Требования к супервизорами

Супервизия в психотерапии

Супервизия является профилактикой профессионального выгорания терапевта и направлена на обнаружение, как его ресурсов, так и ограничений, на возможность раскрытия стилистических (феноменологических) особенностей данного терапевта, для большей его эффективности и вариативности в выработке тактики и стратегии дальнейшей работы с клиентами. Супервизия – одно из наиболее необходимых условий в работе специалистов в области психотерапии, психолога – практика. Супервизия и психотерапия – это одна единая система, они связаны между собой. Но они имеют различные цели и задачи.

Целью супервизии является подготовка студента, начинающего психолога к самостоятельной практической части; увеличение осознавания процессов, проходящих в практической части терапии; увеличение уровня ответственности; посмотреть на свои трудности в работе с клиентами и другое.

Целью психотерапии является оказание помощи человеку, который на данном этапе жизни испытывает сложности психического расстройства, страдания и не способен самостоятельно разобраться и устранить.

В России данный метод начал интенсивно развиваться сравнительно недавно[1]. Часто слышим от наших коллег о ложных убеждениях – «Зачем мне супервизия, я психолог со стажем…». Когда приходится слышать такие реплики, приходим к пониманию, что возможно данный специалист не желает развиваться в профессиональной деятельности. Однако, участвуя в интервизионных группах пришло понимание того, что данная работа дает прекрасные результаты в работе. Во взаимодействии с коллегами, имеющими больше практического опыта, легче объективно оценить свои навыки, усиливает мотивацию к обучению, эмоциональную поддержку.

Супервизия (от supervidere – обозревать сверху) – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии[2].
В данной статье хотела обратить внимание на требования к супервизору. Процесс супервизии должен быть этичным и полезным. Супервизор обязан соблюдать Этический Кодекс Супервизора, который составлен на основе Этического Кодекса Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), аналогичного ему Этического Кодекса ППЛ, Кодекса этики и Практики Супервизоров Британской ассоциации консультирования, Положения о супервизии ППЛ.

Тема ответственности, беспристрастности и уважения важны для супервизора. Так же он должен ясно обозначить границы конфиденциальности. Супервизор, как и все участники группы разделяют ответственность, что не подлежит обсуждению по завершению данной работы.

Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер в главе №4 рассматривают творческое мышление в специфической совместной работе.

Супервизор, выслушивая сообщения от специалиста, создает некий образ клиента (портрета пациента). Образа клиента, создает супервизор, пропуская через «фильтр» рассказа специалиста, затем через свой «фильтр» восприятий супервизора. В таком процессе регистрируется и воссоздается терапевтическая «реальность». Какая «реальность» рассматривается во время супервизии: реальность пациента терапевта или супервизора? Безусловно, пациент рассказал бы о себе иначе, чем терапевт, если бы ему довелось присутствовать на супервизорской консультации. Супервизору важно замечать о каком принципе реальности идет речь. Таким образом супервизия оказывается творческой деятельностью, которая во многом зависит от воображения. Степень новизны, гибкости и эффективности этого вида деятельности влияет на учащегося[3].

Выделим отличительные особенности, характерных для супервизора. Супервизор не должен включаться в клиент-терапевтические отношения, то есть, не включен эмоционально, и их взаимодействие строится на коллегиальной основе, с четким обозначением границ профессиональной жизни терапевта, и по запросу супервизируемого на профессиональном языке. Можем выделить отличительные особенности, характерных для супервизора таких как — оригинальность, тактичность, честность, внимательность, изящество, чувственность, наблюдательность, креативность, открытость, интерес к фундаментальным вопросам, профессионализм, а также способность действовать в неопределенных и сложных обстоятельствах в сочетании со стремлением прояснить неопределенность. Таким образом, для специалиста важно избегания эмоционального выгорания, а также защиты клиента от предоставления ему некачественных психотерапевтических услуг.

Список использованной литературы:

  1. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред.: Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2000. – 1024с.С. А. Кулаков. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004.
  2. http://azps.ru/hrest/40/7982888.htmlДаниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер СУПЕРВИЗОРСТВО. СПб., 1997.
  3. http://www.all-psy.com/stati/detail/1774/1/. Супервизия глазами начинающего супервизора.

[1] Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред.: Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2000. – 1024с. – С.11.

[2] С.А. Кулаков. «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004

Профессиональные требования к психологу-консультанту

Профессия психолога-консультанта непростая, требующая значительных личностных и эмоциональных затрат, поэтому она предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и к личностным качествам психолога.

Перечислим эти требования.

1. Наличие соответствующего образования и квалификации.

В России только начинает формироваться система специальной подготовки психологов-консультантов. Долгое время единственным способом подготовки консультантов были один-два спецкурса по психологическому консультированию в процессе обучения в университете на факультете психологии и дальнейшее самообразование и саморазвитие психолога. Юридически психолог, имеющий документ о высшем психологическом образовании, имеет право работать консультантом, хотя фактически он к этому часто не готов.

На данный момент в России не существует единого стандарта подготовки психолога-консультанта [1] . Единственное формальное требование — психолог-консультант должен иметь закопченное высшее психологическое образование.

Западная система подготовки психологов-консультантов аналогична системе подготовки психотерапевтов и включает в себя несколько этапов обучения, как правило постдипломного, т.е. после получения базового высшего образования:

  • 1) теоретическая подготовка в области консультативной психологии;
  • 2) прохождение индивидуальной психотерапии для проработки собственных личностных проблем и получения клиентского опыта;
  • 3) практика собственного консультирования под руководством супервизора.

Такая подготовка обычно занимает не менее двух лет — считается, что именно такой срок необходим для личностного «вызревания» психолога-консультанта и приобретения им готовности к работе с клиентом. По-видимому, эта модель подготовки будет внедряться и в России с принятием закона о психотерапии и с введением сертификации психологов-консультантов.

