Учебное пособие хоккей с мячом

Хоккей на траве

В учебно-методическом пособии «Хоккей на траве», рассчитанном на начинающих спортсменов, описываются все основные разделы игры: техника, индивидуальная и командная тактика, физическая и морально-волевая подготовка, планирование учебно-тренировочного процесса, принципы обучения, снаряжение хоккеистов, правила игры, врачебный контроль и гигиена, организация хоккейной секции, судейство, оборудование площадки и т. п. Авторы пособия — одни из пионеров развития хоккея на траве у нас в стране — знакомят также читателей с примерными планами занятий в различные периоды тренировки в зависимости от возраста занимающихся и иллюстрируют технические и тактические приемы примерами из практики наших ведущих Мастеров. Пособие направлено на подготовку как взрослых, так и юных спортсменов. Пользоваться им могут тренеры и инструкторы секций коллективов физкультуры и ДЮСШ, в также преподаватели общеобразовательных школ.

Хоккей на траве — это спортивная игра, сравнительно новая и не знакомая для нашей молодежи. Попытки внедрить игру у нас в стране в 30-е и 50-е годы успеха не имели, и лишь в последнее пятилетие хоккей на траве в СССР получил полноправные права гражданства. В конце 1967 г. была создана Всесоюзная федерация хоккея с мячом и хоккея на траве, которая поставила перед собой цель сделать хоккей на траве в стране подлинно массовым видом спорта. В настоящее время утверждены правила игры, классификационные нормативы, организован выпуск спортивного инвентаря в 1970 г. состоялся первый чемпионат страны.

Вышел советский хоккей на траве и на международную арену. В октябре 1969 г, Всесоюзная федерация хоккея с мячом и хоккея на траве была принята в члены Международной федерации хоккея на траве (ФИХ). За последние годы наши спортсмены участвовали в ряде товарищеских соревнований, а в 1970 г. приняли старт в чемпионате Европы. И хотя в итоге чемпионата сборная СССР заняла лишь четырнадцатое место, зарубежные специалисты довольно лестно отозвались об игре наших хоккеистов.

Хоккей на траве с 1908 г. является олимпийским видом спорта культивируется он в 60 странах мира и имеет миллионы поклонников. С полной уверенностью можно сказать, что полюбят его и у нас в стране. Полюбят за эмоциональную насыщенность, остроту борьбы виртуозную технику, относительную простоту инвентаря и, конечно, за большую близость к хоккею с мячом.

Родство хоккея на траве с «русским хоккеем», как нередко называют хоккей с мячом, бесспорно, сыграет свою положительную роль в освоении новой игры. Правила, техника, тактика имеют в обо их видах хоккея много общего, и поэтому, переключившись летом на хоккей на траве, спортсмены, специализирующиеся в хоккее с мячом значительно легче смогут овладеть игровыми тонкостями хоккея на траве. Играя зимой и летом в хоккей на свежем воздухе, спортсмены еще больше закалят свой организм я будут иметь в своем распоряжении отличное средство отдыха. Круглогодичные занятия двумя видами хоккея позволят спортсменам значительно повысить свою техническую и тактическую подготовку и будут способствовать повышению игрового мастерства хоккеистов.

Отличные перспективы открывает хоккей на траве и для жителей южных районов нашей страны. Лишенные, как правило, возможности играть в хоккей с мячом и хоккей с шайбой, они получат в свое распоряжение игру, культивирование которой в районах с мягким, теплым климатом имеет большие преимущества. Наличие хороших газонных полей, малое количество осадков, продолжительный сезон соревнований будут как нельзя лучше способствовать распространению хоккея на траве в союзных республиках Закавказья и Средней Азии. Молодежь, живущая в этих республиках, сможет проверить свои силы в одном из популярных видов хоккея и при упорном тренировочном труде в состоянии будет добиться больших успехов.

Хоккей на траве — интересная атлетическая игра. Занятия им способствуют выработке быстроты, выносливости, силы, ловкости, а также таких морально-волевых качеств, как смелость, решительность, инициативность, находчивость, дисциплинированность, воля к победе, чувство коллективизма, товарищеская взаимопомощь.

Как и в любом другом виде спорта, обучение и тренировка в хоккее на траве имеют свою специфику, подчиняются определенным законам. Большую пользу в познании этих законов оказывают различные учебные пособия. Хоккей на траве, как мы уже говорили, новый для нашей страны вид спорта, и до недавнего времени у нас было издано лишь одно учебное пособие — книга известного специалиста хоккея на траве из Индии Джана Сингха «Как играть в хоккей на траве» *. Книга эта уже сыграла свою положительную роль в распространении игры в нашей стране, однако она не лишена и недостатков. В ней слишком бегло описываются технические приемы, обойдены молчанием такие важные разделы игры, как физическая подготовка, организация секции хоккея на траве, принципы обучения, построение тренировочного процесса и т. п.

Авторы учебно-методического пособия «Хоккей на траве» попытались восполнить недостатки книги Джана Сингха и включили в пособие материал, касающийся всех основных аспектов игры. Учитывая тот факт, что многие читатели не знакомы с правилами хоккея на траве, авторы пособия «Хоккей на траве» посвятили описанию правил специальную главу. Весь материал пособия подается с учетом условий развития хоккея на траве у нас в стране. Рассчитано пособие на начинающих спортсменов, причем как взрослых, так и юных. Авторы пособия надеются, что оно поможет нашей молодежи освоить увлекательную спортивную игру — хоккей на траве.

* Книга выпущена в 1970 г. издательством «Физкультура и спорт».

ХОККЕЙ С МЯЧОМ — командная спортивная игра. Она проводится на ледяном поле длиной 90 — 105 м и шириной 50 — 70 м. Команда состоит из 11 чел. Все игроки передвигаются на коньках и имеют, за исключением вратаря, деревянные клюшки. В ходе игры каждая команда стремится при помощи клюшек забить мяч как можно большее колич. раз в ворота противника и как можно меньше пропустить его в свои ворота. Ворота устанавливаются на коротких сторонах поля, на половине каждой команды; высота их 210 см, ширина 360 см. Длина клюшки 120 см (при измерении по наружному изгибу), наибольшая ширина 6 см, вес не более 450 г. Мяч круглый, диаметром 6 см, весом 58 — 62 г. Сердцевина его состоит из пробки, кожи и т. п.; сверху мяч оплетается в виде сетки тонкой веревочкой. Продолжительность игры от 60 до 90 мин. в зависимости от пола и возраста играющих. Время игры делится на половины с 10-минутным перерывом между ними.


