Содержание:
Процедура банкротства юридических лиц: от подачи заявления до сравнения вариантов
Процедура банкротства юридического лица напрямую затрагивает его интересы и лиц, имеющих к нему претензии. Законодательство «мотивирует» руководителя к активной самозащите, иначе он априори признается виновным в банкротстве юридического лица [1] . Как правильно проводить банкротство и избежать указанных рисков — рассмотрим в нашем обзоре.
Основания для банкротства юридического лица
Процедура банкротства регулируется гражданским и арбитражным законодательством. Понятие этого института закреплено в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в редакции от 18 июня 2017 года. Исходя из определения, банкротство можно рассматривать как:
- состояние юридического или физического лица;
- систему взаимосогласованных процедур;
- цель или конечный результат осуществляемых мероприятий.
Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.
Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельной компания должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.
Всех участников процедуры банкротства можно разделить на группы в зависимости от наличия заинтересованности в ее результатах:
- лица, имеющие личный интерес;
- лица, представляющие государственный интерес;
- лица, содействующие правосудию.
К первой группе относятся должник и кредитор. Кроме них, личные интересы в процедуре банкротства отстаивают представители собственников имущества юридического лица, работники компании, контролирующее должника лицо.
Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий. Согласно Закону о банкротстве это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предъявляющей к нему квалификационные требования.
Рассматривая процедуру банкротства, можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интересы ее участников. Среди плюсов для кредиторов — это повышение вероятности взыскания задолженности по сравнению с процедурой исполнительного производства. Получить деньги становится возможным даже с юридического лица, у которого согласно текущим отчетам отсутствует имущество. Это достигается с помощью следующих инструментов:
- привлечения руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности;
- инициации уголовного судопроизводства по преднамеренному банкротству;
- оспаривания сделок должника.
Негативом банкротства для кредитора при этом является тот факт, что на средства должника претендуют и другие субъекты, о которых ранее могло быть неизвестно.
С точки зрения должника, банкротство — это эффективный правовой инструмент ликвидации задолженности. С его помощью компания может избавиться от непосильного бремени кредитов, процентов, невыполненных обязательств и пеней за их просрочку. Процедура банкротства, в отличие от ликвидации предприятия путем реорганизации или слияния, является прозрачной. Среди минусов для юридического лица следуют отметить потребность в финансовых и временных затратах.
Как начать процедуру банкротства юридического лица
Инициировать процедуру банкротства могут физические и юридические лица. Согласно Закону о банкротстве это сам должник, ФНС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, конкурсный кредитор, а также работники компании. Все указанные лица, за исключением должника, перед обращением в арбитражный суд обязаны предварительно дождаться вступления в силу решения суда о взыскании с него денежных средств.
Для должника инициация банкротства — это и право, и обязанность. Последняя возникает через месяц после появления обстоятельств, описанных в статье 9 Закона о банкротстве. Право же на подачу заявления в арбитражный суд имеет место при предвидении несостоятельности. Рассмотрим требования к процедуре подачи заявления при инициировании банкротства самим должником.
Согласно закону этот документ оформляется в письменной форме. В нем необходимо отразить следующие сведения:
- наименование суда;
- суммы всех имеющихся задолженностей;
- обоснование отсутствия возможности погасить имеющиеся долги;
- описание имущества и имеющихся денежных средств;
- регистрационные данные и номера счетов в банках;
- сведения о саморегулируемой организации для утверждения временного управляющего.
К заявлению прилагаются документы, обосновывающие указанную информацию, а также те, которые, по мнению юридического лица, необходимы для принятия обоснованного судебного решения. Более подробно об этом говорится в ст. 38 Закона о банкротстве, а также в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. За 15 дней до подачи заявления должник обязан разместить информацию о своем намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Порядок их опубликования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Этапы банкротства юридического лица
Судебное дело о банкротстве — это цепь последовательных этапов на пути к достижению цели — удовлетворению обоснованных требований к должнику. Законом предусмотрены наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение — первый обязательный этап в процедуре. Его целью является анализ и сохранение активов должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть платежеспособность. Основными признаками наблюдения являются следующие:
- ограничение полномочий руководителя компании;
- приостановление исполнительных производств, снятие арестов и иных ограничений;
- запрет на выплаты долей, дивидендов, процентов, зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
- прекращение начисления штрафов, пеней.
Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом решения о переходе к одной из следующих стадий банкротства или прекращении этой процедуры. Наблюдение может перерасти в любую из существующих стадий, пропустив остальные.
Финансовое оздоровление — это необязательная процедура, направленная на погашение задолженностей юридического лица в установленный период и в соответствии с согласованным графиком и на восстановление финансовой стабильности по заранее составленному плану действий. На этом этапе сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные наблюдением, а также еще больше сужаются полномочия руководителя.
Этап завершается принятием решения о переходе к стадии внешнего управления или конкурсного производства. В случае, когда по результатам санации требования кредиторов удовлетворены, суд прекращает производство по делу.
Внешнее управление — один из приемлемых (необязательных) этапов процедуры банкротства, обусловленный объективной возможностью вернуть юридическому лицу платежеспособность.
В отличие от всех предыдущих этапов, этот предусматривает устранение бывших руководителей компании от осуществления управленческих функций и приостановление погашения задолженностей. Компания фактически переходит «в руки» внешнего управляющего, который может считать для нее необходимым:
- смену вида деятельности;
- прекращение работы одного или нескольких направлений;
- реализацию собственности;
- иные изменения.
Внешнее управление завершается прекращением производства при удовлетворении требований кредиторов или переходом к этапу конкурсного производства.
На этапе конкурсного производства арбитражный суд подтверждает несостоятельность должника. Для покрытия долгов и убытков юридическое лицо подлежит реализации. Эти меры возлагаются на конкурсного управляющего и осуществляются в процессе торгов. По завершению этого этапа юридическое лицо ликвидируется.
Мировое соглашение — это альтернативная иным этапам, бесконфликтная процедура банкротства. Она представляет собой заключение письменного мирового договора между сторонами конфликта.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом свидетельствует о прекращении процедуры банкротства. В случае нарушения взятых сторонами обязательств или расторжения договора процедура банкротства развивается в обычном порядке.
В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства
Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:
- компания фактически не осуществляет свою деятельность;
- руководить организации находится в неустановленном месте;
- у юридического лица существует задолженность.
Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.
Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.
Варианты организации процедуры
Наличие долгов у юридического лица требует либо их погашения в установленном законом порядке, либо передачи правопреемнику. Во втором случае возможна продажа компании. Эта процедура регулируется гражданским законодательством и предполагает:
- поиск нового владельца;
- подготовку уставной и финансовой документации, сдачу отчетности;
- регистрацию договора купли-продажи;
- внесение изменений в государственный реестр и предоставление данных о смене руководителя в контролирующий орган.
Вместе с тем продавцу необходимо учитывать, что законодательством о банкротстве в некоторых случаях предусмотрена обязанность объявить себя банкротом. Кроме этого, передача долгов иному лицу не ограждает бывшего руководителя от субсидиарной, административной и уголовной ответственности за незаконные действия.
Для реализации процедуры банкротства юридическое лицо не обязано привлекать посредника. Закон определяет, что должник сам имеет право обратиться в арбитражный суд. Руководствуясь этим утверждением, многие руководители берутся за процедуру банкротства силами компании. Такой подход исключает дополнительные затраты на поиск представителя и оплату его услуг. Вместе с этим, учитывая сроки такой процедуры, а также многочисленные процессы, специалисты компании на длительный период времени фактически полностью отстраняются от выполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме этого, закон в любом случае обязывает привлекать для этой процедуры арбитражного управляющего, так что исключительно собственными силами все равно не обойтись.