  • 2. Наличие опыта консультативной работы под руководством супервизора — важное требование, обеспечивающее профессионализм психолога. Большинство университетов, готовящих психологов-консультантов в рамках программ бакалавриата, специалитета и даже магистратуры, не могут обеспечить такой подготовки. В хороших консультациях и психологических центрах психолог может начинать консультативную практику под руководством супервизора — более опытного психолога.
  • 3. Личностные качества психолога.

Не каждый человек способен работать психологом-консультантом. Существует модель личности эффективного консультанта, включающая перечень личностных качеств, необходимых для такой работы, а также противопоказания.

Личностные качества, необходимые психологу, должны обеспечивать эффективное выполнение консультантом его ролевых функций в процессе консультирования. Выделяют следующие ролевые функции консультанта [2] :

  • • построение отношений с клиентом на взаимном доверии;
  • • выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиента;
  • • непосредственное вхождение в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;
  • • создание вокруг клиентов здорового психологического климата;
  • • постоянное совершенствование процесса консультирования.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации

США [3] выделила следующие качества, необходимые психологу — консультанту: проявление интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.

Комитет по надзору и подготовке консультантов США [4] отмечает необходимость следующих качеств: доверие к людям, уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга.

В то же время отмечаются и вредные для консультанта качества: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег.

Также называются такие качества, необходимые психологу для эффективной работы консультантом [5] : восприятие других как способных решать свои проблемы и принимать на себя ответственность, предпочтение отождествляться с людьми, а не с предметами, внимательность, умение слушать, теплота, сердечность, умудренность в дружеских советах, симпатичный человек, откровенность и открытость чувствам других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми, теплота, но не сентиментальность, отсутствие стремления к самоутверждению, умение защитить свое мнение.

Качества, которые психолог должен проявлять в общении с клиентом для установления консультативного контакта [6] :

  • 1) способность к эмпатии;
  • 2) открытость;
  • 3) выражение личной заботы о клиенте;
  • 4) доброжелательность;
  • 5) безоценочное отношение к клиенту;
  • 6) отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов;
  • 7) доверие к клиенту, вера в его способности и возможность справиться с проблемой;
  • 8) готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло;
  • 9) умение держать оптимальную психологическую дистанцию;
  • 10) умение вселять в клиента уверенность и решимость изменить себя.

Как мы видим, спектр личностных качеств, важных для психолога-консультанта, достаточно широк.

Можно сделать вывод, что главный «инструмент» работы психолога-консультанта, — его личность.

Еще одно понятие, используемое специалистами в отношении личности консультанта, — интенциональность.

Интенционалъностъ — это направленность сознания на клиента и на процесс консультирования (табл. 1.3).

Параметры модели личности интенционалыюго консультанта [7]

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

1. Статус настоящего Кодекса

1.1 Настоящий Кодекс представляет собой версию Кодекса этики и практики супервизоров 1988 года, пересмотренную с учетом опыта членов БАК.

2. Введение

2.1 Цель настоящего Кодекса — закрепить правила работы супервизоров — членов БАК и информировать и защищать консультантов, обратившихся за супервизией. В настоящем Кодексе термины “супервизор” и “консультирование” используются в соответствии с определением консультирования в Кодексе этики и практики консультантов.

2.2 Все члены настоящей Ассоциации следуют действующим в области их профессиональной деятельности Кодексам. Вследствие этого они располагают общим сводом рекомендаций, которыми они руководствуются в своих обязательствах перед проходящими супервизию консультантами, их клиентами, своими коллегами, членами Ассоциации и обществом в целом.

Настоящий Кодекс не может предусмотреть всех возникающих в практике ситуаций, поэтому он имеет целью предоставить основу для разрешения этических вопросов и тем самым способствовать улучшению практической работы. Супервизоры и проходящие супервизию консультанты должны решить, какие разделы настоящего Кодекса применимы к тому или иному конкретному случаю. Возможно, что различные разделы будут входить в противоречие друг с другом и потребуют выбора между содержащимися в них обязательствами.

2.3 Супервизия является официальной формой взаимопомощи, при которой консультанты могут регулярно обсуждать свою работу с компетентным консультантом, обычно имеющим опыт супервизии. В задачу супервизии входит совместная работа с целью повышения эффективности консультативной практики проходящего супервизию.

2.4 Ассоциация имеет процедуру рассмотрения жалоб, которая может вести к исключению члена из Ассоцации в случае нарушения им Кодекса этики и практики.

3. Природа супервизии консультирования

3.1 Проходящие супервизию консультанты получают возможность регулярного обсуждения и оценки проводимой ими работы с клиентами. В ходе супервизии должны учитываться условия практики консультантов. Супервизия предназначена для того, чтобы обращаться к потребностям клиента и отслеживать эффективность терапевтических вмешательств.

3.2 Супервизия может содержать некоторые элементы обучения или личностного развития, при этом следует рассмотреть уместность использования этих методов, так как они не являются основной целью супервизии.

3.3 Супервизия представляет собой процесс совместной работы с целью закрепления этических и профессиональных норм в практике и повышения креативности проходящих супервизию.

Смотрите так же:  Пособие по торгам

3.4 Важно, чтобы консультатнт и супервизор могли конструктивно работать вместе, поскольку супервизия содержит как элементы поддержки, так и элементы вызова (challenge).

3.5 Существует несколько видов супервизии консультирования (см. п.5), что зависит от потребностей супервизируемого. Разные виды супервизии могут использоваться одновременно. Настоящий Кодекс применим ко всем случаям супервизии.

3.6 Частота прохождения супервизии зависит от объема консультирования, опыта супервизуемого и условий его работы (сеттинга).

4. Антидискримнационная практика в супервизии консультирования

4.1 Антидискриминационная практика выражает основные ценности консультирования и супервизии, заявленные в настоящем документе и в Кодексе этики и практики консультантов. Она также принимает во внимание социальное окружение клиента, см. п. B.2.7.3 Кодекса (1996).

4.2 Супервизоры должны осознавать свои предубеждения и стереотипы восприятия, и уделить особое внимание тому, как это может повлиять на отношения в ходе супервизии. Обсуждение этого является частью процесса супервизии.

