Можно ли не заключать договор по 44 фз

Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт. Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях.

В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта

Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

    Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.
  • Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

    В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

    Порядок отказа от заключения контракта

    Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

      При выявлении причин, препятствующих подписанию контракта, заказчик обязан, первую очередь, разместить в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе заключения контракта – на это отводится один рабочий день. В нем должны быть указаны дата и время составления, реквизиты исполнителя и основание — причины по которым заказчик отказывается заключать контракт. Необоснованный отказ является противозаконным и его всегда можно оспорить.

    К протоколу также могут прилагаться документы, подтверждающие основания для отказа.

  • Далее заказчик должен направить один из экземпляров победителю – для ознакомления – на это дается два рабочих дня, отсчет начинается с момента подписания.
  • После того, как документ составлен, опубликован и направлен заинтересованной стороне, заказчик обязан вернуть победителю обеспечение заявки. Закон отводит на это не так много времени – 5 рабочих дней.
  • Обжалование отказа в контролирующих органах

    Если победитель считает, что заказчик отказался подписывать контракт без веских причин или допустил нарушения при реализации процедуры (в частности, не вернул в срок обеспечение исполнения заявки), он вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке.

    Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

    Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях. Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин. В случае, если победитель считает отказ необоснованным, важно четко и решительно отстаивать свои права в соответствующих инстанциях – заказчик тоже бывает не прав!

    Договор или контракт?

    Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реали­зуется на практике второй год. Однако до сих пор остаются вопросы, вокруг которых идет активная дискуссия. К примеру, исследователи закона спорят о правильности названия соглашений, которые заказчики заключают с контрагентами в рамках данного закона.

    Контракт = договор?

    Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название закона — о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев в тексте закона используется формулировка «контракт». Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными. Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Они ссылаются на то, что Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту. Даже понятийный аппарат закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

    Так, в частности, согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 44‑ФЗ, государственный контракт, муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных и муниципальных нужд. Таким образом, закон о контрактной системе использует понятия «контракт» и «договор» как равнозначные, как синонимы. И этот момент в определенной степени усложняет решение нашей задачи, тем более что в самом Законе № 44‑ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких — договор.

    Современный экономический словарь (авторы Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева) трактует контракт как юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. При этом словарь указывает на то, что в гражданском праве синонимом контракта является договор. Так, в Гражданском кодексе (ч. 1 ст. 420) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, по своей правовой природе термины достаточно близки и имеют важные сходные черты. Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц — этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

    В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка. Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений. Для сделок допускается одно волеизъявление, и такая сделка будет считаться односторонней (ч. 2 ст. 154 ГК РФ), тогда как для любого договора, в том числе одностороннего, необходимо наличие нескольких волеизъявлений — как минимум двух сторон. Договор — это всегда соглашение нескольких лиц (ч. 1 ст. 420 ГК РФ), в связи с чем односторонняя сделка никогда не будет являться правовым договором. Таким образом, гражданско-правовая наука разделяет несколько институтов: сделка и договор или контракт, для каждого из которых будет иметь значение количество волеизъявлений сторон. Правовая природа договора и контракта очень похожа по указанному критерию.

    Другие факторы при внимательном рассмотрении также определяют сходство сущностей договора и контракта как правовых понятий. Как указывалось выше, закон о контрактной системе использует их как равнозначные. Складывается впечатление, что разность формулировок вызвана особенным значением правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. То есть с помощью другого названия соглашений заказчика с контрагентами государственные закупки выделяются в качестве особой сферы отношений, подчеркиваются их особенность, исключительный характер. Как показывает практика, в самой сфере регламентированных закупок тоже имеется обоснование разности понятий «контракт» и «договор».

    Точки над «i» расставило Минэкономразвития

    Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Мин­экономразвития России, ведомства, уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы, от 30 сентября 2014 года № Д28и‑1889. Согласно данным разъяснениям «в соответствии со статьей 1 Закона № 44‑ФЗ бюджетные учреждения по всем видам закупок, предусмотренных Законом № 44‑ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры.

    Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, преду­смотренным Законом № 44‑ФЗ, заключают муниципальные контракты.

    Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующее от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом № 44‑ФЗ, заключают государственные контракты».

    Смотрите так же:  Госпошлина ст33326

    Таким образом, на основании разъяснений можно сделать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения (контракт или договор) с победителем торгов зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий. Также вышеуказанные разъяснения по сути подтверждают тот факт, что понятия «контракт» и «договор» являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

    Если контрагент —физическое лицо

    Разъяснения Минэкономразвития России также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица — гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

    Согласно пункту 4 статьи 3 закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может являться участником закупки.

