Перерасчет отопления за прошлый год

Как проводится перерасчет за отопление в 2018 году

Согласно 354-му Постановлению Правительства РФ, владельцы многоквартирных домов получили ряд преимуществ, касающихся оплаты потребления ЖК услуг. Например, граждане имеют право обратиться с заявлением, содержащим требование выполнить перерасчет за отопление. Знание своих прав и выполнение обязанностей поможет потребителю избежать конфликтных ситуаций с поставщиком услуг, и вести самостоятельный контроль потребления и оплаты.

Долгое время проверка и перерасчет оплаты за потребление коммунальных благ проводились только в случаях, обязывающих потребителей доплачивать за предоставленные услуги. Конституционные права граждан РФ грубо нарушались. На самом деле, исполнитель может выполнять перерасчет за отопление каждый год в удобное для него время. Для перерасчета используют установленные формулы и правила.

Корректировка оплаты

Ежегодная корректировка оплаты за поставляемые услуги должна обязательно проводиться поставщиком. Если таковая не проводилась, жилец имеет право требовать проведения перерасчета.

Стоимость услуг отопления – одна из самых больших статей расхода за потребление услуг ЖКХ. Понятное желание каждого потребителя – сэкономить.

Собственники квартир многоквартирных домов оплачивают поставку тепла из расчета за каждый м 2 в период сентябрь – май. Сумма формируется произведением установленного регионального тарифа на общую площадь квартиры.

Если в помещении не установлены приборы учета теплопотребления, расчет оплаты проводит организация-поставщик услуги. Порядок расчета установлен Постановлением Правительства РФ.

Для потребителей более выгоден и прозрачен учет услуг по общедомовому счетчику. Именно показания прибора учета позволяют контролировать расход потребления и понимать, почему происходит колебание ежемесячной суммы оплаты.

Выявленная при перерасчете разница между суммой, полученной с потребителя и суммой, выплаченной ресурсоснабжающей организации, возвращается домовладельцу. Перерасчет оплаты за теплопоставку проводят, вне зависимости от наличия приборов учета в помещении.

Обратившись с требованием перерасчета, стоит помнить, что этот процесс охватывает весь период сезона отопления. Некоторые компании идут на хитрость, проводя перерасчет только за месяц май, когда теплопоставка была прекращена.

Перерасчет в пользу поставщика

Невыполнение оговоренных обязанностей потребителем дает право компании-поставщику произвести самостоятельный перерасчет в сторону увеличения суммы оплаты. Именно факт нарушения потребления тепла (игнорирование сроков поверки, повреждение пломб счетчика, несанкционированное нарушение целостности трубопровода) определяет формулу перерасчета.

Повреждение пломбы на счетчике ведет к перерасчету оплаты по нормативам потребления с учетом количества, проживающих человек на обозначенной жилплощади. Несанкционированная врезка или иное самостоятельное вмешательство, нарушающее целостность функционирования учета прибора также проводится на основании общих нормативов. Кроме того, подобные действия со стороны потребителя могут иметь более серьезные последствия. Например, применение административных санкций.

Перерасчет в пользу потребителя в 2017-2018 году

Исходя из положений нового постановления, можно отметить ряд нарушений со стороны поставщика, которые являются основанием для проведения перерасчета оплаты за поставку тепла:

  • в период теплопотребления температура помещения не должна быть ниже 18°С (угловое помещение 20°С);
  • в регионах со среднесуточной температурой ниже -31°С, общепринятые показатели увеличивают на 2°С;
  • время аварийного прекращения теплопоставки не должно быть больше 16 часов единовременно и 24 часов суммарно за месяц (если во время отключения температура помещения была выше 12°С перерасчет не производят);
  • установленные нормы температурного режима допускают отклонения ±4° (понижение температуры допустимо только в ночное время не больше чем на 3°).

Отклонение от вышеуказанных норм служит основанием для перерасчета теплопотребления.

То есть основанием для перерасчета является:

  • предоставление некачественных услуг;
  • прекращение поставки тепла.

Основанием для перерасчета может стать и длительное отсутствие потребителей в квартире.

Что потребуется

Перед тем как обратиться с требованием перерасчета в управляющую компанию, нужно подготовить следующую информацию:

  • квитанции об оплате теплопотребления за период перерасчета (если квитанция была утеряна, ее может заменить выписка от соответствующей организации);
  • запросить в управляющей компании карточки теплоучета;
  • информация о площади помещения и общий метраж всех жилых и нежилых комнат многоквартирного дома.