4.3 Супервизоры должны замечать и указывать консультантам на любое проявление предрассудков и нетерпимости в их работе с клиентами, с тем, чтобы потребности клиента встречали большее понимание. Увеличение способности с уважением относиться к различиям в системе ценностей — одна из целей супервизии. Супервизоры несут ответственность за то, чтобы в случае необходимости бросить вызов консультанту, чья система убеждений препятствует принятию клиентов.

4.4 Установки, предубеждения и нетерпимость можно распознавать, обратив внимание на употребляемые выражения и на избирательность представленного для супервизии материала.

5. Виды супервизии консультирования

Существуют различные виды супервизии. Характерные особенности некоторых перечислены ниже. Иногда консультанты используют в супервизии сочетание различных видов.

5.1 Один на один, супервизор и супервизируемый.

Индивидуальная супервизия консультанта, который в этом случае обычно менее опытен, чем супервизор. Это наиболее распространенный вид супервизии.

5.2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).

Есть несколько вариантов такого вида супервизии. В одном супервизор действует как лидер, поровну распределяет время между членами супервизорской группы и сосредотачивается на работе с каждым консультантом по очереди. В другом варианте проходящие супервизию сами распределяют время супервизии между собой, используя супервизора как источник профессиональных знаний.

5.3 Один на один, супервизия с равным коллегой.

Супервизия с двумя участниками, когда происходит обмен ролями и каждый, по очереди, является супервизором для другого. Обычно время для супервизии делится между ними поровну. Этот вид супервизии, отдельно взятый, подходит не для всех.

5.4 Групповая супервизия с равными коллегами.

Участвуют трое или больше консультантов, которые проводят супервизию работы друг для друга. Обычно они равны по положению и опыту работы. Этот вид супервизии сам по себе не подходит для начинающих консультантов, не имеющих опыта работы.

5.5 Специальные профессиональные требования к каждому виду супервизии подробно описаны в Кодексе практики В.2.6.

6. Структура настоящего Кодекса

6.1 Настоящий Кодекс имеет два раздела. Раздел А Кодекса этики включает в себя основные ценности супервизии и некоторые основные принципы, вытекающие из них. Раздел В Кодекса практики трактует применение этих принципов к супервизии.

А. Кодекс этики

А.1 Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности — это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны в равной степени заботиться об этичности своей работы независимо от того, является ли их работа оплачиваемой и независимо от того, какой вид супервизии они используют.

А.2 Конфиденциальность

Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности.

А.3 Безопасность

Следует сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность супервизирумых и их клиентов в ходе их совместной работы.

А.4 Эффективность

Супервизоры должны предпринять необходимые меры для обеспечения оптимального уровня практики проходящих супервизию консультантов.

А.5 Контракты

Сроки и условия супервизии должны быть ясны супервизируемому до начала работы. Последующие изменения в этих условиях должны предварительно обсуждаться.

А.6 Компетентность

Супервизоры должны оценивать собственную компетентность, развивать ее и действовать в пределах своей профессиональной компетенции. Сюда же входит супервизия собственной супервизорской работы.

В. Кодекс практики

В.1 Вопросы ответственности

В.1.1 Супервизоры отвечают за составление такого индивидуального контракта, который позволит супервизируемым представить и исследовать свою работу настолько честно, насколько это возможно.

В.1.2 В рамках контракта супервизоры обязаны помогать проходящим супервизию консультантам критически осмыслять свою работу и, в то же время, признавать клиническую ответственность консультанта.

В.1.3 Супервизоры совместно с проходящими супервизию консультантами обязаны использовать время супервизии с наибольшей отдачей для консультанта и клиента.

В.1.4 Супервизоры обязаны провести и сохранять границы между супервизией и другими профессиональными отношениями, например обучением и руководством.

В.1.5 Супервизоры и проходящие супервизию консультанты должны заботиться о том, чтобы никакие личные или социальные контакты между ними не оказывали неблаготворного влияния на эффективность супервизии.

В.1.6 Супервизор не имеет права проводить супервизию и индивидуальное консультирование для одного и того же лица в один и тот же период времени.

В.1.7 Супервизор не имеет права использовать проходящего у него супервизию консультанта в финансовом, сексуальном, эмоциональном или в каком-либо другом отношении.

В.1.8 Супервизор обязан узнать о любых других отношениях, которые могут существовать между проходящими супервизируемыми и их клиентами, поскольку они могут влиять на объективность профессионального суждения консультанта.

В.1.9 Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство проходящих супервизию консультанотов и их клиентов, с уважением относиться к особенностям поведения, обусловленных происхождением, социальным положением, расой, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и физической недееспособностью. Работа супервизора включает в себя осознавание любых проявлений дискриминации, которые могут возникнуть между проходящим супервизию консультантом и его клиентами или между супервизором и консультантом.

В.1.10 Супервизор должен обеспечить соблюдение соответствующих официальных обязательств, своих и проходящего у него супервизию консультанта, по отношению друг к другу, к проводящей обучение организации (если таковая есть) и к клиентам.

В.1.11 Супервизоры обязаны принять меры в случае, если они видят, что практика проходящих супервизию не согласуется с Кодексами этики и практитки консультантов, принятыми БАК.

В.1.12 В случае, если способность консультанта к работе нарушена вследствие личных или эмоциональных затруднений, в силу болезни, под влиянием алкоголя или наркотиков или по другой причине, супервизор обязан указать на это консультанту и убедиться, что необходимые меры приняты.

В.1.13 Супервизор обязан вести себя в своей профессиональной деятельности таким образом, который не подрывает доверия общества ни к их работе в качестве супервизора, ни к работе других супервизоров.

В.1.14 Если супервизор замечает, что другой супервизор ведет себя не должным образом, и этого не удается разрешить после обсуждения с ним его поведения, он должен подать жалобу, сохраняя, при этом, границы конфиденциальности, предусмотренные процедурой рассмотрения жалоб.