Поле для игры в хоккей с мячом

X. см. — очень полезная игра. Она укрепляет здоровье игроков, способствует выработке таких важных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, смелость, настойчивость, воля. Занятия X. с м. приучают спортсменов подчинять свои действия интересам коллектива, воспитывают умение быстро ориентироваться в неожиданно изменяющейся обстановке.

В X. см. в России стали играть в конце XIX в. Этой игре предшествовали различные игры на льду. Первые соревнов. по X. с м. были проведены в Петербурге в 1898. Уже в 1907 петербуржцы, выступая в Германии, Швеции и Норвегии, выиграли встречи у сильнейших команд этих стран. Вслед за Петербургом хоккейные команды появились в Москве, Твери (г. Калинин), Архангельске, Харькове, Павлово-Посаде и т. д.


Клюшка для игры в хоккей с мячом

Особенно большое распространение X. с м. получил после Великой Октябрьской социалистической революции. В районах, городах, областях, краях и республиках стали проводить розыгрыши кубков, чемпионаты. В 1922 — 1935 особенно популярны были соревнов. на первенство РСФСР. Основная борьба за звание чемпиона РСФСР происходила между москвичами и ленинградцами. Мастерство наших хоккеистов быстро росло. В 1928 сборная команда СССР, выехав в Норвегию на рабочую спартакиаду, добилась побед над сборной командой Швеции и над сборной рабочей командой Скандинавии, составленной из игроков Швеции и Норвегии. С конца 1935 стали проводиться всесоюзные первенства среди сборных команд спортивных об-в и ведомств. В 1937 соревнов. на первенство СССР были заменены розыгрышем Кубка Советского Союза (для мужчин разыгрывался до 1954, для женщин до 1947 включительно). Это было одно из самых массовых и популярных соревнов. по X. см. Соревнов. начинались в низовых коллективах, с розыгрыша кубков предприятий, районов, городов, областей, краев и республик, с последующим правом участия победителей в заключительном этапе борьбы за хрустальный приз. Чаще всех Кубок СССР завоевывали московские динамовцы и спортсменки «Буревестника». Большую популярность среди любителей хоккея завоевали спортсмены-хоккеисты М. Якушин, В. Трофимов, В. Гранаткин, В. Горохов, Н. Ильин, А. Игумнов, В. Федоров и др.


Хоккей с мячом

С 1950 возобновилось проведение первенства страны среди лучших команд. В эти годы сильные коллективы хоккеистов появляются на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в северных районах Казахстана. Команды Свердловска, Кемерово, Красноярска, Алма-Аты, Хабаровска и др. городов завоевывали право выступать в первенстве страны среди сильнейших команд и выступали небезуспешно. Свердловчане несколько раз становились чемпионами страны. С развитием X. с м. видоизменялись и правила игры, а это, в свою очередь, накладывало отпечаток на технику и тактику игры, на физич. подготовку играющих.

Важным толчком к дальнейшему развитию X. с м. послужил междунар. турнир, организованный в 1954 в Москве с участием сборных команд СССР, Швеции, Финляндии и Норвегии. Правила игры в X. с м. в скандинавских странах (где он наз. бенди) несколько отличались от наших правил. По договоренности игры междунар. турнира в Москве проводились по согласованным правилам. Команда СССР, выиграв у команд Норвегии и Финляндии, но проиграв команде Швеции (1:2), заняла 2-е место. После междунар. турнира 1954 были пересмотрены правила игр в X. с м. Советские хоккеисты стали играть более легкими клюшками и мячами скандинавского образца. Повысилось мастерство наших спортсменов. Игра значительно оживилась, стала быстрее. Уже в 1955 наши хоккеисты не проиграли ни одной встречи первым сборным командам Швеции, Норвегии и Финляндии при ответном визите в эти страны. В 1956 на московском турнире две сборные команды СССР заняли 2 первых места, опередив команды Швеции и Финляндии. А в марте 1957 в Хельсинки сборная команда СССР заняла 1-е место на первом чемпионате мира.

Игры в X. см. требуют от спортсменов высокой скорости передвижения на коньках (см. Передвижение на коньках в хоккее) и безукоризненного владения технич. приемами игры. Хоккеисты должны уметь останавливать мяч рукой и клюшкой, правильно передавать его в движении на любой скорости и в самой разнообразной игровой обстановке, умело применять обводку, точно и сильно бить по воротам. При этом игрокам не разрешается отбивать мяч ногой (и коньком), играть лежа, поднимать клюшку выше плеча с опасностью нанести повреждение окружающим. Вратарю разрешается ловить мяч руками, отбивать ногами, туловищем, как стоя, так и в падении.

Успех команды во многом зависит от правильных тактич. действий хоккеистов в ходе игры: от их рациональной расстановки, согласованности действий, применения наиболее целесообразных технич. приемов игры с учетом состояния поля (льда), сил противника и т. д. От игроков требуется умение закрыть в нужный момент игроков противника, вовремя прийти на помощь партнеру в отборе мяча или обыгрывании противника. Игроки должны уметь правильно выбирать место для приема мяча, пользоваться ложными (обманными) движениями с целью обыгрывания противника или отбора у него мяча, уметь применять всевозможные передачи: короткие, средние, длинные, поперечные, продольные, диагональные, как по поверхности льда, так и по воздуху.

Смотрите так же:  Негосударственная пенсия налогообложение

В X. см. существуют в основном 2 системы расстановки игроков: а) 5 в нападении и 5 в защите и б) 4 в нападении и 6 в защите. При использовании 1-й системы встречаются 3 варианта расстановки игроков в защитных линиях: 1+2+3+5; 1+3+2+5; 1+1+4+5, при 2-й системе — также 3 варианта: 1+2+4+4; 1+3+3+4; 1+4+2+4. Та или иная система расстановки игроков применяется с учетом игры команды противника и индивидуальных особенностей своих хоккеистов. Гл. цель любых систем и вариантов — обеспечить надежность обороны своих ворот, не снижая атакующих, наступательных действий команды. Все игроки команды должны принимать участие в обороне своих ворот, а после отбора мяча в какой-то мере участвовать во взятии ворот противника. Игрокам приходится постоянно передвигаться по полю, поэтому хоккеисты должны быть хорошо физически подготовлены.

У нас в стране в X. см. играют всюду, где позволяют условия зимы. Проводятся соревнов. в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, в Прибалтийских и др. республиках. Хоккеисты соревнуются на первенство и кубки школ, предприятий, учреждений, воинских частей, вузов, ДСО и ведомств, районов, городов, областей, краев и республик. Центральным соревнов. является первенство СССР сильнейших команд добровольных спортивных об-в и ведомств.