Чтобы зафиксировать оказание некачественных услуг, управляющая компания осуществляет проверку помещения. Если представители компании проигнорировали просьбу о проведении экспертизы, проверку проводят самостоятельно. Все необходимые измерения, подтверждающие нарушения, совершают в присутствии двух свидетелей и фиксируют данные в акте:

  • дата, время, показатели температуры в помещении;
  • период отсутствия или нарушения теплопоставки.

Зафиксированные временные показатели в акте являются началом отчета периода нарушения. После составленный документ передают в управляющую компанию.

Доказательством длительного отсутствия жильца в помещении могут стать:

  • транспортные билеты и счета;
  • командировочные листы;
  • больничные выписки;
  • документ о временной регистрации в другом месте;
  • копия загранпаспорта с отметками въезда и выезда;
  • выписка садово-дачного товарищества.

Порядок и сроки

Потребитель передает заявление с требованием перерасчета услуг подачи тепла за время его отсутствия в соответствующую организацию не позже окончания месячного срока с момента прибытия. Расчет происходит по строго установленному порядку. Управляющая компания рассматривает акты при подаче заявления на перерасчет, который будет проведен на 6 месяцев.

Подать заявление о корректировке суммы оплаты при выявлении факта поставки некачественных услуг также нужно не позднее чем через 30 дней.

Корректировка суммы оплаты коммунальных услуг обычно проводится на основании факта нарушения любой из сторон. За месяц, в котором были зафиксированы неправомерные действия, оплата производится в обычном размере. Последующий расчет происходит по новым данным.

Перерасчет платы за отопление

В СМИ в последнее время часто появляются новости о том, что «Теплоэнерго» произвело перерасчет платы за отопление, причем по его итогам жильцам многих домов вернули огромные суммы, которые они переплатили за расчетный период.

Вернули, конечно же, не живыми деньгами, а путем зачета в счет будущих платежей, но все равно приятно.

Из-за чего так происходит и как проверить, не полагается ли вам такая корректировка?

Новые правила расчета платы за отопление были введены с января 2017 года, но действие их мы как раз наблюдаем в этом году, когда начались первые корректировки платежей по итогам прошедшего года.

В соответствии с действующим порядком плата за отопление подлежит обязательной корректировке в четырех случаях.

1. Если многоквартирный дом оснащен общедомовым счетчиком теплоэнергии, а квартиры – распределителями.

Распределитель – это специальное устройство, которое в многоквартирном доме, где установлен общедомовой счетчик, позволяет точно определить, какая доля поставленной теплоэнергии пришлась на отдельную квартиру из общего объема отопления, потребленного всеми квартирами, где подключены такие распределители.

Корректировка платы за отопление для таких домов обязательно проводится при выполнении следующих условий:

— в доме установлен общедомовой счетчик тепла, — свыше 50% квартир в доме оборудованы распределителями, — отопление поставлялось в квартиру, оборудованную распределителем.

Плата за отопление подлежит обязательной корректировке один раз в год. Другая периодичность может быть установлена решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, если отопление оплачивается не круглогодично, а только в течение отопительного сезона.

Размер корректировки рассчитывается следующим образом:

— суммарный размер платы за отопление за предыдущий год (если не применяется иной период корректировки) для квартир, оборудованных распределителями, умножается на суммарный объем потребленного отопления такими квартирами.

Из полученной суммы вычитается сумма платежей, поступивших за отопление за предыдущий год, — это и есть сумма переплаты.

2. Если в регионе был изменен способ оплаты за отопление в прошлом году.

Допускается устанавливать один двух способов оплаты за отопление:

— только в течение отопительного периода, — в течение всего календарного года, равномерными частями.

Если регион перешел на новый способ оплаты, то в первом квартале следующего года должна быть произведена корректировка:

— размер платы за отопление, которое получил дом в прошлом году, умножается на соотношение общей площади квартиры к общей площади всех помещений дома. Из полученного результата вычитается величина поступивших платежей за отопление в прошлом году.

При этом размер платы за поступившую в расчетном периоде теплоэнергию определяется либо по показаниям общедомового счетчика (если он установлен в доме), либо по нормативам.

3. Если в многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик тепла и во всех квартирах есть индивидуальные счетчики тепла.

В таком случае корректировка платы за отопление производится один раз в году, но при условии, что отопление оплачивается в течение всего года равномерно.

Сумма корректировки рассчитывается так:

— из размера платы за отопление, потребленное квартирой по показаниям общедомового и индивидуального счетчика тепла за прошлый год, вычитается сумма платежей, поступивших за отопление в том же периоде.

4. Если в многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик тепла, но при этом не во всех квартирах имеются индивидуальные счетчики тепла.

