Союз адвокатов россии сайт

Союз адвокатов россии сайт

Союз адвокатов россии

Legal 500 — «Трунов Айвар и партнеры» одна из лучших юрфирм мира

Коллегия «Трунов Айвар и партнеры» вошла в Топ Морового рейтинга лучших юридических фирм – Legal 500

«Громкий плагиат: Дидье Маруани против Филиппа Киркорова» (видео)»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФС РФ — круглый стол

«Защита прав личности в российском уголовном процессе: совершенствование законодательства для укрепления статуса адвоката»

ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДИСКУССИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

12 ноября 2015 года в Золотом зале Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

28.09.2015 Круглый стол — Совещание «Найденное, подаренное и наследуемое оружие. Проблемы и решения»

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ ФОРУМ

В Форуме приняли участие делегации из более чем 85 стран.

ЗАСЕДЕНИЕ СОВЕТА ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ ГД РФ

03 сентября 2015 г. в Госдуме состоялось заседание Совета при Председателе Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкине.

Убийства адвокатов России.

И.Л. Трунов – Президент Союза адвокатов России,
проф., д.ю.н., к.э.н., академик РАЕН,.

Жизнь и безопасность адвоката и членов его семьи, реально никак не защищена, и законодательная регламентация защиты носит декларативный характер. С 2000 по 2014 годы против адвокатов в нашей стране было совершено более 70 убийств и тяжких преступлений. В центре Москвы была расстреляна адвокат Татьяна Акимцева. Вспомним С.Ю Маркелова; М. Я. Евлоева, Е.Б. Замосквичева, С.Р. Жалинова, И.В. Розенберга, К.Б. Деева, Е.В Яцык, И.В. Максимовой, Д.Д. Штейнберга, Д.Ю. Соболева и других, которые были убиты в связи с осуществлением своей профессиональной деятельностью.

Противостояние добросовестного адвоката против организованной преступности и коррумпированных представителей власти, имеют место при любом политическом устройстве и в любом государстве. Противопоставление прав личности и произвола криминалитета, к сожалению, явление неизбежное. Адвокатская профессиональная деятельность связана с повышенным риском для жизни и здоровья, чем обуславливается необходимость государственной защитыи повышенной уголовной ответственности за посягательство жизнь, здоровье и имущество адвоката.

Адвокат является неотъемлемой частью правосудия, имея основной целью защиту прав и свобод человека и обеспечение квалифицированной юридической помощи в деле способствования целям справедливости и гуманизма и построения правового государства.

Формально законодательное регламентирование государственной защиты адвоката есть, но на практике она не работает. Разберёмся, почему и что нужно сделать.

Под государственной защитой принято понимать — применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья, а также обеспечение сохранности имущества защищаемых лиц. Применение мер правовой защиты, предусматривает, в том числе, повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц. Также осуществление мер социальной защиты, реализация права на материальную компенсацию в случае гибели, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Пункт 4 ст. 18 №63 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» гласит: «Адвокат, члены его семьи и их имущество находится под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества». Притом что анализ Федерального закона(п. 28 ст. 12 ФЗ)«О полиции», регламентирующий обязанности полиции в сфере «государственной защиты», адвоката, как объект защиты, не упоминает.

Норма п. 4 ст. 18 №63 ФЗ, пробельная и не определяет какие конкретные действия, должны предприниматься государством во исполнение указанных гарантий икто из должностных лиц должен их осуществлять. «Право может и должно быть определенным» — это положение, сформулировано юристами Древнего Рима [1] . Закон должен отвечать требованию принципа правовой определенности, давать уверенность, что права конкретных лиц будут защищены, что действия правоприменителя будут прогнозируемы и предсказуемы, и не будут меняться от случая к случаю, от региона к региону.

Нормативно институт государственной защиты в России достаточно подробно разработан и закреплен в законах. Основными законами являются: ФЗ №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и ФЗ №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Так, в преамбуле к федеральному закону №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» сказано, что «в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких».

Защищаемым лицам обеспечиваются следующие меры безопасности, предусмотренные статьей 5 указанного выше Закона:

— личная охрана, охрана жилища и имущества;

— выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

— временное помещение в безопасное место;

— обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

— перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

— переселение на другое место жительства;

— замена документов, изменение внешности.

В случае гибели названных в законе лиц родственникам погибшего выплачивают сумму в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы, если это судья, то это порядка 7,5 миллиона руб. В случае гибели сотрудника МВД РФ родственникам выплачивается денежное содержание за период 10 лет.

Среди защищаемых лиц, перечисленных в законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», адвокат не значится. Что свидетельствует о нежелании законодателя распространять на адвокатов те же повышенные меры государственной защиты, которые государство применяет по отношению к судьям, прокурорам и иным должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов. В такой ситуации крайне необходимо внесение поправок и включение в перечень защищаемых лиц адвокатов и членов их семей.

Более 10 лет назад в России был принят Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Статья 5 этого закона регламентирует виды мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

Согласно официальной статистике, государственная защита в большинстве случаев 63,2% применялась к свидетелям, реже — потерпевшим 23%, еще реже к подозреваемым и обвиняемым 3,12% [2] . Адвокатов статистика не упоминает вообще.По данным ВНИИ МВД России, 60 % граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы. За 10 лет применения закона установлена, неэффективность расходования бюджетных средств, несовершенство законодательства, низкая продуктивность служебной деятельности должностных лиц правоохранительной системы, закон содержит широкий спектр недоработок.

Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» регламентирует правоотношения только в сфере уголовного судопроизводства. В законе слово адвокат не упоминается, как и в статистических отчетах о получении государственной защиты. Но логически можно сказать, что он имеет отношение к защите адвокатов. Согласно части 1 ст. 2 этого Закона государственной защите подлежат (п. 4) защитники подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. Хотя защитник не всегда адвокат, УПК РФ предусматривает, что «в качестве защитников допускаются адвокаты». Защитниками могут быть и близкие родственники обвиняемого. Адвокатская деятельность гораздо шире. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокаты защищают лиц, в отношении которых проводится проверка в рамках главы 52 УПК РФ, в помещении которого проводится обыск ч. 11ст. 182 УПК РФ. Также не подпадает по закон N 119-ФЗ — адвокат свидетеля, адвокат в конституционном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве, представитель потерпевшего. Погибшая адвокат Татьяна Акимцева, являлась представителем потерпевшего и, как следствие, на нее не распространялось действие ряда правовых норм, в том числе и Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Ни один из законов о государственной защите[3] не предоставляет и не гарантирует защиты адвокатам по всему спектру адвокатской деятельности, и даже не упоминает их. Только при сложных логических построениях законодательных норм, можно отнести государственную защиту к некоторым видам адвокатской деятельности, и только в уголовном судопроизводстве. Но статистика опровергает сложные логические построения. Не за возмещение вреда борется адвокат, получивший телесные повреждения, либо его родственники погибшего, оставшиеся без кормильца, а за возбуждение уголовного дела или его, как минимум, сносное расследование. Зачастую и это не реально в виду участия в преступлениях действующих, либо бывших сотрудников правоохранительной системы. На наш взгляд, необходимо принять меры к внесению дополнений в данные Законы и включению в перечень защищаемых лиц адвокатов и членов их семей.

Много также существует, казалось бы, мелких пробельностей и неопределенностей законодательства о государственной защите. Как пример, уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет что, при необходимости обеспечить безопасность защищаемого, следователь «вправе…» (ч.9 ст.166 УПК РФ). Обтекаемые неопределенные выражения процессуального закона, в тех моментах, где разговор идет о жизни и смерти. Государственная защита, обеспечение безопасности свидетеля не право, а обязанность должностного лица, неисполнение которой должно влечь, в том числе и ответственность. Как следствие, необходимо заменить термин «вправе» на «обязан» в ч. 9 ст. 166 УПК РФ и здесь не должно быть никакого усмотрения.

Один из общепризнанных и эффективных способов применения мер правовой защиты, заключается в повышенной уголовной ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц.

Так, французский законодатель предусматривает гораздо более широкий спектр составов преступлений в отношении адвоката, влекущих наступление серьезной уголовной ответственности. Карается воспрепятствование любой адвокатской деятельности. Убийство адвоката наказывается высшей мерой наказания — пожизненным лишением свободы (ст. 221-4 УК Франции); применение пыток и жестокого обращения в отношении адвоката наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет (ст. 222-3 УК Франции); совершение насильственных действий, угрожающих наступлением смерти, при отсутствии намерения убить, наказывается лишением свободы на срок, до двадцати лет (ст. 222-8 УК Франции); совершение насильственных действий, повлекших увечья либо полную потерю работоспособности, наказывается лишением свободы на срок, до пятнадцати лет (ст. 222-10 УК Франции); совершение насильственных действий, повлекших потерю работоспособности на срок более восьми дней наказывается до трех лет тюремного заключения и штрафом в размере 45000 евро (ст. 222-12 УК Франции); угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества адвоката наказывается до двух лет тюремного заключения и штрафом в размере 30000 евро (ст. 433-3 УК Франции); любые угрозы, попытки запугивания с целью оказания влияния на поведение адвоката при осуществлении им своих функций наказывается до трех лет тюремного заключения и штрафом в размере 45000 евро (ст. 434-8 УК Франции)[4].

Российское уголовное право регламентирует повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, только адвокат, среди защищаемых, вновь не упоминается.Статья 296 УК РФ «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования» илистатья 295 — «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование». Логически можно допустить, что эти нормы распространяются и на адвоката интерпретировав термин «защитник», но статистика опровергает эту логику. Деятельность адвоката гораздо шире, о чем уже упоминалось. Конкретный пример, последнее громкое убийство адвоката Акимцевой Т.В. Дело возбуждено по двум статьям УК РФ — ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц) и ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Отношение как к обычному гражданину, никакой повышенной ответственности защищаемого лица.

Необходимо внесение поправок в статьи 295, 296 УК РФ, как минимум дополнив круг защищаемых лиц словом — адвокат.

Несовершенство института современной адвокатуры России накладывает свой отпечаток, как на безопасность, так и на меры государственной охраны. Законодатель отражает мнение и требования населения, как избранный представитель. В глазах населения, адвокатура часто приводной механизм коррупции. «Несуны», правоохранительной системы и суда, советники криминальных группировок и «воров в законе». Адвокат, как специалист в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, или хитрость. «Криминальный адвокат» опаснее рецидивиста. Безграмотная, безответственная работа ломает судьбы, приносит огромный материальный вред. Принятие закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов, заблокировано группой депутатов Государственной Думы России, «сросшихся» с нынешним руководством адвокатуры. Независимость адвокатуры превратилась, в корыстную безнаказанность.Правительство России в государственной программе «Юстиция», констатирует: Запланирована «в адвокатском сообществе необходимая «чистка рядов». Отмечается что, «с момента принятия ФЗ №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности. » были выявлены недостатки правового регулирования адвокатской деятельности». Признается невысокий уровень профессионализма низкая привлекательность профессии, «большое количество проблем не только не решается в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений». Рынок юридических услуг планируется очистить от недобросовестных участников.

Смотрите так же:  Независимая экспертиза в шатуре

В государственной программе говорится о необходимости упорядочить систему оказания юридической помощи и реформировать адвокатуру, что окажет положительное влияние, в том числе, на безопасность адвокатской деятельности.

Анализ трех Федеральных законов имеющих отношение к государственной защите в России: №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», №63 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», свидетельствует, что основным органом защиты является МВД России. Полиция имеет широкий спектр функций. Закон «О полиции» закрепляет 12 основных направлений деятельности. Среди которых следствие, оперативного сопровождение расследования правонарушений. А значит ведомственные интересы.