Привлечение профессионалов — один из вариантов организации управляемого банкротства. Он предполагает заключение договора с юридической компанией на предоставление услуг. Преимущества этого способа организации следующие:
- комплексный подход (команда профессиональных помощников по банкротству обеспечивает комплексную работу юристов, финансистов и оценщиков над проблемами клиента);
- возможность привлечь специалистов на любом этапе;
- юридический грамотный подход к защите интересов должника;
- получение актуальных рекомендации по минимизации финансовых и имущественных потерь.
Каждый из описанных вариантов организации процедуры банкротства имеет свои недостатки и преимущества. Принимая решение, руководителю целесообразно учитывать условия, последствия и степень личной ответственности при каждом из вариантов осуществления банкротства (ликвидации).
- 1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 22.06.2017).
- 2 Полещук Т.А., Маркова Д.А. Банкротство юридических лиц в России//Общество, политика, экономика, право. – 2016. — № 5. – С. 128-133.
- 3 Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц [сайт]. URL: http://www.fedresurs.ru/#/company/af20434d-1f5d-438a-8fad-f00c7ef71e17(дата обращения: 22.06.2017).
- 4 Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [сайт]. URL: http://bankrot.fedresurs.ru(дата обращения: 22.06.2017).
- 5 Иван Рыков. Означает ли банкротство реальную финансовую несостоятельность? [сайт]. URL: http://bankrotstvoplus.ru/info/podrobno.php?ELEMENT_ID=348 (дата обращения: 22.06.2017).
Грамотное проведение процедуры банкротства силами компании — дело не только непростое, но порой невыполнимое. Сложно избежать привлечения к субсидиарной ответственности, активно практикуемой налоговыми органами с 2016 года, персональной ответственности контролирующих лиц, если все неблагоприятные факторы не учтены и не построена стратегия ликвидации предприятия. Препятствием для безболезненного банкротства компании становится отсутствие опыта и необходимого профессионализма у корпоративных юристов, в связи с чем привлечение внешних консультантов можно считать обязательным условием для благоприятного исхода.
Основные принципы действующего законодательства о банкротства
С 1 марта 1998 г. в России вступил в силу закон о несостоятельности (банкротстве), который учитывал предьщущую негативную отечественную практику и позитивный опыт развитых стран. Главные преимущества данного закона:
• ориентация на сохранение предприятия, создание условий для его выживания через реструктуризацию (когда это возможно);
• критерии банкротства стали прозрачными, перестали апеллировать к понятию «структура баланса».
Положения закона свидетельствуют о его направленности на финансовое оздоровление, предоставление возможности исправить положение дел в организации даже после обращения в арбитражный суд ее кредиторов. Однако само применение закона оставалось «мягким»: не все организации, которые имели внешние признаки несостоятельности, подпадали под судебную процедуру банкротства. Основные причины такого положения:
• закон вступил в силу непосредственно перед кризисом 1998 г., в пик неплатежей и его применение оставалось во многих случаях выборочным;
• пропускная способность арбитража, число лицензированных специалистов были неадекватны потребности в них.
Тем не менее данный закон оживил процедуру банкротства. Уже в 1998 г. в арбитражные суды поступило в 2,2 раза больше заявлений о признании должника банкротом, чем в 1997 г.
Законодательство о банкротстве в России продолжает развиваться и уточняться, сближаться с западной практикой. Подтверждение этому — вступление в силу 3 декабря 2002 г. нового Федерального Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Основные особенности антикризисного регулирования в соответствии с действующим законом:
• процедура банкротства начинается при малой задолженности и в сжатые сроки, чтобы предотвратить серьезные последствия для большого числа участников;
• государство в лице налоговых и других уполномоченных органов не имеет преимуществ перед другими кредиторами и в то же время не имеет обязательств по оказанию помощи банкротам;
• к процедурам банкротства добавлена такая процедура, как финансовое оздоровление, что предоставляет дополнительные возможности восстановления нормальной деятельности организации;
• увеличена ответственность руководителя предприятия-должника за ненадлежащие действия вплоть до административной и уголовной ответственности;
• установлены количественные барьеры для признания собрания кредиторов правомочным, что затрудняет возможность решать вопросы келейно. Вместе с тем интересы крупных кредиторов защищены больше — достаточно, чтобы владельцы 10% требований выступили с инициативой проведения собрания (в старом законе соответственно владельцы 30% требований);
• сроки проведения процедур банкротства значительно продлены по сравнению с предшествующим законом и в связи с этим более реалистичны. Продление сроков ставит также определенные барьеры на пути недобросовестного банкротства: затянувшаяся процедура может стать невыгодной для потенциальных новых собственников.
Несмотря на то что пока еще нельзя оценить данный закон с точки зрения практики его применения, его концепция и основные положения — важнейший шаг в развитии рыночных отношений в России. Возможности улучшения законодательства заключаются, на наш взгляд, в расширении использования различных видов ценных бумаг и других инструментов финансового рынка для несостоятельных предприятий: в настоящее время для привлечения дополнительных средств преимущественно предлагается использование обыкновенных акций, и то по закрытой подписке. В западной практике известны такие инструменты, как «мусорные» облигации, широко используются конвертируемые ценные бумаги, различные опционы, варранты.
К недостаткам нового российского закона о банкротстве, на наш взгляд, можно отнести узкое толкование термина «финансовое оздоровление». Так, в соответствии с действующим законом финансовое оздоровление сводится лишь к погашению задолженности перед кредиторами на очень жестких условиях, хотя обычно под этим термином понимается более широкий круг вопросов — улучшение финансово-экономических показателей, увеличение стоимости компании, ее капитализации.
Несмотря на отмеченные недостатки, можно сказать, что в настоящее время концепция антикризисного государственного регулирования в России и соответствующая ей законодательная база по основным направлениям соответствуют современным мировым тенденциям и практике. «Узким» местом остается правоприменение, механизм реализации законов. Определенная часть законодательных актов носит декларативный характер, поскольку не выполняется.
Следует отметить, что, хотя для принятия решений государственными органами критерии, основанные на неудовлетворительной структуре баланса, отменены, в некоторых случаях их продолжают применять для аналитических целей. Однако, на наш взгляд, они не могут быть полезны и для этих целей из-за перечисленных выше недостатков. Критерием признания банкротства могут служить лишь реальные неплатежи любой категории партнеров, включая государство, а для прогнозирования банкротства целесообразно использовать комплексный подход: широкий набор индикаторов финансового состояния организации.
Признаки банкротства, помощь в проведении анализа и процедуры
Для проведения процедур по банкротству предприятия лучшим вариантом будет воспользоваться услугами специализированных организаций, профессионально ими занимающимися.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с различными рисками и кризисными периодами. Для оценки рисков и скорейшей стабилизации экономики компании нередко прибегают к процедуре банкротства.
Что же понимается под понятием банкротства, и каковы его признаки?
Банкротство – это зафиксированная судом несостоятельность должников (физ. или юрид. лиц или целой страны) в удовлетворении требований кредиторов по взятым обязательствам или невозможность уплатить обязательные платежи.
Также банкротством называются мероприятия, проводящиеся в отношении должника, оценивающие его финансовое положение.
А также меры, способствующие оптимизации экономического положения должника, а если это не представляется возможным, то исполнение обязательств перед кредиторами в максимально возможном размере.
- наличие кредиторской задолженности;
- невозможность оплаты кредиторской задолженности или уплаты обязательных платежей;
- долговые обязательства более 10 тысяч рублей для физ лица и более 100 тысяч рублей для юридического лица;
- решение арбитражного суда о признании банкротства.
Этапы проведения банкротства
Выделяют следующие этапы банкротства:
1) Наблюдение. Судом назначается временный арбитражный управляющий, который проводит процедуру наблюдения. Этот этап производится за 3-4 месяца.
За это время назначенный управляющий дает комплексную оценку финансово-хозяйственной деятельности организации. Также он отвечает за сохранность имущества и рассматривает варианты погашения кредиторской задолженности, а также взаимодействует с акционерами и кредиторами.
Руководство компании должно оказывать содействие работе управляющего, однако не освобождается от своих управленческих обязанностей.