Корректировка платежей производится в первом квартале по истечении расчетного периода, при условии, что плата за отопление производится круглогодично.

Размер корректировки рассчитывается так:

— размер платы за отопление, которое поступило в дом в прошлом году, умножается на соотношение общей площади квартиры к общей площади всех помещений дома. Из полученного результата вычитается величина поступивших платежей за отопление в прошлом году.

Напоминаю, что за нарушение правил перерасчета стоимости коммунальных услуг управляющие компании теперь должны заплатить штраф своим жильцам (см. подробнее об этом здесь).

Корректировка платы за отопление: что говорит закон

В редакцию журнала «Энергетика и ЖКХ Урала» обратилась жительница Екатеринбурга, с просьбой прояснить ситуацию, связанную с разногласием между руководством УК и собственниками квартир по поводу правомерности произведенной корректировки платы за отопление. В сфере жилищно-коммунального хозяйства сегодня идут долгожданные перемены. Все мы надеемся на то, что рано или поздно здесь удастся навести порядок. Добропорядочные УК и ТСЖ смогут извлекать свою выгоду в ходе эффективного и прозрачного управления МКД. А собственники многоквартирных домов заживут в максимально комфортных для них условиях, станут довольны и качеством, и стоимостью предоставляемых коммунальных услуг.

И, надо признать, во многом это зависит от активности и неравнодушия каждого, будь то представитель ведомства, ресурсоснабжающей организации, УК либо обычный житель, собственник, потребитель.

Жительница одного из домов в Екатеринбурге, находящегося по адресу пер. Сухумский, д. 2, председатель собственников жилья Рябова Ольга Николаевна написала письмо в редакцию с просьбой помочь прояснить и прокомментировать ситуацию, связанную с возникшим разногласием между руководством УК и собственниками квартир по поводу правомерности произведенной корректировки размера платы за отопление и, соответственно, суммы очередной платежной квитанции:
– В квитанции за май 2014 года жильцам нашего многоквартирного дома была произведена корректировка на «плюс» размера платы за отопление за весь период 2011 года.
Отвечая в связи с этим на наше обращение, руководство управляющей компании РЭМП УЖСК Чкаловского района ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, в которых предусмотрена обязанность УК один раз в год производить корректировку размера платы за отопление (указанные правила действуют до 01.01.2015 г.).
С просьбой разъяснить действия РЭМП УЖСК мы, жители дома, обратились в Управление Госжилинспекции Свердловской области. В ответе сообщалось следующее: «Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подп. «б» пункта 21 Правил № 307, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги не позднее 1 месяца после перерасчета (п. 27 Правил № 307). Таким образом, по итогам корректировки потребитель доплачивает или возвращает стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии только за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии».
Правомерно ли поступает наша управляющая компания?

Согласившись помочь жителям четырехэтажного дома № 2 переулка Сухумский в Екатеринбурге, мы решили обратиться с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию, прежде всего, еще раз в Управление Госжилинспекции Свердловской области, к заместителю начальника отдела контроля над предоставлением коммунальных услуг Елене БЕЛЯКОВОЙ, а также к нашему постоянному автору статей, опытному эксперту в сфере управления МКД, директору СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» Елене ГОСТИНИНОЙ.

Смотрите так же:  Как оформить фитобар

Елена БЕЛЯКОВА, заместитель начальника отдела контроля над предоставлением коммунальных услуг Управления Госжилинспекции Свердловской области:
– Ответ на обращение ГЖИ в связи с этим вопросом в РЭМП УЖСК Чкаловского района был получен, к сожалению, точно такой же.
Госжилинспекция не обладает полномочиями осуществлять проверку за 2011-й год. Полномочиями по контролю и надзору за деятельностью УК, за порядком начислений гражданам ГЖИ наделена с 1 сентября 2012 года (ранее их осуществлял Роспотребнадзор). Однако, мы все же внимательно изучили этот вопрос и, не имея возможности в этой ситуации сделать управляющей компании предписание, направили УК предложение о его добровольном урегулировании – добровольном удовлетворении имущественных требований граждан.

Тем не менее, УК в свою пользу трактует соответствующий пункт законодательства и по-прежнему считает возможным проводить корректировку размера платы за отопление один раз в год. К сожалению, некорректность формулировки в данном случае имеет место. Кроме того, прямого запрета в 307-х правилах на проведение корректировки не в следующем году, а позже, нет.

