Содержание:
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования
Дополнительное образование — это часть системы непрерывного обучения, направленная на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программы ДОД бывают образовательного и рабочего типа, оба они реализуются на благо человека и государства.
Как составляется образовательная программа
Образовательная программа разрабатывается согласно «Примерным требованиям к программе ДО детей» и оформляется в соответствии с нормативами ГОСТа, перечисленными в приложении к письму N 06-1844 Департамента молодежной политики, воспитания и поддержки детей Минобрнауки от 11 декабря 2006 года.
Она должна быть:
- Современной. Актуальность – основной критерий, ориентированный на эффективное решение насущных проблем.
- Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать сегодняшние и потенциально возможные в будущем требования.
- Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их достижения.
- Целостной. Полнота комплекса мероприятий, нужных для решения поставленных задач.
- Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать условиям работы образовательной организации.
- Контролируемой. Документ отражает не только результаты и их возможные параметры, но и способы проверки промежуточных, а потом и конечных достижений.
- Корректируемой.
- Вариативной.
Программа дополнительного образования состоит из четырех блоков:
- Концептуального, содержащего введение и пояснительную записку.
- Контрольно-методического, где указаны прогнозируемые результаты, варианты диагностики и мониторинга.
- Учебного, состоящего из тематического содержания и определения стиля и методов выполнения задуманного.
- Справочного со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленного согласно ГОСТу.
Структура образовательной программы ДО выглядит так:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Проект обучения и его тематика.
- Содержание.
- Методические материалы.
- Список литературных источников.
- Приложение.
- Тезаурус.
- Методички с краткими конспектами уроков, пособия и рекомендации.
- Описание способов индивидуальной работы со школьниками.
- Планы воспитательной работы и занятий.
- Критерии мониторинга.
Стандарты оформление программы дополнительного образования:
- Текст набирается в приложении Word шрифтом Times New Roman 12-14 размера, с одинарным межстрочным интервалом на листах формата А4. Таблицы вставляются прямо в текст.
- На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и звания педагога, полное наименование территории, где используется, год создания.
- Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, содержит характеристику форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.
Виды программ:
- Типовая, или примерная, — утверждается отделами образования и рекомендуется в качестве образца.
- Адаптированная либо модифицированная — формируется на основе примерной или типовой методик, измененных педагогом под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала.
- Авторская — включает порядка 70 % новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями.
- Экспериментальная.
- узкопрофильным — отражающим один вид деятельности или единственное направление обучения;
- интегрированным — охватывающим смежные научные области;
- комплексным — состоящим из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое;
- сквозным — базированным на материале, соответствующем возрасту и физическому состоянию учеников, их количеству в коллективе;
- модульным — составленным из самостоятельных блоков.
- Объяснительно-иллюстративный — процесс, в ходе которого дети воспринимают и усваивают подготовленную заранее информацию.
- Репродуктивный — воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы.
- Частично поисковый — обучающиеся принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом.
- Исследовательский — освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.
Для разных возрастных категорий применимы соответствующие типы образовательной деятельности. Детям в 7-10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. В 11-12 лет — коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, групповой творческой игре — во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.
Определение результативности
Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, которыми он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования.
Результат должен быть соотнесен с учебными задачами и целями, направленностью программы ДО, в которой прописываются компетенции, намеченные для овладения к завершению каждого периода обучения. В конце и середине года педагог должен проверить, подтвердился ли прогноз одним из трех методов:
- наблюдением;
- мониторингом результатов;
- анализом.
Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:
- культурных достижений, традиции и самобытности регионов;
- уровня образования;
- его направленности;
- современных педагогических технологий;
- доступных методов контроля;
- способов управления образовательным процессом;
- имеющихся средств обучения.
Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:
- черты, отличающие его от принятых ранее планов;
- новизна;
- способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.
В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.
Этапы принятия РП ДО:
- Обсуждение на заседании педсовета.
- При необходимости — проведение независимой экспертизы.
- Утверждение директором учреждения.
Как выглядит рецензия
Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:
- Заголовок.
- Характеристику рецензируемой работы.
- Актуальность.
- Описание новаторских в системе дополнительного образования идей.
- Краткий анализ частей документа.
- Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов.
- Целостность — согласованность способов достижения результатов.
- Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования.
- Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации.
- Характеристику добавочного материала из приложений — их важность и содержательность.
- Выводы о профессионализме и умениях преподавателя — составителя программы.
Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии — закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.
Программа допобразования требования
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы.
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.
1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
— перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:
— краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение может включать описание:
— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
— форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.
6. Список использованной литературы.
Требования к образовательным программам дополнительного образования детей в ДОУ
Вопрос-ответ по теме
Каковы нормативные и методические требования к программе кружка в детском саду?