При начале процедуры наблюдения временно останавливаются мероприятия по взысканию с должника различных видов обязательств, а также прекращаются выплаты причитающихся дивидендов и подобных платежей.
2) Финансовое оздоровление. Используется в случае, если у предприятия есть ресурсы для стабилизации ликвидности.
Как сделать электронную подпись, кто может в этом помочь?
Организационно-правовые формы предприятия – помощь в их выборе.
Решение о финансовом оздоровлении принимает суд после анализа предложений по оптимизации финансовой ситуации и погашения кредиторской задолженности, а также решения учредителей и кредиторов.
Во время финансового оздоровления организации руководство компании полностью отстраняется от управления, все процедуры проводит арбитражный управляющий.
Мероприятия по финансовому оздоровлению длятся до 12 месяцев (в исключительных случаях до 24 месяцев) и включают в себя следующие действия:
- отмена выплат по долговым обязательствам;
- введение усиленных мер по сохранности имущества;
- выполнение плана мероприятий по оздоровлению;
- согласование результатов мероприятий с кредиторами.
Однако управляющий не вправе самостоятельно принимать решения, увеличивающие кредиторскую задолженность, свои действия он должен согласовывать с собранием кредиторов.
3) Внешнее управление.Оно может быть продолжением этапа финансового оздоровления, общий срок этих стадий банкротства не может быть больше 24 месяцев.
Внешнее управление вводится решением суда, мероприятия проводятся назначенным внешним управляющим.
Внешний управляющий может осуществлять следующие действия:
- распоряжается активами должника в соответствии с утвержденным планом оздоровления;
- заключает мировое соглашение от имени должника;
- расторгает договорные обязательства, ухудшающие положение должника;
- принимает обеспечительные меры по охране имущества должника;
- представляет отчеты собранию кредиторов;
- страхует свою ответственность.
Как проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей?
Услуги по ликвидации ООО, пошаговая инструкция по ее осуществлению.
4) Конкурсное производство. Его задача – удовлетворить требования кредиторов за указанный срок, соблюдая очередность, с помощью выставления ликвидных активов на открытых торгах по банкротству.
В ходе торгов внеочередно погашаются судебные издержки, оплата арбитражного управляющего, текущие общехозяйственные платежи.
- В первую очередь погашаются долги гражданам в виде компенсаций морального вреда и причинения вреда здоровью.
- Во вторую очередь гасятся долги по заработной плате.
- В третью очередь погашаются долги прочим кредиторам.
5) Мировое соглашение. Эта процедура может вводиться в любой момент ведения банкротства. Мировое соглашение отражает договоренности кредиторов и должника о реструктуризации задолженности, увеличении сроков выплат по договорам, списание долгов.
Для банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника может быть применена упрощенная процедура банкротства. Она подразумевает сокращенный список мероприятий.
Этого делать не нужно, так как не ставится цель вывести предприятие из кризиса.
В соответствии с законодательством арбитражные управляющие обязаны размещать информацию о текущих и завершенных процессах банкротства хозяйствующих субъектов на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве.
До его введения сведения о банкротстве требовалось искать в статьях специализированных СМИ, что затрудняло поиск.
Теперь поиск сведений о банкротстве можно систематизировать в параметрах реестра сведений о банкротстве по участвующим в процессе лицам.
Как избежать банкротства?
В большом количестве случаев банкротства компании можно избежать, если провести анализ некоторых показателей и выявить вероятность банкротства.
О финансовом кризисе компании могут свидетельствовать такие явления:
- уменьшение объемов производства;
- отрицательный финансовый результат на протяжении нескольких периодов деятельности;
- наличие просроченной кредиторской задолженности;
- значительные привлечения кредитов и займов;
- излишние остатки сырья и материалов на складах;
- сложности с реализацией продукции.
Существует несколько моделей прогнозирования банкротства, на основании которых можно сделать выводы о финансовом состоянии организации.
Количественные модели прогнозирования банкротства:
- двухфакторная модель Альтмана. Одна из самых простых моделей, оперирующая небольшим количеством аналитических показателей. Основной фактор – возможность сокращения или полного прекращения финансирования компании заемными средствами.
- пятифакторная модель Альтмана. Она разработана для акционерных обществ, участников фондового рынка. Несомненным достоинством этой модели является высокая точность оценки.
- четырехфакторная модель Таффлера. Эта модель также подходит для оценки риска банкротства акционерных обществ на текущий момент и в будущем.
- четырехфакторная модель Спрингейта. Эта модель разработана на основе модели Альтмана с уменьшенным числом показателей.
- система показателей Бивера. В этой системе не дается конечная оценка, а выявляется категория вероятности наступления банкротства.
В чем заключаются услуги бухгалера по сдаче отчетности в налоговую?
Как составить и подписать справку о заработной плате, какую зарплату в ней указывать?
Бухгалтерское сопровождение предприятий, подробнее о предоставлении этих услуг в статье: https://buhguru.com/buhgalteria/bukhgalterskoe-soprovozhdenie-yuridiche.html
Для более достоверной оценки вероятности появления банкротства следует использовать несколько методик оценки состояния предприятия.
Процедура банкротства достаточно сложна, ведь в процессе банкротства необходимо
- отслеживать действия управляющего, возможно с последующим обжалованием,
- составлять исковые заявления о взыскании средств с дебиторов банкротящейся компании,
- оспаривать в установленном порядке подозрительные сделки и многое другое.
Чтобы предотвратить возникновения последствий в результате банкротства нужно обратиться к специалистам.
Поэтому в вопросе проведения банкротства лучшим вариантом будет воспользоваться услугами специализированных организаций, профессионально занимающимися процедурами банкротства.
Банкротство – признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Какие задачи решает процедура банкротства предприятия и физического лица
Процедура банкротства позволяет решить две задачи:
обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить,
защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.
Цель банкротства предприятий
Целью банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые являются неэффективными и нестабильными. Эта цель достигается в результате действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.
Основная цель специалистов по банкротству – максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.
Участники процедуры банкротства предприятий
В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:
органы государственной власти.
Виды банкротства предприятий
Понятие банкротства принято разделять на несколько основных видов:
Реальное банкротство. При реальном банкротстве компания теряет способность восстановить свою функцию платежеспособности из-за фактических потерь заёмного и собственного капитала. В силу наличия высокого уровня потерь капитала и реального повышения доли кредиторской задолженности, компания теряет возможность вести свою хозяйственную деятельность. По этим причинам арбитражный суд объявляет организацию несостоятельным банкротом на основании закона о банкротстве;
Банкротство бизнеса. Под термином «банкротство бизнеса» понимается такой вид бизнеса, при котором компания прекратила осуществлять операции, получив реальные убытки для своих кредиторов. Такой бизнес определяется как несостоятельный, хотя при этом формально не была осуществлена процедура банкротства, и сама компания не была признана несостоятельной;
Временное (условное) банкротство. При временном банкротстве организация теряет свою платежеспособность по причинам превышения актива баланса компании над его пассивом, наличия большого размера дебиторской задолженности перед контрагентами и наличия на складе большого количества нереализованной готовой продукции. При временном банкротстве предприятия в ходе осуществления антикризисного управления с применением процедуры санирования не происходит ликвидации компании. В ходе проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления у компании появляются реальные шансы существенно повысить свою платежеспособность, отладить производственный процесс в соответствии с требованиями и потребностями рынка и добиться в будущем устойчивого и эффективного развития организации;
Преднамеренное (умышленное) банкротство. При преднамеренном банкротстве руководители и владельцы организации преднамеренно ухудшают платежеспособность компании, наносят предприятию экономический вред путем хищения денежных средств фирмы различными способами в своих личных интересах и в интересах третьих лиц. Установленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в арбитражный суд с целью привлечения виновных к уголовной ответственности;
Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятия о своей неплатежеспособности. Целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов компании для получения от кредиторов фирмы различных льгот по погашению существующих обязательств, либо для уменьшения долгов организации за счет реализации неконкурентоспособной продукции. Лица, виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособным предприятием и в умышленном сокрытии активов, необходимых для своевременного погашения кредиторской задолженности, привлекаются к уголовной ответственности на основании представления дел в суд арбитражными управляющими.