Так же, «палочная» система отчетности следствия – когда сегодня нужно раскрыть больше преступлений, чем вчера, приводит к существенным нарушениям и, в том числе, оказывает давление на качество государственной защиты. Нормы о государственной защите срабатывают только тогда, когда не противоречат интересам полицейской военизированной вертикали МВД РФ. Регламентируемая действующим правом состязательность стороны обвинения и защиты, часто превращается в войну с использованием всех средств давления. В свое время, ведомственная заинтересованность была одной из самых веских оснований перевода системы исполнения наказаний из МВД РФ к Министерству юстиции, не имеющему функций расследования преступлений и собственных интересов по отношению к подозреваемым обвиняемым, содержащимся под стражей. Помимо основного государственного защитника — МВД РФ, осуществление мер государственной защиты возлагается еще на пять различных ведомств так же, как правило, имеющие функции расследования и оперативно-розыскного сопровождения. Органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством осуществление отдельных мер безопасности. Отсутствие единого органа приводит к отсутствию единого подхода, единой стратегии и тактики осуществления защитных мероприятий. Нет единой системы подготовки сотрудников их специализации.

Не случайно в США обязанности по практической реализации мер государственной защиты возложены на Службу судебных Маршалов (United States Marshals Service)[5], самостоятельное подразделение в составе Министерства юстиции, ни ФБР, ни полиция. Возглавляет Службу независимый директор, кандидатура которого выдвигается Президентом США и утверждается Сенатом.

В России функции государственной защиты необходимо предавать независимому органу Министерству Юстиции РФ исполнять данные функции должна служба судебных приставов или специально созданная служба.

Уровень развития адвокатуры – индикатор состояния цивилизованного эффективного государства. Право на справедливое судебное разбирательство и квалифицированную юридическую помощь адвоката, является частью фундаментальных прав, и свобод человека которые закреплены в международных конвенциях и декларациях и Конституции РФ. Учитывая государственную важность адвокатуры для соблюдения конституционных и других прав человека, очевидно, что необходимо создать условия для безопасной деятельности которые требуют комплекс мер касающихся, в итоге, каждого.

[1]Дигесты Юстиниана. Избр. фрагменты в пер. и с прим. И.С. Перетерского. – М.: Наука, 1984. – 406 с. [Дигесты, 1984, с. 68]

[2] Проблемы и перспективы развития института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Бородкина Т. «Мировой судья», 2010, N 4.

[3]N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Союз адвокатов россии сайт

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека была основана в 2004 году и окончательно сформировалась в 2007 году.

Цели и задачи Ассоциации Адвокатов России за Права Человека — соблюдение прав и свобод человека, эффективное восстановление нарушенных прав и свобод конкретного человека, оказание полной и всесторонней защиты человека.

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека сегодня — сообщество адвокатов, юристов, общественников и правозащитников.

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека выступила с инициативой создания первой европейской антикоррупционной сети — Чистые Руки Без Границ.

Ассоциация активно участвует в международных конференциях и совещаниях Совета Европы, Европейского союза, а также является членом международной антифашистской сети «United» (Амстердам).

В июне 2009 года Ассоциация Адвокатов России за Права Человека стала участником Глобального Партнерства Организации Объединенных Наций UN Global Compact.

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека призвана защищать права человека независимо от пола, национальности, возраста, религии, политических взглядов и места жительства.

В марте 2017 года Ассоциация Адвокатов России за Права Человека ввела второе название — Ассоциация Адвокатов России за Права Личности, которое используется наравне с первоначальным названием.

Согласно принятому решению членов Ассоциации Адвокатов России за Права Человека (Личности) изменился подход к защите прав — от прав человека к правам личности как более широкому понятию.

Новый подход отвечает требованиям времени.

В связи с развитием технологий перед правозащитниками встал философский вопрос о подходе к защите прав. Последние достижения в области искусственного интеллекта, генной инженерии, эндокринологии, протезировании, ученые планируют в самое ближайшее время пересадить голову и последними данными в области психиатрии и психологии, в связи с чем появляются такие понятия, как искусственный разум и постчеловек. Признаки личности оказываются присущи не только человеку, но и другим формам разума. В связи с чем Ассоциация Адвокатов России за Права Человека приняла решение перейти от концепции защиты прав только человека к более широкой концепции защиты прав личности.

В рамках развития нового подхода разработаны критерии, кого считать личностью и дано определение личности, состоящее из трех частей, дано определение что такой искусственный разум и что такое постчеловек, что такое добродетель.

Таким образом, Ассоциация Адвокатов России за Права Человека (Личности) будет вести мониторинг соблюдения прав и свобод личности, добиваться признания прав за всеми личностями и их защиты.

Основоположником новой концепции является председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека (Личности) правозащитница Мария Баст.

Федеральный Союз Адвокатов России (ФСАР)

КАК СОЗДАВАЛСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОЮЗ АДВОКАТОВ РОССИИ?

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. К слову, общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные названным Федеральным законом функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

В настоящее время в России существуют несколько крупных общественных объединений адвокатов, наиболее влиятельным из которых является Федеральный союз адвокатов России (ФСАР).

Федеральный Союз Адвокатов России (ФСАР) был создан 12 сентября 1994 года в г. Москве на базе ранее действовавшей добровольной общественной организации – Союза адвокатов России, учрежденной в 1990 г. в Свердловске.

В работе Учредительного Съезда приняли участие 149 делегатов, представляющих 93 коллегии адвокатов Российской Федерации. Съезд принял Устав Союза, в котором указано, что ФСАР является общероссийской добровольной общественной организацией с индивидуальным и коллективным членством. Руководящими органами Союза являются: Всероссийский Съезд, Совет, Исполком и Президент. Президентом ФСАР был избран А.П. Галоганов, который до настоящего времени является бессменным руководителем ФСАР.

Целью Союза является объединение усилий адвокатов для содействия дальнейшему укреплению и развитию независимой, сильной, авторитетной адвокатуры, как важного условия формирования правового государства, повышению профессионального мастерства и обеспечению правовой защищенности адвокатов, дальнейшему развитию института адвокатуры.

