Содержание:
Выписка из ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения»
Виды учебных изданий, научных и научно-популярных изданий.
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и полностью раскрывать программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины в учебном плане.
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) рабочей программы дисциплины.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного в учебном процессе пособия.
Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания.
Учебное наглядное пособие — учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Задачник — практикум, содержащий учебные задачи.
Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Монография — научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Виды печатных изданий по объему
Книга — книжное издание объемом свыше 48 страниц.
Брошюра — книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц.
Учебное пособие
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90 [1] ; в РФ — ГОСТ 7.60–2003 [2] ).
Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» [3] нормирует понятие учебное пособие следующим образом:
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Учебное пособие» в других словарях:
Учебное пособие — учебное пособие: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно… … Официальная терминология
учебное пособие — Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN study aidteaching aid DE unterrichtshilfe… … Справочник технического переводчика
учебное пособие — учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Источник: ГОС … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания к. л. темы или проблемы. У. п. может быть выпущено на одну из частных … Издательский словарь-справочник
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания … Реклама и полиграфия
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от учебной программы… … Российская энциклопедия по охране труда
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Средство обучения, имеющее целью формирование одного из аспектов или видов речевой деятельности (У. п. по фонетике, грамматике, по развитию речи, книга для чтения). У. п. могут быть сборники текстов, лабораторные задания,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
учебное пособие — Rus: учебное пособие Deu: unterrichtshilfe Lehrbehelf Eng: study aid, teaching aid Fra: manuel pratique, traité pratique Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебное издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник … Профессиональное образование. Словарь
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — официально утвержденное учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник [63, c. 167] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Учебное пособие определение гост
Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного
Заслуживает интереса следующий вариант их классификации: учебной литературы
Учебник – центральное звено системокомплекса дидактических средств обучения, содержание которого должно, во-первых, соответствовать требованиям государственного стандарта образования, во-вторых, иметь выверенный, апробированный педагогической теорией и образовательной практикой характер
Учебные пособия следующих видов:
учебно-теоретические пособия, заменяющие, дополняющие или развивающие учебник, предлагающие учебный материал либо по отдельной части учебной программы, либо в объеме, превышающем учебную программу, либо изложенный в субъективной авторской интерпретации. Поскольку по степени новизны, актуальности и оперативности представления учебно-научной информации теоретическое учебное пособие может опережать учебник, целесообразно использовать эту его особенность для распространения научно-теоретических сведений инновационного характера;
учебно-практические пособия (практикумы, сборники заданий и упражнений), содержащие учебный материал прикладного характера, предназначенный для выработки практических умений и навыков, закрепления теоретической информации, контроля и самоконтроля;
учебно-методические пособия, предназначенные как для обучающихся (методика самостоятельной работы, выполнения определенных видов деятельности), так и для преподавателей (методика организации обучения);
учебно-справочные пособия, содержащие сведения учебного, научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для поиска информации (энциклопедические и толковые словари, справочники);
хрестоматии – представленные в определенной логике тексты или чаще фрагменты текстов научных, мемуарных, публицистических, художественных произведений, нормативно-правовых актов, инструкций и иных документов, которые обеспечивают реализацию определенных учебных целей.
Определения учебной книги не способны дать достаточно полного представления о ней, если не будут установлены её функции, т. е. её целевое назначение, характер и степень участия в реализации потребностей обучения, обучающихся и обучающих. Функциональный анализ необходим не только для определения роли, педагогического потенциала и места учебной книги в системе средств обучения, но и для оценки её эффективности, для выявления основных противоречий, закономерностей и тенденций в едином и взаимосвязанном развитии процесса обучения и средств его реализации.
В отечественной научно-педагогической литературе вопрос о функциональном назначении учебной книги обсуждается достаточно давно и активно.
Уже в дореволюционный период в ряде публикаций осуществлены попытки охарактеризовать роль и назначение издаваемой учебно-педагогической литературы.
Интерес к проблеме, а вместе с тем и эволюция целевого назначения учебной книги в советский период были обусловлены изменением теоретических представлений о её роли и месте в системе средств обучения на разных этапах развития отечественной школы.
В 20-е – начале 30-х гг. XX в. острой критике подверглись использовавшихся в дореволюционной школе классические учебные книги, которые были признаны неприемлемыми для реализации новых целей обучения. Многие педагоги тогда считали, что главная задача учебной литературы состоит не в передаче учебно-научной информации, а в активизации познавательной деятельности обучающихся. С учетом этой установки вводились новые модели учебных изданий: «рассыпные» учебники, «рабочие» книги, журналы-учебники и даже газеты-учебники. Эти издания имели существенные недостатки – они не обеспечивали систематичности в изложении основ научных знаний; не в полной мере реализовывали свою информативную функцию. Применение таких учебных книг приводило к снижению качества знаний учащихся.
В середине 30-х гг. на основе постановления ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы» началась работа по подготовке систематизированных стабильных учебников. Учебник приобретает статус основного средства обучения, что было обусловлено, в частности: 1) дефицитом других источников учебной информации, 2) стремлением к жесткой государственной регламентации содержания образования. Предметное содержание учебника становится обязательным для усвоения, причем акцент в обучении делался на запоминание и воспроизведение материала учебника. В этих условиях актуализируются такие функции учебника, как функции самообразования и контроля.
В 50-е годы учебник рассматривается главным образом в качестве пособия для домашней учебной работы, ориентированной на повторение и закрепление знаний, полученных на уроке.
В 60 –70-е годы усиливается информативная направленность обучения, и, как результат, создается новое поколение учебников, содержание которых было адекватно данной тенденции. В этот же период широкое распространение получают идеи программированного, а затем проблемного обучения, оказавшие заметное влияние на перестройку целевого назначения учебника. Так, программированные учебники и пособия содержали учебную информацию и задания по проверке ее усвоения и имели главной целью выработку умений и навыков выполнения системы специальных действий по закреплению учебной информации. Проблемное обучение ориентировало учебную книгу на стимулирование активной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и творческого мышления (самостоятельное видение проблемы, применение знаний, способов действия и т. д.).
В 80–90-е гг. приоритетным направлением в развитии учебника и определении его целей становится усиление развивающей и ценностно-ориентирующей функций учебной книги, ликвидация существующей диспропорции между научностью и доступностью.
Изменение функций учебника в этот период обусловлено актуализацией таких задач обучения, как: ориентация учащихся на самостоятельное добывание знаний, развитие у них творческого, продуктивного мышления, обеспечение дифференцированного подхода, предполагающего наличие в учебнике (как в основном тексте, так и в системе заданий) нескольких уровней содержания учебного материала и его изложения, проблемного подхода, раскрывающего борьбу научных идей и представлений.
Охарактеризуем в общих чертах функции учебной книги.
Определяющими – системообразующими – функциями процесса обучения являются образовательная, развивающая и воспитательная. Учебная книга выступает как одно из важнейших дидактических средств, обеспечивающих осуществление названных функций.
В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. П. Беспалько в число системообразующих функций наряду с образовательной, развивающей и воспитательной вводят функцию, которую можно было бы наименовать технологической. В предлагаемом обозначении функции – технологическая – отражается, с одной стороны, совокупность способов и средств фиксации, систематизации, обработки, трансформации и предъявления учебной информации, а с другой – процессуальная сторона деятельности преподавания и учения.
Образовательная функция ориентирована на формирование когнитивного опыта личности, а также способов продуктивной, творческой познавательной и преобразующей деятельности (т. е. практического опыта).
Служебными – по отношению к образовательной – являются функции:
ориентационная: обеспечивает постановку и принятие обучающимися цели и задач изучения учебного предмета и конкретного учебного материала;
стимулирующе-мотивационная: направлена на стимулирование познавательной активности, развитие эмоционально-мотивационной сферы обучающегося, формирование у него интереса и позитивного отношения к учебному предмету и изучаемому материалу;
информационная: учебная книга является основным источником необходимой для усвоения учебно-научной информации. В отличие от других средств обучения она передает эту информацию в соответственно упорядоченном с логической, предметной и психологической точек зрения виде;
интерпретационная: учебная книга не только дает учебно-научную информацию, но и интерпретирует, т. е. истолковывает, объясняет ее;
исследовательская: данная функция реализуется в учебной книге либо через описание путей и методов познания (образовательная функция), либо в форме вопросов и заданий, организующих самостоятельную деятельность учеников (технологическая функция);
формирования способов деятельности: учебная книга ориентирована не только на сообщение учебно-научной информации, но и на формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности;
систематизации: учебник (учебное пособие) призван обеспечивать строгую и последовательную систематизацию всех материалов, составляющих содержание обучения по данному учебному предмету, и учить пользователя приемам и методам научной систематики. Систематизирующая функция, по мнению исследователей, выполняет роль необходимой предпосылки для осуществления других функций учебника. В комплексе функций учебника систематизирующая функция активно служит формированию научных методов познания, развитию и воспитанию человека;
самообразования: учебник, будучи основным источником информации, используемой в целях и в процессе самообразования, вместе с тем ориентирует обучающегося на расширение и углубление знаний, формирует потребность в самообразовании.