В.1.15 Супервизор обязан обеспечивать свои эмоциональные потребности вне ситуации супервизии и независимо от отношений с проходящими у него супервизию.

В.1.16 Супервизоры обязаны проконсультироваться с их собственным супервизором, прежде чем согласиться на консультирование тех, кто был их супервизируемым или на супервизию консультативной работы бывших клиентов.

В.2 Вопросы компетентности

В.2.1 Все вышеперечисленные виды супервизии обычно проводятся опытными практикующими консультантами.

В.2.2 Супервизоры несут ответственность за продолжение собственного профессионального развития.

В.2.3 Супервизоры обязаны также проходить супервизию, чтобы укреплять свои профессиональные способности и повышать свой профессионализм.

В.2.4 Супервизоры должны осознавать пределы своей компетентности и работать в этих пределах.

В.2.5 Супервизоры обязаны воздерживаться от супервизии, временно или постоянно, если их работа нарушается в силу личных или эмоциональных затруднений, болезни, под влиянием алкоголя или наркотиков или по любой другой причине.

В.2.6 Некоторые виды супервизии требуют более подробного рассмотрения, которое и представлено в настоящем разделе.

Один на один, супервизор и супервизируемый А

Групповая супервизия с определенным, более опытным супервизором А, В, D, Е

Один на один, супервизия с равным коллегой А, В, C, D, G, H

Групповая супервизия равных коллег A, B, C, D, F, G, H

A. Все остальные пункты настоящего Кодексе практики должны быть также приняты во внимание.

В. Каждому проходящему супервизию консультанту должно быть уделено время, достаточное для супервизии его работы.

С. Этот метод, отдельно взятый, не подходит для тех, кто еще обучается консультированию, недавно прошедших обучение и для консультантов без опыта практической работы.

D. Следует позаботиться о создании благоприятной атмосферы для обсуждения, вопросов и обмена мнениями о работе друг друга в конструктивном и поддерживающем духе.

Е. Чтобы создать необходимую атмосферу в группе, супервизоры должны иметь как опыт консультирования, так и опыт групповой работы.

F. Чтобы поддерживать групповой процесс и обеспечивать эффективную супервизию, все участники должны иметь достаточный опыт групповой работы.

G. Следует решить, кто будет проводить супервизию и в каком порядке она будет проходить.

H. Представляется полезным, чтобы независимый консультант регулярно наблюдал процесс супервизии и оценивал ее качество.

В.3 Организация работы

В.3.1 Контракт о супервизии консультирования

3.1.1 Если супервизоры и проходящие у них супервизию работают в одной и той же организации, супервизор несет ответственность за разъяснение всех договорных обязательств.

3.1.2 В случае необходимости супервизоры должны предоставить проходящим у них супервизию сведения о своем образовании, философской и теоретической позиции, квалификации и используемых методах супервизии.

3.1.3 Супервизоры должны организовать условия для проведения супервизии, уделив особое внимание времени и частоте встреч, а также достигнуть согласия относительно ведения записей и степени приватности.

3.1.4 Оплата и ее увеличение должны обсуждаться заблаговременно.

3.1.5 Супервизоры и проходящие супервизию должны оговорить свои ожидания и требования в отношении друг друга, включая форму оценки работы проходящего супервизию консультанта. Обе стороны также должны регулярно оценивать работу друг друга.

3.1.6 Супервизоры должны обсудить свою позицию относительно дачи рекомендаций и материального вознаграждения за эту или другую работу, сделанную в свободное от супервизии время.

3.1.7 До составления формального контракта о супервизии супервизоры должны выяснить, какое индивидуальное консультирование проходит или прошел обратившийся с просьбой о супервизии консультант. Это нужно для того, чтобы учесть его возможное влияние на консультативную работу.

3.1.8 Супервизор, работающий с проходящими обучение консультантами, должен сообщить о границах своей ответственности и обязанностях перед ними, перед организицией, а также относительно проводимого учебного курса. Сюда же входит возможная формальная аттестация обучающихся.

В.3.2 Конфиденциальность

3.2.1 Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать сведения о проходящих супервизию консультантах и их клиентах кому бы то ни было, если на это не получено согласие всех сторон. Исключения из этого основного принципа перечислены в настоящем Кодексе.

3.2.2 При заключении контракта должно быть получено согласие на ознакомление с информацией тех, к кому супервизор обращается за поддержкой, супервизией или консультацией. На этом этапе должны быть оговорены границы конфиденциальности, особенно в тех случаях, когда супервизия предоставляется обучающемуся консультанту.

3.2.2 Супервизоры должны помочь проходящим супервизию консультантам представить их работу таким способом, который защитит личную идентичность клиентов, либо получить от клиентов сознательное согласие на предоставление информации, которое может привести к утрате анонимности.

3.2.4 Супервизоры не должны раскрывать конфиденциальные сведения о проходящих супервизию консультантах или их клиентах кому бы то ни было за исключением следующих случаев:

а) Когда это ясно оговаривается в контракте о супервизии консультирования и соответствует Кодексам этики и практики БАК.

Смотрите так же:  Отчетность со нко

b) Когда супервизор считает это необходимым во избежание нанесения серьезного эмоционального или физического ущерба клиенту, проходящему супервизию консультанту или другим лицам. При этом следует согласовать это с проходящим супервизию консультантом, кроме тех случаев, когда есть серьезные основания для предположения, что он больше не может нести ответственности за свои действия. Решение о раскрытии конфиденциальной информации должно, по возможности, приниматься только после консультации с другим опытным супервизором.

3.2.5 Раскрытие конфиденциальной информации, касающейся проходящих супервизию консультантов может быть разрешено в следующих случаях

а) В случае необходимости профессионального отзыва о консультантах, проходящих супервизию, например, для рекомендаций или аттестации.

b) В случае дисциплинарных расследований по вопросам соблюдения норм этики и практики.

3.2.6 Информация о работе с супервизуемым может быть использована для публикации или выступления только с разрешения прошедшего супервизию и с соблюдением анонимности.