Объединительный съезд представителей адвокатских ассоциаций и коллегий, состоявшийся 26 февраля 2000 года, принял устав Обще­российской общественной организации «Федеральный союз адвокатов России» (ФСАР). Этот устав создавался на базе устава Федерального союза адвокатов (регионального) России, принятом 13 сентября 1994 г. и был официально зарегистрирован Министерством юстиции РФ 28 июля 2000 г.

Каковы основные положения Устава ФСАР?

– Устав ФСАР представляет собой детально разработанный норма­тивный документ, включающий разделы: общие положения, цели и задачи Союза, деятельность Союза, условия вступления в Союз, пра­ва и обязанности его членов, структура Союза, порядок образования и компетенция органов Союза и др.

Статья 6 устава содержит перечень задач Союза, в числе главных названо «содействие дальнейшему укреплению и развитию независи­мой, сильной, авторитетной адвокатуры как важного условия форми­рования правового государства».

В последующем при Союзе был создан научно-методический центр (НМЦ), призванный содействовать реализации задач Союза, требую­щих научного обеспечения. Задачи и методы деятельности НМЦ опре­делены положением о нем, проект которого был вынесен на обсужде­ние адвокатской общественности.

В сентябре 2000 г. на совместном заседании Исполкома Гильдии российских адвокатов, Президиума Федерального союза адвокатов России, с участием представителей Международного союза (содру­жества) адвокатов и ряда коллегий адвокатов субъектов Российс­кой Федерации, в целях принятия мер по дальнейшему реальному сплочению всех адвокатов России в единое сообщество подписан Меморандум о создании единого федерального координирующего органа самоуправления адвокатуры — Федерального Совета адвока­туры Российской Федерации.

Но все это происходило до принятия Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Какие задачи ставят перед собой члены ФСАР на нынешнем этапе?

– Действительно, в 2012 году истекает десятилетний срок действия нового закона об адвокатуре. Практика его применения, по мнению руководящих органов ФСАР, выявила значительные недостатки, которые не позволили пока решить главные проблемы укрепления единства адвокатуры на основе демократических принципов самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов. Остались нерешенными также проблемы защищенности адвоката правового, организационного и материального порядка, в том числе продекларированные в законе об адвокатуре.

Нельзя игнорировать участившиеся попытки отдельных групп адвокатов, успешно работающих в крупном бизнесе, демонтировать традиционную российскую адвокатуру, а адвокатскую деятельность превратить в предпринимательскую.

Учитывая эти обстоятельства, ФСАР считает, что назрело время на основе анализа проблем адвокатуры сформулировать позиции о направлении и путях дальнейшего развития российской адвокатуры на широком представительном форуме российских адвокатов.

Попытка провести такое мероприятие была предпринята в августе 2011 года. Как известно, идея проведения Всероссийского конгресса адвокатов принадлежит президенту Гильдии российских адвокатов Гасану Мирзоеву, который давно настаивает на необходимости коллективного обсуждения злободневных проблем адвокатского сообщества. Но, разные мнения по поводу необходимости созыва конгресса и его повестки, высказанные и руководители крупнейших адвокатских объединений, и общественных организаций, пока «отложили» это мероприятие на неопределенный срок.

Главное здесь – не желание расколоть адвокатуру, взять инициативу в свои руки, убедить коллег в неэффективности нынешних принципов организации управления адвокатским сообществом. Это, на мой взгляд, желание побыстрее пройти этап реформирования адвокатуры, преодоления дуализма при оказании юридической помощи с максимальной выгодой для действующих адвокатов.

В марте 2012 года на базе Коллегии адвокатов Волгоградской области «ЛЕГИОН» образовано Волгоградское региональное отделение Федерального Союза Адвокатов России, председателем которого назначен адвокат Ваграм Рафикович Давтян.

В октябре 2012 года Ваграм Рафикович Давтян был избран одним из Вице-президентов Федерального Союза Адвокатов России.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Уже двадцать лет прошло с момента образования Федерального Союза Адвокатов России.

Смотрите так же:  Договор между ф

За это время сделано многое. Сменились несколько эпох в развитии российской адвокатуры. Прекращали свое действие устаревшие нормы законодательства, вступали в силу новые законы. Развивалась и укреплялась практика взаимодействия участников Союза между собой. Практически с нуля создавались региональные отделения, увеличивалось число членов Союза.

На протяжении всей истории своего развития и становления Федеральный Союз Адвокатов России содействовал укреплению и развитию независимой и сильной адвокатуры, как важнейшего института гражданского общества, определяющего условия для формирования правового государства.

В настоящее время главной задачей Федерального Союза Адвокатов является укрепление позиций адвокатуры и повышение ее роли в правовой системе современной России, защита профессиональных и социальных прав адвокатов, их чести и достоинства, равно как и обеспечение наиболее полной и качественной юридической помощи доверителям.

Кроме этого, мы должны и дальше развивать систему взаимодействия различных адвокатских образований России, способствовать укреплению адвокатского сообщества, активно участвовать в общественной жизни страны.

Надеемся, что в будущем Волгоградское отделение, как и Союз в целом, будет неуклонно развиваться и укреплять свои позиции с целью создания в России правового и социального государства.

Председатель Волгоградского регионального отделения Федерального Союза Адвокатов России,

Вице-президент Федерального Союза Адвокатов России

Ваграм Рафикович Давтян

Для вступления в члены Федерального Союза Адвокатов России просим обращаться к секретарю Волгоградского регионального отделения по телефонам:

(8442) 24-33-97; + 7-927-063-94-63; +7-917-331-19-97.

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ АДВОКАТУРЫ РОССИИ

Игорь Л. Трунов — академик РАЕН., д.ю.н., профессор, заместитель председателя Международного союза юристов.

Аннотация

Статья посвящена анализу реформирования рынка юридических услуг и адвокатуры, на основе государственной программы «Юстиция». Критика накопившихся за последние 12 лет проблем и предложения по реформированию и совершенствованию будущей объединённой адвокатуры России, на базе международного опыта и отечественных ошибок и просчетов.