Развивающая функция. Учебная книга призвана способствовать развитию мышления, речи, внимания, воображения, памяти, сенсорных восприятий, волевой, двигательной, интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер. В специальной литературе и психолого-педагогических исследованиях не выделяются конкретные служебные функции, обеспечивающие реализацию конститутивной развивающей функции.
Воспитательная функция учебника направлена на формирование мировоззрения, духовно-нравственных качеств и свойств личности, опыта эмоционально-ценностных отношений и поведения, адекватного социальным требованиям и моральным нормам. К числу служебных функций обычно относят мировоззренческую и ценностно-ориентирующую, раскрывать значение которых мы здесь считаем нецелесообразным в связи с очевидностью содержания, обусловленного наименованием функций.
Технологическая функция. Служебными по отношению к ней являются:
Функции, обеспечивающие организацию образовательного процесса:
проективно-методическая: учебник выступает как своеобразный сценарий или проект учебного процесса, содержащий методические рекомендации, с учетом которых педагог может проектировать и осуществлять процесс обучения;
организационно-методическая: учебник дает представление об организационных формах, методах и средствах обучения;
контрольно-оценочная: учебник содержит комплекс вопросов и заданий, выполнение которых позволит и ученику и учителю проконтролировать и оценить качество выполненной учебной работы, обоснованность выбора способов ее организации и осуществления, способность ученика применять приобретенные знания в практической деятельности;
закрепления: учебная книга должна обеспечивать прочное усвоение знаний, чему способствует включение в нее системы заданий и упражнений, служащих базой для осуществления воспроизводящего, тренировочного и творческого закрепления.
Функции, обеспечивающие организацию учебного материала:
нормативно-содержательная: учебник содержит учебный материал, предусмотренный государственным образовательным стандартом, учебными планами и учебными программами;
структурно-содержательная: в отечественной дидактике представлены различные теоретические подходы к поиску оптимального структурирования содержания учебника и его составных компонентов, выявлен набор тех элементов, которые позволяют создать целостность всей конструкции учебной книги, соответствующей исходно-заданным параметрам, которые чрезвычайно мобильны и вариабельны в зависимости от особенностей содержания учебного предмета, специфических требований методики его изучения. Общепринято структурное построение учебной книги в форме глав, параграфов, разделов; основными структурными компонентами учебника, учебного пособия) являются себя основные, дополнительные, пояснительные тексты, аппарат организации усвоения учебного материала (задания, вопросы, упражнения и т. п.) и аппарат ориентировки (предисловие, примечания, обобщающие формулировки, заключение, оглавление, библиографические материалы, указатели, приложения и т. п.) Все эти элементы взаимосвязаны с системой иллюстративных средств;
трансформационная: учебник призван обеспечивать трансформацию основ научных знаний в учебный материал, адаптированный для освоения учащимися определенного возраста, имеющими определенный уровень предварительной подготовки;
интегрирующая: учебник и учебное пособие призваны обеспечить реализацию образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения в их органическом единстве (первый уровень интеграции); учебник должен включать в себя всю совокупность идей, фактов, обобщений смежных наук в едином учебном материале учебного предмета (второй уровень интеграции).
синтезирующая (близкая по содержанию к интегрирующей): учебная книга на основе синтеза образовательной информации, выводов и обобщений из различных областей научных знаний, опыта познавательной деятельности и социально признанных ценностных установок, отраженных в учебном материале, призвана способствовать гармонизации представлений обучающегося об окружающем мире и о себе, следовательно, развитию целостного мировосприятия и целостной личности ученика, способного к продуктивной общественно полезной деятельности 108 .
Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т. п.
Учебник выполняет две основные функции:
1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Учебник — своеобразная комплексная информационная моделью образовательного процесса, отображающая цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.
Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй – помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий – спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов – последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы – позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты.
В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Начиная с 1970-х г. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета и т. п.
С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.
Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника выступают: информативный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный.
