Содержание:
ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .
Экономический словарь . 2000 .
Смотреть что такое «ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ» в других словарях:
ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ — (см. ВВОЗНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА) … Энциклопедический словарь экономики и права
импортные пошлины — платежи, взимаемые за ввоз в страну импортируемых товаров при пересечении границы … Словарь экономических терминов
импортные пошлины и налоги — Таможенные пошлины и все иные пошлины, налоги или сборы, взимаемые при или в связи с импортом товаров, за исключением любых сборов, величина которых ограничивается приблизительной стоимостью оказанных услуг или которые взимаются таможенной… … Справочник технического переводчика
ПОШЛИНЫ ИМПОРТНЫЕ — (см. ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права
ИМПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — по законодательству РФ устанавливаются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров и оплачиваютсяв рублях с пересчетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, коти руемому Центральным банком РФ на день таможенного оформления,… … Финансовый словарь
ПОШЛИНЫ — денежные сборы, взимаемые государственными органами при выполнении определенных операций. Включают таможенные П. (импортные и экспортные), а также различные внутригосударственные П. (например, судебные, регистрационные) … Внешнеэкономический толковый словарь
ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЕ ПОШЛИНЫ — импортные пошлины, затрудняющие ввоз в страну иностранных товаров, ухудшающие их конкурентоспособность по сравнению с национальными товарами. Протекционистский эффект импортной пошлины зависит в первую очередь от соотношения внутренних и мировых… … Внешнеэкономический толковый словарь
ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ — таможенные пошлины, взимаемые государством с лиц, ввозящих в страну товары из за рубежа. Включаются в цену и удорожают импортные товары, защищают национальное производство. Различают: фискальные, покровительственные, антидемпинговые,… … Экономический словарь
Скользящие импортные налоги — скользящие компенсационные импортные сборы, применяющиеся большинством развитых государств при импорте сельскохозяйственных товаров. Скользящие импортные налоги взимается таможенными органами. См. также: Импортные пошлины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Специальные импортные налоги — налоги, взимаемые только с иностранных товаров с целью прямого сокращения их ввоза в страну. См. также: Импортные пошлины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
2.11. Таможенные пошлины Тесты
б) косвенный налог;
в) налоговый пограничный платеж.
2.11.1. Полное определение таможенных платежей — это:
а) ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
б) ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы;
в) ввозная и вывозная таможенные пошлины.
2.11.2. Когда возникает обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов:
а) при ввозе и вывозе товаров;
б) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
в) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы, при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
2.11.3. Объект обложения таможенными пошлинами и налогами — это:
а) товары, перемещаемые через таможенную границу;
б) импортные товары в розничной и оптовой торговле.
2.11.4.Налоговой базой в целях исчисления таможенных пошлин, налогов являются:
а) таможенная стоимость товаров;
б) количество товаров, ввозимых на территорию РФ;
в) таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
2.11.5. Товары, производство и экспорт которых субсидировались, облагаются пошлинами:
2.11.6. Ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы измерения товаров, называется:
2.11.7. Размеры ставок таможенных пошлин и тарифов указывает:
а) Таможенный кодекс РФ;
б) Постановление Правительства «О таможенном тарифе. »;
в) Соглашение об избежании двойного налогообложения;
г) Налоговый кодекс РФ;
д) Закон «О таможенном тарифе».
2.11.8. В какой валюте платятся таможенные пошлины:
б) в валюте таможенной декларации;
в) в долларах США;
2.11.9. Плательщик таможенной пошлины — это:
в) владелец товара;
г) декларирующее лицо.
2.11.10. Транзитные товары подлежат обложению таможенными пошлинами:
б) да, преференциальными пошлинами;
в) да, в льготном тарифе.
2.11.11. Под альтернативной ставкой таможенной пошлины понимается, что:
а) декларант может выбрать любую из предложенных;
б) она сочетает в себе адвалорные и специфические ставки;
в) действует и адвалорная, и специфическая ставки, но выбирается большая из них.
