Программа допобразования требования

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

Дополнительное образование — это часть системы непрерывного обучения, направленная на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программы ДОД бывают образовательного и рабочего типа, оба они реализуются на благо человека и государства.

Как составляется образовательная программа

Образовательная программа разрабатывается согласно «Примерным требованиям к программе ДО детей» и оформляется в соответствии с нормативами ГОСТа, перечисленными в приложении к письму N 06-1844 Департамента молодежной политики, воспитания и поддержки детей Минобрнауки от 11 декабря 2006 года.

Она должна быть:

  • Современной. Актуальность – основной критерий, ориентированный на эффективное решение насущных проблем.
  • Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать сегодняшние и потенциально возможные в будущем требования.
  • Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их достижения.
  • Целостной. Полнота комплекса мероприятий, нужных для решения поставленных задач.
  • Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать условиям работы образовательной организации.
  • Контролируемой. Документ отражает не только результаты и их возможные параметры, но и способы проверки промежуточных, а потом и конечных достижений.
  • Корректируемой.
  • Вариативной.

Программа дополнительного образования состоит из четырех блоков:

  1. Концептуального, содержащего введение и пояснительную записку.
  2. Контрольно-методического, где указаны прогнозируемые результаты, варианты диагностики и мониторинга.
  3. Учебного, состоящего из тематического содержания и определения стиля и методов выполнения задуманного.
  4. Справочного со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленного согласно ГОСТу.

Структура образовательной программы ДО выглядит так:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Проект обучения и его тематика.
  4. Содержание.
  5. Методические материалы.
  6. Список литературных источников.
  7. Приложение.
  • Тезаурус.
  • Методички с краткими конспектами уроков, пособия и рекомендации.
  • Описание способов индивидуальной работы со школьниками.
  • Планы воспитательной работы и занятий.
  • Критерии мониторинга.

Стандарты оформление программы дополнительного образования:

  1. Текст набирается в приложении Word шрифтом Times New Roman 12-14 размера, с одинарным межстрочным интервалом на листах формата А4. Таблицы вставляются прямо в текст.
  2. На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и звания педагога, полное наименование территории, где используется, год создания.
  3. Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, содержит характеристику форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.

Виды программ:

  • Типовая, или примерная, — утверждается отделами образования и рекомендуется в качестве образца.
  • Адаптированная либо модифицированная — формируется на основе примерной или типовой методик, измененных педагогом под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала.
  • Авторская — включает порядка 70 % новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями.
  • Экспериментальная.
  • узкопрофильным — отражающим один вид деятельности или единственное направление обучения;
  • интегрированным — охватывающим смежные научные области;
  • комплексным — состоящим из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое;
  • сквозным — базированным на материале, соответствующем возрасту и физическому состоянию учеников, их количеству в коллективе;
  • модульным — составленным из самостоятельных блоков.
  • Объяснительно-иллюстративный — процесс, в ходе которого дети воспринимают и усваивают подготовленную заранее информацию.
  • Репродуктивный — воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы.
  • Частично поисковый — обучающиеся принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом.
  • Исследовательский — освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.

Для разных возрастных категорий применимы соответствующие типы образовательной деятельности. Детям в 7-10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. В 11-12 лет — коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, групповой творческой игре — во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.

Определение результативности

Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, которыми он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования.

Результат должен быть соотнесен с учебными задачами и целями, направленностью программы ДО, в которой прописываются компетенции, намеченные для овладения к завершению каждого периода обучения. В конце и середине года педагог должен проверить, подтвердился ли прогноз одним из трех методов:

  • наблюдением;
  • мониторингом результатов;
  • анализом.

Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:

  • культурных достижений, традиции и самобытности регионов;
  • уровня образования;
  • его направленности;
  • современных педагогических технологий;
  • доступных методов контроля;
  • способов управления образовательным процессом;
  • имеющихся средств обучения.

Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:

  • черты, отличающие его от принятых ранее планов;
  • новизна;
  • способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.

В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.

Этапы принятия РП ДО:

  • Обсуждение на заседании педсовета.
  • При необходимости — проведение независимой экспертизы.
  • Утверждение директором учреждения.

Как выглядит рецензия

Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:

  1. Заголовок.
  2. Характеристику рецензируемой работы.
  3. Актуальность.
  4. Описание новаторских в системе дополнительного образования идей.
  5. Краткий анализ частей документа.
  6. Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов.
  7. Целостность — согласованность способов достижения результатов.
  8. Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования.
  9. Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации.
  10. Характеристику добавочного материала из приложений — их важность и содержательность.
  11. Выводы о профессионализме и умениях преподавателя — составителя программы.

Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии — закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.

Программа допобразования требования

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Смотрите так же:  Требования пес 2018

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы их проверки;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

— краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

— форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

Требования к образовательным программам дополнительного образования детей в ДОУ

Вопрос-ответ по теме

Каковы нормативные и методические требования к программе кружка в детском саду?
Какие требования к образовательным программам дополнительного образования детей?

Обоснование из рекомендации

Требования к образовательным программам дополнительного образования детей изложены в письме Минобразования России от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 г. (далее – Требования).

Согласно данным Требованиям образовательная программа дополнительного образования детей должна включать следующие структурные элементы.

Титульный лист, который должен включать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.

Пояснительная записка, которая должна раскрывать:

  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
  • возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
  • сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы, который включает:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, которое должно включать в себя описание:

  • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

И последним структурным элементом программы дополнительного образования является список литературы.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

1. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::

    Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ::название учреждения.

    Образовательная программа дополнительного образования детей

    Программа ориентированна на детей от . до :лет.

    Педагог дополнительного образования

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    1. обоснование программы:
    2. направленность дополнительной образовательной программы;
    3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
    4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
    5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
    7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    8. организация учебной деятельности:
    9. формы режим занятий;
    10. количество учебных часов в неделю
    11. количество учащихся в группе, объединении
    12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
    13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

    Контроль может проводиться в следующих формах:

      собеседование;
    1. зачет; зачетный лист;
    2. вопросник по программе;
    3. реферат; защита работы;
    4. выполнение нормативов;
    5. контрольное упражнение;
    6. участие в конкурсах, выставках;
    7. выступление на концертах, соревнованиях;
    8. КВН, викторина, открытое занятие и др.
    9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

    Объёмы учебной нагрузки:

    В соответствии с документами:

    «Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей», М., 2006г.,

    Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

    1 год обучения — всего 144 часа, в расчёте 1 группа — 15 человек, 4 часа в неделю.

    2 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 12 человек, 6 часов в неделю

    3 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 10 человек, 6 часов в неделю,

    (3 — ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно — патриотическая направленность, — 324 часа, 9 часов в неделю).

    Форма составления учебно — тематического плана (в расчёте на один год обучения)

    Презентация к уроку ( класс) на тему:
    Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

    В данной работе представлен материал по оформлению программ дополнительного образования детей. Полностью раскрыта структура составления программы.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Благушина Нелли Николаевна

    ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 11.12.2006 N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ По состоянию на 23 января 2008 года МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе. Директор Департамента А.А.ЛЕВИТСКАЯ

    Смотрите так же:  Gta 3 требования

    Содержание образовательных программ должно быть ориентировано на: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира ; Интеграцию личности в национальную и мировую культуру; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

    Задачи образовательных программ ДО 1 . Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели : • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; • коррекция психофизического и умственного развития детей; • профилактика асоциального поведения детей и подростков 2 . Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения. 3 . Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

    Содержание образовательных программ должно быть направлено на: с оздание условий для развития личности ребенка; р азвитие мотивации личности к познанию и творчеству; о беспечение эмоционального благополучия ребенка; п риобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; п рофилактику асоциального поведения; и нтеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; у крепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

    СТРУКТУРА ПРОГРАММ Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.

    Титульный лист МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 00 ГОРОД ТАМБОВ Утверждена На заседании методического Совета МБОУ СОШ № 30 «__» ______ 2013 г. Протокол № __ Директор _______________________ И.С. Разуваева «Свое здоровье — только сам!» Для учащихся 6-7 классов Срок реализации 1 год Составитель: Иванова Мария Ивановна Педагог дополнительного образования Тамбов ОБРАЗЕЦ 2013

    Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. Цель и задачи программы. Особенности программы. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми. Краткое описание основных методов и технологий. Прогнозируемые результаты и критерии их замера. Средства, необходимые для реализации программы.

    Учебно-тематический план Продолжительность Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 час 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов 3 часа 3раза 9часов 324 часа

    Учебно-тематический план № п/п Название разделов и тем Всего часов Из них: Теор . Прак . Введение в программу 1 1 1. Основные признаки… 12 4 8 1.1 Классификация признаков 4 2 2 1.2 Признаки 4 4 1.3 Признаки 2 2 1.4 признаки 2 2 2. Показатели… 24 14 10 2.1 Итого 00 00 00

    Содержание программы 1 год обучения Введение в программу Раздел 1. Основные признаки… Классификация признаков Теория. Влияние признаков на… Подходы к классификации… Классификация признаков по … Практика Работа в группах. Разработка… Признаки … Практика. Лабораторная работа. Определение.

    Методическое обеспечение Приемы и методы итоги Формы занятий

    Список литературы Для педагога Вестник «ЗОЖ»; 2007, № 2,4. Вестник образования; 2007 2008 гг. Для учащихся Коростелев Н.Б. от «А» до «Я». Детям о здоровье.-М., 1994. Ягодинский В.Н. школьнику о вреде никотина и алкоголя.-М., Просвещение. 1998.

    Классификация программ Общеразвивающие программы Специализированные программы Профессионально-ориентированные программы

    Образовательная область Направление образовательной деятельности Название программы Аннотация на программу Перечень методических приложений к программе Статус программы Сведения о разработчике Серия и № сертификата на программу Информационная карта образовательной программы дополнительного образования детей

    Система дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Программа развития Создание для обучающихся условий по овладению ключевыми компетентностями, формирование успешной личности, востребованной и способной адаптироваться в конкурентном мире.

    Приоритетные направления деятельности ОУ Создание современной инфраструктуры образовательного учреждения Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся Интеграция основного и дополнительного образования Проект «Шаг» Реализация проекта «Школа – территория здоровья» Формирование индивидуального образовательного маршрута

    Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Научно-техническое направление 1. «Компьютерное программирование для подростков» Алексенцев О.Г. 15 15 2. «Алгоритмы и исполнители» Занин А.П. 15 15 Интеллектуально – познавательное 3. 4. « Знайкина школа» « Знайкина школа» Жабина В.А. Смирнова Н.Н. 15 15 15 15 5. « Знайкина школа» Одинцова И.Е. 15 15 6. « Знайкина школа». Кулешова Е.В. 15 15 7. «Твоя вселенная» Толстых И.Н. 16 16 8. «Деловой английский» Цветкова Е.А. 15 15

    Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Физкультурно-оздоровительное 9. Аэробика Сафонова О.Б. 19 22 2 43 10. Дзюдо Агибалов Р.И. Очуров В.П. 49 43 2 94 11. Пулевая стрельба Знобищев С.А. 14 15 12 41 12. Кекусенкай каратэ Ташбулатова 10 13 1 24 13. Полиатлон Сироткина Н.В. 24 16 40 14. Художественная гимнастика Мандрусь О.Б. 15 10 1 26 15. Лапта Благушина Н.Н. 10 5 15

    Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Художественно — эстетическое 16. Палитра Меркурьева Н.Н. 30 20 5 55 17. «Волшебный мир театра» Скопинцева А.Г. 27 33 60 18. «Начальное творчество для девочек» Оболенкина Н.В. 18 18 19. «Цветы из ткани» Мешкова В.Б. 6 9 15 20. Хоровая студия Глинщикова Л.В. 67 16 83 21. Хореография 71 21 2 94 22. Музыкальный инструмент 29 41 1 71

    Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Туристко -краеведческое 23. «Слово о родном крае» Сорокина С.С. 15 15 Эколого-биологический 24. «Здоровье человека в современном мире» Горева Л.М. 15 15 Военно-патриотическое 25. «Этих дней не смолкнет слава…» Мельникова Л.П. 15 15 Социально-педагогическое 26. «Школа юных пешеходов» Васильева О.В. 16 16 Культурологическое 27. Школа хороших манер» Комиссарова Е.Н. 15 15 ИТОГО (2013-2014 уч. г.) 541 448 57 1046

    Разработка дополнительной общеобразовательной программы при получении лицензии на осуществление образовательной деятельности

    Основываясь на практическом опыте, делюсь мыслями насчет структуры образовательной программы, и буду рад учесть дополнения от коллег.

    Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

    Примерно с 2014 года Министерство образования и науки издало десятки приказов, которыми утвердило образовательные стандарты по видам и уровням образования, и направленности. В них же указаны требования к образовательным программам. В качестве примеров, можно отнести: Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1561 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. №1560 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг» и т.д.

    Общими руководящими документами при разработке дополнительной образовательной программы по обучению детей являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Концепция развития дополнительного образования детей». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 г. № 1726-р; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

    Смотрите так же:  Налог на недвижимость с 2018 года в рк

    В качестве дополнительных правоприменительных актов, в которых более подробно изложены особенности образовательной программы и технического оснащения применительно к создаваемым структурным подразделениям на базе коммерческих организаций можно отнести узконаправленные приказы Минобрнауки России и Минкультуры России, наиболее тесно соприкасающиеся с планируемой деятельностью. Приведенные ненормативные акты позволят создать исключительную общеобразовательную программу, привнося в нее особенности.

    Так, программа дополнительного образования для детей и взрослых, должна включать следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист.

    2. Пояснительную записку.

    3. Учебно-тематический план.

    4. Содержание изучаемого курса.

    5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

    6. Список литературы.

    При разработке образовательной программы важно учитывать следующее:

    — дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;

    — дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

    — дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

    Основная проблема у соискателей лицензии при составлении образовательной программы заключается в том, что они не знают, и не понимают, что и как в ней нужно написать. Необходимо помнить – разработанная программа будет проверяться сотрудниками территориального органа Министерства образования. Программа – это не эссе о том, как соискатель собирается реализовывать образовательный процесс, она должна быть изложена в научно-деловом стиле, и выполнять рекомендации Министерства образования и науки, которые зачастую расцениваются работниками Минобра как «неукоснительно обязательные». Разумеется, составитель программы должен знать, что и каким образом он должен преподавать, продумать до мелочей учебно-тематический план и разбить его по часам занятий. Образовательная программа показывает уровень профессиональной подготовки ее разработчика.

    Итак, рассмотрим каждый структурный элемент образовательной программы.

    1. Титульный лист.

    На титульном листе рекомендуется указывать:

    — наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, структурного подразделения;

    — где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    — название дополнительной образовательной программы;

    — возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    — срок реализации дополнительной образовательной программы;

    — фамилию, имя, отчество, должность автора (соавторов) дополнительной образовательной программы;

    — название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    — год разработки дополнительной образовательной программы.

    2. При составлении пояснительной записки к программе дополнительного образования детей возникает больше всего вопросов, поскольку бывает непросто провести анализ деятельности, которой ранее составитель не занимался, а его заказчик излагает на обычном, понятном ему языке порядок действий буквально в двух словах.

    Таким образом, в пояснительной записке следует раскрыть:

    направленность дополнительной образовательной программы. Она можете состоять из одной или нескольких видов:

    а) Естественно-научная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук. Обучающиеся в рамках такой программы учатся логическим операциям по познанию окружающего мира: находят и обобщают нужную информацию, действуют в нестандартных ситуациях, работают в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность;

    б) научно-техническая — ориентирована на развитие интереса обучающихся к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, что способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать;

    в) спортивно-техническая — обращена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, здоровья и здорового образа жизни;

    г) туристско-краеведческая — нацелена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, изучению Родины, ее исторического и культурного наследия, приобретению навыков самостоятельной деятельности, и прививает навыки социального взаимодействия, формирует положительные нравственные качества личности обучающихся: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности;

    д) эколого-биологическая – в ходе ее изучения происходит наблюдение и исследование мира природы, осмысленное участие в ее сохранении;

    е) военно-патриотическая — нацелена на формирование и развитие личности, обладающей патриотическими качествами, способной успешно и добровольно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время, почитание боевых традиций Вооруженных Сил РФ, основ военной службы, символов воинской чести, доблести и славы;

    ж) социально-педагогическая — ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе;

    з) социально-экономическая — готовит обучающихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности, формирует навыки экономического мышления.

    новизну (программа реализуется впервые, в ней могут быть применены инновационные методики, либо посредством нее достигается новейший результат);

    актуальность (программа объясняет необходимость ее реализации, востребованность и важность);

    педагогическую целесообразность (программа устанавливает меру педагогического вмешательства, в целях предоставления самостоятельности и возможностей для самовыражения обучающемуся);

    цель образовательной программы (результат, который должен быть достигнут после реализации программы);

    задачи дополнительной образовательной программы (определенный перечень действий, этапов, выполнение которых позволит достигнуть цель программы);

    отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ (достаточно проведения краткого сравнительного анализа с аналогичными или смежными по направлению программами);

    возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

    сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, его этапы);

    формы занятий (ввиду отсутствия единого подхода к определению форм занятий, их смешивания с видами занятий и формами обучения, можно выделить две формы занятий: теоретическая и практическая. В свою очередь, каждая из них может включать несколько видов занятий, например, к теоретическим формам относятся лекции, уроки, консультации, а к практическим – семинары, лабораторные работы, контрольные, игры и пр. По формам организации обучения, занятия могут быть индивидуальными, парными, групповыми и коллективными).

    режим занятий (это совокупность требований к организации занятий и отдыха обучающихся: определяет длительность занятий, их периодичность, время перерывов).

    ожидаемые результаты и способы определения их результативности (сколько человек сможет освоить программу и как ее усвоение поможет им в дальнейшем);

    формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

    3. Для удобства, можно сделать не только учебно-тематический план, но и учебный план дополнительной образовательной программы. Разница между ними заключается в том, что учебный план в обобщенном виде содержит: перечень разделов; количество часов по разделам; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового).

    Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: название тем в разделах; количество часов, отводимых на изучение тем, разделов; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового). В учебно-тематическом плане важно указать количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    4. Содержание программы дополнительного образования (отражается через краткое описание тем, устанавливая основные аспекты теоретических и практических видов занятий. Иными словами, в содержании программы необходимо обозначить основные моменты тем, определить главные вопросы, раскрывающие содержание разделов или подразделов, либо указать, какую конкретно практическую деятельность необходимо совершить в рамках занятий).

    5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей — это комплекс средств, необходимых для обучения, и, в то же время, рекомендации как правильно и эффективно выполнять методику, последовательность действий. Методическое обеспечение должно содержать сведения об:

    — обеспечении программы методическими видами продукции (необходимый минимум оборудования, предметов, без которых невозможна полноценная реализация программы);

    — рекомендациях по проведению определенного вида или всех занятий;

    — дидактическом и лекционном материале, методиках по исследовательской работе, тематике опытнической или исследовательской работы и т.д.

    6. Список использованной литературы.

    Представляется, что при оформлении библиографического списка образовательной программы необходимо руководствоваться общим документом Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 г. № 332-ст «Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Таким образом, литература в списке должна приводиться в следующем порядке:

    1. Нормативно-правовые акты (Международно-правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, приказы, письма);

    2. Научная и учебная литература (книги, монографии, учебные пособия, учебно — методические пособия, справочники, курсы лекций) располагается, как правило, в алфавитном порядке. Источники литературы нумеруются по порядку.