Вашингтонский договор 1922 года

Содержание:

Вашингтонский военно-морской договор от 1922 года

Предпосылки заключения

По окончании Первой мировой войны Великобритания сохранила за собой лидирующее положение ведущей мировой державы с самым мощным военно-морским флотом. Однако США на западе и Япония на востоке, развивая свои военно-морские силы, явно указывали, что это лидерство вскоре будет оспорено. Так, в 1920 году Конгресс США одобрил программу создания «первоклассных военно-морских сил», в результате чего промышленности были заказаны пять новых линкоров и четыре линейных крейсера. В Японии в 1920 году правительство под руководством премьер-министра Хара Такаси принимает план развития ВМС страны от существующего на тот момент флота «четыре-четыре» до флота «восемь-восемь» к 1927 году (8 линкоров + 8 линейных крейсеров). В 1921 году в Великобритании в ответ на увеличения флотов США и Японии заказываются четыре линейных крейсера по проекту G3, которые впоследствии должны были дополниться четырьмя линкорами проекта N3. Таким образом, в начале 1920-х годов сложилась ситуация, сходная с «дредноутной» гонкой вооружений первого десятилетия ХХ века.

Основные условия договора

Вашингтонский договор ограничил рост военно-морских вооружений на качественном и количественном уровне, а также регламентировал очередность утилизации крупных боевых кораблей, выходящих за рамки суммарно разрешенного для каждой страны тоннажа.

Под понятием «водоизмещение корабля» договорились считать стандартное водоизмещение [1] в английских тоннах. [2] На этом настояли представители Великобритании, мотивируя тем, что кораблям Ее Величества из-за большого района предполагаемого плавания приходится иметь на борту повышенный запас топлива и воды – т.е. переменных грузов.

Статья IV «договора пяти держав» зафиксировала суммарный тоннаж линейных флотов государств-участников соглашения на следующем уровне: Великобритания — 525 000 т, США — 525 000 т, Япония — 315 000 т, Франция и Италия — по 175 000 т. Срок службы линейного корабля определили в 20 лет. Таким образом, постепенная замена самых старых линкоров должна была начаться в 1931 г. и завершиться к 1941 г. Статья ограничивала предельное водоизмещение линкора в 35 000 т, предельный калибр орудий в 406 мм. Таким образом, исходя из установленных пределов договаривающиеся стороны предполагали, что к 1941 г. США и Англия будут иметь по 15 линкоров, водоизмещением по 35 000 т каждый, а Япония — 9. В строительстве крупных боевых кораблей класса линкор был объявлен десятилетний перерыв.

Количество авианосцев ограничено не было, однако было оговорено, что только два авианосца в каждой стране могут иметь водоизмещение больше 27 000 т, но не превышать 33 000 т. Калибр орудий авианосца ограничивался 203 мм, чтобы нельзя было, разместив на линкоре небольшое количество самолетов, назвать его авианосцем.

(в скобках – данные пересчитанные на метрические тонны, 1 английская (длинная) тонна = 1,016 метрической тонны)

Статья XIX договора была посвящена территориям, береговым укреплениям и военно-морским базам, которые было решено оставить «как есть», закрепив в качестве статуса кво существующее положение. Строительство новых ВМБ было разрешено на территории основной части суши государства, но не на малых островах. При этом США могли строить базы на Аляске или Гавайях, но не на Алеутских островах. Японии было запрещено иметь базы на Формозе (Тайвань), Великобритании – в Гонконге.

Статьи XI и XII договора ограничивали максимальное стандартное водоизмещение крейсеров в 10 000 тонн, а калибр орудий корабля класса «крейсер» в 203 мм. При этом, ограничений на количественный состав крейсеров во флотах всех наций наложено не было. Флоты государств-доминионов Британской Империи рассматривались как часть ВМС Великобритании и подлежали приведению к соответствию соглашения.

Влияние Договора на кораблестроительные программы

Самые большие сокращения своих линейных флотов осуществили США и Великобритания.

Великобритания, согласно «договору пяти держав», отправила на слом 20 старых дредноутов, общим водоизмещением 408 000 т, и 4 строившихся линкора, суммарным тоннажем 180 000 т. Фактически 4 строившихся английских линкора существовали только на бумаге, ибо работы на них только начинались. При этом, Великобритания выторговала для себя право построить два новых линкора, проект которых учитывал бы опыт Ютландского боя. ВМС Австралии, как часть военного флота Британской Империи, был вынужден отказаться от линейного крейсера Australia.

США отправили на слом 15 старых линейных кораблей (227 740 т) и 11 строящихся (465 800 т). Из четырех строящихся линкоров типа Colorado (Colorado, West Virgina, Maryland и Washington) три вошли в состав флота, а Washington был затоплен в результате экспериментов генерала Митчелла. Все шесть строящихся линкоров типа Montana (Indiana, Iowa, Massachusetts, Montana, North Carolina, South Dakota) пошли на слом в 1922 г. Из шести линейных крейсеров типа Saratoga (Saratoga, Lexington, Constellation, Constitution, Ranger и United States) два были достроены в качестве авианосцев (Saratoga и Lexington), остальные пошли на слом. До октября 1937 года США не заложили ни одного нового линкора (перерыв в кораблестроительных программах почти 20 лет).