Ключевые слова

Программа «Юстиция», адвокатская монополия, наказание за коррупцию в адвокатуре, общественный адвокатский контроль,непотизмом,предельный возраст адвоката, демократия -Президент подбирает себе выборщиков.

RUSSIA NEED REFORM ADVOCACY

IgorL. Trunov- DoctorofLaw, PhD in economics, Professor, advocate

The National President of the World Association of lawyers.

Deputy Chairman of the International Union of lawyers

Abstract

This article analyzes the reform of the legal services market and the advocacy profession on the basis of the state program «Justice.» Criticism accumulated over the past 12 years, challenges and proposals for reforming and improving the advocacy profession, based on international experience and domestic mistakes and miscalculations.

Keywords

Program «Justice», advocacy monopoly, punishment for corruption in the advocacy, the public advocacy’s control, nepotism, the age limit lawyer, democracy — President selects electors themselves.

Во многом эффективная экономика современного государства, инновационный путь развития, создания привлекательного инвестиционного климата, зависит и от грамотной юридической политики. Правительством РФ 15.04.2014г. утверждена новая редакция государственной программы «Юстиция», в том числе имеющая целью реформирование российского рынка юридических услуг. Бюджет программы составляет 2,4 млрд. руб.

Мир становится глобализованным, международная конкуренция обостряется и право занять достойное место у себя дома (в своей стране) и на международном рынке юридических услуг, имеют юристы стран с сильной национальной конкуренцией и быстрой реакцией законодателя. Как отрицательный пример — Франция. В связи с непродуманными действиями властей 15 лет назад она потеряла 70% рынка юридических бизнес-услуг в пользу транснациональных юридических компаний. Сегодня до 80% крупных сделок во Франции сопровождают английские и американские юридические фирмы. Интересен пример Китая и Индии, осознавая опасность потерять рынок юридических услуг, законодательно протекционистскими мерами они не дают возможности доминирования в сфере оказания юридических услуг иностранным компаниям.

Из госпрограммы «Юстиция» следует: базовому игроку рынка юридических услуг -адвокатуре, Правительство России дает крайне неудовлетворительную оценку.

Уровень развития адвокатуры – индикатор состояния цивилизованного эффективного государства.Право на справедливое судебное разбирательство и квалифицированную юридическую помощь адвоката, является частью фундаментальных прав, и свобод человека которые закреплены в международных конвенциях и декларациях и Конституции РФ. Учитывая государственную важность адвокатуры для соблюдения конституционных и других прав, очевидно, что это законодательно регулируемая государством деятельность, т. е. государство (законодатель) создает и регулирует общие условия выполнения этой деятельности.

Однако адвокатура должна быть организована в рамках профессионального самоуправления, и самоконтроля, совершенно независимого от любых органов общественной (государственной) власти. Адвокат – по сути состязательного процесса, неотъемлемый участник судопроизводства, смелый и профессиональный оппонент нарушителям прав и свобод человека, как правило, наделенных властью. Последняя надежда человека в борьбе с произволом и коррупцией за свои права. Имея смелость профессионально защищать других, должно хватать смелости в признании ошибок и изъянов профессии.

Госпрограммой «Юстиция» запланировано реформирование института адвокатуры.

Численность адвокатов в России к 2020 году планируется увеличить с 0,05 до 0,1 на 1 жителя страны. По минимальным подсчетам, к сегодняшним 70 тысячам адвокатов присоединится 80 тысяч юристов. В программе, присутствует подпрограмма «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций». Запланирована «в адвокатском сообществе необходимая «чистка рядов». Констатируется что, «С момента принятия ФЗ N-63-ФЗ «Об адвокатской деятельности. » были выявлены недостатки правового регулирования адвокатской деятельности». Признается невысокий уровень профессионализма низкая привлекательность профессии, «большое количество проблем не только не решается в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений». В программе говорится о необходимости упорядочить систему оказания юридической помощи и реформировать адвокатуру. Рынок юридических услуг планируется очистить от недобросовестных участников. Подпрограмма предусматривает разработку эффективного механизма исключения адвокатов из профессии.

И действительно, действующее законодательство об адвокатуре не предусматривает внутриорганизационных гарантий прав адвоката. Создана и функционирует коррупционная система управления, которой не было ни в царскую эпоху, ни в эпоху советского тоталитаризма. «Президенты адвокатуры» законодательно пролоббировали для себя авторитарный аналог политбюро «адвокатские Палаты», с громким именем «институт гражданского общества». Закон об адвокатуре необоснованно расширил права Президентов адвокатского сообщества (функционеров), повсеместно ущемляет права рядовых адвокатов. Закон не допускает созыва собрания (конференции) адвокатов по инициативе групп адвокатов или адвокатских образований. Ущемлена возможность: присутствовать на собрании (конференции), предлагать вопросы в повестку дня и участвовать в их обсуждении, выдвигать кандидатов в органы управления, и т.п. Отсутствует право адвоката на ознакомление с бухгалтерской и иной внутренней документацией адвокатской палаты.

Суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг.Программа предусматривает переход к единому адвокатскому статусу для всех, кто занимается юридическими консультациями, так же переход к адвокатской монополии на представительство интересов в суде. Адвокатская монополия позволит допускать к защите интересов граждан только настоящих профессионалов. Противники монополии возражают: сегодня статус адвоката часто покупается.

Мнения ученых по поводу реформы адвокатуры, разделились.

Радикальный подход. После ознакомления с приведенной жесткой, справедливой оценкой адвокатуры сами собой напрашивается вариант дальнейших действий. При помощи административных ресурсов ликвидировать систему старой адвокатуры. В результате находящиеся в ней «здоровые кадры» перейдут в более перспективные и конкурентоспособные формы организации по оказанию юридических услуг [1] .

Гуманный. Необходимо попытаться сначала «вылечить» существующую адвокатуру, а уж затем, может быть, и вкладываться в нее, занимаясь ее реорганизацией [2] .