В 1954 по инициативе секции хоккея СССР была создана Международная федерация хоккея с мячом (ИБФ). Она объединяет четыре национальные хоккейные федерации: СССР, Швеции, Финляндии и Норвегии. ИБФ выработаны правила игры, по к-рым проводятся междунар. и внутренние соревнов. в указанных странах.

Литература: Виноградов В., Епихин Е., Понугаев В., Семиразумов В. Хоккей с мячом, учебное пособие для коллективов физической культуры. М., 1961. Спортивные игры, учебник, под ред. Козлова М. С. М., 1959.

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., ‘Физкультура и спорт’, 1963. 423 с.

Методика повышения эффективности техники бега на коньках хоккеистов с мячом 12-15 лет тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.04, кандидат педагогических наук Фатеева, Ольга Альфредовна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фатеева, Ольга Альфредовна

ГЛАВА 1.Проблемы и перспективы развития хоккея с мячом.

1.1. Хоккей с мячом, как вид спорта : современное состояние, история.

1.2. Особенности подготовки игроков в хоккее с мячом.

1.3. « Коньковая » подготовка в хоккее с мячом .

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

2.1. Задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Организация исследования.

ГЛАВА 3. РОЛЬ И МЕСТО « КОНЬКОВОЙ » ПОДГОТОВКИ В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХХОККЕСТОВ.

3.1. Особенности и значимость модельных параметров, влияющих на успешность игровой деятельности в хоккее с мячом.

3.2. Сравнительный биомеханический анализ техники катания на коньках в хоккее с мячом и в скоростном беге на коньках.

ГЛАВА 4.РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ « КОНЬКОВОЙ » ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ.

4.1. Разработка и теоретическое обоснование методики « коньковой » подготовки в учебно-тренировочном процессе по хоккею с мячом.

4.2. Экспериментальное обоснование эффективности тренировочного процессе хоккеистов 12-15 лет на основе использования оптимизированной методики коньковой» подготовки.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Методика повышения эффективности техники бега на коньках хоккеистов с мячом 12-15 лет»

Актуальность. Перспектива включения русского хоккея в программу зимних Олимпийских игр требует тщательного анализа подготовки молодых игроков . Хоккей с мячом — зрелищный вид спорта . Своих поклонников он привлекает, прежде всего, высокими скоростями перемещения. Это предъявляет высокие требования к технике бега на коньках. За 90 минут хоккеист в зависимости от амплуа и накала борьбы накатывает расстояние от 20 до 30 км. Эффективная техника владения коньком позволяет делать это с наименьшими энергозатратами. Высокая игровая скорость в хоккее с мячом во многом определяет выбор тактики команды, эффективность соревновательной деятельности в целом.

Успешность выступлений высококвалифицированных спортсменов в значительной степени зависит от целенаправленной работы с резервом, начиная с детского возраста. Бег на коньках — неестественный, сложный навык , имеющий свои особенности формирования и принципиальные отличия от естественных локомоций.

Ледовая подготовка в хоккее с мячом длится всего 4 месяца и совпадает с соревновательным периодом, во время которого идет как формирование навыков катания, отработка технико-тактических комбинаций, так и собственно соревновательная деятельность. Период отсутствия льда длится 8 месяцев. За это время нарушается слаженность двигательных функций, утрачиваются наработанные временные связи, снижается функциональная подготовка характерных для бега на коньках мышечных групп и систем организма.

Возраст набора в хоккей с мячом — 9 лет, ребят же постарше добирают постоянно. Тренеры не всегда берут мальчиков, не умеющих бегать на коньках, неохотно берут и ранее занимавшихся хоккеем с шайбой: слишком разные требования к технической подготовке. В итоге здоровые подростки , имеющие предварительную подготовку и, самое главное, желающие тренироваться , оказываются вне спорта, лишаются воспитания в мужском коллективе.

В то же время, требования к подготовке юных хоккеистов растут: первые детские всероссийские соревнования на приз клуба «Плетеный мяч » проводят для младших мальчиков 11-12-ти лет; в 14 лет подростки участвуют в Кубке мира. Практика показывает, что отсутствие основ техники бега на коньках к 14-15 годам невосполнимо, и не позволяет подросткам в дальнейшем прогрессировать в избранном виде спорта.

Однако, в настоящее время, место « коньковой » подготовки в целостной системе тренировки юных хоккеистов с мячом не определено. В литературе нет разработанных средств круглогодичной коньковой подготовки в ДЮСШ . Каждый тренер подбирает их для своих воспитанников интуитивно.

На наш взгляд, в этой ситуации актуальной является разработка методики « коньковой » подготовки для ДЮСШ по хоккею с мячом, включающая все параметры обучения и нагрузок и учитывая специфику вида спорта.

Цель исследования: повышение эффективности техники бега на коньках хоккеистов с мячом 12-15 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных хоккеистов.

Предмет исследования: средства и методы « коньковой » подготовки в хоккее с мячом.

Гипотеза: использование разработанной методики « коньковой » подготовки позволит целенаправленно формировать эффективную технику бега на коньках, создаст запас игровой скорости и повысит результативность соревновательной деятельности юных хоккеистов.

1.Определить особенности и значимость « коньковой » подготовки в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов с мячом.

2.Исследовать характеристики техники бега на коньках в хоккее с мячом и определить критерии ее эффективности, разработать модельные показатели хоккеистов различной спортивной квалификации.

3.Разработать и экспериментально обосновать эффективность применения методики « коньковой » подготовки на различных этапах учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов.

Теоретико-методическую основу исследования составляют: основы теории построения спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Н.И. Волков , Ф.П. Суслов, В.П. Филин и др.); положения о периодах возрастного развития морфофункциональной и двигательной сферы детей 1016 лет (И.А. Аршавский , В.К. Бальсевич, А.А. Гужаловский, В.И. Лях , Н.А. Фомин и др.); методические основы обучения двигательным действиям (М.М. Боген Н.М. Моисеев и др.); биомеханические закономерности спортивных движений (Н.А. Бернштейн, Д.Д. Донской , В.М. Зациорский и

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогические наблюдения; видеоанализ ; тестирование; экспертная оценка; педагогический эксперимент; моделирование и прогнозирование с использованием нейросетевых технологий; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследования проводились в три этапа.

Первый этап исследования (сентябрь 2001 — декабрь 2002 г.г.) был посвящен анализу и обобщению научно-методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы, поиску путей и подходов повышения эффективности тренировочного процесса в хоккее с мячом.