Банкротство физических лиц
Под банкротством физических лиц подразумевается признание арбитражным судом неспособности физического лица выполнять свои финансовые обязательства и осуществлять расчеты с кредиторами.
Начать процедуру банкротства имеет право любое физическое лицо, чей долг перед организациями превысил 500 тысяч рублей. При этом просрочка по уплате обязательств должна превышать три месяца.
Инициаторами начала осуществления процедуры банкротства могут также выступить кредиторы или Федеральная налоговая служба.
При этом Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» четко разделяет случаи, когда физическое лицо обязано подать заявление о банкротстве, и когда гражданин вправе подать заявление о банкротстве в добровольном порядке.
Так, например, обязательной для начала осуществления процедуры банкротства является ситуация, когда физическое лицо – должник имеет долг сразу перед несколькими кредиторами и понимает, что, даже выплатив часть долга, не сможет погасить оставшуюся сумму долга.
Отметим, что обратиться в суд гражданин обязан не позднее чем через 30 дней после наступления ситуации, которая удовлетворяет установленным условиям банкротства.
Что влечет за собой получение статуса финансовой несостоятельности для физического лица
На время ведения дела о банкротстве гражданина лишают права:
осуществлять сделки по покупке и продаже имущества, передаче имущества в залог, выдаче поручительств;
выезжать за границу (этот вопрос решается на усмотрение суда);
распоряжаться денежными средствами на банковских счетах.
На 3 года гражданин, признанный банкротом, лишается права занимать любые должности в органах управления юридического лица и каким-то образом принимать участие в управлении компании.
С признанием гражданина банкротом прекращается:
процесс удовлетворения требований кредиторов по существующим денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей (за исключением налогов, сборов, штрафов). Требования к гражданину можно предъявить только в рамках дела о банкротстве;
процесс начисления неустоек и процентов по текущим обязательствам;
действие исполнительных листов по взысканию имущества. Иными словами, гражданин, признанный банкротом, не должен выполнять требования кредиторов, оставшиеся неудовлетворенными после реализации имущества должника.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Организационно-правовые вопросы банкротства предприятий
Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит
1. Правовое регулирование банкротства 5
1.1.Основные понятия несостоятельности (банкротства) 5
1.2. Цели, задачи, организационное обеспечение процесса банкротства 10
1.3. Принципы института банкротства 12
2.Признаки банкротства 14
3. Преднамеренное банкротство 16
4. Причины банкротства и оценка его добросовестности 20
5. Процедура банкротства 24
5.1. Внесудебные процедуры 25
5.1.2. Добровольное объявление должника о своем банкротстве 28
5.2. Судебные процедуры 30
5.2.1. Наблюдение 30
5.2.2. Внешнее управление 31
5.2.3. Конкурсное производство 33
5.2.4. Мировое соглашение 34
Список литературы 36
Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия – банкротство предприятия. Правовой институт несостоятельности (банкротства) – комплексный институт, включающий нормы гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, трудового, административного, уголовного права. Использование института банкротства позволяет не только перестроить работу самого предприятия, но и улучшить финансово — экономический климат других хозяйствующих субъектов. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых предприятий как инструмент санации экономики в целом является необходимым элементом структурной перестройки российской экономики. Проблема формирования механизма банкротства с неминуемыми издержками данного процесса является обязательным атрибутом переходной экономики и за рубежом (Германия, Япония в конце 40-х и в 50-е гг. XX в.), и в России. Если цель создания механизма банкротства — переход к новой структуре экономики, то критерием служит минимизация связанных с этим издержек. Такая постановка задачи управления ориентирует на создание структуры, обеспечивающей эффективное функционирование экономики России на рыночных принципах. Речь идет о реформах как на уровне государственного регулирования экономики, так и на уровне предприятий. Ключевой задачей государственного управления экономикой в этом направлении является создание условий для эффективного хозяйствования предприятий. Главная задача руководителей предприятий — организация такого менеджмента, который будет эффективен в условиях ограничений, диктуемых полномасштабным действием механизма банкротства.
Цель данной курсовой работы – организационно-правовые вопросы банкротства предприятий.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные понятия темы;
изучить признаки и причины банкротства;
изучить процедуры банкротства;
рассмотреть принципы института банкротства.
1. Правовое регулирование банкротства
1.1. Основные понятия несостоятельности (банкротства)
Для рассмотрения вопросов правового регулирования банкротства, необходимо изучить определения основных понятий и терминов. В Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.
Денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.
Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Временный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
Представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.
Руководитель должника — физическое лицо, которое является органом юридического лица, чьи действия без доверенности создают права и обязанности юридического лица. Законом предусматривается обязанность руководителя действовать добросовестно и разумно в интересах юридического лица. Руководитель выступает от имени юридического лица в силу закона или учредительных документов.
Конкурсные кредиторы — кредиторы, предъявившие в установленном порядке денежные требования к должнику. Не являются конкурсными кредиторами граждане с требованиями по обязательствам из причинения вреда жизни и здоровью, а также учредители (участники) юридического лица. Последние не признаются конкурсными кредиторами, только если их требования связаны с участием в юридическом лице.
Досудебная санация — мероприятия по финансовому оздоровлению должника, осуществляемые до подачи заявления о признании несостоятельности в арбитражный суд. Осуществлять досудебную санацию могут любые лица, включая собственника имущества юридического лица, учредителей, участников, кредиторов должника. Мероприятия по досудебной санации направлены на предупреждение возбуждения арбитражного процесса несостоятельности должника.
Наблюдение — новый институт российского конкурсного права, введенный Федеральным законом.
Цель периода наблюдения — защита интересов кредиторов от действий недобросовестного должника и, в свою очередь, интересов должника от действий недобросовестных кредиторов. Таким образом сохраняется имущество должника, который при необходимости продолжает функционировать.
На этапе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, что способствует адекватному решению вопроса о реорганизационных процедурах. Начинается период наблюдения с момента принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о признании несостоятельности и продолжается до решения судом вопроса о назначении реорганизационных или ликвидационных процедур.
Внешнее управление (судебная санация) — реорганизационная процедура, назначаемая арбитражным судом в рамках производства по делу о несостоятельности. Суть внешнего управления состоит в том, что комплекс прав по управлению должником передается независимому управляющему в сочетании с другими мероприятиями с целью восстановления финансового состояния должника; внешнее управление назначается, если анализ положения должника позволяет сделать вывод о возможности восстановления его платежеспособности. Процедура внешнего управления применяется только к должникам — юридическим лицам.
Конкурсное производство — завершающая стадия конкурсного процесса, ликвидационная процедура для должников — юридических лиц, проводимая после принятия решения арбитражным судом о признании должника несостоятельным. В рамках конкурсного производства формируется конкурсная масса, устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов, имущество должника реализуется и распределяется между кредиторами; проводятся другие мероприятия, цель которых — завершение производства по делу о несостоятельности и ликвидации должника — юридического лица.
Следует отметить, что в литературе нередко встречается более широкое понимание термина «конкурсное производство» — как синонима всего производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Временный управляющий — лицо, назначаемое судом в период наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника.
Внешний управляющий — лицо, назначаемое судом для осуществления функций руководителя должника в период внешнего управления.
Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое судом для приведения конкурсного производства, в том числе ликвидационных процедур в отношении должника — юридического лица после принятия решения о признании должника несостоятельным.
Мораторий — отсрочка платежей; это мероприятие внешнего управления, состоящее в том, что в соответствии с законом приостанавливается исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и требований по уплате обязательных платежей.
Представитель работников должника — лицо, имеющее соответствующие полномочия для участия в производстве по делу о несостоятельности с целью защиты интересов коллектива работников должника. Избирается представитель собранием работников должника.(13, стр.7)