2.11.12. Тарифными льготами пользуются группы товаров:
а) временно ввозимые и вывозимые из РФ под таможенным контролем;
б) вывозимые с таможенной территории РФ в пределах объемов на экспорт для федеральных государственных нужд;
в) предметы роскоши.
2.11.13. Таможенные платежи при ввозе товаров на таможенную территорию РФ уплачиваются:
а) в течение 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган;
б) в течение 20 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган;
в) не позднее дня подачи таможенной декларации;
г) за 10 дней до дня подачи таможенной декларации.
Налоговая природа таможенной пошлины;
Таможенная пошлина – это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу.
Таможенной пошлине присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант – лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник). Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновременно.
Следующим элементом налога является ставка. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст.3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ.
Важным элементом любого налога следует считать налоговые льготы, именуемые применительно к таможенной пошлине тарифными льготами или тарифными преференциями. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст.34 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством РФ. При этом тарифные льготы не должны носить индивидуального характера (за исключением случаев, предусмотренных в ст. 35, 36 и 37 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Таможенно-тарифные правоотношения носят налоговый характер. На этом свойстве таможенно-тарифных правоотношений следует остановиться подробнее, поскольку по этому вопросу в юридической науке существуют разные точки зрения.
Рассматриваемая проблема производна от другой теоретической проблемы, рассматриваемой в науке налогового и таможенного права, – а именно от правовой природы таможенной пошлины. Данную проблему можно также сформулировать следующим образом: имеет ли таможенная пошлина налоговую природу или она относится к неналоговым источникам государственных доходов. Иными словами, является ли таможенная пошлина налогом либо она имеет пошлинную природу, как это вытекает из самого ее названия.
В этой связи важно отметить, что «разночтения» по данному вопросу возникли сравнительно недавно – в советский и постсоветский период. Дореволюционная юридическая и финансовая наука единодушно, без каких бы то ни было оговорок признавала налоговую природу таможенной пошлины. «Таможенные налоги представляют собою одну из основных категорий налогов косвенных. Их называют в действительности таможенными пошлинами. Выражение это неправильно, так как нет в таможенных налогах тех признаков, которыми характеризуются пошлины. Самое выражение «таможенные пошлины» представляет собою, в сущности говоря, исторический пережиток.
Скорее всего, в прошлом таможенные пошлины, возможно, носили подлинный характер и представляли собою плату за услуги, оказываемые своим и иностранным купцам.
Важный вклад в теорию таможенной пошлины внес академик И.И.Янжул. Он называл таможенную пошлину «первым, самым старым косвенным налогом. Определяя прямой налог, как налог, который «уплачивается непосредственно тем лицом, которое государство имело в виду обложить», а косвенный как налог, уплачиваемый «лицами, которые, по предположению финансового закона, не несут его на себе, а переносят на других лиц, являющихся этим косвенным путем действительными плательщиками налога», он задается вопросом, к какой категории налогов следует отнести по этой классификации таможенную пошлину. По его определению, таможенная пошлина – «налог, падающий на известный предмет потребления при передвижении его, при провозе из-за границы. Отвечая на поставленный вопрос, он пишет: «Положим, что из Англии в Россию привезен товар и с него взята таможенная пошлина; это будет налог прямой или косвенный? Все зависит от того, привез ли купец товар для собственного потребления или для продажи; в первом случае налог будет прямым; во втором – косвенным, ибо купец, конечно, переложит его на покупателя. косвенные налоги подразделяются на:
1) налоги, «падающие на производство или приобретение товаров» (к ним он относит акцизы);
2) налоги, «падающие на передвижение товаров» (под ними понимались таможенные пошлины).