На втором этапе (январь 2003 -май 2004 г.г.) изучалось мнение специалистов об эффективности занятий хоккеем с мячом, имеющих различную тренировочную направленность. Исследовалось физическое и психоэмоциональное состояние спортсменов , проводился сравнительный анализ показателей тестирования игроков различной квалификации, что позволило разработать модельные характеристики хоккеистов различного уровня спортивной подготовки. Проведены предварительные исследования, направленные на выявление степени влияния отдельных параметров подготовки на повышение скорости бега на коньках в хоккее с мячом. Подбирались средства и параметры нагрузок « коньковой » подготовки юных хоккеистов в годичном цикле в условиях современного инвентаря и оборудования.

Третий этап (июнь 2004 -декабрь 2006 г.г.) — экспериментальные исследования по разработке и обоснованию целостной методики « коньковой » подготовки юных хоккеистов. В исследованиях приняли участие две группы спортсменов (по 15 человек в каждой), имеющих одинаковый возраст (12-13 лет), физическую подготовленность и квалификацию. Основной эксперимент длился на протяжении двух лет и состоял из двух этапов.

В экспериментальной группе использовалась разработанная нами методика « коньковой » подготовки. В контрольной — традиционно сложившаяся методика тренировки, включающая, преимущественно, упражнения , выполняемые в игровой форме с мячом. В конце исследования осуществлялась обработка полученных результатов и их интерпретация.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов опирается на современные педагогические исследования, системный подход к описанию и изучению объекта исследования, использование разнообразных объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам, сочетание количественного и качественного анализов полученных результатов экспериментальной части работы.

Научная новизна. Исследованы биомеханические особенности техники бега на коньках в хоккее с мячом, разработаны средства формирования навыка эффективного бега на коньках и параметры нагрузок « коньковой » подготовки юных хоккеистов в годичном цикле тренировки, определены модельные показатели спортсменов различной квалификации и возраста. Разработана эффективная методика « коньковой » подготовки в хоккее с мячом детей 12-15 лет и рекомендации по ее использованию.

Теоретическая значимость. Результаты проведенных исследований являются теоретико-методическим основанием для совершенствования учебно-тренировочного процесса по хоккею с мячом. Полученные результаты расширяют разделы знаний в области организации и методики подготовки хоккеистов. Полученные новые данные о биомеханических особенностях техники перемещения на коньках в хоккее с мячом позволяют целенаправленно формировать навык эффективного бега на коньках.

Практическая значимость Разработка и внедрение методики позволяет качественно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов, обеспечить оптимальную скорость бега на коньках в условиях короткого периода наличия льда, создать запас скорости и повысить результативность соревновательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось на базе ДЮСШ « Нефтяник » по хоккею с мячом (г. Хабаровск). Основные теоретические положения и конкретные результаты диссертационной работы были представлены и докладывались на Всероссийских научных конференциях (г. Хабаровск 2004-2006г.г., г. Екатеринбург 2006 г, г. Красноярск 2006 г.), семинарах тренеров-преподавателей по хоккею с мячом (г. Первоуральск 2005г., г. Хабаровск 2006г.). Результаты исследования внедрены в практику деятельности ДЮСШ « Нефтяник », г. Хабаровск, ДЮСШ « Забайкалец », г. Чита и ДЮСШ п. Смидович, Еврейской АО.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Традиционная методика тренировки юных хоккеистов не обеспечивает достижения высокой игровой скорости бега на коньках и требует разработки эффективных средств и методов « коньковой » подготовки.

2.Разработка и внедрение методики « коньковой » подготовки позволяет оптимизировать учебно-тренировочный процесс по хоккею с мячом, повысить эффективность техники бега на коньках и результативность соревновательной деятельности юных хоккеистов.

Структура и объем диссертации. Диссертация, общим объемом 149 страниц, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована 25 рисунками, содержит 12 таблиц. Список литературы включает 145 источников, в том числе 6 — на иностранном языке.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Фатеева, Ольга Альфредовна

1. Выявлено, что техника бега на коньках, маневренность, высокая игровая скорость находятся в числе приоритетных факторов, определяющих успешность соревновательной деятельности в хоккее с мячом . Формирование эффективной техники бега на коньках является важным компонентом учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов, определяющим его результативность в целом.

Смотрите так же:  Можно ли отменить договор мены квартиры

2. Разработаны модельные характеристики хоккеистов различного возраста и квалификации, что дает возможность вносить индивидуальные коррективы в обучение, целенаправленно воздействовать на отстающие стороны подготовленности каждого спортсмена, повышая его личную успешность, связанную с этим мотивацию и сокращая уход подростков из спорта .

3. Определена значимость различных факторов, связанных с успешностью соревновательной деятельности на различных этапах подготовки юных хоккеистов с применением нейросетевых технологий, что позволяет проводить модельный эксперимент, избегая ошибок в реальном учебно-тренировочном процессе, прогнозируя достижение необходимых результатов в определенное время.

4. Установлено, что формирование навыков эффективного бега на коньках и связанная с этим физическая подготовка требуют разработки целого комплекса средств и методов тренировки , использование которых на различных этапах тренировочного процесса юных хоккеистов может обеспечить оптимальную скорость бега на коньках.

5. Результаты предварительных экспериментальных исследований показали, что целенаправленное использование упражнений, направленных на развитие специальной гибкости голеностопного сустава позволяет уменьшить угол наклона голени при отталкивании на 7,7% (р<0,05), обеспечивая оптимально низкую посадку, что способствует росту скорости бега на коньках на коротких дистанциях на 9,6% (р<0,05).

Применение коньков с удлиненным лезвием увеличивает длину скользящего шага в беге по прямой на 10,1% (р<0,05), а среднюю скорость -на 4% (р<0,05), не снижая при этом маневренности в перемещениях по более сложным траекториям.

Включение в подготовительный период упражнений на роликовых коньках способствует совершенствованию техники бега на коньках и росту силы мышц ног юных хоккеистов, что позволяет увеличить среднюю скорость бега различными способами на 7,2% (р<0,05).

6. Применение разработанной методики в течение двух лет учебно-тренировочного процесса позволило юным хоккеистам экспериментальной группы улучшить:

— скорость бега на коньках различными способами (без мяча ) на 21,1% (р<0,01), с ведением мяча - на 25,4%» (р<0,01);

— показатели силы и силовой выносливости мышц нижних конечностей;

— психоэмоциональные показатели юных хоккеистов, приблизив их к модельным характеристикам более квалифицированных хоккеистов;

— результативность игровой соревновательной деятельности юных хоккеистов в целом, выразившейся в повышении времени владения мячом на 28,4% и улучшении средних экспертных оценок тренера за игру на 18,9% (Р<0,01).