Защищая права потребителей, ГЖИ осуществляет трактовку документов в их пользу. Некоторые УК в этом вопросе с нами соглашаются, в то время как РЭМП УЖСК добровольно «сдаваться» не хотят. В данном случае на кону сумма довольно-таки приличная – порядка полторы тысячи рублей на платежную квитанцию каждой квартиры. И здесь мы можем только посоветовать потребителям, жителям дома № 2 в переулке Сухумский, обратиться в суд.

Сам факт проведения корректировки осуществлен в полном соответствии с законодательством. Но вот с величиной и годом корректировки – вопросы спорные . От судебной практики зависит, в чью пользу будет вынесено окончательное решение.
Конечно, когда у нас делают корректировку жителям на «минус», никто не жалуется и не возражает… Но надо понимать, что в двух-четырех-этажных домах затраты на отопление действительно очень большие. Это обыкновенная физика процесса. В «высотках» гораздо меньше требуется тепла на отопление одного квадратного метра. Чем больше дом, тем меньше он «обогревает улицу», лучше хорошо сохраняет тепло. В таком доме корректировка как раз может быть на «минус». Маленькие дома в этом смысле гораздо более энергозатратны, у них большие потери тепла. Поэтому, чтобы создать в них комфортные условия для проживания, положенные плюс 20°С, количество тепла необходимо затратить гораздо большее.

Начисление за отопление сегодня осуществляется либо по нормативу, либо среднемесячному показателю за прошлый год. Так, если прибор учета работал целый предыдущий год, например 2010-й год, то, в соответствии с 307-ми Правилами, УК должна была вычислить средний расход за прошлый год ежемесячно (взять весь объем за отопительный период, поделить на количество месяцев отопительного сезона, получить средний показатель), и весь 2011-й год его предъявлять жителям. А по итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета за этот год, получить разницу между тем, сколько людям предъявили и сколько должны были предъявить. Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус». Если всех данных за предыдущий год нет, то весь год счета выставляют по утвержденному администрацией по нормативу, потом также берут показания прибора учета за текущий год и рассчитывают корректировку.

С 1 января 2015 года в части отопления у нас вступает в силу 354 Правило, согласно которому оплата за отопление будет производиться в соответствии с текущими показаниями. Сколько счетчик за месяц покажет, столько по нему и будут выставлять, и потом уже не будет никаких корректировок. Потребили – получили. Январь – самый холодный месяц, и плата за отопление в этот период будет выше среднего. Зато по окончании отопительного сезона станет нулевой.
Елена ГОСТИНИНА, директор СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья»:
– Если говорить о правомерности применения перерасчета за услугу отопления за 2011 год, то существует срок исковой давности. И если ориентироваться хотя бы на него, то в данном случае он давно истек. И эта просроченная дебиторская задолженность должна закладываться в убытки управляющей компании. Если руководство УК не согласится с требованиями жителей, то они имеют право подать заявление в суд. Но если присяжные примут сторону УК, то задолженность будет включена в тарифы на жилищные услуги и распределена между жителями дома.

Что касается задолженностей предыдущих периодов, то по окончании года формируется отчет о фактических объемах потребления тепловой энергии и делается сравнительный анализ с выставленными объемами в платежных документах. Разница величин и будет либо начислена сверх оплаченного объема, либо наоборот снизит величину оплаты.

Например, нам распределено (указано в квитанциях в течение года) 90 Гкал, а по данным общедомового прибора учета фактическое потребление составило 100 Гкал, это значит, что при перерасчете образуется разница в 10 Гкал, которые мы потребили, но они не были учтены в платежах в течение года и, соответственно, данная сумма подлежит включению в платежный документ и распределению по всем собственникам.

Обращаю внимание, что каждый собственник имеет право открыто получать полную информацию о начислениях. При возникновении сомнений в строчках платежного документа Вы можете обратиться в управляющую организацию или ТСЖ с просьбой о разъяснениях. Немаловажно, что во время рассмотрения вопроса о перерасчете собственнику не начисляются пени.

Необходимо прививать знания о правовых основах нашим гражданам. Если жители МКД будут знать свои права, то, возможно, и нарушений со стороны УК у нас станет меньше. Давайте вместе к этому стремиться, говорить об этом чаще, и жители наших домов, в конечном счете, будут довольны!

При непосредственном способе управления, когда люди выбирают прямые расчеты за коммунальные услуги, жители квартир подписывают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией. При этом существуют типовые договоры, утвержденные постановлением Правительства РФ, на основе которых можно сформировать свой вариант договора и направить в ресурсоснабжающую организацию.