Какие требования к образовательным программам дополнительного образования детей?
Обоснование из рекомендации
Требования к образовательным программам дополнительного образования детей изложены в письме Минобразования России от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 г. (далее – Требования).
Согласно данным Требованиям образовательная программа дополнительного образования детей должна включать следующие структурные элементы.
Титульный лист, который должен включать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснительная записка, которая должна раскрывать:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
- сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы, который включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, которое должно включать в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
И последним структурным элементом программы дополнительного образования является список литературы.
Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.
Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.
Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>
Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список литературы.
- Приложение.
- Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).
1. Титульный лист включает:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::
Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ::название учреждения.
Образовательная программа дополнительного образования детей
Программа ориентированна на детей от . до :лет.
Педагог дополнительного образования
2. Пояснительная записка раскрывает:
- обоснование программы:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- организация учебной деятельности:
- формы режим занятий;
- количество учебных часов в неделю
- количество учащихся в группе, объединении
- работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
- прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;
Контроль может проводиться в следующих формах:
-
собеседование;
- зачет; зачетный лист;
- вопросник по программе;
- реферат; защита работы;
- выполнение нормативов;
- контрольное упражнение;
- участие в конкурсах, выставках;
- выступление на концертах, соревнованиях;
- КВН, викторина, открытое занятие и др.
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
Объёмы учебной нагрузки:
В соответствии с документами:
«Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей», М., 2006г.,
Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616
1 год обучения — всего 144 часа, в расчёте 1 группа — 15 человек, 4 часа в неделю.
2 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 12 человек, 6 часов в неделю
3 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 10 человек, 6 часов в неделю,
(3 — ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно — патриотическая направленность, — 324 часа, 9 часов в неделю).
Форма составления учебно — тематического плана (в расчёте на один год обучения)
Презентация к уроку ( класс) на тему:
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
В данной работе представлен материал по оформлению программ дополнительного образования детей. Полностью раскрыта структура составления программы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Благушина Нелли Николаевна
ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 11.12.2006 N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ По состоянию на 23 января 2008 года МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе. Директор Департамента А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Содержание образовательных программ должно быть ориентировано на: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира ; Интеграцию личности в национальную и мировую культуру; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Задачи образовательных программ ДО 1 . Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели : • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; • коррекция психофизического и умственного развития детей; • профилактика асоциального поведения детей и подростков 2 . Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения. 3 . Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
Содержание образовательных программ должно быть направлено на: с оздание условий для развития личности ребенка; р азвитие мотивации личности к познанию и творчеству; о беспечение эмоционального благополучия ребенка; п риобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; п рофилактику асоциального поведения; и нтеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; у крепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
СТРУКТУРА ПРОГРАММ Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.
Титульный лист МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 00 ГОРОД ТАМБОВ Утверждена На заседании методического Совета МБОУ СОШ № 30 «__» ______ 2013 г. Протокол № __ Директор _______________________ И.С. Разуваева «Свое здоровье — только сам!» Для учащихся 6-7 классов Срок реализации 1 год Составитель: Иванова Мария Ивановна Педагог дополнительного образования Тамбов ОБРАЗЕЦ 2013
Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. Цель и задачи программы. Особенности программы. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми. Краткое описание основных методов и технологий. Прогнозируемые результаты и критерии их замера. Средства, необходимые для реализации программы.
Учебно-тематический план Продолжительность Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 час 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов 3 часа 3раза 9часов 324 часа
Учебно-тематический план № п/п Название разделов и тем Всего часов Из них: Теор . Прак . Введение в программу 1 1 1. Основные признаки… 12 4 8 1.1 Классификация признаков 4 2 2 1.2 Признаки 4 4 1.3 Признаки 2 2 1.4 признаки 2 2 2. Показатели… 24 14 10 2.1 Итого 00 00 00
Содержание программы 1 год обучения Введение в программу Раздел 1. Основные признаки… Классификация признаков Теория. Влияние признаков на… Подходы к классификации… Классификация признаков по … Практика Работа в группах. Разработка… Признаки … Практика. Лабораторная работа. Определение.
Методическое обеспечение Приемы и методы итоги Формы занятий
Список литературы Для педагога Вестник «ЗОЖ»; 2007, № 2,4. Вестник образования; 2007 2008 гг. Для учащихся Коростелев Н.Б. от «А» до «Я». Детям о здоровье.-М., 1994. Ягодинский В.Н. школьнику о вреде никотина и алкоголя.-М., Просвещение. 1998.