В контрольной группе улучшения данных показателей были значительно ниже, что подтверждает более высокую эффективность разработанной нами методики.

1. Внедрение методики « коньковой » подготовки в годичный цикл учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов возможно без сокращения часов на технико-тактическую подготовку.

2. Для формирования эффективного (с использованием коньков с удлиненным лезвием, в низкой посадке) навыка бега на коньках у юных хоккеистов целесообразно предварительное развитие специальной гибкости, выносливости и силы.

3. Объемы бега на роликовых коньках в подготовительном периоде у хоккеистов 13-15 лет могут достигать 280-420 км.

Быстрый (в течение 7-10 дней) переход с роликовых коньков на лед позволяет сократить период « вкатывания », восстановить « чувство льда », увеличить время на технико-тактическую подготовку и иметь преимущество перед соперником уже на первых отборочных соревнованиях .

4. В летне-осенний период имитационные упражнения на скользких досках, как менее эффективные, желательно проводить в случае невозможности бега на роликовых коньках из-за погодных условий. В зимний период при нехватке ледового времени можно использовать имитацию на досках, как средство специальной подготовки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фатеева, Ольга Альфредовна, 2007 год

1. Апарин, В.А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках

2. Библиотечка тренера ) текст. / В.А. Апарин. Москва: Терра-Спорт, 2000.-С. 10-12.

3. Барышников, Ю.А. Оптимизация специальных нагрузок учащихсяконькобежных СДЮШОР пубертатного возраста текст. / Ю.А. Барышников // Конькобежный спорт: Сб.научных статей / [Под ред. Б. А. Стенина]. 1993. — С. 67.

4. Барышников , Ю.А. Уроки физической культуры в 9 10 классах: Пособие дляучителей текст. / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов , Г.Н. Давыдова и др. / [Под ред. Г.П. Богданова]. М.: Просвещение, 1982. -192 с.

5. Барышников, Ю.А. Факторная структура подготовленности юныхконькобежцев текст. / Ю.А. Барышников // Конькобежный спорт . -1982.- С.13-14.

6. Бауэр , В.Г. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельностьспортивных школ текст. / В.Г. Бауэр, Э.П. Гончарова , В.Н. Панкратова. М.: Гос. комитет РФ по физической культуре и туризму, 1995. — 32 с.

7. Богданов , Г.П. Уроки физической культуры в 4 6 классах: Пособие дляучителей текст. / Г.П. Богданов, Л.Ж. Булгакова , Н.Н. Власова и др. -М.: Просвещение, 1979. 192 с.

8. Букатин, А. Ю. Начальное обучение технике катания на коньках текст. /

9. A.Ю. Букатин , Ю.Н. Перегудов //Хоккей: Ежегодник. 1985. — С. 43-49.

10. Букатин , А.Ю. Я учусь играть в хоккей текст. / А.Ю. Букатин, Ю.И.

11. Лукашин / Энциклопедия юного хоккеиста. Лабиринт Пресс, 2004. -45 с.

12. B.П. Каргаполова , Г.И. Мызана. Хабаровск: Изд-во ХГПУ , 2002. -Вып.4. — С.17-19.

13. Быстрое, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов текст. /

14. В.А. Быстрое. Москва: Терра-Спорт, 2000. — 62 с.

15. Верхошанский , Ю.В. Основы специальной физической подготовкиспортсменов текст. / Ю.В. Верхошанский. М.: ФиС, 1988. — С.93.

16. Вечеренко , А.П. Контроль в системе подготовки хоккеистов высокойквалификации: Методические рекомендации текст. / А.П. Вечеренко, В.Ф. Павленко .- Хабаровск: ХГПУ, 1999. 32 с.

17. Вечеренко , А.П. Физическая подготовка юных хоккеистов: Методическоепособие текст. / А.П. Вечеренко, О.З. Зиганшин , В.Ф. Павленко, А.А. Путилин. Хабаровск: ХГПУ, 2001. — 22 с.

18. Волков, Н.И. Основные вопросы теории и практики конькобежного спорта текст. / Н.И. Волков // Проблемы конькобежного спорта : Сб.научных статей, 1970. — №1. — С. 11.

19. Воронов , А.В. Определение энергостоимости посадки конькобежцев текст. / А.В. Воронов, В.Н; Селуянов , JI.M. Райцин, М.А. Андрюнин // Управление техническим мастерством конькобежцев: Сб.научных статей Смоленск ,1985. — С. 3-8.

20. Гульдбрансен, Эрик. Исследование целесообразности применения бега на роликовых коньках в подготовке конькобежцев текст. / Эрик Гульдбрансен // Конькобежный спорт. 1975. — вып.1. — С. 39.

21. Дерябин, С.Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских школах: Автореф. дис.канд. пед . наук (13.00.04) текст. / Дерябин Сергей Евгеньевич; [ГЦОЛИФК]. М., 1982. — 24 с.

22. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей текст. / Под ред. Тихвинского. М.: Медгиз, 1991. — 176 с.

23. Докторевич , A.M. Приемы совершенствования техники бега текст. / A.M. Докторевич , П.В. Мелехов // Конькобежный спорт: Ежегодник. -1979.-Вып.2.-С. 66-68.

24. Докторевич, A.M. Исследование структуры движений конькобежца и путей и ее совершенствования: Автореф. дис.канд. пед. наук (13.00.04) текст. / Докторевич Алексей Михайлович; [ ВНИИФК ]. М., 1974. — 22 с.

25. Доленко, Ф.Л. Гибкость конькобежца текст. / Ф.Л. Доленко // Конькобежный спорт: Сб. научных статей. 1975. — Вып. 1. — С. 15-16.

26. Доленко, Ф.Л. Значение амплитуды движений голеностопного сустава в технике бега конькобежца текст. / Ф.Л. Доленко // Конькобежный спорт: Сб.научных статей. 1972. — Вып. 2. — С. 16.

27. Дорохов , Р.Н. Исследования амплитудно-временных и скоростно-силовых параметров у конькобежцев текст. / Р.Н. Дорохов, B.C.

28. Приставкин, И.А. Кравцова // Конькобежный спорт: Ежегодник. 1972. -Вып. 2.-С.4-7.

29. Дынер, J1.C. Некоторые результаты применения метода математического моделирования при исследовании скоростного бега на коньках текст. / J1.C. Дынер // Материалы итоговой сессии института (ВНИИФК) за 1968 г.: Сб. научных статей. 1970. — С.230-231.