фото: из архива ЖКХ.ру
При перепечатке ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» обязательна

Новые правила для перерасчета платы за отопление в 2018 году

С 14 марта 2017 года начисления платы за отопление происходят по-новому – без использования повышающего коэффициента. Это изменение широко озвучивалось в СМИ, поэтому потребители активизировались и начали требовать от управляющих организаций возврата излишне уплаченных средств.

В статье мы рассмотрим существующие правила перерасчета платы за отопление, а также различные общие и частные связанные с этим ситуации.

Отмена повышающего коэффициента

По общему правилу в России плата за коммунальные ресурсы, потребление которых рассчитывается с помощью приборов учета, начисляется с использованием повышающего коэффициента, если в многоквартирном доме не установлены положенные ОДПУ. Эта мера направлена на стимулирование потребителей к экономии воды, газа, электричества и тепла.

Скачайте полезные образцы документов:

Еще больше полезных форм и образцов можно скачать на сайте журнала.

В марте 2017 года данное правило частично было изменено. Из ПП № 354 от 06.05.11 убрали норму, позволяющую исполнителю КУ использовать повышающий коэффициент при отсутствии в доме общего счетчика тепла. До 14 марта ПК применялся при соблюдении трех условий:

  • имеется техническая возможность установки общедомового счетчика;
  • собственники квартир обязаны произвести установку этого прибора;
  • несмотря на два первых пункта МКД не оснащен ОДПУ тепла.

Указанные изменения появились благодаря выходу ПП № 232 от 27 февраля 2014 года. Эксперты журнала «Управление МКД» разобрались, когда считать плату за отопление по ОДПУ неконституционно.

Почему отмена ПК стала основанием для перерасчета за отопление

Главная тонкость описанных изменений ПП № 354 заключалась в том, что нормативный акт начал работать в марте, но новые правила осуществления расчетов вводились с 1 января того же года. Говоря юридическим языком, корректировки законодательства получили обратную силу.

В результате у управляющих организаций появилась необходимость сделать перерасчет по отоплению именно по основному руководящему в таких вопросах документу – 354 постановлению. Выполняется он стандартным способом – определяется сумма переплаты, которая затем вычитается из платежей собственника квартиры.

Оплата за теплоснабжение рассчитывается по одной из двух формул в зависимости от того, начисляется она только в отопительном сезоне или равными долями на протяжении всего года. Полученная цифра при отсутствии ОДПУ тепла умножалась на повышающий коэффициент 1,5. Для наглядности назовем ее «Сумма 1». Для того чтобы пересчитать плату за отопление, эту цифру нужно поделить на тот же размер ПК. Так получится величина оплаты без отмененного коэффициента, которую назовем «Сумма 2». При вычитании второй суммы из первой и получится та самая переплата, которую требуется возвратить потребителю.

Для наглядности приведем упомянутые расчетные формулы на рисунке.

Изменения правил расчета произошли в марте, а значит, потребители уже успели оплатить коммуналку за первые два месяца года. Перерасчет платы за отопление им потребовалось произвести за январь и февраль, так как эти два месяца в формулу подставлялся повышающий коэффициент. В марте при расчетах ПК уже не применялся.

РАСЧЕТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ СТРОЯ ОДПУ

До 1 января 2017 года расчет платы за отопление при выходе из строя ОДПУ законодательно не был урегулирован. Споры между УО и РСО об определении объема поставленной в МКД энергии суды разрешали по-разному. О том, какие позиции занимали судьи ранее, как правильно считать плату с 1 января 2017 и в каких случаях применяют повышающие коэффициенты, рассказывает наш эксперт.

Особенности возврата переплаты задним числом

По действующим правилам исполнители коммунальных услуг не должны возвращать излишне уплаченные суммы собственникам помещений наличными средствами или в безналичной форме. Такая переплата зачисляется на лицевой счет потребителя и учитывается при оплате последующих расчетных периодов.

Возвратить образовавшуюся переплату управляющая компания может двумя способами:

  • снижением величины оплаты за тепло в следующие месяцы (или в следующем отопительном периоде, если плата выставляется только в холодном сезоне);
  • уменьшение размера задолженности потребителя за теплоснабжение, если она имеется.

Не всегда переплату удается зачислить сразу после того, как произведен перерасчет за отопление. В такой ситуации остаток учитывается при будущих платежах. Описанный порядок возвращения можно считать общим, так как в ПП № 354 никакого особого порядка для подобных случаев не предусматривается. По каким правилам нужно возвращать излишне начисленные средства за коммунальные услуги, говорится в пунктах 61, 99, 102 и 155 (2) правительственного постановления.