Видом косвенных налогов считали таможенную пошлину ряд юристов и экономистов советского периода. Налоговая природа таможенной пошлины признается в определении, даваемом в Финансово-кредитном словаре: «Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Другие ученые придерживаются того мнения, что таможенные пошлины не имеют налоговой природы. В учебнике «Финансовое право» под редакцией проф. Е.А.Ровинского читаем: «Небольшая часть денежных средств поступает в Государственный бюджет СССР в результате взимания неналоговых доходов. Большинство платежей, составляющих группу неналоговых доходов, имеет не односторонний, а двусторонний и в некоторых случаях возмездный характер. В зависимости от основания взимания отдельных видов платежей, составляющих неналоговые доходы государственного бюджета, их можно разделить на следующие основные группы. 2. Пошлины и сборы, взимаемые за услуги, оказываемые государственными органами предприятиям, организациям и гражданам, а также за некоторые другие действия. Сюда относятся: государственная пошлина, таможенные налоги.
Далее авторы учебника уточняют: «Основная часть таможенных доходов поступает в результате взимания таможенных пошлин».
Неналоговый (пошлинный) характер таможенной пошлины признают авторы энциклопедии «Политическая экономия»: «Пошлины – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций в суммах, предусмотренных законодательством данной страны. Подразделяются на таможенные и внутригосударственные. Таможенные пошлины представляют собой государственный денежный сбор с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.
Неналоговый характер таможенной пошлины отстаивает и проф. Н.И.Химичева. Она, в частности, пишет: «Таможенная пошлина, как и государственная пошлина, отличается от налога в собственном смысле (хотя и имеет с ним некоторые общие черты в силу своего обязательного характера, зачисления в бюджет – и условного включения в налоговую систему, как и многие другие платежи, не являющиеся в своей сущности налогами).
Она в качестве аргументов такой позиции приводит следующие. Таможенная пошлина отличается «гибкостью как инструмент внешнеэкономической политики», ей присущи «широкие возможности дифференциации», в то время как налогу «свойственна большая стабильность». Думается, что существующую в современной России систему налогов с очень большой долей условности можно назвать стабильной и противопоставлять по этому свойству таможенной пошлине. Кроме того, определенная степень мобильности, подвижности просто необходима налогу как таковому. В противном случае налог не сможет эффективно осуществлять регулятивную функцию, а государство успешно проводить налоговую политику.
Далее проанализируем следующее утверждение Н.И.Химичевой: «Еще одна особенность: законодательство предоставляет возможность делегирования прав и обязанностей по уплате таможенной пошлины другим лицам, которые по этим вопросам могут самостоятельно взаимодействовать с таможенными органами. В законодательстве же о налогах такого делегирования не предусмотрено; права и обязанности налогоплательщика рассматриваются как лично ему принадлежащие».
Такое заявление ставит под сомнение налоговую природу всех косвенных налогов, поскольку и НДС, и акцизы по внешнеторговым поставкам могут оплачиваться любым третьим лицом из собственных средств и даже без получения соответствующего поручения от декларанта. Эта уникальная особенность уплаты косвенных налогов во внешней торговле – реальность действующего таможенного законодательства РФ. Однако при этом налоговый характер НДС и акцизов не ставится под сомнение Н.И.Химичевой.
Два аргумента проф. Н.И.Химичевой заслуживают особого внимания. Во-первых, она считает, что «если платежам налогов свойственна регулярность уплаты в установленные сроки, то таможенной пошлине это не свойственно: обязанность уплатить ее появляется в связи с возникновением у лица необходимости в получении права перемещения товаров через таможенную границу».
Подобный аргумент представляется неубедительным по следующим соображениям.
1. Таможенная пошлина и другие таможенные платежи далеко не единственный пример таких «нерегулярных» налогов. Едва ли отвечает названному критерию, например, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и (или) дарения, или налог на покупку иностранной валюты.
2. Если руководствоваться этим аргументом, то в принадлежности к налогам следует отказать и НДС, и акцизам, поскольку при осуществлении внешнеторговой деятельности правовые режимы таможенной пошлины, НДС и акцизов практически совпадают, что позволило законодателю объединить их в одну комплексную категорию «таможенные платежи» (ст.110 ТК РФ). Таким образом, чтобы выпустить в свободное обращение ввозимый на российскую территорию товар, декларант должен заплатить не только таможенную пошлину, но и НДС и акцизы (если ввозится подакцизный товар).