30. Ермолин, В.Г. Из опыта работы по подготовке спортсменов-конькобжцев высших разрядов текст. / В.Г. Ермолин // Проблемы физического восптания ». Вып.4. — Челябинск, 1970. — С. 136-142.

31. Зиганшин, О.З. Подвижные игры в занятиях юных хоккеистов: Методические рекомендации текст. / 0.3. Зиганшин, В.М. Гумовская . -Хабаровск: ДВГАФК, 2004. 9 с.

32. Зиганшин, 0.3. Хоккей с мячом : Программа для детско-юношеских спортивных школ (группы начальной подготовки) текст. / 0.3. Зиганшин, П.Б. Кононенко . Хабаровск: ДВГАФК, 2006. — 38с.

33. Иванов, А.А. Педагогический контроль общей и специальной физической подготовленности юных хоккеистов на учебно-тренировочном этапе подготовки в ДЮСШ : Автреф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) текст. / Иванов Александр Андреевич; [ВНИИФК]. М., 2005. — 22.

34. Козловский , В.И. Анализ и оценка игры в хоккей с мячом текст. / В.И. Козловский, В.Д. Олейников . М.: Физкультура й спорт, 1988. — 56 с.

35. Козловский, В.И. Учебное пособие по организации и планированию учебно-тренировочного процесса в командах мастеров по хоккею с мячом текст. / В.И. Козловский. М.: МОГИФК, 1986. — С. 6.

36. Козьменко, В. Г. Лимитирующие факторы технического совершенствования в скоростном беге на коньках, методы их выявления и устранения: Автореф. дис.канд.пед.наук (13.00.04) текст. / Козьменко Владимир Германович; [МОГИФК]. Москва, 1990. — 23 с.

37. Козьменко, В.Г. Ведущие показатели технического мастерства конькобежцев текст. / В.Г. Козьменко // Конькобежный спорт: Сб. научно-методических статей / [Под ред. Б.А Стенина]. Москва: ГЦОЛИФК, 1990. — С. 50-53.

38. Колосков , В.И. Управление подготовкой хоккеистов текст. / В.И. Колосков, В.П. Климин . М.: ФИС, 1982. — 230 с.

39. Королев, Ю.В. Хоккей с мячом текст. / Ю.В. Королев. М.: Главное спортивно-методическое управление и управление хоккея , 1977. — с. 518.

40. Костка, В. Современный хоккей текст. / В. Костка. М.: ФИС, 1976. -117 с.

41. Краевский , Н.Н. Подготовка резерва актуальная проблема в хоккее с мячом текст. / Н.Н. Краевский // Хоккей: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт.-1988. -С.12-13.

42. Кубаткин , В.П. Конькобежный спорт: Программа для ДЮСШ и СДЮШОР ( Методическая часть) текст. / В.П. Кубаткин. Москва, 1996.-176 с.

43. Кубаткин, В.П. Методика тестирования и оценки подготовленности конькобежцев текст. / В.П. Кубаткин. Малаховка : МОГИФК, 1990. -С. 12-29.

44. Левин , B.C. Хоккей с мячом: Программа для ДЮСШ, СДЮШОР (нормативная часть) текст. / B.C. Левин, В.Ф. Павленко , Н.Н. Соловьев Н.Н. М.: Советский спорт, 1990.- С.3-8.

45. Лысов , Б.В. Подготовка резервов актуальная проблемам в хоккее с мячом текст. / Б.В. Лысов, Н.И. Крачевский // Хоккей. — 1986. — С. 4446.

46. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник текст. / Г.А. Макарова. М.: Советский спорт, 2003. — 480 с.

47. Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии текст. / Э.Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 199 с.

48. Мельников , А.Г. Анализ подготовки и выступлений сборной команды СССР по хоккею с мячом на 13 чемпионате мира 1983 года: Методические рекомендации текст. / А.Г. Мельников, В.Е. Соловьев , B.C. Левин, Г.Н. Паскин. М., 1984. — С. 11-59.

49. Мельников, Ю.П. Программа для детско-юношеских спортивных школ по хоккею с мячом (комплексных и специализированных) текст. / Ю.П. Мельников. СПб: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1973. — 29 с.

50. Михайлов , В.В. Тренировка конькобежца-многоборца текст. / В.В. Михайлов, Г.М. Панов . М.: ФиС, 1975.- 168 с.

51. Михалкин, Г. Хоккей для начинающих текст. / Г. Михалкин М.: Астрель, 2001. — 63 с.

52. Орлов , В.А. Оценка специальной физической подготовленности конькобежцев в летнее-осенний период текст. / В.А. Орлов, В.К. Васильев , Т.Л. Шарова // Конькобежный спорт. 1975. — Вып. 2. — С.ЗЗ.

53. Осипов, В. 100-летие русского хоккея с мячом текст. / В. Осипов // Русский Хоккей.- 1998. №1, — С.18-23.

54. Основы подготовки юных спортсменов текст. / [Под редакцией М.Я. Набатниковой ]. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С.177-178.

55. Павленко, В.Ф. Мастерское катание: Методические рекомендации текст. / В.Ф. Павленко. Хабаровск: ДВГАФК, 1994. -11 с.

56. Павленко , В.Ф. Организация и содержание научно-методического обеспечения команд по хоккею с мячом: Методические рекомендации для специалистов по хоккею с мячом текст. / В.Ф. Павленко, В.М. Шишенков . Хабаровск, 1993. — С. 19-22.

Смотрите так же:  Приказ фз 247

57. Павленко , В.Ф. Систематизация специализированных упражнений хоккеистов: Методические рекомендации текст. / В.Ф. Павленко, А.П. Вечеренко . Хабаровск: ХГПУ, 1999. — 26 с.

58. Павленко, В.Ф. Специальная гимнастика хоккеистов на льду текст. / В.Ф. Павленко. Хабаровск, 1984. — С. 3-7.

59. Павленко, В.Ф. Физическая подготовка хоккеистов вне льда: Методические рекомендации текст. / В.Ф. Павленко. Хабаровск: ХГИФК, 1995.-23 с.

60. Павленко, В.Ф. Хоккей с мячом: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп ДЮСШ и СДЮШОР текст. / В.Ф. Павленко. -Хабаровск, 1992. 120 с.

61. Панин, И.Н. Русский хоккей с мячом: техника, тактика, правила игры: Учебно-методическое пособие текст. / И.Н. Панин. М.: Советский спорт, 2005. — С. 3,16-28,60, 69.