ПП № 232 от 27 февраля 2016 года не устанавливает конкретного срока, в течение которого должны быть возвращены денежные средства из-за вступивших в силу изменений. В то же время исполнитель КУ не имеет права удерживать деньги дольше положенного времени. Он должен в полном объеме учитывать их при оплате отопления за следующие периоды.

В некоторых случаях зачет излишне уплаченных сумм приходилось переносить на осень 2017 года. Например, мартовские счета некоторые потребители успевали оплатить до того, как был произведен перерасчет платы за отопление. В апреле УК уже учитывала переплату, но весь ее размер за один расчетный период выбирался не всегда. Если отопительный сезон на этом заканчивался, и плата за отопление летом не начислялась, то остаток суммы переносился на осень. В целом все добросовестные исполнители КУ учли переплату января-февраля до конца 2017 года, и этот вопрос был закрыт.

Три случая корректировки платы за отопление

В постановлении Правительства 354 закладываются и другие предпосылки для перерасчета за отопление в 2018 году. Плата за отопление может потребовать корректировки в нескольких случаях. Один из них – наличие в МКД общедомового прибора учета тепла и квартирных счетчиков, что постепенно становится нормой.

Смотрите так же:  Банкротство благовещенск

Перерасчет делается в тех регионах, в которых плата за отопление считается равными суммами на протяжении всего календарного года. При расчете оплаты за тепло каждый месяц, включая лето, текущие показания общедомового счетчика в формулах не используются. Они нужны только для того, чтобы провести подсчет платы за отопление за весь прошедший год и на основе нее по окончании отопительного периода выполнить корректировку.

Корректировать оплачиваемые жильцами суммы нужно потому, что расчеты по показаниям ОДПУ могут не совпадать с тем, что начисляется по индивидуальным счетчикам или отапливаемой площади. Перерасчет платы за отопление необходимо произвести в течение 1-го квартала года, который следует за расчетным. К примеру, скорректировать оплачиваемые суммы за 2017 год нужно было в начале 2018 года.

Более подробно порядок такой корректировки с формулами и пояснениями описывается в экспертной статье в журнале «Управление МКД». Здесь же детально разбираются два других случая перерасчетов:

  • при изменении властями на уровне региона способа оплаты тепла;
  • при наличии в помещениях МКД распределителей.

Расчет платы за тепло по ОДПУ может быть противоречащим Конституции

Уникальный прецедент в июле 2018 года создал Конституционный суд, который указал на неправомерность использования УК в расчетах оплаты показаний ОДПУ тепла при оснащении квартир ИПУ. Речь идет о недавно построенном доме, в котором застройщик предусмотрел наличие в каждой квартире индивидуального счетчика тепла. Однако отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили сохранность этих ИПУ, поэтому УК стала использовать в расчетах за теплоснабжение только показания общедомового счетчика.

Одному из жильцов это не понравилось, так как для него оплата повысилась в сравнении с расчетами по показаниям квартирных приборов учета. Он прошел с иском несколько судебных инстанций, пока КС РФ не признал его правоту и не обязал управляющую организацию принимать показания ИПУ. Подробнее об этой ситуации, а также о том, какие именно положения ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг Конституционный суд признал не соответствующими Конституции и требующими изменения, читайте в редакторской статье в журнале «Управление МКД».

27.07.2016 | Новый порядок оплаты отопления

Внимание! Часть разъяснений в настоящей статье утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 N232).
Актуальные варианты расчета стоимости отопления приведены в статье по ссылке > > > (дата публикации 26.02.2018).

30 июня 2016 года окончательно истек срок действия ПП РФ от 23.05.2006 N307 (далее – Правила 307) – того самого постановления, предусматривающего оплату отопления ежемесячно равными частями в течение года. Теперь порядок расчета платы за отопление определяется исключительно постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354). Однако, нормы Правил 307 не исчезли – именно в последний день действия Правил 307 вступило в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603, которым порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами 307, включен в Правила 354 в качестве одного из вариантов расчета за отопление.

Предыстория

Напомним – Правилами 354 в Правила 307 были внесены изменения, согласно которым с 01 сентября 2012 года утратили силу положения Правил 307 в отношении всех коммунальных услуг за исключением отопления. Поскольку Правила 354 предусматривали расчет за коммунальную услуг по отоплению по факту потребления (то есть исключительно в отопительный период – либо по приборам учета, либо по нормативам потребления), а Правила 307 предусматривали оплату отопления в течение года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Правительство РФ предоставило субъектам РФ право принять решение о выборе способа оплаты отопления – либо по Правилам 354, либо по Правилам 307. При этом существование двух вариантов оплат отопления декларировалось как временное, установленное на некий «переходный период», необходимый для отказа от норм Правил 307 и установления порядка оплаты отопления, предусмотренного Правилами 354. В качестве даты окончания такого «переходного периода» была установлена дата 31 декабря 2014 года, после которой на всей территории РФ должен был действовать единый и единственный порядок оплаты отопления, регламентированный Правилами 354.