3.2.7 В случае, если у супервизора возникает необходимость проконсультироваться с коллегами, обсуждение должно носить целенаправленный и профессиональный характер.

В.3.3 Организация супервизии консультирования

3.3.1 Супервизоры следует поощрять супервизируемых к вступлению в профессиональные ассоциации или организации, которые имеют Кодекс этики и практики и Процедуру рассмотрения жалоб. Это обеспечивает дополнительную защиту для супервизора, проходящего супервизию консультанта и клиента в случае жалобы.

3.3.2 Если в ходе супервизии обнаруживается, что проходящему супервизию необходимо пройти индивидуальное консультирование для того, чтобы продолжать работать эффективно, супервизор должен обсудить это с ним.

3.3.3 Супервизор должен следить за тем, чтобы супервизируемые регулярно оценивали качество своей работы самостоятельно.

3.3.4 Супервизоры должны убедиться, что проходящие супервизию понимают необходимость продолжения профессионального развития и участия в обучающих программах.

3.3.5 Супервизор должен убедиться, что проходящие супервизию понимают различие между консультированием, подотчетностью руководству, супервизией и обучением.

3.3.6 В случае, если проходящий супервизию консультант работает в организации, супервизор должен позаботиться о том, чтобы были ясно определены ответственность и обязательства в отношениях супервизируемый — клиент, супервизор — супервизируемый, супервизор — клиент, организация — супервизор, организация — клиент. Существует различие между супервизией в управлении и супервизией в консультировании.

3.3.7 Следует стремиться к тому, чтобы один и тот же человек не выступал одновременно в роли руководителя и супервизора для одного и того же консультанта. В тех случаях, когда супервизор является также и руководителем, проходящий супервизию консультант должен иметь возможность независимой супервизии.

3.3.8 Если супервизор обнаруживает противоречие между обязательствами перед супервизируемым и организацией-заказчиком, он должен разъяснить проходящему супервизию, в чем заключаются эти обязательства.

3.3.9 Супервизоры должны иметь ясное представление, как им следует поступать, если они найдут работу проходящих супервизию консультантов неудовлетворительной и обсуждения этого в ходе супервизии окажется недостаточно для разрешения ситуации.

3.3.10 Если разногласия между супервизором проходящим супервизию не могут быть разрешены путем обсуждения, супервизору следует проконсультироваться с коллегами и в случае необходимости рекомендовать, чтобы консультант перешел к другому супервизору.

3.3.11 Супервизоры должны обсудить с супервизируемым необходимые меры для удовлетворения запроса клиента в случае внезапного и незапланированного прекращения консультативных отношений. Супервизор должен иметь представление о возможных в этих случаях действиях.

Политика равных возможностей

Британская ассоциация консультирования (БАК) обеспечивает равные возможности доступа и участия для всех своих членов в работе всех структур. БАК считает важным, чтобы такие характеристики как возраст, цвет кожи, убеждения, культура, физическая недееспособность, образование, этническая группа, пол, информированность, знания, возможность передвижения, деньги, национальность, раса, религия, сексуальная ориентация, социальное происхождение и положение не становились препятствием для участия в любых областях деятельности Ассоциации, включая услуги ее членам, набор и работу с добровольцами, участие в установлении и оценке стандартов, а также в рассмотрении жалоб. Это приобретает особую важность с учетом того, что Британская ассоциация консультирования — это “голос консультирования” в мире.

Жуков А.С. Подготовка профессиональных супервизоров

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СУПЕРВИЗОРОВ

Жуков А.С.

Сертифицированный супервизор ОППЛ, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ЕАП), обучающий терапевт по методу символдрама, доцент МОКПО,

Супервизия – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования, психотерапии, а также анализ целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Теории рассматриваются на лекциях, описываются в учебнике, приёмы демонстрируются на практических занятиях, но психологическое консультирование, психотерапия, в процессы которых вовлечены два или несколько человек, их отношения, не может быть изучено посредством традиционного способа преподавания. Необходима практическая деятельность под контролем супервизора, где цель супервизии – превратить специалиста в опытного психолога, психотерапевта, а не в опытного клиента.

Супервизия – это особое вмешательство, и поэтому к супервизорам предъявляются особые требования: многолетний опыт практической деятельности, знания различных направлений психологического консультирования и психотерапии, умение исследовать свою аутентичность, умение выстраивать отношения доверительности, открытости и безопасности,соблюдение этических норм и правил. Последнее является особенно важным, так как соблюдение этических норм не только повышает профессиональный уровень, поддерживает профессиональный престиж и корпоративную культуру, но и, несомненно, способствует формированию позитивного общественного мнения. Мнение психологов относительно типа мотивации профессиональной деятельности сводится к утверждению, что в настоящее время формируется мотивация этическая, суть которой в обретении человеком смысла жизни, стремлении совершенствовать свою жизнь и жизнь других людей.

Существуют различные мотивы, побуждающие специалиста стать супервизором, например:

1. Личный опыт в проведении консультирования, психотерапии приводит к желанию обмена опытом.

2. Расширение сферы деятельности: есть мои клиенты, и есть клиенты моих супервизируемых.

3. Увеличение всемогущества.

4. Эмоциональное выгорание со своими клиентами; опосредованная работа с клиентами через супервизируемых.

5. Профессиональный интерес: привлекают сложности и возможности супервизии.

6. Повышение в должности, статусе.

Супервизором можно стать в процессе:

— Собственной практической деятельности и получения опыта супервизирования собственных случаев. Обучение супервизии строится на основе анализа супервизирования собственных случаев и анализа проведения своих супервизий;

— Обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки. В процессе обучения необходимо создать условия для исследования любых сложностей, ошибок и уязвимостей. Отсюда вытекают требования к преподавателям: безусловно принимающего, эмпатического, открытого новым знаниям, признанию своего незнания и уязвимости, осознающего, способного вербализовать свои переживания, управляющего психологическими процессами;

— Подготовки по программеобучения супервизоров.