62. Панов, Г.М. Летняя подготовка конькобежцев текст. / Г.М. Панин. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С. 22-31, 83-84,141.

63. Панов , Г.М. Научно-методические аспекты подготовки зарубежных конькобежцев текст. / Г.М. Панов, Б.А. Стенин , Б.М. Васильковский // Конькобежный спорт: Сб. научно-методических статей / [Под ред. Стенина Б.А.]. М.: ГЦОЛИФК, 1990. — С. 86-88.

64. Педагогические и медицинские аспекты подготовки юных конькобежцев текст. / [Под редакцией И.И. Бахрах и A.M. Докторевича ]. Смоленск, 1990.-С. 28-40, 63.

65. Пилыцикова, Е.А. Теоретико-методическое обоснование эффективной техники скоростного бега на коньках: Дис. канд. пед. наук (13.00.04) текст. / Е.А. Пилыцикова; [РГАФК]. М., 1999.- 136 с.

66. Подарь , Г.К. Проблемы подготовки юных конькобежцев текст. / Г.К. Подарь // Проблемы конькобежного спорта: Сб.научных статей. 1970. -№1. — С. 98.

67. Преображенский, B.JI. Кочующие ошибки (О некоторых проблемах подготовки конькобежцев) текст. / В.Л. Преображенский // Физкультура и спорт.- 1968. №10. — С. 17-19.

68. Пфангциль, И. Теория измерений текст. / И. Пфангциль. М.: МИР , 1976.-246 с.

69. Расин, М.С. Педагогические основы подготовки юных спортсменов: Учебное пособие текст. / М.С. Расин. Омск: ОГИФК, 1987. — 32 с.

70. Рек, Р.И. Закономерности отталкивания в скоростном беге на коньках текст. / Р.И. Рек, Е.Н. Красильников // Конькобежный спорт: Ежегодник. 1972. — Вып. 1. — С. 7-14.

71. Рек, Р.И. Изменение силы отталкивания в скоростном беге на коньках текст. / Р.И. Рек // Конькобежный спорт: Ежегодник. 1972. — Вып. 2. -С. 45-50.

72. Розин, Е.Ю. Методология диагностики СФП в гимнастике и проблемы ее практической реализации текст. / Е.Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 7. — С. 30-34.

73. Савин, В.П. Исследование скоростной подготовки хоккеистов текст. / В.П. Савин // Хоккей: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С.12-13.

74. Савин, В.П. Исследование техники бега на коньках: Методические разработки текст. / В.П. Савин. М.: ГЦОЛИФК, 1985. — 36 с.

75. Савин, В.П. О скоростной подготовленности хоккеистов текст. / В.П. Савин // Хоккей: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт. — 1982. — С. 3437.

76. Савин , В.П. Специальная работоспособность у хоккеистов высокой квалификации текст. / В.П. Савин, B.C. Львов // Хоккей: Ежегодник,-М.: Физкультура и спорт, 1985. С.23-26.

77. Савин, В.П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ . высш. учеб. заведений текст. / В.П. Савин. М.: Академия, 2003. — С. 172-176.

78. Савин, В.П. Хоккей: Учебник для ин-тов физ. культуры текст. / В.П. Савин. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 320 с.

79. Сапин , М.П. Анатомия человека с возрастными особенностями: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений текст. /М.П. Сапин,В.И.Сивоглазов.-М.: Академия, 1997.-С.32-38.

80. Сарсания , С.К. Физическая подготовка в спортивных играх (хоккей на траве, футбол, хоккей с шайбой): Учеб. пособие текст. / С.К. Сарсания , В.И. Селуянов. М., 1991. — 84 с.

81. Сиренко, Ю.И. Актуальные проблемы развития русского хоккея текст. / Ю.И. Сиренко // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и Олимпизма в Сибири: Сб. Омск: СибГУФК, 2005. — С. 105107.

82. Сиренко, Ю.И. Поурочная программа для занимающихся хоккеем с мячом в группах начальной подготовки 1-4 года обучения: Учебное пособие текст. / Ю.И. Сиренко. Омск: СибГУФК, 2006. — 132 с.

83. Слободян, А.П. Теория и методика спортивной тренировки: Учебное пособие текст. / А.П. Слободян. Хабаровск, 1998. — 143 с.

84. Смирнов , В.М. Физиология физического воспитания и спорта; Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений текст. / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский . М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608 с.

85. Смирнов, М.Р. Теоретические основы беговой нагрузки текст. / М.Р.

86. Смирнов. Новосибирск: Hi НУ, 1996. — 127 с.

87. Смирнов , П.В. Бег на роликовых коньках текст. / П.В. Смирнов, B.C.

88. Воеводкина, Г.М. Грузных // Журнал конькобежный спорт. 1978. -Вып.1. — С. 41-43.

89. Смирнов, Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивнойподготовленности: Учеб. пособие текст. / Ю.И. Смирнов Малаховка, 1996,.-С. 18-20

90. Смирнов , Ю.И. Спортивная метрология текст. / Ю.И. Смирнов, М.М.

91. Полевщиков: Учеб. для студ. пед. вузов . М.: Академия, 2000. — 232 стр.

92. Соколов, М.П. Ведущие элементы технического мастерства конькобежцев и критерии его оценки текст. / М.П. Соколов // Теория и практика физической культуры. 1970. — №1. — С.8-14.

93. Соколов, М.П. Ведущие элементы, фазы и критерии технического мастерства конькобежцев текст. / М.П. Соколов // Проблемы высшего спортивного мастерства. -М., 1969. С. 40-47.

94. Соколов, М.П. Ведущие элементы техники мастерства конькобежцев икритерии его оценки текст. / М.П. Соколов // Теория и практика физической культуры. 1970. — №1. — С.8-14.

95. Соколов, М.П. Конькобежный спорт текст. / М.П. Соколов. М.:

96. Физкультура и спорт, 1948.-С. 12-17.

97. Соловьев , В.Е. Хоккей с мячом текст. / В.Е. Соловьев, В.А. Ватутин . -М.: Физкультура и спорт, 1980. 110 с.

98. Стенин, Б.А. Исследование факторов, определяющих физическую подготовку конькобежцев высокой квалификации: Автореф. дис.канд.пед.наук (13734) текст. / Стенин Борйс Андрианович; [ГЦОЛИФК]. М., 1973. — 23 .

99. Стенин, Б.А. Теоретико-методические основы совершенствования технико-тактического мастерства в процессе многолетней тренировки: Автореф. дис.докт.пед.наук (13.00.04) текст. / Стенин Борис

100. Андрианович; РГАФК. М., 1990. — 23 с.