Однако, значительная часть субъектов РФ не пожелали применять на своих территориях новый порядок оплаты отопления, сохранив круглогодичную оплату отопления, и буквально за неделю до планируемого истечения срока действия Правил 307 было обнародовано постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N1380 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 22 декабря 2014 года, вступило в силу 30 декабря 2014 года). Надо отметить, что такой «новогодний подарок» весьма ощутимо увеличил расходы тех организаций, которые (как это, собственно, и должно быть при ответственном подходе к делу) провели мероприятия по подготовке к переходу на Правила 354 – установили новое программное обеспечение, провели корректировку платы за отопление (Правилами 354 такая корректировка не предусматривалась, ее надо было провести в период действия Правил 307), осуществили ряд других действий. Но запланированной ранее отмены Правил 307 не произошло, и все подготовительные мероприятия оказались напрасными. Интересно, что органы госвласти подавляющей части субъектов РФ, в которых действовали Правила 307, даже не планировали принимать какие-либо региональные нормативные правовые акты, соответствующие новому порядку оплаты отопления, утвержденному Правилами 354 (например, НПА устанавливающие нормативы потребления теплоэнергии на отопление именно в месяцы отопительного периода, другие необходимые НПА).

ПП РФ от 17.12.2014 N1380 продлило действие Правил 307 до 30 июня 2016 года. О дальнейшем продлении действия Правил 307 Правительство РФ не заявляло, но продление действия норм Правил 307 все же произошло. Само постановление от 23.05.2006 N307, как и планировалось, утратило силу с 01.07.2016, но нормы, предусматривающие возможность оплаты отопления равными частями в течение всего года, были внесены в Правила 354. В отличие от декабря 2014 года в июне 2016 года постановление Правительства РФ, которым внесены такие поправки, было обнародовано не за неделю, а непосредственно в последний день действия Правил 307, то есть 30 июня 2016 года, и в этот же день ПП РФ от 29.06.2015 N603 вступило в силу.

Способы оплаты отопления

Согласно пункту 42.1 Правил 354 в новой редакции «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».

Сразу необходимо отметить, что правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2015 N603 устанавливает:
«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».

Необходимо особо отметить, что ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты отопления – такими полномочиями обладают только органы госвласти субъекта РФ.

Поскольку ПП РФ 603 было принято 29 июня, а 30 июня обнародовано и в этот же день вступило в силу, Правительство РФ предусмотрело продление действующего на момент вступления в силу постановления N603 способа оплаты отопления. Пункт 3 ПП РФ от 29.06.2016 N603 устанавливает:
«3. Установить, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления».

При этом абзац 1 пункта 42.2 Правил 354 устанавливает: «42.2. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».

Таким образом, до принятия органами госвласти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016. Органы госвласти субъекта РФ имеют право принять решение об изменении действующего способа – такое решение может приниматься один раз в год, в срок до 1 октября. Реализуется указанное решение только в году, следующем за годом принятия такого решения – либо с 01 июля (при переходе на равномерную оплату в течение года), либо с начала отопительного периода (при переходе на оплату в отопительный период).

Формулы расчета

Рассмотрим порядок оплаты отопления в 4 типовых случаях:
1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность оборудования ОПУ отсутствует;
2. Дом не оборудован ОПУ, при этом техническая возможность оборудования ОПУ имеется;
3. Дом оборудован ОПУ, но не все помещения дома оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ);
4. Дом оборудован ОПУ, и все помещения дома оборудованы ИПУ.

Представим формулы для каждой из приведенных ситуаций в виде таблицы, с разделением на два варианта:
1) Оплата отопления осуществляется в течение отопительного периода;
2) Оплата отопления осуществляется равномерно в течение календарного года.

В таблице используются следующие обозначения:
ОПУ – коллективный (общедомовой) прибор учета;
ИПУ – индивидуальный прибор учета;
МКД – многоквартирный дом;
Pi – размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД (размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД).