Япония достроила линкор Kaga и линейный крейсер Akagi в качестве авианосцев. Особое исключение было сделано для линкора Mutsu, строительство которого частично велось на пожертвования японцев – его было разрешено оставить.

Итоги соглашения

Вашингтонская конференция разрядила напряженность в Восточной Азии и способствовала улучшению англо-американских отношений. Самым примечательным в «договоре пяти держав» было не то, как много, а как мало он изменил. Он просто констатировал тот порядок на морях, который начал складываться уже между 1890 и 1906 годами. С превращением США и Японии в великие морские державы каждая из них стала доминирующей в прилегающих морях. «Договор пяти держав» определил минимальный приемлемый для всех уровень военных флотов, приостановил гонку морских вооружений и в таком виде он вполне устраивал Великобританию.

Британские военно-морские силы сохранили небольшой качественный перевес над американскими по линкорам и линейным крейсерам и решающее превосходство по легким боевым кораблям и морской авиации. Таким образом, из всех трех ведущих морских держав Англия продолжала оставаться сильнейшей, вполне способной отстоять свои позиции.

Вашингтонский военно-морской договор, не наложив ограничений на суммарный тоннаж крейсеров, вызвал «крейсерскую» гонку вооружений. Так, до Вашингтонской конференции на верфях ведущих морских держав строились 25 крейсеров (10 американских, 9 японских, 6 английских). После конференции были заложены или запланированы к строительству не менее 49 новых крейсеров (15 — в Великобритании, 12 — в Японии, 9 — во Франции, 8 — в США и 5 — в Италии) и 36 из них были тяжелыми крейсерами, водоизмещением 10 000 т.

Временные рамки действия договора и его соблюдение

Срок действия Вашингтонского договора оговаривался до 31 декабря 1936 года. В случае, если ни одна из сторон не проявляла желания выйти из него, действие соглашения автоматически продлевалось на два года. Любая из договаривавшихся сторон могла выйти из Договора, уведомив остальных его участников за два года до этого. В течение года после такого уведомления остальные участники соглашения должны были встретиться на конференции.

В связи с техническим прогрессом и возможностью появления новых средств и видов морских вооружений, стороны договорились встретиться на очередной конференции по военно-морским вооружениям спустя восемь лет после подписания данного договора. 29 декабря 1934 года японское правительство дало официальное уведомление, что оно намерено прекратить действие договора. Его положения оставались в силе до конца 1936 года, после чего он утратил силу. Адмирал Исороку Ямамото был противником денонсации Вашингтонского договора Японией.

Вашингтонский военно-морской договор от 1922 года

Предпосылки заключения

По окончании Первой мировой войны Великобритания сохранила за собой лидирующее положение ведущей мировой державы с самым мощным военно-морским флотом. Однако США на западе и Япония на востоке, развивая свои военно-морские силы, явно указывали, что это лидерство вскоре будет оспорено. Так, в 1920 году Конгресс США одобрил программу создания «первоклассных военно-морских сил», в результате чего промышленности были заказаны пять новых линкоров и четыре линейных крейсера. В Японии в 1920 году правительство под руководством премьер-министра Хара Такаси принимает план развития ВМС страны от существующего на тот момент флота «четыре-четыре» до флота «восемь-восемь» к 1927 году (8 линкоров + 8 линейных крейсеров). В 1921 году в Великобритании в ответ на увеличения флотов США и Японии заказываются четыре линейных крейсера по проекту G3, которые впоследствии должны были дополниться четырьмя линкорами проекта N3. Таким образом, в начале 1920-х годов сложилась ситуация, сходная с «дредноутной» гонкой вооружений первого десятилетия ХХ века.

Основные условия договора

Вашингтонский договор ограничил рост военно-морских вооружений на качественном и количественном уровне, а также регламентировал очередность утилизации крупных боевых кораблей, выходящих за рамки суммарно разрешенного для каждой страны тоннажа.

Под понятием «водоизмещение корабля» договорились считать стандартное водоизмещение [1] в английских тоннах. [2] На этом настояли представители Великобритании, мотивируя тем, что кораблям Ее Величества из-за большого района предполагаемого плавания приходится иметь на борту повышенный запас топлива и воды – т.е. переменных грузов.

Статья IV «договора пяти держав» зафиксировала суммарный тоннаж линейных флотов государств-участников соглашения на следующем уровне: Великобритания — 525 000 т, США — 525 000 т, Япония — 315 000 т, Франция и Италия — по 175 000 т. Срок службы линейного корабля определили в 20 лет. Таким образом, постепенная замена самых старых линкоров должна была начаться в 1931 г. и завершиться к 1941 г. Статья ограничивала предельное водоизмещение линкора в 35 000 т, предельный калибр орудий в 406 мм. Таким образом, исходя из установленных пределов договаривающиеся стороны предполагали, что к 1941 г. США и Англия будут иметь по 15 линкоров, водоизмещением по 35 000 т каждый, а Япония — 9. В строительстве крупных боевых кораблей класса линкор был объявлен десятилетний перерыв.

