подземных вод;
    • Составить проект геологоразведочных работ;
    • Пробурить скважину (лучше делать эту работу в самом начале! Вдруг на вашем участке воды не достаточно для ваших нужд и вы зря потратите время и деньги);
    • Выполнить оценку запасов подземных вод;
    • Разработать проект ЗСО (для питьевых вод);
    • Защитить результаты работ в ГКЗ (ТКЗ) и получить лицензию на добычу подземных вод.

    Разработать проект ЗСО (для питьевых вод) и согласовать его в надзорных органах;

    Проводить упрощенный подсчет запасов чаще всего не приходится, если вы все эти года вели журналы по мониторингу (показания счётчиков, измерения статического и динамического уровней);

    Получить лицензию на добычу подземных вод.

    Размер государственной пошлины, по состоянию на 2016 год, составляет 7 500 рублей.

    Для получения лицензии на геологическое изучение требуется ряд документов и согласований, а также подача и сопровождение документов в государственные структуры. Некоторые из них разрабатываются специализированными гидрогеологическими фирмами, в том числе ООО «РЭЛ МГРТ». При желании Заказчик может сделать это самостоятельно.
    В случае если Заказчику некогда этим заниматься, то наша компания оказывает подобную услугу. В зависимости от наличия и состава документов на руках у недропользователя (сложности объекта) стоимость услуги от 30 000 рублей.

    Необходимо иметь ввиду, что для получения лицензии на добычу подземных вод требуется провести оценку запасов подземных вод, что займет дополнительно от 3 до 6 месяцев, не считая государственной экспертизы (2-6 месяцев).
    Вы можете ускорить процесс получения лицензии на добычу подземных вод, поручив Нам выполнение всего комплекса работ. Нужно помнить, что после получения лицензии на добычу подземных вод необходимо составить проект разработки месторождения подземных вод или технологическую схему разработки месторождения минеральных подземных вод.

    Какая ответственность предусмотрена законом за отсутствие проекта ЗСО для водозаборных скважин?
    Полная информация по этой части расписана на правительственном сайте.

    Посетители сайта также изучают:

    Добыча подземных вод. Лицензия на подземные воды. — Страница 6

    Подземные воды — Добыча подземных вод. Лицензия на подземные воды.

    Добыча подземных вод. Лицензия на подземные воды.

    Важной особенностью подземных вод как полезного ископаемого является непрерывный характер водопотребления, что вызывает необходимость постоянного отбора воды из недр в заданном количестве.

    При определении целесообразности и рациональности добычи подземных вод учитываются следующие факторы:

    • Общие запасы подземных вод,
    • Ежегодное поступление воды в водоносные горизонты,
    • Фильтрационные свойства водовмещающих пород,
    • Глубина залегания уровня,
    • Технические условия эксплуатации.

    Таким образом, даже при условии больших запасов подземной воды и значительном ежегодном ее поступлении в водоносные горизонты, добыча подземных вод не всегда является рациональной с экономической точки зрения.

    Например, нерациональным будет добыча подземных вод в следующих случаях:

    • очень маленькие дебиты скважин;
    • сложность эксплуатации в техническом отношении (пескование, солеотложение в скважинах и др.);
    • отсутствие необходимого насосного оборудования (например, при эксплуатации агрессивных промышленных или термальных вод).

    Высокотермальные подземные воды в районах современного вулканизма (Исландия, Камчат­ка) используются для отопления жилищ, стро­ительства геотермальных электростанций, теп­личного теплоснабжения и т. д.

    Виды добычи подземных вод, утвержденных Роскомнедр.

    Роскомнедр в Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (утв. Роскомнедра 14 апреля 1994 г.) классифицирует добычу и извлечение подземных вод следующим образом:

    Добыча подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться для следующих целей:

    • Добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;
    • Добыча теплоэнергетических подземных вод (в том числе парогидротерм) для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;
    • Добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;
    • Добыча минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для бальнеотерапевтического применения;
    • Добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для их расфасовки с целью последующей реализации.
    • Добыча подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться и для иных целей, не противоречащих условиям рационального недропользования.

    Извлечение подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться для следующих целей:

    • Извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;
    • Извлечение подземных вод при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов.
    • Извлечение подземных вод при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий.
    • Извлечение подземных вод при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

    Подземные воды, подлежащие государственному учету и лицензированию при добыче.

    В соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод, подземные воды делятся на:

    • питьевые,
    • технические,
    • минеральные,
    • теплоэнергетические,
    • промышленные.

    Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

    Эксплуатационные запасы подземных вод – количество подземных вод, которое может быть получено на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотребления с учетом природоохранных требований.

    Прогнозные ресурсы — количество подземных вод определенного качества и целевого назначения, которое может быть получено в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности использования вод.

    Единицы измерения запасов подземных вод .

    Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, пароводяной смеси — в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов (в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод.