    Однако необходимо помнить, что в силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 23 ГК РФ). Следовательно, если участник закупки — физическое лицо и для выполнения контракта он будет осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении него могут быть применены предусмотренные законодательством санкции и ограничения до тех пор, пока он не оформит для себя соответствующий статус, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью.

    Вместе с тем возможны и случаи, когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может полноправно участвовать в закупке без несения каких-либо рисков относительно своего правового положения, например при продаже своего личного имущества государственному или муниципальному заказчику.

    Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

    договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правого института — соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;

    действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт»;

    закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы;

    согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты.

    форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

    Как по 44-ФЗ заключить контракт на два года?

    планировали провести закупку осенью 2017 года, а поставку товара и оплату произвести в июле 2018 года возможно заключение такого контракта по ФЗ-44? не будет ли проблем с оплатой?

    Ответы юристов (2)

    Добрый день, Александра

    прямого запрета заключать контракты на срок более 1 календарного года ФЗ № 44-ФЗ не содержит
    Возможность заключения переходящих контрактов зависит от финансовых документов организации:
    Если бюджет по Вашему ведомству утверждается сроком более чем на 1 год и у Вас план финансово-хозяйственной деятельности составляется более чем на 1 год, тогда можно планировать контракты с большим сроком действия.
    кроме планов-графиков на 1 год в настоящее время еще ведутся планы закупок на трехлетний период, где есть возможность отразить данные средства.

    В случае, если Ваши финансовые документы составляются только сроком на 1 год, тогда у Вас нет оснований для планирования и размещения подобных закупок, тоже относится и к целевым средствам, выделяемым бюджетом.

    порекомендую также посмотреть письма Минфина, выражающего свою позицию по этому поводу

    добрый день.Здесь важно понимать будут ли лимиты в 2018 году на его оплату. Так как контракт заключается в предлех доведенных до заказчика лбо. Лбо на 2018 год доведут до вас в конце 2017 начале 2018 года. Можно и под административку попасть.обычно подобного рода закупки переносят на конец года. Например в последние числа декабря публикуем извещение, контракт заключаем в 2018. Тогда данная закупка будет в плане графике 2017 года. Советую так. Смысл в октябре это делать

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Как уйти от заключения контракта по 44фз без рнп?

    Добрый вечер. наша организация участвовала в аукционе по 44фз и заняла 2-е место. По результатам рассмотрения 2х частей заявок участника с 1м местом признали не соответствующим и признали нас победителем. В связи с большим падением нмц нам бы не хотелось заключать контракт на этих условиях. Подскажите пожалуйста как уйти от заключения контракта и не попасть в рнп ?

    Ответы юристов (7)

    У Вас в случае уклонения от обязанностей по заключенному контракту есть серьезный риск попасть в РНП.

    Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
    2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
    3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
    1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

    2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
    4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
    5) идентификационный код закупки;
    6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
    7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
    4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

    6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
    7. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
    8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
    9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
    11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

    Смотрите так же:  Сколько налог в германии

    Есть вопрос к юристу?

    Вы имеете право отказаться от заключения контракта без каких либо последствий, только в том случае, если победитель торгов уклонился от заключения контракта, в остальных случаях вы можете все таки попасть в РНП. В вашем же случае, уклонения нету.

    Вопрос: Об отказе участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, от заключения контракта.

    Ответ:
    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 10 февраля 2016 г. N ОГ-Д28-1430

    Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона.
    Согласно части 15 статьи 70 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 указанной статьи, или отказаться от заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.По мнению Департамента развития контрактной системы в сфере закупок, участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, вправе в любое время отказаться от заключения контракта.При этом случай, при котором участник закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонился от заключения контракта и контракт не заключен со вторым участником, не относится к случаям направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок информации и документов, предусмотренных статьей 104 Закона N 44-ФЗ.
    Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
    В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

    Директор Департамента
    развития контрактной системы
    М.В.ЧЕМЕРИСОВ
    10.02.2016

    Уточнение клиента

    Обязательность заключения нами контракта в данном случае известна. Разница между уклонившимся и не соответствующим 1м местом также понятна.

    Перспективы попасть в рнп очевидны. Вопрос был про варианты ухода от рнп, есть мысли?

    28 Февраля 2018, 00:17

    Согласно ст.69 44-ФЗ 13. В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся. Согласно ст.71 44-ФЗ 3.1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем,контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона.

    Таким образом, с вами должен быть заключен контракт как с единственным поставщиком.

    Отказ от заключения контракта влечет для вас все неблагоприятные последствия предусмотренные 44-ФЗ: включение в РНП, потеря обеспечения заявки.

    В вашем случае нужно только договариваться с заказчиком о заключении контракта и расторжении по соглашению сторон и то не факт, что заказчик согласиться на это.

    Уточнение клиента

    Участников было 6, не соответствовал только один.

    1. Заказчик обязан подать сведения об отказе в заключении контракта в соотв орган или по желанию?

    Кстати, мы не против отдать право заключения контракта 3му участнику

    2. Если всетаки заключать контракт, при его расторжении на что можно сослаться? (Сфера услуг авторемонт)

    28 Февраля 2018, 00:25

    В вашем же случае, уклонения нету.

    Простите, но вы путаете признание уклонившимся по результатам подведения итогов и признание заявки первого участника несоответствующей. В таком случае контракт заключается со втором, в любом случае.

    В таком случае контракт заключается со втором, в любом случае.

    Согласен, я и говорю, что в данном случае уклонения от заключения контракта нет и если не заключить контракт возможно попадание в РНП. Поддерживаю в том, что нужно договораиваться с заказчиком по поводу заключения и расторжения контракта по соглашению сторон.

    1. Заказчик обязан подать сведения об отказе в заключении контракта в соотв орган или по желанию?

    Нет. Заказчик обязан направить сведения в соответствии со ст.104 44-ФЗ.

    2. Если всетаки заключать контракт, при его расторжении на что можно сослаться? (Сфера услуг авторемонт)

    Можно попробовать в одностороннем порядке на основании ст.95 44-ФЗ, но это в случае если со стороны заказчика будут нарушения. Надо четко понимать какой у вас контракт подряд или оказание услуг. Скорее всего это подряд, в таком случае при нарушении заказчиком может быть расторгнут контракт, например, по ч.2 ст.719 ГК РФ.

    Кстати, мы не против отдать право заключения контракта 3му участнику

    Это не имеет значения. Итоги подвели и признали победителем вас, так как заявка первого участника не соответствовала.

    1. Заказчик обязан подать сведения об отказе в заключении контракта в соотв орган или по желанию?

    Направление информации в реестр недобросовестных поставщиков это обязанность, а не право заказчика. За нарушение такой обязанности Кодексом об административной ответственности устанавливается штраф на

    на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.(часть 2 статьи 7.31 КОАП РФ)

    Кстати, мы не против отдать право заключения контракта 3му участнику

    К сожалению закон не предусматривает такой возможности. Вы признаны победителем и обязаны заключить контракт, та как такое согласие Вы давали при подачи заявки.

    2. Если всетаки заключать контракт, при его расторжении на что можно сослаться? (Сфера услуг авторемонт)

    В одностороннем порядке расторгать контракт я бы Вам не советовал, так как оснований скорее всего не будет, а если даже что-то Вы и придумаете в арбитраже заказчик выиграет.

    На мой взгляд самое логичное и правильное это расторгнуть контракт по соглашению сторон(ч.8 ст.95 44-ФЗ). Для этого полагаю придется провести переговори и заинтересовать заказчика. Есть и другие методы, но они достаточно спорные.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Нужен ли конкурс на заключение агентского договора?

    Нашему медицинскому учреждению (правовая форма — ФГБУ) необходимо заключить договор с компанией, которая будет заниматься привлечением для нас пациентов для лечения в клинике. Мы заинтересованы в клиентах — как получающих платное лечение, так и проходящих лечение на бюджетной основе. Мы готовы выплачивать агентское вознаграждение за подобную работу (процент от стоимости лечения пациента в клинике).

    1. нужно ли нам проводить конкурс на право заключения такого договора (в данном случае ни оплачиваемая с пациента сумма, ни общее количество переводимых агенту средств вычислены быть не могут — все это будет зависеть от качества работы агена)?

    2. можем ли мы заключать договор с учреждениями любой формы собственности (ИП, ООО)?

    Буду очень благодарен за ссылки на нормативные документы, если таковые будут иметься.

    Ответы юристов (7)

    Илья, добрый день. В соответствии с требованиями Федерального
    закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе
    в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
    муниципальных нужд» ст. 15 Вы как и любые другие гос. Заказчики обязаны осуществлять закупки путем проведения тендеров/аукционов/конкурсов. Также у Вас должно быть Положение о закупках Вашей организации в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Но там обычно дублируются положения 223 и 44 ФЗ, поэтому необходимо руководствоваться данными нормами.

    Здесь необходимо грамотно составить ТЗ, чтобы избежать проблем и с проверяющими, и с недобросовестными контрагентами. Можно не привязывать цену договора/контракта напрямую к количеству привлеченных клиентов, можно взять другие величины для расчета цены контракта, например, общая стоимость оказания подобных услуг на рынке за один месяц. Еще лучше, если Вам позволяет лимит, заключить договор с единственным участником до 100 тыс. и таких например 4 — раз в квартал. В договор внести возможность изменения его цены по соглашению сторон, а также расторжение по соглашению сторон. Заключается договор без разницы с кем: ИП, ООО, ОАО.

    Смотрите так же:  Возврат 13 от оплаты обучения

    Есть вопрос к юристу?

    Согласно ст.15 44-ФЗ 1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

    Согласно ст.9.2 ФЗ о некоммерческих организациях 1.Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

    6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

    То есть, средства из бюджета должны тратиться в соответствии с 44-ФЗ то есть, после проведения торгов.

    Без проведения торгов можно заключать договоры, которые по сумме не превышают 100 тыр.

    Согласно ст.93 44-ФЗ 1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

    То есть, вы можете заключить разовые договоры на сумму 100 тыр, но не более, чем 2 млн за год.

    В соответствии с ФЗ-44, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в части, касающейся:

    3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе
    приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального
    образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт);

    Агентский договор — именно гражданско-правовой договор, предметом которого напрямую в ГК РФ оказание услуги не указано:

    1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

    Однако проверяющие органы придерживаются позиции, что предметом агентского договора в данном случае является именно оказание услуги. Следовательно, положения 44-ФЗ на него распространяются (случаи, при которых можно обойтись без торгов, коллеги указали выше, повторять не буду).

    В то же время, обратите внимание на положения ст. 15 ФЗ-44:

    2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2
    Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала
    года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных
    Федерального закона и правового акта закупки:

    1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными
    юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в
    порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

    3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках
    предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

    Следовательно, уплачивать процент агенту за привлечение клиента из средств на ОМС нельзя (иными словами — в тариф на ОМС процент на услугу агента заложить не получится).

    Уточнение клиента

    Попробую уточнить понятое мною.

    1. С учетом того, что мы можем проводить закупки «за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности» можно сделать вывод, что мы можем оплачивать агентские услуги за счет коммерческой деятельности. При этом в законе не указано, что мы не можем выплачивать агентское вознаграждение за тех пациентов, которые обратились для лечения по обязательному медицинскому страхованию или по другому бюджетному виду финансирования — там указано лишь, что мы не можем тратить на это средства, полученные в рамках ОМС. Таким образом, если мы тратим внебюджетные средства — мы можем их тратить. Правильно ли я понимаю?

    2. Однозначно ясно, что закупка должна проводиться по ФЗ 44, т.е. через торги. Непонятно, без конкурса, по разовому договору мы можем тратить на услуги агента 100 тысяч в квартал (т.е. 400000 в год), как указано в первом ответе, или все же до 2000000 в год?

    3. Если мы пойдем путем объявления котировки, какой лимит в данном случае может быть потрачен?

    4. И все же, если это возможно — может кто-либо посоветовать, как может быть сформулирован предмет закупки в конкурсной документации? Оказание агентских услуг по привлечению пациентов для оказания медицинской помощи в учреждении Заказчика с выплатой . % от общей стоимости лечения, но не более . рублей в год? Или есть может быть какой-либо более «красивый» путь формулирования закупки? Мне непонятно, как проводить торги в таком случае, как выбирать победителя.

    12 Января 2015, 17:16

    1. нужно ли нам проводить конкурс на право заключения такого договора (в данном случае ни оплачиваемая с пациента сумма, ни общее количество переводимых агенту средств вычислены быть не могут — все это будет зависеть от качества работы агена)?

    если сумма договора будет менее 100000 рублей то проведение конкурса вам не надо, при этом вознаграждение вы сможете выплачивать только за тех клиентов которые обратятся к вам за платными услугами

    Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

    4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

    2. можем ли мы заключать договор с учреждениями любой формы собственности (ИП, ООО)?

    Организационно-правовая форма Вашего контрагента роли не играет

    Для любых предложений по сайту: [email protected]