Каждый компонент имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:
Информативный компонент представлен с помощью вербальных средств, а также символики и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.
Главной формой учебника является текст.
Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.
Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:
теоретико-познавательный: основные термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание основных законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.
инструментально-практический: характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; составление набора задач, опытов, самостоятельных работ; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Дополнительный текст включает: документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические и народоведческие сведения; статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст включает: предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; алфавиты; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.
Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:
аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;
иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации
аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикатор, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.
Личностная ориентация учебника. В личностно-ориентированной педагогике целевой и структурной основой конструирования учебников служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности. Сверхзадача учебника – помощь в обеспечении личностного развития учащегося по отношению к изучаемому курсу.
Решать эту задачу можно на основе специальных средств, с помощью которых организуется образовательная деятельность учеников. Это, прежде всего, исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом такой деятельности, как мы выяснили ранее, должна служить создаваемая учеником образовательная продукция.
Таким образом, чтобы обеспечить личностную ориентацию учебника, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании средства организации продуктивной деятельности учеников, относящейся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Критериями личностной ориентации учебника являются следующие отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный, продуктивный и репродуктивный компоненты; изучение реального мира и готовых знаний о нем.
Методика работы с учебником. Работа ученика с учебником происходит как в школе, так и дома. Чтобы эта работа была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:
Самостоятельная и коллективная работа с учебником – необходимые элементы уроков, а не только домашней роботы.
Для организации деятельности учеников на уроке необходимо тщательно подбирать как фрагменты учебника, так и методы работы с ними. Время, отводимое на работу с учебником, зависит от возраста и подготовленности детей; в младших классах оно не должно превышать 10 мин. за урок.
Важнее научить детей анализировать и структурировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.
Учебник – не только текст. Эффективная работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т. п. ).
Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).
Один из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Эта работа требует от ученика анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.
Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: подбор эпиграфов и заглавий к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание знаковых моделей, схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений.
Для учащихся средних и старших классов применяются следующие типы упражнений по работе с учебником:
подготовительные – для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;
диагностирующие – для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника;
обучающие – формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;
творческие – по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;
рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;
праксиологические – учат применять знания и приемы работы в разных ситуациях;
контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.
Перспективы развития учебника. Один из путей конструирования учебника личностно-ориентированного типа заключается в совершенствовании традиционных учебников путем замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и вопросов на творческие и продуктивные. Материал учебника дополняется различными вариантами культурно-исторических решений рассматриваемых вопросов без явного предпочтения или выбора из них «правильного». Освещение изучаемых вопросов происходит с разных точек зрения и оставляет ученикам возможность выбора наиболее близкой позиции или собственного решения возникающего противоречия. Кроме того, содержание параграфов учебника приводится в соответствие с этапами образовательного процесса и различными ритмами: календарными, годовыми, недельными. Например, первый параграф по теме решает иные задачи, нежели заключительный; а главы учебника, изучаемые в начале учебного года, излагаются не так, как те, которые отнесены ко времени завершения обучения. Соответственно в учебник включаются творческие задания, блоки целеполагания, самоопределения, рефлексии.
Другой путь предусматривает принципиальное изменение структуры, содержания и формы учебника. Поскольку основой личностно-ориентированного обучения является разделение внешнего и внутреннего содержаний образования, то наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входит материал, создаваемый учащимися.
Включение в содержание образования создаваемого учениками личностного компонента требует изменения привычной формы учебника. Часть материала в таком учебнике – это работы учеников, обучающихся по этому учебнику и более старших учеников, закончивших его изучение.
Дидактический подход к участию учеников в конструировании учебного содержания реализован в ряде систем обучения, например в школе С. Френе, в которой учебники не применялись, а учащиеся создавали так называемые свободные тексты, используемые затем в качестве пособий 109 .
Учебное пособие определение гост
Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.
Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».
Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:
- учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
- учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
- учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
- учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
- рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
- самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
- хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
- практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
- задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
- учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
- учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».
Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)
Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:
- вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
- задания к семинарскому занятию;
- задания для самостоятельной работы дома;
- разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
- различные виды тестов;
- задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
- задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
- задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
- темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.
Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.
Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.
Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
Структура учебного издания может быть такой:
Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.
Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.
Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.
Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.
Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).
Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.
Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.
Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!
В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.
1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.
2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.
3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.
4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.
5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».
6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.