Земельный налог вид налога

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

Земельный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты

ставки в Нижнем Новгороде

Льготы по налогу:

льготы в Нижнем Новгороде

Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

Как уплатить налоги через интернет

Земельный налог — понятие и элементы налога

Понятие земельного налога

Земельный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы земельных участков.

Земельный налог является местным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании нормативных актов органов местного самоуправления о земельном налоге.

Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют:

ставки налога в пределах, опрделенных ст. 394 НК;

могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).

Узнать о ставках и льготах по земельному налогу можно на официальном сайте ФНС.

Объект налогообложения земельным налогом

Объектом налогообложения по правилам пункта 1 статьи 389 НК являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Объект налогообложения земельным налогом — факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).

Налоговая база в соответствии со статьи 390 НК определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

С 2017 года налог в отношении земельных участков, принадлежащих физлицам, может начисляться с повышающим коэффициентом в следующих случаях:

на земельные участки, приобретенные физическими лицами в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельный налог будет начисляться с коэффициентом 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

  • на земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для иных видов жилищного строительства, исчисление налога будет производиться с коэффициентом 2 в течение трех лет, начиная с момента государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  • Плательщики земельного налога

    На основании статьи 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    ФНС России на своем официальном сайте напоминает о том, что начиная с 2016 года налогоплательщики-ИП, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности, не обязаны определять сумму налога. Не должны они также и подавать декларацию по этому налогу. ИП обязаны уплатить земельный налог за 2015 год по тем же правилам, что и обычные граждане – после получения налогового уведомления. Оно должно прийти не позднее середины октября (их рассылка началась в апреле). А перечислить сумму налога за прошлый год нужно до 1 декабря 2016 года (п. 1 ст. 397 НК РФ).

    Налоговый период и сроки уплаты земельного налога

    Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК).

    До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налога обязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало. С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    С 1 января 2015 года срок уплаты земельного налога изменится: данный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.

    С 01.01.2016 — срок уплаты еще раз изменен — сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ изменений, действующих с 01.01.2016).

    Ставки земельного налога (статья 394 НК)

    (по состоянию на 01.01.2019)

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и согласно статье 394 НК не могут превышать:

    0,3 % (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ) в отношении земельных участков:

    Смотрите так же:  Оформить карьер в

    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

    приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

    ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

    1,5 % в отношении прочих земельных участков (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ).

    Льготы по земельному налогу

    С 01.01.2018 (действует с 01.01.2017) для пенсионеров установлены:

    льгота по земельному налогу путем изменения статьи 391 НК;

    порядок применения этой льготы, согласно которому:

    Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 26.03.2018 № ММВ-7-21/[email protected]). Оно предоставляется в налоговый орган до 1 июля.

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 года представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    При непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 года, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    Письмом от 17.01.2018 № БС-4-21/[email protected] «Об основаниях применения налогового вычета по земельному налогу» ФНС России разъяснила следующее:

    налогоплательщик вправе, но не обязан направить в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке для получения налогового вычета по земельному налогу;

    при исчислении земельного налога налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток площади земельного участка применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, имеющего право на налоговую льготу;

    уведомление направляется в налоговый орган только по волеизъявлению налогоплательщика;

    при отсутствии уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога;

    не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы, если у налогового органа имеются соответствующие сведения (если, например, ранее применялись налоговые льготы по земельному налогу).

    Статья 395 НК устанавливает на федеральном уровне перечень лготных категорий налогоплательщиков. Соглалслно этой статье освобождаются от налогообложения:

    Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

    Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

    Религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

    Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

    Организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

    Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

    Организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

    Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

    Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

    Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ статья 396 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 3, согласно которому с 01.01.2018 подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу по земельному налогу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 НК.

    Статья 391. Порядок определения налоговой базы

    (по состоянию на 01.01.2019)

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

    Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

    1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

    Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
    (пункт 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

    1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

    2) инвалидов I и II групп инвалидности;

    3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

    4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    Смотрите так же:  Независимая экспертиза техники владивосток

    6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

    8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
    (подпункт 8 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

    9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
    (пункт 9 введен Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ)

    Комментарий к пп. 9 п. 5

    Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
    (с 1 января 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ пункт 6 признается утратившим силу).

    6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет), производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

    Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    (пункт 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

    В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
    (пункт 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

    До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    Статья написана и размещена 31 августа 2013 года. Дополнена — 05.09.2015, 24.11.2015, 22.07.2016, 16.02.2017, 03.10.2017, 21.12.2017, 17.01.2018, 29.05.2018

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Земельный налог

    • Налоги и налоговая система
    • Налоговый кодекс Российской Федерации

    Земельный налог

    Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

    Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

    Рис. 14 Плательщики земельного налога

    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Не признаются объектом налогообложения:

    1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

    • государственными природными заповедниками и национальными парками;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    • объектами организаций федеральной службы безопасности;
    • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
    • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
    • воинскими и гражданскими захоронениями;
    • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

    2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

    3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

    5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

    Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

    Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

    Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

    До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

    Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

    земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

    В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

    Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

    Ставки земельного налога

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

    Земельный налог. Субъекты и объекты налогообложения.