Ликвидировать без ущерба правам и свободам человека, вряд ли получится. Адвокат неотъемлемая составляющая правоохранительной и судебной систем. Наиболее приемлемый вариант попытки вылечить адвокатуру, но для этого нужно разобраться, в чем проблемы.

В адвокатуре России, накопилось много болезненных вопросов. Адвокатура не смогла вписаться в растущий капиталоёмкий и очень важный сегмент рынка юридических услуг — правовое сопровождение бизнеса.Международные юридические компании на российском рынке юридических бизнес услуг, в стоимостном выражении зарабатывают 70%, российским юристам остается 30% [3] , лишь незначительная часть из которых адвокаты.

Созданная в адвокатуре система экзаменов и дисциплинарной ответственности не обеспечивает надлежащей профессионализм и качество работы адвокатов.

Необходимо законодательно: создать условия минимизации случаев взяток за экзамен на статус адвоката, коррупционных, откатных схем расходования смет взносов, вертикали вымогательства в части ежемесячных платежей адвокатскими образованиями руководству, корыстного решения вопросов по жалобам на адвокатов, кумовства и непотизма. Необходимо остановить рост ежемесячных взносов и вознаграждений руководству адвокатурой, необходимо отменить дискриминационные решения о поборах с молодых адвокатов, пожизненные пенсии за счет взносов, выплату больничных руководству за счет взносов, необходимо ввести конкурсную систему расходования ежегодных смет.

Представляется неверным, что многие адвокатские палаты, в том числе и Федеральная, имея возможность получить у государства в льготную аренду помещения. Но, часто имея такие помещения, тем не мене, размещают Палаты в помещениях принадлежащих самим Президентам или их близким, оформляя договоры по коммерческим завышенным ценам, в том числе через офшорные схемы. Как мне видится, по каждому подобному факту необходимо уголовное расследование.

Вызывает вопросы то, что при ежегодном росте числа адвокатов, росте взносов и их разновидностей, существует непрозрачное, не конкурсное их расходование. Как пример, Подмосковная Палата адвокатов собирает в год 63 миллиона 691 тысячу рублей ежегодных адвокатских взносов. При расходовании, ни каких конкурсов или тендеров не проводит, возможности контроля нет. Президент АПМО, он же Председатель квалификационной комиссии, получает и ежедневную плату (10 тыс. руб.) как Председатель квалификационной комиссии, как Председатель Совета палаты (10 тыс. руб.). Платно читает семинары и лекции, которые распределяет себе сам. Как Вице-президент Федеральной палаты адвокатов получает оклад из бюджета всероссийских взносов адвокатов. В том числе и ежегодные материальные вознаграждения. Это называется компенсационные выплаты, в то время около 90% адвокатов работающих по представлению правоохранительных органов и суда получают 550 рублей за день работы [4] . В цивилизованных странах, участие в руководстве адвокатским сообществом не приносит прибыли, а является почетной обязанностью. Работа в органах управления адвокатским сообществом России должна быть так же почетной обязанностью, и вознаграждение не должно превышать государством регламентированное возмещение издержек за день работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240.

Общеизвестны и непомерно высоки взятки за экзамен на статус адвоката. Негласно, мзда в Москве более 30 тысяч долларов, в Московской область более 20 тысяч долларов. Помимо коррупционных, молодежь обложили дополнительными официальными поборами. В некоторых палатах обязательные выплаты с молодых адвокатов после сдачи экзаменов доходят до 500 тысяч руб. Несмотря на запрет Конституционного Суда РФ, фактически установлен материальный ценз, только дети богатых или проворовавшиеся бывшие сотрудники могут получить статус. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19.05.1998 года N 15-П, недопустимо введение не установленных законом условий допуска к профессиональной юридической деятельности, в том числе требования об уплате не предусмотренных действующим законодательством взносов при вступлении в профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве.

Сегодняшний экзамен на статус адвоката коррупционен изначально. Экзаменационные вопросы касаются всех вопросов права. Качественно знать весь объём права нереально, а значит усмотрение лица, принимающего экзамен. И, кстати, есть примеры проваливших экзамен докторов юридических наук.

Характерный пример, при сдаче экзаменов на статус адвоката в Московской области — обязательное требование регистрации (прописки) в Московской области не менее одного года. Крепостное право, иначе едут сдавать адвокатский экзамен в отдаленные дотационные регионы России, где «дешевле». Регистрация на интернет-сайте АПМО, осуществляется в ноябре текущего года на следующий год, дата и время начала регистрация устанавливается на сайте АПМО, и прекращается по заполнении списка в количестве 160 претендентов. Регистрация в 2012 году проводилась 10.11.2012 г. Началась в 10.00, окончена в 10.02.40, т.е. длилась 2 мин. 40 сек. При этом, кто-то успел зарегистрировался от 2-х до 5-и раз (всего порядка 20-25 человек), но в результате в окончательном списке оказалось 160 человек. Каким образом в список включаются недостающие претенденты? Откуда взялась цифра 160? В 2013 году регистрация проводилась 26.11.2013 г., началась в 10.00, окончилась в 10.00.41, т.е. за 41 сек. Читается старая Формула, создать трудности и платно их решать.

Смотрите так же:  Заявление об отмене совмещения

Право стало настолько сложной областью, что уже не существует универсальных адвокатов. На национальном уровне, а тем более на международном уровне такое не представляется возможным. Анализ международной практики организации адвокатуры указывает на коренное изменение которое происходят сегодня в мире: — Чем больше разделяется труд тем выше его производительность что изменяет характера работы адвокатов. Постоянная дифференциация общественных отношений сегментация экономического рынка привела к потребности глубокой и при этом весьма «узкой» специализации адвоката. Современность требует не универсального профессионала, а профессиональную команду адвокатов с внутренним разделением труда по специализации.

Представляется необходимым переход к системе специализации адвокатов, по аналогии со специализации врачей. Как следствие, экзаменационная специализация по отраслям права и включение в экзамен решения юридических задач, а не повторение экзамена системы высшего образования. Бизнес-адвокат имеет целью извлечение прибыли, что не допустимо для адвоката в уголовном судопроизводстве. Различия в этическом регулировании должны отражаться и в различиях в экзаменационном подходе.

Обсудим другой, не менее важный, «яркий» недостаток правового регулирования адвокатской деятельности, безобразна форма демократии независимого института гражданского общества — адвокатуры России. Текст действующего закона сформулирован так, что представляет Президенту палаты подбирать себе выборщиков. Единожды сформированный, совет палаты впоследствии обновляется на одну треть каждые два года из кандидатур, подобранных Президентом палаты, и это также допустимо законом. Советы палат выбирают Президентов. Это ставит в полную зависимость адвокатское сообщество от Президента палаты. Милость Президента может обеспечить карьеру и безбедное существование любого адвоката. Президент, он же Председатель квалификационной комиссии, имеет возможность безгранично карать, возбуждать дисциплинарное производство, проводить проверки на основе неопределенной трактовки этических принципов, большинство в принимающей решение квалификационной комиссии подобрано и послушно только Президенту палаты. Сразу появилось кумовство, Президентские дети и родственники стали приемниками руководства Палат адвокатов. Сын Президента ФПА, одновременно Президента ПА Санкт-Петербурга, член руководящего совета ПА Санкт-Петербурга, в Совет также вошел и племянник Президента. Сын Саратовского Президента ПА, он же Президент Общероссийской Ассоциации адвокатов, член руководящего совета ПА Саратова. Сын Калининградского Президента или дочь Вице-президент ПрезидентаАдвокатская палаты Амурской области – члены Советов соответствующих адвокатской палат. В развитых, цивилизованных странах подобные формы закона и подобная преемственность называется непотизмом— лоббированиемродственников и близких в нарушение справедливого порядка [5] . Опасность которого состоит в ограничении конкуренции и подавлении «социальных лифтов», кадрового отбора лучших людей, что в итоге приводит к коррупции и загниванию всей системы.

Необходимо либо концептуально менять закон, либо, как минимум, дополнить ст.31, 37 Закона об адвокатуре, о выдвижение кандидатур на замещение членов Советов ФПА, ПА. Целесообразно наделить правом выдвижения помимо Президента, общественные объединения адвокатов, самовыдвижение. Президент должен получать доверие и поддержку и избираться прямым голосованием Конференции (собрания) адвокатов, при обязательном тайном голосовании, что бы избежать дальнейших преследований «неправильно» проголосовавших.

Отдельные Президенты адвокатуры России, пришедшие к власти 12 лет назад, уже были не молоды, сегодня это становится отдельной проблемой. Необходима законодательная регламентация возраста руководства адвокатским сообществом, которая предаст динамику развитию рынка юридических услуг, предоставит дорогу молодым. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Предельный возраст пребывания на службе в Следственном комитете — 65 лет. Предельный возраст нахождения прокурорских работников на службе в органах и учреждениях прокуратуры — 65 лет. В адвокатуре никаких ограничений. К примеру, Вице президент Федеральной палаты он же Президент Московской палаты адвокатов — 76 лет, Вице президент Федеральной палаты, он же Президент Воронежской палаты 77 лет, и т.д.

Предельный возраст имеет отношение не только к динамике развития активности, но и главное к ответственности. Институт материальной ответственности адвоката ни как не приживается в России. Безграмотная, безответственная работа ломает судьбы, приносит огромный материальный вред, что в свою очередь существенно влияет на конкурентоспособность и привлекательность российских адвокатов. В ситуации, когда по вине адвоката семья лишилась последнего жилья или обанкротился предприниматель, дисциплинарное производство по результатам которого вероятно, как самое строгое наказание лишение статуса адвоката, ни кого не удовлетворяет. Принятие закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов, как то странно заблокировано группой депутатов Государственной Думы России, «сросшихся» с нынешним руководством Адвокатуры. В рамках программы «Юстиция» необходимо закрепление обязательной материальной ответственности, в особенности юридических бизнес услуг.

23 апреля 2014 г. в Москве состоялся Конгресс адвокатов России, на котором обсуждались выше перечисленные «болевые» точки современной адвокатуры. Было принято решение о создании Общественного объединения адвокатов Союз адвокатов России которое будет осуществлять функции общественного контроля, и члены которого не могут быть одновременно членами органов управления адвокатуры.

Как подтверждение справедливости перечисленных проблем один из скандалов произошедший на конференции Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия). 12 лет несменяемый Президент и ряд членов Совета, ввели многочисленные финансовые поборы, непрозрачно расходуют финансы, часто на своё усмотрение и не справедливо. Молодые адвокаты для сдачи квалификационного экзамена должны платить 150 тысяч руб. Действующему руководству высказали недоверие и предложили на голосование альтернативного кандидата в Президенты. После долгих споров, словесных перепалок и вмешательства со стороны Управления юстиции предложение было одобрено. Альтернативный кандидат выиграл. Действующее руководство не согласилось, представители совета палаты «продавили» переголосование вопроса. Половина зала, выступавшая против, в знак протеста беззаконию покинула зал. И сейчас начинаются судебные разбирательства, аналогичные иску в Лефортовском суде г. Москвы, где проходит рассмотрение иска инициативной группы адвокатов Московской области к Адвокатской палате Московской области о признании недействительным решения XI-й Ежегодной конференции адвокатов МО.

Другая не менее острая проблема — коррупция. Адвокатура приводной механизм коррупции, центральная составляющая и одна из самых опасных. «Несуны», правоохранительной системы и суда, советники криминальных группировок и «воров в законе». «Криминальный адвокат» опаснее рецидивиста. Прикрываясь благими целями поддержания политической стабильности, в условиях корыстно-коррупционного построения вертикали отчислений «криминальный» адвокат самый желанный для руководства и это становится системой.

Раскрыть коррупционные преступления, где одним из фигурантов может являться адвокат, трудно в силу его юридической грамотности и особого процессуального положения.Адвокат, который по своему правовому положению является не должностным лицом государственной службы, а членом некоммерческой организации, специальным субъектом большинства коррупционных преступлений, признан быть не может. В силу закона он может быть только соучастником преступлений, совершаемых специальным субъектом. Необходимы поправки в уголовное законодательство квалифицирующие наказание за коррупцию в адвокатуре.