Смотрите так же:  Гражданство и принципы его приобретения административное право

Количество авианосцев ограничено не было, однако было оговорено, что только два авианосца в каждой стране могут иметь водоизмещение больше 27 000 т, но не превышать 33 000 т. Калибр орудий авианосца ограничивался 203 мм, чтобы нельзя было, разместив на линкоре небольшое количество самолетов, назвать его авианосцем.

(в скобках – данные пересчитанные на метрические тонны, 1 английская (длинная) тонна = 1,016 метрической тонны)

Статья XIX договора была посвящена территориям, береговым укреплениям и военно-морским базам, которые было решено оставить «как есть», закрепив в качестве статуса кво существующее положение. Строительство новых ВМБ было разрешено на территории основной части суши государства, но не на малых островах. При этом США могли строить базы на Аляске или Гавайях, но не на Алеутских островах. Японии было запрещено иметь базы на Формозе (Тайвань), Великобритании – в Гонконге.

Статьи XI и XII договора ограничивали максимальное стандартное водоизмещение крейсеров в 10 000 тонн, а калибр орудий корабля класса «крейсер» в 203 мм. При этом, ограничений на количественный состав крейсеров во флотах всех наций наложено не было. Флоты государств-доминионов Британской Империи рассматривались как часть ВМС Великобритании и подлежали приведению к соответствию соглашения.

Влияние Договора на кораблестроительные программы

Самые большие сокращения своих линейных флотов осуществили США и Великобритания.

Великобритания, согласно «договору пяти держав», отправила на слом 20 старых дредноутов, общим водоизмещением 408 000 т, и 4 строившихся линкора, суммарным тоннажем 180 000 т. Фактически 4 строившихся английских линкора существовали только на бумаге, ибо работы на них только начинались. При этом, Великобритания выторговала для себя право построить два новых линкора, проект которых учитывал бы опыт Ютландского боя. ВМС Австралии, как часть военного флота Британской Империи, был вынужден отказаться от линейного крейсера Australia.

США отправили на слом 15 старых линейных кораблей (227 740 т) и 11 строящихся (465 800 т). Из четырех строящихся линкоров типа Colorado (Colorado, West Virgina, Maryland и Washington) три вошли в состав флота, а Washington был затоплен в результате экспериментов генерала Митчелла. Все шесть строящихся линкоров типа Montana (Indiana, Iowa, Massachusetts, Montana, North Carolina, South Dakota) пошли на слом в 1922 г. Из шести линейных крейсеров типа Saratoga (Saratoga, Lexington, Constellation, Constitution, Ranger и United States) два были достроены в качестве авианосцев (Saratoga и Lexington), остальные пошли на слом. До октября 1937 года США не заложили ни одного нового линкора (перерыв в кораблестроительных программах почти 20 лет).

Япония достроила линкор Kaga и линейный крейсер Akagi в качестве авианосцев. Особое исключение было сделано для линкора Mutsu, строительство которого частично велось на пожертвования японцев – его было разрешено оставить.

Итоги соглашения

Вашингтонская конференция разрядила напряженность в Восточной Азии и способствовала улучшению англо-американских отношений. Самым примечательным в «договоре пяти держав» было не то, как много, а как мало он изменил. Он просто констатировал тот порядок на морях, который начал складываться уже между 1890 и 1906 годами. С превращением США и Японии в великие морские державы каждая из них стала доминирующей в прилегающих морях. «Договор пяти держав» определил минимальный приемлемый для всех уровень военных флотов, приостановил гонку морских вооружений и в таком виде он вполне устраивал Великобританию.

Британские военно-морские силы сохранили небольшой качественный перевес над американскими по линкорам и линейным крейсерам и решающее превосходство по легким боевым кораблям и морской авиации. Таким образом, из всех трех ведущих морских держав Англия продолжала оставаться сильнейшей, вполне способной отстоять свои позиции.

Вашингтонский военно-морской договор, не наложив ограничений на суммарный тоннаж крейсеров, вызвал «крейсерскую» гонку вооружений. Так, до Вашингтонской конференции на верфях ведущих морских держав строились 25 крейсеров (10 американских, 9 японских, 6 английских). После конференции были заложены или запланированы к строительству не менее 49 новых крейсеров (15 — в Великобритании, 12 — в Японии, 9 — во Франции, 8 — в США и 5 — в Италии) и 36 из них были тяжелыми крейсерами, водоизмещением 10 000 т.

Временные рамки действия договора и его соблюдение

Срок действия Вашингтонского договора оговаривался до 31 декабря 1936 года. В случае, если ни одна из сторон не проявляла желания выйти из него, действие соглашения автоматически продлевалось на два года. Любая из договаривавшихся сторон могла выйти из Договора, уведомив остальных его участников за два года до этого. В течение года после такого уведомления остальные участники соглашения должны были встретиться на конференции.

В связи с техническим прогрессом и возможностью появления новых средств и видов морских вооружений, стороны договорились встретиться на очередной конференции по военно-морским вооружениям спустя восемь лет после подписания данного договора. 29 декабря 1934 года японское правительство дало официальное уведомление, что оно намерено прекратить действие договора. Его положения оставались в силе до конца 1936 года, после чего он утратил силу. Адмирал Исороку Ямамото был противником денонсации Вашингтонского договора Японией.