Классификация программ Общеразвивающие программы Специализированные программы Профессионально-ориентированные программы
Образовательная область Направление образовательной деятельности Название программы Аннотация на программу Перечень методических приложений к программе Статус программы Сведения о разработчике Серия и № сертификата на программу Информационная карта образовательной программы дополнительного образования детей
Система дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Программа развития Создание для обучающихся условий по овладению ключевыми компетентностями, формирование успешной личности, востребованной и способной адаптироваться в конкурентном мире.
Приоритетные направления деятельности ОУ Создание современной инфраструктуры образовательного учреждения Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся Интеграция основного и дополнительного образования Проект «Шаг» Реализация проекта «Школа – территория здоровья» Формирование индивидуального образовательного маршрута
Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Научно-техническое направление 1. «Компьютерное программирование для подростков» Алексенцев О.Г. 15 15 2. «Алгоритмы и исполнители» Занин А.П. 15 15 Интеллектуально – познавательное 3. 4. « Знайкина школа» « Знайкина школа» Жабина В.А. Смирнова Н.Н. 15 15 15 15 5. « Знайкина школа» Одинцова И.Е. 15 15 6. « Знайкина школа». Кулешова Е.В. 15 15 7. «Твоя вселенная» Толстых И.Н. 16 16 8. «Деловой английский» Цветкова Е.А. 15 15
Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Физкультурно-оздоровительное 9. Аэробика Сафонова О.Б. 19 22 2 43 10. Дзюдо Агибалов Р.И. Очуров В.П. 49 43 2 94 11. Пулевая стрельба Знобищев С.А. 14 15 12 41 12. Кекусенкай каратэ Ташбулатова 10 13 1 24 13. Полиатлон Сироткина Н.В. 24 16 40 14. Художественная гимнастика Мандрусь О.Б. 15 10 1 26 15. Лапта Благушина Н.Н. 10 5 15
Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Художественно — эстетическое 16. Палитра Меркурьева Н.Н. 30 20 5 55 17. «Волшебный мир театра» Скопинцева А.Г. 27 33 60 18. «Начальное творчество для девочек» Оболенкина Н.В. 18 18 19. «Цветы из ткани» Мешкова В.Б. 6 9 15 20. Хоровая студия Глинщикова Л.В. 67 16 83 21. Хореография 71 21 2 94 22. Музыкальный инструмент 29 41 1 71
Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Туристко -краеведческое 23. «Слово о родном крае» Сорокина С.С. 15 15 Эколого-биологический 24. «Здоровье человека в современном мире» Горева Л.М. 15 15 Военно-патриотическое 25. «Этих дней не смолкнет слава…» Мельникова Л.П. 15 15 Социально-педагогическое 26. «Школа юных пешеходов» Васильева О.В. 16 16 Культурологическое 27. Школа хороших манер» Комиссарова Е.Н. 15 15 ИТОГО (2013-2014 уч. г.) 541 448 57 1046
Разработка дополнительной общеобразовательной программы при получении лицензии на осуществление образовательной деятельности
Основываясь на практическом опыте, делюсь мыслями насчет структуры образовательной программы, и буду рад учесть дополнения от коллег.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Примерно с 2014 года Министерство образования и науки издало десятки приказов, которыми утвердило образовательные стандарты по видам и уровням образования, и направленности. В них же указаны требования к образовательным программам. В качестве примеров, можно отнести: Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1561 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. №1560 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг» и т.д.
Общими руководящими документами при разработке дополнительной образовательной программы по обучению детей являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Концепция развития дополнительного образования детей». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 г. № 1726-р; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
В качестве дополнительных правоприменительных актов, в которых более подробно изложены особенности образовательной программы и технического оснащения применительно к создаваемым структурным подразделениям на базе коммерческих организаций можно отнести узконаправленные приказы Минобрнауки России и Минкультуры России, наиболее тесно соприкасающиеся с планируемой деятельностью. Приведенные ненормативные акты позволят создать исключительную общеобразовательную программу, привнося в нее особенности.
Так, программа дополнительного образования для детей и взрослых, должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
При разработке образовательной программы важно учитывать следующее:
— дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;
— дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
— дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Основная проблема у соискателей лицензии при составлении образовательной программы заключается в том, что они не знают, и не понимают, что и как в ней нужно написать. Необходимо помнить – разработанная программа будет проверяться сотрудниками территориального органа Министерства образования. Программа – это не эссе о том, как соискатель собирается реализовывать образовательный процесс, она должна быть изложена в научно-деловом стиле, и выполнять рекомендации Министерства образования и науки, которые зачастую расцениваются работниками Минобра как «неукоснительно обязательные». Разумеется, составитель программы должен знать, что и каким образом он должен преподавать, продумать до мелочей учебно-тематический план и разбить его по часам занятий. Образовательная программа показывает уровень профессиональной подготовки ее разработчика.
Итак, рассмотрим каждый структурный элемент образовательной программы.
1. Титульный лист.
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, структурного подразделения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— фамилию, имя, отчество, должность автора (соавторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. При составлении пояснительной записки к программе дополнительного образования детей возникает больше всего вопросов, поскольку бывает непросто провести анализ деятельности, которой ранее составитель не занимался, а его заказчик излагает на обычном, понятном ему языке порядок действий буквально в двух словах.
Таким образом, в пояснительной записке следует раскрыть:
— направленность дополнительной образовательной программы. Она можете состоять из одной или нескольких видов:
а) Естественно-научная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук. Обучающиеся в рамках такой программы учатся логическим операциям по познанию окружающего мира: находят и обобщают нужную информацию, действуют в нестандартных ситуациях, работают в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность;
б) научно-техническая — ориентирована на развитие интереса обучающихся к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, что способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать;
в) спортивно-техническая — обращена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, здоровья и здорового образа жизни;
г) туристско-краеведческая — нацелена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, изучению Родины, ее исторического и культурного наследия, приобретению навыков самостоятельной деятельности, и прививает навыки социального взаимодействия, формирует положительные нравственные качества личности обучающихся: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности;
д) эколого-биологическая – в ходе ее изучения происходит наблюдение и исследование мира природы, осмысленное участие в ее сохранении;
е) военно-патриотическая — нацелена на формирование и развитие личности, обладающей патриотическими качествами, способной успешно и добровольно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время, почитание боевых традиций Вооруженных Сил РФ, основ военной службы, символов воинской чести, доблести и славы;
ж) социально-педагогическая — ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе;
з) социально-экономическая — готовит обучающихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности, формирует навыки экономического мышления.
— новизну (программа реализуется впервые, в ней могут быть применены инновационные методики, либо посредством нее достигается новейший результат);
— актуальность (программа объясняет необходимость ее реализации, востребованность и важность);
— педагогическую целесообразность (программа устанавливает меру педагогического вмешательства, в целях предоставления самостоятельности и возможностей для самовыражения обучающемуся);
— цель образовательной программы (результат, который должен быть достигнут после реализации программы);
— задачи дополнительной образовательной программы (определенный перечень действий, этапов, выполнение которых позволит достигнуть цель программы);
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ (достаточно проведения краткого сравнительного анализа с аналогичными или смежными по направлению программами);
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, его этапы);
— формы занятий (ввиду отсутствия единого подхода к определению форм занятий, их смешивания с видами занятий и формами обучения, можно выделить две формы занятий: теоретическая и практическая. В свою очередь, каждая из них может включать несколько видов занятий, например, к теоретическим формам относятся лекции, уроки, консультации, а к практическим – семинары, лабораторные работы, контрольные, игры и пр. По формам организации обучения, занятия могут быть индивидуальными, парными, групповыми и коллективными).
— режим занятий (это совокупность требований к организации занятий и отдыха обучающихся: определяет длительность занятий, их периодичность, время перерывов).
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности (сколько человек сможет освоить программу и как ее усвоение поможет им в дальнейшем);
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Для удобства, можно сделать не только учебно-тематический план, но и учебный план дополнительной образовательной программы. Разница между ними заключается в том, что учебный план в обобщенном виде содержит: перечень разделов; количество часов по разделам; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового).
Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: название тем в разделах; количество часов, отводимых на изучение тем, разделов; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового). В учебно-тематическом плане важно указать количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования (отражается через краткое описание тем, устанавливая основные аспекты теоретических и практических видов занятий. Иными словами, в содержании программы необходимо обозначить основные моменты тем, определить главные вопросы, раскрывающие содержание разделов или подразделов, либо указать, какую конкретно практическую деятельность необходимо совершить в рамках занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей — это комплекс средств, необходимых для обучения, и, в то же время, рекомендации как правильно и эффективно выполнять методику, последовательность действий. Методическое обеспечение должно содержать сведения об:
— обеспечении программы методическими видами продукции (необходимый минимум оборудования, предметов, без которых невозможна полноценная реализация программы);
— рекомендациях по проведению определенного вида или всех занятий;
— дидактическом и лекционном материале, методиках по исследовательской работе, тематике опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.
Представляется, что при оформлении библиографического списка образовательной программы необходимо руководствоваться общим документом Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 г. № 332-ст «Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Таким образом, литература в списке должна приводиться в следующем порядке:
1. Нормативно-правовые акты (Международно-правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, приказы, письма);
2. Научная и учебная литература (книги, монографии, учебные пособия, учебно — методические пособия, справочники, курсы лекций) располагается, как правило, в алфавитном порядке. Источники литературы нумеруются по порядку.