По смыслу концепции законопроекта N 471327-6 «Об основах общественного контроля в РФ», контроль в основном выполняют общественные палаты и общественные советы при органах исполнительной власти. Руководство адвокатским сообществом наполнило и возглавило эти общественные структуры. Так бессменный заместитель секретаря Общественной палаты России, не замеченный в адвокатской деятельности, но являющийся Вице-президентом Федеральной палаты адвокатов, он же член общественных советов при ФСБ, Министерстве Юстиции, ФСИН России.Президент Федеральной палаты адвокатов, он же Президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, Члена Совета Общественной палаты России, члена общественного совета Министерства Юстиции. Далее, Президент Московской Палаты адвокатов, он же член Общественной Палаты России с 2005г,он же член Общественного совета при МВД РФ, Министерстве Юстиции. Также, Президент палаты адвокатов Московской области, он же бессменный Вице-президент ФПА,член Общественной палаты ЦФО, он же член общественной палаты Московской области, он жечлен общественного совета при Министерстве юстиции РФ и т.д.

Надеяться на общественный самоконтроль со стороны общественных палат или общественных советов, как-то, не приходится. Юридическое сообщество считается закрытым профессиональным сообществом. Юристы находятся в особом положении, их отличает хорошее знание правовых, моральных и профессиональных норм и их недостатков, пробельностей, хитростей, и уловок. Механизмы репрессивного контроля оказываются малоэффективными ввиду сложности профессиональной деятельности и всегда существуют возможности для обмана. Выдающийся ученый и адвокат Е.В. Васьковский отмечал, что «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как юриспруденция». Адвокат «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох…». Наиболее эффективен внутрикорпоративный контроль со стороны коллег, так как соблюдение тех или иных норм могут увидеть только профессионалы.

По смыслу, президентский законопроект N 471327-6 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» предусматривает осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения правопорядка, правоохранительных органов и суда и, естественно, адвокатуры. С учетом специфики общественный контроль за профессиональной юридической деятельностью должен регламентироваться отдельными федеральными законами, с учетом особенностей и специфики, часто связанной с особым порядком или различными формами тайны.

Независимость адвокатуры от власти, несет очень высокие требования к профессионализму и специальным знаниям адвоката, и прежде всего самоконтролю. Сегодня эта независимость превратилась, при отсутствии общественного адвокатского самоконтроля, в корыстную безнаказанность.

ФЗ № 63-ФЗ закрепляет понятие Общественные объединения адвокатов (ст. 39). Но не раскрывает функции адвокатских объединений их цели, задачи, членство. Сегодня они «срослись» с органами управления. Как пример, Общероссийское объединение адвокатов «Федеральный союз адвокатов России — ФСАР». Президент ФСАР, он же Вице-президент Федеральной палаты адвокатов и он же Президент палаты адвокатов Московской области. Аналогична ситуация со всеми остальными общественными объединениями адвокатов. Очевидна бессмысленность нормы. Думается, что необходимы поправки в ст. 39 ФЗ №63-ФЗ, а именно, о том, что члены Общественных объединений адвокатов вправе осуществлять функции общественного контроля, но члены объединений не могут быть одновременно членами органов управления адвокатуры.

Общественный адвокатский контроль должен осуществляется в форме мониторинга, проверки, экспертизы и в иных формах. Необходимо законодательно закрепить обязанность субъектов общественного адвокатского контроля обнародовать информацию о результатах контроля, а также право адвокатов и граждан на открытый доступ к информации о контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие адвокатскую тайну.

Общественные адвокатские объединения должны дополнить механизм контроля качества оказываемой юридической помощи, горячая линия помощи обманутым гражданам, привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности нерадивых адвокатов, горячая линия помощи адвокатам в вопросах разногласий с адвокатскими палатами, незаконного преследования по вопросам профессиональной деятельности. Активно применять такие формы, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы.

Необходимы реформы, приводящие к повышению ответственности и компетентности адвокатов и, как следствие привлекательности института адвокатуры.

Н. Макиавелли утверждал – человек бывает хорошим только вынуждено. Для того чтобы сделать адвокатуру лучше и чище, чтобы перестали воровать, создавать коррупционные схемы, вымогать у своих коллег, злоупотреблять и бездельничать за счет взносов коллег, нужна продуманная, законодательно закрепленная система регламентирования и общественный адвокатский контроль, не «сросшийся» с руководством. Необходимо все-адвокатское широкое обсуждение реформы адвокатуры по госпрограмме «Юстиция».

Профессиональная квалифицированная правовая помощь населению немыслима без решения организационных и правовых возможностей адвокатуры.

Со времен древнего Рима юристы играли ведущую роль в обществе. Плеяда русских присяжных поверенных была образцом прогресса, активно участвовавших в социальной жизни. Мы понимаем, что прогресс никогда не приходит сам. Его следует заработать. Реформируя адвокатуру, мы делаем общее дело, исходя из сегодняшних проблем, мы делаем правильное дело. Мы никогда не искали легких путей и не ставили перед собой несложных задач. Адвокатура должна показывать пример гражданского общества с демократическими принципами управления, выполняя главное предназначение – защиту прав и свобод человека!

[1]Консультант плюс. МИНЮСТ ЗА РЕСТАЙЛИНГ АДВОКАТУРЫ. О ПРОЕКТЕ «ЮСТИЦИЯ» Р. МЕЛЬНИЧЕНКО

[2]Консультант плюс. ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА НА III КУТАФИНСКИХ ЧТЕНИЯХ С.Ю. МАКАРОВ, О.В. ПОСПЕЛОВ

[3]Юридический бизнес в России. Материалы 3 юридического форума. г. М., Альпина бизнес букс. 2008г.

[4]Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 (ред. от 14.05.2013) «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации..)

[5]Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC) – международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года.

Для любых предложений по сайту: [email protected]