Вашингтонский военно-морской договор от 1922 года

Предпосылки заключения

По окончании Первой мировой войны Великобритания сохранила за собой лидирующее положение ведущей мировой державы с самым мощным военно-морским флотом. Однако США на западе и Япония на востоке, развивая свои военно-морские силы, явно указывали, что это лидерство вскоре будет оспорено. Так, в 1920 году Конгресс США одобрил программу создания «первоклассных военно-морских сил», в результате чего промышленности были заказаны пять новых линкоров и четыре линейных крейсера. В Японии в 1920 году правительство под руководством премьер-министра Хара Такаси принимает план развития ВМС страны от существующего на тот момент флота «четыре-четыре» до флота «восемь-восемь» к 1927 году (8 линкоров + 8 линейных крейсеров). В 1921 году в Великобритании в ответ на увеличения флотов США и Японии заказываются четыре линейных крейсера по проекту G3, которые впоследствии должны были дополниться четырьмя линкорами проекта N3. Таким образом, в начале 1920-х годов сложилась ситуация, сходная с «дредноутной» гонкой вооружений первого десятилетия ХХ века.

Основные условия договора

Вашингтонский договор ограничил рост военно-морских вооружений на качественном и количественном уровне, а также регламентировал очередность утилизации крупных боевых кораблей, выходящих за рамки суммарно разрешенного для каждой страны тоннажа.

Под понятием «водоизмещение корабля» договорились считать стандартное водоизмещение [1] в английских тоннах. [2] На этом настояли представители Великобритании, мотивируя тем, что кораблям Ее Величества из-за большого района предполагаемого плавания приходится иметь на борту повышенный запас топлива и воды – т.е. переменных грузов.

Статья IV «договора пяти держав» зафиксировала суммарный тоннаж линейных флотов государств-участников соглашения на следующем уровне: Великобритания — 525 000 т, США — 525 000 т, Япония — 315 000 т, Франция и Италия — по 175 000 т. Срок службы линейного корабля определили в 20 лет. Таким образом, постепенная замена самых старых линкоров должна была начаться в 1931 г. и завершиться к 1941 г. Статья ограничивала предельное водоизмещение линкора в 35 000 т, предельный калибр орудий в 406 мм. Таким образом, исходя из установленных пределов договаривающиеся стороны предполагали, что к 1941 г. США и Англия будут иметь по 15 линкоров, водоизмещением по 35 000 т каждый, а Япония — 9. В строительстве крупных боевых кораблей класса линкор был объявлен десятилетний перерыв.

Количество авианосцев ограничено не было, однако было оговорено, что только два авианосца в каждой стране могут иметь водоизмещение больше 27 000 т, но не превышать 33 000 т. Калибр орудий авианосца ограничивался 203 мм, чтобы нельзя было, разместив на линкоре небольшое количество самолетов, назвать его авианосцем.

(в скобках – данные пересчитанные на метрические тонны, 1 английская (длинная) тонна = 1,016 метрической тонны)

Статья XIX договора была посвящена территориям, береговым укреплениям и военно-морским базам, которые было решено оставить «как есть», закрепив в качестве статуса кво существующее положение. Строительство новых ВМБ было разрешено на территории основной части суши государства, но не на малых островах. При этом США могли строить базы на Аляске или Гавайях, но не на Алеутских островах. Японии было запрещено иметь базы на Формозе (Тайвань), Великобритании – в Гонконге.

Статьи XI и XII договора ограничивали максимальное стандартное водоизмещение крейсеров в 10 000 тонн, а калибр орудий корабля класса «крейсер» в 203 мм. При этом, ограничений на количественный состав крейсеров во флотах всех наций наложено не было. Флоты государств-доминионов Британской Империи рассматривались как часть ВМС Великобритании и подлежали приведению к соответствию соглашения.

Влияние Договора на кораблестроительные программы

Самые большие сокращения своих линейных флотов осуществили США и Великобритания.

Великобритания, согласно «договору пяти держав», отправила на слом 20 старых дредноутов, общим водоизмещением 408 000 т, и 4 строившихся линкора, суммарным тоннажем 180 000 т. Фактически 4 строившихся английских линкора существовали только на бумаге, ибо работы на них только начинались. При этом, Великобритания выторговала для себя право построить два новых линкора, проект которых учитывал бы опыт Ютландского боя. ВМС Австралии, как часть военного флота Британской Империи, был вынужден отказаться от линейного крейсера Australia.

Смотрите так же:  Пенсия госслужащим в 2018г

США отправили на слом 15 старых линейных кораблей (227 740 т) и 11 строящихся (465 800 т). Из четырех строящихся линкоров типа Colorado (Colorado, West Virgina, Maryland и Washington) три вошли в состав флота, а Washington был затоплен в результате экспериментов генерала Митчелла. Все шесть строящихся линкоров типа Montana (Indiana, Iowa, Massachusetts, Montana, North Carolina, South Dakota) пошли на слом в 1922 г. Из шести линейных крейсеров типа Saratoga (Saratoga, Lexington, Constellation, Constitution, Ranger и United States) два были достроены в качестве авианосцев (Saratoga и Lexington), остальные пошли на слом. До октября 1937 года США не заложили ни одного нового линкора (перерыв в кораблестроительных программах почти 20 лет).