Во-вторых, отмечается, что «в отличие от налога, являющегося платежом индивидуально безвозмездным, взимание таможенной пошлины увязано с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, права на ввоз и вывоз товара, перемещением их через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщика определенными благами». Это утверждение верно лишь отчасти. Так, многие товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу не подлежат таможенному обложению. Это в полной мере соответствует закрепленному на конституционном уровне праву человека на свободное перемещение. Уплата таможенной пошлины становится условием перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу только при осуществлении предпринимательской, конкретно – внешнеторговой деятельности. При этом важно отметить, что уплата таможенной пошлины не является непременным условием ввоза или вывоза товара. Ввоз (вывоз) товаров на территорию РФ может не сопровождаться уплатой таможенной пошлины в случае выбора декларантом соответствующих таможенных режимов. В соответствии с ТК РФ таможенная пошлина не уплачивается при заявлении товара, например, под следующие таможенные режимы:
4) временный ввоз и вывоз (в отношении отдельных товаров);
5) переработка под таможенным контролем;
6) магазин беспошлинной торговли;
7) таможенный склад;
9) отказ в пользу государства и некоторые другие виды таможенных режимов.
При декларировании таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории предусмотрен возврат уплаченных таможенных пошлин.
В рамках самой саратовской школы финансового права не существует единого подхода к проблеме налоговой природы таможенной пошлины. Так, И.Л.Сухарчук, подготовившая под и защитившая диссертацию «Правовое регулирование налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации», считает, что таможенная пошлина является налогом. В обоснование своей позиции автор приводит следующие аргументы:
«а) таможенная пошлина является количественным платежом, который напрямую зависит от стоимости или количества перемещаемого через таможенную границу;
б) таможенная пошлина носит общий характер и не служит для каких-либо специальных целей или специальных задач, а непосредственно пополняет доходную часть федерального бюджета, что позволяет говорить о ее индивидуальной безвозмездности;
в) установленный размер таможенных пошлин позволяет сделать вывод, что целью их введения является не покрытие издержек на содержание таможенных органов, а пополнение доходной части бюджета, т.е. нарушается свойственный неналоговым платежам пошлинный принцип;
г) участие во внешнеторговом обороте является одной из составляющих права на свободную предпринимательскую деятельность (ст.34 Конституции РФ), которое не может ставиться в зависимость от уплаты какого-то платежа».
Таким образом, можно сказать, что вопреки собственному названию таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу. Таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в редких случаях – транзит) товаров. Таможенную пошлину следует отличать от таможенных сборов, представляющих собой плату за услуги таможни и потому имеющих пошлинный характер.
Таможенная пошлина обладает всеми необходимыми основными налоговыми характеристиками:
1) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;
2) таможенная пошлина не представляет собою плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
3) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).
В отличие от таможенной пошлины таможенные сборы (за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров и др.) представляют собою плату за предоставление различного рода услуг (перевозка, хранение), выполнение различных мероприятий в процессе таможенного оформления и, следовательно, не являются налогами в собственном смысле слова.
При всей своей близости к таможенной пошлине (в том числе и по названию) не являются налогами антидемпинговые и компенсационные пошлины. Невозможность отнесения их к налогам объясняется, во-первых, тем, что налогообложение предполагает общенормативное регулирование, в то время как обложение антидемпинговыми и компенсационными пошлинами носит индивидуальный (казуальный) характер, а во-вторых (и это вытекает из первого), налог учреждается с заранее определенными параметрами (объект, ставка, порядок уплаты и т.д.); что же касается антидемпинговых и компенсационных пошлин, то их размеры устанавливаются в ходе специального разбирательства для каждого конкретного случая (ст.9-11 Закона РФ «О таможенном тарифе», ст.18 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ст.7-14 ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»).
Таким образом, таможенная пошлина представляет собой платеж, уплачиваемый в обязательном порядке, взимаемый таможенными органами с товаров, перемещаемых через таможенную границу, и обладающий всеми чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимается односторонний характер налогового обязательства, безэквивалентность и безвозвратность налога.
ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
В результате освоения материала главы 3 студент должен:
знать
o основные понятия, термины и определения, связанные с взиманием таможенных пошлин в Российской Федерации;
уметь
o применять понятийный аппарат в профессиональной деятельности;
владеть
o методами определения таможенной стоимости и расчета таможенных пошлин в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В первых вариантах НК РФ таможенные пошлины и таможенные сборы входили в систему федеральных налогов. В последующем таможенные пошлины были выведены из НК РФ без достаточных к тому, на наш взгляд, оснований. Но как бы то ни было, по своей социально-экономической сути таможенные пошлины, безусловно, относятся к налогам. Более того, таможенные пошлины — один из старейших видов налогов. Именно поэтому мы считаем необходимым посвятить им отдельную главу.
Таможенные пошлины являются действенным рычагом экономической и финансовой политики государства. Через таможенные пошлины осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности государства, проводится в жизнь протекционистская политика, направленная на защиту интересов национальных товаропроизводителей, повышение их конкурентоспособности. Они же могут быть и инструментом свободы торговли.
Первоначально таможенник был сборщиком торговых и привратных пошлин внутри страны. Привратные пошлины, т.е. пошлины, взимаемые у ворот города при ввозе или вывозе товаров, существовали еще в Древнеримской империи на рубеже старой и новой эры. Таможенные пошлины упорядочил император Август Октавиан. Во время его правления таможенные пошлины были введены во всех провинциях Рима и уплачивались с ввозимых или вывозимых на продажу товаров. Величина таможенных пошлин была дифференцированной, но в среднем ставка составляла 5% от цены товаров.
При первых русских князьях взимались пошлина «мыт» за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз товаров через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать торги и рынки и некоторые другие. Система пошлин была узаконена в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого.
С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. Предположительно этот термин происходит от монгольского слова «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.
Сохранились многие решения первого русского царя Ивана Грозного, касающиеся таможенных сборов. Например, в таможенной грамоте, данной в 1563 г. в село Весьегонское, велено с людей своего уезда брать пошлину с рубля по полторы деньги; с иногородних купцов: московских, тверских, новгородских и псковских — с рубля по четыре деньги. Если же приедет рязанец или казанец или какой-нибудь иноземец, то с рубля — по семи денег. Напомним, что одна деньга равнялась половине копейки.
В 1571 г. Новгороду дана была таможенная грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. В грамоте предупреждается: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит крупный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота.
Таможенные пошлины всегда были объектом высочайшего внимания руководителей государства. Так, 28 июня 1762 г. в результате государственного переворота Екатерина II стала самодержавной императрицей России. И уже через месяц, а именно 31 июля того же года появился Указ о том, что сбор таможенных пошлин, находившихся на откупе у купца Шемякина, изымается из его ведения.
С развитием промышленного производства все в большей степени таможенные пошлины стали устанавливать и взимать не столько с фискальной целью, сколько прежде всего с целью проведения в жизнь протекционистских мер. Данный способ широко использовали Англия, США, Япония, Германия, другие промышленно развитые страны. В начале XIX в., например, английское правительство и английские законы регулировали колониальную торговлю, морские перевозки, устанавливали запреты на экспорт оборудования и т.д.
Итак, по мере ликвидации внутренних «перегородок» таможенные пошлины начали выполнять свои основные функции инструмента государственной торговой политики и регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.
Основные цели таможенных пошлин можно сформулировать следующим образом: рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, пропорций валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита национальной экономики от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.
В настоящее время стоит еще одна важнейшая задача — обеспечить условия для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику, особенно при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В решении этой проблемы основное место принадлежит внешней торговле, регулируемой государством. Регулирование производится как экономическими мерами (таможенные пошлины и сборы), так и внеэкономическими методами. Остановимся сначала на последних.