Программа подготовки профессиональных супервизоров ОППЛ, проводящих групповую и индивидуальную профессиональную супервизию, создана в результате многолетнего опыта проведения полимодальной супервизионной группы, которая проходила в клинике «Инсайт» (г.Новосибирск) и в настоящее время реализована во многих городах России, Украины и Казахстана.

Программа подготовки профессиональных супервизоров имеет несколько специализированных курсов:

1. Вводный курс в профессиональную супервизию – 8 часов.

2. Базовый курс подготовки профессионального группового супервизора – 72 часа:

— Теоретическая часть – 36 часов;

— Практическая часть – 36 часов;

3. Индивидуальный супервизор – 10 часов.

4. Независимая экспертиза – 36 часов.

Многолетний опыт реализации данной программы наглядно показал повышение эффективности деятельности супервизоров и специалистов проходящих супервизию. Сформирован высококвалифицированный преподавательский состав, который продолжает работать по усовершенствованию программы обучения супервизоров.

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, – тел.8(495)118-31-03, [email protected], учреждение судебной экспертизы

2.4. Сертификационные учебные курсы и требования к супервизору.

2.4. Сертификационные учебные курсы и требования к супервизору.

Описания учебных курсов (цели, темы, методы обучения) и сертификационные требования к супервизору (количество часов обучения, необходимые знания, навыки и способы их демонстрации) к специальности «клиническая супервизия» можно найти на сайтах университетов и гештальт-институтов, готовящих таких специалистов, а также на сайтах отдельных супервизоров, приглашающих для работы группы и отдельных терапевтов. Такие требования основаны на квалификационных и этических стандартах, разработанных профессиональными ассоциациями и дополненных требованиями соответствующего университета. Как правило, сертификационные требования содержатся в описаниях соответствующих курсов и построены по принципу набора баллов для окончательной сертификации.

Описания сертификационных курсов обычно содержат краткую ха-рактеристику курса, цели, дидактическую часть, в которой перечислены необходимые теоретические знания по темам, способы их получения (приведен список литературных источников), и практическую часть, которая состоит из перечня необходимых навыков, а также условия и требования к сертификации (минимальное количество часов супервизорской работы, ее форматы, требования к демонстрации практических навыков, требования к завершающим письменным работам и т. п.).

Обычные предварительные требования к терапевтам, которые решили продолжить свое образование и стать клиническими супервизорами, предполагают наличие высшего образования в соответствующей области и опыт терапевтической работы. Некоторые учебные заведения, например, Северо-Восточный университет штата Иллинойс, требуют наличия по крайней мере двух супервизируемых терапевтов и участие в уже сформированной супервизорской группе под руководством инструктора. Другие (Университет штата Дакота) предполагают наличие высшего образования в области практической психологии, сами назначают супервизируемых терапевтов, формируют группы учащихся и прикрепляют к ним преподавателя.

Описания сертификационных курсов содержат дидактические и практические аспекты, характеризуют теоретическую базу и перечисляют обязательную и дополнительную литературу.

Например, описание курса (Course Description) Северо-Восточного университета штата Иллинойс гласит: «В данном курсе изучается супервизорская теория и техники, используемые в современном консультировании и психотерапии, которые вводят студентов в клиническую супервизию как специальность. Фокусируясь на аспектах развития и супервизоров и терапевтов, данный курс предоставляет возможность для изучения методов, которые могут быть использованы для достижения клинической компетенции, и супервизирования различных моделей терапии».

Обычно сертификационные и образовательные учреждения выделяют темы, входящие в состав основного курса, обозначая их более или менее подробно. Так, темы, предлагаемые NAADAC (Национальной ассоциацией консультантов по алкоголизму и химическим зависимостям), являются более специфичными (обзор существующих те-орий супервизии, а далее отдельные модели). В университетских курсах такие темы обычно обозначены более широко (история супервизии, теория супервизии, исследования по клинической супервизии, сотрудничество в супервизии, практика клинической супервизии, этические и правовые нормы для супервизии (Университет штата Дакота).

Цепи обучения. Для многих сертификационных курсов характерно также четкое выделение целей, достижение которых предполагает сертификацию специалиста. Для сопоставления приведем некоторые цели.

Стандарты супервизии

Северо-Восточный университет штата Иллинойс

Цели курса—помочь студентам усвоить знания:

  • о трех основных областях клинической супервизии;
  • о стадиях развития терапевтов и соответствующих супервизорских методах;
  • о стадиях развития клинического супервизора и проблемах, которые можно ожидать на каждой стадии; об изоморфных и параллельных процессах в супервизии; о навыках и методах, необходимых для супервизии терапевтов, которые используют различные терапевтические методы; об этике супервизии и этических стандартах Ассоциации обр азов а-, ния терапевтов и супервизоров (ACES);
  • об участии супервизора в развитии эффективности и личных возможностей терапевтов; о профилактике «выгорания» терапевтов; о развитии личного стиля в супервизии.

Университет штата Дакота

Познакомиться с подходами в области клинической супервизии не только с точки зрения теории, но и практики. Развить эффективно работающую теорию супервизии. Развить клиническую компетенцию в супервизии. Идентифицировать и выделить связи между теорией и практикой в личном подходе к супервизорскому процессу. Продемонстрировать знания и чувствительность к этическим и юридическим аспектам терапии и супервизии.

Lehigh University, Пенсильвания

Получить знания о теории и практике супервизии, а также ихмеж-кулыуральных особенностях.
Определить свою профессиональную идентичность в качестве супервизора.
Развить навыки, которые позволяют определять свои ресурсы и ограничения и учитывать их в супервизорской практике. Получить навыки в области коллегиальной супервизии. Развить навыки концептуализации и наблюдения, которые позволят оценить компетенцию супервизируемого психотерапевта в об-ласти терапевтического процесса, супервизоре кого процесса, а также исхода терапии.
Научиться профессионально описывать супервизорские случаи. Обеспечить возможность для обмена информацией и супервизорским опытом.