Япония достроила линкор Kaga и линейный крейсер Akagi в качестве авианосцев. Особое исключение было сделано для линкора Mutsu, строительство которого частично велось на пожертвования японцев – его было разрешено оставить.

Итоги соглашения

Вашингтонская конференция разрядила напряженность в Восточной Азии и способствовала улучшению англо-американских отношений. Самым примечательным в «договоре пяти держав» было не то, как много, а как мало он изменил. Он просто констатировал тот порядок на морях, который начал складываться уже между 1890 и 1906 годами. С превращением США и Японии в великие морские державы каждая из них стала доминирующей в прилегающих морях. «Договор пяти держав» определил минимальный приемлемый для всех уровень военных флотов, приостановил гонку морских вооружений и в таком виде он вполне устраивал Великобританию.

Британские военно-морские силы сохранили небольшой качественный перевес над американскими по линкорам и линейным крейсерам и решающее превосходство по легким боевым кораблям и морской авиации. Таким образом, из всех трех ведущих морских держав Англия продолжала оставаться сильнейшей, вполне способной отстоять свои позиции.

Вашингтонский военно-морской договор, не наложив ограничений на суммарный тоннаж крейсеров, вызвал «крейсерскую» гонку вооружений. Так, до Вашингтонской конференции на верфях ведущих морских держав строились 25 крейсеров (10 американских, 9 японских, 6 английских). После конференции были заложены или запланированы к строительству не менее 49 новых крейсеров (15 — в Великобритании, 12 — в Японии, 9 — во Франции, 8 — в США и 5 — в Италии) и 36 из них были тяжелыми крейсерами, водоизмещением 10 000 т.

Временные рамки действия договора и его соблюдение

Срок действия Вашингтонского договора оговаривался до 31 декабря 1936 года. В случае, если ни одна из сторон не проявляла желания выйти из него, действие соглашения автоматически продлевалось на два года. Любая из договаривавшихся сторон могла выйти из Договора, уведомив остальных его участников за два года до этого. В течение года после такого уведомления остальные участники соглашения должны были встретиться на конференции.

В связи с техническим прогрессом и возможностью появления новых средств и видов морских вооружений, стороны договорились встретиться на очередной конференции по военно-морским вооружениям спустя восемь лет после подписания данного договора. 29 декабря 1934 года японское правительство дало официальное уведомление, что оно намерено прекратить действие договора. Его положения оставались в силе до конца 1936 года, после чего он утратил силу. Адмирал Исороку Ямамото был противником денонсации Вашингтонского договора Японией.

Вашингтонский морской договор 1922 года, 6 февраля

ВАШИНГТОНСКИЙ МОРСКОЙ ДОГОВОР 1922 года — Договор пяти держав, — подписан 6 февраля 1922 года на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов представителями США, Великобритании, Японии, Франции и Италии. После 1-й мировой войны сторонники неограниченной гонки вооружений в США выдвинули требование о том, чтобы США построили военный флот, который мог бы противостоять флотам Великобритании и Японии, вместе взятым. На верфях США было заложено большое число линкоров, крейсеров и других кораблей. Не желая терять своего морского превосходства, Великобритания на конференции пошла лишь на ограничение предельного тоннажа крупных боевых судов — линкоров и авианосцев, которые с развитием подводного флота и авиации потеряли свое решающее значение. Превосходя другие военно-морские государства по количеству крейсеров и опираясь на свои базы в колониях, Великобритания могла сохранить свое господствующее положение на море. По Вашингтонскому морскому договору соотношение тоннажа линкоров было установлено: США — 5, Великобритания — 5, Япония — 3, Франция — 1,75, Италия — 1,75. Вашингтонский морской договор определял тоннаж замещения линкоров кораблями любых классов для США и Великобритании в 525 тыс., для Японии — в 315 тыс. и для Италии и Франции — по 175 тыс. Для авианосцев был установлен тоннаж: 135 тыс. — для США и Великобритании, 81 тыс. — для Японии и по 60 тыс. — для Италии и Франции. Для линкоров были приняты максимальные нормы водоизмещения: 35 тыс. т с артиллерией калибра не свыше 16 дюймов, для авианосцев — 27 тыс. т и не более 8 дюймов, для крейсеров — 10 тыс. т и не более 8 дюймов. США, Великобритания и Япония не должны были в течение 1922-1932 годов закладывать новых линкоров. Идя на соглашение с США и Великобританией в области морских вооружений, Япония добилась особой уступки со стороны американского и английского правительств, которые обязались не сооружать новых баз на островах Тихого океана к Востоку от 110 меридиана восточной долготы (за исключением островов, непосредственно прилегающих к побережью США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов), что создавало для Японии значительные стратегические преимущества. Вашингтонский морской договор привел не к ограничению морского вооружения, а к перераспределению его уровней среди государств — участников договора. США добились права иметь флот не слабее английского и превосходящий морские силы Японии. Договор не устранил противоречий между его участниками.

В. Я. Аварин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ — ВАШИНГТОН. 1962.

История мировых войн

12 ноября 1921 года, во время открытия Вашингтонской конференции, амери­канский делегат, госсекретарь Чарльз Эванс Хьюз ( Hughes ) предложил провести со­кращение вооружений на море. Согласно предложению Хьюза, общее водоизмещение авианосцев для США и Англии должно было быть ограничено 80000 тоннами, а для Японии выделялась квота в 45000 тонн. Обсуждение проблемы авианосцев состоя­лось во время «горячей» дискуссии 28 декабря 1921 года. Японский делегат на конфе­ренции — Министр ВМФ, вице-адмирал Томасабуро Като — выступил против американ­ского предложения и потребовал для Японии тех же 80000 тонн, что и для США. Япон­цы всячески старались добиться своего, оказывали давление на делегации других стран. Дело в том, что в планах Японии было построить три авианосца полным водо­измещением 27000 тонн каждый.

Утром 6 февраля 1922 года представители США, Великобритании, Японии, Франции и Италии подписали так называемый «Вашингтонский договор», который ог­раничивал производство морских вооружений.

Статья VII Вашингтонского договора разрешала Японии иметь авианосцы об­щим водоизмещением 81000 тонн (82296 метрических тонн (Стандартное водоизмещение (вашингтонское) определяется как водоизмещение корабля, готового выйти в море и имеющего на борту полный запас топлива, боеприпасов, пресной воды и т.п. Стороны, подписавшие Ва­шингтонский договор, определяли водоизмещение кораблей в английских тоннах (1016 кг). В японской военно-морской терминологии также есть понятие стандартного водоизмещения, но японцы вкладывают в него другой смысл: водоизмещение корабля, готового выйти в море и имеющего на борту 25% запаса топлива, 75% боезапаса, 33% смазочного масла и 66% питьевой воды)), в то время как США и Великобритания получили возмож­ность иметь авиа­носцев общим во­доизмещением 135000 тонн (137160 метриче­ских тонн).

В разделе II четвертой части Договора давалось определение авианосца как ко­рабля стандарт­ным водоизмеще­нием более 10000 тонн и приспособ­ленного для про­изведения взлета и посадки самолетов с колесным шасси.

Статья IX Договора запрещала договорившимся странам иметь авианосцы во­доизмещением более 27000 тонн. Исключение составляли два американских авианос­ца, созданных на базе недостроенных линейных крейсеров: «Саратога» (» Saratoga «) и «Лексингтон» (» Lexington «), водоизмещение которых достигало 33000 тонн.

Статья X Договора ограничивала калибр орудий главного калибра авианосцев 8 дюймами (203 мм). Зенитные пятидюймовки (127 мм) не подпадали под ограничения Договора. Ограничение на калибр ГК накладывалось на авианосцы для того, чтобы исключить возможность их использования в качестве тяжелых крейсеров.

Вашингтонский договор кардинальным образом менял оборонную политику как Соединенных Штатов, так и Японии. Между двумя странами началась борьба за влия­ние на Тихом океане.

19 статья Вашингтонского договора определяла количество военных баз на Ти­хом океане для Соединенных Штатов и Японии.

Достройка линейных крейсеров «Амаги» и «Акаги» была включена в новую про­грамму развития флота вместе с другими кораблями, строительство которых началось до 3 июля 1922 года. Те корабли, что получили разрешение на достройку в феврале-марте 1922 года, а также те корабли, строительство которых началось до 3 июля 1922 года вошли в состав программы строи­тельства кораблей на 1923 год («1923 Кантай Сейдзо Синходзу Кейкаку»), принятой 46-й сес­сией японского пар­ламента в марте 1923 года.

Перестройку линейного крейсера «Акаги» начали на верфи в Куре 9 но­ября 1923 года. К этому времени главный конструктор проекта – капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото (вместе с капитаном 1-го ранга Судзуки) вернулся к планам перестройки ко­рабля. Был принят график надзора за ходом стапельных работ, связанными с перестройкой ко­рабля. Во время большого земле­трясения, обру­шившегося на ок­руг Канто 1 сен­тября 1923 года, корпус «Амаги» по­лучил настолько тяжелые повреж­дения, что 14 ап­реля 1924 года ко­рабль пришлось исключить из списков флота. 12 мая 1924 года корпус неудачливого корабля пошел на слом. Вместо «Амаги» в качестве авианосца было решено перестро­ить линкор «Кага». Этот линкор заложили 19 июля 1920 года на верфи в Кобе. 17 нояб­ря 1921 года корабль был спущен на воду, а 5 февраля 1922 года поступил приказ приостановить работы. Через 5 месяцев, 11 июля 1922 года корпус отбуксировали на верфь в Йокосуке. 19 ноября 1923 года появился приказ начать достройку «Акаги» и «Кага» в качестве авианосцев.

Смотрите так же:  Образец заявления на материальная помощь при рождении ребенка

Перестройка кораблей шла в три этапа и была довольно сложным процессом, ведь приходилось переделывать в авианосцы корпуса линкора и линейного крейсера. Основная трудность заключалась в расположении броневых поясов. «Акаги» получил вдоль главной палубы бронепояс толщиной 79 мм (первоначально планировали 96 мм). Остальные части корпуса были защищены броней толщиной 57 мм. Броня той же толщины защищала противоторпедные були. Вдоль нижней части булей проходил до­полнительный бронепояс, который не только защищал днище корабля от торпед, но и был силовым элементом в конструкции корабля. Толщина брони главного пояса уменьшили с 254 до 152 мм. Даль­нейшая пере­стройка корабля прибавила голов­ной боли для кон­структоров. Суще­ствовавшая в то время технология постройки авиа­носцев была явно недостаточной. Отсутствие каких бы то ни было прототипов за­ставляло разра­ботчиков создавать эксперимен­тальную конст­рукцию, в которой неизбежно появ­лялись ошибки. Авианосец «Акаги» стал экс­периментальным полигоном для всех последую­щих кораблей этого класса. Все конструктивные ошибки учитыва­лись при построй­ке авианосца «Кага», который стал первым про­тотипом, в конст­рукции которого нашли свое отражение все основные принципы японского авианосца.

«Акаги» спустили на воду 22 апреля 1925 года. 25 марта 1927 года на корабле торжественно подняли военно-морской флаг. Командование новеньким авианосцем принял капитан 1-го ранга Йоитаро Умицу.

В процессе достройки и оснащения авианосца японские кораблестроители по­лучили огромный опыт, связанный с конструированием самолетных ангаров, системой отвода выхлопа, размещением орудий главного калибра и расположением палуб. Удалось успешно модернизировать некоторые составляющие корабля, но, в целом, результат оказался неудовлетворительным. Самыми большими и вместе с тем самы­ми трудноразрешимыми проблемами были система отвода выхлопа и конструкция летной палубы.

Можно смело сказать, что «Акаги» был экспериментальным и единственным в своем роде кораблем. Вместе с авианосцем «Кага», он стал одним из первых кораблей Императорского ВМФ, которых можно было бы назвать ударными авианосцами.

Вашингтонский военно-морской договор от 1922 года в World of Tanks (WoT)

Предпосылки заключения

По окончании Первой мировой войны Великобритания сохранила за собой лидирующее положение ведущей мировой державы с самым мощным военно-морским флотом. Однако США на западе и Япония на востоке, развивая свои военно-морские силы, явно указывали, что это лидерство вскоре будет оспорено. Так, в 1920 году Конгресс США одобрил программу создания «первоклассных военно-морских сил», в результате чего промышленности были заказаны пять новых линкоров и четыре линейных крейсера. В Японии в 1920 году правительство под руководством премьер-министра Хара Такаси принимает план развития ВМС страны от существующего на тот момент флота «четыре-четыре» до флота «восемь-восемь» к 1927 году (8 линкоров + 8 линейных крейсеров). В 1921 году в Великобритании в ответ на увеличения флотов США и Японии заказываются четыре линейных крейсера по проекту G3, которые впоследствии должны были дополниться четырьмя линкорами проекта N3. Таким образом, в начале 1920-х годов сложилась ситуация, сходная с «дредноутной» гонкой вооружений первого десятилетия ХХ века.

Основные условия договора

Вашингтонский договор ограничил рост военно-морских вооружений на качественном и количественном уровне, а также регламентировал очередность утилизации крупных боевых кораблей, выходящих за рамки суммарно разрешенного для каждой страны тоннажа.

Под понятием «водоизмещение корабля» договорились считать стандартное водоизмещение [Стандартное водоизмещение – это водоизмещение полностью оснащенного и укомплектованного командой корабля, готового к выходу в море, включая все вооружение и боеприпасы, оборудование, продовольствие и пресную воду для команды, различные запасы и принадлежности, установленные по условиям военного времени, но без топлива и запаса котельной/питательной воды на борту.] в английских тоннах [английская или длинная тонна равна 1016 кг]. На этом настояли представители Великобритании, мотивируя тем, что кораблям Ее Величества из-за большого района предполагаемого плавания приходится иметь на борту повышенный запас топлива и воды – т.е. переменных грузов.

Статья IV «договора пяти держав» зафиксировала суммарный тоннаж линейных флотов государств-участников соглашения на следующем уровне: Великобритания — 525 000 т, США — 525 000 т, Япония — 315 000 т, Франция и Италия — по 175 000 т. Срок службы линейного корабля определили в 20 лет. Таким образом, постепенная замена самых старых линкоров должна была начаться в 1931 г. и завершиться к 1941 г. Статья ограничивала предельное водоизмещение линкора в 35 000 т, предельный калибр орудий в 406 мм. Таким образом, исходя из установленных пределов договаривающиеся стороны предполагали, что к 1941 г. США и Англия будут иметь по 15 линкоров, водоизмещением по 35 000 т каждый, а Япония — 9. В строительстве крупных боевых кораблей класса линкор был объявлен десятилетний перерыв.