    По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидротерм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

    Оценка качества подземных вод.

    Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод производится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

    Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод производится в соответствии с требованиями государственных нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования и требованиями водопотребляющих организаций.

    Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения.

    Минеральные воды, отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего в лечебных и курортных целях. Разрешение на использование лечебных минеральных вод для других целей в исключительных случаях выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим управление курортами, и федеральным органом управления государственным фондом недр.

    Лицензия на добычу подземных вод.

    Земные недра в нашей стране принадлежат государству, включая подземные источники пресной воды. Согласно действующему законодательству вода – это полезные ископаемые. Следовательно, на их добычу требуется получение разрешения государства. Оформляется оно в виде лицензии. Комплекс мероприятий по её получению именуется работами по лицензированию недропользования.

    Водный кодекс РФ (ст. 9) устанавливает, что граждане и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, за исключением пользования первым водоносным горизонтом от поверхности земли для строительства колодцев и скважин, не являющихся централизованными источниками питьевого водоснабжения.

    Нормативная база, регламентирующая оформление лицензии на добычу подземных вод.

    Вопросы недропользования детально регламентированы действующими нормативными и законодательными актами, основными из которых являются:

    • федеральный закон под № 2395-1, датированный 21.02.92 (в редакции от 31.12.14). Указанным документом устанавливается требование получения соответствующего лицензионного документа;
    • постановление № 69, принятое российским правительством 11.02.05 (в редакции от 05.02.14), регламентирующее вопросы государственной экспертизы;
    • приказ № 710, изданный Минприроды 29.11.04 (в редакции от 25.04.12), которым регламентирован порядок рассмотрения поступающих от соискателей заявок на предоставление прав на пользование недрами;
    • приказ № 61, изданный МПР России 15.03.05 (в редакции от 27.01.15), которым регламентирован порядок выдачи разрешения на выполнение изыскательских работ;
    • приказ № 83-орг, изданный федеральным госучреждением «ГКЗ» в 2011 году (21 февраля) (Приложение 1);
    • СанПиН за № 2.1.4.1074-01;
    • приказ № 315, изданный Минприроды РФ 29.09.09 (в редакции от 19.02.15), утвердивший соответствующий административный регламент;
    • приказ № 121, изданный Минприроды 03.04.13 (в редакции от 09.12.14) приказ № 139, изданный МПР России 12.04.13 (в редакции от 28.10.14);
    • приказ № 27, изданный Минприроды РФ 25.01.13 (в редакции от 09.12.14).

    Этапы получения лицензии на добычу подземных вод.

    В процессе легализации имеющейся на вашем участке водозаборной скважины необходимо выполнить следующие мероприятия:

    1. Собственник самостоятельно обязан получить лицензию на недропользование для того, чтобы на законных основаниях организовать геологическое изучение данных недр на своём участке. Получить такую лицензию на добычу воды можно, если среди сотрудников собственника имеются специалисты необходимой квалификации. В противном случае, следует заключить договор подряда с профильной организацией.

    Смотрите так же:  Льготы и компенсации высвобождаемым работникам

    2. К полученной лицензии прилагаются условия, согласно требованиям которых, работы следует зарегистрировать в госреестре. Указанная регистрация проводится до того, как работы начались, сразу после подписания договора подряда, упомянутого выше.

    3. Следующий шаг — создание проекта проведения геологоразведочных работ с последующей передачей документа на государственную экспертизу.

    4. Очередным документом, который придётся подготовить при подготовке к получению лицензии на добычу подземных вод, является проект организации, так называемой санитарной охранной зоны подземного водозабора. Готовый документ согласуется в соответствующих надзирающих органах.

    5. Далее выполняется оценка запасов имеющихся подземных вод согласно утверждённому проекту. Все материалы этих подсчётов необходимо представить на государственную экспертизу.

    6. После этого материалы указанных подсчётов передаются в территориальный фонд геоинформации и в Росгеолфонд.

    7. Успешно пройдя государственную экспертизу имеющихся запасов подземных вод, и получив протокол Территориальной комиссии по этим запасам, которым юридически подтверждается факт их постановки на государственный учёт, следует приложить к указанным документам бумаги, которые подтверждают юридически право собственности соискателя на землю.

    8. И только после этого собственник скважины водозабора получает право на подачу заявки о том, что он желает получить лицензию на право пользования недрами в целях добычи воды, находящейся под землёй (лицензию на добычу подземных вод).

    Порядок получения лицензии на добычу подземных вод.

    Участок недр для добычи подземных вод предоставляется без проведения торгов решением комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, в состав которой обязательно включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — Комиссия).

    Для получения лицензии для пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, заинтересованное лицо подаёт заявление в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы.