Смотрите так же:  Осаго должна быть оформлена

Лондонский гештальт-центр

Базируясь на практике, курс фокусируется на следующих целях:
• искусстве быть супервизором;
• адекватной клинической оценке клиента;
• этике и этических дилеммах, супервизорской ответственности;
• супервизоре и его связях с учреждением, к которому он относится, по трем основным аспектам супервизии, описанным в пособии по терапии и супервизии (G. Housten,1996);
• создании каждым участником своей собственной модели супервизии в свете современной литературы и практики. Сертификат супервизора выдается закончившим курс и представившим описание двух случаев, один из которых демонстрирует пользу супервизии для самого участника, а второй доказывает способность участника быть эффективным супервизором.

Условия и требования к сертификации супервизора также значительно различаются в отдельных учебных заведениях.

Обязательным условием сертификации супервизоров во всех образовательных учреждениях является демонстрация практических навыков. Кроме того, некоторые университеты и колледжи, поддерживая требования профессиональных ассоциаций к сертификации супервизоров, предлагают им предоставлять видеозаписи и протоколы своих супервизореких сессий.

Уровень владения навыками может быть продемонстрирован на сер-тификационном экзамене или по ходу курса (обычно указывается, сколько раз и где обучающийся супервизор может продемонстрировать свою работу). Например: «От каждого студента требуется видеозапись супервизорской сессии и готовность обсудить эту работу во время занятий…» или «…Во время занятий каждый студент должен представить личную модель супервизии. Эта модель будет основным студенческим проектом за время семестра и должна включать статью, описывающую случай супервизии, дополненную размышлениями супервизора и его исследованиями в этой области» (Северо-Восточный университет штата Иллинойс). Требования к сертификации касаются группового обсуждения представляемых случаев, супервизорской работы в групповом формате с демонстрацией соответствующих изменений и роста супервизируемо-го, разработки и демонстрации часового воркшопа и написания статьи, посвященной личной модели супервизии.

Представим для сопоставления требования нескольких учебных заведений Европы и США.

Lehigh University, Пенсильвания

Индивидуальная супервизия супервизии. 40 минут еженедельной супервизии супервизии для получения супервизорского опыта и развития супервизорской компетентности.

Групповая супервизия супервизии. Необходима для интеграции теории супервизии, исследований в этой области и супервизорской практики. Включает групповые встречи, предполагающие дискуссии о личностных реакциях и обсуждение вопросов, касающихся супервизируемых и их работы с клиентами.

Супервизия психотерапевтов-практиков. Три супервизируемых терапевта в неделю по одному часу супервизии. Супервизор и супервизируемый выбирают двух клиентов, на которых они будут фокусироваться. Одна неделя семестра посвящена обзору видеозаписей супервизии. Каждые три недели проводится обзор видеозаписей работы супервизируемых терапевтов. Кроме того, заполняются формы оценки супервизируемых в середине и в конце семестра.

Для сертификации каждый кандидат в супервизоры должен написать письменную работу (супервизия контрпереноса, завершение супервизии, оценка супервизируемого и т. п.), не более 12 страниц со ссылками.

Институт тренинга в области психотерапии, Шервуд (Sherwood Psychotherapy Training Institute)

Диплом супервизора выдается профессионалам в области консуль-тирования, психотерапии и других «помогающих профессий», закончившим специальный курс, содержанием которого является теория и практика супервизии.

Программа включает изучение супервизорских отношений, моделей супервизии, типов супервизорских интервенций, трансференции, параллельных процессов, профессиональной этики, использование аудиовизуального оснащения и т. п. в течение 126 учебных часов. 25 учебных часов посвящено супервизирующей супервизии, 50 часов — обычной супервизии терапевтов и консультантов. Для сертификации обучающиеся должны предоставить письменную работу, посвященную связи теории супервизии с практикой, полную стенограмму супервизорской сессии и сдать клинический экзамен, для чего кандидат в супервизоры предоставляет запись супервизорской сессии, которая дополнительно оценивается внешним экзаменатором.

Университет штата Дакота

Для сертификации специалисту необходимо продемонстрировать:

1. Видеозапись индивидуальной супервизорской сессии с супервизируемым терапевтом.

2. «Живую» супервизию под наблюдением преподавателей факультета или инструктора.

3. Супервизию под наблюдением коллег — участников супервизорской группы с обратной связью от них.

Для этого университетом организуется:

1. Групповая супервизорская сессия с супервизируемым терапевтом (а также коллегами —участниками группы и преподавателями факультета в качестве консультантов).

2. Индивидуальная супервизия супервизорской сессии.

3. Групповая супервизия супервизорской сессии с коллегами — участниками группы.

Американская ассоциация супружеских и семейных терапевтов для сертификации требует:

1. Супервизирование двух терапевтов (уровень мастера) в течение семестра, 1 час в неделю.

2. Умение проводить супервизию супервизии.

3. Представление во время занятий трех случаев супервизии с использованием видеозаписи или проведение супервизии на супервизию с фокусированием на трех областях:

а) области контекстуальных проблем — проявление в супервизии особенностей расы, тендера, этических вопросов, сексуальной ориентации, физических возможностей и т. п.,
б) области терапевт-клиентских или супервизор-терапевт-клиентских отношений,
в) области личного супервизорского стиля и личной модели супервизии (философии супервизии).

Значительно различается и количество требуемых для сертификации супервизорских часов, например:

Университет штата Дакота:

индивидуальная супервизия супервизии —12 часов; индивидуальная супервизия терапевта — 25 часов.

Ассоциация супружеских и семейных терапевтов индивидуальная супервизия – 30 часов; супервизия супервизии 18 часов.

Некоторые лицензирующие или сертифицирующие учреждения предъявляют также специальные требования к сертификации. Так, Connecticut Certification Board, Inc. для сертификации клинического супервизора в области химической зависимости требует:

• стандартный сертификат консультанта в области химической зависимости;
• восьмилетний опыт консультирования, подтвержденный документами, из них пять лет — в области химической зависимости;
• подтвержденная документами четырехлетняя клиническая супервизия, из них два года — в области лечения химических зависимостей. Восемь лет клинического опыта должны включать 200 часов прямой «живой» супервизии;
• подтвержденный документами 30-часовой дидактический тренинг по клинической супервизии. Тренинг должен включать такие темы, как оценка терапевта, развитие терапевта, управление и профессиональная ответственность;
• три удовлетворительные рецензии о работе кандидата от клинического персонала. Одна из них может быть написана супервизиру-емым, работа с которым уже закончена.