101. Стенин , Б. А. Конькобежный спорт текст. / Б.А. Стенин, В.Г. Половцев : Учебник для педвузов. М.: Просвещение. — 1990. — С.70-91.

102. Стенин, Б.А. Резервы скорости конькобежцев текст. / Б.А. Стенин // Научно-спортивный вестник. -1988. №3. — С. 19-23.

103. Столбов , В.В. История физической культуры и спорта текст. / В.В. Столбов, J1.A. Финогенова, Н.Ю. Мельникова / Под ред. В.В. Столбова . 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 423 с. ил. с. 82.

104. Сулейманов, И.И. Введение в теорию физической культуры: Уч. пособие текст. / И.И. Сулейманов . Омск: ОГИФК, 1991. — 35 с.

105. Таблицы оценки физического развития подростков 10-17 лет. -Хабаровск: Хабаровская краевая больница, 1981. С. 104-110.

106. Таланов, И.М. Хоккей с мячом: Программа для спортивных секций КФК и спортивных клубов текст. / И.М. Таланов. М.: Физкультура и спорт, 1974.- 18 с.

107. Тарасов, А.В. Детям о хоккее текст. / А.В. Тарасов. М.: Физкультура и спорт, 1986.-С. 18-20

108. Тарасов, А.В. Поточный метод тренировки в хоккее текст. / А.В. Тарасов. М.: Физкультура и спорт, 1966.— С.16-19.

109. Тарасов, А.В. Путь к себе текст. / А.В. Тарасов. М.: Физкультура и спорт, 1974.-52 с.

110. Тарасов, А.В. Тренировочные упражнения хоккеиста текст. / А.В. Тарасов. М.: Фюкупьтураиспорг, 1959.- 25 с

111. Тибо, Жак. Планирование объема и интенсивности нагрузки коньковой подготовки в годичном и многолетнем циклах текст. / Тибо Жак, Смит Дэвид. М.: Советский спорт, 1991 — С.35-38.

112. Травкина, Р.Н. О летней тренировке юных конькобежцев текст. / Р.Н. Травкина // Физическая культура в школе. 1961. — №6. — С.32-34.

113. Тузовой, Е.Н. Унифицированная программа начальной подготовки спортсменов в коньковых видах спорта: Методические рекомендации текст. / [Под общей редакцией А.Н. Мишина]. М.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта , 1990. — 25 с.

114. Уткин, В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов и для ин-тов физ. культуры по спец.2114 «физ. воспитание» текст. / В.Л. Уткин. М.: Просвещение, 1989. — 210 с.

115. Фарфель , B.C. Физиологические особенности работ различной мощности текст. / B.C. Фарфель // Исследования по физиологии выносливости . М.: Физультура и спорт, 1949. — т. 7. — Вып. 3. — С. 237257.

116. Физическое воспитание: Учебник текст. / [Под ред. В.А. Головина , В.А. Мослякова, А.В. Коробкова и др]. М.: Высш. школа, 1983, — 391 с.

117. Филин, В.П. Воспитательная работа с юными спортсменами: Лекции для студентов, аспирантов, слушателей ВШТ, академий текст. / В.П. Филин. М.: РГАФК, 1996. — 37 с.

118. Филин , В.П. Основы юношеского спорта текст. / В.П. Филин, Н.А. Фомин . М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.

119. Хоккей на полу: Программа развития специальных умений и навыков . -М.: Сов. Спорт, 1993. 14 с.

120. Хоккей с мячом // Спутник любителя хоккея. М.: Физкультура и аюрг, 1969- С.70.

121. Хоккей с мячом: Программа для ДЮСШ. М.: Физкулыураи спорт, 1962. — 24 с.

122. Хоккей с мячом: Методическое пособие / Ред. Акимова В.А. -Смоленск, 1956. 28 с.

123. Хоккей с мячом: Правила соревнований . М.: Прейскурантиздат, 1996. -46 с.

124. Хоккей с мячом: Справочник текст. / [Сост. А.В. Комаров]. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 207 с.

125. Холодов , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений текст. / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов М.: Академия, 2000. — 480 с.

126. Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников текст. / С.В. Хрущев. М, Медицина, 1980.- 120 с.

127. Чайкин, В.А. Некоторые вопросы техники бега на коньках текст. / В.А. Чайкин // Конькобежный спорт: Ежегодник. 1972. — Вып. 2. — С. 42-45.

128. Чайкин, В.А. О посадке конькобежца текст. / В.А. Чайкин // Теория и практика физической культуры. 1970. — №1. — С. 15-19.

129. Чайкин, В.А. След расскажет анализ некоторых элементов техники бега на коньках текст. / В.А. Чайкин // Конькобежный спорт: Ежегодник. — 1974. — Вып. 2. — С. 27-31.

130. Чайкина, В.А. О « посадке » конькобежца текст. / В.А. Чайкина // Теория и практика физической культуры. 1970. — №1. — С. 15-19.

131. Чернов, И.П. Характеристика средств и методов тренировки конькобежцев в подготовительном периоде текст. / И.П. Чернов // Проблемы физического воспитания: Сб. научных статей. Вып.4. -Челябинск, 1970.-С.133-135.

132. Шарманова , С. Б. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания текст. / С.Б. Шарманова , А.И. Федоров. Челябинск: УралГАФК, 1999. — 112 с.

133. Шелешнев , П.М. Программа для ДЮСШ по хоккею с шайбой текст. / П.М. Шелешнев, А.В. Старовойтов . М.: ГЦОЛИФК, 1967. — 12 с.

134. Шестаков , М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов текст. / М.П. Шестаков, А.П. Назаров , Д.Р. Черенков. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 141 с.

135. Шестернев, Г.М. С чего начинать (Обучение начальному бегу на коньках) текст. / Г.М. Шестернев // Физическая культура в школе. -1961. №1. -С.55-58.

136. Шишков, И.Ю. Структура и динамика подготовленности высококвалифицированных спортсменов в хоккее с мячом: Автореферат дис.канд.пед.наук (13.00.04) текст. / Шишков Игорь Юрьевич; [МОГИФК]. Малаховка, 1989. — С.23.

137. Янгбрандт, В. Хоккей с мячом: Учебно-методическое пособие текст. / В. Янгбрандт. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 104с.

138. Di Prampero et al. Energy cost of speed skating and efficiency of work against air resistance // Journal of Physiology, 40, 584-591.

139. Einarsson, K. Bandy teknik, taktik, traning. Stockholm, 1971. — 38 p.

140. Jagbrant, W. Bandy Instruktioner Lidkoping. 1972. — P.36.