Наличие/отсутствие приборов учета

Оплата в течение отопительного периода

Оплата равномерно в течение года

Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД (ИПУ в жилом доме) при отсутствии технической возможности установки прибора учета

Формула 2 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Формула 2.1 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД при наличии технической возможности установки ОПУ

Формула 2.2 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Формула 2.3 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Смотрите так же:  Требования к решению ифнс

МКД оборудован ОПУ, не все помещения МКД оборудованы ИПУ

Формула 3 Приложения 2 Правил 354:

где:
V Д – объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

1) Формула 3.1 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
VТ – среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.2:

где:
Pk.пр – размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

МКД оборудован ОПУ, все помещения МКД оборудованы ИПУ

Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

где:
Vi n – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ в i-м помещении;
Vi ОДН – объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях МКД, который определяется по формуле:

где:
V Д – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

1) Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

где:
Vi n – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Vi ОДН – объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

где:
V Д – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.4:

где:
Pk – размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в МКД, определенный исходя из показаний ОПУ и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ;
Pn. – размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний ИПУ, и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ;
Pn.n – размер платы за объем (количество) тепловой энергии, потребленной за прошедший год в МКД, оборудованном ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленной за прошедший год во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

где:
V Д – объем (количество) потребленной за прошедший год в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Vi n – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД.

Еще одна формула, на которую стоит обратить внимание — это формула 6.1 Приложения 2 Правил 354.

Согласно абзацу 2 пункта 42.2 Правил 354: «В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6.1 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Пункт 6.1 Приложения 2 Правил 354 устанавливает:
«6.1. В случаях, предусмотренных пунктом 42.2, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6.1:

где:
Pk.прразмер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета — из нормативов потребления;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.».

Логика здесь довольно понятная. В случае изменения способа оплаты отопления в течение календарного года применяется два способа оплаты: в начале года один способ, в конце года – другой. Вследствие наличия двух способов возможно появление расхождений между объемом отопления, предъявленным потребителям к оплате в течение года, и фактически потребленным объемом. Для ликвидации этих расхождений в I квартале года, следующего за годом, в котором вступило в силу решение об изменении способа оплаты, проводится корректировка платы за тот год, в котором был изменен способ оплаты. Не следует путать такую корректировку с корректировкой платы за отопление, проводимой при равномерной оплате отопления в течение года.

Оплата отопления ИКУ в РСО

Ранее был рассмотрен расчет платы за отопление, которую потребители услуг оплачивают исполнителю коммунальных услуг (ИКУ). С учетом того, что ПП РФ от 29.06.2016 N603 внесены изменения не только в Правила 354, но и в ПП РФ от 14.02.2014 N124 (далее – Правила 124), необходимо отметить несколько существенных моментов, касающихся порядка и размера оплаты отопления ИКУ в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603 пункт 22 Правил 124 дополнен подпунктом «е», устанавливающим:
«е) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт».

То есть, в случае отсутствия ОПУ при наличии технической возможности установки ОПУ при расчетах ИКУ с РСО за коммунальный ресурс по отоплению применяется такой же повышающий коэффициент, как и при расчетах потребителей с ИКУ.

Кроме того, Правила 124 дополнены пунктами 25.1 – 25.2, устанавливающими:
«25.1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний — исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, жилой дом, фиксируется двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется ресурсоснабжающей организацией один раз в год;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
в) в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
25.2. Коэффициент периодичности внесения платы за тепловую энергию определяется путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году
».

Приведенные нормы упорядочивают взаимодействие ИКУ с РСО при расчетах за коммунальный ресурс по отоплению. Теперь исключена ранее существовавшая неопределенность, при которой РСО требовали от ИКУ оплату отопления по факту потребления (по ОПУ), несмотря на установленный в субъекте РФ порядок оплаты отопления потребителями по среднемесячному объему потребления равномерно в течение года. Подпункт «а» пункта 25.1 Правил 124 прямо указывает на необходимость оплаты отопления от ИКУ в РСО по среднемесячному объему потребления с проведением корректировки один раз в год. Введение указанной нормы позволит прекратить многочисленные споры, связанные со взысканием с ИКУ в пользу РСО пеней с задолженности, являющейся разницей между стоимостью среднего объема отопления, предъявляемого к оплате потребителям, и фактически потребленного объема отопления, определенного по ОПУ.

Подпункт «в» пункта 25.1 и пункт 25.2 Правил 124 исключают споры, связанные с попытками РСО в случае выбора способа оплаты равномерно в течение года применять в расчетах с ИКУ норматив, установленный для способа оплаты в отопительный период.

Внимание! Часть разъяснений в настоящей статье утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 N232).
Актуальные варианты расчета стоимости отопления приведены в статье по ссылке > > > (дата публикации 26.02.2018).

Статья формате pdf размещена здесь >>>