Количество авианосцев ограничено не было, однако было оговорено, что только два авианосца в каждой стране могут иметь водоизмещение больше 27 000 т, но не превышать 33 000 т. Калибр орудий авианосца ограничивался 203 мм, чтобы нельзя было, разместив на линкоре небольшое количество самолетов, назвать его авианосцем.

(в скобках – данные пересчитанные на метрические тонны, 1 английская (длинная) тонна = 1,016 метрической тонны)

Статья XIX договора была посвящена территориям, береговым укреплениям и военно-морским базам, которые было решено оставить «как есть», закрепив в качестве статуса кво существующее положение. Строительство новых ВМБ было разрешено на территории основной части суши государства, но не на малых островах. При этом США могли строить базы на Аляске или Гавайях, но не на Алеутских островах. Японии было запрещено иметь базы на Формозе (Тайвань), Великобритании – в Гонконге.

Статьи XI и XII договора ограничивали максимальное стандартное водоизмещение крейсеров в 10 000 тонн, а калибр орудий корабля класса «крейсер» в 203 мм. При этом, ограничений на количественный состав крейсеров во флотах всех наций наложено не было. Флоты государств-доминионов Британской Империи рассматривались как часть ВМС Великобритании и подлежали приведению к соответствию соглашения.

Влияние Договора на кораблестроительные программы

Самые большие сокращения своих линейных флотов осуществили США и Великобритания.

Великобритания, согласно «договору пяти держав», отправила на слом 20 старых дредноутов, общим водоизмещением 408 000 т, и 4 строившихся линкора, суммарным тоннажем 180 000 т. Фактически 4 строившихся английских линкора существовали только на бумаге, ибо работы на них только начинались. При этом, Великобритания выторговала для себя право построить два новых линкора, проект которых учитывал бы опыт Ютландского боя. ВМС Австралии, как часть военного флота Британской Империи, был вынужден отказаться от крейсера Australia.

США отправили на слом 15 старых линейных кораблей (227 740 т) и 11 строящихся (465 800 т). Из четырех строящихся линкоров типа Colorado (Colorado, West Virgina, Maryland и Washington) три вошли в состав флота, а Washington был затоплен в результате экспериментов генерала Митчелла. Все шесть строящихся линкоров типа Montana (Indiana, Iowa, Massachusetts, Montana, North Carolina, South Dakota) пошли на слом в 1922 г. Из шести линейных крейсеров типа Saratoga (Saratoga, Lexington, Constellation, Constitution, Ranger и United States) два были достроены в качестве авианосцев (Saratoga и Lexington), остальные пошли на слом. До октября 1937 года США не заложили ни одного нового линкора (перерыв в кораблестроительных программах почти 20 лет).

Япония достроила линкор Kaga и линейный крейсер Akagi в качестве авианосцев. Особое исключение было сделано для линкора Mutsu, строительство которого частично велось на пожертвования японцев – его было разрешено оставить.

Итоги соглашения

Вашингтонская конференция разрядила напряженность в Восточной Азии и способствовала улучшению англо-американских отношений. Самым примечательным в «договоре пяти держав» было не то, как много, а как мало он изменил. Он просто констатировал тот порядок на морях, который начал складываться уже между 1890 и 1906 годами. С превращением США и Японии в великие морские державы каждая из них стала доминирующей в прилегающих морях. «Договор пяти держав» определил минимальный приемлемый для всех уровень военных флотов, приостановил гонку морских вооружений и в таком виде он вполне устраивал Великобританию.

Британские военно-морские силы сохранили небольшой качественный перевес над американскими по линкорам и линейным крейсерам и решающее превосходство по легким боевым кораблям и морской авиации. Таким образом, из всех трех ведущих морских держав Англия продолжала оставаться сильнейшей, вполне способной отстоять свои позиции.

Вашингтонский военно-морской договор, не наложив ограничений на суммарный тоннаж крейсеров, вызвал «крейсерскую» гонку вооружений. Так, до Вашингтонской конференции на верфях ведущих морских держав строились 25 крейсеров (10 американских, 9 японских, 6 английских). После конференции были заложены или запланированы к строительству не менее 49 новых крейсеров (15 — в Великобритании, 12 — в Японии, 9 — во Франции, 8 — в США и 5 — в Италии) и 36 из них были тяжелыми крейсерами, водоизмещением 10 000 т.

Временные рамки действия договора и его соблюдение

Срок действия Вашингтонского договора оговаривался до 31 декабря 1936 года. В случае, если ни одна из сторон не проявляла желания выйти из него, действие соглашения автоматически продлевалось на два года. Любая из договаривавшихся сторон могла выйти из Договора, уведомив остальных его участников за два года до этого. В течение года после такого уведомления остальные участники соглашения должны были встретиться на конференции.

В связи с техническим прогрессом и возможностью появления новых средств и видов морских вооружений, стороны договорились встретиться на очередной конференции по военно-морским вооружениям спустя восемь лет после подписания данного договора. 29 декабря 1934 года японское правительство дало официальное уведомление, что оно намерено прекратить действие договора. Его положения оставались в силе до конца 1936 года, после чего он утратил силу. Адмирал Исороку Ямамото был противником денонсации Вашингтонского договора Японией.

Для любых предложений по сайту: [email protected]