    Земельный налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных образований (cm.

    Земельный налог предусмотрен Налоговым кодексом РФ (часть вторая) в главе 31 «Земельный налог» (введена ФЗ от 29.11.2004г. № 141-ФЗ).

    Смотрите так же:  Чтобы выписаться из квартиры какие документы нужны

    B соответствии со ст. 15 HK РФ земельный налог является местным налогом. B настоящее время в системе налогов РФ существует два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

    B соответствии с HK РФ земельный налог как местный налог:

    1) устанавливается HK РФ и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;

    2) вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с HK РФ и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;

    3) обязателен к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

    Исключение составляют только города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Здесь земельный налог устанавливается HK РФ и законами этих субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с HK РФ и законами этих субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях данных субъектов РФ.

    При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (ст. 387 HK РФ).

    Ha территории г.Красноярска земельный налог введен Решением Красноярского Городского Совета от 01.07.1997 г. № 5-32 (ред. от 25.05.2006 г.) «О местных налогах на территории г. Красноярска»

    По вопросам взимания земельного налога, разъяснения положений федерального законодательства могут приниматься нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие полномочия в сфере налогов и сборов — Федеральная налоговая служба (письма, приказы и др.).

    B соответствии с п.1 ст. 17 HK РФ (часть первая) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

    Земельный налог: основные принципы, особенности и понятия

    Налоговая система Российской федерации состоит из нескольких уровней налогов: федеральных, региональных и местных. Одним из местных видов налогов является земельный налог, бюджетные доходы от которого идут прямиком на нужды конкретного региона.

    Ремонт и прокладка новых дорог, облагораживание территорий, всё это делается за счёт налогоплательщиков, в том числе владельцев земельных наделов. Итак, к каким категориям налогов относится земельный налог: к прямым или косвенным, местным или региональным? Кто обязан платить этот налог, как он рассчитывается, и чем регулируется, рассмотрим далее.

    Что такое земельный налог

    В налоговом законодательстве понятие налога определено, как форма обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, который взимается с юридических и физических лиц в денежной форме.

    Что такое земельный налог, расскажет видео ниже:

    Земельный налог — это взнос с законных владельцев участков вне зависимости от того, приносит ли им эти участки доходы. То есть в отличие от налогов с бизнесменов и юридических лиц, размер земельного налога не будет зависеть от результатов финансовой деятельности налогоплательщиков. Только при установлении налоговых ставок, будут косвенно учитываться плодородность почв на территории этих земель и их расположение относительно города.

    Основы земельного налогообложения заложены, конечно, в НК РФ, но представители властей в регионах сами определяют, сколько должны платить налогоплательщики, которые владеют участками на территории их полномочий. При этом их постановления не должны идти вразрез с Налоговым Кодексам, они не имеют права устанавливать слишком завышенные ставки или заставлять организации платить за землю чаще, чем четыре раза в год.

    Функции налогов в целом, и земельного налога в частности проявляют в действии их социально-экономическую сущность. Через функции происходит реализация общественного назначения налогов. Главными функциями налогообложения являются:

    • обеспечение государства доходами, для его деятельности (фискальное назначение);
    • регуляторная функция.

    Любое государство ставит перед собой цель вести такую налоговую политику, с помощью которой можно регулировать хозяйственную деятельность в стране. Если стране выгодно развивать какую-либо отрасль экономики, например, поднимать малый бизнес, налоги для них понижают. Если государству наоборот нужно приостановить рост какого-то сегмента, налоги вырастают. Таким образом, налоги — это не только доходы страны, но и один из инструментов развития экономики.

    Теперь узнаем, что является налоговой базой по земельному налогу.

    Нормативное регулирование

    Основные принципы законодательства по земельному налогу заложены:

    • в Налоговом Кодексе РФ (глава 31);
    • в нормативно-правовых актах муниципальных представительств.

    Это означает, что главный законодательный документ по налогам закладывает лишь основу земельного налогообложения, которая будет применяться на всей территории страны. При этом в каждом отдельно взятом регионе и районе муниципальные органы власти наделяются такими полномочиями, чтобы самостоятельно определять основные параметры земельного налога, такие как ставки, налоговые периоды, сроки уплаты и льготные категории.

    Кто платит земельный налог, а кто освобождается от него, узнаем далее.