    К заявлению для получения лицензии на добычу подземных вод прилагаются:

    1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:

    • наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица;
    • фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
    • копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);
    • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);
    • копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);

    2) данные о руководителях или владельцах заявителя и лицах, которые представляют его при получении лицензии на добычу подземных вод, включая:

    • решение уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально) или доверенность, выданная в установленном порядке;
    • выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
    • выписка из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ);

    3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (добычей подземных вод), включая:

    • копию бухгалтерского баланса заявителя за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;
    • документальные данные о наличии собственных, в том числе привлеченных средств на осуществление пользования недрами (договоры займа, кредита и др.);
    • справка налоговых органов о наличии (отсутствии) задолженности заявителя по уплате налоговых платежей, а также платежей при пользовании недрами;

    4) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков для добычи подземных вод, включая:

    • сведения о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр;

    5) информацию о предыдущей деятельности заявителя, в том числе:

    • данные о полученных заявителем лицензиях на пользование участками недр;
    • сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами.

    В зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения, к заявке на получение лицензии по добыче подземных вод прилагаются дополнительные сведения, которые должны содержать:

    • целевое назначение использования подземных вод;
    • обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития;
    • требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;
    • паспорт и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения;
    • наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны;
    • наличие имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами;
    • современное состояние подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр.

    Кроме того, к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения.

    Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы в течение 30 дней рассматривают поступившие заявочные материалы и дают заключение о возможности удовлетворения испрашиваемых заявителем объемов водопотребления за счет разведанных запасов подземных вод.

    После рассмотрения поступивших материалов, подготовки заключения и установления, в случае необходимости, лимитов водоотбора, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы направляют указанные материалы для принятия решения в Комиссию.

    Заявочные материалы рассматриваются на заседании Комиссии в течение 30 дней со дня поступления материалов. Решение Комиссии о предоставлении заявителю права пользования участком недр принимается открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем Комиссии.

    Отказ в предоставлении права пользования участком недр допускается в следующих случаях:

    1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;

    2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

    3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

    4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

    Принятое решение о предоставлении права пользования участком недр направляется Комиссией в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для подготовки условий пользования недрами, оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Добыча подземных вод при разработке месторождений подземных вод производится на основании утверждённых в установленном порядке проектов и технологических схем.

    Пользователь недр при разработке месторождений теплоэнергетических вод обеспечивает:

    • — рациональную разведку и разработку месторождений теплоэнергетических вод, при которых достигается предотвращение безвозвратных потерь воды и ее теплового потенциала и предотвращение загрязнения водоносных горизонтов;
    • — предотвращение смешения вод различных горизонтов и перетока из одних горизонтов в другие (с более низким напором), если это не предусмотрено проектной документацией;
    • — предотвращение нерегулируемого выпуска воды, а в аварийных случаях срочное принятие мер по ликвидации ее потерь;
    • — комплексное использование воды;
    • — охрану недр, атмосферного воздуха, земной поверхности, лесов, вод и других природных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
    • — проведение рекультивации земельных участков, нарушенных при пользовании недрами.

    Технологическая схема разработки месторождений минеральных вод должна устанавливать:

    а) систему разработки месторождения, обеспечивающую оптимальный режим эксплуатации водозаборных сооружений и отбор минеральных вод в пределах утвержденных эксплуатационных запасов;

    б) количество эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин (источников), выбор и обоснование технологического режима их работы;

    в) способ каптажа минеральных вод и обустройство водозаборных сооружений, системы перекачки, транспортировки, резервирования и предварительной обработки минеральных вод (стабилизации, нагрева, охлаждения и других методов), обеспечивающие сохранность качества минеральных вод;

    г) мероприятия по доразведке месторождения минеральных вод;

    д) особенности проектирования и эксплуатации бальнеотехнических систем, связанные со спецификой химического состава вод;

    е) комплекс мероприятий по бесперебойному обеспечению минеральными водами всех потребителей и созданию рациональной системы эксплуатации месторождений;

    ж) схему обустройства месторождения;

    з) комплекс гидрогеологических наблюдений (мониторинг подземных вод) по контролю за разработкой месторождений минеральных вод и порядок их ведения;

    и) мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации высоконапорных скважин, скважин, выводящих газосодержащие (метановые, сероводородные), радоновые и термальные воды, а также оборудованных в качестве водоперекачивающих устройств пневмоустановками, работающими под давлением более 2-х атмосфер;

    к) мероприятия по охране окружающей среды;

    л) нормативы потерь минеральных вод при их отборе, транспортировке и использовании;

    м) меры охраны месторождения от порчи и преждевременного истощения.

    н) мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту скважин.

    Использование подземных питьевых вод для нужд, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, как правило, не допускается и может осуществляться в порядке исключения с разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованного со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и федеральным органом управления государственным фондом недр.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    В этой статье мы рассмотрели тему Добыча подземных вод. Лицензия на подземные воды. Далее читайте: Месторождения подземных вод (статья в разработке)