Программа «Совершенствование в гештальт-терапии» Московского института гештальт-терапии и консультирования включает повышение профессионального мастерства, обучение супервидению и преподаванию гештальт-терапии (300 часов тренинга).

В рамках программы предусмотрено супервидение для практикующих терапевтов, обучение супервидению, теоретические и методические дискуссии, мастерские, обсуждения научных и преподавательских проектов участников группы. Для сертификации (сертификат гештальт-терапевта, супервизора и преподавателя гештальт-терапии) от участника требуется предоставить результаты своего научного или преподавательского проекта в виде эссе, научной статьи или методических рекомендаций, а также продемонстрировать свои супервизорекие навыки на завершающей обучение сессии.

Во многих учебных заведениях традиционно используется комплексная оценка в баллах (процентах), где каждому действию, демонстрируемому обучающимся супервизором (мастерская или живая супервизия), соответствует определенное число баллов, а для сертификации необходимо набрать определенную сумму баллов или процентов. В некоторых случаях к такой оценке завершающего обучение супервизора добавляются характеристики от супервизируемых терапевтов, инструктора и членов группы (Университет штата Дакота).

В Lehigh University, Пенсильвания, для получения балла, необходимого для сертификации в качестве супервизора, каждый из кандидатов должен не только участвовать в тренингах по супервизии и иметь трех супервизируемых, но и предоставить аудиозаписи своих супервизии.

Он должен быть членом профессиональной ассоциации, предоставить специальную форму для самооценки перед и после курса обучения супервизии, иметь супервизор с кий архив (с аудио -и видеозаписями и стенограммами сессий, оценочными формами и обзорами записей работы своих супервизиру емых). Кроме того, он обязан также предоставить для обсуждения случай супервизорской работы и написать статью, включающую дидактические и экспериментальные аспекты супервизии. При этом каждому из этих требований соответствует определенное число баллов, которые затем суммируются.

Для сертификации используются также письменные теоретические и практические работы. В заключение приведем требования к письменной сертификационной работе студента Северо-Восточного университета штата Иллинойс, в которой, на наш взгляд, интегрируются теоретические и практические навыки специалиста по клинической супервизии.

1. Тренинговый опыт супервизора. Опишите ваш опыт, который вы получили, становясь супервизором. Опишите вашу подготовку по клинической супервизии: как именно вы пришли к супервизии, ваш прошлый клинический опыт, ваш прошлый опыт супервизии (удачный или неудачный), а также вашу супервизор скую практику и ее содержание.
2. Перечень изученных источников. Перечислите все источники литературы, которые вы прочитали, чтобы стать клиническим супервизором.
3. Личная философская база. Опишите вашу личную философию супервизии. Засвидетельствуйте ваши изменения и рост как супервизора и отметьте то, что принесло пользу в этом изменении/росте. Обозначьте перспективы своего развития как супервизора и свои ожидания по этому поводу. Опишите вашу нынешнюю модель супервизии, делая акцент на том, как она отражает ваш стиль обучения и убеждения о природе изменений в человеческом бытии, а также другие модели консультирования или терапии, которые вы сами поддерживаете.
4. Внешние связи супервизии. Опишите, как ваша философия связана с теорией терапии и как эта теория влияет на работу ваших супервизируемых, их клиентов, клиентскую культуру. Соответствует ли она тому месту, где вы работаете, и как это связано с вашей моделью проведения супервизии?
5. Концепция отклонений от норм поведения. Каким образом ваша модель супервизии отражает то, как люди познают свое существование и как они становятся отклоняющимися от нормы? Как вы пришли к своим убеждениям о том, что позволяет людям меняться и что является причиной отклонений от нормы?
6. Прагматические аспекты супервизии. Каковы ваши соображения по поводу организации вашей супервизии — опишите время, место и манеру, в которой она проводится.
7. Предварительные условия. Опишите вашу ситуацию и содержание контракта с вашим супервизируемым. Какова ваша роль как супервизора?
8. Пример супервизии. Опишите супервизорскую ситуацию, в которой вы работали во время этого курса. Опишите своего супервизируе-мого терапевта, любые контрактные соглашения, цели и то, как вы работали с ним, добиваясь изменений в процессе терапии.
9. Оценка. Оцените вашу работу с супервизируемым терапевтом. Насколько это было хорошо? Как вы оцениваете свою работу: базируясь на определенных критериях или на чьей-то оценке? Что ваши супервизируемые терапевты сказали бы о вашем супервизорском стиле и практике?

Таким образом, для эффективного профессионального роста обучающийся супервизор должен прежде всего быть хорошо знакомым с требованиями к его профессиональной компетентности.

Программы обучающих курсов по супервизии имеют целью не только усвоение теории и практических навыков, но и выработку личного супервизорского стиля, а также собственных моделей супервизии. Становление специалиста обычно занимает довольно длительный отрезок времени (от трех и более лет), в течение которых полученные им теоретические знания, опыт наблюдений за другими коллегами-супервизорами и постоянно тренируемые им профессиональные навыки интегрируются в повседневную практику его супервизорской работы.

С нашей точки зрения, очень важным для такого становления является не только формальное число часов, затраченных на тренинг супервизорских навыков, но и регулярное изложение теории и практики супервизии в виде эссе, супервизорских случаев, статей с описанием личных моделей супервизии, вюшчающих и дидактические, и экспериментальные аспекты. Такие требования побуждают обучающегося супервизора к структурированию своего личного опыта, выделению для себя опорныхточек процесса и дальнейшему совершенствованию своего личного стиля.

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Для любых предложений по сайту: [email protected]