Внеэкономические методы, или меры нетарифного регулирования внешней торговли — это ограничения на ввоз и вывоз товаров вплоть до полного запрещения. Например, на территорию России запрещается ввоз товаров, не соответствующих стандартам, установленным законодательством РФ, не имеющих сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством РФ, или признанных опасными отходами. Запрещается вывоз изделий, представляющих художественные, исторические, научные, культурные ценности.
Ограничением является установление особых требований к ввозу или вывозу отдельных видов товаров. Сюда относятся такие методы, как лицензирование и квотирование. Лицензирование вводится по некоторым видам товаров. А может вводиться для какой-либо страны или группы стран. Квотирование — это количественное ограничение экспорта и импорта лицензируемых товаров (установление квот).
Экономические методы — это таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.
Первый единый таможенный тариф России был разработан и утвержден в царствование Петра I в конце ноября 1724 г. Он облегчил вывоз за границу товаров отечественных мануфактур и затруднил ввоз идентичных иностранных товаров на территорию страны.
К таможенным платежам относятся:
- o ввозные таможенные пошлины;
- o вывозные таможенные пошлины;
- o налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- o акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- o таможенные сборы.
О налоге на добавленную стоимость и акцизах говорится в гл. 4 данного учебника. Таможенные сборы — это сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение товаров.
Здесь мы рассмотрим собственно таможенные пошлины.
Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу. Они служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В России применяются следующие виды ставок таможенных пошлин;
- o адвалорные, т.е. начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- o специфические, начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров;
- o комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенного обложения.
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров по решению Правительства РФ могут применяться сезонные пошлины. По сроку действия они не должны превышать шести месяцев в течение календарного года.
Для зашиты экономических интересов страны по отношению к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Специальные пошлины служат защитными средствами, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Они могут также применяться в качестве ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их обычная стоимость в стране вывоза, в случае, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или может приостановить расширение производства подобных отечественных товаров. Демпинговые цены нередко применяются для завоевания зарубежного рынка, не защищенного соответствующими торговыми соглашениями.
Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.
В начале 1990-х гг. в период применения правительством Ельцина — Гайдара так называемой шоковой терапии для скорейшего перехода нашей экономики от административных к рыночным методам управления была проведена либерализация внешнеэкономической деятельности. Снятие государственных регулирующих ограничений в области внешней торговли в сочетании со свободным обменом валюты нанесло серьезный ущерб экономике России. Отголоски тех лет серьезно сказались во время современного экономического кризиса 2008-2011 гг. Их негативные последствия ощущаются до сих нор.
Регулирующее действие таможенных пошлин так же, как и налогов, имеет весьма большое значение.
Но вернемся к практическим вопросам. Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, декларируется его владельцем. Контроль за правильностью определения стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара. При этом соблюдается полная конфиденциальность информации, поскольку она содержит коммерческую тайну.
Заявляемая в декларации таможенная стоимость товара должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Владелец товара обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения.
Таможенный орган вправе принимать решения о правильности заявленной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, или при наличии оснований полагать, что сведения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара. В последнем случае по письменному запросу декларанта он обязан в трехмесячный срок представить письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины.
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров является непростым делом. Обычно используются следующие методы.
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами можно назвать основным. Кроме него применяются методы определения стоимости по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, методы вычитания стоимости, сложения стоимости, резервный метод.
При методе по цене сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. В цену сделки включаются следующие компоненты:
- o расходы по доставке товара до аэропорта, порта, станции или иного места ввоза на территорию России;
- o расходы, понесенные покупателем, такие, как комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, упаковки;
- o соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов и комплектующих изделий; инструментов, штампов, форм, использованных при изготовлении данных товаров; инженерных проработок, опытно-конструкторских работ, эскизов и чертежей, выполненных вне территории России и непосредственно необходимых для производства указанных товаров; лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.
Помимо этого учитывается величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
Еще раз подчеркнем, что это основной метод. Но в ряде случаев он не может применяться. Что же это за исключения? Например, если существуют ограничения в отношении прав покупателя на товар. Далее, продажа и цена сделки могут зависеть от соблюдения условий, влияние которых невозможно учесть. Или участники купли-продажи являются взаимозависимыми лицами, что может воздействовать на цену сделки. Наконец, данные таможенной декларации не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными. В этих случаях применяется метод по пене сделки с идентичными товарами.
Согласно методу по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы определения таможенной стоимости берется цена сделки с идентичными товарами. Под идентичностью товаров понимаются одинаковые физические характеристики, качество и репутация на рынке, та же страна и тот же производитель.
Понятно, что использовать этот метод возможно далеко не всегда. И приходится применять метод по цене сделки с однородными товарами. Согласно этому методу в качестве основы определения таможенной стоимости берется цена сделки с однородными товарами. Под однородными понимаются изделия, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих элементов. Они близки функционально и могут быть взаимозаменяемыми в коммерческом отношении.
При методе вычитания стоимости за основу определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы изделия, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории России не позднее 90 дней с даты ввоза.
Из цены единицы товара вычитаются:
- o расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей ввозимых товаров того же класса и вида;
- o сумма таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в России в связи с ввозом или продажей товаров;
- o обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы.
Метод на основе сложения стоимости предусматривает расчет таможенной стоимости товара путем сложения трех составляющих: стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем; общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывоза товаров того же вида (сюда входит транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения границы и иные неизбежные затраты); прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки подобных товаров.
Бывают случаи, когда таможенная стоимость товара не поддастся определению перечисленными пятью методами. Тогда применяется резервный метод. Оценка товаров производится с учетом мировой практики.
При применении резервного метода таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию, которая и ложится в основу расчетов.
При уплате таможенных пошлин, как и любых внутренних налогов, применяются определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Обычно от уплаты таможенной пошлины освобождаются:
- o транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов;
- o предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также вывозимая продукция их промысла;
- o товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;
- o валюта и ценные бумаги. Данное положение не распространяется на нумизматические цели;
- o товары, подлежащие обращению в собственность государства;
- o товары, представляющие собой гуманитарную помощь;
- o товары, предназначенные для оказания технического содействия;
- o товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;
- o товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.
Законом о таможенном тарифе допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, как, например, Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.
При осуществлении торговой политики РФ допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или, в исключительных случаях, освобождения от пошлины.
Контроль за уплатой таможенных пошлин осуществляют таможенные органы на основе Таможенного кодекса Таможенного союза.
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Роль таможенных органов возрастает и существенно усложняется с вступлением России в ВТО. Стране предстоит нелегкая работа по использованию экономических преимуществ членства в этой организации и сглаживанию негативных последствий.
Предполагается, что за счет снижения импортных тарифов многие товары должны подешеветь. Средний тариф на товары снизится с 10% в 2011 г. до 7,8%. Снизятся пошлины на сельскохозяйственные товары, товары обрабатывающей промышленности, косметические изделия, медицинское оборудование, электротехнику, электронику, компьютеры, одежду, обувь и др.
Став членом ВТО, Россия сможет лучше защищать своих производителей на внешних рынках. Это особенно важно для металлургов, нефтяников, производителей химических удобрений. Серьезные проблемы, скорее всего, предстоит преодолевать предприятиям легкой и пищевой промышленности, фармацевтическому комплексу.
Есть еще одно соображение. Когда мы говорим о снижении цен, то стоит помнить, что в рыночной экономике цены определяются не только себестоимостью, куда входят и тарифы. Во многом уровень цен определяется спросом и предложением, особенно при отсутствии серьезной конкуренции. Вспомним эффект одновременного снижения НДС на 2% и отмены налога с продаж (5%). Никакого снижения розничных цен при этом не произошло.
Дело в том, что свободная конкуренция в России неразвита вследствие неразвитости внутреннего рынка. Это означает, что при вступлении в ВТО нам предстоит решать немало сложных экономических проблем. А позитивные факторы отнюдь не будут срабатывать автоматически.