    Итак, какие лица являются плательщиками земельного налога? В налоговом законодательстве важнейшую роль играют признаки налогоплательщиков и объектов налогообложения, потому что именно по ним определяют, кто и за какие земли должен платить.

    Чтобы лицо признали плательщиком земельного налога, оно должно обладать следующими признаками:

    • признак собственности;
    • признак постоянного бессрочного землепользования;
    • признак наследуемого землевладения.

    Права собственности возникает у лица, когда оно прошло государственную регистрацию в Росреестре и получило на руки соответствующее свидетельство. То же самое касается наследуемого имущества, при вступлении в наследство новый владелец обязуется платить за него все налоги. При этом все землевладельцы, как физические, так и юридические лица, обязуются платить налог за свои наделы.

    О том, что признается объектом налогообложения земельного налога, читайте ниже.

    Объекты налогообложения

    Признаки объекта налогообложения тоже учитываются при начислении земельного налога, потому что есть такие территории, которые не могут принадлежать никому, кроме государства. Соответственно за них не могут требовать платить кого-то налог. Чтобы территория считалась полностью или частично изъятой из оборота, на ней должны располагаться такие объекты:

    • национальные парки, музеи, заповедные территории;
    • военные полигоны, части, строения, сооружения;
    • захоронения;
    • археологические раскопки;
    • лесополосы;
    • озёра, реки, моря;
    • железные дороги и автомагистрали.

    В соответствии с этим, земельный налог платят только на тех территориях, где он введён местными властями. При этом плательщик должен быть землевладельцем, а его надел должен признаваться объектом налогообложения.

    Давайте теперь узнаем, как рассчитывается земельный налог и куда платить таковой.

    Возврат земельного налога описан в этом видеоролике:

    Расчёт и уплата

    Расчёт земельного налога для юридических и физических лиц проводится по общей формуле, в которую входят такие параметры, как налоговая база, ставка и коэффициент. Что собой представляет каждый из них?

    С недавних пор налоговой базой для расчёта земельного налога стала кадастровая стоимость надела, а не как раньше, когда сумму рассчитывали по инвентаризационной стоимости. Государственный кадастр недвижимости содержат оценочные сведения обо всех объектах налогообложения, именно оттуда их получают налоговые органы, чтобы рассчитать для граждан суммы, подлежащие к уплате. Так как организации самостоятельно рассчитывают суммы налога, они имеют право получить эти сведения в форме выписки.

    Налоговые ставки устанавливают местные органы власти в зависимости от назначения и фактического использования земель. При этом налоговые ставки по земельному налогу не могут превышать максимальные значения, установленные НК РФ (налоговый кодекс). Сниженный размер ставки в 0,3% применяют для земель:

    • сельскохозяйственных угодий;
    • жилищного фонда;
    • с приусадебным хозяйством, дачами, огородами и садами.

    Территории земель других назначений облагаются ставкой в 1,5 %. У местных администраций есть полномочия эти ставки дифференцировать в зависимости от удалённости и доходности.

    Коэффициенты в расчёте налога вводятся для учёта времени владения участком. Они принимаются равными единице, когда налогоплательщик владел землёй в течение всего налогового периода. Коэффициенты часто представляют собой десятичную дробь, так как определяются по отношения числа полных месяцев владения к числу месяцев целого периода оплаты (3 или 12).

    Авансы и льготы

    При расчёте земельного налога также учитываются льготы, федеральные, установленные для всей территории страны, и местные, которые устанавливают сами муниципалитеты. Льгота может быть выражена либо в полном освобождении от уплаты налога, либо в уменьшении кадастровой стоимости на определённую необлагаемую сумму.

    Уплата налога должна происходить по итогам налогового периода, который может быть равен году или кварталу (только для юридических лиц).

    • Физические лица получают ежегодно налоговые уведомления, в которых подробно прописаны объекты, сроки сдачи земельного налога и суммы к уплате. Люди всегда платят за прошедший год в текущем году, при этом у них есть время до 1 декабря, чтобы погасить задолженность, иначе им будет начисляться пеня.
    • Юридические лица в соответствии с постановлением местных властей могут платить за землю авансовыми взносами по каждому кварталу, либо так же, как и простые граждане – один раз в год. Но в отличие от физических лиц и ИП, у организаций есть обязанность рассчитывать налог самостоятельно и предоставлять отчётность в налоговые органы. Декларации у них должны быть сданы до 1 февраля каждого года по итогам прошлого.

    Квартальные авансовые платежи рассчитываются с применением четвёртой части соответствующей налоговой ставки, а итоговая годовая сумма определяется по разнице между исчисленной по итогам года и суммой уплаченных авансов. При этом юридические лица применяют такие же коэффициенты, которые учитывают период владения данным наделом.

    В этом видео рассмотрены проводки по земельному налогу и его начислению в бухгалтерском учете: